Кто такой Авраам (библейский персонаж)? Авраам. Ветхий Завет

Христианство называют «мировой религией». Это значит, что его приверженцев можно встретить по всему миру – даже в тех странах, которые не являются традиционно христианскими, именно поэтому нашу Церковь еще называют «Вселенской»… А ведь начиналась истинная вера с одного человека, чтобы потом распространиться на его род, потом – народ, и в конечном итоге – на все человечество… и имя этого человека было Авраам.

Своим «духовным прародителем» Авраама по праву считают и христиане, и иудеи, и мусульмане (эти религии даже называются авраамическими). О нем повествует первая книга Библии – «Бытие». Жил он ориентировочно в XVII веке до н.э., родился в шумерском городе Уре, женился на сводной сводной сестре Саре (в те времена такой брак был нормой). Семья отправилась и Ура в Ханаан, но по дороге – в городе Харане – умирает отец Авраам (точнее, Аврама). И вот после этого происходит знаменательное события: к нашему герою обращается сам Бог, повелевая…

Первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа.

Согласно книге Бытие, первый еврей и родоначальник всего еврейского народа. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам…

Кто такой Авраам в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Авраам.

Авраам - прародитель еврейского народа (Израиля), старший из израильских патриархов, который из веры в Бога согласился принести Ему в жертву своего сына Исаака.

Библия повествует подробно об Аврааме в Книге Бытия (Быт. 12-25), затем Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Второй книге Паралипоменон, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иезекииля, Михея, в евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.

Авраам родился в Уре Халдейском (в…

Авраам (евр. ‘abraham — отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч….

Статьи - БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ПРАВЕДНЫЙ АВРААМ

Семья Фарра. Ур Халдейский - Религиозное «обращение» Аврама. Вера в Единого Бога. - Фарра с семьей покидает Ур. Остановка в Харране. - Явление Бога Аврааму - Авраам отправляется вместе с Лотом и Сарой из Харрана. - Земля Ханаанская — Земля Обетованная - Авраам в Египте - Возвращение в Ханаан - Авраам и Лот расходятся - Поселение Аврама у дубравы Мамре - Лот в плену и освобождение Лота из плена - Встреча с Мелхиседеком - Заключение Завета между Богом и Авраамом - Рождение у Авраама первого сына Измаила от рабыни Агари - Новый Завет между Богом и Авраамом. Установление «обрезания». - Явление Бога Аврааму в виде трех странников - Гибель Содома и Гоморры - Кровосмешение Лота и его дочерей - Рождение Исаака у Авраама и Сарры - Принесение Исаака в жертву - Смерть Сарры - Кончина Авраама - Христос об Аврааме - Значение Авраама в христианском богословии

Авраа м - первый из трёх ветхозаветных патриархов…

АВРАА М…

Авраам (евр. Авраhам, от «[мой] отец возвышен», или от авhамон - «отец множества») - библейский патриарх. Первоначально имя звучало как Аврам, но затем было изменено на Авраам (Быт. 17:5).

Ученые располагают данными, подтверждающими существование этого имени на Ближнем Востоке во II тыс. до нашей эры.

По библейским источникам, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт. 21:5; 25:26; 47:9). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволяло бы отождествить их с известными историческими личностями, поэтому более точная датировка времени патриархов вообще (и жизни Аврама в частности) невозможна. Ориентировочно этот период можно ограничить 2000-1800 годами до нашей эры.

Согласно Библии, Аврам был сыном Фарры из рода Сима. У него были братья - Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре еще при жизни Фарры (Быт. 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него вначале не было детей,…

АВРААМ - приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в. Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. в Ветхом Завете, первый библейский патриарх, родился ок. 2000 до н. э. в Уре Халдейском (Месопотамия). Первоначально звался Аврам. Женился на своей единокровной… … Энциклопедия Кольера

Авраам - а, муж. Стар. редк.; разг. Абрам, а.Отч.: Авраамович, Авраамовна.Производные: Авраамка (Аврамка); Аврааха (Авраха); Аврааша (Авраша); Абрамка; Абраха; Абраша.Происхождение: (Др. евр. имя ’Abram возвышенный отец.)Именины: (см. Авраамий) Словарь… … Словарь личных имен

