Церковь богородицы на нерли. Описание и архитектурные особенности

Княжества при святом князе Андрее.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея - таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм - новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова . Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви . Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным .

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя , к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

Покровский монастырь

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского , когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.

В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли," усилиями которого к концу года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В - годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда "Сапсан" над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам ; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял "без пения." Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы . В этот период Покровский храм - "русское чудо" - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.

Архитектура

Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа , одноглавый , четырехстолпный , трехапсидный , с тремя продольными и тремя поперечными нефами , в западном из которых помещаются "восходние полати" - хоры ; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан . Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид , подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата - 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.

Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами - в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.

Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов -пилонов , завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно -колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор , его верх членит фасад на две почти равные доли.

Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань - существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу . Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане , а также на портале церкви святого Михаила в Павии .

Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона : известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме , где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.

Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами "Физиологов" - сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту "Физиолога," "егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи " . По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа , охраняющего Свое духовное стадо: "Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила " .

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: "улыбающиеся" львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. "свинячьи рыла"); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и.

В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители "прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;" две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия - на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ , т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская , т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями , М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches , Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества , т. VII, М., 1877, "Протоколы," 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории "Физиолога" , СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов , Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter , Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия , ч. I "Монастыри," Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., "Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли," ВЕВ , 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates , New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., "Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление," Памятники культуры , М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими , М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков , т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album , Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., "Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.," СА , 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век , М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли , Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской , М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., "К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли," КСИА , М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников , Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., "Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.," Дубов И. В., Города, величеством сияющие , Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., "О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.," ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век , СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм... , Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., "Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)," Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г. , СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).1165 - годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от до 1190-х годов. "Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли," Народный каталог православной архитектуры , статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008,

Церковь Покрова на Нерли является одним из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения завоевала сердца не только посещающих ее, также она осталась запечатленной на полотнах знаменитых художников. Все это показывает величие и самобытность храма.

Предыстория возникновения церкви

Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.

Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.

Начало постройки храма

Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. Однако некоторые историки расходятся в дате. По некоторым источникам постройка шла в 1165-1667 годах, а другие источники утверждают, что это случилось в 1158 году.

Первая дата взята из жизнеописания самого Андрея Боголюбского, а вторая - из Владимирского летописца, который был написан в 16 веке. Так или иначе, но постройка началась. Некоторые историки утверждают, что белый камень, из которого возведен храм, привезли сюда сами побежденные булгары.

Размещение церкви таково, что князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема, а постройка началась с возведения фундамента, так как по весне тут река выходила из берегов. С внешней стороны все это было обложено плитами из белого камня.

Архитектура церкви

В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.

Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).

Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.

Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу - львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.

Внутреннее оформление храма

Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.

Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наречение церкви

По некоторым источникам, изначально храм должен был быть посвящен не Покрову, а Богородице. Это связано с чудом, которое произошло с князем во время похода на булгар (покровительство Пресвятой Богородицы, что впоследствии привело к появлению этого церковного праздника).

Однако есть еще одна версия, чему мог быть посвящен храм Покрова на Нерли. Церковь имела своеобразные фигурки в росписях барабана, которые указывали на еще один праздник, а именно, Изнесение древа Креста Господня. Эта версия подтверждается тем, что в окрестностях храма был обнаружен крест, который датируется 12 веком. Непосредственная близость с водой дополнительно указывает на это.

Таким образом, изначально церковь могла сочетать в себе посвящение нескольким важным датам, однако все же она стала Покровской.

Чудо, произошедшее перед постройкой храма

Теперь следует рассказать о чуде, которое заставило князя Андрея несколько сменить название храма и вообще начать постройку. Это случилось во время похода, когда князь велел везти за собой икону Богородицы с младенцем на руках. Весь путь их преследовали чудеса, которые были расценены, как заступничество Божьей Матери.

