Иван ильин: биография жизнь идеи философия: ильин. Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия Иван алек сан дро вич ильин

Иван Ильин - провозвестник грядущей России

Ильин Иван Александрович (28.03/10.04.1883, Москва, Россия — 21.12.1954, Цюрих, Швейцария) — выдающийся русский религиозный философ, национальный мыслитель, ученый-правовед и государствовед, яркий публицист и оратор, редкий по красоте языка писатель и литературный критик.

И.А. Ильин в кабинете у стола с лампой. Источник: Научная библиотека МГУ

Род Ильиных

Он родился в Москве, в доме Байдакова на Плющихе, в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина (1851-1921) и Екатерины Юльевны Ильиной (1858-1942). Его прадед Иван Ильич Ильин служил при императоре Павле I коллежским советником, в 1796 году ему был пожалован диплом на дворянское достоинство. Дед философа Иван Иванович Ильин (1799-1865) — военный инженер-строитель, полковник, возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом и получил титул «Майор от ворот Большого Кремлевского дворца». В Кремле жила семья деда; там же родился и отец философа — Александр Иванович Ильин, крестным которого был император Александр II. Дед по материнской линии — надворный советник Юлиус Швейкерт фон Штадион (1805-1876), немецкий медик, в 1832 году переселившийся в Россию, позже стал главным врачом Императорского Вдовьего дома и почетным гражданином императорской России. Его дочь Каролина Луиза Швейкерт, лютеранка по вероисповеданию, приняла православие, когда венчалась с Александром Ивановичем Ильиным в 1880 году в Христорождественской церкви села Быково и стала именоваться Екатериной Юльевной Ильиной. Она родила пятерых сыновей — Алексея, Александра, Иоанна (Ивана), Иулия и Игоря. Маленького Иоанна крестили 22 апреля 1883 года в Богородице-Рождественской за Смоленскими воротами церкви.

Годы учебы

Иван Ильин учился в знаменитой Московской 1-й классической гимназии и окончил ее в 1901 году с золотой медалью, что дало ему право поступления без экзаменов на юридический факультет Императорского Московского университета. Здесь у него сложился глубокий интерес к философии; его научным руководителем был известный правовед, профессор Павел Иванович Новгородцев, который в 1906 году оставил Ильина в университете для приготовления к профессорскому званию.

Семейная жизнь

27 августа 1906 года Иван Ильин венчался с выпускницей Высших женских курсов Наталией Вокач (1882-1963), дочерью Николая Антоновича Вокача (1857-1905) и Марии Андреевны Муромцевой (1856-?). Она была племянницей председателя Первой Государственной думы Сергея Муромцева и двоюродной сестрой жены Ивана Бунина Веры Муромцевой. Ее научные интересы лежали в области философии, искусствоведения, истории; она была духовно близка мужу, с которым прожила долгую жизнь. Детей у них не было, и после смерти Ивана Александровича Наталия Николаевна передала его архив и наследие близким друзьям и ученикам, которые 21 декабря 1956 года создали «Содружество имени профессора Ивана Александровича Ильина».

Становление философа

В 1909 году Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и после двух пробных лекций был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права своего родного университета. В 1910 году он начал читать свой первый курс в Московском университете, тогда же стал членом Московского психологического общества; в «Вопросах философии и психологии» опубликовал свою первую научную работу «Понятия права и силы». В конце года он вместе с женой поехал за границу в научную командировку и провел там два года в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена и Парижа. С лета 1911-го он год слушал лекции основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (Геттинген) и часто общался с ним, постигая его феноменологический метод, сущность которого, по выражению самого Ильина, состояла в следующем:

Анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета.

Вернувшись в Москву в 1912 году, он читал лекции в университете, применяя этот метод, получивший позже название «метод феноменологической редукции». С 1913 года он проживал с супругой в Крестовоздвиженском переулке, 2, кв. 36, — отныне постоянном его местожительстве вплоть до высылки его из Советской России в 1922 году.

Великая война с Германией 1914 года вызвала в России патриотический подъем, Ильин не только проникся им, но сыграл немаловажную роль в его упрочении. В этот период появились две работы Ильина: «Основное нравственное противоречие войны» и «Духовный смысл войны», которые стали лучшими страницами русской нравственной философии; без них невозможно правильное понимание важной и во многом трудной его книги «О сопротивлении злу силою». В них, как в коде, заложены идеи будущих его работ, касающиеся предметов, за «которые стоит жить, бороться и умереть», — это лейтмотив, пронизывающий все последующие творения Ильина. Здесь впервые и пророчески говорилось о добровольчестве, потом эта тема перешла в «Белую идею», и не только в военно-историческом смысле, но в более широком понимании: тысячелетнего государственного строительства России. Кроме того, это были смелые строки о трудной и деликатной проблеме войны.

Высылка из большевистской России

Февральская революция 1917 года поставила перед Ильиным серьезнейшую проблему: сокрушился государственный строй его Родины, он — ученый-юрист, каково его отношение ко всему происходящему? Ильин решал эту труднейшую задачу в духе Сократа: он не пытался уклоняться от бед и невзгод, которые обрушились на его страну и народ, он глубоко анализировал положение, все свои знания применял для достойного выхода из сложившейся ситуации: из кабинетного ученого он превращается в активного политика, борца и идеолога правого дела. Октябрьский переворот он воспринял как катастрофу и активно включился в борьбу с незаконным режимом; его пламенная статья «Ушедшим победителям» в газете «Русские ведомости» вышла через три недели после переворота и была прямым обвинением большевиков и провидением их исторической гибели. В это время он создает свое оригинальное русское Учение о Правосознании.

В 1918 году его трижды подвергали аресту и содержали в застенках ВЧК в общей сложности около двух месяцев. Он проходил по «делу № 93 американского гражданина Бари В.А., штабс-капитана Кривошеина В.В., Халафова К.М., приват-доцента Ильина И.А. и др.», обвинявшихся в принадлежности к контрреволюционной организации, именуемой «Добровольческая армия».

19 мая 1918 года его отпустили на время для защиты магистерской диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая была столь безукоризненна, что факультет единогласно присудил ему сразу две степени: магистра и доктора государственных наук, а осенью он получил в университете звание профессора. Его известность помогла избежать наказания по делу «Добровольческой армии», и он был оправдан за недостаточностью доказательств и амнистирован. 24 августа 1918 года к Ленину обратился с письмом профессор Алексей Иванович Яковлев — сын известного чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, друга семьи Ульяновых, хлопотавшего в свое время за Александра Ульянова, — в котором просил прекратить дело Ильина, что существенно повлияло на ход процесса.

Еще три раза Ильин подвергался аресту органами ЧК и ОГПУ (в 1919, 1920 и 1922 году), окончательно ему было предъявлено обвинение в том, что он

…с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в моменты внешних затруднений для РСФСР свою контрреволюционную деятельность усиливал, то есть в преступлении, предусмотренном статьей 57 Уголовного кодекса РСФСР.

29 сентября 1922 года Ильин вместе с другими учеными, философами и литераторами был выслан в Германию на пароходе «Обер-бургомистр Хакен». В Советской России шла кампания по высылке лучших людей за границу.

Жизнь в Германии. Преследование со стороны нацистов

По прибытии в Берлин в начале октября 1922 года Ильин немедленно связался с генералом Алексеем фон Лампе, представителем барона Врангеля, и стал аналитиком, помощником генерала Врангеля и идеологом Русского Обще-Воинского союза. (Позже фон Лампе организует выпуск 216 знаменитых ильинских бюллетеней «Наши задачи», которые рассылались по всему миру для единомышленников.)

В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого Ильин произнес актуальную речь «Проблемы современного правосознания». Ильин стал профессором этого института, прочел ряд курсов: энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, сущность правосознания и др. — на двух языках, русском и немецком.

В 1923-1924 годах он был деканом юридического факультета РНИ, в 1924 году был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В этом же 1926 году выходит в свет его знаменитая брошюра-призыв «Родина и мы» — героическая песнь Белой армии и Белому движению.

С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Пророческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Россию» и др. Особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлекла книга Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою», которая остается актуальной до настоящего времени.

