Ставропольского священника отстранили от службы за отказ упоминать в молитвах патриарха кирилла. Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла

Обвинив предстоятеля РПЦ в том, что он «заодно» с Папой Римским, батюшки совершают таинства у себя на дому и не платят церковных налогов

Шесть татарстанских священников распространили видеообращение против патриарха Кирилла, где назвали его «ересиархом» за встречу с главой католиков полуторагодичной давности. Сейчас один в бегах, другие запрещены в служении. О том, как чистопольский епископ Пармен назвал «раскольников» невежами, нарушившими церковную присягу, почему борьба «за правду» сочетается с материальной выгодой и можно ли считать «непоминающих» патриарха в молитвах еретиками, — в материале «БИЗНЕС Online ».

Шесть православных священников из Татарстана отказались поминать в молитвах и на богослужении имя святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла из-за его встречи с главой католиков Фото: Сергей Пятаков, РИА «Новости »

«КОГДА Я УЗНАЛ, ЧТО ПАТРИАРХ КИРИЛЛ НАС ПРЕДАЛ, Я ПОШЕЛ В НЕПОВИНОВЕНИЕ ПАТРИАРХУ»

Шесть православных священников из Татарстана отказались поминать в молитвах и на богослужении имя святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Этим они подняли легко прогнозируемую волну в СМИ и умножили число так называемых «непоминающих». Движение с таким необычным названием существует внутри Русской православной церкви не первый год, но по-настоящему ряды его сторонников начали расти после того, как в феврале 2016 года предстоятель РПЦ встретился в аэропорту Гаваны с папой Римским Франциском. В первые же дни после этого действительно уникального и эпохального события на патриарха Кирилла пролился дождь обвинений в экуменизме и измене делу «истинного православия». Однако за минувшие с тех пор полтора года ажиотаж вроде бы утих, и критики спрятали свои жала. И вдруг гром среди ясного неба разразился вновь — на этот раз в Татарстане, где шестерка священнослужителей надумала обвинить главу собственной церкви во все том же «смертном», с их точки зрения, грехе экуменизма.

«У них единение, но единение, конечно, не в Боге, — рассуждает об экуменистах в своем растиражированном в интернете видеообращении лидер татарстанских «непоминающих» иеромонах Христофор (Плетнев) . — Наверху стоит московский «Папа », по местам — местные «Папы ». И как сказал на епархиальном собрании митрополит Феофан: «Отцы! Самое главное для вас — это дисциплина!» Так и хочется, перефразируя блаженного Августина, добавить: «Соблюдай дисциплину и делай, что хочешь».

Впрочем, большинство ядовитых стрел иеромонах Христофор и его единомышленники адресуют именно патриарху Кириллу, именуя его «ересиархом», «лже-предстоятелем» и т.п. Слушая эти сдержанно гневные речи, произносимые на фоне киотов людьми в рясах и с наперсным крестом, поневоле задаешься вопросом: а почему эти обличители так поздно включились в сетевую травлю святейшего? Почему сидели в подполье полтора года, и вылезли на суд сетевой публики только сейчас, когда давно отшумели репортажи с Кубы, и развеялся последний прах, оставленный «сандалиями» православного патриарха и римского понтифика в оживленном гаванском аэропорту? Или до отдаленных татарстанских сел, где служили до недавнего времени местные «непоминающие», весть об исторической встрече дошла только сейчас?

В последнее, конечно, верится с трудом — особенно, в инновационном Татарстане. Да и с мировой паутиной батюшки на «ты», как показывает размещенное ими в сети видео. Хотя почти все новоиспеченные «раскольники» — в самом деле, из деревенских приходов. Скажем, отец Христофор (Плетнев) являлся настоятелем храма Тихвинской иконы Божьей Матери в селе Тюрнясево. Его сторонники — настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов , настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков). И лишь иеромонах Ермоген (Соколов) может быть признан относительно «городским» — за ним как за настоятелем числится Свято-Троицкая церковь города Болгара.

Как нетрудно заметить, все вышеперечисленные лица принадлежат к Чистопольской епархии. И лишь последний, замыкающий славную «шестерку» «непоминающих» иерей Владимир Хаипов относится к Альметьевской епархии, где числится настоятелем церкви Дмитрия Солунского села Калейкино.

«Когда я узнал, что патриарх Кирилл нас предал, я пошел в неповиновение патриарху, — рассказывает в своем видеопослании священник Владимир Хаипов. — Я собрал людей — тех, по крайней мере, кто ходил в церковь, почти всех собрал, и сказал им об этом. Я сказал, что больше не могу поминать патриарха Кирилла».

Некоторые из православных, судя по всему, доверились своим священникам и поддержали их. По крайней мере, число сторонников «непоминающих» среди рядовых прихожан многократно превосходит число сочувствующих расколу среди остальных священнослужителей. Об этом с досадой повествует о. Христофор: «Я не говорю о тех „упоротых“, упертых экуменистах, которые давно уже были подпевалами официальному курсу еретическому и экуменическому, которые давно уже безропотно следовали в русле официальных решений, — заявляет он в своем видеообращении. — Я говорю о простых священниках, которые ревновали о пастве и за истину Христову, ревновали по канонам и сами старались жить благочестиво, но опасались сделать первый шаг. Еще месяцев 5 −6 назад, общаясь с ними, я встречал отклик в их душе, сильный отклик. Я говорил с ними не своими словами, я просто приводил святоотеческие писания, какие-то каноны. И параллельно приводил, что творится у нас в церкви практически, и теоритически — что сейчас провозглашает Кирилл Гундяев. И эти отцы со мной соглашались, кивали, цокали языком — и цокали именно от души, было видно, что они переживают. Они говорили, что это неправильно, что это нарушение — они соглашались. Но практически они ничего не делали и свою паству не просвещали. И их духовное зрение буквально на глазах помрачалось. Духовные очи сердца помрачались с каждым месяцем, с каждой встречей — это было так видно! Так что они стали в конечном итоге апологетами Гундяева и всего, что творится. Мое личное мнение: время спасать и вразумлять священников уже кончилось. Сейчас мое слово больше для мирян, для колеблющихся».

Ставка, которую делают татарстанские «непоминающие» на мирян, во многом объясняет, чем они занимались последние полтора года. Вероятно, они агитировали свои приходы разделить с ними их раскольничьи идеи и вместе выйти из повиновения. Отчасти им это удалось. Когда «шестерка» священников обозначила свои взгляды, на них был наложен вполне ожидаемый запрет на служение. Тогда отрешенные от собственных храмов бывшие настоятели стали совершать богослужения прямо у себя на дому, куда к ним устремились наиболее верные прихожане. И лишь один их шести «непоминающих», иеромонах Христофор, как утверждают, покинул пределы республики и переехал в Подмосковье. По крайней мере, ни один из трех мобильных телефонов о.Христофора (Плетнева) в настоящее время не отвечает.

Иеромонах Христофор, кстати, самый образованный из «непоминающих». В прошлом году он окончил магистратуру Казанской духовной семинарии. Как студент был на хорошем счету, свою богословскую работу посвятил английским святым первого тысячелетия, когда христианская церковь еще оставалась единой. Об уровне образования его «соратников» можно только догадываться, но вряд ли оно было высоким, если было вообще.

