Иринарховский крестный ход. Невыносимая легкость вериг

В середине лета опытные московские крестоходцы устремляются в Ярославскую область, где по традиции 19 июля в ростовском Борисоглебском монастыре стартует ежегодный Иринарховский крестный ход. С молитвой и иконами в течение пяти дней по дорогам и лесным тропам Борисоглебской земли богомольцы пройдут больше 60 километров.

В первый день пути совершается водосвятный молебен у источника в Троице на Бору. Затем каждый день неизменно начинается с Литургии, а заканчивается вечерним богослужением: в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в храме пророка Илии в селе Ивановском, в храме Святителя Николая в селе Зубареве и в храме Рождества Христова в селе Кондаково – на родине преподобного Иринарха Затворника.

Завершается крестный ход на одном из самых высоких мест в Ярославской области – удивительной возвышенности в Кондакове, где кажется, что небо и земля находятся рядом друг с другом.

По письменным источникам, Иринарховский крестный ход существовал уже в XVIII веке, но вскоре после большевистского переворота был пресечен безбожниками на долгие десятилетия. Организаторы крестного хода шаг за шагом воссоздавали детали тех дореволюционных традиций. Ведь, как и у каждой составляющей нашей Церкви: у монастыря ли, у благочиния ли, у прихода ли – у Иринарховского крестного хода своя история, свой характер, свое лицо, свой наряд, свой мотив молитвы.

Преображается путь крестного хода. Прокошены и проложены дороги; через речушки и ручьи трудниками построены или отремонтированы мостики и переходы. У каждого селения, где проходит крестный ход, установлены поклонные кресты.

Но самое главное – преображенные люди. Не только участники шествия, но и многие местные жители, которые с нетерпением ждут встречи богомольцев целый год.

О трапезах, встречающих крестоходцев, разговор особый. Встречают крестный ход обильными столами жители Селища, Резанок, Давыдова…

Крестный ход всех уравнивает в правах. Уже два десятилетия рядом идут высокопоставленный чиновник и человек от земли. Иностранная речь на крестном ходе тоже не редкость: греческая, польская, сербская, английская, немецкая…









Москвич, иди туда, где небо сходится с землей

В середине лета опытные московские крестоходцы устремляются в Ярославскую область, где по традиции 19 июля в ростовском Борисоглебском монастыре стартует ежегодный Иринарховский крестный ход. С молитвой и иконами в течение пяти дней по дорогам и лесным тропам Борисоглебской земли богомольцы пройдут больше 60 километров.

В первый день пути совершается водосвятный молебен у источника в Троице на Бору. Затем каждый день неизменно начинается с Литургии, а заканчивается вечерним богослужением: в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в храме пророка Илии в селе Ивановском, в храме Святителя Николая в селе Зубареве и в храме Рождества Христова в селе Кондаково – на родине преподобного Иринарха Затворника.

В череде российских крестных ходов Иринарховский называют самым красивым (к примеру, один из других самых известных – Вятский – зовется самым трудным). Скорее всего, «красивый» здесь означает «нарядный». И правда: это парад русского костюма. Большая часть женщин и девушек идут в сарафанах, а многие мужчины и парни – в традиционных русских рубахах. Нарядность ходу придает и природа. Сначала он идет по удивительному бору – памятнику природы, пересекает речку, а дальше – русский простор. Завершается крестный ход на одном из самых высоких мест в Ярославской области – удивительной возвышенности в Кондакове, где кажется, что небо и земля находятся рядом друг с другом.

По письменным источникам, Иринарховский крестный ход существовал уже в XVIII веке, но вскоре после большевистского переворота был пресечен безбожниками на долгие десятилетия. Организаторы крестного хода шаг за шагом воссоздавали детали тех дореволюционных традиций. Ведь, как и у каждой составляющей нашей Церкви: у монастыря ли, у благочиния ли, у прихода ли – у Иринарховского крестного хода своя история, свой характер, свое лицо, свой наряд, свой мотив молитвы.

Преображается путь крестного хода. Прокошены и проложены дороги; через речушки и ручьи трудниками ­построены или отремонтированы мостики и переходы – это неотъемлемая часть подготовки к началу хода (здесь отлажены совместные действия с местными администрациями); по мере сил приведены в порядок кладбища (в рамках монастырско-общественной программы «Погост»); устранена мерзость запустения в заброшенных храмах. У каждого селения, где проходит крестный ход, установлены поклонные кресты – это результат совместной ­программы монастыря и Ивановской средней школы – «Животворящий крест».