После прихода к власти Гитлера в 1933 году у Ильина назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. Представитель Геббельса Эрт, следуя общей политике немецкого правительства, потребовал от профессоров Русского научного института, чтобы они включились в антиеврейскую пропаганду и выступали в этом направлении перед студентами. Ильин отказался следовать этим указаниям, и в 1934 году был уволен из университета. В 1938 году Гестапо наложило арест на его печатные труды и запретило ему публичные выступления.

Жизнь в Швейцарии

Лишившись источника к существованию, Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию, где Ильины поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. С помощью друзей и знакомых, в частности Сергея Рахманинова, он в третий раз стал заново налаживать свою жизнь.

Так как власти Швейцарии запретили Ильину заниматься политической деятельностью, он сосредоточился на литературной работе, часто выступал с лекциями о русской культуре в различных швейцарских аудиториях, что давало ему небольшой заработок.

Однажды после одного его выступления к нему подошла слушательница, Шарлотта Барейсс, и спросила, не пишет ли он книги на темы, о которых рассказывает на своих лекциях. Он ответил, что для издания книг у него нет материальных возможностей. Позже она, будучи состоятельной швейцарской женщиной, предложила Ильину свою меценатскую помощь. Она сняла Ильиным квартиру на Цолликерштрассе, 33, и обеспечивала ежемесячным пособием в размере 500 франков для издания его рукописей. С ее помощью Ильин издал на немецком языке несколько блестящих книг: «Сущность и своеобразие русской культуры», «Вечные основы жизни», трехтомник «Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований», книгу «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге» и свое фундаментальное исследование на русском языке «Аксиомы религиозного опыта».

Кончина и возвращение в Россию

Всю свою жизнь Ильин болел — часто и много. К болезням он относился с христианским мужеством и считал их перстом Божиим; умер он в больнице города Цолликон утром за одну секунду, сидя на стуле около своей постели во время одевания. Это была «непостыдная и мирная кончина». Его вдова и друзья сделали все, чтобы его неопубликованные труды увидели свет, а его большой и ценный архив сохранился: профессор Николай Петрович Полторацкий (1921-1990) по предложению «Содружества…» в 1966 году перевез архив Ивана Ильина на хранение в Мичиганский университет, город Ист-Лансинг, США. Госпожа Барейсс поставила на могиле философа памятник с эпитафией, составленной на немецком языке самим Ильиным, а в русском переводе звучащем приблизительно так:

Все прочувствовано
Так много выстрадано
С любовью созерцаемо
Немало прегрешений
И мало понято
Спасибо Тебе, вечная Доброта!

Шарлотта Барейсс поддерживала Наталию Николаевну до самой ее смерти, 30 марта 1963 года, похоронила ее и, как бы исполнив последний долг, вскоре скончалась сама.

Останки Ивана Александровича Ильина и его супруги Наталии Николаевны Ильиной были перенесены из Цолликона в Москву, на государственном и церковном уровне были перезахоронены в некрополе Донского монастыря 3 октября 2005 года; архив философа был возвращен в его родной университет в 2006 году. Всем этим культурным акциям содействовала вдова профессора Полторацкого Тамара Михайловна (1921-2016), передавшая все необходимые для этого юридические права доктору физико-математических наук Юрию Трофимовичу Лисице — составителю и комментатору 30-томного Собрания сочинений Ивана Александровича Ильина (Москва, 1993-2015).

Ю.Т. Лисица, профессор ПСТГУ

Биография

По материалам Ю. Т. Лисицы, А. В. Репникова

Иван Александрович Ильин родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жены его Екатерины Юльевны Швейкерт. Жили Ильины на углу Ружейного переулка и Плющихи. Родители будущего философа были образованными, религиозными людьми и стремились дать сыну хорошее воспитание.

Учился Ильин сначала пять лет в Пятой Московской гимназии, а затем три года в Первой Московской гимназии, среди питомцев которой были Тихонравов, Вл. Соловьёв, Милюков. По воспоминаниям одноклассника, Ильин был «светлый блондин, почти рыжий, сухопарый и длинноногий; он отлично учился… но, кроме громкого голоса и широкой непринуждённой жестикуляции, он в те время как будто ничем не был замечателен. Даже товарищи его не предполагали, что его специальностью может стать и стала - философия» [Вишняк М., «Дань Прошлому», стр. 40. Нью-Йорк, 1954] . В 1901 году он закончил гимназию с золотой медалью, получив прекрасное классическое образование, в частности знание нескольких языков: церковнославянского, латинского и греческого, французского и немецкого. 15 июля 1901 года Ильин подал прошение ректору Московского университета о зачислении его на юридический факультет, такую возможность давал ему блестящий аттестат. В университете он получил фундаментальную подготовку по праву, которое изучал под руководством выдающегося философа-правоведа П. И. Новгородцева.

Здесь же у него сложился глубокий интерес к философии. Об этом свидетельствуют его кандидатские сочинения об идеальном государстве Платона и об учении Канта о «вещи в себе» в теории познания, а также шесть сочинений, которые он подал в период 1906-1909 годов, - «О „Наукоучении“ Фихте Старшего издания 1794 года», «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идея конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо», «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei», «Проблема метода в современной юриспруденции».

По окончании университета Ильин был удостоен диплома первой степени, а в сентябре 1906 года на заседании юридического факультета по предложению князя Е. Н. Трубецкого он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. [ЦГИА г. Москвы, фонд 418, опись 463, дело 36, лист 119]

В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, которая была духовно близка ему (она занималась философией, искусствоведением, историей) и разделяла с ним все невзгоды его жизни.

В 1909 году Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и после пробных лекций был утверждён в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. С 1910 года он стал членом Московского психологического общества; в «Вопросах философии и психологии» вышла первая научная работа «Понятия права и силы».

В конце года вместе с женой Ильин уезжает в научную командировку и проводит в Германии, Италии и Франции два года. Он работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Гёттингена, Парижа, выступает с докладами на семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Д. Нельсона, Э. Гуссерля (в общении с которым Ильин постигал феноменологический метод); в Берлинском университете готовит диссертацию о философии Гегеля.

Работая над диссертацией, Ильин далеко выходил за рамки обычных требований к такого рода текстам. «Не хочется подходить к ней, - писал он, - как к академическому испытанию и отодвигать на второй план её научно-творческий характер. Хочется, чтобы она была Leistung [строго, основательно выполненная работа (нем.)] , а не смазанная магистерская компиляция. Мечтаю издать её потом по-немецки; ибо знаю хорошо, что она так же, как и моя последняя работа о Фихте, - никому не будет нужна в России. А в Германии, может быть, кому-нибудь и сгодится. Главное стремление моё - обуздать в работе формально-методологический, всё разлагающий и распыляющий в анализе подход, который мне лёгок и свойственен, и сделать то, что труднее и важнее: дать синтетически построяющее вскрытие». [Письмо к Л. Я. Гуревич от 13 августа 1911 года - ЦГАЛИ, фонд 131, опись 1, ед. хр. 131, лист 2-4]

По возвращении в Москву Ильин продолжает работу в университете. Начинают выходить его философские работы: «Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма» (1911), «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «Шлейермахер и его „Речи о религии“» (1912), «О любезности. Социально-психологический опыт» (1912), «О возрождении гегелианства» (1912), «Философия Фихте как религия совести» (1914), «Основное нравственное противоречие войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915), «Философия как духовное делание» (1915), «Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве» (1915). Были опубликованы также шесть больших статей о философии Гегеля, вошедшие потом в знаменитую двухтомную монографию, изданную в 1918 году и ставшую его диссертацией («Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»), которую он блестяще защитил, получив при этом сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

Февральская революция 1917 года поставила перед Ильиным серьёзную проблему, рухнул государственный строй его Родины; он - учёный-юрист; каково его отношение ко всему происходящему? Ильин определяет его в пяти небольших, но важных брошюрах, опубликованных между двумя революциями семнадцатого года в издании «Народное право».