«Чистопольская епархия, ранее относившаяся к Казанской, до определенного времени вела жизнь спокойного болотца, — рассказал «БИЗНЕС Online » собственный источник в татарстанской митрополии. — Немало здешних священников были поставлены еще при митрополите Анастасии (Меткине), когда требования к уровню образования были очень низкими. Вследствие этого среди пастырей оказались не только достойные люди, но и люди откровенно невежественные и недалекие. Некоторые из них не прочь были «побороться за правду», но при этом, что такое «правда», они определяли для себя сами. В результате появились эти «непоминающие».

По мнению источника, масла в огонь могло подлить назначение в 2015 году епископом Чистопольским и Нижнекамским Пармена (Щипилева) . Среди тех, кто совершил хиротонию нового епископа, присутствовал лично патриарх Кирилл. Переехавший в РТ из Ростова, владыка Пармен, бывший в прошлом войсковым священником Всевеликого Войска Донского, развернул бурную деятельность по наведению порядка в своей епархии, увеличил налоговое бремя, что могло не понравиться вынужденным затянуть потуже пояса местным священникам. «Заметьте, „непоминающие“ вышли из повиновения вместе со своими приходами, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Если бы они просто „ушли“, то лишились бы всех своих доходов. Но, поскольку они „ушли“ вместе с прихожанами, те продолжают их кормить. К тому же, никакие налоги им теперь отчислять не надо». Получается, что бунт в определенной степени выгоден «раскольникам», причем, по вполне прозаической причине, не имеющей ничего общего с осуждением экуменизма.

«Немало здешних священников были поставлены еще при митрополите Анастасии, когда требования к уровню образования были очень низкими»Фото: «БИЗНЕС Online »

Запрет на служение, наложенный на «непоминающих» — наказание серьезное, но не смертельное. Из лона Русской православной церкви эти люди не низвергнуты. Да, таинства, совершаемые ими на домашних «литургиях», недействительны, но при этом священнического сана ни один шести «бунтовщиков» не лишен. Хотя таковая возможность у РПЦ есть, особенно, если вспомнить 15-е каноническое правило Двукратного Константинопольского собора. Оно гласит: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

По мнению экс-председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина , если священнослужитель не почитает своего владыку, то это непременно приводит к расколу, коих в истории церкви было немало. Но все они заканчивались по большей своей части плачевным образом. Тем не менее, считать «непоминающих» еретиками никак нельзя. По словам Чаплина, многие из священнослужителей являются очень искренними и говорящими правильные вещи. Хотя о. Всеволод не исключает, что есть среди них и те, кто стремится создать свои «маленькие личные полянки для работы на требах».

«Нужно не уходить в расколы, не создавать сомнительных неканонических образований. — заявил о. Всеволод Чаплин „БИЗНЕС Online“. — Нужно до последнего, скрипя зубами, стремиться изменить к лучшему позицию всей нашей церкви. Нужно добиться того, чтобы она отошла от именования христианами еретиков. Если мы признаем равенство истинных учений и ложных, то, конечно, церковь перестанет быть таковой, и настанет время исповедничества. Зная достаточно хорошо нашего патриарха и некоторых иерархов, я считаю, что у нас есть возможность отказаться от любой двусмысленности в нашем исповедании. Нужно не уходить никуда, а добиваться того, чтобы истина в церкви нашей общей и единой была неоспоримой».

По мнению Всеволода Чаплина, если священнослужитель не почитает своего владыку, то это непременно приводит к расколу, коих в истории церкви было немало Фото: «БИЗНЕС Online »

«ОГОЛТЕЛО ПРИЗЫВАТЬ К РАСКОЛУ — ЭТО ЖЕ НЕ ПРАВОСЛАВНО, ЭТО ФАНАТИЗМ КАКОЙ-ТО»

Другой источник «БИЗНЕС Online », непосредственно знакомый с ситуацией в Чистопольской епархии, полагает, что движение «непоминающих» никак нельзя связывать с деятельностью владыки Пармена. По его мнению, «корень зла» лежит глубоко в истории района и в сознании некоторых священнослужителей. «Наш край относительно долгое время был лишен архипастырского внимания. Были такие захолустные деревенские приходы. При общении с этими батюшками, которые не поминают, выясняется, что они ссылаются на некие действия патриарха, подтвержденные какими-то документами. Когда запрашиваем у них эти документы, то батюшки сразу ретируются, потому что понимают, что информации недостаточно. Зато они с успехом убеждают „темных“ людей в том, что, мол, поверь, что так правильно думать, что якобы патриарх нарушил клятву архиерейскую, якобы он теперь „предатель“, который заодно с папой Римским. Тут с владыкой Парменом никакой связи совсем нет», — утверждает собеседник нашей газеты, пожелавший остаться неназванным.

Напомним, Чистопольская епархия как самостоятельное образование в структуре Татарстанской митрополии возникло сравнительно недавно — учреждение состоялось в 2012 году. Она была выделена из состава Казанской епархии, соответственно долгое время приходы находились под управлением небезызвестного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). В мае 2015 года решением Священного Синода его сменил епископ Пармен (Щипелев). По словам нашего собеседника, проблемы с «непоминающими» возникли задолго до нового епископа, просто это тщательно скрывалось.

«Я вот знаком с некоторыми батюшками. Так они еще до владыки Пармена рассуждали в таком ключе. Мировые события обострили это явление. Не важно, был бы владыка Пармен или кто-то другой. Люди просто неправильно воспринимают факты. Полагаю, что даже наоборот можно поставить в заслугу Пармену, что он из подполья все это вытащил. А так бы это все оставалось в подполье и отравляло мысли людей. Один батюшка конкретно призывал не ходить в церковь, не поминать. Однажды я приехал на один из приходов, так совсем никого не было», — рассказал источник в епархии.

Собеседник «БИЗНЕС Online » не исключает и того, что в создании «чистопольского» раскола замешаны определенные сомнительные лица. «Всегда есть люди, которым дай повод, чтобы это использовать для разделения. В свое время раскольники такие были. Там из-за гордыни не хотели принимать правила. Тут тоже из-за человеческой гордыни они не хотят увидеть настоящее лицо святейшего патриарха, настоящую причину, почему он совершил встречу с папой Римским», — отметил источник газеты.

В настоящий момент в Чистопольской епархии готовятся к изданию специальных информационных материалов, основная задача которых — рассказать пастве об истинных целях встреча патриарха с папой Римским, чтобы «ликвидировать духовное невежество». Кроме того, цель таких информационных буклетов — уменьшить влияние «новых раскольников», собирающих у себя прихожан и проводящих домашние «богослужения». «Да, прямо дома собирают. С другой стороны, мы же не можем никому запретить общаться с батюшкой и ходить к нему домой. Никто из них еще не лишался сана. Но оголтело говорить и призывать к расколу — это же не православно. Это фанатизм какой-то, и это уже превращается в секту», — констатировал собеседник нашего издания.

По словам владыки Пармена (слева), каждый православный священник — это солдат церкви. Поступая на службу, он, подобно военным, приносит присягу, требующую, помимо прочего, исполнять волю своего священноначалия Фото: «БИЗНЕС Online »

«А ВЫ-ТО КТО, ОТЦЫ? ВЫ ХОТЬ ВИДЕЛИ ПАТРИАРХА БЛИЗКО?»

