Есть ли святой с именем тимофей. Святой тимофей в чем помогает

Святой апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был еллин и ярый последователь язычества. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда святой апостол Павел посетил в первый раз Листру вместе с апостолом Варнавою, то после исцеления одним лишь словом хромого от рождения множество жителей Листры уверовали во Христа (см.: Деян. 14, 6-8), в числе их была и вдова, мать апостола Тимофея — Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала ему своего сына Тимофея для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставления и, удаляясь из Листры, поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в Листру (см.: Деян. 16, 1), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякою добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собою и сделал своим неразлучным спутником и сотрудником своего апостольства. Вместе с первоверховным апостолом Тимофей трудился и терпел гонения, посещал с ним Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, оставляя Листру из-за преследования иудеями, обрезал апостола Тимофея — не ради какой настоятельной причины к спасению, но, так как в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнялись о нем, ибо знали, что апостол Тимофей происходил родом от еллина.

Святому апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, — пишет ему апостол Павел, — чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» (1 Тим. 4, 12-14). «Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, потому что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, и с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2, 22-25). Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняя служение твое (2 Тим. 4, 25)».

Апостол Тимофей исполнил повеления своего святого учителя. Он был первым епископом Ефеса и с ревностью старался утверждать веру христианскую; он также пользовался наставлениями апостола Иоанна Богослова, который проповедовал в Малой Азии и по смерти епископа Тимофея принял епископство Ефесское, вернувшись с острова Патмос.

Апостол Тимофей до конца жизни своей являл себя добрым воином Христа и скончался в 91 году по Р. Х. мученической смертью за имя Христово.

Совершилось это в городе Ефесе во время языческого праздника, называемого Катагогиум, когда мужчины и женщины, наряженные в маски, с дреколием и оружием при неистовом пении и пляске обносили идолов вокруг города. Святой апостол Тимофей вышел навстречу толпе с увещанием и проповедью о Христе. Разъяренная толпа язычников набросилась на апостола, швыряла в него камнями и до смерти забила палками. Христиане с честью похоронили тело мученика за стенами города.

В 4-м веке мощи апостола Тимофея были переданы Константинополю и поместили в церкви Святых Апостолов, он покоился около могил Св. Андрея и Св. Луки.


Сегодня мощи в виде главы Св. апостола Тимофея находятся в Италии, местечко ТЕРМОЛИ (область Молизе). Кафедральный собор Санта-Мария-делла-Пурификацьёне (Сан-Бассо)

собор Божией Матери (Santa Maria della Purificazione, сокр. — Сан-Бассо) 11 века. В соборе хранятся мощи святого апостола Тимофея, ученика апостола Павла, которые были обнаружены 11 мая 1945 года священником Бьяджио д’Агостино при реконструкционных работах. Второе имя собору дали мощи святого Сан-Бассо — покровителя города, чьи мощи также хранятся здесь. В городе проходит Рыбный фестиваль Термоли.

Покровителем населённого пункта считается святой San Basso, San Timoteo (или как говорят на Западе... Тимоти ).

День памяти: 22 января (ст.ст.) - 4 февраля (н.ст.)
Прославлен в лике: Апостолов, Мучеников
Когда жил: ок. 50 - 100 г.г.
Где жил: Ликаония - юго-восточная область Малой Азии
Тропарь, глас 4: Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 1: Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Житие: «Святой апостол Тимофей»

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области , а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры , который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе " (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их " (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам ". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти . Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания " (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях " (2 Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом , хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его " (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе " (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат " (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их " (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова . Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос , то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти . Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия.

Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя Тимофей, что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».

Детство и юность праведника Тимофея:

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого Тимофея.

С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса.

По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6).

Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.

Мать будущего святого, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным.

Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост подвижника Тимофея:

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея.

Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан.

Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство.

Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…


Гибель апостола Тимофея:

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам. Святой Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие.

Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Перед чудотворной иконой свт Тимофея молятся о возвращении заблудших на путь истинный, об укреплении веры, о даровании сил в исполнении воли Божьей.

Так как святой Тимофей был близок к Иисусу Христу, молитвы к нему очень сильные и воодушевленные верой и силой. Много людей каждый день обращаются с молитвой к святому Тимофею, просто чтобы быть уверенным в своем здоровом будущем.