В них сформулированы его взгляды на основы правового государства, на пути преодоления революции как временного общественного беспорядка в стремлении к новому, справедливому социальному строю. «Всякий порядок жизни, - пишет он, - имеет известные недостатки, и, по общему правилу, устранение этих недостатков достигается посредством отмены неудовлетворительных правовых норм и установления других, лучших. Каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность: совершенствовать законы по закону, т. е. улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка. Правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию.» [«Порядок или беспорядок?», Изд-во «Народное право», серия «Задачи момента», № 3, стр. 4-5, Москва, 1917]

После октябрьской революции Ильин читает лекции на юридическом факультете Московского университета и в других высших учебных заведениях Москвы. Он активно противостоит официальной политике, отстаивает принципы академической свободы, подвергавшиеся в те годы попранию. Его позиция была чётко определена; позже он писал: «Уходят ли от постели больной матери? Да ещё с чувством виновности в её болезни? Да, уходят - разве только за врачом и лекарством. Но, уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у её изголовья. И вот - у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идёт к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте». [«Очерки внутренней России», «Новое время», 25 октября 1925, № 1348]

В этой трагической обстановке И. А. Ильин продолжает работать: пишет «Учение о правосознании» [Впервые опубликовано после его смерти под названием «О сущности правосознания», Мюнхен, 1956] , становится председателем Московского Психологического общества (он был избран в 1921 году на место скончавшегося Л. М. Лопатина), продолжает публичные выступления. Последнее из них состоялось весной 1922 года на общем собрании Московского Юридического общества, где обсуждались основные задачи правоведения в России в свете революции 1917 года, последовавшей за ней гражданской войны и победы большевиков. Ильин считал, что правильно сформулировать задачи русского правоведения могут те, кто от начала и до конца наблюдая этот исторический процесс на месте, - те, кто видел «и старое со всеми его недугами и во всей его государственной силе, и безмерное испытание войны, и упадок инстинкта национального самосохранения, и неистовство аграрного и имущественного передела, и деспотию интернационалистов, и трёхлетнюю гражданскую войну, и психоз жадности, и безволие лени, и хозяйственную опустошённость коммунизма, и разрушение национальной школы, и террор, и голод, и людоедство, и смерть… Конечно, опыт, полученный нами, не есть просто опыт правовой и политический: он глубже - до уровня нравственного и религиозного; он шире - до объёма хозяйственного, исторического и духовного вообще». [«Основные задачи правоведения в России», - «Русская мысль». Книга VIII - II, стр. 162-188. Прага, декабрь 1992]

В апреле 1918 года И. А. Ильин был впервые арестован по подозрению в участии в организации «Добровольческая армия», но вскоре он был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие учёные даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В качестве оппонентов на защите выступили Е. Н. Трубецкой и П. И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и учёный совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

Шесть раз большевики подвергали Ильина аресту, дважды его судили (30 ноября 1918 года на Президиуме Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией и 28 декабря 1918 года в Московском Революционном Трибунале [Центральный архив КГБ СССР, дело № 1315, архив Р-22082, лист 7; дело № 193, архив Н-191, листы 314-320] ), и оба раза он был оправдан за недостаточностью обвинения и амнистирован. 4 сентября 1922 года Ильин был арестован в последний раз, допрошен, немедленно судим и приговорён к смертной казни, заменённой высылкой. Обвинение гласило, что он «с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности» [Центральный архив КГБ СССР, дело № 15778, архив Н-1554, лист 15] . Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать всё его имущество.

26 сентября Ильин и его жена вместе с большой группой высылаемых за границу учёных, философов и литераторов отплыли из Петрограда в Штеттин, в Германию. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П. Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что „нельзя было выехать“, а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своём основном массиве - там; там она болеет, там же находит и найдёт пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только - оторванные и выброшенные».

В Берлине начался новый этап жизни Ильина, длившийся 16 лет. Вместе с другими русскими эмигрантами он включился в работу по организации Религиозно-философской академии, философского общества и журнала при ней. В январе 1923 года в Берлине на открытии Русского Научного Института Ильин произнёс речь, изданную позже отдельной брошюрой («Проблема современного правосознания»). Он стал профессором этого института, читал в нём курсы энциклопедии права, истории этических учений, введения в философию и в эстетику на русском и немецком языках. В 1923-1924 годах он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 году избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Разнообразны его лекции о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др., с которыми он в 1926-1938 годах около 200 раз выступал в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии, продемонстрировав способности замечательного оратора. Но центральное место в жизни Ильина занимали тесно связанные между собой политика и философское творчество. Он входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактируемой П. Б. Струве, активно публиковался в «Русском инвалиде», «Новом времени», «Новом пути», «России и славянстве», «России» и других эмигрантских изданиях. В 1927-1930 годах Ильин был редактором-издателем журнала «Русский колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России» (вышло 9 номеров). Он участвовал в работе Российского Зарубежного съезда весной 1926 года, поддерживал тесную связь с Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС), принимал участие в Сент-Жюльенском съезде, организованном в 1930 году Русской Секцией Международной Лиги борьбы с III Интернационалом. Несмотря на то, что Ильин был одним из идеологов Белого движения и активно включился в политическую жизнь, в своей политической философии он основывался на принципах вне- и надпартийности, в частности никогда не был членом ни одной политической партии или организации.

С 1925 года за рубежом начинают выходить его крупные философские работы: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1925), «О сопротивлении злу силою» (1925) (вызвавшая широкий отклик к шумную полемику как на Западе, так и в России), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы художества. О совершенном в искусстве» (1937). Он заканчивает книгу «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелёв», но не нашёл для неё издателя (она вышла только в 1959 году). Выходят в свет его знаменитые брошюры: «Родина и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931), «О России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937), «Основы христианской культуры» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Кризис безбожия» (1951) и др.

Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма. В 1934 году (через полгода после прихода Гитлера к власти) за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность. В 1938 году гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Лишившись источника существования, под угрозой ареста и заключения в концлагерь Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию. И хотя на его выезд был наложен запрет, несколько счастливых случайностей (в чём он усматривал промысел Божий) помогли ему получить визы для себя и своей жены, и в июле 1938 года Ильины уехали в Цюрих. В Швейцарии они обосновались в пригороде Цюриха Цолликоне, где с помощью друзей и знакомых, в частности, С. В. Рахманинова, Ильин в третий раз попытался наладить свою жизнь.

В Швейцарии Ильину была запрещена политическая деятельность, поэтому 215 выпусков бюллетеней заочных чтений, только для единомышленников, которые в течение шести лет он писал для РОВСа, - пришлось не подписывать. После его смерти эти политические статьи были изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом в двухтомнике «Наши задачи» (1956). В конце жизни Ивану Александровичу удалось закончить и издать произведение, над которым он работал более 33 лет, - «Аксиомы религиозного опыта» (1953), два тома исследований по религиозной антологии с обширными литературными добавлениями.

Выходят в свет его многочисленные работы на немецком языке. Среди них следует отметить триптих философско-художественной прозы - сочинения, связанные единым внутренним содержанием и замыслом:
1. «Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung» (Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий),
2. «Das verschollene Herz. Ein Buch stiller Betrachtungen» (Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний) (1943),
3. «Blick in die Ferne. Ein Buch der Einsichten und der Hoffnungen» (Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований) (1945).

«Эти три книги, - писал его ученик Р. М. Зиле, - представляют собой совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философических эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углублённых наблюдений на самые разнообразные темы, но проникнутые одним единым творческим писательским актом - «ВО ВСЁМ ВИДЕТЬ И ПОКАЗАТЬ БОЖИЙ ЛУЧ». [Ильин И. А., «Наши задачи», том II, стр. 655. Париж, 1956]

Русским вариантам этих книг Ильин дал иные названия:
1. «Огни жизни. Книга утешений»,
2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», и
3. «О грядущей русской культуре».

Вторую книгу он полностью закончил, работал над третьей, но издателей при жизни не нашёл - «Поющее сердце» издала его жена только в 1958 году. Заканчивал Ильин и книгу «О монархии», готовил к изданию «Путь к очевидности», приводил в порядок другие работы, но после частых и продолжительных болезней 21 декабря 1954 года он умер, не успев закончить задуманного. Наталия Николаевна, пережившая его на восемь лет, и позже исследователь его творчества Н. П. Полторацкий сделали очень много для издания новых и переиздания старых трудов замечательного русского философа.