Еще совсем недавно крестоходцы почти весь путь преодолевали через заросшие поля, сквозь заросли берез, ивняка, по бездорожью. Но вот прямо на глазах преображается земля: березки выкорчеваны, земля распахана, зеленеют поля. А вдали мелькают крыши новеньких домов, ферм, гаражей для техники… Правда прежде, когда шли напрямую, путь был короче, а теперь нужно обходить засеянные нивы вокруг, однако крестоходцев это только радует.

Но самое главное – преображенные люди. Не только участники шествия, но и многие местные жители, которые с нетерпением ждут встречи богомольцев целый год. Жители деревни Шипино считают день прихода к ним крестоходцев настоящим праздником: «Наряжаемся. Готовим трапезу. Ждем. Даже мужики в этот день не пьют…»

О трапезах, встречающих крестоходцев, разговор особый. Уже нет в живых учительницы Ивановской школы В. Мазниной, заложившей в Шипине традицию приема трудников обильной трапезой, а столы по-прежнему ломятся от яств. Почила о Господе и директор Борисоглебской школы Н. Н. Дегтева, отладившая прием в Никульском. Нины Николаевны с нами нет, а дело ее продолжают оставшиеся в деревне две старушки: свыше тысячи паломников они насыщают своими гостинцами! Встречают крестный ход обильными столами жители Селища, Резанок, Давыдова…

Ежедневно на узких переходах, чаще на мостиках, где ход вытягивается в длинную вереницу, «счетная комиссия» подсчитывает число участников. Это нужно и для того, чтобы выяснить, на сколько человек готовить ужин, завтрак (все это монастырь берет на себя). С каждым годом паломников прибавляется: 60, 120, 300, 600, 1200, 2600 человек… Но вот что интересно: как вначале, так и теперь две трети участников – молодежь и дети. Двадцать лет – срок небольшой, но именно на крестном ходе так ясно видишь динамику жизни. Маленькие девочки и мальчики первых ходов – теперь уже солидные главы семейств.

Крестный ход всех уравнивает в правах. Уже два десятилетия рядом идут высокопоставленный чиновник и человек от земли. Иностранная речь на крестном ходе тоже не редкость: греческая, польская, сербская, английская, немецкая…

Владимир Мартышин
Опубликовано: июль, 2017 г.

Цитата
Крестный ход является свидетельством живой веры народа нашего и способности во имя Божие совершать подвиг, а подвиг – это всегда нечто, что идет против наших желаний, нашего спокойствия и удовольствия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Из слова к участникам Великорецкого крестного хода 6 июня 2017 года

Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха.

Ежедневно в крестном ходе участвуют от 1500 до 2000 человек со всей России, стран ближнего (в этом году прибыл автобус из Латвии) и даже дальнего зарубежья. Всего же участников, с учетом выходящих на отдельные участки маршрута, насчитывается около 5 тыс. человек.

Крестный ход начинается в Борисо-Глебском монастыре от кельи преподобного Иринарха и движется на его родину, в село Кондаково, и к источнику, который будущий святой — тогда еще просто благочестивый юноша Илья — вырыл собственными руками и сам поставил первую часовню. За три века возведенная святым часовня не раз перестраивалась. Последний раз ее успели обновить перед революцией, в 1916 году, в честь 300-летия преставления преподобного Иринарха.

Советская эпоха оставила от часовни две каменные глыбы. Колодец засыпали мусором. Говорят, что крестные ходы верующие дерзновенно продолжали вплоть до 1920-х годов, но только в 1996 году появилась надежда восстановить многовековую традицию.

На тот момент Иринарховский источник был уже расчищен и местные жители пользовались им как простым колодцем. Обязательно брали там воду для засолки огурцов. Считали, что тогда они получаются необыкновенно вкусными.

«Когда принимали нас в гостях, приговаривали: "Пейте-пейте чай, вода у нас вкусная, особенная", — вспоминает супруга настоятеля Ильинского храма в селе Ивановском священника Феодора Божкова матушка Мария. — Конечно, тропинка там была протоптана, а место такое болотистое. Источник находится в овраге, надо было спускаться вниз. Настелили мосточки. В первую очередь поставили поклонный крест и сразу начали сооружать купальню, чтобы участники первого крестного хода могли окунуться».

