Значение слова «понятие. Значение слова понятие

Общие, единичные, пустые понятия. Объемы понятий могут быть разными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их различие в логических свойствах не допускает одинакового обращения с ними при выполнении операций. В целом ряде случаев для них действуют разные правила. Общие понятия охватывают много предметов. Причем "много", как и множественное число в грамматике, начинается с двух. Иными словами, даже если в объеме только два явления или две вещи, то этого достаточно, чтобы охватывающее их понятие считать общим. Так, "полюс Земли" представляет собой общее понятие, хотя полюсов всего два - северный и южный. Тем более общими являются понятия "книга", "ракета", "морское млекопитающее" - в объеме каждого из них далеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий состоит в следующем: то, что сказывается об общем, то одновременно может сказываться о каждом элементе из объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; все научные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, в отличие от общих, охватывают только один предмет. Таковы "Атлантический океан", "атомный ледокол "Ленин", "Эйфелева башня", "Царь-пушка". В логике рассматриваются также пустые понятия. Они имеют нулевой объем: "вечный двигатель", "Баба-Яга", "четыре, умноженное на сонату Бетховена", "повышение продуктивности сельского хозяйства в России в результате фермеризации".

Взаимоотношение понятий по объему удобно отображать графически. Для этого разработано несколько способов. Наиболее употребительный - круги Эйлера (рис. 1). Возьмем такую совокупность понятий: 1)"дорога", 2)"мост", 3) "железнодорожный путь", 4)"шпала", 5)"рельс", 6)"узкоколейка", 7)"виадук". Их изображение кругами представлено на рисунке. Железнодорожный путь (понятие 3) является разновидностью дороги (понятие 1) и поэтому весь объем понятия 3 полностью входит в объем понятия 1; в свою очередь узкоколейка (понятие 6) - разновидность железной дороги, значит, понятие 6 полностью входит в понятие 3. Остальные из упомянутых предметов представляют собой конструктивные элементы дорог, их составные части, но не могут рассматриваться как их разновидности. Все они находятся вне кругов 1, 3, 6. Но виадук, как известно, относится к мостовым сооружениям. Это значит то, что входит в понятие виадука, является одновременно и мостом, поэтому круг для "виадука" полностью помещается внутри круга для "моста". Можно сказать и так: совокупность понятий 1-3-6 и понятий 2-7 образуют две линии ограничения.

Собирательные и разделительные понятия. Собирательные понятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов и вещей со стороны преобладающих в них свойств. Такие свойства, являясь типичными для всего множества, не являются, однако обязательными для каждого предмета в отдельности. Так, называя рощу березовой, мы вовсе не предполагаем, что каждое дерево в ней - береза и никаких иных деревьев там нет. Собирательные понятия потому и надо отличать от обычных разделительных, что с собирательными понятиями невозможно совершать логические операции, так как общие высказывания о них не позволяют делать выводы о каждом из отдельных предметов, входящих в их объем. Если нам, к примеру, говорят: избиратели проголосовали за такого-то кандидата в депутаты, то само собой ясно, что отсюда нельзя делать вывод, будто за него голосовали все. Стало быть, здесь слово "избиратели" употреблено в собирательном смысле. В другом случае то же самое слово может иметь разделительный смысл, скажем, в высказывании: "Избиратели - граждане совершеннолетнего возраста". В обыденной речи и в художественной литературе могут не обращать внимание на отмеченную разницу в смысле понятий. Для логики же она существенно важна. Только у разделительных понятий то, что говорится об общем, относится к каждому в отдельности. Приложение же логических законов к разделительным понятиям и осуществление логических преобразований над ними имеют значительные ограничения.

Соотносительные и несоотносительные понятия. Существует целая группа примечательных в теоретическом отношении явлений и предметов, а также обозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическое своеобразие в свое время указал немецкий философ Гегель. Причина - следствие, учитель - ученик, раб - господин, восход - закат. Одно не бывает без другого. Учитель, у которого нет и не было учеников, никак не может считаться учителем; равным образом и учеников без учителя не бывает. Так же нерасторжимо связаны и другие пары. Конечно, можно отвлечься от того, что у причины есть следствия, но тогда она не причина, а просто событие. И отец может, разумеется, существовать и вне соотношения с сыном, но тогда он не отец, а мужчина вообще. Большинство понятий являются несоотносительными; для раскрытия их содержания не требуется привлекать какие-то сопряженные с ними, в некотором смысле противоположные им понятия.