Первое чудо случилось на месте, где после Андрей Боголюбский построил свой замок. Тут кони не смогли продолжить свой путь дальше в Ростов, как планировалось. Они просто не могли сдвинуть с места повозку, где была икона. Затем она же предрешила поход на булгар в пользу русичей. Сильные лучи стали исходить от иконы, защищая войско Андрея Боголюбского.

Так и был переименован храм Покрова на Нерли. Церковь была первой, которую посвятили этому празднику.

Археологические раскопки

Следует отметить, что некоторые конструкции храма не сохранились до сегодняшних дней. Раскопки показали, что с трех сторон сооружение когда-то было опоясано открытой галереей из белого камня. Ее вымостили майоликовой плиткой (очень яркой). Также была лестница, которая находилась в юго-западном углу галереи. Она поднималась на хоры. Поддерживали галерею столбы из белого камня, на парапете были установлены фигуры различных животных (среди них был барс в прыжке - это символ владимирской династии). Все, что осталось от галереи, это основания, которые находятся на расстоянии двух с половиной метров от стен храма.

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Паломничество к церкви

По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.

Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.

К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.

Месторасположение и адрес церкви

Если вы решили посетить церковь Покрова на Нерли, то следует знать, что добраться до нее несложно, но немного неудобно. Храм находится на территории заповедника, который называется “Боголюбовский луг - церковь Покрова”. Если вы едете из города Владимир на автомобиле, то вам следует выехать на трассу до Нижнего Новгорода. По пути вы увидите большой поселок - это и есть Боголюбово. В его центре можно заметить еще одно величественное сооружение - это Свято-Боголюбский монастырь, который также интересно посетить.

Также вы можете доехать до поселка на автобусе или пригородной электричке. Затем следует идти пешком около полутора километров. Однако вы можете оплатить проезд на повозке, которая будет запряжена лошадьми.

Красоты природы вокруг церкви

Храм был построен близ реки Нерли, а именно на пойменном лугу там, где река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. И теперь, когда это происходит, церковь оказывается на небольшом острове, а воды, как кажется, подходят к самым стенам. Это очень красивое зрелище, что подтверждают очень многие люди. Церковь Покрова на Нерли построена таким образом, что очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж, она как бы естественно вырастает из земли.

Когда-то давно близ храма располагалась пристань, и речные суда, которые шли по Клязьме, могли причалить и сделать остановку. Конечно, сейчас этого нет, однако даже издали это замечательный ансамбль, который воплотила в себе не одна картина. Церковь Покрова на Нерли была запечатлена несколькими художниками. Эти холсты считаются поистине шедеврами в искусстве.

Церковь Покрова на Нерли в искусстве

Красота этого храма не раз привлекала людей искусства. Многих она вдохновляла на возвышенные поэтические сочинения, стихи. Некоторые запечатлевали эти красоты на холсте. К примеру, полотно С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” по праву считается одним из шедевральных произведений. Он сумел точно передать почти неземную красоту храма, окруженного нетронутой природой.

Очень многие писали на эту тему сочинение. Церковь Покрова на Нерли была описана многими школьниками, а также просто любителями пейзажа. Как бы там ни было, но со времен ее постройки (а прошло уже более 800 лет) она не потеряла своей чистоты, изящества и изысканности. До сих пор в эту местность съезжаются паломники, чтобы полюбоваться интересным древним творением рук человека в сочетании с истинно русским пейзажем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Увидеть эту церковь я мечтала давно. Моя свекровь родом из Боголюбово, и мой муж в детстве не раз ловил щук прямо возле этого храма. Представляете, на рассвете, в утреннем тумане, каким волшебством является древний белокаменный храм?

В общем, я была немало наслышана и о необычайной красоте боголюбовской церкви, и об её окрестностях, и фото видела (например, снятые в апреле 2008 года моим мужем, да и в Интернете полно), но так хотелось увидеть всё это своими глазами…

Вид на

Конечно, примечателен этот храм не только тем, что он связан с историей нашей семьи. 🙂 Это вообще один из самых прекрасных храмов на планете, и по красоте с ним могут тягаться немногие творения рук человеческих.

