Какие народы буддисты. Народы России, исповедующие буддизм

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы узнаем, какие народы исповедуют и где они живут. Эта религия является одной из древнейших в мире. Возникнув в Индии, она за более чем 2500 лет своего существования распространилась в соседние страны и дальше по миру.

Сколько буддистов в мире

В начале этого тысячелетия численность населения в мире достигала почти 7 миллиардов человек. Из них исповедуют буддизм 7% верующих. По прогнозам различных источников, к середине XXI века количество буддистов в мире составит примерно 500 миллионов человек.

В буддийском течении нет единства, оно состоит из сотен школ. Можно выделить три главных направления:

  • – Великая колесница (в которую входит Ваджраяна – Алмазная колесница)
  • – Малая колесница (иногда её называют Хинаяна, но её последователи являются противниками этого названия)
  • (ламаизм)

Первое направление является самым многочисленным. На начало нашего века 56% буддистов являлись адептами Великой колесницы.

Со второго направления и зародилась буддийская религия. Его послушниками являются 38% буддистов в мире.

Тибетский буддизм исповедуют 6% верующих.

Места проживания

Если изучить географию распространения буддизма, то мы увидим, что на территории Азии проживает большая часть буддистов — 408 миллионов, что составляет 87% от их общего мирового количества. В соотношении «сколько миллионов буддистов живёт в данной стране – процент буддистов в ней» это выглядит так:

  • Япония - 72 млн. (58 %)
  • Таиланд - 52 млн. (93%)
  • Мьянма - 37 млн. (88%)
  • Вьетнам - 35 млн. (52%)
  • Китай - 34 млн. (3%)
  • Шри-Ланка - 12 млн. (70%)
  • Южная Корея - 12 млн. (28%)
  • Камбоджа - 7 млн. (87%)
  • Индия - 6 млн. (0,7%)
  • Лаос - 2,4 млн. (59%)
  • Непал - 1,3 млн. (7%)
  • Малайзия - 1,2 млн. (7%)
  • Бангладеш - 0,7 млн. (0,6%)
  • Монголия - 0,6 млн. (26%)
  • Бутан - 0,4 млн. (70%)
  • КНДР - 0,4 млн. (2%)

Многочисленны североамериканские и европейские буддийские общины, соответственно 3,7 и 1,7 миллиона человек. В других уголках земного шара их не так много. В Латинской Америке – 672 тысячи, в Океании – 448 тысяч верующих, а в Африке – 247.

Среди африканцев буддизм прижился в:

  • Буркина-Фасо
  • Камеруне
  • Кот-Д"Ивуаре
  • Кении
  • Сенегале
  • Танзании
  • Замбии
  • Зимбабве
  • Республике Конго


Как гласит энциклопедия «Британника», всего буддистов можно встретить в 150 странах мира.

Как подсчитывается количество буддистов

У любопытных читателей может возникнуть вопрос, как же определяется численность приверженцев той или иной религии, и почему эти цифры отличаются в разных источниках. Для этого применяется комбинированное сочетание нескольких методов, чтобы избежать неточности:

  • Традиционно используют данные из религиозных отчётов, принимая во внимание, что многие организации специально завышают количество своих адептов.
  • Выбирают сведения о религиозном самоопределении из спискарезультатов переписи. Тут следует учесть, что перепись проводится редко и не во всех странах.
  • Проводят опросы среди верующих, что не всегда гарантирует правдивый ответ, особенно среди религиозных меньшинств.
  • Оценивают косвенные данные, например, количество членов какой-либо организации, подразумевая, что они придерживаются одной религии.
  • Проводят полевые исследования, когда другие методы применить невозможно, к примеру, в закрытых сектах.


Проанализировав эти методы, мы можем прийти к выводу, что обработанные сведения не всегда будут надёжными. Поэтому, примем данные о численности буддистов как относительное число.

Российский буддизм

На территории современной России буддизм зародился ещё в VII веке. Древние бохайцы, жившие в Приморье и вдоль Амура исповедовалиМахаяну.

В XVII столетии калмыки присоединились к российскому государству и принесли сюда буддийское учение. В это же время и буряты приняли тибетский буддизм под влиянием соседних стран.

А в середине XVIII века государыня Елизавета I выпустила документ, косвенно признававший данное религиозное направление в нашей стране.

Через несколько десятилетий она основала пост Пандито Хамбо-лама, что можно перевести как «учёный главный монах», для обозначения должности буддийского лидера Забайкалья и Восточной Сибири. Такой поступок был уже официальным признанием. За покровительство она почиталась местными буддистами как воплощение бодхисаттвы Белой Тары.


