13 февраля православный праздник. Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия

Седмица сплошная. Глас 1.
Поста нет.

День памяти:
Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна. Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108)
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.

Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251)
Святые мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий пострадали в Коринфе в гонение императора Декия (249 - 251), в 251 году. Святые Викторин, Виктор и Никифор были посажены в каменную ступу и скончались под ударами огромного каменного песта. Святой Клавдий скончался после отсечения рук и ног. Святой Диодор был сожжен, святой Серапион обезглавлен, а святого Папия утопили в море.

Мц. Трифены Кизической
Святая мученица Трифена происходила из города Кизика. Она добровольно предала себя на страдания за Христа. Ее бросали в раскаленную печь, вешали на высоком дереве, бросали с высоты на острые камни, отдавали на съедение зверям, но Господь хранил ее невредимой. Наконец, она была растерзана разъяренным быком.

Евангельские Чтения
1 Ин., 70 зач., II, 7-17. Мк., 63 зач., XIV, 3-9.
Бессребреников: 1 Кор., 153 зач., XII, 27 - XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полу"), X, 1, 5-8.

Молитвы
Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна. Глас 5
Чудеса святых Твоих мученик
стену необориму нам даровавый, Христе Боже,
тех молитвами советы языков разори,
Церковь Святую укрепи,
яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна. Глас 3
От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,
чудодействуете непрестанно,
вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,
Кире богомудре со Иоанном славным:
вы бо Божественнии врачеве есте.

Св. Иоанну Предтече, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

Основы православия

Тема 44. Образ и подобие Божьи в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.

Образ - то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

Подобие - возможность уподобиться Богу, стать богоподобным - святым. Богоподобие - цель человеческой жизни.

  • С т.з. Божественного замысла о человеке, святой - это не сверхчеловек, это нормальный человек.
  • Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего - любовь, «совокупность совершенства».
  • Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.
  • Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Издревле окончания молитв произносятся священнослужителями громче, как знак народу. На каждую молитву, произносимую в алтаре, должны отвечать молящиеся в храме. Название лик (народ ) удержалось до нашего времени в богослужебных книгах, хотя вместо всего народа на возгласы священника и дьякона ответные песнопения чаще всего поются уже не всеми, а лишь избранными певцами. В некоторых храмах поют все, и наш патриарх подчеркивает важность .

  • Каждый возглас священника должен запечатлеваться словом "Аминь" (евр. истинно ).
  • "Мир всем", - говорит священник; "И духови твоему", - отвечает народ.
  • "Благодать со всеми вами", - возглашает священник; "И со духом твоим", - отвечает народ.
  • Иногда священник просит благословения у народа: "Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...", на что народ отвечает: "Бог да простит ти, отче святый" (Повечерие, полунощница).

Прощёное воскресе́нье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная). Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование. Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. История чина прощения Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. Богослужение Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница. Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та. Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения: На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим». Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным? Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31). Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже - вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями? Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа. Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после отпуста. Общие его черты таковы. Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый». Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения. Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого. Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.

13 февраля (31 января по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Вторник сырной седмицы , в народе именуемой "масленицей" (последней из трех недель подготовки к Великому посту, в течение всех дней которой пост отменяется, однако уже не разрешается вкушение мясных блюд ). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 15 святых. Далее коротко расскажем о них.

Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия . Святые страдальцы начала IV столетия , принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви. Святой Кир был врачом, принявшим монашеский постриг, но продолжившим лечить людей, а святой Иоанн - его учеником и помощником.

Узнав о том, что в Египте язычниками схвачена благочестивая христианка Афанасия с тремя дочерями, святые Кир и Иоанн поспешили к ним на помощь, чтобы укрепить в страданиях. Все трое мужественно перенесли страшные пытки и были казнены в 311 году от Рождества Христова.

Святитель Никита, епископ Новгородский . "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные", - это евангельское изречение широко известно. И всевозможные гадалки, "экстрасенсы" и тому подобные шарлатаны - лишь "цветочки". Нередко под бесовское обольщение, которое в многовековой православной традиции именуется "прелестью", подпадают целые народы. Увы, никто из нас от этого не застрахован. И Жития святых - тому свидетельство. Так, одним из самых ярких среди них является пример святителя Никиты Новгородского, жившего в XI веке от Рождества Христова.