«Это люди необразованные, безграмотные, духовно и политически неподкованные, — так охарактеризовал „непоминающих“ в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. — Видимо, они не состоялись сами в себе или не тем путем получили сан в перестроечное время. О том, зачем патриарх Кирилл встречался с папой Римским Франциском, давно объяснила Московская Патриархия в лице того же митрополита Илариона . Я сам с этими отцами десятки раз проводил беседы, учил их уму-разуму. Если люди дальше своего носика не видят... Тем более, что они находятся в среде Русской православной церкви. Поясню на примере сравнения. Допустим, у меня есть большой дом, в который иногда заходят гости. Но никто ведь не забывает, что у дома есть хозяин. В данном случае хозяин дома — это даже не патриарх Кирилл, а сама церковь. Как можно это игнорировать?»

По словам владыки Пармена, каждый православный священник — это солдат церкви. Поступая на службу, он, подобно военным, приносит присягу, требующую, помимо прочего, исполнять волю своего священноначалия. «Я лично ее давал трижды — когда становился дьяконом, священником и архиереем, — вспоминает епископ. — Именно эта присяга была нарушена „непоминающими“. Сегодня они предали церковь, завтра — папу и маму, послезавтра — Родину. А в случае, не дай Бог, войны они что скажут? Что им президент не нравится?»

Прежде чем отрешить «непоминающих» от служения, владыка Пармен, по его словам, не боялся вступать с ними в диспуты. Однако «раскольникам» не удалось убедить главу епархии в своей правоте. «Люди сами заблудились и, к сожалению, заводят в блуд других, — говорит владыка. — Собрали вокруг себя тех, кому бы лишь покричать в воздух. Что сказано в Библии о таких, которые вводят в соблазн? „Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих“. А что говорит нам Евангелие от Луки? „Врачу, исцелися сам“. А тут патриарх решает труднейшие международные вопросы, помогает христианам Сирии, и его поддерживают в этом не только многомиллиардная армия православных и католиков, но также иудеи и мусульмане. Добивается того, чтобы в Россию из итальянского города Бари были привезены мощи святителя Николая Чудотворца — впервые в истории! Римский понтифик дал возможность русским православным христианам прикоснуться к святыне. Не все же могут в Италию съездить. А тут люди малообразованные взялись его осуждать. Человека с мировым именем, который прежде был своего рода министром внешней политики от РПЦ! А вы-то кто, отцы? Вы хоть видели патриарха близко? Так я говорил с ними».

Как замечает владыка Пармен, история христианской церкви насчитывает два тысячелетия, и в первое из них — до раскола 1054 года — она была единой. Тот же апостол Петр был определен Иисусом Христом епископом Римской церкви. Последующий раздел на католиков и кафоликов произошел, по мнению главы чистопольской епархии, в том числе из-за политических амбиций. «Римский папа хотел подчинить себе Константинополь, — напомнил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но Христос не учил апостолов, кто кому должен подчиняться. Все должны подчиняться Богу».

В татарстанских селах у священников очень много работы, подчеркивает чистопольский епископ. Нужно отвращать прихожан от пьянства и пороков, молодежь — от наркотиков. «Вот чем следует заниматься! — восклицает владыка Пармен. — Я приглашал послушать „непоминающих“ представителей силовых структур, и прокуратуру, и глав районов. Они выслушали, что те говорят, и заявляют мне: „Владыка, но это ведь сектанты!“ Правильно! Новое поколение священников избаловалось и уже не помнит советские времена, когда я даже в храм не мог заходить в рясе, потому что я был „опиум для народа“. А сейчас такая свобода, что можно голословно обвинять человека, которого ты даже не знаешь».

Впрочем, у «непоминающих», несмотря на всю строгость наложенного на них наказания, остается шанс вернуться в церковь — через покаяние. В этом заверил корреспондента «БИЗНЕС Online » владыка Пармен. «Когда я доложил об этом (о появлении «раскольников») в Москву, меня спросили: «Что ты сказал им?» Я ответил: «Жду их покаяния». Мне сказали: «Правильно, владыка, сделал. Покаются — прими их в лоно, и пусть служат дальше. Каждый может оступиться».

Жестких репрессий в отношении татарстанских «непоминающих», по всей видимости, уже не будет. Но и о покаянии «раскольников» пока что не слышно. Большинство возмутителей церковного спокойствия либо ушли на дно, как иеромонах Христофор, либо отказываются от общения с журналистами, как иерей Владимир Хаипов. На этом фоне крестовый поход против экуменизма, объявленный шестью республиканскими священниками, постепенно сходит на нет.

Валерий Береснев , Максим Кирилов

Последние новости Татарстана по теме:
Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла?

Душевно больным людям, которым не помогли психиатры, может помочь изгнание бесов, практика, которая применяется священниками в Русской православной церкви (РПЦ) с «глубокой древности».
10.07.2017 Бизнес Online Вчера глава МЧС России Владимир Пучков и патриарх Кирилл подписали соглашение о сотрудничестве.
06.07.2017 Inkazan.Ru Глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков прокомментировал Inkazan ситуацию с отказом 6 татарстанских священников поминать патриарха Кирилла.
05.07.2017 Inkazan.Ru

Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал Inkazan скандал с 6 татарстанскими священниками, которые отказались молиться за патриарха Кирилла.
05.07.2017 Inkazan.Ru Патриарх Кирилл встретился в воскресенье 2 июля с лечащимся от онкозаболевания 14-летним Ваней Литвиновым из украинского города Днепр, для которого пообщаться со Святейшим было давней мечтой.
04.07.2017 2 июля особенная дата для Русской Православной Церкви, ведь именно в этот день ровно 410 лет назад отошёл ко Господу первый Российский Православный Патриарх - святитель Иов.
03.07.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье

В 1858 году, 25 апреля в семье священника Херсонской епархии, родился будущий епископ Тобольский и Сибирский, священномученик Гермоген.
28.06.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье

Православный священник Андрей Соковых был на пять лет отстранен от служения из-за отказа поминать в литургиях «еретика» патриарха Кирилла.

Настоятеля ставропольского храма Архистратига Михаила на пять лет отстранили от «работы» - служения и преподавания богословия. В результате чего священник, имеющий четверых детей, остался без средств к существованию. Не совсем по-христиански, не правда ли?

От службы Андрея Соковых отстранили после того, как священнослужитель отказался поминать главу РПЦ патриарха Кирилла в Божественных литургиях. Свой отказ Соковых обосновал вполне ясно, обвинив предстоятеля РПЦ в экуменизме, главной целью которого является объединение церквей разных конфессий.

В частности, Соковых сослался на встречу в кубинском аэропорту глав русской православной и католической церквей - патриарха Кирилла и папы римского Франциска.

«12 декабря я подал рапорт о непоминовении патриарха и применении к нему 15 правила двукратного Константинопольского собора своему правящему митрополиту. В этот же день приехала комиссия и описала храм. Дали мне указ о переводе на штатную должность под крыло благочинного. На копии указа мне предложено было сделать надпись о получении, что я и исполнил, но в дополнение написал о невозможности исполнения этого указа, т.к. не могу быть одного Тела с еретиками, исповедующими ересь «ЭКУМЕНИЗМА». 13 декабря указом правящего архиерея я запрещён в служении», - написал священник на своей странице «ВКонтакте».

Отметим, что 15-ое правило подразумевает: в случае, если предстоятель - то есть патриарх - «проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви», тогда от него «следует законно, ради единства Церкви отложиться».

Вот так. Отказался поминать господина Гундяева по вполне себе серьезным с точки зрения богословия причинам - пожалуйте на 5 лет в «увольнение».

Показательно, что фактически в экуменизме - то есть в ереси - Русскую православную церковь Андрей Соковых обвинил еще осенью прошлого года.