А с начала прошлого столетия к России отошла и республика Тыва, где буддийские традиции существовали ещё 700 лет назад. Тыва является единственной буддийской европейской страной в Евразии.

Буддийское учение, успешно развивавшееся до 30х годов прошлого века, затем пережило период жесточайших репрессий вплоть до окончания Великой отечественной войны.

После войны на территории Бурятии построили Иволгинский храм, ставший затем местопребыванием советского главы буддистов.

Теперь на территории нашей страны существует множество буддийских организаций, но пока нет единого центра, который бы их все объединял.

Буддизм в западных странах

Веяния буддистского учения долго не доходили до западного мира и получили широкое распространение только в XX веке по ряду причин.

Вначале в западных странах была создана теоретическая база для распространения буддизма. Учёными многих стран переводились древние тексты, что помогало обществу приобщиться к аутентичным источникам буддизма. Различали три школы исследователей:

  • англо-германскую, специализировавшуюся на работе с палийскими текстами
  • франко-бельгийскую, исследовавшую тексты на санскрите, тибетские и китайские
  • русскую, занимавшуюся индийским буддизмом

Затем творческая интеллигенция «примерила на себя» буддийские идеи. Знаменитым проповедником буддизма считается немецкий философ А. Шопенгауэр, чьи собственные философские идеи совпали с доктриной буддизма ещё до того, как он с ней ознакомился.


Его работы повлияли в дальнейшем на мировоззрение многих известных людей, в результате чего они обратились в буддизм.

Когда китайцы, корейцы, вьетнамцы и японцы начали массово переселяться в США, страны Европы, американского континента, в Австралию, они принесли с собой свою культуру и религию.

Повышению интереса к буддийскому учению во многих странах из перечисленных поспособствовало теософское общество в Японии, которое открыло оккультизм для широкой публики. Этих же результатов добилось у англо-американских последователей и теософское движение Блаватской и Олкотта.

В начале прошлого века в западном обществе основываются общины и тхеравады.

Во второй половине XX столетия Тибет был оккупирован Китаем, что привело к появлению большого количества беженцев оттуда. Тибетские школы начали активную деятельность и получили признание общественности как в США, так и в Германии, Швейцарии, Италии.


Заключение

Сейчас на западе существуют почти все буддийские направления. Они имеют собственные школы, сообщества, культовые заведения, центры медитации, куда приходят миллионы приверженцев всех национальностей.

С каждым годом увеличивается число последователей учения Будды во всём мире. По некоторым данным, их прирост происходит ежегодно примерно на 1,5%. Ряды адептов буддизма пополняются за счёт тех людей, которым нравится мыслить иначе, чем это предписывают другие догматичные религии.

Друзья, на этом прощаемся с вами. Будем благодарны, если вы поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

По статистическим данным в настоящее время около 900 тысяч россиян называют себя буддистами, это 1% населения России. Общемировая тенденция распространения буддизма второй половины XX века повлияла и на нашу страну, здесь впервые стали появляться общины последователей южного буддизма и центры дальневосточной ветви учений северного буддизма : Дзен буддизм , Чань-буддизм и др. Начиная с 90-х гг XX века множество центров различных направлений и традиций появилось в каждом крупном городе страны, поражая своим разнообразием. В то же время Россия - страна, где у Учения Будды есть давние исторические корни. На территории России исторически получила распространение преимущественно индо-тибето-монгольская ветвь северного буддизма - Тибетский буддизм .

Общая история

Буддизм стал официальной религией России ещё в 1741 г. согласно высочайшему Указу императрицы Елизаветы Петровны. Наша страна - первая европейская держава, признавшая религией то духовное достояние, которое даже самые образованные люди Запада ещё более века будут именовать язычеством, низким идолопоклонством.

При дворе русских царей буддистов принимали с почётом и до династии Романовых. В 1608 г. царь Василий Шуйский встретился с посланцами калмыцко-ойратского народа, буддистов по исповеданию. Они хотели мирно пасти свои стада в низовьях Волги, и за это право добровольно брали на себя обязательство оберегать юго-восточные границы Московского царства от набегов воинственных орд кочевников. Договор был заключён к удовольствию обеих сторон.

С тех самых пор у нас одна история. И беды (например, преследования за «старую» веру в державно-православной России или репрессии сталинского режима), и победы (к примеру, калмыцкие конные полки на улицах Парижа в 1813 г.) достаются нам поровну. То же самое можно сказать и о двух других народах России, исповедующих буддизм, - бурятах и тувинцах.