Авраам - по Библии первый из патриархов, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Там он женился на Сарре. Вместе с Саррой он покинул родную страну. По дороге Яхве пообещал,… … Исторический словарь

Авраам - (евр. Аврахам). I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по…

исаак

Библейский персонаж, сын Авраама и Сарры

Альтернативные описания

Библейский сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова

И Ньютон, и Бабель

Мужское имя: (древнееврейское) смеющийся

Композитор Альбенис

Имя Ньютона

Ростовщик из романа Вальтера Скотта «Айвенго»

Имя композитора Дунаевского

Имя Бабеля

Имя художника Левитана

Мужское имя

Сын Авраама (Библия)

Бабель, Ньютон, Левитан

Он родил Иакова

Левитан

Композитор Шварц

Ученый … Ньютон

Отец Исава и Иакова

Ньютон по имени

Дунаевский

Имя гения под яблоней

Сын Авраама и Сарры

Бабель, тезка Ньютона

Левитан, тезка Ньютона и Бабеля

Имя Ньютона и отца Аркадия Райкина

Дунаевский-старший

Ньютон, который с яблоком

Сын Авраама

Авраа м Ли нкольн (англ. Abraham Lincoln…

Спустя четыреста лет после потопа на юге Месопотамии, в богатом и многолюдном городе Уре, жил человек по имени Фарра. У него было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Из них Аран умер ещё при жизни отца. Скорбя о потере, Фарра не пожелал оставаться в Уре, взял своих сыновей и переселился на север Месопотамии - в большой торговый город Харран. Тут он прожил в покое и достатке до самой своей кончины. Второй сын Фарры, Нахор, пребывал вместе с ним. А что до старшего, Аврама, избранного Господом для исполнения Своих сокровенных замыслов, то его судьба сложилась совсем иначе.

В тот год, когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, Господь сказал ему: «Оставь землю твою и дом отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Там Я произведу от тебя великий народ, возвеличу имя твоё, и благословятся в тебе все племена земные». Аврам послушался, взял весь свой скот, всех…

Значение имени Авраам

Происхождение имени Авраам. Имя Авраам еврейское, православное, католическое, иудейское.
Синонимы имени Авраам. Абрам, Аврам, Абрамий, Авраамий, Аврамий, Абрахам.
Краткая форма имени Авраам. Абрамка, Аврамка, Абраха, Авраха, Абраша, Авраша, Абрашка, Аврашка, Ава.

Имя Авраам — библейское имя. Именно Авраам стал родоначальник еврейского народа, в более широком смысле — праотец всех верующих в истинного Бога. Авраам изначально носил имя Аврам (Абрам), которое означало «отец возвышен». Но впоследствии Бог повелел ему взять имя Авраам (Абрахам), которое обычно истолковывается как «отец народов» или «отец многих». Авраам считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев. Авраам прожил 175 лет, и все его шестеро сыновей от второго брака, как и старший сын – Исмаил – стали родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется самой Библией значение имени Авраама.

В исламе Авраам фигурирует под именем Ибрахим (Ибрагим), где почитается как…

Сообщение от †ЛD†

Здравствуйте, дорогие прихожане!

И Вам не хворать, дорогой. Сообщение от †ЛD†

Считается, что Библия есть ни что иное, как Слово Божие, написанное под Его прямую диктовку.

Это у кого ж так считается? У меня, например, никак нет…

Я считаю, что библия никак не писалась под Его прямую диктовку, а по вдохновению Духа. Духа Божия, разумеется. А это принципиально разные вещи:
писать под прямую диктовку и писать по вдохновению Духа.

Сообщение от †ЛD†

Насколько я понял, Авраама Библия относит к положительным персонажем, однако его поступки пропитаны настолько жестоким цинизмом, подлостью, мерзостью, что назвать его хорошим человеком у меня язык не поворачивается.

Опять Вы рассматриваете Писание через преслуватую призму либерального гуманизма?

Ну что ж… Давайте послушаем.

Сообщение от †ЛD†

Начнём со случая мошенничества, связанного с сутенёрством и продажей…

Священная история выделяет тему взаимоотношений человека и Бога, описывая реальные события и в то же время обнажая религиозный смысл исторического факта. Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого . Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.