Философия может указать немало трудных проблем, связанных с соотносительностью. Например, добро и зло - можно ли их считать соотносительными или нет? Есть много оснований считать, что добро осуществляется как преодоление зла, и если бы не было второго, то и первое не имело бы смысла, во всяком случае, мы бы просто перестали его замечать. Однако, если мы с этим согласимся, то трудно будет отделаться от циничного оправдания всякого рода злодейства, каковое в таком случае становится необходимым условием проявления доброты. Ведь эдак можно договориться до того, что фашизм, начав войну на порабощение всего мира, доставил тем самым нашему народу повод прославиться на веки вечные в качестве спасителя цивилизации.

Как в действительности связаны названные понятия, является вопросом, решение которого не может быть получено в логике. Здесь просто указывается на наличие проблемы.

Абстрактные и конкретные понятия. Всякое понятие, строго говоря, обязательно является абстрактным в том смысле, что оно оставляет в себе только наиболее важные с какой-либо точки зрения признаки и отбрасывает все остальные (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принято называть такие понятия, в содержание которых входит какое-нибудь свойство или действие, - белизна, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают из рассмотрения в этом случае сами вещи, являющиеся возможными носителями данных свойств (абстрагируются, следовательно, от самих предметов). Такие понятия противопоставляются конкретным, которые, наоборот, отображают предметы и явления сами по себе. "Стол", "небо", "экватор", очевидно, относятся к понятиям конкретным, в то время как "храбрость", "стоимость", "доступность", "новизна" - к абстрактным.

Иногда не так просто отнести то или иное понятие к первой или второй разновидности. Больше всего это характерно для философских понятий, скажем, таких как: "бесконечность", "случайность", "свобода". Представляет ли собой то, что образует их содержание, какое-то самостоятельное образование или же каждое из них есть всего лишь состояние либо характеристика состояния, например человека, материального мира и т.п.? Однозначный ответ на такой вопрос трудно дать. В целом ряде случаев поэтому, относя то или иное понятие к разряду абстрактных или конкретных, надо пояснять, по какой причине выбирается именно данный вариант.

Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Разделение понятий на эти два вида вызвано развитием математической логики и компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе пересчитать предметы, входящие в объем соответствующего понятия. В зависимости от этого меняются свойства программ и алгоритмов, с помощью которых эти объемы обрабатываются. Если охваченные понятием предметы можно пересчитать или хотя бы указать способ их пересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, то тогда оно нерегистрирующее. В одних случаях разделение на эти разновидности очевидно: "звезда", "осенний желтый лист", "книга", "война" относятся к нерегистрирующим понятиям, "персонаж рассказа Чехова "Злоумышленник", "сыновья Владимира Мономаха", "герой Советского Союза", "здание на Крещатике в Киеве" - к регистрирующим. В других случаях определить данную характеристику понятия труднее. Что, например, входит в объем понятия "закат"? Учитывая, что Земля вращается непрерывно и поэтому в каждый момент где-нибудь можно видеть заход Солнца, мы не в состоянии даже указать, сколько закатов бывает за одни сутки. Но если отнести это понятие к какому-нибудь конкретному месту, то тогда за год их бывает 365, а общее число не превышает количество лет существования нашей планеты, умноженное на 365.

В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения его содержания. Пока оно не задано, говорить и тем более спорить о его характеристиках бессмысленно.

ПОНЯТИЕ

Посредством отд. П. и систем П. отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными науками и науч. теориями. Ф. Энгельс указывал, что «... результаты, в которых обобщаются данные его (естествознания.- Ред.) опыта, суть понятия...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 14) . В П. часто отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа.

При помощи П. отображаются как фрагменты действительности, рассматриваемые в отвлечении от изменения и развития, так и процесс постоянного изменения и развития изучаемой действительности, процесс углубления наших знаний о ней. Ленин подчёркивал: «Понятия не неподвижны, а - сами по себе, по своей природе - п е p е х о д» (ПСС, т. 29, с. 206-07) ; «... человеческие понятия...вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, бел этого они не отражают живой жизни» (там же, с. 226-27) .

Нередко под П. понимают системы знаний, представляющие собой фрагменты тех или иных науч. теорий. Подобные системы знаний предполагают определения П., установление их связей с иными П, системы. Из совокупности таких знаний могут быть логически выведены новые знания об изучаемых объектах. Так, напр. , К. Маркс, определив как обществ.-экономич. формацию, специфич. особенностью которой являются товарные отношения высшего типа (когда рабочая сила выступает как товар) , показал, как противоречия товара объясняют специфику капиталистич. отношений, и логически вывел из соотношений соответств. "П. противоречия капиталистич. общества. Эта совокупность знаний характеризует П. о капитализме как систему.

Уточненная формулировка закона обратного отношения выглядит так: WaA(a) cWaB(a), если и только если Г, (а) |= В(а) и Г, Β(α)μΑ(α).

