Замалеев курс лекций по истории русской философии. Лекции по истории русской философии

М.: Издательство Магистр, 1996 - 352 с. (Изд. 2-е, дополненное и переработанное)
ISBN 5-89317-002-4
DjVu 9,5 Mb

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Учебник представляет собой оригинальное авторское изложение лекционного курса по истории русской философии. В книге предпринята попытка дать наиболее полное представление обо всех этапах и формах развития отечественной философской мысли - от Киевской Руси до настоящего времени. Русская философия рассматривается как сложный и самобытный процесс становления и развития духовной культуры России. Для преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов, широкого круга читателей.
Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие


Лекция 1. Становление русской философии
Лекция 2. Еретические учения
Лекция 3. Мистика древнерусского православия. Нестяжательство
Лекция 4. Московский ренессанс. Иосифлянство
Лекция 5. Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества
Лекция 6. Русское просветительство на рубеже Нового Времени
Лекция 7. «Петровское западничество»
Лекция 8. Философия русского просвещения. Социологические теории второй половины XVIII в.
Лекция 9. Русский материализм
Лекция 10. Идейно-философские течения политического радикализма
Лекция 11. «Русское воззрение». От славянофильства к религиозному реформаторству
Лекция 12. Философия либерализма
Лекция 13. Политическая философия русского консерватизма
Лекция 14. «Новое религиозное сознание». Русское богоискательство
Лекция 15. Русский марксизм
Лекция 16. Современная русская философия. Политологические концепции
Лекция 17. Современная русская философия. Космизм и антропологизм (продолжение)

заключение
литература

профессор, д.филос.н., профессор.

Научная биография:

Родился 13 ноября 1943 г. в г. Эшвелер Рейнской области (Германия). В 1968 г. окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина по специальности «журналистика». В течение двух последующих лет работал научным сотрудником Новгородской научно-реставрационной производственной мастерской, занимаясь сбором и систематизацией архивного материала по истории древнерусского церковного зодчества.

С 1971 по 1973 гг. учился в аспирантуре философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», а в 1988 г. - докторскую диссертацию «Философская мысль в Средневековой Руси (XI-XVI вв.)». До 1991 г. занимался преподавательской деятельностью в вузах и академических учреждениях Ленинграда.

В 1989 г. присвоено ученое звание профессора. С 1991 по 2017 гг. работал заведующим кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. После реорганизации кафедры занимает должность профессора.

C 1994 г. издает журнал русской философии и культуры .

Разработал учебно-теоретические курсы по истории русской философии, политологии и истории русской культуры.

Награждён юбилейной медалью «1500-летие Киева» и другими правительственными наградами.

Контакты: [email protected]

Основные научные труды:

I . Монографии, исследования

  1. От просветительской утопии к теории революционного действия: Очерк социологии декабристов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1975. - 67 с. (Со
  2. Фонвизин А. А. - М.: Мысль, 1976 (Серия «Мыслители прошлого»). - 152 с.
  3. Богословы ищут Бога: Философско-атеистические очерки по истории христианской теологии. - Киев: Изд-во «Молодь», 1980. - 168 с. (Со
  4. Мыслители Киевской Руси. - Киев: «Вища школа», 1981. - 158 с. (Со
  5. Добролюбов. Жизнь и идеи революционера. - Минск: Вышэйшая школа, 1983. - 96 с.
  6. Мыслители Киевской Руси. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Киев: «Вища школа», 1987. - 184 с. (Со
  7. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). - Л.: Наука, 1987. - 247 с.
  8. Отечественные мыслители позднего Средневековья: конец XIV - первая треть XVII в. - Киев: «Вища школа», 1990. - 176 с. (Со
  9. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - Л.: Лениздат, 1991. - 207 с. (Со
  10. Лепты: Исследования по русской философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 320 с.
  11. Восточнославянские мыслители. Эпоха Средневековья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 270 с.
  12. О русской философии: Статьи. Оппонентские отзывы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 131 с.
  13. Denkers van het Kievse Rusland. - Maastrichts Centrumvoor de Russische Taal en Cultur, 2001. - 224 s. (V. A. Zots).
  14. Новые исследования по русской философии. СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. - 80 с.
  15. Идеи и направления отечественного любомудрия: Лекции, статьи, критика. - СПб.: Изд-во «Летний сад». 2003. - 212 с.
  16. . - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 208 с.
  17. : Исследования по русской философии, политологии и культуре. - СПб.: Наука, 2010. - 552 с.
  18. : Статьи. Выступления. Заметки. - СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2011. - 216 с.