Похоронен Иван Александрович в Цолликоне под Цюрихом. На плите, стоящей на могиле Ильина и его жены (она умерла 30 марта 1963 года), высечена эпитафия:

(Перевод с нем. А. В. Михайлова)

Жизнь философа была тернистой, но светлой. «Его философский путь был труден. Его жизненный путь, вероятно, ещё труднее. И мне кажется, что верной своей спутнице Наталии Николаевне Ильиной на горький вопрос: „долго ли ещё маяться?“, он мог ответить как неистовый Аввакум: „до самой смерти, матушка!“» [Редлих Р., «Памяти И. А. Ильина», «Посев», № 3, стр. 454. Мюнхен, 1955] . Ильин переносил удары судьбы стойко и подвижнически, сохраняя любовь к России и веру в её возрождение.

3 октября 2005 года, согласно завещанию покойных, останки Ивана Александровича Ильина, его супруги Натальи Николаевны, а также генерала Антона Ивановича Деникина и его супруги Ксении Васильевны были с почестями перезахоронены на кладбище Донского монастыря в Москве.

Иван Александрович Ильин

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935, 1962), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Аксиомы религиозного опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи" (т. 1-2, 1956).

ИЛЬИН Иван Александрович (28.03..1883-21.12.1954), философ, мыслитель, ученый правовед, государственный публицист и литературный критик.

По отцовской и материнской линии Иван Александрович Ильин происходил из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой своему Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Прадед - Иван Ильич Ильин (1768-?) служил при имп. Павле I коллежским советником, 25 апр. 1796 ему был пожалован Диплом на дворянское достоинство; вышел в отставку в чине действительного статского советника. Оставил после себя небольшую рукописную книгу в изящном кожаном переплете: «Катехизис. Сыну моему Ивану Ивановичу Ильину мое родительское благословение», датированную 16 сент. 1814 (С.-Петербург), в которой изложил свои взгляды на воспитание детей в семье в духе Православия, патриотизма и служения Богу, царю и отечеству, что, как оказалось, сильно повлияло на весь род Ильиных.

Дед философа - Иван Иванович Ильин (1799-1865) - военный. После увольнения с военной службы в 1924 в чине поручика артиллерии был определен для исполнения различных поручений при воронежском, орловском, рязанском, тамбовском и тульском генерал-губернаторе А. Д. Балашове. Позже И. И. Ильин был прикомандирован к рязанскому гражданскому губернатору, затем состоял в должности частного пристава, а в мае 1826 уволен в отставку. Продолжил свою деятельность уже в Москве как инженер-строитель, полковник, кавалер ордена св. Владимира IV степени. Он возводил Большой Кремлевский дворец (1839-49), затем стал его смотрителем и комендантом, носил дарованный ему имп. Александром II титул «Майор от ворот Большого Кремлевского дворца» (титул угас вместе со смертью деда). В Кремле жила и вся семья деда, там же родился и отец Ильина - Александр Иванович, крестным которого был имп. Александр II.

Отец философа - Александр Иванович Ильин (1851-1921) - выпускник юридического факультета Московского Императорского университета, губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты, с 1885 унаследовал земельные владения в Больших Полянах. Придерживаясь учения Л. Н. Толстого, он в жизни был человеком очень добрым, чутким, оказывал всяческую помощь своим родным и близким. Мать Ильина Каролина Луиза Швейкерт (1858-1942) по происхождению немка. Приняла Православие после венчания в 1880 в Христорождественской церкви с. Быково Бронницкого у. Московской губ. с Александром Ивановичем и стала Екатериной Юльевной Ильиной.

Будущий философ родился в Москве 28 марта (по ст. ст.) 1883. Он был третьим сыном четы Ильиных; его старшими братьями были Алексей (1880-1913) и Александр (1882-?), младшими - Иулий (1889-1901) и Игорь (1892-1937).

Маленького Иоанна крестили 22 апр. 1883 в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами. Ильины в это время жили недалеко от нее - на углу Ружейного пер. и Плющихи в доме почетного гражданина г. Москвы купца Байдакова. Родители будущего философа были образованными и религиозными людьми и стремились дать детям хорошее воспитание и образование. Иван окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию, среди питомцев которой следует назвать Н. С. Тихонравова, Вл. С. Соловьева, П. Н. Милюкова, а в 1901, как и все его братья, пошел по стопам отца и поступил на юридический факультет Московского Императорского университета. Здесь он получил фундаментальную подготовку по праву; здесь же у него сложился глубокий интерес к философии. Более других его заинтересовал курс «Энциклопедия права» П. И. Ноегородцееа «как своего рода понятное введение в философию идеализма». На втором курсе Ильин заболел бронхитом и уехал лечиться на 3 мес. к родителям в д. Большие Поляны. Он взял с собой «Историю древней философии» Вильденбанда, курс Новгородцева и «Диалоги» Платона (подлинники с параллельными переводами Карпова). По его словам, «к весне Платон был им изучен и полюблен». На экзамене по истории философии права ему достался билет о Платоне, и его последующий блестящий ответ определил его дальнейшую философскую судьбу в школе выдающегося ученого-правоведа проф. Новгородцева. Университет он закончил с дипломом первой степени. В сент. 1906 на заседании юридического факультета по предложению кн. Трубецкого оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию.

В период 1906-09 Ильин всерьез заявил о себе работами «О "Наукоучении" Фихте Старшего издания 1794 г.», «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идея абстрактного в теории познания Гегеля», «Идея общей воли у Жан Жака Руссо», «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei» (о рабстве от природы), «Проблема метода в современной юриспруденции».

В 1909 Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского Императорского университета, в 1910 стал членом Московского психологического общества; в журнале «Вопросы философии и психологии» вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце того же года вместе с женой Ильин уехал в научную командировку и провел в Германии, Италии и Франции 2 года. Он работал в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа, где встречался с выдающимися философами того времени: Иеллинеком, Риккертом, Гуссерлем, Нельсоном, Зиммелем, где и проводил свои исследования по философии Гегеля. По возвращении приват-доцент Ильин преподавал в университете и др. высших учебных заведениях Москвы, был знаменит своими лекциями и серьезной научной деятельностью. Молодые Ильины стали жить отдельно от родителей, зарабатывать своим трудом - преподаванием в университетах и институтах, совместными переводами книг с иностранных языков, публикациями брошюр, статей, книг и пр. Жили они скромно и экономно.

В 1906 издатель ильинского перевода книги Эльсбихера «Анархизм» попросил Ильина обратиться к Л. Н. Толстому написать предисловие к переводу. Встречу Ильина и Толстого в Ясной Поляне организовал зять писателя. Ильин высказал Толстому существенные возражения и аргументы против теории анархизма, ответом на то было, по выражению самого Ильина, «сердечное приветствие, провидческий взгляд в будущее, печаль старости, вздох бренности мирской, тихая покорность судьбе, светлая мудрость и доброта». Произнес он только «Какой вы еще молодой!» и при прощании «снова взял мою руку, поблагодарил за визит, ласково сказал, что рад был знакомству со мной».

Жизнь, учеба, события в России, в Москве, в Петербурге, в родном университете, в семье были переплетены и увязаны друг с другом. Ильин как молодой и неравнодушный человек, откликнулся на события революции 1905 и своими брошюрами для народа, и участием в студенческом движении. Находясь за границей, он следил за профессорско-преподавательской борьбой в университете и за политикой просвещения в стране, проводимой правительством. Т. н. религиозно-духовному ренессансу и «серебряному веку» он противопоставлял свое «предметное видение», а многим его представителям: Бердяеву, Вяч. Иванову, Волошину, Белому и прочим «штейнерианцам» и «модернистам» он давал решительный отпор. Дружил Ильин с Метнерами - Николаем и Эмилием, интересовался и очень любил театр, особенно МХАТ, собирался стать духовным руководителем и идейным наставником труппы К. С. Станиславского. Его духовными авторитетам и были Пушкин, Гоголь, Тютчев, Достоевский, А. К. Толстой, Феофан Затворник; из современников - проф. В. И. Герье, кн. Е. Трубецкой и Новгородцев.

