Рождество твое христе боже наш воссияние мира. Рождественские молитвы

ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ... " Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы..." Протоиерей Родион (Путятин).. Какие это Силы Небесные невидимо служат с нами, слушатели? Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы и прочие Бесплотные Силы, которых главное жилище -- Небо, потому они и называются Небесные. Итак, вот какие Силы Небесные с нами служат. Кроме того, у всякого из нас есть, как известно, свой Ангел хранитель. Эти Ангелы хранители наши тоже принадлежат к Силам Небесным, вот и они тоже невидимо с нами служат. Ныне служат с нами. Когда это ныне? За Литургией Преждеосвященных Даров. Впрочем, и за всякой Литургией Небесные Силы невидимо с нами служат, и не только за Литургией, но и за всякой службой церковной они с нами служат. Только за Литургией преимущественно служат с нами невидимо Силы Небесные. Почему? Потому что преимущественно за Литургией бывает с нами Царь славы, Господь сил, Иисус Христос. Слушатели-христиане! Когда мы собираемся в церковь, когда мы здесь служим, поем, читаем, священнодействуем так, тогда с нами невидимо служат наши Хранители Ангелы и прочие святые Силы Небесные, Херувимы, Серафимы, Архангелы, Ангелы. Оттого-то в церкви легко приходят нам мысли и желания святые, небесные, если только мы сами не прогоним их от себя своей здесь рассеянностью, невниманием, небрежностью. А какие силы бывают с вами в ваших собраниях светских, мирских, где тоже поете, читаете, действуете? Бывают ли там с вами Силы Небесные? Едва ли, потому что в мирских, светских собраниях едва ли бывает Иисус Христос, там имя Его едва ли хоть раз когда бывает слышно. А где не бывает Иисуса Христа, там нет с нами и Небесных Сил, потому что Силы Небесные бывают с нами только ради Иисуса Христа, по Нем и с Ним. Какие же силы невидимо служат в светских, мирских собраниях, когда там не бывает Иисуса Христа? Какие-нибудь служат, только не небесные, не святые силы. Там даже Ангела-хранителя нашего с нами не бывает, по крайней мере это очень может быть, что мы там без него бываем. Как пчелы улетают из тех мест, где идет, распространяется дым, так и Святые Ангелы не могут быть в тех собраниях, где дымится, ходит, клубится смрад мирской. Оттого-то людям, бывающим в собраниях светских, легко приходят и надолго остаются мысли и желания нечистые, греховные, приходят и надолго остаются, так что очень трудно с ними после бывает расставаться им и дома. Итак, слушатели, ходите в церковь Божию: тут с нами невидимо служат Силы Небесные, тут с нами Господь сил, Царь славы, Иисус Христос, тут легко придет на мысль небесное, святое, чистое. В собраниях мирских, светских невидимо служат силы не небесные, силы не святые -- там невольно придет на ум нечистое, греховное. Аминь.

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Словарь сложных слов:

Се бо – ибо вот;

дориносится – торжественно сопровождается;

совершена – т.е. уже совершенная;

причастницы – соучастники, причастные чему-то;

аллилуйя – в церковном богослужении: возглас, выражающий хвалу, хвалебное обращение к Богу.

Перевод:

Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.

“Ныне Силы Небесныя” – смысл и история песнопения:

“Ныне Силы Небесныя” – песнопение Литургии Преждеосвященных даров. Она поется на Великом входе, когда освященные на “полной” литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб и ).

Подробнее о литургии и ее четырех основных чинопоследованиях читайте .

Литургия Преждеосвященных Даров – это особенное богослужение Великого поста, вечерня с причастием Святых Даров, освященных на Литургии в предшествующие воскресенье.

В Великий пост в буднии дни не совершается полная Литургия (т.е. такая Литургия, на которой происходит освящение Святых даров) из-за особенной праздничности и торжественности этого богослужения. Вместо нее служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы прихожане имели возможность причащаться Христовых Тайн не только в субботу и воскресенье.

