Житие преподобных спиридона и никодима просфорников киево-печерских. Преподобные спиридон и никодим просфорники

День постный.

Сегодня память: апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула; мч. III века Епимаха Нового; прп. Мавры Константинопольской, диакониссы V века; прпп. подвижников XII века Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Сщмчч. XX века: Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского; пресвитеров Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова, прмчч. Леонида (Молчанова), Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), Иннокентия (Мазурина), мч. Иакова Блатова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к житию, приведенному у святителя Димитрия Ростовского:

Всякая душа, озаренная свыше благодатию, бывает проста, в ней нет ни лукавства, ни лести, она - сосуд и жилище Самого Бога. Посему и апостол говорит: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27).

К числу таких избранных принадлежал и преподобный отец наш Спиридон. Сей блаженный происходил из некоторого селения, он не был научен книжному искусству, не был силен в слове, но был велик своим разумом духовным и богоугодными делами. Имея в своем сердце страх Господень, начало всякой премудрости, он пришел в Печерский монастырь и стал вести здесь суровую иноческую жизнь. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству, хотя уже не был юн летами. Все Боговдохновенные псалмы Давидовы он твердо изучил и знал на память. Святой подвижник с неослабевающей ревностью подвизался и заботился о спасении души своей; у него был благочестивый обычай: всякий день он воспевал Псалтирь Давидову и не переставал до тех пор, пока не кончал ее всю в тот же самый день.

Бывший тогда игуменом Пимен постник, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь хлеб, приносимый к Божественной литургии для тайного тела Христова, т.е. просфоры. Блаженный Спиридон, поселившись в пекарне, не оставил и прежних своих духовных подвигов, стал исполнять возложенное на него послушание со всяким благоговением и страхом Божиим. Зная, что труд рук его предназначался для чистой и непорочной жертвы, приносимой иереем, он исполнял его, воссылая своими устами хваление Богу: рубил ли дрова, месил ли тесто, он всегда устами своими воспевал псалмы Давидовы, чтобы ежедневно, по своему обыкновению, окончить всю Псалтирь.

Однажды, исполняя свою обычную работу, сей блаженный подвижник затопил печь для печения просфор. Вдруг огонь вырвался из устья печи и охватил крышу того здания, где был святой. Блаженный Спиридон, взяв свою мантию, закрыл ею устье печи, и перетянув рукава своей власяницы, поспешил с ней к колодцу; наполнив ее водою, он быстро вернулся, созвал братию и просил, чтобы иноки помогли ему погасить пожар. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл устье печи, была нетронута огнем и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославляли Бога.

У сего блаженного Спиридона был один соучастник в трудах, некий брат по имени Никодим; он во всем был единомыслен со святым Спиридоном. Подобно сему блаженному, святой Никодим также ревностно молился и делил с ним труды телесные.

Сии подвижники свято и благоугодно работали в течение тридцати лет, чисто и непорочно исполняя свое послушание — печение просфор. Преставились они в середине XII столетия и мощи их почивают в Антониевой пещере.

Братья и сестры, поясню, чем занимались преподобные. «Просфора́» в переводе с греческого -«приношение». Изначально и на протяжении первых веков христианства христианские общины приносили в храм все, что было необходимо для богослужения: хлеб, вино, ладан, свечи, масло, прочие продукты для трапезы после службы. В то время все это называлось «приношением», «просфоро́й». До сих пор священник, даже благословляя кадило, молится: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (т.е. запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Когда-то это тоже было молитвой проскомидии, той части богослужения, во время которой из принесенного членами общины выбиралось всё необходимое для совершения Литургии.

Время шло, и к хлебам, которые участвуют в таинстве, стали предъявляться строгие требования. Со временем про́сфоры стали выпекаться отдельно, специально для Евхаристии. Просфоры приобрели специфическую форму: стали двухсоставными в ознаменование двух природ Спасителя - Божественной и человеческой. Также хлебы предложения стали украшаться и выделяться символами, наносимыми при помощи печати. Даже в наше время в разных Православных Церквях существуют разные традиции, связанные с просфорами. Например греки служат на одной просфоре, в которой заключено пять секций. Мы служим на пяти просфорах, а старообрядцы на семи. Но это все не принципиально. Важно то, что при совершении Святой Евхаристии мы все причащаемся от одного Хлеба, Тела Христова. Участвуем в той же самой Тайной Вечери Христовой, что и преподобные Спиридон и Никодим.

