С чьей деятельностью связано распространение христианства. Возникновение и распространение христианства

Вопрос, почему христианство всего за 300 лет своего существования, так быстро распространилось по миру, тревожит многих ученых. Чем данная вера стала столько притягательной, что быстро вытеснила другие религии. Хотя на этот вопрос нет однозначных ответов, принято несколько наиболее близких к истине объяснений.

Распространение христианств в Римской Империи было обусловлено скорее ее внутренними проблемами. Здесь не было каких-то четких граней между разными языческими культами, и различные религиозные идеи составляли собой единую систему верований. Распространявшееся в Римской Империи христианство не носило ярко выраженного политического характера, хотя требование отказаться от язычества имело в некотором смысле революционный характер. Между тем, римляне воспринимали идею одного Бога, как не противоречащую язычеству, ведь все Боги подчиняются одному всемогущему Богу, о котором и говорят христиане. Поэтому идея монотеизма стала плавно приходить в римские дома. Именно религиозная терпимость и гибкость, царившие в Римской Империи создали превосходную основу для развития христианского культа.

Но поскольку христианство было новой религией, а не древней системой верований, к нему все равно относились с подозрением, особенно со стороны властей. Активные преследования миссионеров продолжались со II по IV век н.э., когда христианство стало полностью разрешенной религией. Между тем, практически во всех слоях населения существовала некая неудовлетворенность умственных и духовных потребностей, что обусловило необходимость поиска новой религии, коей и стало христианство. Оно дало наиболее правдоподобные ответы на важнейшие вопросы, на которые языческие культы не давали ответ. Это, что происходит с душой после смерти, кто спасется, существует ли божественная справедливость и т.п. Кроме того, тяжелое экономическое положение Римской Империи и угроза со стороны нападавших варварских племен лишь усилили у римлян ощущение страха и потребности в утешении. Надежда, данная христианами, что в «том» мире будет лучше, стала главным инструментом продвижения христианства в Римской Империи.

Между тем, способ распространения идей христианства играл не меньшую роль в его развитии, чем сами идеи. Миссионеры старались продвигать их сначала среди мало образованного населения, поэтому до IV века приняли немного интеллектуалов. Большинство же новообращенных не умели писать и читать, а также жили рядом с язычниками, вместе с ними трапезничали и даже выполняли некоторые языческие обряды. Лишь через несколько веков длительной работы над совершенствованием идей верования и богослужения люди стали забывать о языческих культах.

Главную роль в миссионерской деятельности играли харизматичные личности, походившие на апостолов и, в частности Павла. С каждым разом проповеди становились более четкими и более требовательными, например, языческие боги стали считаться злокозненными и вредными, а истинная религия - это только монотеизм. Но интересно, что в плане обрядов христианство вобрало в себя многое из язычества - христиане молились в воскресенье, обратясь на восток, так же, как и язычники, богу Солнца. День рождения Иисуса, как и рождение бога Солнца, праздновалось 25 декабря, поэтому в глазах простота народа старый и новый культ слились воедино.

Типичными зачинателями христианского миссионерства Римской Империи являются Антоний и Мартин, которые вели образ жизни монахов. В своих проповедях они раскрывали преимущества христианского Бога по отношению к языческим - справедливость, победу сил добра над силами зла, прощение грехов и др. Чудеса и обещание вечной счастливой жизни избавляли людей от страха перед смертью, а также стали стимулом для тех, кто вел скудную жизнь. По сути, христианство отвечало человеческой жажде истинного счастья.

Немалое значение в распространении этой религии играла и христианская благотворительность. Забота христиан о бедняках, больных и неимущих производило колоссальное впечатление на соседей-язычников, которые в деятельности миссионеров убеждались и в добром одном Боге. А стойкость христианской веры, несмотря на преследования, для людей свидетельствовала об истинности данной веры.