В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объемов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WaA(oi) и WaB(a) представляют собой фактические объемы понятия, а Α(α) и B(a) - записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.

Закон обратного отношения действует и для логических объемов и содержаний: WaA(a) с WaB(a), если и только если A(a)|=B(a) и B(a)|,tA(a).

В данном случае множество Г пусто, А(а) и В(а) представляют собой языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WaA(a) и WaB(a) - их логические объемы, ι е. подмножества универсума абстрактно возможных объектов, вьщеляемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.

Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, т. е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.

В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, напр. “разумное существо”) и сложные (их содержание фиксирует связь между свойствами, напр. “существо, способное летать и плавать”), на безотносительные (объект характеризуется сам по себе, напр. “древний город”) и относительные (объект характеризуется через отношение к другим объектам, напр. “город, расположенный южнее Москвы”).

По количеству элементов объема различают пустые понятия (не содержащие элементов объема) и непустые понятия. (объем которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (напр., “король, правивший во Франции в XX веке”) или в силу законов природы (напр., “вечный двигатель”), такие понятия называют фактически пустыми; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (напр., “режиссер, поставивший все пьесы Чехова и не поставивший чеховской “Чайки””), их называют логически пустыми.

Непустые понятия бывают единичными (их объем содержит ровно один элемент) и общими (объем содержит более одного элемента), а общие делятся на регистрирующие и нерегистрирующие (в зависимости от того, поддается ли на практике точному подсчету количество элементов их объемов). На основании отношения объемов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные и неуниверсальные понятия (объемы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объемы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (напр., “металл, проводящий тепло”), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (напр., “человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь”).

По структуре элементов объема различают несобирательные понятия, элементами объемов которых являются отдельно взятые объекты (напр., “человек, родившийся в 1900 году”) или их кортежи - пары, тройки и т. д. (напр., “люди, родившиеся в одном и том же году”), подобные понятия имеют вид ai... c(„A(c(i,..., α„)), и , их элементами объема являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (напр., “политическая партия”). По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обобщают индивиды (напр., “электропроводное вещество”), кортежи индивидов (напр., “изотопы”) или множества индивидов (напр., “пучок параллельных прямых”). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов - свойства, отношения и т. п. (напр., “способность вещества проводить электричество”), кортежи характеристик (напр., “взаимно обратные отношения”) или множества характеристик (напр., понятие фенотипа - “совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды”). Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объемов, либо содержаний. Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объему: совместимость (в объемах поня

тий имеется по крайней мере один общий элемент), исчерпываемость (объединение объемов совпадает с родом), включение (каждый элемент объема первого понятия входит в объем второго). Все остальные объемные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике. Имеется всего семь такого рода отношений: равнообьемность, подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот), обратное подчинение, перекрещивание (совместимость , отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода), дополнительность (совместимость , отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода), соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость), противоречие (несовместимость и исчерпываемость).

Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ(α) и аВ(а) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы А(а) и В(а). Если, напр., последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из А(а) логически следует В(а), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго и т. п.

Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.

Деление понятий - это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчиненных ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объема исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объемы результирующих понятий - членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, наличия или отсутствия у элементов объемов делимого понятия оА(а) некоторого признака В(а) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов - обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α(Α(α)&Β(α)) и α(Α(α)&-ιΒ(α)), а само называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (напр., рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъемности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объему, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного расчленения предмета на части (напр., “Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов”), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент важнейшей и широко используемой в науке познавательной процедуры - классификации, которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.

Обобщением понятия называется переход от понятия с данным объемом к понятию с более широким объемом, но тем же родом (напр., понятие “роман, написанный русским писателем” можно обобщить до понятия “роман, написанный русским или украинским писателем”). Обратный переход от понятия с данным объемом к более узкому по объему непустому понятию называют ограничением (в результате ограничения понятия “роман, написанный русским писателем” можно получить, напр., понятие “роман, написанный русским писателем в 19 веке”). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения - универсальные понятия (объем которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержащими и объемами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить - к более информативному понятию.

Поскольку объемы понятий суть множества, над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объемам понятий булевых операций (см. Алгебра логики) - объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству - состоит в том, что в результате получается множество, которое является объемом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объему понятия αΑ(α) является объем отрицательного понятия α-ιΑ(α). Объединение объемов понятия αΑ(α) и аВ(а) дает объем разделительного понятия α(Α(α)νΒ(α)), пересечение их объемов - объем соединительного понятия

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е. К. Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в символической логики, применив к анализу понятия такие ее средства, как формализованные языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая , введено различение логических и фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближенный к естественному, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.

В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е. Орловской, 3. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени позна

ются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т. д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т. е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т. е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.