в частности, священнослужитель пояснил, что в подготовленных РПЦ к Всеправославному Собору документах присутствовали «утверждения о разделенности христианского мира, именуя католиков, монофизитов и протестантов христианами, и о полезности и безусловной необходимости для дела спасения душ человеческих экуменического движения и его главенствующей структуры Всемирного совета церквей. Таким образом, на уровне Собора, претендующего на вселенский статус, провозглашается благом очевидное зло - экуменизм».

Но сняли с «должности» Андрея Соковых не тогда, когда священник выступил с критикой экуменизма, а когда отказался лично господина Гундяева поминать!

А ведь, будь патриарх Кирилл светским чиновником, даже трети связанных с ним скандалов должно было бы хватить для окончательного и бесповоротного снятия с должности. Что уж говорить о законах духовных, которые гораздо более строги в отношении, например, излишней роскоши.

Малолетние «избранные»

Свежая история. Внимательные наблюдатели давно подметили, что рядом с патриархом Кириллом случайных людей не бывает. Даже дети, которых глава РПЦ водит на Рождественскую елку в московский Кремль, оказываются не простыми детьми.

На последнюю такую елку патриарх пришел не один, а с мальчиком Гришей Ворончевым. Юный Ворончев удостоился также отдельного упоминания в торжественной речи господина Гундяева, произнесенной на елке.

«Я сегодня вошел в этот зал с мальчиком, которого зовут Гриша. Он прекрасный горнолыжник. И он получил приглашение в Австрию на международные сборы. Время сборов совпало со Страстной седмицей, которая предшествует празднику Пасхи. В это время ― особые богослужения, особо строгий пост. И Гриша отказался ехать на сборы. Я узнал об этом из письма и подумал, что очень хорошо будет рассказать вам о Грише, юном горнолыжнике, который отказался от очень заманчивого предложения для того, чтобы вместе с Патриархом помолиться на Страстной седмицей», - рассказал патриарх.

Занимательно, не правда ли? И настолько картинно, что верится, мягко говоря, в эту историю с трудом.

Очевидно, что ребенок, для которого лыжи в Австрии - привычное дело, не может быть из «простой семьи». Так и оказалось.

Дьякон Андрей Кураев рассказал, что юный Гриша Ворончев - сын «А.И. Ворончева, начальника отдела обеспечения государственных закупок Управления имущественного комплекса и капитального строительства Росспорта». Который, по сведениям Кураева, также состоит в президиуме Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских игр.

Правда, Росспорт был упразднен в 2008 году, превратившись в Министерство спорта. Но факт, что близкий родственник Гриши Ворончева, который, правда, оказался не отцом, а дедом мальчика, в прошлом занимал высокие государственные посты, это не отменяет.

Да и сейчас у дедушки мальчика, который «мечтал» встретиться с патриархом, все в жизни хорошо. Теперь господин Ворончев владеет строительной фирмой, которая, как говорят, успешно и прибыльно существует в Московской области. И с гордостью выкладывает в соцсетях фото внука с предстоятелем РПЦ.

В то, что ребенок предпочел лыжам в Австрии встречу с патриархом, дьякон Кураев не верит: «Меня сразу удивило поведение шестилетнего мальчика, который принял совершенно взрослое решение и отказался ехать в Австрию из-за поста. Простите, не верю, что ребенок такой выбор мог самостоятельно сделать, и семья к нему прислушалась. Я знаю много православных и поповских семей, и там такого рода вещи были бы невозможны. За этим сразу чувствуется запах фейка».

Кстати, это не единственный ребенок обеспеченных родителей, которого можно увидеть рядом с Кириллом. Детям, имеющих обычных родителей с обычными зарплатами, патриарх почему-то подобных почестей не оказывает.

Зато дочь проживающего в славном городе Мадриде бизнесмена Сергея Куликова уже дважды имела честь «засветиться» в непосредственной близости от господина Гундяева на той же елке в Кремле.

Почему дети, которым выпадает особая благосклонность главы РПЦ, оказываются отпрысками родителей-миллионеров? Скорее всего, потому что патриарху нужны спонсоры. И напрашивается версия о том, что услуга «постоять» рядом с Кириллом на торжественном мероприятии имеет определенный прайс.

Стоимость «фото с патриархом»

Вопреки расхожему мнению, денег от продажи церковных свечей в большинстве случаев не хватает даже на содержание храма. Что уж говорить о запросах самих служителей церкви! Кроме того, приходы обязательно отчисляют в епархии часть доходов. И, похоже, «оброк» зачастую бывает непосильный, но какой именно процент отчисляют приходы - неизвестно.

«Это тайна за семью печатями: один приход не знает, сколько зарабатывает и сколько отчисляет в епархию соседний. Знаю, что когда пришел Варсонофий (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - прим. ред.), суммы отчислений были увеличены: кому-то - на треть, кому-то - в два раза. Большая часть приходов обременена налогами настолько, что они воют. Поэтому и недовольны патриархом Кириллом изнутри», - анонимно рассказывал один из недовольных сложившейся в РПЦ ситуацией. Он же добавил, что за время «правления» Кирилла «налоги», которые верхушка РПЦ собирает с приходов, увеличились в 3-5 раз.

При этом тот же священник отмечает, что жизнь приходов без спонсоров - «это нищенство». Исключение составляют только «туристические» приходы, руководить которыми Кирилл, как показывает практика, посылает только особо верных и приближенных. А может, выслужившихся…

«Спектакли» с детьми - не единственные. Общественность помнит историю, когда патриарх Кирилл наградил за многодетное материнство бывшую жену миллиардера Романа Абрамовича - Ирину, воспитывающую пятерых детей. В ходе торжественной - разумеется - церемонии, господин Гундяев и про чуткое сердце упомянул, и особо отметил, что Ирина Абрамович, несмотря на свою многодетность, остается молодой и привлекательной.

Хочется тоже кое-что упомянуть: например, что после развода с Романом Абрамовичем дама стала по подсчетам британской прессы, обладательницей состояния, приближающегося к 6 млрд фунтов стерлингов.

Понятно, что многодетных матерей в России много, но только патриарх почему-то на камеру награждает исключительно состоятельную даму. Однако господин патриарх наградил экс-супругу Абрамовича, что называется, не по чину, нарушив церковное же положение о «Патриаршем Знаке Материнства».

В документе говорится, что награда имеет две степени. Первая степень, которая и была вручена многодетной матери, вручается женщинам, воспитавшим девять и более детей! Или у главы РПЦ не очень хорошо с математикой?

Скорее всего, господин Гундяев прекрасно умеет считать до девяти. Но спонсоры, куда же без них?

Кстати, какие доходы имеет Русская православная церковь, и на что тратит деньги (кроме часов Кирилла за 30 тысяч долларов и трат на услуги невнимательного фотошопера), тайна за семью печатями.

«Бюджет патриархии мы не знаем с 2009 года. Алексий делал ежегодный отчет на пять часов - как Леонид Ильич Брежнев: сколько поступило, сколько на что потратили. Кирилл ни разу не отчитывался. Папский престол, любой приход в Европе публикует свои бюджеты. Приходы РПЦ где-нибудь в Париже публикуют», - поясняет один из служителей РПЦ.

Поговаривают, что личное состояние патриарха Кирилла оценивается в 4 млрд долларов. Конечно, как тут раскрыть отчетность, которая моментально докажет и так известное мнение, что глава РПЦ ведет образ жизни картинного восточного шейха - и гаремы тут не при чем, речь идет исключительно о роскоши.