II . Учебно-методические издания

  1. Лекции по истории русской философии: XI - начало XX вв. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 174 с.
  2. Русская политология. Обзор основных направлений. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 208 с. (Соавтор И. Д. Осипов).
  3. Курс истории русской философии. - М.: Наука, 1995. - 191 с.
  4. Лекции по истории русской философии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 338 с.
  5. Курс истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во «Магистр», 1996. - 352 с.
  6. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 312 с.
  7. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). Изд. 3-е, дополненное и переработанное. - СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. - 398 с.
  8. Семестровый курс истории русской философии: Учебно-методическая разработка // Русская философия: Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики. - СПб.: Изд-во «Летний сад», 2001. С. 105-156.

В книге профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Ф.Замалеева прослеживается развитие русской философии с момента ее зарождения в эпоху Средневековья до XX столетия. Книга рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Рассчитана на широкий круг читателей.

А. Ф. Замалеев
Лекции по истории русской философии

Предисловие

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его "Русская философия" стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от "степени образованности отечественной", "духа времени" и "направления умственных сил" общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в "построении умственной теории". Напротив, англичанин "во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм". Русский человек "богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом". Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали "духовные лица", занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское "самобытничество" (И.В. Киреевский), перекинулось и на "веховскую" историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно "нормировкой" мистики "в интересах русской культуры". Такова, на его взгляд, отличительная черта "нашего национального философского творчества". Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших "начало самостоятельной философской мысли в России", все наше любомудрие было ни чем иным, как "попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства"."…Русская мысль, - заявлял также Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…". Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала "подготовительного", средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в "умственном застое". И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что "без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя". Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась "на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки" и представляет собой "зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа". Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли - это вообще "история усвоения чужой мысли". Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же "приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?" - спрашивал Ключевский и отвечал:

"Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания - первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу".

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее "за свой исконный и вечный образец". Она ничего не прибавила к содержанию последней, "кроме разве ошибок и искажений". "Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, - утешался Ключевский, - не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом".

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова "Русская философия IX–XIX вв." (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали "более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания". Это, по их мнению, обусловило то, что она "вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов". Только с XVII в., благодаря усвоению "западноевропейских культурных ценностей", русская мысль "в кратчайшие сроки" принялась наверстывать "упущенное". Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего "коренную перестройку" всего русского философского миросозерцания. Отныне "старые доктрины обнаружили свою архаичность", и русская мысль устремилась "в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…". Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм . Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции "по пути к марксизму", либо к идиллической "встрече философии и православия". В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от «степени образованности отечественной», «духа времени» и «направления умственных сил» общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм». Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «духовные лица», занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское «самобытничество» (И.В. Киреевский), перекинулось и на «веховскую» историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно «нормировкой» мистики «в интересах русской культуры». Такова, на его взгляд, отличительная черта «нашего национального философского творчества». Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших «начало самостоятельной философской мысли в России», все наше любомудрие было ни чем иным, как «попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства».«…Русская мысль, - заявлял также Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…». Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя». Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и представляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа». Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли - это вообще «история усвоения чужой мысли». Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же «приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?» - спрашивал Ключевский и отвечал:

«Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания - первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу».

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее «за свой исконный и вечный образец». Она ничего не прибавила к содержанию последней, «кроме разве ошибок и искажений». «Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, - утешался Ключевский, - не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом».

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия IX–XIX вв.» (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали «более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания». Это, по их мнению, обусловило то, что она «вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов». Только с XVII в., благодаря усвоению «западноевропейских культурных ценностей», русская мысль «в кратчайшие сроки» принялась наверстывать «упущенное». Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего «коренную перестройку» всего русского философского миросозерцания. Отныне «старые доктрины обнаружили свою архаичность», и русская мысль устремилась «в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…». Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм . Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции «по пути к марксизму», либо к идиллической «встрече философии и православия». В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Объективное историческое исследование не может проигнорировать ни того, что русская философия глубоко укоренена в православно-христианской традиции, ни того, что ее связывают кровные узы с западноевропейской мыслительностью. Но сама по себе констатация этих фактов недостаточна; она не должна стать самоцелью. Главное состоит в том, чтобы понять, какие мотивы побуждали национальную мысль обращаться к работе над чужеродным материалом и какие идеалы выставлялись в процессе национального духовного творчества.

Loading...Loading...