Особенно христианская религия понравилась женщинам, поскольку она не просто пропагандировала святость брака, а и обещала спасение не только мужчинам, но и женщинам. Новое верование не делило людей по полу, классу, социальному статусу и другим признаком, ведь перед христианским Богом и раб и аристократ были равны, причем христианство очень противилось рабству. Презрение любых силовых методов, пропагандируемое христианством, делало эту религию аполитичной, поэтому она становилась некоторой опасностью для существующего политического и общественного строя. Однако христианство предложило единую веру и ощущение надежности людям, жившим в опасное время, поэтому очень быстро укоренилось в Римской Империи. А после приема христианства императором Константином, данная религия начала обретать роскошность и богатство, поскольку величие христианской религии начало подтверждаться строящимися роскошными церквями и большими денежными пожертвованиями со стороны каждого жителя, т.к. немалая часть от уплатыналогов отправлялась на нужды богослужения.

Сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру.

Как распространялось христианство

Долгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество. Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества , населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней адепты нового учения. По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни.

Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения.

Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно.

Как Армения приняла христианство

До принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества.
По армянскому преданию, царь-язычник Трдат, казнивший святых дев-рипсимеянок после того, как одна из них отказалась стать его женой, серьезно заболел от потрясения, вызванного их казнью.

Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во , царь исцелился. На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной.

Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу.

Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию.

27.07.2018

Все мы наследники и, надеемся, продолжатели христианской цивилизации. В этом году народы России, Украины, Белоруссии и чада нашей Церкви из других стран – все, кто отсчитывает свою «духовную родословную» от днепровской купели и равноапостольного князя Владимира – празднуют 1030-летие Крещения Руси. Как принятие христианства происходило в наших и иных землях? Как воспринималась вера Христова, кто просвещал людей, какой аргумент являлся решающим при принятии решения крестить свой народ? История христианской Церкви представляет нам следующую картину.

В первые столетия со времени основания Церкви христианская вера была запрещена, приверженцы ее считались преступниками на территории Римской империи. На протяжении трех веков христиане были гонимы, в разные периоды они сталкивались с различными проблемами. Иногда преследование было системным, иногда это были лишь гонения местного характера, иной раз от христиан требовали отказа от массовой открытой проповеди, другой раз верующих во Христа отслеживали и под страхом смерти требовали от них полного отречения от веры. Временем самых жестоких преследований является эпоха императора Диоклетиана и его цезаря Галерея (284-311). Однако в 311 году Галерей (тогда уже август) издал эдикт о веротерпимости. И буквально через два года, в 313-м, Римский император равноапостольный Константин Великий издает указ о полной свободе христиан. Этот законодательный акт более известен под названием Миланского эдикта.

Но как бы парадоксально это ни было, в одном государстве христианство принимается на десять-одиннадцать лет раньше, чем это делает вся Римская империя – в Армении благодаря пленнику Григорию Просветителю христианство становится дозволенной религией. В те времена очень часто пленники, которые жили на завоеванных территориях, являлись просветителями того или иного государства.


Следующим государством, которое принимает христианство, является Грузия, или Иверия. Здесь просветителем народа становится равноапостольная Нина. Она тоже была пленницей. Ближе к IV веку в Эфиопии начинается довольно успешная христианизация. Эфиопская Церковь, как и Армянская Апостольская Церковь, относятся к числу так называемых дохалкидонских церквей, т.к. в них признаются решения и исповедуются вероучительные догматы только трех первых Вселенских Соборов.


Если более углубленно посмотреть историю распространения христианства на Востоке, то главным фактором ее успеха можно назвать крещение Армении, Грузии и Эфиопии, поскольку эти страны всегда очень сильно влияли на всю Малую Азию.

Но не стоит забывать про главные христианские центры, такие как Сирия и Египет, где христианство активно произрастало еще во времена гонений. Именно здесь находились такие древние и авторитетные кафедры, как Антиохийская, Александрийская. Именно отсюда – огромное число великих святых отцов, благодаря которым появилась возможность просвещать другие земли. Здесь происходили в разное время Соборы, в том числе те, которые решали ход богословской мысли всей Церкви. Здесь также зародились такие большие богословские школы как Антиохийская и, конечно, Александрийская, наследниками богословской мысли которых мы с вами являемся.

В те времена христиан в разных уголках Римской империи было много, но язычников все равно больше. Христианство в первые века – это городская религия, она распространялась в основном в городах, а деревни оставались языческими. А на тот момент, к III веку, жителей деревень было больше, нежели чем городских жителей.