Конечно, тут и спонсоры просто необходимы, и повышение «налогов» приходам. Тем более, что банк «Пересвет», в котором РПЦ владеет почти половиной акций, нажил себе «дыру» свыше 35 млрд рублей. Куда ушли эти деньги, не патриарх ли их «проел»?

Политика господина Гундяева, неравнодушная к спонсорским деньгам и моментально карающая несогласных внутри системы, давно вызывает недовольство не только у общественности, но даже внутри РПЦ. Но светскому политику можно объявить вотум недоверия, а как снять с должности ударившегося в «ересь» главу РПЦ?

Патриарха Кирилла не любят и в миру, и в церкви. Но не любят за разное.

Либеральные граждане не любят патриарха Кирилла и, в общем, это неудивительно. Удивительно, что внутри церкви патриарха не любят как раз консерваторы. То есть либерально настроенные священники тоже имеют к нему претензии, но предпочитают об этом не распространяться. А вот консервативные выступают вовсю. Волна правого церковного протеста докатилась и до Петербурга.

Как правительство душителя свободы Николая I было, по выражению Пушкина, единственным европейцем в России, так и патриарх оказывается в русской церкви единственным либералом. Водоразделом между либералами и консерваторами здесь является отношение с католиками, и с некоторой натяжкой его можно наложить на антагонизм Москвы – Петербурга. Московская Троице-Сергиева лавра как центр правого крыла, с одной стороны, и «никодимовцы», последователи Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), при советской власти налаживавшего контакты с Ватиканом, с другой. В правой терминологии контакты с католиками называются «ересью экуменизма». К ярым «никодимовцам» относится, в частности, нынешний патриарх. Предыдущий тоже проводил его политику.

Однако прежде критика справа, по крайней мере, публичная, носила эпизодический характер. Из ярких примеров можно вспомнить разве что чукотского епископа Диомида, который больше года – с февраля 2007-го по июнь 2008-го – открыто выступал против «ереси экуменизма» и даже предал анафеме патриарха Алексия II, главу церковного МИДа митрополита Кирилла (это нынешний патриарх) и иже с ними. Тот факт, что епископ бунтовал целый год и только после этого его лишили кафедры, извергли из сана и с большим трудом вытурили с Чукотки, свидетельствует о необыкновенно либеральных нравах, царивших тогда в патриархии.

Все поменялось после так называемой Гаванской встречи в феврале 2016 года, когда патриарх Кирилл встретился и расцеловался с папой Франциском. Эта встреча готовилась втайне – за две недели до нее заседал Архиерейский собор РПЦ, и патриарх не поделился со своими епископами планами по этому поводу. Поступив таким образом не только не очень вежливо, но и, по мнению его критиков, неканонично: решение по столь важному вопросу должно было приниматься коллегиально. Поскольку у нас не авторитарный папизм какой-нибудь, а православная соборность.

Уже через месяц о «ереси экуменизма» применительно к патриарху заявил епископ Украинской православной церкви Московского патриархата Лонгин (Жар). Собрал монахов, сделал видеообращение. Мало того что обвинил патриарха – так еще и отказался поминать его в качестве своего господина во время богослужений. Эта формальность имеет большое значение: если ты не поминаешь патриарха, то не признаешь его главой церкви. Иначе говоря, ты, по мнению официальной РПЦ, – раскольник.

С тех пор прошло полтора года, Лонгин остается епископом УПЦ (МП). Карающая длань не достала его по вполне понятной причине: отношения с Украиной и так слишком сложные, чтобы еще больше усугублять ситуацию такими разборками. Остальные поминают патриарха – и то хорошо.

После этого начался своеобразный каминг-аут: священники стали записывать видеообращения с обвинениями в адрес Кирилла. Их, конечно, было немного, но каждое такое видео с удовольствием перевешивали на своих страницах все недовольные. А недовольных, готовых перевешивать видео, было гораздо больше, чем недовольных, готовых в нем сняться.

Если ты не епископ (или хотя бы священник) УПЦ, то прямое выступление против патриарха влечет неминуемую кару: запрет в служении или вывод за штат, то есть лишение священника рабочего места и, соответственно, заработка. Для тех, кто не имеет другой профессии и не искусен настолько, чтобы создать свой собственный приход и жить доходами от него, это серьезная угроза. Поэтому позволить себе обвинять патриарха Кирилла и стать «непоминающим» могут только те, кому терять уже нечего. К слову, сам этот термин имеет давнюю историю. Так называли священников, отказавшихся поминать местоблюстителя патриаршего престола Сергия, после того как он в 1927 году издал декларацию о лояльности богоборческой советской власти.

В Петербурге священник Алексий Мороз, являющийся заштатным клириком Новгородской епархии, провел Собор православных священников РПЦ, в святоотеческом предании состоящих. В нем, судя по подписям под резолюцией собора, приняло участие 14 священников. Алексий Мороз хорошо известен на ниве борьбы с экуменизмом – сразу после диалога папы и патриарха он организовывал круглый стол «Русская Православная Церковь и Гаванская декларация – победа или поражение?». Участники которого, разумеется, склонялись к последнему.

Однако теперь борцы с экуменизмом и патриархом пошли дальше. Они утверждают, что не только Кирилл и те, кто поддерживает его политику по отношению к католикам, являются еретиками. Еретическими также являются храмы, где поминают патриарха. Но, что самое страшное для простых прихожан, – таинства, совершаемые еретиками, являются «безблагодатными». То есть если вас крестят или, не дай бог, отпевают в таком еретическом храме, это не работает. Не работают исповедь, причастие и т.д.

Иными словами, получается, что для спасения души ходить в храмы Московской патриархии бесполезно. Имеет смысл ходить только к непоминающим. Например, в домовые церкви к тем участникам морозовского Собора, у кого они есть.

К счастью для официальной церкви, отец Алексий и его товарищи не имеют мощных каналов информации, по которым они могли бы донести свою точку зрения до широких православных кругов. Несложно предположить, какое смятение приходских умов она могла бы вызвать.

Однако петербургский Собор православных священников – не единственный в своем роде. В начале октября, например, в Краснодаре прошел международный съезд непоминающих: на нем присутствовали представители Русской, Румынской и Сербской церквей, а также некоторые представители Афона. Они не поминают своих патриархов из-за того, что те впали в ересь экуменизма. Всего на съезде присутствовало 27 священников. Есть и множество других групп, столь же немногочисленных. Причем друг с другом они нередко находятся в состоянии конфликта.

Однако для официальной РПЦ не столько страшны разрозненные и малопопулярные борцы с ересью экуменизма, сколько то, что точно так же думают многие вполне респектабельные церковные функционеры. И не всегда скрывают свою точку зрения – не переходя на личности. «Да, Гаванская встреча и декларация являются одной из неудач нашей церковной политики, но не представляют никакого основания для обвинения предстоятеля Русской церкви в ереси и тем более для разрыва канонического общения, – так начинает свою осуждающую Алексия Мороза публикацию протодиакон Владимир Василик, являющийся членом Синодальной богослужебной комиссии.

Вполне возможно, впрочем, что критика экуменизма для многих священников – способ более-менее легально высказать свое недовольство, вызванное более широким набором проблем: бесправием рядовых священников перед епископами, ростом церковных налогов и т.д.

Антон Мухин

Комментарий

Алексей МОРОЗ, священник:

Участники вашего Собора – кто они?