В этом году крестный ход пришелся на 20-24 июля. Епископ Переславский и Угличский Феодор открыл его в Борисо-Глебском монастыре , а завершил на пятый день Литургией в Кондакове и молебном у Иринарховского колодца. На второй день крестный ход остановился на ночь в селе Ивановском, знаменитом на весь район своей школой и учителями-подвижниками. Здесь — первый восстановленный на маршруте крестного хода храм — во имя Илии Пророка.

Его настоятель — священник Феодор Божков — участник Иринарховского хода с 1999 года. Он делает акцент на особой миссии крестоходцев. Все заброшенные храмы, которые встречаются по пути, начинают потихоньку возрождаться к жизни: «Сначала там прибираются. Потом храм потихоньку приспосабливают под службу раз в год, затем постепенно ремонтируют и возрождают.

Раз в год совершается Литургия на родине преподобного Иринарха в селе Кондакове. Последние два года мы стали практиковать консервацию храмов. Своды церкви закрывают прочным легким тентом, который защищает его от внешних воздействий и дальнейшего разрушения. В таком состоянии храм может дожидаться своей очереди годами».

«Когда прокладывали маршрут первого крестного хода, учительница физкультуры Елена Николаевна Апраксина бежала впереди, — продолжает Мария Божкова. — Насельник монастыря брат Глеб нес фонарь, видел ее и шел куда нужно. Мы с девочками садились на пригорках и пересчитывали людей, чтобы сообщить на кухню, сколько еды готовить. Однажды посетовала игумену монастыря отцу Иоанну (Титову): "Батюшка, что-то мне крестный ход теперь не нравится. Раньше было 90-100 человек, так душевно, а теперь — 1500-2000 человек"! На что отец Иоанн ответил: "Тогда было душевно, а теперь — духовно"».

«Здесь вокруг единомышленники. Если в Москве вдруг мелькнет знакомое лицо с крестного хода, без стеснения подойдешь и скажешь: "Привет"! Мы радуемся друг другу, как земляки в эмиграции. В эмиграции из потерянной православной Руси. Иринарховский крестный ход — это как град Китеж, который раз в год всплывает в Борисоглебском районе», — рассказывает 34-летний Илья Бобылев, участник Иринарховского крестного хода на протяжении последних пяти лет.

Иринарховский крестный ход и впрямь самобытен, пожалуй даже демократичен. Хочешь — просто иди или читай акафисты. Хочешь — ешь ягоды, плети венки, пой православные песни, общайся с близкими по духу людьми или дыши воздухом трав и лесов. Вериги преподобного Иринарха перелагают на ходу с одного участника на другого, их дают понести даже женщинам. Многие идут в стилизованной под старину одежде — в льняных рубах, косоворотках; женщины — в сарафанах, льняных платьях, некоторые — с лентой вокруг головы вместо платка.

Священника же Феодора Божкова больше поражают добрые, одухотворенные лица людей: «Крестный ход — это всегда борьба с собой, и на очень многих лицах видна борьба с человеческой немощью и победа. Я как священник свидетельствую: для многих участие в крестном ходе — шаг к исповеди. Немало людей любят наше Отечество, красоту нашей природы, возможность увидеть которую дает Иринарховский крестный ход, но при этом мало знают о Церкви. Здесь же, идя через родные просторы, они видят добрые лица людей и понимают: в основе всего этого Бог, Церковь. Для таких людей наш крестный ход становится переломным моментом в мировоззрении».

Борисоглебский Аносин монастырь

Сайт Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря рассказал о традиционном июльском Иринарховском крестном ходе, который 19 лет назад был возрожден на Ярославской земле и в котором нынче приняли участие сестры обители. Предлагаем познакомиться с этой интересной публикацией.