Преподобнии Спиридоне и Никодиме, молите Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Дни памяти: 13 ноября (31 октября — с.с.), 15 сентября (28 сентября — с.с.) и во 2-ю Неделю Великого поста

Всякая душа, озаренная свыше благодатию, бывает проста (Прит. 11:26) , в ней нет ни лукавства, ни лести, она – сосуд и жилище Самого Бога. Посему и апостол говорит:«Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

К числу таких избранных принадлежал и преподобный отец наш Спиридон. Сей блаженный происходил из некоторого селения, он не был научен книжному искусству, не был силен в слове, но был велик своим разумом духовным и богоугодными делами Имея в своем сердце страх Господень, начало всякой премудрости, он пришел в Печерский монастырь и стал вести здесь суровую иноческую жизнь.

Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству, хотя уже не был юн летами. Все Боговдохновенные псалмы Давидовы он твердо изучил и знал на память. Святой подвижник с неослабевающей ревностью подвизался и заботился о спасении души своей; у него был благочестивый обычай: всякий день он воспевал Псалтирь Давидову и не переставал до тех пор, пока не кончал ее всю в тот же самый день.

Бывший тогда игуменом Пимен постник, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь хлеб, приносимый к Божественной литургии для тайного тела Христова, т.е. просфоры. Блаженный Спиридон, поселившись в пекарне, не оставил и прежних своих духовных подвигов, стал исполнять возложенное на него послушание со всяким благоговением и страхом Божиим.

Зная, что труд рук его предназначался для чистой и непорочной жертвы, приносимой иереем; он исполнял его, воссылая своими устами хваление Богу: рубил ли дрова, месил ли тесто, он всегда устами своими воспевал псалмы Давидовы, чтобы ежедневно, по своему обыкновению, окончить всю Псалтирь.

Однажды, исполняя свою обычную работу, сей блаженный подвижник затопил печь для печения просфор. Вдруг огонь вырвался из устья печи и охватил крышу того здания, где был святой. Блаженный Спиридон, взяв свою мантию, закрыл ею устье печи, и перетянув рукава своей власяницы, поспешил с ней к колодцу; наполнив ее водою, он быстро вернулся, созвал братию и просил, чтобы иноки помогли ему погасить пожар.

Мощи прп. Спиридона

Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл устье печи, была нетронута огнем и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославляли Бога. У сего блаженного Спиридона был один соучастник в трудах, некий брат по имени Никодим; он во всем был единомыслен со святым Спиридоном. Подобно сему блаженному, святой Никодим также ревностно молился и делил с

ним труды телесные.

Мощи прп. Никодима

Сии подвижники свято и благоугодно работали в течение тридцати лет, чисто и непорочно исполняя свое послушание – печение просфор. Посему, преставившись в добром исповедании1, они насыщаются славой Божией, которую зрят не в виде приносимого хлеба, но лицом к лицу; их святыми молитвами да насытимся достойно и мы хлеба жизненного – благодати и славы Иисуса Христа, Ему же с Богом Отцом и со Святым Духом подобает честь, слава и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Народный праздник «Спиридон и Никодим» отмечается 13 ноября (по старому стилю – 31 октября). В православном календаре это дата почтения памяти преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Другие названия праздника: «Никодим», «Никодимов день», «День матицы». В разных регионах Руси день 13 ноября отмечался по-своему: где-то чтили охотников, где-то рыболовы устраивали свой праздник, где-то провожали осень и встречали зиму.

Спиридон пришел в Печерский монастырь во времена служения игумена Пимена. Он был уже мужчиной в годах, непорочен, трудолюбив. Его поставили на изготовление просфор. Этим же послушанием занимался и Никодим. В течение 30 лет они пекли просфоры, беспрестанно молились Господу Богу и читали псалмы. Легенда повествует о чуде, совершенном святыми. Однажды печь загорелась, но они смогли потушить огонь, оставшись невредимыми. Наверное, поэтому в народе Спиридона и Никодима почитали как хранителей дома от пожара.

13 ноября крестьяне переводили кур из летних построек в зимние закуты. Старую и ослабленную птицу отмечали для последующего убоя, потому как такие особи зиму пережить не могли. В этот день готовились различные блюда из курятины: запеченная или фаршированная курица, котлеты из куриного фарша, курники - пироги с начинкой из куриного мяса.