Вплоть до середины 30-х гг. ХХ в. отечественная школа научного изучения буддизма - буддология - занимала передовые позиции в мировой науке. Деятельность русских учёных была многогранной. Она сочетала полевые этнографические, искусствоведческие исследования с изданием, переводом и истолкованием памятников буддийской словесности, сохранившихся на различных языках. Собирались богатейшие коллекции как предметов буддийской обрядности, быта, так и рукописей, ксилографов, книг - словом, текстов разных эпох и авторов.

В 1915 г. состоялось открытие самого северного буддийского храма в Санкт-Петербурге, переименованного тогда в Петроград.

История тибетского буддизма в России

В Российскую империю Учение Будды попало благодаря буддийским этносам. Буряты, калмыки, тувинцы и часть алтайцев восприняли это учение в разные периоды средневековья. Его исконно исповедуют в Бурятии , Тыве , Калмыкии , на Алтае , в Забайкальском крае и Иркутской области . Бурятия, Калмыкия и Тыва - признаны буддийскими регионами страны. Поэтому именно Тибетский буддизм считается в России традиционным.

Начало принятия буддизма алтайскими народами относится ко времени включения Алтая в состав Джунгарского ханства ойратов в первой пол. XVII в. Особенно он распространился в ак-теленгитских и алтай-теленгитский отоках (родах) алтайцев.

Все эти народы (в особенности буряты и калмыки) поддерживали активные связи с Тибетом и Далай ламой и с главами других буддийских школ. Обучение российских лам после прохождения начального учебного курса завершалось в Тибете. Туда же для получения "лучшего перерождения" отправляли прах умерших лам и представителей знати.

Более того, в Тибете калмыцкие ханы получали грамоту на правление, подтверждавшую их право на ханство, символом которого была печать из сандалового дерева от Далай ламы.

Являясь мировой религий и распространяясь среди разных народов мира, буддизм принимает различные национальные формы, и соответствующие той или иной культуре виды бытовой религиозности. Так индо-тибето-монгольский буддизм у бурятов, калмыков, тывинцев и алтайцев приобретал свои специфические черты.

На буддизм в Бурятии оказала влияние Монголия, вследствие их территориальной близости. У бурятов популярность приобрела идея "тулку", перерожденцев, и практически полностью копировалась тибетская иерархия монашества. В Тыве, в отличие от Бурятии, не было принято распознавать перерожденцев, а ламы могли и не быть монахами, имея возможность жениться.

На Алтае буддизм принял особую видоизмененную под влиянием шаманизма и христианства форму.

Тыва долгое время оставалась частью Монгольского государства и вошла в состав России самой последней, это произошло уже в XX веке.

В XIX веке калмыцкие и бурятские ламы принимали самое активное участие в проведении восточной политики России, в защите ее национальных интересов. Семья Романовых покровительствовала буддизму, и способствовала деятельности этой небольшой по охвату населения религии. В конце XIX века стала складываться буддийская община в Санкт-Петербурге. Согласно переписи населения 1869 года в городе проживал один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 - 184 человека (163 мужчины и 21 женщина). Это были главным образом забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. В начале XX века был построен Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Идея его создания принадлежала выдающемуся бурятскому ламе-просветителю Агвану Доржиеву . Появились буддологические общества. Российская востоковедческая школа считалась одной из сильнейших в мире. В вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и других городов открывались кафедры санскрита, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские тексты, снаряжались экспедиции в Азию. Начиная с XIX века интерес к буддизму охватил запад, страны Европы и всю Россию. Об этом свидетельствует активное обращение к идеями и мотивам буддийской философии русских писателей и поэтов.

Но в период социализма и принятия антирелигиозной политики в стране буддизм подвергся репрессиям. Из почти 200 буддийских храмов и монастырей не осталось ни одного. Ламы (около 25 тысяч) были брошены в тюрьмы, сосланы в лагеря или расстреляны. Буддология также оказалась под запретом. Во время Отечественной войны весь калмыцкий народ подвергся департации.

После окончания войны последовало изменение восточной политики Советского Союза, что привело к лояльности в отношении бурятского буддизма. Было восстановлено в 1946 г. существовавшее в 1922-1935 гг. Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ СССР) с резиденцией в Иволгинском дацане в окретностях столицы Бурятии - Улаг-Удэ. Главой ЦДУБ был Пандита Хамбо Лама, руководитель буддистов Бурятии. В России на территории Бурятии и Закайкальского края открыли по одному дацану. Это были единственные действующие буддийские храмы в стране, поэтому сюда приезжали буддисты из других буддийских регионов, тувинцы и калмыки. Отсутствовала возможность получить полноценное буддийское образование, нарушалась преемственность поколений лам.