По этому признаку понятия делятся на:

    конкретные и абстрактные;

    положительные и отрицательные;

    соотносительные и безотносительные;

    собирательные и несобирательные.

Конкретное понятие – понятие отражающее сам предмет или явление, обладающее относительной самостоятельностью существования (алмаз, дуб, юрист).

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов (твердость, долговечность, компетенция).

Положительное понятие – понятие, в котором отражается наличие у предмета мысли какого-либо свойства, качества («металл», «живое», «действие», «порядок»).

Отрицательное понятие – понятие, характеризующее отсутствие у предмета мысли какого-либо качества, свойства. Такие понятия в языке обозначаются с использованием отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес­-») и др., например «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок».

Логическую характеристику понятий как отрицательных и положительных не следует путать с аксиологической оценкой обозначаемых ими явлений и предметов. Например, понятие «невиновный» логически отрицательное, но отображает положительно оцениваемую ситуацию.

Соотносительное понятие – понятие, неизбежно предполагающее существование другого понятия («родители» – «дети», «учитель» – «ученик»).

Безотносительное понятие – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, отдельно от других: «природа», «растение», «животное», «человек».

Собирательное понятие – понятие, соотносимое с группой предметов в целом, но не соотносимое с отдельным предметом из этой группы.

Например, понятие «флот» обозначает совокупность судов, но не применимо к отдельному судну, «коллегия» состоит из отдельных лиц, но один человек – не коллегия.

Несобирательное понятие – относится не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Например, «дерево» – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности.

Различение собирательных и несобирательных (различительных) понятий важно при построении умозаключений.

Например:

Вывод правильный потому, что понятие «студенты юридического факультета» употреблено в разделительном смысле: каждый студент факультета изучает логику.

Вывод неправильный, потому, что в данном случае понятие «студенты юридического факультета» использовано в собирательном смысле, а то, что верно по отношению ко всей совокупности студентов в целом, может быть неверно по отношению отдельных из них.

2.2. Виды понятий по их объему

Если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то деление понятий по объему характеризует их количественные различия.

Пустые и непустые понятия. Они характеризуются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли.

Пустые понятия – понятия с нулевым объемом, т.е. представляющие пустой класс «идеальный газ».

К пустым относятся понятия, обозначающие реально не существующие объекты – как фантастические, сказочные образы («кентавр», «русалка»), так и некоторые научные понятия, обозначающие или гипотетически предполагаемые объекты, чье существования в дальнейшем может быть опровергнуто («теплород», «магнитная жидкость», «вечный двигатель»), либо подтверждено, или идеализированные объекты, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство).

Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет.

Деление понятий на пустые и непустые в некоторой мере относительно, так как граница между существующим и несуществующим подвижна. Например, до появления первого реального космического корабля понятие «космический корабль», с необходимостью появившееся на стадии творческого процесса человека, было с точки зрения логики пустым.

Единичные и общие понятия.

Единичное понятие – понятие, объем которого составляет лишь один предмет мысли (единичный объект, или совокупность предметов, мыслимая как единичное целое).

Например, «Солнце», «Земля», «Грановитая палата Московского Кремля» – единичные предметы; «солнечная система», «человечество» – единичные понятия, употребляемые в собирательном смысле.

Общее понятие – понятие, объем которого составляет группа предметов, притом такое понятие применимо к каждому элементу данной группы, т.е. употребляется в разделительном смысле.

Например: «звезда», «планета», «государство» и пр.

Е.А. Иванов 1 отмечает, что формально-логическое деление понятий на виды необходимо, но имеет существенные недостатки:

    условность деления понятий на конкретные и абстрактные; реально всякое понятие одновременно и конкретно (имеет вполне определенное содержание) и абстрактно (как результат абстрагирования);

Поэтому Е.А. Иванов предлагает исходить из принятого в диалектико-материалистической философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Тогда можно выделить следующие виды понятий по их содержанию:

    субстанциальные понятия (от лат. substantia – первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова («человек»);

    атрибутивные понятия (от лат. atributium – присовокупленный), или понятия свойства («разумность» человека);

    реляционные понятия (от лат. relativus – относительный) («равенство» людей).

Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дет возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные, как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика.

Понятие - это выражение языка (см. ), которое фиксирует в мышлении (см. ) отражение эмпирического или абстрактного объекта посредством выделения его существенных свойств или отличительных признаков. Указывая на некоторый объект, понятие фиксирует не только способ бытия какого-то предмета (или совокупности предметов), но в то же время представляет его как объект мышления. Объект при этом может трактоваться расширительно: как единичный объект (предмет или явление), группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов, и так далее. Каждое понятие имеет своё смысловое содержание, которое составляет концепт (см. ).