В некоторых районах на Спиридона и Никодима отмечали свой праздник рыболовы. В этот день вспоминали пословицы и поговорки, связанные с водным промыслом: «Не накормит земля - накормит вода»; «Вода - не нива, не пашешь, не сеешь, а сыт бываешь». Впрочем, занятие это бывало и опасным, особенно на северных морях. Это нашло отражение и в крылатых выражениях: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; «Рыбу ловить - при смерти ходить»; «Ловцы рыбные - люди гиблые». По народному поверью, если поймать в этот день рыбу, сделать ее начинкой для пирогов и каждый член семьи отведает эту стряпню, то в доме поселится благоразумие и все будут здоровыми.

Охотники также пользовались на Спиридона и Никодима особым почетом. В эти дни они выходили на первую заячью охоту по свежему снегу. У охотников тоже были свои поговорки: «На ловца и зверь бежит»; «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» (или другой вариант этой же присказки - «Двух зайцев гонять - ни одного не поймать»); «Не дорог конь - дорог заяц». Зайчатина считалась лакомством и, если удавалось изловить зверька, семью охотника в этот день ждал вкусный ужин. В народе верили, что добытая и съеденная зайчатина сделает мужчину красивым и привлекательным для противоположного пола, а заячьи лапы, как трофей, принесут удачу в жизни.

13 ноября еще называли днем матицы. Матица - это брус поперек избы, на который настилался потолок. Матица была одной из важнейших частей дома, поэтому и название этой балки произошло от слова «мать». В этот день вся семья рассаживалась под матицей. Считалось, что так в дом привлекались счастье и достаток. Благочестивые люди говаривали: «Порядки старины мы чествовали, под матицей мы сиживали, от людей спасибо слыхивали».

Поговорки и приметы:

Если днем стоит теплая погода, то в ближайшие 2-3 дня будет сильный ветер.
- Если снегирь запел – будет скорая зима.
- Воробьи громко расчирикались – к хорошей погоде.
- Если медвежья берлога располагается на возвышенности – быть весеннему половодью.
- Если рыбаки поругались, то вся зимняя рыбалка будет безрезультативной.
- Сны, приснившиеся на Спиридона и Никодима, сбываются на 10-е сутки.
- Если в этот день не выспаться, то жизнь будет недолгой.
- Родившиеся 13 ноября редко бывают счастливы, хотя и добиваются всего в зрелые годы. Носить им следует бирюзу.

13 ноября память преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII)

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, подвизались в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Для христиан всех времен поучительно и отрадно видеть в числе угодивших Господу людей простых, некнижных. В них особенно видна сила той веры, которая, быв проповедана рыбарями, преобразовывает и возвышает умы и сердца, как никакая философия человеческая. В их примере видно, что истина Христова, живительная и чудодействующая, дана для всех людей и всеми может быть усвояема. Преподобные Спиридон и Никодим были люди простые, и занятие их было очень простое - печение просфор. Но они совершали его с любовью к Господу и братии, и любовь обратила простое занятие в служение духовное. О прп. Спиридоне известно, что он был родом из села («пришел в обитель не из города, а невежею селянином») при игумене Пимене (1132-1241), и в немолодых летах. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству и все богодухновенные псалмы Давидовы твердо изучил. Игумен, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь просфоры. Полный страха Божия, он выполнял поручение с великим усердием, считая это за великую милость Божию. А усвоив душе своей святую Псалтирь, он - рубил ли дрова, месил ли тесто, топил ли печь, приготовлял ли просфоры - непрестанно читал псалмы. Так подвизался раб Божий! И какую смелость духовную, какую силу чудесную приобрел он, подвизаясь таким образом! Однажды от огня из печи загорелась кровля кельи его. Блаженный, взяв свою мантию, закрыл ею печь; а завязав рукава власяницы своей, побежал к колодцу, налил воды. Созвав братию, он просил, чтобы иноки помогли ему погасить пожар. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл печь, была нетронута огнем, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославили Бога.

Другом и сотрудником преподобного Спиридона был преподобный Никодим, такой же, как он, простак, но умудрившийся для Господа. Он делил со Спиридоном труды печения просфор, носил дрова и воду, месил тесто, а вместе с тем пребывал в молитве и пел псалмы. Так провели 30 лет и мирно почили угодные Господу рабы.

Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста руки его соединены совершенно ровно, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если бы кто захотел дать иное положение перстам его, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! Память преподобных совершается 31 октября/13 ноября, также 28 сентября/11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.

В шестом кондаке акафиста преподобным отцам Киево-Печерским сказано о прп.Спиридоне так:

Преподобные Спиридон и Никодим просфорники Печерские.

Проповедницею нам является
честная десница твоя, Спиридоне богоприятне,
еюже православных чад твоих поучавши,
како персты слагати подобает
во изображение креста святаго на челе,
уста же расколоучителей заграждаеши,
яве обличая их неправое учение о перстосложении;
сим бо образом осенив себе крестным знамением
отшел еси ко Христу, Емуже предстоя молися,
да угасит безмерно горящую пещь страстей наших,
да дарует нам истинное усердие
славословити Его непрестанно
во псалмех и пениих духовных
в сей жизни и в будущей
да сподобит нас пети Ему: Аллилуия.

Из приложения к Псалтири, изданной в 1904 году: «Желающий несомненного древняго свидетеля собственными очами видети, да идет во святую Киево-Печерскую Лавру в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона Просфорника и узрит десницу его, яже якоже в час кончины своея троеперстно сложи ю для крестного знамения, тако сложенною пребывает и до ныне близ седми сот лет».

Одно из многочисленных чудес, проистекающих от мощей преп. Спиридона, произошло в XX веке: «Когда во время Отечественной войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные Пещеры Киево-Печерской лавры. Для этого нашли экскурсовода - монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних Пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант шел с наганом в руке. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.

На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах».

Тропарь преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах

Хлебы приносныя руками своими творя,/ псалмопение непрестанное усты своими/ яко жертву хвалы приношаше Господеви,/ со честным Никодимом, блаженне Спиридоне,/ с нимже молися Христу Богу о душах наших

Кондак преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

Да явиши разжженную твою ко Господу любовь,/ чудне Спиридоне,/ разжегшуюся зело пещь/ мантиею своею заграждавши/ и да покажеши источник вод дарований духа в тебе живущ,/ одеждею своею, нося воду,/ угашаеши пламень огненный,/ тем, яко имея дерзновение ко Господу,/ со блаженным Никодимом/ молися присно о нас, поющих тя.

Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

Спиридон и Никодим, преподобные

Новая статья: молитва святым просфорникам на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Жития святых

13 ноября память преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII)

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, подвизались в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Для христиан всех времен поучительно и отрадно видеть в числе угодивших Господу людей простых, некнижных. В них особенно видна сила той веры, которая, быв проповедана рыбарями, преобразовывает и возвышает умы и сердца, как никакая философия человеческая. В их примере видно, что истина Христова, живительная и чудодействующая, дана для всех людей и всеми может быть усвояема. Преподобные Спиридон и Никодим были люди простые, и занятие их было очень простое - печение просфор. Но они совершали его с любовью к Господу и братии, и любовь обратила простое занятие в служение духовное. О прп. Спиридоне известно, что он был родом из села («пришел в обитель не из города, а невежею селянином») при игумене Пимене (1132-1241), и в немолодых летах. Не зная грамоты, он начал учиться книжному искусству и все богодухновенные псалмы Давидовы твердо изучил. Игумен, видя, что святой Спиридон отличается смирением и трудолюбием, постоянно пребывает в посте и молитве и во всем непорочен, возложил на него богоприятное для него послушание: печь просфоры. Полный страха Божия, он выполнял поручение с великим усердием, считая это за великую милость Божию. А усвоив душе своей святую Псалтирь, он - рубил ли дрова, месил ли тесто, топил ли печь, приготовлял ли просфоры - непрестанно читал псалмы. Так подвизался раб Божий! И какую смелость духовную, какую силу чудесную приобрел он, подвизаясь таким образом! Однажды от огня из печи загорелась кровля кельи его. Блаженный, взяв свою мантию, закрыл ею печь; а завязав рукава власяницы своей, побежал к колодцу, налил воды. Созвав братию, он просил, чтобы иноки помогли ему погасить пожар. Собравшись, братия увидела дивное явление: мантия, которой блаженный закрыл печь, была нетронута огнем, и вода из власяницы не вытекала. Иноки быстро погасили принесенной водой горящее здание и радостно прославили Бога.