В то время как в России на 70 лет был приостановлен процесс развития буддизма, он продолжался активно в западном направлении, охватив страны Европы и оба Американских континента. В это время стали появляться первые буддийские ламы из числа европейцев.

Процесс возрождения буддизма в СССР начался во время перестройки в середине 80-х гг. Первая община буддистов в Калмыкии была зарегистрирована в 1988 году. На Алтае и в Тыве общины возникли в начале 90-х годов. С этого времени вновь начали активно строиться новые храмы и ступы. Значительными событиями для дальнейшего развития буддизма стали приезды в Россию известных буддийских деятелей: Кушок Бакулы Ринпоче в 1989 г. и Его Святейшества Далай ламы XIV Тензин Гьяцо в 1991, 1992 годах.

Общемировой процесс распространения буддизма в западном направлении в конце XX - XXI вв. оказал влияние и на Россию, где во всех крупных городах стали появляться дхарма-центры различных тибетский традиций. Возникло порядка 80 центров традиции Карма Кагью, появились центры Сакья, Ньингма, а также общины учения Дзогчен .

При этом возникла тенденция к более четкому выделению разных общин, во главе которых встали те или иные религиозные лидеры. В 1992 году верховным ламой, получившим титул Шажин-лама и возглавившим Общество буддистов Калмыкии (ОБК), был избран Тэло Тулку Ринпоче , американский калмык, признанный в 1978 году Далай ламой как перерожденец одного из основателей традиции Кагью - Тилопы .

В Тыве в 1997 году на Всетувинском учредительном съезде был избран первый Камты-лама Республики Тыва.

В Бурятии на основе советского Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) оформилось сразу две организации: основная часть буддистов во главе с Пандита Хамбо Ламой объединилась в Традиционную Буддийскую сангху России (ТБСР), а другая часть стала именоваться Духовное управление буддистов (ДУБ РФ).

Шире по стране наибольшее распространение получило объединение буддистов тибетской традиции Карма Кагью, насчитывающее порядка 80 российских центров, созданных учеником Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы, первым западным ламой - датчанином Ламой Оле Нидалом . Духовное руководство центрами осуществляет Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тринле Тхайе Дордже .

Большое количество последователей в России имеет тибетский лама - Намкхай Норбу Ринпоче , глава традиции Дзогчен, принадлежащей к буддизму Ваджраяны .

В меньшем количестве представлены общины Сакья и Ньингма.

Северный буддизм дальневосточной ветви

В связи с приездом в страну вьетнамцем, корейцев и китайцев, а также все большей популярностью восточных единоборств, появились центры дальневосточного северного буддизма: японского дзен , китайского чань , корейских и вьетнамских традиций и школ. Например, Российская сангха учеников дзэн мастера Сандо-Кайсена , корейский дзен школы Кван Ум .

История южного буддизма в России

В XXI веке в России появляются последователи южного буддизма традиции Тхеравады , возникли первые центры Випассаны .

Литература

  • Гранин А., Китинов Б. Российский буддизм на стыке тысячелетий// "Евразия": информационно-аналитический портал, 2010
  • Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь.
  • Леонтьева Е. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012
  • Торчинов Е. Введение в буддизм. СПб., 2005.

Р оссия - страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.

Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.

На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт. И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен. Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.

Народы России, исповедующие буддизм

Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы. Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацанов. В Республике Тува есть действующие буддийские монастыри.

Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.

История буддизма в России

Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском. Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм. Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).

Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.

Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки – - это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. История гласит и об Уйгурском буддизме.

Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.

Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской области.

С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедует довольно высокий процент жителей современной России.

Распространение буддизма в России: наше время

Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – - это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.

Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).

Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, А для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.

Буддизм в России: основы, особенности

В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.

В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо и благодатно в этом мире.

Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.

Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

Буддизм в России: где и какой

Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.

В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.

На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Русские буддисты

Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты. Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет. Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.

В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.

Основные идеи буддизма

Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто! В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание.

Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят:

  1. Каждый человек существует под влиянием страдания.
  2. У этих страданий всегда есть причина.
  3. От любых страданий можно и нужно избавиться.
  4. Освобождение от страданий – - это подлинный путь к Нирване.