Церковь Покрова на Нерли, 2008 год

Церковь Покрова на Нерли включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Возведена она в 1165 году на искусственном холме среди пойменного заливного луга. В рекордный по тем временам срок – всего за год, о чём повествует житие Андрея Боголюбского: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Это – единственная белокаменная церковь, возведённая за один строительный сезон, остальные её не менее удивительные собратья (Дмитриевский и Георгиевский собор) были построены за три-четыре сезона.

Церковь Покрова на Нерли, 2008 год

Храм этот возведён в честь печального события – в память о гибели Изяслава, сына великого князя Андрея Боголюбского. Изяслав погиб от ран в походе на Волжскую Булгарию в 1164 году. А сам князь Андрей часто уединялся для молитв в этом храме.

Вот уже восемь с половиной веков стоит здесь белокаменная церковь, на более чем пятиметровом фундаменте, уходящем вглубь холма. И не страшны ей ни разливы, ни иные ненастья… Защищает храм сам себя – и прочностью своей, и красотой необычайной.

Удивительно, но каждый раз во время разливов вода не поднимается до самого храма. Что или кто хранит церковь – мудрость строителей или сам Господь?..

Впрочем, в конце XVIII века могла и погибнуть эта церковь. Настоятель Боголюбского монастыря (раньше монастырь был мужским) хотел разобрать её и возвести из древнего камня монастырскую колокольню. По легенде, наёмный рабочий, который полез снимать крест с главы, тут же ослеп. И люди, посчитав это знаком свыше, побоялись дальше разбирать храм.

Впрочем, по другому, более прозаическому и реалистическому преданию, церковь была построена настолько качественно, что когда рабочие разобрали галереи (раньше храм был окружён галереями, по которым можно было обогнуть его по всему периметру), то настолько замучились, что запросили у игумена за работу втрое больше первоначальной стоимости. И у монастыря просто не хватило денег. И – слава Богу, а то не видать бы нам этой красоты…

Покровская церковь под Боголюбово построена ещё в домонгольский период, и это – первый на Руси храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Одноглавый храм белой свечой устремляется в синее небо. Воздушный, стройный, изящный образ строения подчёркнут вертикальными линиями. А стены в верхней его части возведены слегка наклонно к центру, что придаёт эффект лёгкости.

Однако не всегда такой была его форма. Помните про разобранные галереи? Раньше храм выглядел по-иному.

Первоначальный вид церкви Покрова на Нерли (автор графической реконструкции Николай Воронин)

Восхищает резьба белокаменных стен.

Над входом вырезано изображение царя Давида с музыкальным инструментом в руке. Давид особо почитается в христианстве как мудрый и справедливый пастырь-правитель. Ниже – львы (символ мудрости и власти) и голуби (символ мира). Этот сюжет повторяется на трёх стенах храма.

Впрочем, есть версия, что это не голуби, а орлы. Мне эта версия нравится больше, и она тоже имеет прочное основание: «Орел птица царь над всеми птицами, а лев над зверьми», – говорит в своём «Молении» Даниил Заточник.

Над окнами – женские печальные лики. Некоторые исследователи предполагают, что это – изображение самой Богоматери, скорбящей о гибели Изяслава. Но лики различаются между собой. И это – одна из загадок изображений этого храма.

Очень интересны трактовки каменной летописи белокаменного зодчества. На стенах древних храмов часто можно встретить льва – животное, которое, как известно, не обитало на Руси. Почему же изображение льва так любили строители храмов?

Оказывается, раньше считалось, что лев – это не только символ власти, но ещё и лучший сторож. На Руси верили, что лев спит с открытыми глазами. И потому изображение вечного стража столь часто можно встретить у оконных проёмов (позднее появился обычай ставить фигуры львов у парадных входов, ворот и лестниц). Здесь же, на резьбе церкви Покрова на Нерли, лев символизирует Христа, охраняющего свою паству.