– Это священники из разных епархий страны. Сейчас все они за штатом. Любой священник, выступающий против ереси, которую пропагандирует господин Гундяев, автоматически выводится за штат (или запрещают в служении). Сейчас больше 150 священников написали обличения существующей ереси. В Новороссийске еретичествующий патриарх заявил, что повелевает беспрекословно себя слушаться, а кто не желает – на пенсию. То есть полный папизм и желание превратить нашу церковь в экуменическую и католическую

Как зарабатывают священники, находящиеся за штатом?

Многие пошли на светскую работу и живут плодами рук своих. Кто-то служит в домовых церквях. К ним приходят верные люди, которые тоже не хотят пребывать в ереси.

А вы?

– Я служил в Новгородской и Петербургской епархиях, сейчас порвал с ними общение.

Вы говорите, что в паспортах есть число зверя и приближается царство Антихриста. И какой вывод из этого надо сделать? Отказаться от паспортов?

– Мы предлагаем задуматься, что царство Антихристово не приходит спонтанно. Чтобы оно пришло, должна быть подготовка – политическая, экономическая, духовная. Европа без границ, введение паспортов, которые будут действовать во всех странах, потом будут паспорта с чипами, что в конечном итоге приведет к вживлению в людей биочипов.

Так их же нет.

– У нас пока нет, а в Европе и Америке это уже практикуется, пока добровольно. Но у нас есть другое – вводится карта «Мир», вообще банковские карты, чтобы люди жили без наличных денег в контролируемом цифровом государстве.

Вы призываете людей отказаться от посещений храмов Московской патриархии?

– Да, от всех храмов, где проповедуется ересь экуменизма и папизма. Это не я говорю, это постановления вселенских соборов. 15-е правило Двукратного Константинопольского собора говорит, что, если предстоятель в церкви проповедует ересь, от него следует отложиться, то же говорят 45 и 46 правила апостольских постановлений. Молиться с еретиками и с теми, кто поминает еретического патриарха, – тоже соучаствовать в ереси.

Не опасаетесь, что это будет расколом?

– Это они ушли из церкви, а мы остались. Мы остались в церкви наших святых Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского, которые называли католиков еретиками. А Гундяев называет католиков братьями и сестрами, он еретик и ушел из РПЦ, стоящей на святоотеческом предании.

– Для нас важно, чтобы люди узнали правду. Да, сейчас мы в информационной блокаде. Раньше я мог выступать в прессе, по телевидению, печатать книги.

А сейчас?

– Я раньше служил в Александровском лицее на Каменноостровском проспекте. Там была домовая церковь-музей, и я был оформлен как его директор. Потом был звонок из патриархии в Смольный, оттуда – в Комитет по образованию, они вызвали директора и потребовали меня уволить. Храм-музей закрыли, а проверять исполнение этого приказа приехали представитель комитета и благочинный Петр Мухин.

Это когда было?

– В прошлом году, в Великий пост, и даже страстную седмицу не дали нам там отслужить. У нас еще был там православный лекторий, школа церковного пения, общество борьбы с пьянством и наркоманией. Я возглавляю Собор православной интеллигенции Петербурга, мы устраивали в православном лектории чтения. Все это было уничтожено.

А вот вас критикуют другие непоминающие. Говорят, что таинства в церквях, даже если там не отреклись от патриарха, все равно благодатные.

– Такая точка зрения противоречит решениям вселенских соборов. Есть сайт «Вестник верных», где это пишут. Его делает организация «Енот». Всеволод Чаплин редактор этого сайта. Но Чаплин – провокатор. Он был ближайшим соратником Кирилла, и когда планировалась его встреча с папой, они поняли, что будет большой протест. Поэтому решили, что Чаплин должен его возглавить и завести в тупик. Он мнимо разругался с патриархом и ушел служить в маленький храм, где, кстати, поминает Гундяева. И теперь пытается возглавить церковную оппозицию. Тайно ему помогают некто Димитрий Христов (Прохин) и Духин.

В истории церкви были примеры, когда клирики успешно обличали патриарха в ереси?

– Да. Например, ересь жидовствующих. Иосиф Волоцкий и новгородский епископ Геннадий выступили против митрополита Московского Зосимы, который сам был заражен этой ересью и совращал великого князя. Сегодня мы видим возвращение этой ереси – симония, гомосексуализм, низведение соборности, папизм. Семена экуменизма обильно всходят, и ересь жидовствующих в лице Кирилла Гундяева нашла своего яркого проявителя. Он уже говорит, что у нас один Бог с мусульманами и иудеями. По сути дела происходит образование религии антихриста Нью Эдж, куда пытаются увлечь как можно больше верных.

Антон Мухин

На прошедшей Крестопоклонной неделе в Удмуртии развернулись трагические события. Вопреки канонам Православной Церкви были запрещены в священнослужении архимандрит Силуан (Бояров), духовник Покровского женского монастыря с. Каменное Заделье, и настоятель храма иконы «Неупивамая Чаша» с. Пугачёво иерей Илия Шигапов. Такова месть демонов и их земных служителей добрым пастырям за то, что они отказались поминать еретичествующего патриарха Кирилла (Гундяева).

Архимандрит Силуан (Бояров)

Архим. Силуан уже давно имеет репутацию строгого монаха и кроткого пастыря. Ни один из монашествующих в Удмуртии не может сравниться с заслуженным авторитетом отца Силуана. И не перестаёшь поражаться, с какой лёгкостью мантийные рабовладельцы изгоняют истинных пастырей Церкви Христовой в то время, когда вопреки всем законам Божеским и человеческим укрепляются ряды духовенства с криминальной биографией.

Особенно чудовищно, что молчаливо послушное псевдоцерковное большинство закрывает свои глаза, отказываясь обличать попов с уголовно-порнушными корнями. В то же время эта же публика готова клеймить, как раскольников и отщепенцев всех тех, кто выступает против апостасийной линии патр. Кирилла. Это до боли напоминает голгофскую трагедию, когда иудейская толпа помиловала разбойника Варраву и осудила на смерть Христа.

Сегодня отца Силуана и верных сестёр монастыря изгоняют из родной обители, но, как сказал мне несколько часов тому назад о. Силуан, он и насельницы этой обители спокойны, потому что знают, что Бог их не оставит.

Иерей Илья Шигапов

Отец Илья поведал нам о той ужасной клевете, которая обрушилась на него после незаконного запрещения: «Конечно неприятно всё это слышать, особенно клевету, которую распространяют, но Христос сказал, что надо радоваться и веселиться, когда незаконно гонят. Ну, что теперь… Будем стоять за истину, за правду.

Например, сейчас я разговаривал с женщиной, которая слышала сама лично от священнослужителей Московской патриархии, что я будто бы связан с американскими проповедниками, антироссийскими, с наркоманами, с колдунами и тому подобную клевету.

Еп. Сарапульский и Можгинский Антоний (МП)

Они используют эти политические обвинения, потому что духовно не могут осудить меня. Я спрашивал у владыки Антония, по какому канону меня осудят, он сказал: «Мы найдём причину». Вот они причину ищут в политических действиях, которых я не совершал, потому что политикой не занимаюсь».

Напомним причину репрессий, обрушившихся на о. Илью. Он написал следующий рапорт:

Его Преосвященству
Епископу Сарапульскому и
Можгинскому Антонию
от настоятеля прихода
иконы Божией Матери
«Неупиваемая Чаша» с. Пугачево
иерея Илии Шигапова

РАПОРТ

Ваше Преосвященство!