В основе буддизма нет чётко установленных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между полной аскезой и изобилием. Образ жизни счастливого человека базируется на осознании важных принципов мировоззрения, которые помогают обрести благородство, доброту, любовь.

Важно понимать, что буддизм не есть «гольная» религия, в центре которой стоит божество, благодаря поклонению которому можно достичь блаженства. Буддизм - это, прежде всего, философия, придерживаясь которой можно познать себя, мироздание и принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле.

Основные цели учения достигаются не через наказание или страх. Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу.

В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения.

  1. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
  2. Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти.
  3. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро.
  4. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми.
  5. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
  6. Благостные помыслы: только избавившись от дурных помыслов, можно избежать и обойти страдания.
  7. Сосредоточение: лишь умение сосредоточиться на важном; и отбросить второстепенное поможет достойно пройти восьмеричный путь избавления.
  8. Правильный образ жизни: – только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от груза страданий и боли.

Искренне соблюдая эти несложные правила, человек следует благостному пути очищения. Всё это происходит осознанно, а потому и даёт ожидаемые результаты. Однако для того чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих и изменить своё понимание и мироощущение.

У буддистов в России и других странах своё оригинальное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, имеют объёмный кругозор, миролюбивы и смиренны.

БУДДИЗМ, одна из мировых религий. Согласно палийской и санскритской традициям, основатель этой религии - Будда прожил на земле 80 лет и ушёл в «паринирвану» (окончательное освобождение от дальнейших перерождений) в 544 до н. э., поэтому современное буддийское летосчисление ведётся с 544 до н. э. и 1997 год соответствует 2541 году буддийского летосчисления. Согласно буддийскому канону «Трипитака», Будда сам определил свои памятные места: Лумбини (место рождения, Непал), Бодх-Гая (место просветления, Южный Бихар, Индия), Сарнатх (начало общественного служения, окрестности Варанаси, Индия), Кушинагара (уход из этого мира, вблизи города Горакхпур, Индия).

Историю раннего буддизма принято отслеживать через сведения о многомесячных сангити (собрания монахов), на которых представители буддийских общин (сангхи) сверяли и сверяют точность передачи высказываний Будды (последнее сангити состоялось в 1954-56 в Мьянме). Важнейшая роль первых сангити заключалась в сборе всех деталей жизни, деяний и высказываний основателя религии для их канонизации и распределения по разделам, наиболее полно отражающим последовательность и суть учения. Это раздел дисциплинарных установлений (Виная-питака), раздел сказанного Буддой (Сутра-питака) и раздел духовного (медитативного) видения бытия (Абхидхарма-питака). Сбор и согласование всех эпизодов жизни Будды длились столетиями (до тысячи лет) и завершились созданием единого канона, который определил дальнейшее развитие конкретной традиции (тхеравады и махаяны, или южного и северного буддизма).

Первое сангити было проведено через три месяца после паринирваны Будды и состоялось в городе Раджагриха; второе - спустя сто лет в городе Вайшали. На втором сангити произошёл раскол между последователями палийской (тхеравада) и санскритской (махаяна) традиций. Золотым веком в буддизме считаются времена правления царя Ашоки (268-231 до н. э.), при котором буддизм благодаря наличию в нём концепции единодержавного монарха - чакравартина («тот, кто приводит колесо в движение») стал идейной основой проведения политики централизации в многонациональной империи. С одобрения Ашоки в городе Паталипутра состоялось третье сангити, где численно преобладавшие тхеравадинские монахи убедили монарха в правоте своего толкования учения Будды и добились изгнания «еретиков», то есть последователей махаяны, из буддийской общины (сангхи).

На третьем сангити было решено послать буддийских миссионеров в Кашмир и Гандхару (Северо-Западная Индия), эллинизированные государства Средней Азии, в Суварнабхуми (монские государства на западном побережье Индокитая), на остров Ланка. Ланкийские миссии возглавляли сын и дочь императора Ашоки. В 29 до н. э. тхеравадины провели четвёртое сангити на острове Ланка и впервые записали на пальмовых листьях канон на пали («Типитака») и комментарии к нему на сингальском языке (законченный вид «Типитака» обрёл лишь в V в.). В начале нашей эры сарвастивадины организовали своё сангити в районе Кашмира и записали на медных листьях учение Будды и комментарии к нему на санскрите («Трипитака»).