Под боковыми дугами храма изображены грифоны с ланями в лапах. Однако это вовсе не образ хищного зверя, как можно иногда встретить в описаниях резьбы собора. В средневековых традициях грифон считался символом Сына Божьего, а лань – символом трепетной христианской души. И грифон отнюдь не терзает бедную лань, а, напротив, бережёт и охраняет её.

Если Вас заинтересовали загадки и разгадки каменной летописи храма, то можете почитать различные трактовки здесь — www.rusarch.ru/timofeeva3.htm.

Элементы резьба церкви Покрова на Нерли воспроизведены в украшениях пешеходного моста, ведущего к храму

Увы, в XIX веке местное духовенство, которому когда-то не удалось разобрать уникальную церковь, при «реставрации» умудрилось поспособствовать великой утрате. «Мастерами» была сбита часть наружной белокаменной резьбы храма, а внутренние росписи полностью утрачены. И эта потеря невосполнима…

Красавица-церковь Покрова на Нерли

Разлив у церкви Покрова на Нерли в 2013 году

Я много слышала о том, что наиболее красивы эти места во время разлива, когда две реки – Нерль и Клязьма, у чьих слияния стоит храм, выходят из берегов и заливают луг, над которым возвышается великое творение зодчих.

И мне очень хотелось увидеть эти места именно во время разлива. И вот, наконец, моя мечта сбылась. 30 апреля мы приехали во Владимир, а 1-го мая, погуляв по старому городу, поехали в Боголюбово.

Дорога из Владимира в Боголюбово

Впрочем, «поехали» – слишком громко сказано. Дорога туда из Владимира совсем близкая, буквально рукой подать – всего лишь одну балку переехать – и всё, мы уже на боголюбовской земле.

Разлив в этом году выдался знатным. У людей залило огороды. Они наверняка большой воде не рады. В отличие от туристов и путешественников.

Старожилы сказали, что не помнят такого за всю историю Боголюбово. И если разлив прошлого года считался одним из самых сильных – вода поднималась до 4 метров 70 сантиметров, то в этом году поднялась до пяти метров!

До разлива здесь была суша…

Так что нам повезло вдвойне. Мало того, что мы вообще увидели разлив, так ещё и такой сильный. Узреть уникальный храм во время редкого природного явления – это уже само по себе сказочное везение. Кстати, буквально через неделю после нас, там была Мария Анашина (автор блога Дорогами Срединного Пути) и можете посмотреть у неё в записи Храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме , как спал разлив всего за семь дней. А заодно полюбуетесь прекрасными фотографиями.

Мы с лёгкостью преодолеваем пешеходный переход над железной дорогой – и попадаем в иную стихию.

Вот он – разлив! Всё, что за железнодорожным полотном – скрыто под водой. Лестница пешеходного моста уходит прямо под воду и больше напоминает причал.

Берёзы по колено стоят в воде.

Хотя ещё в самом Владимире местные жители нас предупредили, что церковь мы сможем увидеть лишь издалека. Из-за разлива подойти к ней невозможно.

Подойти и правда невозможно. Но мы арендовали моторную лодку и на ней добрались до маленького островка, образованного разливом. Я в первый раз в жизни плавала на моторке. На катерах плавала, на вёслах ходила (и даже сама грести немного умею, у родителей была надувная лодка с вёслами), на теплоходах каталась, а вот на моторке – впервые.

Нас было в лодке шестеро, не считая капитана судна. Только мы отплыли чуть-чуть от импровизированной пристани, как у нас заглох мотор.

– Бензин закончился, – пояснил наш переправляющий.

– У нас на носу ещё две канистры, – утешил наш капитан недальнего плавания.

Вскоре мы поплыли дальше. С ветерком. Со встречными брызгами воды. Фоток с дороги к храму мало, я снимала на видео, так как муж занимался более важным и ответственным делом – крепко держал нашего четырёхлетнего сына, чтобы тот не дай Бог не вылетел за борт.