В переводе с греческого имя Тимофей означает “почитающий Бога”. В России есть множество храмов в честь апостола-мученика. Прихожане этих храмов молятся перед иконой святого об укреплении православия, процветании церкви Божией и отражении внешних врагов. Русскую православную икону Тимофея принято дарить людям, носящим это красивое старинное имя, ведь для них святой является самым близким помощником и молитвенником.

Тропарь, глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 1:

Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Краткая молитва святому Тимофею на каждый день:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Тимофее, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Праздник подвижника Тимофея в традициях народа:

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник».

Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов».

Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.

На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Традиции и обряды:

Главные традиции 4 февраля - проверка оставшихся запасов в погребах и амбарах, катание на донце (часть прялки) с горок, заговоры от грыжи.

Пасечники в этот день наблюдали за пчелами - точнее, прислушивались к звукам из омшаника. Если насекомые жужжали еле слышно - это значило, что всё идет хорошо; если же гудение было беспокойным - что-то с пчелиной семьей не в порядке.

В этот день, как и в другие дни - «полузимники», проверяли закрома. Важно, чтобы зерна, овощей и корма для скота хватило до нового урожая. Если хозяева видели, что запасы скудны, приходилось экономить. По этому поводу говорили: «К весне мужику тяжелее - хлеб по сусекам мелеет».

А вот девушки-рукодельницы в этот день веселились - катались с горок на донцах, на которых пряли лен и шерсть. При этом смотрели: кто дальше прокатится - у той в хозяйстве и лен уродится. - Целители считают этот день хорошим для заговаривания грыжи.

Приметы и поговорки:

Не диво, что Афанасий Ломонос (31 января) морозит нос, подожди тимофеевских морозов.

Если на улице мороз, а стекло запотевает, то скоро начнется потепление.

Вертикальные морозные узоры на окнах – к морозам, а горизонтальные или под углом – к капели.

Если в этот день много снега, то будущий урожай хлеба будет хорошим.

Сны на Тимофея вещие.

Светает скоро - к непременному снегу.

Снег, налипающий на деревья, столбы и провода, - к повышению температуры воздуха.

Тимофей сшибает рог зиме.

Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.

Афанасий-мороз морозит нос, а ты погоди – Тимофея дожди.

Именины 4 февраля: Николай, Иван, Гавриил, Георгий, Анастасия, Леонтий, Ефим, Тимофей, Иосиф, Макар.

Тимофей - почитающий Бога (греческое). Имя спокойное, редкое. В связи с модой на старину этим именем стали называть мальчиков.
Зодиак имени: Водолей.
Планета: Сатурн.
Цвет имени: фиолетовый.
Камень-талисман: сапфир.
Благоприятное растение: сосна, красавка.
Покровитель имени: выпь.
Счастливый день: суббота.
Счастливое время года: зима.
Основные черты: уравновешенность, мечтательность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Тимофей, епископ Ефесский, священномученик, 17 (4) января, 4 февраля (22 января).
Тимофей Кесарийский (Палестинский), мученик, 28 (15) марта.
Тимофей Мавританский, дьякон, священномученик, 2 января (19 декабря).
Тимофей Олимпийский (в Символах), пустынник, 6 марта (21 февраля).
Тимофей Палестинский, мученик, I сентября (19 августа).
Тимофей Прусский, епископ, священномученик, 23 (10) июня.
Тимофей Псковский, князь, 2 июня (20 мая).
Тимофей Сицилийский, преподобный мученик, б февраля (24 января).
Тимофей Фиваидский, мученик, 16 (3) мая.
Святой апостол Тимофей происходил из города Листры в Малой Азии. В 52 году Листру посетил апостол Павел и исцелил хромого от рождения. Многие жители, в том числе юноша Тимофей уверовали во Христа. Тимофей стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его спутников и сотрудником в проповеди Евангелия. В 65 году апостол Павел рукоположил Тимофея в епископы Ефесской Церкви, которой он управлял 15 лет. Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе, в 80-м году, на празднике в честь идолов, он стал вразумлять язычников, проповедуя им истинную веру во Христа. За это Святой Тимофей был побит камнями.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

