Что такое стяжание в православии. Стяжание духа святого

Пантократор Афон

Пантократор сн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня.

Игумен: архим. Виссарион.

Тел. (30-377) 23253.

Факс (30-377) 23685.

Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος) — один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей.

Святой монастырь Пантократор расположен на северо-востоке , рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде).

(Рисунок Григоровича-Барского)

О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: св. Авксентия, св. Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 г. Предположительно, в 1384 г. его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже.

Монастырь перестраивался и расширялся в XVI в. Несмотря на огромные долги, во времена турецкого ига Пантократор не терял жизнеспособности. Значительные для государства и святые по образу жизни лица избирали монастырь местом своего проживания - это патриарх Каллист II Ксанфопул, а также Симеон и Феона, архиепископы Солунские. Монастырь разрушался пожарами 1393, 1773 и 1948 гг., но, к счастью, не полностью.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Пантократор в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Собор, освященный в честь Преображения Господня, был возведен одновременно с основной частью монастыря, но достраивался, восстанавливался и переделывался уже совершенно независимо от общего архитектурного ансамбля в третьей четверти XIV столетия и в 1854 г. Колокольня была построена в XIX в.

Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии 15 монахов. С 1992 г. имеет статус общежитийного.

мощи великомученика Феодора Стратилата
мощи бессребреников Космы и Дамиана
частица Животворящего Креста
часть щита великомученика Меркурия
иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне)

При северно-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемая здесь Герондисса (старица).

Кроме части Животворящего Древа, здесь находятся следующие мощи: части руки и ноги Апостола Андрея; голова св.Иоанна Милостивого ; часть руки св. Иоанна Златоустого; части руки св. Афанасия Константинопольского и священномуч. Харалампия, голова преп. Иоанна Великого, голова св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части преподоб.отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, голова св. безсребренника Космы.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Герондисса (Старица)

Находится в левом киоте монастырского собора. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе , - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов.

Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».

Предание

По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев монастыря, который был в предсмертной агонии.

С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой . Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы "Старица" или "Геронтисса".

В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 - вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Карей. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии, чего не имеет ни один другой. В подчинении обители находится с 5 келлий и 38 калив на Капсале. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей.

В Пантократоре, кроме головного собора есть параклисы:

1) Успения Пр. Богородицы;

2) собор Архангелов;

3) Вознесения Господня;

4) св. Предтечи Иоанна;

5) Святителя Николая;

6) св. Георгия Победоносца;

7) св. Пантелеимона;

8) Трех Святителей.

Пантократору принадлежит и проч.

Предание

Отец Косма (виноградарь) из монастыря Пантократора

Отец Косма родился в деревне Ангелохори во Фракии в 1897 году. Его мирское имя было Клеанф. Еще в миру он жил монашеской жизнью и подвизался на своем участке, занимаясь тем же делом, что и позже, когда пришел в монастырь (был садовником). И там, как позже на Святой Горе, он возделывал любовь к ближнему и непрестанно собирал урожай любви Христовой. Он щедро раздавал милостыню и помогал главным образом тем, которые, живя в нужде, имели склонность к воровству. Тем самым он оберегал таких людей от смертного греха воровства и еще худшего...

Однажды один мальчик, который поведал мне эту историю уже будучи взрослым человеком, пришел к нему в сад купить фруктов, после чего ему нужно было купить что-то еще в магазине. Но, подойдя к саду, он вдруг заметил, что потерял все свои деньги. Малыш заплакал и стал думать, где ему раздобыть денег, поскольку боялся, что ему попадет от матери.

Клеанф, успокоив его, говорит:

- Помнишь, сколько денег дала тебе мама и что приказала купить?

- Да, - ответил малыш.

Тогда он дал ему фрукты, а также недостающие деньги, и сказал:

- Не расстраивайся, но в следующий раз будь внимательнее.

Вот так он жил в миру.