Другом и сотрудником преподобного Спиридона был преподобный Никодим, такой же, как он, простак, но умудрившийся для Господа. Он делил со Спиридоном труды печения просфор, носил дрова и воду, месил тесто, а вместе с тем пребывал в молитве и пел псалмы. Так провели 30 лет и мирно почили угодные Господу рабы.

Преподобный Спиридон почивает в положении молящегося. Три первые перста руки его соединены совершенно ровно, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если бы кто захотел дать иное положение перстам его, тот скорее мог бы переломать их, чем выполнить свое желание. Вот проповедь громкая для мнимых старообрядцев! Память преподобных совершается 31 октября/13 ноября, также 28 сентября/11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.

В шестом кондаке акафиста преподобным отцам Киево-Печерским сказано о прп.Спиридоне так:

Проповедницею нам является

честная десница твоя, Спиридоне богоприятне,

еюже православных чад твоих поучавши,

како персты слагати подобает

во изображение креста святаго на челе,

уста же расколоучителей заграждаеши,

яве обличая их неправое учение о перстосложении;

сим бо образом осенив себе крестным знамением

отшел еси ко Христу, Емуже предстоя молися,

да угасит безмерно горящую пещь страстей наших,

да дарует нам истинное усердие

славословити Его непрестанно

во псалмех и пениих духовных

в сей жизни и в будущей

да сподобит нас пети Ему: Аллилуия.

Из приложения к Псалтири, изданной в 1904 году: «Желающий несомненного древняго свидетеля собственными очами видети, да идет во святую Киево-Печерскую Лавру в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона Просфорника и узрит десницу его, яже якоже в час кончины своея троеперстно сложи ю для крестного знамения, тако сложенною пребывает и до ныне близ седми сот лет».

Одно из многочисленных чудес, проистекающих от мощей преп. Спиридона, произошло в XX веке: «Когда во время Отечественной войны немцы заняли Киев, то немецкий комендант города пожелал посетить всемирно известные Пещеры Киево-Печерской лавры. Для этого нашли экскурсовода – монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних Пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант шел с наганом в руке. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков ее заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.

На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней. Подобные объявления появились во всем городе на столбах и заборах».

Тропарь преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах

Хлебы приносныя руками своими творя,/ псалмопение непрестанное усты своими/ яко жертву хвалы приношаше Господеви,/ со честным Никодимом, блаженне Спиридоне,/ с нимже молися Христу Богу о душах наших

Кондак преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

Да явиши разжженную твою ко Господу любовь,/ чудне Спиридоне,/ разжегшуюся зело пещь/ мантиею своею заграждавши/ и да покажеши источник вод дарований духа в тебе живущ,/ одеждею своею, нося воду,/ угашаеши пламень огненный,/ тем, яко имея дерзновение ко Господу,/ со блаженным Никодимом/ молися присно о нас, поющих тя.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Этот обряд должен совершать каждый православный христианин. Молитва на принятие просфоры и святой воды должна совершаться перед обрядом. Она очень короткая и простая, посему не составит большого труда заучить ее наизусть. Полный текст молитвы и описание обряда вы узнаете, прочитав статью.

Обряд принятия святой воды требует к себе благоговейного отношения…

Обряд принятия просфоры

Суть обряда

Cвятая вода и просфора принимаются после прочтения утренней молитвы исключительно на голодный желудок: из стакана с водой отпивается маленький глоток, откусывается малый кусочек от просфоры. Нужно стараться совершать обряд таким образом, чтобы ни одна крошечка от святого хлеба мимо не упала.

Вкушение святой воды и просфоры, по мнению затворника Георгия Задонского, помогает уберечь человека от происков нечистого духа, при этом освящает его душу и тело, освещает его мысли и делает его ближе к Господу.

Святую воду употребляют при различных болезнях и хворях, а также в качестве профилактических действий для духовного здоровья. Употребление воды само по себе не принесет никакой пользы, если просто ее пить механически, не участвуя при этом в обряде всем сердцем, поэтому необходима молитва перед принятием святой воды.

Имеются правила принятия освященной воды:

  1. Обряд всегда производится натощак;
  2. Вода должна быть налита в отдельную емкость, чашку, стакан, и ни в коем случае не пьют из бутылки или емкости, в которой она хранится;
  3. Утром накануне Святого Причащения просфору принимать нельзя. В такой день ограничение касается любой пищи.