Письменная фиксация и канонизация учения Будды на пали и санскрите обострили постоянные споры о природе Будды между тхеравадинами и махаянистами, и к концу 1-го тысячелетия такие споры окончательно развели эти традиции. Некоторые монахи махаянской традиции продолжают до сих пор называть последователей палийской традиции «хинаинистами», иначе говоря, «существами, которые последуют в ад», а с точки зрения тхеравадинов - махаянисты являются «еретиками», «место которым в аду», хотя на последнем сангити в Мьянме было достигнуто соглашение не употреблять подобных оскорбительных выражений. Индийская традиция религиозно-философских диспутов, заложенная шраманами («те, кто на пути к истине») с середины 1-го тысячелетия до н. э., была развита буддийскими монахами до логического совершенства, до уровня искусства: их споры между собой и представителями иных конфессий нередко привлекали царей и высших сановников, которые щедро одаривали победителей, наделяли их землями, строили для них монастыри, освобождали монастыри от налогов и приписывали к монастырям людей для обслуживания и кормления монахов. В монастыри Наланды (Индия), где на протяжении многих столетий велись такие диспуты, приезжали миссионеры из стран Востока; они учились в монастырях, приглашали буддийских монахов в свои страны, увозили с собой множество буддийских рукописей. В этом одна из причин быстрого распространения буддизма в государствах Юго-Восточной и Центральной Азии, в Китае , Корее, Японии , Вьетнаме .

Буддисты считают, что носителями высоких знаний являются будды - существа, чей разум находится в свободном, а не связанном состоянии, и высшим проявлением этих существ является исторический Будда. Обращаясь к монахам, Будда говорил: «Есть единственное существо, которое появляется в этом мире ради блага и счастья многих людей; которое приходит в этот мир из-за сострадания ради пользы, блага и счастья богов и людей. Кто это существо? Это Татхагата, Арахат, Самбудда... Есть единственное существо, появляющееся в этом мире, которое уникально, у которого нет изъянов, у которого нет противников и равных, и это существо наиболее совершенное среди двуногих существ... Проявление этого существа есть появление великого видения, великого света, великого сияния... есть проникновение в сущность природных, телесных и умственных элементов (дхату) ... есть реализация знаний и освобождения... есть реализация плодов восьмеричного срединного пути. Подобная форма проявлений означает, что Татхагата («истинное знание»), Арахат («тот, кто победил эгоцентризм») и Гаутама («Самбудда - полностью просветлённый») есть единая сущность».

Согласно учению Будды, Самбудда проявляется сквозь чрево земной женщины в образе человека (Гаутама) и самореализуется как учитель высшего знания (Будда). Арахат самореализуется через сострадание и любовь ко всем существам как бодхисатва. Татхагата самореализуется через проявленные и ещё непроявленные именованные формы бытия (нама-рупа).

Учение Будды предлагается воспринимать через религиозную модель мироздания: единый Бог путём отделения неба от земли создаёт трёхмерное пространство и самореализуется в нём с помощью актов творения, а далее это одухотворённое Богом пространство, в котором Бог проявляется через Свои имена и реальные формы: Будда, Иисус Христос, Коран, становится полигоном развития человеческого разума.

Согласно Будде, можно выделить шесть спиральных восходящих уровней его учения. Нижний уровень - сансара. Это поток чувственного бытия, или кармический поток, в котором разум подчинён желаниям плоти. Человек попадает в сансарический поток из-за своего невежества, незнания законов разумного бытия. Именно из-за невежества сам человек совершает зло и сам оскверняет себя.

Второй уровень - остров в сансарическом потоке, который возникает в результате самоограничения своих желаний с помощью соблюдения божественных заповедей. Эту роль выполняет культ, назначение которого в «раскачке» фокусировок мысли: от повседневных и социальных проблем к размышлениям о Боге и Его замыслах. При такой раскачке человек становится господином своего «я» и способен ориентироваться на высокие нравственные цели. Рекомендации методов самоограничения желаний содержатся в Винае.

Третий уровень - понимание сутр, то есть того, о чём говорит Будда. Будда не скрывает, что его учение сложно для человеческого разума: «Зная, что все живущие испытывают множество различных и противоречивых желаний, глубоко укоренённых в их сознании, я в соответствии с их способностями изложил в форме всевозможных рассуждений, притч и других уловок правила и законы, с помощью которых можно преодолеть желания».