22–26 июля аносинские сестры приняли участие в традиционном Иринарховском крестном ходе от Ростовского Борисоглебского монастыря в Ярославской области до колодчика прп. Иринарха Затворника, ископанного им в годы молодости на родине, у села Кондаково. В ежегодном шествии принимают участие около полутора тысяч паломников со всей Руси, обращает внимание большое количество молодежи и детей, многие идут целыми семьями. Крестный ход длится пять дней, ежедневно богомольцы проходят около 15-20 километров. Путь пролегает по живописным местам Ярославской области, от храма к храму. Из почти десятка церквей лишь три – постоянно действующие. Остальные, разоренные и заброшенные, являют печальное наследие безбожного времени. У каждого храма – остановка, молебен и панихида на кладбище. Во главе крестного хода, за хоругвями, шествуют монастырские святыни: ковчег с мощами многих угодников Божиих и любовно украшенные живыми цветами иконы уроженцев здешних мест – преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. Богомольцы по очереди несут на себе железные вериги преподобного Иринарха. Этот подвижник жил в годы смутного времени. Обладая даром прозорливости, он предсказал захват Москвы польскими интервентами и благословил князя Пожарского и гражданина Минина на сбор народного ополчения и освободительную борьбу.

Иринарховский крестный ход отличает особый праздничный дух. Каждый день начинается Божественной литургией со множеством исповедников и причастников и заканчивается торжественной полиелейной службой. Многие женщины и девушки, невзирая на тяготы дороги, а зачастую и бездорожья, идут в нарядных сарафанах и вышитых рубахах, а мужчины – в расшитых косоворотках (при этом такие искренние, чистые и светлые взоры, что и самым предвзятым критикам не назвать это маскарадом и «сарафанщиной»). Местные жители встречают хлебом-солью. На протяжении всего крестного хода вдоль процессии с кропилом, святой водой и неизменной подбадривающей улыбкой ходит организатор и вдохновитель возрождения этой народной традиции игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов). Шествие сопровождается непрерывной молитвой Иисусовой, распетой крестоходцами на особый мотив, и иными церковными песнопениями. А при виде очередного разрушенного храма, вопреки всякой человеческой логике, окрестность оглашается торжествующим возгласом «Христос Воскресе!» – и тысяча голосов подхватывает пасхальные гимны. И, будучи сопричастным всему этому, невозможно усомниться – Русь жива, и верится, что и поруганные до сих пор святыни будут воздвигнуты в прежнем благолепии.

Бывалые крестоходцы – а нынешнее шествие девятнадцатое с момента возрождения этой древней народной традиции – единогласно свидетельствуют: земля, по которой проходит крестный ход, действительно, освящается и преображается на глазах. Восстанавливаются храмы, наполняются, казалось, вымирающие села, колосятся пустовавшие в прежние годы поля, светлеют лица местных жителей. На местах разрушенных церквей, исчезнувших деревень и былых кровопролитных сражений установлены поклонные кресты. В уникальную школу «целостного развития» «глухого» села Ивановское и кадетский корпус «Ивановский спецназ» сегодня стремятся попасть ученики со всей России, а их выпускники успешно обучаются в престижных вузах. При возрожденном храме села Давыдова сложилась крепкая община, действует детский сад и интернат для подростков, основан Центр традиционной культуры, организован православный лагерь для детей-инвалидов с особенностями развития и их родителей. А центр и источник вдохновения этого оазиса в Ярославской глубинке – Борисоглебский, что на Устье, монастырь, под духовное окормление которого перебираются даже и успешные москвичи. С их участием и при самом монастыре действуют школа духовно-нравственного воспитания «Славяне» и спортивный клуб «Борисоглебская Застава» – неизменные помощники в организации крестного хода.

Преображает крестный ход и судьбы самих его участников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дружные многодетные семьи, сообща отважно и радостно преодолевающие препятствия пути – вместе с беременными мамочками, грудничками в переносках, колясками, в том числе и многоместными – многие из этих русских семей зародились именно здесь, на Иринарховском крестном ходе, ставшем неотъемлемой частью их жизни.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организационных моментах. Крестоходцы обеспечены двухразовым горячим сытным питанием, благодаря следующей за процессией полевой кухне. Также сопровождает шествие бригада медработников в карете скорой помощи. Ночевки организуются у храмов (в том числе, заброшенных), в которых совершается вечернее богослужение, а на утро – Литургия. Большинство богомольцев располагаются в собственных палатках, разбито также несколько многоместных армейских палаток, а некоторые паломники предпочитают провести ночь под кровлей храма. В Ивановском путников радушно приняла местная школа. Естественно, туристическое снаряжение довольно громоздко, однако нужды нести его на себе нет: покидая стоянку, можно сдать тяжелый рюкзак в грузовую машину и идти налегке. То, что некоторые предпочитают не расставаться со своим грузом, кажется, продиктовано скорее благочестивым желанием потрудиться, нежели действительной необходимостью.