.
За последние время в нашей Русской Православной Церкви произошли следующие тревожные события:

.
1. Архиерейскиий Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года в Москве, принял документ «Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года)», в котором прозвучало одобрение ереси экуменизма в связи с подготовкой Всеправославного Собора (см. пп. 1-4 Постановлений), дата проведения которого назначена на 18-27 июня 2016 г., на о. Крит, Греция, в дни празднования Святой Пятидесятницы по православному календарю. Хотя экуменизм был осужден на Всеправославном совещании 1948 года, в котором выступал со своим докладом ныне прославленный святитель Серафим (Соболев) и указал истинную позицию Церкви по отношению к экуменизму. Участники Всеправославного Совещания:

а) осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию;
б) не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции;
в) высказались за сохранение Александрийской пасхалии.

.
Документ, подписанный в Шамбези 21-28 января 2016 года в пункте «отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру» является экуменическим документом.

2. Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска готовилась втайне от архиереев (что противоречит апостольским постановлениям), священников, монашествующих и народа Божьего. Из подписанной декларации следует, что Римо-католическая церковь так же свята, как и Церковь Православная. В документе порицается переход римо-католиков в Православие. Декларация заканчивается совместной молитвой патриарха Кирилла с папой Римским, что грубейшим образом нарушает 45 Апостольское правило, которое гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

3. В 2006 году на Всемирном саммите религиозных лидеров представители нашей Церкви подписали документ, где говорится, что главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин имеют одного и того же «Всевышнего». Это противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27 ).

4. На встречах с мусульманами, иудеями, буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит, как смешение христианства с этими религиями.

5. 15 ноября 2015 года в г. Калининграде патриархом Кириллом была произнесена проповедь о молитве к Богу “через разные религиозные традиции”. (Един Бог, едина вера, едино крещение и едина молитва, которой научил нас Господь Иисус Христос). И таких примеров множество.

В связи с этим хочу выразить протест с целью скорейшего созыва Поместного Собора для рассмотрения этих важных вопросов. Формой протеста будет отказ от поминовения Патриарха на Божественной Литургии на основании 15 правила Константинопольского Двукратного Собора, что не является выходом за пределы Церкви, “Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений”.

.
Владыко Святый! Прошу Вас возвысить свой Архипастырский голос в защиту Святой Церкви.

.
Ваш недостойный иерей Илия Шигапов

.
Копию рапорта с Вашей резолюцией прошу выдать мне на руки.

ПРОТ. МИХАИЛ КАРПЕЕВ :

То, как обошлись с архимандритом Силуаном и священником Илиёй, ещё раз подтверждает неписанные правила сложившиеся в Московской патриархии. Основное правило говорит о безпрекословном послушании священноначалию. Авторитет руководства выше авторитета Священного Писания, Священного Предания и Правил Православной Церкви. Никто не смеет сомневаться в непогрешимости принятых решений князей церкви. Они там лучше знают.

Можно быть недовольным, но в определённых рамках. Кухня, трапезная, пономарка – территория свободы, где позволяется покритиковать священноначалие. Если же ты высказался гласно, да ещё и письменно, то горе тебе. Против такого все методы позволительны.

Ты помогал наркоманам избавиться от зависимости? Значит о тебе скажут, что ты или сам наркоман, или водишься с ними, имея целью что-то недоброе.

Ты жаловался на плохие дороги? Значит назначим тебя врагом государства, льющего воду на мельницу заокеанских врагов.

Ты высказывал недовольство тем, что церковные руководители слишком угождают власть имущим? Значит ты против сильной и процветающей Родины, где один президент, а значит и один патриарх, пусть его и не интересует спасение руководителей нашей страны.

Главное, чтобы было послушание, безпрекословное, но не Богу, а им, нынешним властителям-архиереям, а в конечном итоге патриарху Кириллу.

Очевидно, что желание батюшек выступить за чистоту Православия постараются очернить.

Но Бог поругаем не бывает. Даже когда Христос висел на Кресте весь оплёванный, и униженный, Он не перестал быть Богом. Так и правда, как бы не пытались её оболгать, остаётся правдой.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ : Я познакомился с будущим отцом Ильёй, когда служил в Александро-Невском соборе Ижевска. Он работал дежурным, бывало прислуживал в алтаре. Мне он нравился своей серьёзностью, благоговейным отношением к богослужению, ответственностью, но вместе с этим и определённой независимостью в суждениях. Чувствовалось, что этот молодой человек – уже состоявшийся мужчина, имеющий свой взгляд на жизнь и готовый постоять за свои убеждения. Поэтому, когда я узнал о том, что о. Илья, хочет выступить в защиту Православия, то у меня было чувство, что он не отступит. Дай Бог ему, о. Силуану и их пастве мужества и крепкого упования на Бога в этом так необходимом для всех нас деле верности истине и неучастия во лжи.

Православный священник Андрей Соковых был на пять лет отстранен от служения из-за отказа поминать в литургиях «еретика» патриарха Кирилла.

Настоятеля ставропольского храма Архистратига Михаила на пять лет отстранили от «работы» - служения и преподавания богословия. В результате чего священник, имеющий четверых детей, остался без средств к существованию. Не совсем по-христиански, не правда ли?

От службы Андрея Соковых отстранили после того, как священнослужитель отказался поминать главу РПЦ патриарха Кирилла в Божественных литургиях. Свой отказ Соковых обосновал вполне ясно, обвинив предстоятеля РПЦ в экуменизме, главной целью которого является объединение церквей разных конфессий.

В частности, Соковых сослался на встречу в кубинском аэропорту глав русской православной и католической церквей - патриарха Кирилла и папы римского Франциска.

«12 декабря я подал рапорт о непоминовении патриарха и применении к нему 15 правила двукратного Константинопольского собора своему правящему митрополиту. В этот же день приехала комиссия и описала храм. Дали мне указ о переводе на штатную должность под крыло благочинного. На копии указа мне предложено было сделать надпись о получении, что я и исполнил, но в дополнение написал о невозможности исполнения этого указа, т.к. не могу быть одного Тела с еретиками, исповедующими ересь «ЭКУМЕНИЗМА». 13 декабря указом правящего архиерея я запрещён в служении», - написал священник на своей странице «ВКонтакте».

Отметим, что 15-ое правило подразумевает: в случае, если предстоятель - то есть патриарх - «проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви», тогда от него «следует законно, ради единства Церкви отложиться».

Вот так. Отказался поминать господина Гундяева по вполне себе серьезным с точки зрения богословия причинам - пожалуйте на 5 лет в «увольнение».

Показательно, что фактически в экуменизме - то есть в ереси - Русскую православную церковь Андрей Соковых обвинил еще осенью прошлого года.

в частности, священнослужитель пояснил, что в подготовленных РПЦ к Всеправославному Собору документах присутствовали «утверждения о разделенности христианского мира, именуя католиков, монофизитов и протестантов христианами, и о полезности и безусловной необходимости для дела спасения душ человеческих экуменического движения и его главенствующей структуры Всемирного совета церквей. Таким образом, на уровне Собора, претендующего на вселенский статус, провозглашается благом очевидное зло - экуменизм».

Но сняли с «должности» Андрея Соковых не тогда, когда священник выступил с критикой экуменизма, а когда отказался лично господина Гундяева поминать!