Необычайный патриотический подъем вызвала у Ильина, как и по всей России, великая война с Германией 1914. На нее он откликнулся глубочайшими размышлениями, статьями, брошюрами, лекциями и выступлениями. Именно в это время он заложил тот философский, нравственный и национальный фундамент, на котором была выстроена вся его дальнейшая жизнь и все его творения, находящие такой горячий отклику современников.

Февральскую революцию Ильин воспринял как «временный беспорядок» и пытался всеми своими силами помочь России выйти из этого состояния. Именно в это время из кабинетного ученого он превращается в активного политика, борца и идеолога правого дела. Летом 1917 он публикует 5 небольших брошюр. О важности затрагиваемых в них тем говорят названия: «Партийная программа и максимализм», «О сроке созыва Учредительного собрания», «Порядок или беспорядок?», «Демагогия и провокация», «Почему "не надо продолжать войну"?». А осенью в газете «Утро России» под псевд. Юстус (позже он будет часто подписываться этим псевдонимом и на немецком языке, Peter Justus, что означает «Камень справедливости») он печатает серию статей: «Куда идет революционная демократия?», «Отказ г. Керенского», «Чего ждать?», «Кошмар», «Кто они?».

Октябрьский переворот большевиков он оценивал как катастрофу и активно включился в борьбу с режимом интернационалистов; его пламенная ст. «Ушедшим победителям» в газете «Русские ведомости» вышла через 3 недели после переворота и была прямым обвинением большевиков и провидением их исторической гибели. По свидетельству генерала А. А. фон Лампе, «оставаясь в Москве, Ильин сразу же установил связь с организатором белого движения на юге России генералом Алексеевым и беззаветно отдался делу "белых"». За это он был трижды арестован в 1918, судим Революционным трибуналом, но по счастливой случайности оправдан за недостаточностью улик. На самом деле Ильин получил от американского гражданина Владимира Бари, имевшего в России свое дело, большую сумму денег - 8 тыс. руб. на нужды подпольной организации Добровольческая армия, о чем свидетельствует его собственноручная запись в расчетной записке В. Бари. На следствии Ильин мотивировал этот факт тем, что деньги ему были даны для издания книги о философии Гегеля, однако когда издатель Г. А. Леман предложил ему издать 2-томник бесплатно, то он (якобы) вернул В. Бари эти деньги. Научная общественность Москвы стала тогда на сторону Ильина и ЧК вынуждена была освободить его на время защиты диссертации 19 мая 1918. Оппонентами были П. И. Новгородцев и кн. Е. Н. Трубецкой. Диссертация на тему: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» была в профессиональном и научном плане столь безукоризненной, а речь диссертанта «Философия и жизнь» столь блестящей, что Ильину присудили единогласно сразу 2 степени - магистра и доктора государственных наук; вскоре он стал профессором Московского университета.

Степень участия Ильина в Добровольческой армии так и осталась в тайне, только один раз он в письме генералу А. А. фон Лампе написал следующие откровенные слова: «... я увидел русского офицера, такого, каким я мечтал его видеть, - мужественного, ответственного, с настоящей волевой выдержкой и политическим талантом. В таких русских офицеров я всегда верил, когда за содействие им терпел всевозможные гонения со стороны большевиков». В авг. 1919 опять выдали ордер на его арест, произвели в квартире обыск. Ильин же в это время скрывался (формально он проходил по делу «ЦК кадетов», а на самом деле его преследовали за участие в контрреволюционном движении общественных деятелей Москвы, часть которых состояла в кадетской партии; в Москве в это время ждали прихода Белой армии с Юга, генерал К. К. Мамонтов прорвал фронт красноармейцев. Иван Ильин и его брат Игорь, по воспоминаниям участника этих событий Ивана Алексеева, выполняли даже конкретные боевые задания, напр., повреждение телеграфных линий и пр. В февр. 1920 Ильина арестовали по знаменитому делу контрреволюционной организации Тактический центр, куда входили Союз возрождения России, Совет общественных деятелей, Национальный центр, но, как говорили, по настоянию Ленина его (как автора лучшего исследования философии Гегеля!) через 2 дня отпустили.

Последний раз он был арестован в сент. 1922. Ильину предъявлялось обвинение в том, что «он с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в момент внешних затруднений для РСФСР свою контрреволюционную деятельность усиливал». По постановлению коллегии ГПУ (судебной) Ильин был приговорен к высылке за границу. Он и его жена вместе с большой группой высланных философов, ученых и литераторов отбыли в Германию. Генерал А. А. фон Лампе впоследствии писал, что большевики «неосторожно выпустили своего сильнейшего врага».

Прожитые в Совдепии трагические годы были для Ильина тяжелыми, но творчески плодотворными. Он продолжал преподавать в различных вузах Москвы - в Московском университете, в университете им. Шанявского и др. высших учебных заведениях Москвы; написал книгу «Учение о правосознании», стал председателем Московского психологического общества, продолжал публичные выступления, хотя с 1919 не печатался в газетах, начал читать курс по философии религии, которая явилась началом его капитального исследования в двух томах «Аксиомы религиозного опыта». Но главное, он воочию наблюдал практический опыт большевиков и их эксперимент над Россией, что позволило ему сделать серьезные выводы еще в России, отразившиеся в лекции «Основные задачи правоведения в России», которую он произнес на заседании Юридического общества в Москве, и в своих последующих эмигрантских работах: «Родина и мы», «Очерки внутренней России. Об оставшихся», «Русская академическая традиция».

По воспоминаниям историка Ю. В. Готье 25 янв. 1922, в Татьянин день, после обедни у Георгия на Красной Горке был профессорский вечер у А. А. Грушки, где собралась вся университетская профессура, включая Ильина, и где была «общая тема - возрождение России на монархических основаниях». В это катастрофическое для России время углубился и религиозный опыт. Мать Ильина была усердной прихожанкой и почитательницей проповедей о. Валентина Свенцицкого, которые переписывались и распространялись верующими, - многие видели ее с тетрадкой, в которую были записаны поучения о. Валентина. Она не только помогала физически своему храму, но усердно «отмаливала грехи» всех близких, попавших в сети безбожной пропаганды.

В к. нояб. 1921 Ильин похоронил своего отца, который покоится на Введенском кладбище. А вскоре трогательно прощался Ильин со своей матерью на вокзале перед отъездом за границу: «высокий-высокий Ильин и маленькая Екатерина Юльевна, вся в слезах, и осеняющие друг друга крестным знамением» - более они не увидятся, хотя и будут переписываться, тайно переправляя нарочными письма, не подписывая их и не упоминая имен.

Сбылись пророческие слова Ильина, сказанные им сразу после выезда за границу: «Что же мы там "сберегли" и что можно охранять там теперь? Что сбережется, покажет будущее. Знаю, что под напором большевиков, из года в год, обороняемое достояние России отчасти суживалось в объеме, отчасти углублялось в содержании. И ныне остались: храмы, библиотеки, музеи, памятники старины, живой состав русского народа, железные дороги, леса и недра. И, главное, духовно: русская душа, русская вера, русский характер, русский уклад. И в материальном и в духовном есть невосстановимое. Огради его, Господи!»

По приезде в Берлин Ильин активно включился в жизнь русских эмигрантов за границей. Именно они - лучшие люди, оказавшиеся не по своей воле вне России, - создавали очаги русской культуры за рубежом; это была Россия духовная, культурная и волевая, но в нетерриториальная - Россия зарубежная.

Ильин был одним из организаторов открывшегося в февр. 1923 в Берлине Русского научного института и выступил на его открытии с замечательной речью-лекцией «Проблемы современного правосознания». Одиннадцать лет он был профессором этого института, читал курсы: энциклопедии права, истории этических учений, введения в философию и эстетику, учения о правосознании и др. В 1923-24 - декан юридического факультета этого института, в 1924 избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В то время Русский научный институт возглавлял известный ученый-инженер В. И. Ясинский, которого высланные из Советской России назначили своим «старостой»; во вверенном институте в Берлине работали многие видные русские ученые и философы, сознательно вытесненные Советской властью из России.