Понятия возникают, функционируют и развиваются в процессе деятельности человека (см. ), поэтому в них соприсутствуют предметные, коммуникационные и рефлексивные аспекты. В этом смысле понятия выполняют две основные функции: коммуникационную и познавательную . Понятие имеет тем большую познавательную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание), по которым в нём обобщается предмет (или предметы). По мере того как из признаков, составляющих основное содержание понятия, выводятся другие общие признаки обобщённых в понятии предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), понятия трансформируются в системы знаний. С этой точки зрения, развитие знаний выражается в развитии понятий, в переходах от одних понятий [о тех или иных предметах] к другим, фиксирующим более глубокую сущность данных предметов и, таким образом, представляющим более адекватное их отражение. Понятия фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл соответствующих выражений языка. Благодаря тому, что понятия связывают слова с теми или иными предметами, становится возможным определение точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов из некоторой предметной области посредством указания на их общий отличительный признак и кодирование этих предметов в понятиях является необходимым условием познания действительности.

Понятие, наряду с суждением (см. ) и теорией (см. ), - одна из основных форм отражения мира на уровне рационального, логического познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке они выражаются в виде существительных или составных имён (см. ), то есть описательных терминов вида «объект из универсума (рода) U , обладающий признаком Α » (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую - видовым отличием), а в прикладном языке логики предикатов (см. ) они могут быть представлены выражениями типа αΑ (α ), где α - переменная (или кортеж переменных) по объектам из универсума, а Α (α ) - запись признака, на основе которого производится обобщение объектов. Логическая форма понятия получается замещением в αΑ (α ) каждого нелогического термина параметром соответствующей семантической категории.

Каждое понятие имеет две основные логические характеристики - экстенсиональную (объём) и интенсиональную (содержание). Объём понятия αΑ (α ) - это класс объектов, выделяемых из универсума и обобщаемых в данном понятии (обозначается как WαΑ (α ) или {α : Α (α )}). Отдельные объекты из данного класса называются элементами объёма понятия. Содержание понятия αΑ (α ) - это признак Α (α ), с помощью которого производится выделение и обобщение объектов.

В современной теории понятия различают фактические и логические его содержание и объём:

  1. Фактическое содержание понятия αΑ (α ) - это информация, которую имеет выражение Α (α ) с учётом значений входящих в его состав нелогических терминов. Логическое содержание понятия - это информация Α (α ) без учёта значений входящих в него дескриптивных терминов, то есть информация, которую содержит логическая форма выражения Α (α ).
  2. Фактический объём понятия - это часть универсума, состоящего из определённых объектов, которая выделяется фактическим содержанием понятия, то есть конкретным признаком, которым обладают обобщаемые объекты. Для определения логического объёма понятия конструируется особый универсум - множество абстрактно возможных объектов. Простые признаки задаются на данном универсуме независимо друг от друга, то есть для любых простых признаков Ρ 1 (α ), Ρ 2 (α ) … P n (α ) в составе Α (α ) пересечение множеств WαP 1 (α )∗, WαΡ 2 (α )∗ … WαР n (α )∗, где WαP i (α )∗ есть либо само WαP i (α ), либо дополнение к нему, полагается непустым. При этом P 1 , P 2 … Ρ n не являются знаками конкретных характеристик объектов, а играют роль абстрактных параметров этих характеристик. Под логическим объёмом понятия подразумевают подмножество универсума абстрактно возможных объектов, выделяемое логическим содержанием данного понятия. Наиболее адекватным средством представления и установления логических объёмов понятия являются диаграммы Эйлера - Венна .

Объёмы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из наиболее важных проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержаниями и объёмами: если одно понятие шире другого по объёму, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объёму, то оно богаче его по содержанию. Данная формулировка закона требует существенных уточнений. Прежде всего, действие данного закона распространяется лишь на понятия с одинаковым родом (универсумом).

Отношение «быть ýже (шире) по объёму» между понятиями есть не что иное, как строгое включение одного класса в другой класс: понятие αΑ (α ) ýже понятия αB (α ) (a αB (α ) шире αΑ (α )) по объёму, если и только если WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), то есть каждый элемент объёма αΑ (α ) является элементом объёма αB (α ), но некоторые элементы объёма αB (α ) не содержатся в объёме αΑ (α ).