Около 1914 года он покинул мир, оставив родного брата и сад, и пришел в сад Божией Матери, чтобы подвизаться здесь вместе со своими духовными братия-ми. В 1915 году он принял монашеский постриг. До 1924 года он жил в монастыре Ставроникита, а после перехода на новый стиль на следующий год оставил эту обитель и поступил в монастырь Пантократора. Здесь он попросил разрешения жить за пределами монастыря - в винограднике, который к тому же находился недалеко от его первой обители. До 1939 года он подвизался также в других местах Святой Горы. Но с 1939 года постоянным местом его подвигов стали виноградники. Весь день проводил он в труде и непрестанной молитве, совершенно не заботился о теле, но все свои попечения обращал на душу. Одежда его была грязной от пота и земли. В том углу его келлии, где он отдыхал, на полу лежали лишь какие-то старые одеяла. В них было столько земли, что, если бы кто бросил в них семечко, оно могло бы прорасти.

Несмотря на то, что он трудился без жалости к себе и духовно подвизался с великой ревностью, пища его была очень скудной: зелень, какие-нибудь орехи да сухари. Денег, которые в особножительных монастырях платят монахам за выполнение послушаний, он не брал и говорил: "Вы, старцы, держите их пока у себя, я потом заберу все вместе".

Отцы думали, что он хочет забрать всю сумму, когда состарится, однако отец Косма имел в виду будущую жизнь. Также и продукты, которые он получал от монастыря, раздавал на благословение старцам, жившим в Капсале. Если кто-нибудь из монахов ничего не хотел брать, в следующий свой приход отец Косма говорил ему: "Старче, я принес на продажу кое-какие вещи" и в результате отдавал все почти даром.

Так он успокаивал совесть брата и раздавал другим те немногие деньги, которые имел. От общения с отцами и от их советов он и сам получал большую духовную пользу. Больше он ни с кем не общался, за исключением разве что тех случаев, когда приходил в церковь причаститься. Его всегда можно было найти под виноградной лозой очищающим от сорняков как землю, так и свою душу - через непрестанную молитву и слезы. Он был невысокого роста, очень загоревший. Его лицо часто сияло неизреченным светом. Я видел это собственными глазами, однако другие отцы тоже говорили мне об этом. Когда я виделся с ним в последний раз, меня особенно поразило, что, когда я о чем-то спросил его, лицо его просияло так сильно, что даже ослепило меня!

Монастырь Пантократор

Игумен монастыря архимандрит Виссаирон. Тел.:(30-23770) 23253. Факс:(30-23770) 23685

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Соборный храм посвящен в честь Преображения Господня. Храм относится к XIV веку и сложен из белого мрамора. В 1847 году из такого же мрамора был сделан пол. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Среди святынь монастыря в храме находится чудотворная икона Божией Матери, называемая «Геронтисса», т.е. «Старица».

Относительно небольшой собор, в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Постройки монастыря

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

Скиты и кельи монастыря

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени.

Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому.

Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея.

В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Географическое местоположение

Пантократор - один из православных монастырей на горе Афон. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров.

Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен в часе ходьбы от монастыря Ставроникиты.

Святыни

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геро́нтисса», т. е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображён сосуд с изливающимся через край елеем. Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой её название.

Сосуд же на ризе изображён в память чуда, сотворённого Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол.

И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма. Во время разорения Пантократора турками образ был брошен в колодец, серебряные ризы украдены. По дороге святотатцы, поражённые слепотой, и сами поняли, что понесли кару заслуженно. Восемьдесят лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи в колодце обрели образ невредимым.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи.

В Пантократоре и его окресностях подвизались: свт. Феона архиепископ Солунский, прп. Феофил Мироточивый, свт. Каллист, патриарх Константинопольский, свт. Григорий Палама, свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский, и прп. Паисий Величковский.

В обители пребывают: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца, св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику.

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

[[[,],,"and"]]

1 Step 1

Loading...Loading...