IV-V век – эпоха великого переселения народов: приходят германские племена. И здесь находятся свои талантливые пленники, например, Евтих – первый каппадокийский просветитель среди готов. Первый активный миссионер и епископ готов Ульфирия (он, правда, являлся арианином) впервые перевел Библию на готский язык.


Варваров часто поражали благородство и смелость христиан. Известен случай, когда Ахилла, предводитель гуннов и кочующих азиатов, был поражен смелостью и мудростью папы Римского Льва: святитель не побоялся выйти к нему на встречу и вступить в переговоры, чтобы предотвратить захват Рима.

В Британии христианство появляется очень рано, еще в доникейскую эпоху (то есть до I Вселенского Собора), но из-за захвата этой территории англами и саксами потребовалось повторное крещение не только Британии, но всех мест, где жили германские племена, поскольку англы и саксы уничтожили практически все население захваченных земель. В VI веке началась новая христианизация, которую благословил папа Римский Григорий Великий или, как у нас его принято называть, святитель Григорий Двоеслов.


Туда отправляется во главе миссии аббат Августин – именно он станет первым архиепископом Кентерберийским. Вторая христианизация не имела ничего общего с первой. Большое влияние оказывала Франкская империя, так как именно там еще оставались частички первой христианизации.

Через посредство двух городов – Рима и Константинополя – весь мир узнал христианство: благодаря Риму Запад становится воцерковлен, а на Востоке воцерковлением занимался Константинополь. Именно благодаря Царьграду мы с Вами сегодня являемся не только людьми знающими, что такое христианство, но и являемся его носителями и причастниками.

Захар САВЕЛЬЕВ

Как народы принимали христианскую веру

I век

Апостольская проповедь и основание христианских общин в Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и др.


II-V вв.

Миссия в Персии.

III век

Христианизация народов Британии; из-за захвата этих земель саксами и англами и уничтожения местного населения позже потребовалась вторая христианизация.

IV век

302-303 гг. – принятие христианства в Армении;

313 год – указ императора Константина о полной свободе христиан в Римской империи;


Широкое распространение христианства в Сирии и Египте, на Аравийском полуострове;

326 год – принятие христианства в Грузии;

330 год – христианизация Эфиопии.

IV-V век

Крещение пришедших в Европу германских племен.

IV-VI вв.

Широкая христианизация народов Кавказа.

V век

Принятие христианства во Франции.


VI век

Новая христианизация Британии, крещение скандинавов.


IX век

Принятие христианства в южнославянских землях.

988 год


27.07.2018

Все мы наследники и, надеемся, продолжатели христианской цивилизации. В этом году народы России, Украины, Белоруссии и чада нашей Церкви из других стран – все, кто отсчитывает свою «духовную родословную» от днепровской купели и равноапостольного князя Владимира – празднуют 1030-летие Крещения Руси. Как принятие христианства происходило в наших и иных землях? Как воспринималась вера Христова, кто просвещал людей, какой аргумент являлся решающим при принятии решения крестить свой народ? История христианской Церкви представляет нам следующую картину.

В первые столетия со времени основания Церкви христианская вера была запрещена, приверженцы ее считались преступниками на территории Римской империи. На протяжении трех веков христиане были гонимы, в разные периоды они сталкивались с различными проблемами. Иногда преследование было системным, иногда это были лишь гонения местного характера, иной раз от христиан требовали отказа от массовой открытой проповеди, другой раз верующих во Христа отслеживали и под страхом смерти требовали от них полного отречения от веры. Временем самых жестоких преследований является эпоха императора Диоклетиана и его цезаря Галерея (284-311). Однако в 311 году Галерей (тогда уже август) издал эдикт о веротерпимости. И буквально через два года, в 313-м, Римский император равноапостольный Константин Великий издает указ о полной свободе христиан. Этот законодательный акт более известен под названием Миланского эдикта.

Но как бы парадоксально это ни было, в одном государстве христианство принимается на десять-одиннадцать лет раньше, чем это делает вся Римская империя – в Армении благодаря пленнику Григорию Просветителю христианство становится дозволенной религией. В те времена очень часто пленники, которые жили на завоеванных территориях, являлись просветителями того или иного государства.