Ильин установил тесную связь с правой и либерально-консервативной частью русского зарубежья: генералом А. А. фон Лампе, главнокомандующим Русской армией генералом П. Н. Врангелем, создавшем РОВС - Русский общевоинский союз, митр. Анастасией, архиеп. Иоанном (Помером), П. Б. Струве, В. X. Давацем и мн. др. Он был одним из главных организаторов русского зарубежного съезда 1926, его делегатом (с двумя голосами), произнес на съезде, по мнению многих наблюдателей, самую лучшую и самую глубокую речь, призывая участников преодолеть политическую болезнь «партийности» и партийную психологию.

Ильин включился в работу РОВС на правах его негласного идеолога; его аналитические записки о положении в Советской России поразили генерала Врангеля своей фундаментальностью, поэтому не случайно он принимал участие во встрече правой элиты в замке герцога Лейхтенбергского Зеоне: именно его замечательной статьей «Белая идея» открывается первый том «Белого дела» («Летописи Белой борьбы») - издания, задуманного П. И. Врангелем.

В 1926-33 ок. 200 раз проф. Ильин выступал с лекциями и докладами о: русских писателях, русской культуре, основах правосознания, о революции, большевизме, частной собственности, религии и Церкви, о советском режиме и др. в разных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, что давало ему скромные, но достаточные средства к существованию. Др. источником, не всегда приносившим ожидаемый результат, являлась его издательская деятельность: книг, брошюр, многочисленных статей и журнала. В июле 1924, будучи на излечении в Италии, он по заказу мецената Б. Г. фон Кеппена, члена Высшего монархического совета, начал писать свою знаменитую книгу «О сопротивлении злу силою», которую издал через год. Послу выхода книги, вызвавшей бурную и горячую полемику, заказчик оставил Ильина с вышедшим тиражом и прекратил дальнейшую поддержку.

Политика и философское творчество, тесно связанные между собой, занимали центральное место в жизни Ильина. Он входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактируемой Струве, активно публиковался в правых консервативных газетах: парижских «Россия и славянство», «Русский инвалид», белградской «Новое время», рижской «Слово», женевской «Новый путь», нью-йоркской «Россия» - и в журналах: парижско-пражском «Русская мысль», рижском «Перезвоны», женевском «Новый путь», джорданвилльском «Православная Русь», сан-францисском «День русского ребенка».

В 1927-30 был редактором-издателем журнала «русской волевой идеи» «Русский колокол» (9 вып.). Несколько первых номеров профинансировал человек из московского купечества, недавно выехавший из России, остальные -некоторые русские патриоты, в частности, С. В. Рахманинов, но главный взнос вносили премьер-министр Чехословакии К. П. Крамарж и его жена, русская по национальности, Н. Н. Крамарж. Ильин выступал с лекциями в Риге. Большой успех в этом городе имела его лекция «Пророческое призвание Пушкина» (1937), приуроченная к 100-летию со дня смерти поэта.

Ильин много внимания уделял подрастающему поколению. Сотрудничал с Национально-трудовым союзом нового поколения (НТСНП) - молодежной организацией, созданной в 1930 герцогом С. Н. Лейхтенбергским и возглавляемой проф. М. А. Георгиевским. В издательстве этой организации «За свободу» вышли в свет его брошюры «Три речи о России» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937) и «Основы борьбы за национальную Россию» (1938). В кругах НТСНП был весьма популярен журнал «Русский колокол».

Многочисленны его стати, брошюры и книги на немецком языке. Он был соавтором и гл. редактором фундаментального исследования на немецком языке «Мир перед пропастью» (1931); под псевд. Юлиус Швейкерт написал «Разрушение семьи в советском государстве» (1932); под псевд. Альфред Норман издал книгу «Большевистская политика мирового господства» (1935), под собственным его именем вышла книга «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (1938), а также брошюра «Коммунизм или частная собственность? Постановка проблемы» (1929), «Против безбожия» (1931), «Яд. Дух и дело большевизма» (1932). В его многочисленных статьях в берлинской газете «Таг» и др. поднимаются самые актуальные проблемы того времени, которые остаются таковыми и сейчас: «Среднее сословие», «Обобществление», «Экспроприация», «Социально или социалистически?», «Сталин в наступлении», «Распространение заразы», «Причина зла», «Политика страстей» и др. Он был автором политических записок как для правительства Веймарской республики, так и для рейхканцелярии Гитлера: «Директивы Коминтерна по большевизации Германии» (1932-33), «О директивах Коминтерна по большевизации Германии» (1933), «Голод в Советской России как результат коммунистической аграрной политики. Диагноз», которые, правда, не вызвали отклика у немецких властей.

В издательстве организации «Помощь русским братьям» в г. Лемго, созданной протестантским пастором К. Эвербеком, Ильин издал несколько брошюр на немецком языке: «Что говорит мученичество церкви в Советской России церквам остального мира» (1936), «Мученичество церкви в России» (1937), «Христианство и большевизм» (1937), «Наступление на восточную церковь» (1937). Разоблачение антихристианских действий тоталитарного коммунизма в Советской России не понравилось и национал-социалистическим властям Германии. И если в 1934 проф. Ильин был уволен из Русского научного института за отказ преподавать в согласии с национал-социалистической программой, то в 1938 арестовывают его брошюры, а ему самому угрожает концлагерь. Вот что он пишет о себе в это время: «Апрель 1938. Берлин. Томлюсь в неопределенности и непредусмотримости будущего. Надо принимать какие-то меры, но нет уверенности ни в одной из них, что она необходима и верна. В старину давали прох<одные> свид<етельства> - обязан где-нибудь находиться, а в случ<ае> неисп<олнения> этого треб<ования> будет отправлен по этапу. И особ<ые> прим<еты>: глаза голубые, волосы русые, особ<ых> примет не оказалось. Думаю что status quo ante не восстановим. Думаю, что locus quo ante не может и не дол<жен> быть затягиваем. Когда яйцо разбивается, то оно вылив<ается> в стакан или на сковородку. Чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стак<ана>, ни сковородки. В как<ом->то романе -корабле кр<ушение,> спас<аются> на лодке, один не попал, тонет<,> цепл<яется> за борт, а сидящие - по пальцам ножом. Donee eris...

Как ни разу с 1922 чувств<ую> себя в руке Божией, ухожу в работу. Кончаю книгу. Я был Тебе верен и не щадил себя - остальное Твое дело. Сов<сем> как в подв<але> на Лубянке».

И только верные друзья и ученики, такие как, напр., А. А. Квартиров, и несколько счастливых случайностей (в чем они сами усматривали Промысел Божий) помогли Ильину летом 1938 переехать в Швейцарию.

Там он с помощью денежного залога в 4 тыс. швейц. фр., внесенного С. В. Рахманиновым, обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне и спасся от насильственного возвращения в Германию. Швейцария пошла на это, но Ильин был сильно ограничен в своих правах: ему было запрещено право на работу и политическую деятельность. Оставшиеся 16 лет он писал философские книги, выступал с лекциями, что не считалось работой. Политической деятельностью Ильин все-таки продолжал заниматься в форме публицистики, но анонимно. С 1939 по 1946 под псевдонимами Peter Just, К. P., R. К. (по-видимому сокращение от «Русский колокол»), Walter Tannen, Hans Grau, Piscator H. К., Н. P., а чаще просто без подписи он печатает в швейцарской периодике на немецком языке 412 (!) статей на текущие международные темы, треть из которых посвящена второй мировой войне. Сами названия некоторых из них говорят об из значимости: «Чего хочет советская дипломатия?» (1939), «Гитлер и Сталин» (1939), «К новому договору о ненападении» (1939), «Русский солдат в прошлом и сегодня» (1940), «Сталин как личность» (1940), «Сталин как политик» (1940), «Большое сражение за Ленинград» (1941), «Бой за Мурманск» (1942), «Снова бой за Москву?» (1942), «Штурм Севастополя» (1942), «Бой у Волги» (1942), «Гигантское сражение на восточном фронте. Вклад народа» (1943), «Почему советы не поехали в Касабланку» (1943), «Трагедия Украины» (1943), «Русская народная душа в войне» (1943), «О предателях» (1944), «Война и человечность» (1944), «Народ и война» (1944), «Власовское движение» (1945), «Новый миф о Гитлере?» (1945), «Почему Германия проиграла войну?» (1945), «Как жил русский во время войны?» (1946), «Что происходит в России?» (1946) и мн. др.