К тому же мне досталось не самое лучшее место, во втором ряду сидений. Свешиваться за борт было как-то страшновато (да ещё там больше всего летели брызги, они могли намочить аппаратуру, да и меня саму), а впереди сидели бабушка (она же моя свекровь), младшая дочка и . Вот у него-то как раз место было козырное.

Церковь довольно быстро приближалась, но не очень увеличивалась в размерах. Оказалось, она довольно миниатюрная. Я почему-то представляла её более высокой. Высота храма – всего двадцать метров.

Когда я зашла внутрь храма, то и вовсе поразилась. Толстые стены, в метр толщиной, скрадывали много пространства и внутри церковь просто крошечная. Тем не менее, она действует. Как там ведут службы, где размещаются прихожане, сколько их всего – загадка…

Я поставила там свечу. Ну не могла удержаться от этого, хотя и знала, что времени безумно мало – скоро возвращаться обратно, лодочник долго ждать не будет. Уверена, что молитвы в таком храме непременно будут услышаны. И хотя некоторые люди говорят, что не стоит гневить Бога, прося о том, что и так имеешь, я думаю, что молиться о счастье всегда во благо.

Жаль, что в храме нельзя снимать. Хотя, собственно, снимать там особо и нечего (в отличие от двух других великолепных белокаменных соборов земли Владимирской – Георгиевского и Дмитриевского).

На всякий случай, ни на что не надеясь, я всё же спросила разрешения у свечницы, можно ли хоть один кадр щёлкнуть, но она сказала, что снимать нельзя. А так хотелось показать Вам, насколько мала внутри эта церковь… Так что уж верьте на слово. Чем обоснованы такого рода запреты – ума не приложу (впрочем, эта тема давно уже набила оскомину). Понятно, что нельзя без благословения снимать во время служб, вполне обоснован запрет фотосъёмки в Успенском соборе Владимира, где сохранились фрески Андрея Рублёва, которым ни к чему яркий свет фотовспышек… Но здесь-то какая причина?..

Нашла-таки фото внутреннего убранства церкви в Интернете, на сайте сайте «Туризм без границ». Любуйтесь.

Церковь Покрова на Нерли внутри. Фото с сайта turizmbezgranic.ru

Лучше бы церковь заботилась о сохранении этого чудесного храма раньше, а то ведь только чудо уберегло её от самих же особ духовных (видимо, только по званию своему, потому что ну просто в мыслях не укладывается, как вообще рука могла подняться разбирать храм, да ещё и такой?! – ведь на то время он уже шесть веков простоял – и снести хотели только по причине того, что дохода не приносил…). До чего же горько от мысли одной, что церковные люди порой так далеки от всего божественного и вообще причастного к Богу и даже просто любви к своей Родине… Ведь не может быть веры без любви к святыням своим, без того, чтобы не хотелось сохранить исторические памятники для потомков…

Мне кажется, даже не имеющий ни малейшего отношения к православной вере и вообще к христианству человек – и то должен приходить в восхищение от одного вида этого храма. А уж если человек и веры православной, и историю этого места знает… В общем, не понимаю я, и понять не могу… Ведь дважды именно церковники покушались на этот храм – то разобрать хотели вовсе, то древнюю резьбу да росписи посбивали… Вот что потрясает. Но, впрочем, люди разные бывают во все времена и во всех местах… И хочется верить, что всегда есть место и добру, и чуду. И ведь иначе как чудом не назовёшь, что эта церковь сохранилась до сих пор, вопреки всему…

Правда, очень красива церковь Покрова на Нерли? А в разлив – так вдвойне…

——————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...


Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.

Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими".

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава - в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери - в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.


Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов - эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного "поновления" храма.

Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной "визитной карточкой" России.