В следующем году исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Иринарха. Крестный ход, который, с Божией помощью, состоится в этот юбилейный год, будет двадцатым с момента возрождения.

31.08.2015

31.08.2015

В последнее воскресенье июля Иринарховский крестный ход завершается молебном у источника Преподобного в селе Кондаково. За 5 дней пути участники крестного хода прошли около 70 километров от келии преподобного Иринарха Затворника в Борисоглебском монастыре до села, в котором родился святой подвижник, где он своими руками ископал колодчик.Стараниями игумена Борисоглебского монастыря отца Иоанна с братией традиция крестного хода восстановлена в 1997 году после длительного перерыва почти в 80 лет. Сегодня в крестном ходу принимает участие порядка 3000 человек. В 2015 году крестный ход проходил с 22 по 26 июля.

Борисоглебский монастырь, третий (после Троице - Сергиевой Лавры и Андроникова монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, был создан в 1363 году, когда Русь собиралась с силами для освобождения от татарского ига. Божий Промысел уготовил этой обители великое предназначение в судьбах России. В XIX веке в своих трудах по истории Земли Русской А. Нечволодов и И. Забелин писали: «На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой».


Предание говорит, что пришел из Новгородской земли в это пустынное тогда место преподобный Феодор и прожил три года отшельником. Потом пришел к нему брат по иночеству по имени Павел. Преподобный принял его с радостью, и отцы-пустынники решили поставить здесь святую обитель. Однажды, когда они были в Ростове, сюда из своей радонежской глуши пришел смиренный Троицкий игумен Сергий. Это была великая радость для Феодора и Павла: они восприняли приход великого старца в Ростов как благодатный знак, которого они ждали. Они умолили преподобного благословить место будущей обители.

Преподобный Сергий внял просьбам и обошел с ними всю округу. На том месте, где теперь находится собор Бориса и Глеба, он простоял на молитве три дня. Окончив молитву, он взял свой деревянный крест и благословил монахов-отшельников - первостроителей и первых игуменов и при этом сказал: «Призрит Господь Бог и Пресвятая Богородица на место сие и великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб да в помощь вам будут, и место сие вельми возградится и превозносимо будет над большими лаврами». С этого благословения и началась Борисоглебская обитель. Крест преподобного Сергия хранился в обители вплоть до ее закрытия в XX веке. Драгоценная святыня, благословение Радонежского игумена, сохранилась до наших дней, но пока еще находится в музее. (

Преподобные Феодор и Павел принялись за работу, стали очищать это место от леса, чтобы поставить деревянный храм. Однажды, устав от трудов, они прилегли отдохнуть. Им обоим одновременно в тонком сне явились «два светлых воина, вооруженных и облаченных в царские багряные одежды, и сказали: «Трудитесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступно будем помогать вам и тем, кто будет после вас строить место сие». Один из них назвался Романом, другой - Давидом. Это и были святые страстотерпцы Борис и Глеб (во святом крещении Роман и Давид), которых призвал преподобный Сергий Радонежский в своих молитвах. Вскоре храм был построен, и в нем стала совершаться служба Божия.

Слава о подвижниках пошла по окрестностям. Множество людей, ищущих иноческой жизни, стали приходить на помощь преподобным Феодору и Павлу. По преданию, среди них был и герой Куликовской битвы преподобный Александр Пересвет, он на этом месте принял монашеский постриг, а в Лавре преподобный Сергий постриг его в схиму.

При строителе Варлааме в обитель вернулся преподобный Иринарх, которому предстояло сыграть исключительную роль в преодолении Смуты и освобождении России от иноземных интервентов. Благословение на затворничество преподобному Иринарху игумен Варлаам дал в 1587-1588 годах.

Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху. О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков - затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего Отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя - Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх. В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников.

Затворившись в маленькой, убогой келии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных.

Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись. Когда пришла Смута, преподобный прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов.


Горячо молился преподобный Господу об избавлении Отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города.

Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.

Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», - сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел трогать обитель.

Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.

По преставлении преподобного в 1617 году совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг.

В лесной чаще неподалеку от села Кондаково есть святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Крестный ход продолжался целую неделю. Монастырская братия и многочисленные паломники шли от храма к храму: Литургия, молебен, лития - и дальше, к следующему храму, с остановками на ночлег. Известно, что уже тогда люди съезжались сюда со всех концов Русской земли. В крестном ходе участвовали и люди, «известные в государстве». Эта благочестивая традиция была прервана после революции.