Понятие αΑ (α ) богаче понятия αB (α ) (a αB (α ) беднее αΑ (α )) по содержанию, если и только если из информации о том, что произвольный объект из универсума этих понятий обладает признаком Α можно с использованием знаний Г о взаимосвязях, имеющихся в данной предметной области, извлечь информацию о том, что он обладает признаком B , но из информации о наличии признака B у объекта нельзя извлечь информацию о наличии у него признака Α . В современной теории понятия отношение «быть богаче/беднее по содержанию» уточняется с использованием отношения логического следования: αΑ (α ) богаче по содержанию αB (α ), если и только если Г , Α (α ) ⊧ B (α ) и Г , B (α ) | ≠ Α (α ) (из Г и высказывательной формы Α (α ) логически следует B (α ), но из Г и B (α ) не следует Α (α )), где Г - множество истинных высказываний, воспроизводящих взаимосвязи между объектами универсума. В науке (см. ) роль множества Г , как правило, играет некоторая научная теория.

Уточнённая формулировка закона обратного отношения выглядит так:

WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), если и только если Г , Α (α ) ⊧ B (α ) и Г , B (α ) | ≠ Α (α ).

В свете проводимого в современной логике различения фактических и логических объёмов и содержаний понятия данная формулировка справедлива в том случае, когда WαΑ (α ) и WαB (α ) представляют собой фактические объёмы понятия, а Α (α ) и B (α ) - записи их фактических содержаний в прикладном языке логики предикатов.

Закон обратного отношения действует и для логических объёмов и содержаний:

WαΑ (α ) ⊂ WαB (α ), если и только если Α (α ) ⊧ B (α ) и B (α ) | ≠ Α (α ).

В данном случае множество Г пусто, Α (α ) и B (α ) представляют собой логические формы языковых выражений, соответствующих содержаниям исследуемых понятий, а WαΑ (α ) и WαB (α ) - их логические объёмы, то есть подмножества универсума абстрактно возможных объектов, выделяемые на основе той информации, которую содержат указанные логические формы.

Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно многообразны по своей структуре, типам обобщаемых в них объектов и другим характеристикам. Типологизация понятий, то есть выделение и систематизация различных их видов, может проводиться по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний и, во-вторых, учитывая специфику их объёмов и элементов объёмов.

В зависимости от характера признака, посредством которого осуществляется обобщение объектов в понятии, они делятся на простые понятия (их содержание указывает на присущность или неприсущность отдельного свойства, например «разумное существо») и сложные понятия (их содержание фиксирует связь между свойствами, например «существо, способное летать и плавать»), на безотносительные понятия (объект характеризуется сам по себе, например «древний город») и относительные понятия (объект характеризуется через отношение к другим объектам, например «город, расположенный южнее Москвы»). В общем случае выделение безотносительных и относительных понятий основано на том, имеется ли в содержании понятия признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому. Если такой признак есть, понятие считается относительным, если нет - безотносительным.

По количеству элементов объёма различают пустые понятия (не содержащие элементов объёма) и непустые понятия (объём которых имеет по крайней мере один элемент). Понятие может оказаться пустым по разным причинам: во-первых, в силу сложившихся обстоятельств (например, «король, правивший во Франции в XX веке») или в силу законов природы (например, «вечный двигатель»), такие понятия называют фактически пустыми ; во-вторых, в силу логической противоречивости его содержания (например, «режиссёр, поставивший все пьесы А. Чехова и не поставивший чеховской «Чайки»), их называют логически пустыми . Непустые понятия бывают единичными понятиями (их объём содержит ровно один элемент) и общими понятиями (объём содержит более одного элемента). В свою очередь, общие делятся на регистрирующие понятия и нерегистрирующие понятия (в зависимости от того, поддаётся ли на практике точному подсчёту количество элементов их объёмов). Так, если в содержании понятия имеются признаки, отвечающие на вопросы «где?», «когда?», «какого типа?», такое понятие считается регистрирующим, или закрытым . Если такие вопросы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирующим, или открытым . Как правило, к ним относятся понятия, определённые лишь качественно. Понятие объёма по отношению к открытым и закрытым понятиям играет различную роль. Относительно первых объём включает индивидов (в логическом смысле слова); относительно вторых элементами объёма являются виды понятий, на которые подразделяется данное понятие, выступающее, таким образом, как понятие большей степени общности. Иными словами, среди качественных понятий различают всеобщие понятия, относящиеся к другим как род к виду, и особые (частные) понятия, которые могут и не подразделяться на виды.

На основании отношения объёмов понятий к их родам (универсумам) выделяют универсальные понятия и неуниверсальные понятия (объёмы первых совпадают с родом, у вторых они уже роды). Различают фактически и логически универсальные понятия. Объёмы первых совпадают с родом в силу обстоятельств нелогического характера (например, «металл, проводящий тепло»), содержания вторых - логически необходимые признаки, логическая форма которых представляется общезначимой формулой (например, «человек, который сильнее всех или не сильнее кого-нибудь»).