Текст молитвы

Перед тем, как отпить глоток святой воды, необходимо перекреститься и произнести слова молитвы:

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый (просфора) и

Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего,

В укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего,

В покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию

Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Господи, да будет мне грешному (грешной) употребление сей воды

Священной не в суд и осуждение, но во очищение, исцеление и жизнь вечную. Аминь».

Почему Господь не отвечает на молитвы?

Здравствуйте. Пишу вам, потому что больше не знаю куда. У меня кризис веры в существование Бога. Все мои молитвы остаются.

Как правильно молиться?

Есть много вопросов, ответьте на них пожалуйста, накопилось. Как правильно молиться, в какой позе? Вслух или про себя? В церкви.

Можно ли многократно молиться об одном и том же?

Здравствуйте. Есть у меня одна заветная мечта. Я молю о ней Бога каждый раз, как прихожу в церковь, и иногда.

При вкушении освященной воды и просфоры нужно произносить следующую молитву:

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая

Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещение ума моего,

Во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего,

В покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему,

Молитвам Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Как испечь просфору

Что это такое

Корни происхождения просфоры напрямую сплетены с первыми столетиями христианства. Ранее просфорой именовали пожертвование, которое приносили с собой верующие люди для проведения богослужения - воск для изготовления свечей, хлеб, вино, оливковое масло. Данное пожертвование принимали диаконы, а перечень тех людей, которые приходили с подношением, во время освящения еды упоминались с молитвой. При этом, в список также могли включаться имена и умерших людей, когда родные от их имени приносили просфору.

Долю от просфоры – вино и хлеб – диаконы оставляли с целью приложения в Кровь и Христово Тело, из воска делали свечи, а все оставшееся раздавали верующим. Позднее просфорой стали нарекать только хлеб, который применялся во время литургии. Со временем в церкви взамен обычного хлеба начали выпекать просфору такой, какой мы привыкли ее видеть в современном мире.

Сама просфора представляет собой хлеб, который состоит из 2 отдельных частей. Выпекается верхняя часть с особенной печатью, которая имеет вид равностороннего четырехконечного креста. Символы XC и IC (Иисус Христос) ставят на горизонтальной перекладине креста, по ней - KA и HI (что в переводе с греческого языка означает «победа»). Вторая нижняя часть просфоры походит на обычный каравай хлеба.

Само слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение»

Выпекается просфора из муки. На ее создание ушло огромное множество зерен из многочисленного числа колосьев, потому она символизирует как истинно отдельного человека, который был создан из огромного количества природных элементов, так же, как и все род человеческий в целом, который состоит из множества людей. Олицетворением физиологического, земного происхождение человека и всего рода человеческого выступает нижняя часть просфоры, а в свою очередь верхняя часть, с печатью, выступает началом духовного. В соответствии с мнением церкви, человеческая сущность пронизана присутствием Божьим, потому в тесто для приготовления просфоры добавляются дрожжи и святая вода: освященная вода является символом благодати Божьей, а дрожжи говорят о животворящей помощи Святого Духа.

Деление просфоры на две части является не случайным явлением. Обе части несут в себе символ разделение человека на душу (дрожжи и святая вода) и на плоть (вода с мукой), которые неразделимо сплочены друг с другом. Верующие люди могут получить на руки просфору после совершения обряда богослужения – в первую очередь необходимо заказать до начала литургии сорокоуст «О здравии» или «Об упокоении». Кусочек просфоры вынимается за каждое имя, которое вы укажете в записке.

Маленькие части просфоры, из которых был вынут на проскомидии Святой Агнец называется антидором , что в переводе с греческого языка обозначает «вместодарие». Он после окончания литургии раздается верующим людям. Потреблять его нужно прямо в стенах храма, с благоговением в душе и на голодный желудок, в силу того, что это хлеб с Господнего жертвенника является святым.

Артос – это просфора всецелая. Вместе с прообразом Воскресения Христова захватывает главное место в храме в период Светлой Седмицы. Раздается верующим людям после окончания пасхальных торжеств. Люди бережно берегут частицы артоса в качестве божественного лекарства от немощей и хворей. Вкушают его лишь в особенных случаях, и всегда сопровождая словами “Христос воскресе!”

Артос и просфору необходимо хранить в красном углу, вблизи от икон. В случае если же они загубятся, то их необходимо сжечь собственными руками или с этой же целью отнести в церковь, в ином случае можно отпустить в чистую реку по течению.