А ведь, будь патриарх Кирилл светским чиновником, даже трети связанных с ним скандалов должно было бы хватить для окончательного и бесповоротного снятия с должности. Что уж говорить о законах духовных, которые гораздо более строги в отношении, например, излишней роскоши.

Малолетние «избранные»

Свежая история. Внимательные наблюдатели давно подметили, что рядом с патриархом Кириллом случайных людей не бывает. Даже дети, которых глава РПЦ водит на Рождественскую елку в московский Кремль, оказываются не простыми детьми.

На последнюю такую елку патриарх пришел не один, а с мальчиком Гришей Ворончевым. Юный Ворончев удостоился также отдельного упоминания в торжественной речи господина Гундяева, произнесенной на елке.

«Я сегодня вошел в этот зал с мальчиком, которого зовут Гриша. Он прекрасный горнолыжник. И он получил приглашение в Австрию на международные сборы. Время сборов совпало со Страстной седмицей, которая предшествует празднику Пасхи. В это время ― особые богослужения, особо строгий пост. И Гриша отказался ехать на сборы. Я узнал об этом из письма и подумал, что очень хорошо будет рассказать вам о Грише, юном горнолыжнике, который отказался от очень заманчивого предложения для того, чтобы вместе с Патриархом помолиться на Страстной седмицей», - рассказал патриарх.

Занимательно, не правда ли? И настолько картинно, что верится, мягко говоря, в эту историю с трудом.

Очевидно, что ребенок, для которого лыжи в Австрии - привычное дело, не может быть из «простой семьи». Так и оказалось.

Дьякон Андрей Кураев рассказал, что юный Гриша Ворончев - сын «А.И. Ворончева, начальника отдела обеспечения государственных закупок Управления имущественного комплекса и капитального строительства Росспорта». Который, по сведениям Кураева, также состоит в президиуме Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских игр.

Правда, Росспорт был упразднен в 2008 году, превратившись в Министерство спорта. Но факт, что близкий родственник Гриши Ворончева, который, правда, оказался не отцом, а дедом мальчика, в прошлом занимал высокие государственные посты, это не отменяет.

Да и сейчас у дедушки мальчика, который «мечтал» встретиться с патриархом, все в жизни хорошо. Теперь господин Ворончев владеет строительной фирмой, которая, как говорят, успешно и прибыльно существует в Московской области. И с гордостью выкладывает в соцсетях фото внука с предстоятелем РПЦ.

В то, что ребенок предпочел лыжам в Австрии встречу с патриархом, дьякон Кураев не верит: «Меня сразу удивило поведение шестилетнего мальчика, который принял совершенно взрослое решение и отказался ехать в Австрию из-за поста. Простите, не верю, что ребенок такой выбор мог самостоятельно сделать, и семья к нему прислушалась. Я знаю много православных и поповских семей, и там такого рода вещи были бы невозможны. За этим сразу чувствуется запах фейка».

Кстати, это не единственный ребенок обеспеченных родителей, которого можно увидеть рядом с Кириллом. Детям, имеющих обычных родителей с обычными зарплатами, патриарх почему-то подобных почестей не оказывает.

Зато дочь проживающего в славном городе Мадриде бизнесмена Сергея Куликова уже дважды имела честь «засветиться» в непосредственной близости от господина Гундяева на той же елке в Кремле.

Почему дети, которым выпадает особая благосклонность главы РПЦ, оказываются отпрысками родителей-миллионеров? Скорее всего, потому что патриарху нужны спонсоры. И напрашивается версия о том, что услуга «постоять» рядом с Кириллом на торжественном мероприятии имеет определенный прайс.

Стоимость «фото с патриархом»

Вопреки расхожему мнению, денег от продажи церковных свечей в большинстве случаев не хватает даже на содержание храма. Что уж говорить о запросах самих служителей церкви! Кроме того, приходы обязательно отчисляют в епархии часть доходов. И, похоже, «оброк» зачастую бывает непосильный, но какой именно процент отчисляют приходы - неизвестно.

«Это тайна за семью печатями: один приход не знает, сколько зарабатывает и сколько отчисляет в епархию соседний. Знаю, что когда пришел Варсонофий (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - прим. ред.), суммы отчислений были увеличены: кому-то - на треть, кому-то - в два раза. Большая часть приходов обременена налогами настолько, что они воют. Поэтому и недовольны патриархом Кириллом изнутри», - анонимно рассказывал один из недовольных сложившейся в РПЦ ситуацией. Он же добавил, что за время «правления» Кирилла «налоги», которые верхушка РПЦ собирает с приходов, увеличились в 3-5 раз.

При этом тот же священник отмечает, что жизнь приходов без спонсоров - «это нищенство». Исключение составляют только «туристические» приходы, руководить которыми Кирилл, как показывает практика, посылает только особо верных и приближенных. А может, выслужившихся…

«Спектакли» с детьми - не единственные. Общественность помнит историю, когда патриарх Кирилл наградил за многодетное материнство бывшую жену миллиардера Романа Абрамовича - Ирину, воспитывающую пятерых детей. В ходе торжественной - разумеется - церемонии, господин Гундяев и про чуткое сердце упомянул, и особо отметил, что Ирина Абрамович, несмотря на свою многодетность, остается молодой и привлекательной.

Хочется тоже кое-что упомянуть: например, что после развода с Романом Абрамовичем дама стала по подсчетам британской прессы, обладательницей состояния, приближающегося к 6 млрд фунтов стерлингов.

Понятно, что многодетных матерей в России много, но только патриарх почему-то на камеру награждает исключительно состоятельную даму. Однако господин патриарх наградил экс-супругу Абрамовича, что называется, не по чину, нарушив церковное же положение о «Патриаршем Знаке Материнства».

В документе говорится, что награда имеет две степени. Первая степень, которая и была вручена многодетной матери, вручается женщинам, воспитавшим девять и более детей! Или у главы РПЦ не очень хорошо с математикой?

Скорее всего, господин Гундяев прекрасно умеет считать до девяти. Но спонсоры, куда же без них?

Кстати, какие доходы имеет Русская православная церковь, и на что тратит деньги (кроме часов Кирилла за 30 тысяч долларов и трат на услуги невнимательного фотошопера), тайна за семью печатями.

«Бюджет патриархии мы не знаем с 2009 года. Алексий делал ежегодный отчет на пять часов - как Леонид Ильич Брежнев: сколько поступило, сколько на что потратили. Кирилл ни разу не отчитывался. Папский престол, любой приход в Европе публикует свои бюджеты. Приходы РПЦ где-нибудь в Париже публикуют», - поясняет один из служителей РПЦ.

Поговаривают, что личное состояние патриарха Кирилла оценивается в 4 млрд долларов. Конечно, как тут раскрыть отчетность, которая моментально докажет и так известное мнение, что глава РПЦ ведет образ жизни картинного восточного шейха - и гаремы тут не при чем, речь идет исключительно о роскоши.

Конечно, тут и спонсоры просто необходимы, и повышение «налогов» приходам. Тем более, что банк «Пересвет», в котором РПЦ владеет почти половиной акций, нажил себе «дыру» свыше 35 млрд рублей. Куда ушли эти деньги, не патриарх ли их «проел»?

Политика господина Гундяева, неравнодушная к спонсорским деньгам и моментально карающая несогласных внутри системы, давно вызывает недовольство не только у общественности, но даже внутри РПЦ. Но светскому политику можно объявить вотум недоверия, а как снять с должности ударившегося в «ересь» главу РПЦ?

Loading...Loading...