В начале XX века монастырь имел устойчивое хозяйственное положение, славился строгой жизнью насельников, был любим церковным начальством и паломниками. В обители совершали богослужения святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и священномученик Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский. Последним крупным событием в жизни обители перед потрясениями 1917 года было празднование 300-летия преставления преподобного Иринарха в 1916 году.

С 1928 года в Благовещенской церкви монастыря располагались различные отделы Ростовского музея, а в остальных помещениях обители размещались госбанк и архив (настоятельские покои), общежитие милиции, кондитерское производство (братский корпус), колбасное производство (подклет Благовещенской церкви), склад зерна (Сергиевская церковь), гаражи райпотребсоюза (в Святых воротах), на паперти собора соорудили электростанцию. Территория монастыря была заброшена, развалены могильные памятники.
В 1970 году архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря стал филиалом Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника.

Собор Бориса и Глеба был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году и вначале действовал как приходской храм. В 1994 году в Борисоглебском монастыре возродилась монашеская жизнь, первая Божественная литургия в возрожденном монастыре была совершена в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери и памяти первостроителей и основателей обители Феодора и Павла - 4 ноября 1994 года. Святые мощи преподобных Феодора и Павла пребывают в Борисоглебском соборе под спудом. Над ними сохранились богато украшенные резьбой рака и сень. Мощи преподобного Иринарха находятся под спудом в Ильинском приделе собора. На этом месте устроена новая дубовая резная рака и положена вышитая золотом пелена.

Много сил приложил игумен Иоанн (Титов) с братией, чтобы возродить духовную жизнь в округе, восстановить почитание Борисоглебских подвижников, и в первую очередь преподобного Иринарха. Постепенно восстанавливается древняя обитель, возрождаются храмы во всей Борисоглебской земле. Восстанавливается женский монастырь Живоначальной Троицы на Бору в двух километрах от Борисоглебского монастыря, который раньше был приписным к обители. В 1930-х годах в здании храма разместились столовая и клуб дома отдыха «III Интернационал». Часть плит древнего кладбища пошла на фундаменты строящихся домов. У храма из могильных плит была выложена танцплощадка для отдыхавших в санатории партийных и советских работников. Троицкий храм сгорел в 1942 году, позднее его разобрали по кирпичу местные жители, уцелела только алтарная часть.

В 1997 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея ( 2005), впервые после долгого перерыва состоялся Иринарховский крестный ход, в котором приняло участие порядка 150 человек. Первый крестный ход был однодневным, часть пути проехали на автобусах, часть прошли. Сегодня крестный ход длится пять дней, паломники проходят расстояние в 70 километров с остановками на ночлег у восстанавливающихся храмов. Несколько дней участники крестного хода идут в окружении дивной русской природы, многие надевают на ход красивые русские сарафаны и косоворотки. В ходе принимают участие люди всех возрастов, многие идут целыми семьями, очень много детей и молодежи. Участники проходят путь с молитвой, стараются заботиться друг о друге, радуются живому общению во время привалов. Каждый день совершается Божественная литургия, у каждого храма на пути следования крестного хода служат молебны, на погостах литии, паломники по очереди надевают на себя вериги преподобного.

Для жителей селений, через которые идет крестный ход, день встречи крестного хода - это праздник, и ждут его целый год. Как в праздник, надевают лучшую одежду. Всем селением готовится угощение, накрываются столы. Равнодушных нет, у каждого дома стоят люди - встречают, провожают, крестятся, узнают знакомые лица, радуются встрече…

Иринарховский крестный ход оказал влияние на жизни многих людей. Многие встретили здесь свою половину, своего суженого или суженую, обрели здесь верных друзей, укрепились в вере, получили ответы на важные вопросы, разрешили сложные жизненные ситуации, исцелились… Для многих крестный ход стал неотъемлемой частью жизни, важным ежегодным событием. С окончанием каждого крестного хода люди ждут следующего года, чтобы снова пройти этот удивительный и интересный путь от Борисоглебского монастыря до колодчика преподобного Иринарха.

Иринарховский Крестный ход - это особое пространство, в котором можно увидеть образ Святой Руси.










Loading...Loading...