По структуре элементов объёма различают несобирательные понятия , элементами объёмов которых являются отдельно взятые объекты (например, «человек, родившийся в 1900 году») или их кортежи - пары, тройки и так далее (например, «люди, родившиеся в одном и том же году»), подобные понятия имеют вид α 1 … α n Α (α 1 , … α n)), и собирательные понятия , элементами объёма которых являются совокупности объектов, мыслимые как одно целое (например, «политическая партия»).

По природе обобщаемых объектов понятия делятся на конкретные понятия и абстрактные понятия . Конкретные понятия обобщают индивиды (например, «электропроводное вещество»), кортежи индивидов (например, «изотопы») или множества индивидов (например, «пучок параллельных прямых»). В абстрактных понятиях обобщаются отдельные характеристики индивидов - свойства, отношения и так далее (например, «способность вещества проводить электричество»), кортежи характеристик (например, «взаимно обратные отношения») или множества характеристик (например, понятие фенотипа - «совокупность всех свойств строения и жизнедеятельности организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями среды»).

По наличию определённых признаков различают положительные понятия и отрицательные понятия . В первых мыслится наличие определённого признака у предмета, а во вторых - отсутствие этого признака. Но если нет признака, то не ясно, как образовано понятие, поэтому речь должна идти в первую очередь о том, что «положительность» и «отрицательность» понятия являются соотносимыми характеристиками. Тогда в понятиях, называемых отрицательными, мыслится не отрицание признаков соотносительного положительного понятия, а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий.

Понятия могут находиться в различных логических отношениях друг к другу. Отношения устанавливаются между понятиями с одинаковым родом (между сравнимыми понятиями) посредством сопоставления либо их объёмов, либо содержаний.

Можно выделить три фундаментальных отношения между двумя понятиями по объёму:

  1. совместимость (в объёмах понятий имеется по крайней мере один общий элемент);
  2. исчерпываемость (объединение объёмов совпадает с родом);
  3. включение (каждый элемент объёма первого понятия входит в объём второго).

Все остальные объёмные отношения можно рассматривать как комбинации фундаментальных. Среди них особый интерес представляют отношения между непустыми и неуниверсальными понятиями. Они используются в качестве модельных схем в традиционной силлогистике (см. ). Имеется всего семь такого рода отношений:

  1. равнообъёмность;
  2. подчинение (первое понятие включается во второе, но не наоборот);
  3. обратное подчинение;
  4. перекрещивание (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и неисчерпываемость рода);
  5. дополнительность (совместимость, отсутствие включения в обе стороны и исчерпываемость рода);
  6. соподчинение (несовместимость и неисчерпываемость);
  7. противоречие (несовместимость и исчерпываемость).

Классификация отношений между понятиями по содержанию разработана в меньшей степени. Один из возможных подходов к ней состоит в следующем: для установления такого рода отношений между понятиями αΑ (α ) и αB (α ) средствами логики предикатов выясняют, в каком отношении находятся высказывательные формы Α (α ) и B (α ). Если, например, последние контрарны (совместимы по ложности и несовместимы по истинности), то сами понятия находятся в отношении противоположности; если из Α (α ) логически следует B (α ), но не наоборот, то первое понятие информативнее второго, и так далее.

Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения.

Деление понятий - это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчинённых ему с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объёма исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объёмы результирующих понятий - членов деления. В качестве основания деления может выступать, во-первых, факт наличия или отсутствия у элементов объёмов делимого понятия αΑ (α ) некоторого признака B (α ) (в этом случае в исходном множестве выделяются два подкласса объектов - обладающих и не обладающих данным признаком, членами деления являются понятия α (Α (α ) & B (α )) и α (Α (α ) & ¬ B (α )), а само деление называется дихотомическим); во-вторых, предметно-функциональная характеристика (например, масса, рост, возраст, цвет, национальность), модифицирующая свои значения в результате приложения к различным объектам исходного класса (такой тип деления называют делением по видоизменению основания). В логике выработан ряд правил корректного осуществления данной операции: требования соразмерности (равнообъёмности делимого понятия и совокупности членов деления), непустоты членов деления, их взаимной несовместимости по объёму, единственности основания. Операцию деления понятия следует отличать от процедуры мысленного разделения предмета на части (например, «Предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов»), последнюю иногда называют мереологическим делением. Деление понятия представляет собой необходимый элемент наиболее важной и широко используемой в науке познавательной процедуры - классификации (см. ), которую можно трактовать как систему вложенных друг в друга делений.