Всю свою жизнь Ильин болел часто и многочисленными болезнями, к которым относился с христианским мужеством и считал их перстом Божиим. Умер он в больнице мгновенной и легкой смертью. На его могиле в Цолликоне установлен красивый надгробный памятник, на котором высечена философская эпитафия, составленная им самим.

Творческое наследие Ильина огромно и хорошо сохранилось. Оно насчитывает более 50 книг и брошюр, несколько сот статей, более 100 лекций, огромное количество писем, практически неопубликованных, часть незаконченных работ, стихотворения, поэмы, шуточные поэтические опусы, воспоминания, документы, находящиеся в многочисленных архивах разных стран.

История философии и философских учений.

В этом направлении его исследования были связаны, во-первых, с изучением тех или иных философов и их идей, которые, как правило, заканчивались солидными рукописям (неопубликованными): «Идеальное государство Платона в связи с его философским мировоззрением» (1903), «Учение Канта о "вещи в себе" в теории познания» (1905), «О "Наукоучении" Фихте Старшего издания 1794 г.» (1906-09), «Учение Шеллинга об Абсолютном» (1906-09), «Идея конкретного и абсолютного в теории познания Гегеля» (1906-09), «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо» (1906-09), «Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei» (1906-09); во-вторых, с многочисленными критическими рецензиями выходящих в то время книг: «Николай Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность» («Юридическая биография», Ярославль, 1907, № 1), «Рудольф Штаммлер. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» («Критическое обозрение». М., 1907, вып. 5), «Фихте. Назначение человека. Фихте. Основные черты современной эпохи» («Критическое обозрение», М., 1907, вып. 5), «Шеллинг. Философское исследование о сущности человеческой свободы» («Критическое обозрение», М., 1908, вып. 6), «Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип» («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 1 (6)), «Цокколи, Гектор, проф. Анархизм» («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 3 (8)), «Столица 3. Очерки по истории идеализма («Юридическая библиография», Ярославль, 1908, № 3 (8)), «Вольский С. А. Философия борьбы. Опыт построения этики марксизма» («Юридическая библиография», Ярославль, 1909, № 1(11)), «Штирнер Макс. Единственный и его собственность» («Юридическая библиография», Ярославль, 1909, № 4(9)), «Вл. Ильин. Марксизм и эмпириокритицизм» («Русские ведомости», 1909, № 222), «Маркелов. Личность как культурно-историческое явление. Этюды по истории индивидуализма» («Критическое обозрение», М., 1912), «А. Луначарский. Религия и социализм» («Критическое обозрение», М., 1912), «Шлейермахер и его "Речи о религии"» («Русская мысль», М., 1912) и др.; в-третьих, обзорные статьи и очерки: «О современных учениях и неокантианстве» («Русские ведомости», 1909, № 89), «Предпосылки анархизма» («Московский еженедельник», М., 1910), «Идея личности в учении Штирнера» («Вопросы философии и психологии», М., 1911), «Кризис субъекта и наукоучении Фихте Старшего» («Вопросы философии и психологии», М., 1912), «О возрождении гегелианства» («Русская мысль», М., 1912), «Философия Фихте как религия совести» («Вопросы философии и психологии», М., 1914) и 6 его больших работ «Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли» («Логос», М., 1914), «Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» («Вопросы философии и психологии», М., 1914), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» («Вопросы философии и психологии», М., 1916), «Логика Гегеля и ее религиозный смысл» («Вопросы философии и психологии», М., 1916) «Учение Гегеля о свободе воли» («Вопросы философии и психологии», М., 1917), «Учение Гегеля о морали и нравственности» («Вопросы философии и психологии», М., 1917). Эти работы составили основу его знаменитого двухтомника «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (М., 1918). Этот двухтомник до сих пор считается лучшим в мире комментарием гегелевской философии. В нем Ильину удалось обнаружить в философии Гегеля «основную идею, скрывающую в себе "главное", то существенное, во имя чего это учение вынашивалось, созревало и находило в себе деяние слов», но которой Гегель не посвятил ни одной отдельной книги, ни даже отдельной главы, хотя пронес ее через все свое творчество. Это идея конкретно-спекулятивного»: «"Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности" - вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля», - заключает Ильин. Нужно заметить, что, написав столь фундаментальное исследование о Гегеле, Ильин никогда не был гегельянцем (вопреки расхожему мнению о нем), о чем он сам высказался во введении к немецкому переводу своей книги в 1946. Более того, ему как правоведу, ученику Н. И. Новгородцева, понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права, о чем Ильин написал в первом тезисе своей диссертации: «Философия Гегеля есть целостное метафизическое учение, посвященное единому предмету и созданное единым методом. Исследование его философии права и государства должно начинаться с усвоения этой единой и общей метафизической основы». Последний, 23-й, тезис диссертации гласит: «В таком понимании государства заложены глубокие трудности, которые имеют обнаружить кризис теодицеи, созданной Гегелем». Тем самым Ильину, как ученому-правоведу и государствоведу, пришлось не только обнаружить «неудачу» Гегеля в этом направлении, но и приступить к созданию своей собственной, не зависимой от гегелевской, системы и теории права и государства.

Философия права и учение о правосознании.

Работа Ильина над проблемами философии права началась с его кандидатских сочинений (неопубликованных): «Проблема метода в современной юриспруденции» (1906-09). В этой области его интересовало 3 основных вопроса: «Идея государственного суверенитета», «Монархия и республика» и «Природа международного права». Первые его публикации - это брошюры «Что такое политическая партия» (1906) и «Свобода собраний» (1906). Первая опубликованная его научная работа «Понятие права и силы» (1910, нем. вариант 1912). Затем им была написана глава книги-учебника «Общее учение о государстве» (1915) и ст. «О принятии права» (1916), с которой начинает создаваться им «Учение о правосознании». После февральской революции он издал в «Народном праве» 5 брошюр: «Партийная программа и максимализм», «О сроке созыва Учредительного собрания», «Порядок или беспорядок?», «Демагогия и провокация» и «Почему "не надо продолжать войну"?», в которых были сформулированы идеи правового государства. В 1919 он закончил свой фундаментальный труд «Учение о правосознании», но опубликовать его не было никакой возможности не только в России, но и в эмиграции; он дорабатывал ее до конца свое жизни, а издана была она вдовой после его смерти под названием «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956). Ильин относил право к духовной сфере. Его установку можно обозначить как православно-христианскую, относящую право (естественное) к тайне творения Господня и замыслу Бога о человеческом обществе. Согласно Ильину, законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности, - это нормы, или правила, указывающие человеку искомый им лучший путь его внешнего поведения. При выборе способа своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы и Бога свободы) человек бывает всегда «прав», если он следует в русле этого установленного пути, и «неправ», если он его не придерживается. Поэтому создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу хотя и возможно, но всегда обречено на неудачу. Ильин сформулировал 3 «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа, -те «основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования»: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первое, что отличает основного гражданина, - это свойственное ему чувство собственного духовного достоинства. Он чтит духовное начало в самом себе, свою религиозность, свою совесть, свой разум, свою честь, свои убеждения, свое художественное чутье. Второе - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он, гражданин, есть некий ответственный самоуправляющийся волевой центр, истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и поэтому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы твердыня государственности, носитель верности и самообладания, гражданственный характер. Третье, что отличает настоящего гражданина, это взаимное уважение и доверие, которое связывает его с др. гражданами и с его государственной властью. Эти аксиомы, как и все учение о правосознании, - «живое слово» о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государство для своего процветания. Аналогично этому разработанные им аксиомы власти, вместе с его теорией «свободной лояльности», являются источниками «правильной политической жизни». Теории государства и политического устройства посвящены многочисленные статьи и лекции, а также двухтомник «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978). Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». В связи с этим в его творчестве значительное место занимает рассмотрение вопросов истинного патриотизма и национализма, который он определил как любовь к духу своего народа. Еще в 1914-15 он прочитал свою знаменитую лекцию «Об истинном патриотизме», основные идеи которой позднее вошли в книгу «Путь духовного обновления» (1937).

