Частицы мощей николая угодника в каких храмах. Православная церковь Николая Чудотворца в Бари

Нет ни одной жизненной трудности или испытания, в которой не помог бы истинным верующим Святой Николай Чудотворец. Этот Божий угодник помогал людям не только при своей жизни, но и после смерти. Особенно он покровительствовал морякам и детям, которые нашли в лице святого своего заступника.

Ежегодно миллионы паломников стремятся прикоснуться к мощам Святителя и испросить у него помощи и благословения. Для этого надо знать, где находятся мощи Николая Чудотворца.

На сегодняшний день фрагменты его останков хранятся в различных церквях и храмах мира. Около 65 % мироточивых мощей находится в старинном католическом храме на территории священного города Бари, расположенного в южной части Италии.

Архиепископ Мирликийский, более известный как Святой Николай Чудотворец, является самым почитаемым старцем среди православных христиан.

Еще при жизни он проявил удивительную милость и сострадание к людям. Однако и после его смерти к нему продолжают обращаться верующие в надежде на помощь в различных богоугодных делах.

Со дня его смерти прошло несколько столетий, но чудеса с помощью этой удивительной личности продолжают происходить.

О том, кто такой Чудотворец, существует множество легенд и преданий.

Согласно официальной версии святой родился в III ст. на территории Малой Азии (современная Турция). Его родители были состоятельными христианами, которые дали своему сыну хорошее начальное образование.

Еще в детстве Николай проявил невероятную тягу к изучению Божьих писаний и служению. В дневное время он читал Писание, а ночное время проводил в молитве. Его упорный труд и вера помогли ему стать архиепископом Миры и возглавить главный храм города, где он оставался до самой своей смерти.


Святым Николай был признан после того, как его мощи начали мироточить, что случилось сразу после его смерти
.

Это миро является очень чистой и священной жидкостью, обладающей целительными свойствами и способной вернуть здоровье и счастье не только в человеческое тело, но и в душу.

Каждый год священники собирают миро, разбавляют его святой водой и продают паломникам, которые приезжают к мощам святого из различных уголков Земли.

Во многих источниках указаны неверные данные о жизни Угодника. Дело в том, что в христианстве существует два Чудотворца – Мирликийский и Пинарский (Синайский). Они оба родились в Ликии, оба прославились своими чудесными деяниями и верностью Господу.

Однако Святитель Мирликийский никогда не был в храме Воскресения Господня (Иерусалим), его родителями не были Феофан и Нонна. Все это относится к жизни архиепископа Пинарского.

Где хранятся мощи святого

Святой Николай Чудотворец был захоронен в городе Миро (ныне город Демре, расположенный на территории современной Турции). Однако в 1087 году после захвата этой территории турками-сельджуками мощи Святителя были выкрадены из монастыря итальянскими купцами и перевезены в Бари (Италия).

Хотя с точки зрения христианских заповедей и догм это было нехорошим поступком, но впоследствии в этом многие люди увидели волю Божью. После того как мощи Святителя были вывезены из храма Миро в Бари, святое место было подвергнуто нападению и разграблению турками, а затем было затоплено грязными водами речки Мирос.

На сегодняшний день храм, где был захоронен Святитель, находится в частичном разрушении. Здесь не служат мессу, зато проводятся многочисленные экскурсии, которые являются платными. Плата за вход идет на поддержание храма и гробницы, где в 345 году был захоронен святой.

Многих верующих интересует, мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас? В настоящее время большая часть мощей все еще находятся в Италии в городе Бари на территории старинной базилики.

Другая частица мощей (около 20 %) находится в Венеции на острове Лидо. Остальные мощи Святителя распределены по храмам Турции и России.

Базилика Св. Н. Чудотворца в Бари была возведена в XI ст. специально для хранения мощей святого, которые были помещены в гробницу.

Крипта с мощами Святителя теперь является местом паломничества. Каждый год сюда съезжается несколько миллионов паломников со всего мира. Особенно много людей приезжает на праздник перенесения мощей из Миро в Бари, отмечаемый 22 мая, а также 19 декабря – в день смерти святого.

Поклониться и прикоснуться к гробнице с мощами паломники могут только во время проведения Божественной Литургии.

Полезная информация! Базилика, где находятся мощи Николая Чудотворца, расположена по адресу: город Бари Largo Abate Elia, 13. Она работает ежедневно с 07:00 до 19:30 с перерывом с 13:00 до 16:00.

Московские церкви, где хранятся мощи святого

Верующие могут посетить мощи Николая Чудотворца в Москве. Небольшие частицы останков Святителя и чудотворные иконы святого хранятся в 25 православных храмах столицы. Фрагменты мощей Николая Чудотворца также находятся в других крупных и значимых городах России.

Самые известные московские храмы, где хранятся мощи Николая:

Название храма Адрес
1 Данилов Свято-Троицкий монастырь Даниловский вал, 22. Возле станции метро Тульская
2 Сретенский мужской монастырь Улица Большая Лубянка, 19
3 Иоанно-Предтеченский женский монастырь М. Ивановский переулок, 2А
4 Новодевичий женский монастырь Новодевичий пр-д, 1
5 Николо-Перервинский монастырь Улица Шоссейная, 82
6 Богоявленский кафедральный собор Улица Спартаковская, 15
7 Церковь Спаса Нерукотворного Образа Улица Рябинова, 18
8 Церковь Архангела Михаила Проспект Вернадского, 90
9 Храм-музей Святителя Николая при Третьяковской галерее Переулок Малый Толмачевский, 9
10 Церковь Всех Святых Славянская площадь, 2
11 Церковь Воскресения Христова Сокольническая площадь, 6
12 Церковь апостолов Петра и Павла Новоясеневский проспект, 42

Сравнительно недавно состоялось великое для всего православного мира событие.