Служба совершается в будние дни – по средам, пятницам и в определенные праздники.

Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией:

«Се Жертва тайная совершена дориносится» (“вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается” ).

В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы:

«Что еще оставалось… <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227).

Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» (“С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни”) – призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).

“Ныне Силы Небесныя” – слушать:

Обиходный распев, исполняет смешанный клиросный хор Иоанно-Предтеченского монастыря в городе Астрахань:

Древний напев, гармонизация Г. Львовского, исполняет Хор Сретенского монастыря:

Григорий Федорович Львовский (1830-1894) – выдающийся духовный композитор и регент, автор множества обработок древних распевов.

Литургия Преждеосвященных Даров - одна из самых красивых великопостных служб.
Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.
Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е., освященными прежде, на предыдущей литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоустого.
Первые христиане очень часто причащались Св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строго поста, дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая является самой торжественной церковной службой. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было установлено, не нарушая характера великопостного богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена в службы Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и ее письменное изложение, было сделано свт. Григорием Двоесловом, папой Римским, VI в веке /Закон Божий. Прот. Серафим Слободской/.
Песнопение Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности», торжественности, благоговейного трепета - Царь Славы- Господь - взирает на нас, Он перед нами с сонмом Сил Небесных.Он Сам здесь таинственно, но действительно присутствует, как бы восседая на святом престоле. Протоиерей Сергей Правдолюбов пишет: "Какой восторг, какое наслаждение для христианина сливать свое сердце с сердцем всей Церкви, соединять свои уста с устами всей Церкви на службе Единому Богу! А как мощно бьется это общецерковное сердце, как сильно звучат общецерковные гимны Сотворившему вся! Такая молитва, проходя всю вселенную, благоуханным фимиамом возносится непосредственно к Престолу Божию".

Слово 27. На песнопение «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат». Митрополит Владимир (Иким)