Нравственная философия.

Этим проблемам посвящены его работы «О любезности. Социально-психологический трактат» (1912), «Основные нравственные противоречия войны» (1914), «Духовный смысл войны» (1915) и особенно знаменитая книга «О сопротивлении злу силою» (1925), вызвавшая полемику как в России, так и за рубежом. На двуединый вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?» Ильин ответил так: «...физическое пресечение и понуждение могут быть прямой религиозной и патриотической обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться».

Религиозная философия.

Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которым связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс н. XX в. Предметом его внимания был внутренний нечувственный опыт, то, что называют духом (надо заметить, что Ильин при этом не был спириуталистом, подобно Л. М. Лопатину). Дух, по Ильину, «есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое "самое главное" - и никто др. заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического "осознания" состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Для постижения духовных сущностей Ильин использовал метод Гуссерля, который понимал так: «Анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета». Его девизом было: «primum esse, deide agere, postemo philosophari» - «вначале быть, потом действовать, после этого философствовать». Вместе с тем он всегда пытался найти философско-духов ному опыту ясное и точное словесное выражение. С др. стороны, Ильин жил в эпоху критики рационалистических и метафизических философских систем, в эпоху повышенного интереса и устремления к иррациональному, бессознательному. Эта тенденция отразилась и на нем. Еще в 1911, будучи молодым, но уже уверенно входящим в философию человеком, он писал: «В настоящее время философия переживает тот момент, когда понятие прожило свое богатство, износилось и протерлось внутренно до дыры. И современные гносеологи напрасно выворачивают его, надеясь починить его как-нибудь или уповая на самочинное внутреннее зарождение в нем нового содержания. Понятие голодает по содержанию все сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, когда оно само несет в себе бездну; понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нем и с ним - вот чего оно хочет; философия должна вспыхнуть и разверзнуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, т. е. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность». В книге о Гегеле Ильин показал, какую неудачу потерпела его грандиозная, тщательно разработанная система, когда столкнулась с иррациональным в истории. Реакцией на эту неудачу Гегеля стал пагубный крен в сторону иррационализма, индивидуализма, персонализма, позднее - психоанализа. Ильин, следуя православной традиции, с ее четким различением тварного и нетварного, стремился достичь в своем учении равновесия и сочетания духа и инстинкта, законов природы и законов духа, и это представляется центральным местом его религиозной философии. Несоответствие и соответствие между духом и инстинктом позволили Ильину усмотреть причину мирового духовного кризиса, в т. ч. источник революций и разрушений и вместе с тем увидеть и указать путь оздоровления и возрождения России. Этот универсальный подход исследователь его творчества католический священник В. Офферманс расценил как мессианскую идею, выразив это в названии своей книги «Человек, обрети значительность!» Дело жизни русского философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества.

Эстетика, философия художества и литературная критика.

Эстетическая установка Ильина была вне т. н. серебряного века и имела др. источник. Для него «красота» не была ее центральным пунктом или единственным предметом. Во главу угла он ставит художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину - художественное совершенство, которое внешне может быть лишено «красоты». Искусство для него - «служение и радость». А художник - «прорицатель», он не творит из ничего, а творчески созерцает духовное, невидимое и находит ему точное словесное (или любое другое, в зависимости от вида искусства) выражение; художник есть сочетание гения (духовно созерцающего) и таланта (одаренного исполнителя). Он написал 2 эстетические монографии и большое количество лекций о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом, Бунине, Ремизове, Шмелеве, Мережковском, Метнере, Шаляпине и др.

Наконец, следует выделить главный предмет философского исследования Ильина, ради которого он написал все остальное, - это Россия и русский народ. Этой теме посвящены такие его работы, как брошюры «Родина и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931), «О России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера» (1937), «Пророческое призвание Пушкина» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Советский Союз не Россия» (1949); журнал «Русский колокол» (1927- 30); книги - «Мир перед пропастью. Политика, экономика и культура в коммунистическом государстве» (1931 на нем. яз.), «Сущность и своеобразие русской культуры» (1942, на нем. яз.), «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований» (1945, на нем яз.), «Наши задачи» (1956). Это не полный перечень написанного Ильиным о России, о ее истории, о ее будущем, о русском народе с его сильными и слабыми сторонами. Религиозные установки и прафеномены русской православной души Ильин обозначил так: «Эти установки суть: сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, равно как воля к совершенству во всем; вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва, старчество, праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы. Кто образно представит себе хотя бы один из этих прафеноменов православия, т. е. по-настоящему проникнется им, и прочувствует, увидит его, тот получит ключ к русской религии, душе и истории».

В 1940 Ильин написал текст лекции «О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта «Европа и душа Востока»), в которой решительно высказался против русской мессианской идеи, изложенной в книге Вальтера Шубарта (1938) и резюмированной Ильиным так: «русский дух выше всех других национальных духов и что Россия призвана духовно и религиозно спасти другие народы». И отвечая Шубарту, пишет: «Идея духовного спасения прометеевских народов мессианским народом - есть идея иудаизма и римского католицизма, - а не идея иоанновского православия». Поэтому, по мнению Ильина, все русские силы должны быть направлены на «внутреннюю Россию». Еще в 1938 Ильин написал «Проект Основного Закона Российской империи», состоящего из 14 разделов и Дополнения, который он рассматривал как общую часть постбольшевистской и посткоммунистической Конституции России. Он изложил этот проект на совещании русских зарубежных деятелей в Женеве 22-28 янв. 1939. Этот документ долгие годы хранился в архиве и не был известен даже специалистам. Полностью был опубликован в Москве в издательстве «Рарогъ» в 1996. Это - юридический итог религиозных, нравственных и правовых изысканий русского национального мыслителя.

Юрий Лисица

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Иван Александрович Ильин - выдающийся русский философ и публицист, о котором до недавнего времени ничего было неизвестно широкому кругу читателей, интересующихся своей страны. О нем очень немного знали только специалисты, которые занимались изучением этого темного периода отечественной истории.

Труды его находились под строжайшим запретом. Только в конце 80-х годов XX столетия, во время перестройки, когда гласность стала девизом общественной жизни, стали появляться первые работы, посвященные деятельности Ильина. Благодаря этим исследованиям стало возможным познакомиться с историей жизни этого удивительного человека, настоящего патриота своей страны. Иван Александрович Ильин родился в 1883 году в в семье присяжного поверенного и губернского секретаря, который к тому же являлся крестником . По окончании гимназии он поступает в университет на юридический факультет, который окончил в 1906 году. Там же он начал заниматься преподавательской и научной деятельностью.

В 1910 году он едет в командировку в Германию и Францию, во время которой занимается изучением новых направлений в европейской философии. После февральской революции Ильин включается в общественно-политическую жизнь, поддерживая политическое крыло кадетской партии. Он публикует свои политические трактаты, которые ярко отражают его убеждения.

После прихода к власти большевиков, он окончательно встает на путь политической борьбы с их режимом. В 1918 году он был арестован в первый раз за участие в Добровольческой армии. Однако доказать этот факт не удалось и Ильина отпустили. Причем во время ареста в его защиту выступали ведущие . Ильину предстояла защита магистерской диссертации и многие предлагали себя в заложники на время, которое потребуется для проведения защиты. Но таких жертв не потребовалось, так как Ильин был отпущен за недоказанностью.

В 1922 году Ильин был арестован в последний, шестой, раз. После ареста его сразу же осудили, приговорив к смертной казни. В последний момент казнь заменили высылкой за границу с лишением гражданства. Будучи в эмиграции, Ильин по 1934 год служил профессором в Русском Научном Институте в Берлине. Параллельно был членом редакции газеты "Возрождение", которая издавалась в Париже, и издавал журнал "Русский колокол".

В 1934 году, с приходом к власти фашистов, Ильин был исключен из Русского Научного Института, ему было запрещено заниматься преподавательской деятельностью. Выдающийся философ и публицист оказался без средств к существованию. В 1938 году Ильин переезжает в Швейцарию, где живет и занимается изданием своих работ. В 1954 году Ивана Александровича Ильина не стало. Похоронен он в Цолликоне, недалеко от Цюриха.

Loading...Loading...