Следующим государством, которое принимает христианство, является Грузия, или Иверия. Здесь просветителем народа становится равноапостольная Нина. Она тоже была пленницей. Ближе к IV веку в Эфиопии начинается довольно успешная христианизация. Эфиопская Церковь, как и Армянская Апостольская Церковь, относятся к числу так называемых дохалкидонских церквей, т.к. в них признаются решения и исповедуются вероучительные догматы только трех первых Вселенских Соборов.


Если более углубленно посмотреть историю распространения христианства на Востоке, то главным фактором ее успеха можно назвать крещение Армении, Грузии и Эфиопии, поскольку эти страны всегда очень сильно влияли на всю Малую Азию.

Но не стоит забывать про главные христианские центры, такие как Сирия и Египет, где христианство активно произрастало еще во времена гонений. Именно здесь находились такие древние и авторитетные кафедры, как Антиохийская, Александрийская. Именно отсюда – огромное число великих святых отцов, благодаря которым появилась возможность просвещать другие земли. Здесь происходили в разное время Соборы, в том числе те, которые решали ход богословской мысли всей Церкви. Здесь также зародились такие большие богословские школы как Антиохийская и, конечно, Александрийская, наследниками богословской мысли которых мы с вами являемся.

В те времена христиан в разных уголках Римской империи было много, но язычников все равно больше. Христианство в первые века – это городская религия, она распространялась в основном в городах, а деревни оставались языческими. А на тот момент, к III веку, жителей деревень было больше, нежели чем городских жителей.

IV-V век – эпоха великого переселения народов: приходят германские племена. И здесь находятся свои талантливые пленники, например, Евтих – первый каппадокийский просветитель среди готов. Первый активный миссионер и епископ готов Ульфирия (он, правда, являлся арианином) впервые перевел Библию на готский язык.


Варваров часто поражали благородство и смелость христиан. Известен случай, когда Ахилла, предводитель гуннов и кочующих азиатов, был поражен смелостью и мудростью папы Римского Льва: святитель не побоялся выйти к нему на встречу и вступить в переговоры, чтобы предотвратить захват Рима.

В Британии христианство появляется очень рано, еще в доникейскую эпоху (то есть до I Вселенского Собора), но из-за захвата этой территории англами и саксами потребовалось повторное крещение не только Британии, но всех мест, где жили германские племена, поскольку англы и саксы уничтожили практически все население захваченных земель. В VI веке началась новая христианизация, которую благословил папа Римский Григорий Великий или, как у нас его принято называть, святитель Григорий Двоеслов.


Туда отправляется во главе миссии аббат Августин – именно он станет первым архиепископом Кентерберийским. Вторая христианизация не имела ничего общего с первой. Большое влияние оказывала Франкская империя, так как именно там еще оставались частички первой христианизации.

Через посредство двух городов – Рима и Константинополя – весь мир узнал христианство: благодаря Риму Запад становится воцерковлен, а на Востоке воцерковлением занимался Константинополь. Именно благодаря Царьграду мы с Вами сегодня являемся не только людьми знающими, что такое христианство, но и являемся его носителями и причастниками.

Захар САВЕЛЬЕВ

Как народы принимали христианскую веру

I век

Апостольская проповедь и основание христианских общин в Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и др.


II-V вв.

Миссия в Персии.

III век

Христианизация народов Британии; из-за захвата этих земель саксами и англами и уничтожения местного населения позже потребовалась вторая христианизация.

IV век

302-303 гг. – принятие христианства в Армении;

313 год – указ императора Константина о полной свободе христиан в Римской империи;


Широкое распространение христианства в Сирии и Египте, на Аравийском полуострове;

326 год – принятие христианства в Грузии;

330 год – христианизация Эфиопии.

IV-V век

Крещение пришедших в Европу германских племен.

IV-VI вв.

Широкая христианизация народов Кавказа.

V век

Принятие христианства во Франции.


VI век

Новая христианизация Британии, крещение скандинавов.


IX век

Принятие христианства в южнославянских землях.

988 год


Loading...Loading...