Как же испечь просфору?

Рецепт, использовавшийся в давние времена, включает в себя подобные указания:

  1. С добавлением святой воды делается замес теста, при выпечке необходимо произносить молитвы, петь псалмы, выполняется работа благочестивыми женщинами, преднамеренно приглашенными для этого. Называют их просфорницами.
  2. Для выпечки одной партии потребуется муки-крупчатки 1200 гр. Просейте ее тщательно, чтобы она была пышной и заполненной воздухом.
  3. В емкость, где намереваетесь месить тесто, добавьте немного освященной воды;
  4. Далее высыпьте приблизительно 400 гр. муки и окатите ее кипятком. Делают это для того, чтобы сладость пшеницы перенеслась в тесто, так как сахар не добавляется в такой хлеб. Во-вторых, чтобы не плесневела просфора долгое время.
  5. Ингредиенты необходимо перемешать и дать несколько остыть;
  6. Затем разводится в святой воде соль (буквально пару столовых ложек), полученную соленую воду нужно влить в мучную массу, добавить 25 гр. дрожжей, их растворяют водой и хорошенечко замешивают.
  7. Потом емкость с тестом накрывают и оставляют опару на тридцать-сорок минут для подъема;
  8. По истечению этого времени добавьте оставшуюся муку, вымесите тесто ещё раз и дайте еще раз ему подойти. После того, когда масса хорошо поднимется, из нее должна выти отличная просфора.
  9. Когда тесто хорошенько отдохнуло и поднялось, необходимо выложить тесто на рабочую поверхность, присыпав при этом небольшим количеством муки;
  10. Из кусочка теста раскатайте пласт в 3 см. толщиной, особенными формочками нарежьте кружки меньшего и большего диаметра.
  11. Чтобы каждая будущая просфора вышла аккуратной подправьте их руками;
  12. Теперь нужно накрыть вафельным влажным полотенцем, и еще раз на полчаса оставить заготовки отдыхать;
  13. Далее, накладывая печати на маленькие кружки, нужно соединить их с большими, при этом предварительно слегка смочить поверхности водой.
  14. Для того чтобы в тесте во время выпечки не сформировалось пустот, обязательно насквозь прокалывается каждая святая просфора;
  15. Потом их переложите на противень, который присыпьте мукой и отправьте в предварительно раскаленную духовку. Просфоры должны подрумяниться и ни в коем случае не подгореть. Время выпекания составляет 15-20 мин.

Как только выпечка будет готова, необходимо выложить ее на стол, накрыв при этом сначала сухим, затем влажным и сверху еще одним сухим полотенцем и чем-то теплым. Просфоры должны в таком виде охладиться. После остывания их укладывают в особенные корзины и используют по назначению. Готовые просфоры хранят в холодильнике.

О происхождении святой воды

Всю жизнь рядом с верующими людьми находится рядом святая вода. Она относится к одной из самых важных святынь христианства. В переводе с греческого языка на русский слово «агиасма» переводится именно как «святыня».

Святая вода является символом, олицетворяющим Божью благодать: она обладает священными свойствами и помогает очищать верующих людей от духовного негатива, укрепляет душу и тело. Святая вода – это практически самый важный атрибут при проведении таинства Крещения. Трехкратное погружение человека в нее смывает греховные нечистоты, наполняет его новой силой, делает ближе к Господу Богу. Также освященная вода применяется при молебенах, в христианских обрядах освящения, крестных ходах.

Почитайте вот эту статью: что такое святая вода. Вам будет это интересно…

Все верующие православные христиане в день Богоявления набирают освященную воду, относят к себе домой и берегут, как драгоценную святыню, на течении всего следующего года. Причащаются агиасмой при различных заболеваниях и хворях, которая применяется вместе с молитвой.

Давным-давно было доказано, что освященная вода наделена феноменальными свойствами. В течение всего года после Богоявления она остается свежей. В свое время еще святитель Димитрий Херсонский писал о целительских способностях священной воды. Такую воду обширно применял преподобный Серафим Саровский, он давал ее паломникам. При помощи святой воды преподобный Амвросий Оптинский вылечивал и ставил на ноги даже неизлечимо больных людей. Благовеянную воду Серафим Вырицкий нарекал сильнейшим лекарством, рекомендовал окроплять ею любую пищу, а при заболевании каждый час давать по одной столовой ложке захворавшему человеку.

Loading...Loading...