Будучи еще совсем молодым монахом Киево-Печерской лавры, Никита не послушался игумена, и взял на себя особый монашеский подвиг. Он самовольно и горделиво решил, что должен уединиться ото всех. И так молиться, чтобы получить от Господа дар чудотворения. Советы более опытных монахов Никита не слушал, заложил двери в свою келью, и начал усердно молиться. Как говорится в Житии этого святого:

"Прошло несколько дней, и услышал Никита голос молящегося с ним, и почуял благоухание неизреченное, и прельстился этим... И стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок. И сказал ему бес: "Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с богом. Прельстившись, монах перестал молиться. И начал пророчествовать..."

Бес рассказывал иноку Никите о тех злодеяниях, на которые собирался подбить других людей. Так, прельщенный монах предсказал убийство новгородского князя Глеба Святославича. Что произвело большое впечатление на князей и бояр, которые с того момента стали во всем слушать этого лжепророка. Но Киево-Печерские старцы заподозрили неладное. Они заметили, что инок Никита все время цитирует только Ветхий Завет, а о Новом и слышать не хочет. И даже не разрешает беседовать с ним о Евангелии, Христе и апостолах. Совместной молитвой отогнали старцы от молодого монаха беса. После чего Никита полностью переменился. И в итоге за многие христианские добродетели был поставлен епископом Великого Новгорода, где сотворил много истинных чудес и отошел ко Господу в 1109 году от Рождества Христова.

Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий . Святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в Коринфе в последний год царствования гонителя христиан императора-язычника Декия (царствовал в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова).

Мученица Трифена Кизическая . Святая I (апостольского) века , добровольно отдавшая себя на мучения и казнь, исповедовав тем самым, свою веру во Христа Распятого и Воскресшего.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!"

Мученица Афанасия жила в Египте, на рубеже третьего – четвертого веков. Она была христианкой, и в вере и любви ко Господу воспитала трех своих дочерей – Феоктисту, Феодотию и Евдоксию. Старшей было пятнадцать, а младшей – одиннадцать лет. Когда император Диоклетиан объявил о гонениях на христиан, Афанасию с детьми схватили одними из первых. Их отвезли в город Каноп и призывали отречься от веры. В темнице мучениц посетили святые Кир и Иоанн. Они поддержали узниц и постарались придать им сил для испытаний. Слуги донесли градоправителю, что некие путники проповедуют Христа и поддерживают заключенных. Кира и Иоанна вызвали на суд. Чтобы устрашить Афанасию и ее дочерей, Кира и Иоанна жестоко пытали на их глазах. Но женщина и юные девочки не пожелали поклониться языческим богам. Тогда их казнили вместе с Киром и Иоанном. По преданию, к месту казни они шли с радостью и без страха, но с надеждой и верой во Христа.

Свт.Никита, епископ Новгородский

Святитель Никита, епископ Новгородский, жил в одиннадцатом веке. Он родился в Киеве и рано принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Вскоре Никита пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал молодого инока о преждевременности такого подвига для его духовных сил, однако, несмотря на отсутствие благословения, Никита самочинно решился на этот подвиг. В одиночестве Никита впал в искушение. Однажды молодому отшельнику явился некий сияющий гость, которого Никита принял за ангела. Он убедил Никиту, что тот уже достаточно опытен, чтобы оставить молитву и начать учить других. Он дал неопытному монаху лукавый совет: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя».

Молодой монах неожиданно начал пророчествовать, наизусть цитировать Ветхий Завет и всех превзошел в знании Его книг. Однако Евангелие читать он отказался напрочь. Опытные монахи, заподозрив неладное, насторожились такой перемене. Они собрались вокруг Никиты и долго молились, в результате чего стали свидетелями того, как сила молитвы изгнала от молодого монаха коварного беса. Никита очнулся в беспамятьи и поначалу даже забыл грамоту. Дальнейшая его жизнь была примером послушания и смирения. Он оставил затвор, жил в строгом посте и молитве. Позже он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден Господом даром чудотворения. Так, однажды во время засухи по молитве епископа Никиты начался дождь, а в другой раз – прекратился городской пожар. Мощи святителя Никиты покоятся в Софийском соборе, а к месту его затвора притекают многочисленные паломники.

Loading...Loading...