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат.
Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Песнь на Великом входе.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Мы с вами стали благословенными участниками Литургии Преждеосвященных Даров. Как вы знаете, в будние дни Великим постом, ради сугубого воздержания, Божественная Литургия в обычное время не совершается. Но Святая Церковь не лишает верных чад своих возможности приобщения Святых Христовых Таин. На вечернях среды и пятницы Великим постом служится Литургия Преждеосвященных Даров, за которой мы причащаемся Святых Даров, освященных на предыдущей полной Божественной Литургии.
Какая возвышенная, проникновенная, благодатная служба! При перенесении Святых Даров во время Великого входа мы слышали, как хор взволнованно пел: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится» . И далее, после перенесения: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!»
Какие же Небесные Силы невидимо служат с нами? Бесплотные Силы Небесные – святые Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Силы, Власти – все ангельские чины, жилище которых – небо, а отличительное качество – чистота. Благодатью Божией святые Ангелы так утвердились в делании добра, что грех стал недоступен их существу. Они безгрешны. И сегодня все они, как воспевает Церковь Христова, в едином порыве с нами, грешными и недостойными, славословят Господа, служат за Литургией Преждеосвященных Даров. Сила совершаемого таинства настолько велика, что в трепетном благоговении замирает мир видимый и мир невидимый. Вместе с людьми – со священнослужителями и прихожанами храма Силы Небесные довершают своим невидимым содействием видимое сотворение Божественного таинства. Здесь и наши Ангелы Хранители, и благословенные, деятельные небесные покровители, неустанно предстоящие пред Престолом Всевышнего и усердно молящиеся за весь род христианский. Только вдумайтесь, братья и сестры, в величие совершаемой сегодня службы! И сразу душа затрепещет от несказанной благодати, воспрянет от всего тленного, земного, временного, чтобы вместе с Силами Небесными восторжествовать и вознестись в благодарной молитве к небесам. Как вместить разумом, как понять это?! Трудно описать словами святость тех, кто невидимо присутствует сейчас вместе с нами в храме Божием. Но и величие чинов ангельских слабеет, уступает, смиренно преклоняется пред лучезарным торжеством и значительностью момента, когда во время этого священнодействия входит Сам Царь Славы, Господь наш Иисус Христос. Тогда всякое наше недоумение разрешается в единое мгновение. Пред нами Царь Славы – Царь Неба – Царь Света! а там, где Царь, неизменно должны быть и верные слуги Его – небесные исполнители святой воли Божией. Где же еще им быть, если не возле Него, Творца мира и Вседержителя?! Как люди почитают земных царей и правителей, так в несравненно большей степени и Небесные Силы благоговеют и трепещут пред Царем Небесным. С радостью и покорностью предстоят невидимые наши заступники пред Престолом Божиим в Царствии Небесном. Но разве не с такой же радостью, готовностью и почитанием сослужат ныне святые Ангелы и Архангелы службу Господу своему на благословенной, преисполненной человеческой верой земле?! Идет Великий пост, время усиленных молитв и покаяния, время отрешения от каждодневных проблем и забот. Время радости небесной. Потому что в нашем настоящем единении с Богом, в благодатных службах святой Четыредесятницы приходит ни с чем не сравнимое ощущение сопричастности миру горнему и его небесными жителями. Сегодня они с нами, недостойными, пребывают, радуются нашим молитвенным подвигам, нашему стремлению к покаянному очищению. И в ответ сердце наше переполняется особой, неизреченной радостью устремленной на небеса. Святитель Тихон Задонский пишет: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его: все это – предвкушение вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое».
«Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!» – призывает нас Святая Церковь. Именно так, когда душа, сердце и все естество наше преисполнено верою и любовью к Богу, и надо приступать ко Святой Трапезе. Разве можно без веры ощутить всю величину и важность совершаемого на Божественной Литургии святого таинства?! Разве можно, принимая Святые Дары, без веры осознать, что вкушаем мы не просто хлеб и вино, а животворящие Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, в которых заключена для нас жизнь вечная. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Солнце всецело отражается в каждой смиренной, но чистой капле росы, так и Христос – в каждой христианской православной церкви всецело присутствует и предлагается на Священной Трапезе. Он сообщает свет и жизнь Своим причастникам, которые, приобщившись Божественному свету и жизни, сами делаются светом и жизнью». Без веры этого ощутить невозможно! Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда Сам Христос сказал о хлебе: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 28), кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его?.. Таким образом мы становимся христоносцами, когда Тело и Кровь Его соединяются с нашим телом и кровью. Так, по словам блаженного Петра, мы становимся причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4)». Вот такой несомненной, крепкой и глубокой должна быть наша христианская вера! Когда непреложной истиной в сознании и душе становится незримое для очей телесных.
Но совершение таинства Евхаристии невозможно не только без веры, но и без любви. Нельзя, принимая Святые Дары, не исполниться любовью к Спасителю, точно так же, как приближаясь к огню, невозможно не почувствовать тепла и жара. Ведь само причастие Святых Христовых Таин есть не что иное, как высочайшее проявление любви к нам Господа и Спаса нашего! Кто питает нас Своими Телом и Кровью? Кто за нас всходил на крест, умирал в муках и страданиях, был положен во гроб? Так как же можно не любить Того, Кто по величайшей любви Своей к людям, к нам с вами, стал Жертвой, Агнцем Божиим, закланным за грехи мира?! И потому – «верою и любовию приступим»!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда Святая Церковь возглашает: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится », верные чада Христовы падают ниц, в смирении и благоговении не смея поднять очи на Святые Дары, несомые священником. В еще более трепетном состоянии находятся невидимо сослужащие нам чины ангельские, которые возносят Господу молитвы с несравненным усердием. Не то, что мы, грешные и недостойные. И какую же скорбь у Сил Небесных вызывают те, кто позволяют себе в этот святой момент Богослужения отвлекаться посторонними разговорами, поведением своим творя бесчинства в храме Божием?! Отчего это происходит? От недостатка веры и отсутствия любви! Против таких святотатцев готово ополчиться все войско небесное, защищая честь своего Владыки. Но Вселюбящий Господь и здесь являет нам пример Своего несказанного милосердия, долго терпит наши беззакония, дает время на покаяние, испытывая тем самым и веру.
Не будем же огорчать Бога недостойным поведением, рассеянностью ума, невниманием или небрежностью в молитве. Поучимся у Сил Небесных благоговению, любви и чистоте. Пусть только небесные мысли и желания посещают наш ум и сердце в храме Божием, а все мелочное, житейское, земное оставим в святые дни Великого поста на второй план. Потому что время сейчас – особое, возвышенное, благое. Ведь с нами сегодня невидимо служат чины ангельские. С нами пребывает Пресвятая Богородица, угодники Божии возносят за нас свои пламенные молитвы. С нами всегда Сам Господь Сил, Царь Славы, Иисус Христос! Воздадим Царю Небесному достойные почести, возлюбим Бога всей душой, всем сердцем, всем умом нашим. И только в этом случае сподобимся и истинного Причастия Святых Христовых Таин, и подлинного духовного блаженства. Потому что, как писал святитель Феофан Затворник, «любовь к Богу, или жажда пребывания в общении с Богом как верховным благом и успокоение в Нем, или сознание блаженства в Его общении изливается в сердце обратившегося к Богу и устремляет к Нему все существо его. Эта любовь есть действительное вкушение блаженства, а не мысленное и воображаемое. Любовь – венец жизни христианской».
Да поможет и нам Отец Небесный обрести сей лучезарный венец, открыть в себе эту величайшую любовь, снискать благословенный дар Божий, дар любви, не вмещающийся в целом мире, но благодатно обитающий в смиренном, чистом и преисполненном веры сердце человеческом. Аминь.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Главные молитвы Рождества: перевод и текст