4 февраля - Тимофей-полузимник.
Сильные морозы, бывающие в этот день, называют тимофеевскими.
Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.
Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.
Чем больше выпадает снега, тем.выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.
Тимофей - весновей, теплом веет, стариков греет.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Тимоша - мягкий, спокойный ребенок. Время от времени полезно возвращать его на землю из страны мечтаний, куда он охотно удаляется, сталкиваясь с какими-нибудь трудностями.
Тимофей переживает тяжелое детство, не в материальном отношении или подверженности каким-то заболеваниям, а потому, что слишком сильна была в семье власть матери и он, даже имея отца, не получил мужского воспитания. Став взрослым, но так и не вырвавшись из-под материнской опеки, он попадает в еще одни женские руки: из-за своей довольно симпатичной внешности, мягкого характера и веселого нрава, у него нет отбоя от девчонок. Он немного переживает, что не имеет сугубо мужской "крутой" компании, но вполне доволен женской, где он центр внимания. Даже если для самоутверждения Тимофей захочет войти в какой-нибудь модный мужской круг, он не заражается его эмоциями и идеями, и оно ему вскоре надоедает. Только среди близких людей он проявляет себя, способен и на бурное веселье, и на глубокое недовольство.
Неудовлетворение окружающей обстановкой находит свое проявление в честолюбивых мечтах. Тимофей будет терпеливо реализовывать свои жизненные планы, стремясь получить хорошее образование и сделать карьеру. Долгое время Тимофей вынужден делать то, что ему не хочется. Впрочем, ему интересно делать только ту работу, результаты которой дадут ему возможность выдвинуться л блеснуть.
Внешне Тимофей спокойный, в общении ровен со всеми, добрый, обид долго не помнит, даже умеет сразу не реагировать на конфликт. Разряжается в кругу близких.
С женщинами Тимофей мягок, нежен и ласков, но считает их существами не столь уж хорошими. Темперамент у него скорее слабый, но считает себя вполне нормальным в области секса. Иногда имеет неудовлетворенную жену, но считает себя обиженной стороной.
Брак будет достаточно прочным при ярком проявлении чувств Тимофея, при сильной эмоциональной связи. Необходимо, чтобы общим был круг друзей, больше совместной деятельности. Очень хорошо, если у Тимофея с женой будет одна профессия или общая работа. Серьезной проблемой может стать большая разница в уровне культуры и воспитания. В его браке большие напряжения могут возникнуть из-за сложных отношений с родственниками обеих сторон. Ни в коем случае Тимофею нельзя позволять им вмешиваться в его семейные дела, и вообще следует оберегать дом от любого активного вмешательства извне.
Отчество : Тимофеевич, Тимофеевна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Тимошка Анкудинов, одиннадцатый самозванец, называл себя то сыном, то внуком царя Василия Шуйского, то князем Иваном Шуйским.
Тимошка родился в Вологде, в 1617г., сын богатого стрельца, торговавшего холстами. По своему состоянию получил неплохое образование и женился на внучке вологодского архиерея.
Ведя беспорядочную и разгульную жизнь, Тимошка промотал все женино приданое и отправился искать счастья в Москву. В Москве он получил место подьячего в приказе "Новая Четь", но продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение, в 1643 году ограбил казну приказа на двести рублей, поджег собственный дом, в котором сгорела его жена (под пытками было показано, что действительно он сам поджег дом), он бежал в Константинополь. Там, в 1646 году, Анкудинов стал выдавать себя за "государственного сына Шуйскаго". В судьбе его вначале принял участие великий визирь, поверивший грамоте, в которой значилось, что он сын царя Василия, что царь Михаил Федорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему стало скучно, и он приехал в Москву. В столице он был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского. Самозванец просил визиря, чтобы султан дал ему ратных людей, и велел идти "на московские украйны", уверял, что "русские люди против него стоять не будут", что султан приобретет Астрахань с пригородами. Находившиеся в Константинополе московские послы разоблачили Анкудинова явными уликами. Анкудинов бежал, а в 1649 году он появился на Украине, где нашел себе покровителя в лице Богдана Хмельницкого, не выдавшего его русским послам и переправившего Тимошку в Швецию. Там Анкудинов был милостиво принят королевой Христиной и принял лютеранство. Из Швецию перебрался в Голштинию, но герцог голштинский Фридрих выдал его в обмен на договор о позволении Голштинии торговать с Персией и Индией через Русские владения.
В 1653 году в Москве после очной ставки с матерью, монахиней Степанидой, самозванец Тимошка Анкудинов был четвертован.

И Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14,6 — 12 ; 2 Тим. 1, 5). Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2 Тим. 3, 10-11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9) .

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Служба

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ПЕРСЯНИН

Дни памяти : Январь 22 , Январь 24

Преподобномученик Анастасий Персянин был сыном персидского волхва Вава. В язычестве он носил имя Магундат и служил в войсках персидского царя Хозроя II, который в победоносной войне против греков разграбил в 614 году святой город Иерусалим и увез в Персию Животворящий Крест Господень. Великие чудеса, совершавшиеся от Креста Господня, поражали персов. Сердце юноши Магундата загорелось желанием узнать подробно о великой святыне. Расспрашивая всех о Святом Кресте, юноша узнал, что на нем претерпел распятие Сам Господь для спасения людей. Он ознакомился с истинами христианской веры в городе Халкидоне, где на некоторое время остановились войска Хозроя,. крестился с именем Анастасий, а затем принял монашество и провел семь лет в иноческих подвигах и трудах в одном из Иерусалимских монастырей.

Читая о мученических подвигах, святой Анастасий укреплялся в желании подражать им. К этому его особенно побудил таинственный сон, бывший ему в Великую Субботу перед праздником Воскресения Христова . Уснув после дневных трудов, он увидел светлого мужа, подающего ему золотую чашу, наполненную вином,. со словами «возьми и пей». Выпив поданную ему чашу, он почувствовал неизъяснимую сладость. Это видение святой Анастасий воспринял как предсказание о своей мученической кончине. Он тайно ушел из монастыря в Кесарию Палестинскую. Там его схватили как христианина и представили на суд. Правитель всячески пытался склонить святого Анастасия к отречению от Христа, угрожая ему муками и смертью и обещая почести и земные блага. Но святой остался непоколебим. Тогда его подвергли истязаниям: били палками, раздробили голени, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый камень, томили заключением, изнуряли тяжелой работой в каменоломнях с другими узниками.

Наконец, правитель призвал святого Анастасия и потребовал сказать только одно слово: «Я не христианин», обещая свободу. Святой мученик ответил: «Да не будет этого со мной. Ни перед тобой, ни перед другими я не отрекусь от Господа моего ни явно, ни тайно, ни даже во сне, и никто никогда не будет в силах меня чем-либо принудить к этому». Тогда, по приказу царя Хозроя, святого мученика Анастасия удавили (+ 628). После смерти Хозроя мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в Палестину, в Анастасиеву обитель.

Служба

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ, БЕЛЕВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Дни памяти : Январь 22 , Сентябрь 22

Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честьВведения Пресвятой Богородицы во храм , с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой.забил прохладный родник, и напоил умирающего. Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея , напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII — начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду. Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

Тропарь Макарию Жабынскому, Белевскому чдтв., глас 4:

От мирскаго жития изшед /
в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, /
в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, /
и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, /
емуже и обитель возградил еси, /
таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, /
Иже даром чудес тя обогати. /
Егоже ныне моли, /
да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ, ДИАКОН ПЕЧЕРСКИЙ

Дни памяти : Январь 22 ,

Кондак преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

Постническим плоти твоей умерщвлением/ душу оживил еси,/ ибо твоего ради презельнаго воздержания/ и привременнаго терпения,/ жизнь непреемная и диадима неувядаемая/ от пострадавшаго за ны плотию/ и из мертвых воскресшаго Христа Бога нашего,/ тебе, святе, преподобномучениче Анастасие,/ яко злочестивых победителю/ несумненно и воистинну уготовася,/ занеже Божие тридневное Воскресение/ всем, живущим на земли,/ тобою, якоже иногда от отроков Ефесских православно воспроповедася,/ и сего ради, отче, днесь к тебе вси вопием немолчно:/ святый преподобномучениче Анастасие Печерский,/ моли прилежно воставшаго Христа тридневно из мертвых,/ да избавит от смерти вечныя души наша.

Тропарь преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

Плотское, яко безплотный Ангел,возненавидевши препитание,/ духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/ добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/ многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/ идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ ныне же со отцы преподобными Печерскими,/ аки бисер многоценен, мощми нетленными/ в пещере твоими пресветло сияеши,/ а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/ святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/ о нас всегда моляся ко Господу/ спастися душам нашим.

Loading...Loading...