Храм Покрова на Нерли.
Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века.
Покровская церковь стоит в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция

Статья из книги "Самые знаменитые монастыри и храмы России"
источник

Там где река Нерль впадает в Клязьму, среди девственной природы, возвышается на холме храм Покрова Пресвятой Богородицы, больше известный как церковь Покрова на Нерли. Отправляясь в путешествие по старинным русским городом Золотого Кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбово, что всего в 10 км. от Владимира. Не упустите шанс увидеть этот небольшой, но очень красивый и знаменитый храм 1165 года постройки. Чем Покровский храм на берегу Нерли так прославился на Руси, мы и расскажем в этой статье.

Пожалуй одним из самых красивых, и самых знаменитых, храмов Руси является храм Покрова Пресвятой Богородицы расположенный на берегу реки Нерль, или, как принято называть в народе: "Храм Покрова на Нерли" . Храм был построен святым князем Андреем Боголюбским как памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, и в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью.

Отец хотел получить хоть какое-нибудь утешение в смерти сына, и его отцовская любовь вылилась в постройке первого на Руси храма в честь Покрова. Интересно заметить, что в то время еще не был так почитаем этот праздник, и Андрей производит некое нововведение в традиции Русской Церкви.

Первоначально храм находился на месте впадения Нерли в Клязьму, и построен он был на рукотворном холме, но со временем реки поменяли свои русла а холм осел, и сейчас не заметна его искусственность.

Церковь невелика и удивительно гармонична. Храм крестовокупольного типа, одноглавый, ранее купол был шлемовидный, а сейчас имеет форму луковицы. Фасады разделены лопатками и приставленными к ним полуколоннами. В центре каждого фасада (кроме восточного) находится рельефная фигура. Стены идеально вертикальны, но благодаря удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, что придает храму иллюзию большей высоты.

Первоначально храм был обнесен галереями, высота которых была 5,5 м. А рукотворный холм был защитой от наводнений, и этот холм был покрыт панцирем белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами ведущими к пристани.

Церковь была построена Андреем Боголюбским на расстоянии версты от Боголюбовского замка. Князь задался целью построить новую столицу для Руси, он хотел, чтобы она в своем величестве не уступала не только Киеву, но Иерусалиму, и Константинополю. За семь лет было возведено множество храмов во Владимире, построено Боголюбово.

Как всегда бывало на Руси, каждое большое и значимое дело, в благодарность Богу, было отмечаемо возведением нового храма, даже города начинали строить с возведения церкви. Моральное состояние русских в то время было таково, что первое и лучшее, приносилось Богу. Так и в этом случае, победа над булгарами и потеря сына, подвигли святого князя воздвигнуть храм.

После мученической кончины князя, во время княжеских усобиц, а позже в годы монголо-татарского ига храм получил первые разрушения. Да и во время весеннего половодья храм бывал подтопляем, и льдины бились о цокольные камни. И лишь во второй половине 17 века был произведен ремонт, во время которого ветхие галереи были убраны. В 1784 году храм чуть не исчез с лица земли, дело в том, что настоятель Боголюбова монастыря хотел разобрать Покровскую церковь на камень для постройки святых врат в своем монастыре, но, к счастью, не хватило денег для оплаты труда рабочих. В 1877 году был произведен самостоятельный ремонт братией монастыря: храм обвязали железными стяжками, сбили оставшиеся фрески в барабане и куполе, белокаменные, утраченные рельефы заменили гипсовыми.

В 1923 году Боголюбов монастырь закрыли, но, еще с 1919 года, Церковь Покрова была взята под охрану по делам музеев. Что, вероятно, сохранило ее в целости до наших дней. В начале 1990-х годов храм вернули Русской Православной Церкви. В конце 1992 года церковь была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на долгую и тяжелую участь, Церковь Покрова на Нерли осталась украшением просторов России. Ничто не смогло уничтожить это выраженное в камне чувство любви отца к сыну, полководца к солдатам, князя к народу, патриота к Родине, христианина к Богу!

Loading...Loading...