В православном богослужении во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения - стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры - из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; данном случае Агница - это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения уже самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира :

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго б оголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех б лаговолен ие.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак , гимн - «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Главный гимн Рождества в Православной Церкви - это тропарь Праздника , который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя - вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными - в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

  1. Праздник Рождества Христова.
  2. Его история, атрибуты.
  3. Обычаи празднования Рождества на Руси.
  4. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал:

  1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание);
  3. В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);
  4. Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение);
  5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. «Песенка о снежинке» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
  2. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях.
  3. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
  4. Выражать своё эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке.

Праздник Рождества Христова отмечают миллионы людей во всём мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных желаний.

А известно ли вам, почему праздник Рождества называется именно так?

Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира, принёс людям свет и надежду.

Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь».

Согласно легенде младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которых во время ненастья загоняли пастухи.

Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. Домашние звери согревали младенца своим тёплым дыханием.

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша,
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

(С. Чёрный)

После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела.

В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов).

Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну.

В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к празднованию Рождества. Люди убирали дома. Детские рождественские рисунки вывешивали в комнатах. Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни – колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья, здоровья и удачи. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством».

А в день самого Рождества наряжалась праздничная ёлка. На верхушке обязательно укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде. Все гости, навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными. Ведь Рождество – это праздник доброты и милосердия.

В рождественскую ночь совершается торжественная служба, дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, которые символизируют древо жизни. Главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве.

Колядки

Пришла коляда накануне Рождества,
Дайте коровку, масляну головку.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытиём, и богатством.
И создай вам, Господи, ещё лучше того!

Тётенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда, накануне Рождества
Подавай, не ломай,
Всё по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепёшки – разобьём окошки.
Не подашь пирога – уведём корову за рога.

Вопросы и задания:

  1. Как в старину на Руси Отмечали Рождество?
  2. Послушайте, как звучит колядка в опере Н. Римского-Корсакова из оперы «Ночь перед Рождеством».

Загадки

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество)

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зелёные иголочки
красуются рождественские … (ёлочки).
Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после - с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду
И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился… (Иисус Христос).

Презентация

В комплекте:

1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...», mp3;
Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», mp3;
Грубер. «Тихая ночь», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Loading...Loading...