Четвёртый уровень - въдение. Понимание содержания сутр и их осмысление с помощью техники медитации, объяснённой Буддой, развивает видение устройства разумного бытия. Семь ступеней видения описываются в разделе Абхидхарма палийского канона: 1) видение дхарм (то есть трёхмерных пространств, созданных мыслью), видение того, что дхармы - трёхмерны, а формы («рупа») - двухмерны, что дхармы бывают благоприятными («кусала дхарма», светлая), неблагоприятными («акусала дхарма», тёмная), нейтральными («абьяката дхарма», невидимая, то есть непроявленная); 2) видение того, благодаря чему образуются дхармы [«скандха» - эгоцентризм, «аятана» - органы чувств, «дхату» - природные, телесные и умственные элементы, «магга» - путь, «няна» («праджня», санскр.) - мудрость, «джяна» - вдохновение и т. д.]; 3) видение дхарм, включающих и не включающих скандхи, аятаны, дхату; 4) видение существования множества типов индивидуальностей, которые упоминаются в Сутра-питаке; 5) видение относительности истин и абсолютности истины для того, кто в неё верит; 6) видение методов очищения дхарм; 7) видение взаимосвязанности, взаимообусловленности и взаимодействия всех элементов бытия: природных, телесных, умственных.

Пятый уровень - Закон зависимого происхождения («Пратитья самутпада»). С помощью этого закона Будда объясняет свойства кармы (то есть энергии, притягивающей мысль к материальным и чувственным объектам). Из-за незнания истин («авидья») возникают кармические последствия («санскара»), санскара формирует эгоцентрическое сознание («виджняна»), которое выделяет в бытие именованные формы («нама-рупа»), нама-рупа становится объектом притяжения шести органов чувств («шадаятана»): глаз, ушей, носа, языка, тела, мыслей; в результате контакта органов чувств с именованными формами («спарша») возникают чувства («ведана»), затем желания («тришна»), что выражается в стремлении к чувственно-материальному миру («упадана»), в результате чего сознание попадает, подобно пауку, в клейкую паутину чувственного бытия («бхава»), отсюда появляется желание возрождения («джати»), а рождение ведёт к старости и смерти («джарамарана»). Итак,12 звеньев, образующих единую цепь причинно-следственных связей, которая приводит в движение (по часовой стрелке) колесо обусловленной жизни. Во всех религиозных системах буддизма Пратитья самутпада объясняется с помощью диаграммы, известной как «Бхавачакра» («Колесо жизненной паутины») или «Сансарачакра» («Колесо сансары»).

Шестой уровень - четыре благородные истины. Первая истина - существует дуккха (то есть неудовлетворённость, страдания, болезни, беды, безысходная старость, смерть). Вторая истина - существуют причины дуккхи (они заключаются в иллюзорности бытия, созданного чувственной мыслью: то, что совпадает с законами разумного бытия, истинно и вечно, то, что не совпадает, - ложно, иллюзорно, преходяще; человек, не способный отличить истинное от ложного, является объектом дуккхи). Третья истина - преодоление дуккхи есть нирвана (то есть нирвана - преодоление заблуждений, способность видеть истинное, состояние удовлетворённости, свободы, независимости). Четвёртая истина - существует путь к преодолению дуккхи. Это восьмеричный срединный путь, указанный Буддой. «Есть две крайности, - говорит Будда, - которые следует избегать. Это потворство чувственным наслаждениям - низкое, вульгарное... бесполезное стремление; и склонность к чрезмерному аскетизму - это тоже болезненно, неблагородно и бесполезно. Отказываясь от этих крайностей, Татхагата («истинное знание») постигает срединный путь, который способствует видению и знанию, ведёт к спокойствию, высшей мудрости, просветлению и нирване... Что такое срединный путь? ...Это благородный восьмеричный путь, а именно: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная фокусировка мыслей, правильная концентрация («самадхи»)... вот что такое срединный путь». Четыре благородные истины были изложены Буддой в его первой проповеди «Дхаммачаккапаваттана сутта» («Сутра, приводящая в движение колесо Дхармы»).

Общую численность последователей буддизма определить трудно, так как в странах, где сосредоточена основная масса буддистов, религиозная принадлежность в переписях населения не учитывается. Не определяют число своих сторонников и большинство буддийских региональных центров. Подсчёт численности буддистов осложняется и тем обстоятельством, что в некоторых странах широкого распространения буддизма (главным образом в

По географии

«Религии народов мира: буддизм»

Ученика 10 «Б» класса

лицея № 34

г. Костромы

Кудашева Михаила

Научный руководитель:

Наталья Яковлевна

Г. Кострома

1. Введение.

2. Основные черты географии религии.

3. Возникновение буддизма.

4. Учение Будды.

5. Буддистский пантеон.

6. Распространение и некоторые черты современного буддизма.

7. Источники и литература.

1.Введение.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога.

Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Религия - это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире ее надо изучать.

Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Но существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам.

В данном реферате поставлена цель - показать причины возникновения и особенность буддизма, выяснить основные черты учения Будды, познакомиться с буддистским пантеоном, праздниками, обрядами буддистов и современным буддизмом в различных регионах.

2.Основные черты географии религии.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался «религиозный бум». Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Религия

Число верующих (млн. чел.)

Главные районы и страны распространения

Христианство, в т. ч. и католицизм Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Протестантизм 360 Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)
Православие Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)
Ислам Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)
Индуизм 740 Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство 200 Китай
Синтоизм Япония
Местные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия
(источник: Британская Энциклопедия)

Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм – в северной, центральной и западной частях, православие – на востоке и юго-востоке. В странах СНГ­­­­­­­­ ­наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.

В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) – шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих – около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии – христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

3.Возникновение буддизма.

Буддизм возник и начал свое существование две с половиной тысячи лет назад, около YI века до нашей эры, и связан с именем легендарного Будды. Очевидно, он был лицом историческим, хотя факты его биографии, изложенные в канонических сочинениях, как бы растворились в колоссальном количестве легендарных сообщений, главные события его жизни можно выделить довольно часто.

Как свидетельствуют буддийские летописи, мать Будды – Майя Деви происходила из касты кшатриев и была замужем за королем Суддоданой. Однажды ей приснился сон, как - будто белый слон, бродя по золотой горе, приблизился к ней и, как ей показалось, вошел в нее. На следующий день созвали брахманов, чтобы попытаться разгадать его значение. Они объявили, что Майя зачала и родит либо правителя всего мира, либо Будду. Значение слова "" Будда "" с санскрита и пали может быть переведено, как ""тот, кто был разбужен"", а в религиозном контексте ""тот, на кого снизошло озарение"".

Когда подошло время рожать, Майя направилась к своим родителям в Дэвахаду. Неподалеку располагалось живописное местечко Лумбини. Гуляя поблизости в тенистой роще, Майя почувствовала родовые схватки. Она уцепилась за ветку дерева и, стоя, родила мальчика, который тут же поднялся на ножки и, сделав семь шагов, воскликнул: "" Я буду первым среди всех! ""

Младенца нарекли Сиддхартхой. Полное имя Сиддхартха Гуатама. Гуатама – родовое имя, а происходил он из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала. Отсюда одно из его прозвищ - Шакья-Муни – отшельник из шакьев. Во время церемонии имянаречения король Суддходана попросил брахманов определить, будет ли его сын монархом всего мира, или же он станет Буддой. Семеро из них не смогли ответить на этот вопрос, и лишь некто Конданна утвердил, что мальчик станет Буддой.

Потом потекли детские и юношеские годы Сиддхартхи, о которых в летописных источниках встречаются самые противоречивые сведения. В отрочестве, отмечается в хрониках, Сиддхартхе не было равных ни в силе, ни в меткости стрельбы из лука, ни в овладении изящными искусствами. В 16 или 17 лет по настоянию отца он женился на своей двоюродной сестре Ясадхаре. По некоторым источникам у него была не одна жена, а несколько.

Родовитый, богатый, сильный он не испытывал каких-либо материальных затруднений, лишений, потрясений. В буддийских текстах говориться о четырех его знаменательных встречах, которые повлекли за собой решение покинуть дом и превратиться в странствующего монаха.

Так, однажды он встретил дряхлого старика и осознал, что старость неизбежна. В другой раз ему попался на глаза жалкий, слабый. Больной человек. Кучер колесницы Чандана объяснил тогда принцу, что и болезнь удел всех людей. Третий эпизод, который произвел впечатление на Сиддхартху - это встреча похоронной процессии. И будущий Будда понял, что рано или поздно, но люди умирают. Наконец, он однажды увидел монаха с посохом, который бросил мирскую жизнь, странствовал и просил подаяние.

В возрасте 29 лет Сиддхартха покидает дом, семью, жен, наголо обривает голову и отправляется в странствие на лошади в сопровождении всего лишь нескольких слуг. Он отказался от всяких соблазнов начал длительный пост, исхудал, но не достиг озарения.

После длительных странствий Сиддхартха добрался до дерева бодх. Расположившись под ним со скрещенными ногами, он погрузился в медитацию. Некто Мара, воплощение зла пытался помешать озарению. Он атаковал его, применив силу, но тщетно. Тогда он подослал трех своих дочерей – Желание, Удовольствие и Похоть, но они не смогли совратить будущего Будду.

Loading...Loading...