В 2017 году впервые из Бари были перевезены мощи в московский храм Христа Спасителя, а затем они были доставлены для поклонения верующим в Санкт-Петербург на территорию Александро-Невской Лавры.

До этого фрагменты мощей Николая Чудотворца в Бари не покидали город на протяжении практически одного тысячелетия. В Россию было привезено в ковчеге левое ребро Святителя, которое было извлечено из гробницы через отверстие для сбора священного миро.

Несмотря на то, что фрагменты останков святого хранятся в некоторых российских храмах, на поклонение мощам, привезенным их Бари, каждый день выстраивались огромные очереди верующих.

Паломников не смущала ни жара, ни многочасовое пребывание на солнце.

За все время пребывания в столице (мощи были в Москве с 21.05 по 28.06.2017) поклониться останкам святого пришло порядка 2 млн паломников.

Около 500 тысяч верующих поклонилось им в Санкт-Петербурге.

Мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас? После поездки по главным российским городам останки святого вернулись в Бари, где и хранятся по сегодняшний день. Возможно, в будущем российские паломники получат еще одну возможность прикоснуться к священной для всех христиан реликвии.

Чудодейственная сила мощей святого

Святитель является источником духовной поддержки, спасителем несправедливо обвиненных, заступником и помощником в любых житейских делах. Его почитают не только в католицизме и православии, но и в англиканской, лютеранской церквях.

В чем помогают мощи святого? Чаще всего к Божьему Угоднику обращаются:

  • при сильных недугах, смертельных болезнях и опасных заболеваниях;
  • при отчаянии выйти замуж или родить ребенка;
  • в поиске своего предназначения и истинной цели в жизни;
  • при желании достичь духовного просветления;
  • в путешествии (Святой Угодник издавна считается покровителем путешествующих, а в особенности тех, кто отправляется в дальнее плавание);
  • при несправедливом осуждении на смерть или на длительный срок к тюрьме;
  • при финансовых трудностях и больших долгах;
  • при раздорах в семье между супругами;
  • при необходимости получить помощь в обучении.

Считается, что даже самая маленькая частица мощей Святого Угодника способна творить чудеса. Чтобы поклониться святой реликвии и испросить у нее благодати, следует осуществить такие действия:

  1. Подходить к реликвии следует с верой, уважением и без спешки. Требуется быть чистым в сердце и в своих помыслах.
  2. В мыслях необходимо прочитать молитву Угоднику, поклониться и перекреститься.
  3. Прикоснуться к святым мощам с сокровенной молитвой, а затем вновь перекреститься и отойти, сохраняя мир в душе и надежду на помощь.

Важно! Николай Угодник никогда не оставляет в беде людей, которые обратились к нему. Чтобы исцелиться или получить желаемое, люди готовы преодолевать тысячи километров.

Полезное видео

Подведем итоги

Фрагменты мощей Николая Чудотворца в Италии и России привлекают колоссальное количество паломников. Для верующего человека прикоснуться к ним – это значит прикоснуться к частичке самого Господа.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Святитель Николай Чудотворец был епископом городов Миры в Ликии. Согласно Житию святых, родился он в состоятельной христианской семье в 260 году в Ликийском городе Патрах, а умер в 343 году в городе Миры, где большую часть жизни. Прославился Николай еще при жизни. Брошенный во время Диоклетиановых гонений он дал по мешочку золота в приданое трем нищенкам, вынужденным зарабатывать на жизнь торговлей собственным телом. После этого они вышли замуж и стали добропорядочными христианками.

В историю христианства Николай Угодник вошел под именем Николая Мирликийского, то есть из Миры Ликийской.

Николай также вернул к жизни трех маленьких мальчиков, убитых во время голода хозяином постоялого двора. А когда он совершал паломничество в Палестину, во время ужасного шторма спас корабль от гибели.

Николай Мирликийский дожил до глубокой старости и после смерти был похоронен в Мирах Ликийских. Буквально сразу мощи святителя Николая стали . Однако почитать его как святого стали лишь спустя 800 лет.

Мощи Николая Угодника

В 1087 году на восточные области Римской империи был совершен набег сарацинов. Была опустошена и Ликия. В это же время святитель Николай явился во сне священнику в городе Бари и повелел перенести свои мощи из города Миры в Бари. Этот город находился на юге Италии, в Апулии, которую издавна населяли греки. Однако в 11 веке власть там принадлежала норманнам, совершенно не интересующимся религиозной жизнью местного .

В Ликию было отправлено посольство на 3 кораблях. Они благополучно доставили мощи святого Николая в Бари. 9 мая (по старому стилю) 1087 года все население города вышло встречать священные мощи. Вначале их поместили в Иоанна Предтечи, которая находилась близ моря. По преданиям, это сопровождалось многими чудесами. В это же время в Киеве произошло чудо воскресения утонувшего младенца.

В день перенесения мощей святителя Николая 9/22 мая в город Бари русская православная церковь вспоминает Николая Угодника. В народе этот праздник называют Николой вешним.

Спустя 3 года в городе Бари воздвигли храм святителя Николая. Туда и перенесли в богато украшенной раке мощи святого. Там они находятся и .

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Где можно спокойно посетить частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области:

В московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

Всех мест нахождения частиц мощей в России я не смогу перечислить, но уверен каждый может найти их в ближайших к себе храмах и монастырях.

Справка:
65 % мощей находятся в католической базилике Святого Николая в Бари. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции.
Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

Самый уважаемый мной и любимый святой. Не чета нынешним служителям.

P.S. от ТС. Именно в 2013 году, в нашу церквушку привозили раку с мощами Святителя Николая, которым мне довелось поклониться и освятить нательный крестик.

Loading...Loading...