Обобщение понятий - это процедура перехода от понятия с данным объёмом к понятию с более широким объёмом, но тем же родом (например, понятие «роман, написанный русским писателем» можно обобщить до понятия «роман, написанный русским или украинским писателем»). Обратный переход от понятия с данным объёмом к более узкому по объёму непустому понятию называют ограничением (например, в результате ограничения понятия «роман, написанный русским писателем» можно получить, например, понятие «роман, написанный русским писателем в XIX веке»). Пределом ограничения являются единичные понятия, а пределом обобщения - универсальные понятия (объём которых совпадает с родом). Операции обобщения и ограничения можно осуществлять посредством модификации содержания понятия, опираясь при этом на закон обратного отношения между содержаниями и объёмами понятий: чтобы обобщить, необходимо перейти к менее информативному, а чтобы ограничить - к более информативному понятию.

Поскольку объёмы понятий суть множества (см. ), над ними можно осуществлять те же операции, что и над множествами. Особенность применения к объёмам понятий булевых операций - объединения, пересечения, разности множеств, взятия дополнения к множеству - состоит в том, что в результате получается множество, которое является объёмом нового, сложного понятия, образуемого из содержаний исходных. Так, дополнением к объёму понятия αΑ (α ) является объём отрицательного понятия α ¬ Α (α ). Объединение объёмов понятия αΑ (α ) и αB (α ) даёт объём разделительного понятия α (Α (α ) ∨ B (α )), пересечение их объёмов - объём соединительного понятия α (Α (α ) & B (α )), результатом теоретико-множественного вычитания второго объёма из первого будет объём соединительного понятия α (Α (α ) & ¬ B (α )).

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике (см. ), которая начинала с анализа понятий, затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из понятий, и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термины «понятие», «суждение» и «умозаключение» употребляются редко, поскольку схема изложения логики «понятие → суждение → умозаключение» отброшена как устаревшая. После создания математической логики (см. ) проблематика понятия на длительное время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своём традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия разрабатывался усилиями Е. К. Войшвилло, который включил учение о понятии в контекст символической логики (см. ), применив к анализу понятия такие её средства, как формализованные языки (см. ), точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате была, в частности, уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и фактических объёмов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятия, построен особый, приближённый к естественному, формализованный язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций. В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта . В русле указанного направления науки рядом исследователей предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и многих других) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели точно фиксируются смыслы употребляемых терминов, то есть понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идёт речь, то есть знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

Некая мысль о предмете. Оно выражает существенные признаки объекта.

Понятие - это форма, которая образуется абстрагированными (выявленными) характеристиками предметов, выраженными в общем виде. При этом не указываются конкретные черты объекта, в котором был усмотрен признак, свойственный многим другим.

Понятие - это форма, которая может быть использована по отношению к любому предмету, процессу действительности, явлению. Мысль применима и к представлениям об объектах, к образам человеческой фантазии.

Признаки предметов

Понятие - это конструкция, включающая в себя ряд компонентов. Неотъемлемой частью этой формы считаются признаки предметов. Они, в сущности, и определяют характеристики самого понятия. Признаки могут выражаться в виде сходства либо различия объектов. В первом случае характеристики называются общими. Вторые признаки называют отличительными. И те, и другие характеристики могут отражать несущественные либо существенные черты объектов. Во втором случае имеется в виду значимость признака одного предмета перед чертами другого. Так, к примеру, в качестве существенной характеристики фруктового сока выступает наличие полезных микроэлементов и витаминов. При этом цвет жидкости считается признаком второстепенным. То свойство, которым определяется характер, направление и природа развития объекта, считается безотносительным к его значению для прочих черт.

Примеры.

Понятие предприятия

Этот термин в русском языке употребляется обычно в двух значениях. В первом случае имеет место учреждения, например, завода, фабрики, мастерской. Во втором случае под определением понимается какое-либо дело, задуманное кем-то. Данный термин, таким образом, содержит Следует сказать, что термин «предприятие» считается несколько неопределенным и сравнительно широким. Он включает в себя не только экономические и правовые, но и социальные, технологические и прочие компоненты. Многозначность термина показывает, что в каждом случае его употребления необходимо рассматривать значение в конкретном контексте. Необходимо сказать, что в юридической литературе определение «предприятие» имеет экономическую природу. Следовательно, оно считается экономической категорией, в первую очередь.

Понятие конкуренции

Под этим термином понимают соперничество хозяйствующих структур, в процессе которого самостоятельной деятельностью каждой из них ограничивается либо исключается возможность воздействовать в одностороннем порядке на условия обращения продукции на соответствующем рынке. В соответствии с Законом определяются правовые и организационные основы, обеспечивающие защиту конкуренции. Среди мер, принимаемых для этого, следует отметить пресечение и предупреждение монополистической деятельности, ограничения органами госвласти, исполнительными структурами федерального значения и прочими организациями и фондами.

Loading...Loading...