Заметим, что Бог не говорит: “Я сотру главу змия”, - но говорит: семя жены сотрет главу змия. Это означает, что в битве с мировым злом и в новом обретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и человек своим личным усилием .

Другими словами, соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества. Дабы зримо явить людям эту истину, Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака. Об этом городе известно не только из Библии, но и из других исторических источников.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть примерно четыре тысячи лет назад, во времена глубокой древности. Бог, избирая Авраама, желает восстановить религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений, вновь обнаруживая Свое присутствие в человеческой истории. Он обращается к Аврааму с призывом и обещанием:

“Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое” (Быт. 12. 1–2).

И Авраам совершает на первый взгляд весьма нелогичный поступок: он оставляет насиженное место, свой дом и вместе со всем семейством, скотом и иным достоянием отправляется в трудное путешествие через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь.

Ханаан - это приблизительно нынешняя Палестина. Авраам следует туда, не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. И в ответ на эту веру, на это сыновнее послушание Господь дает Аврааму великое обетование. Он заключает с Авраамом завет - первый союз человека с Богом, получивший наименование Ветхого, или древнего, завета. Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.

Господь же испытывает веру Авраама, и весьма сурово. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие: наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Ребенок возрастает, подавая своей семье радость и надежду, что через него действительно осуществятся Божественные обетования. Но когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему в жертву сына. Можно себе представить, сколько надежд Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и самый завет - союз Бога с человеком - основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о завете с Авраамом, искушает его, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…” (Быт. 22. 2).

Как же отвечает Авраам на этот призыв Бога? Он берет своего отрока, седлает осла и поднимается на высокую гору. Там складывает жертвенник, приготовляет дрова для всесожжения, разводит огонь и, связав Исаака, возводит его на жертвенник. И когда Авраам заносит над головой сына своего нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку.

Итак, Авраам явил всецелую верность Богу - вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына. И Бог благословляет Авраама потомством, на котором почило особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.

Кто же он, Авраам, - праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.

Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам - это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей.

Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему .

История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, - проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

Адаму выпало стать первым ослушником Божественной воли; Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания. “Подвигом веры” называл святитель Василий Великий готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие, даже если оно на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Именно этот подвиг совершил Авраам.

“Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет… Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить” (Евр. 11. 8, 17, 19).

История Авраама весьма поучительна: она помогает понять каждому, что и его отношения с Богом, его личный завет-союз с Творцом также могут проходить полосу испытаний и трудностей, разочарования и недоумений. В самом деле, многим ли из нас удавалось прожить жизнь, ни разу не возроптав в сердце своем: “Господи, как же Ты попускаешь совершаться подобной несправедливости по отношению ко мне (или к моим ближним)?” И нередко в недоумении и бессилии восклицаем: “Где же Бог?”

Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней - единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву возлюбленного своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание Отцу Небесному и упование на Его неизреченную милость.


Дети Авраама

Авраму было 75 лет, когда Бог призвал его идти в Ханаан - "землю обетованную", владеть которой, по Его обетованию, будут потомки Аврама , а будет столько, сколько звезд на небе и песчинок в пустыне. Но Аврам и Сара до сих пор были бездетны .

"В истории Ветхого Завета мы не раз сталкиваемся еще с одной проблемой, косвенно связанной с первородным грехом, и как ни странно, это проблема детей, потомков. Во-первых, после того, как человек отпал от Бога, он в своей жажде бессмертия сменил индивидуальный аспект на аспект родовой . Потеряв доступ к древу жизни, древний человек решил позаботиться о «бессмертии на земле», что означало главным образом бессмертие в своих детях и внуках. Во-вторых, потеря райского брачного идеала привела к тому, что смысл брака также стал видеться не в единении, а в потомстве , как можно большем. Наличие и количество детей "гарантировало" бессмертие и в глазах окружающих выглядело как знак Божьего благословения. Напротив, отсутствие детей могло означать проклятие: человек оказался недостоин продолжения на земле!"

Через 10 лет, уже в Ханаане, Сара отчаилась и отдала Авраму свою служанку Агарь, чтобы та зачала от него ребенка (по обычаю, дети мужа от служанки в таком случае считались бы законными детьми от ее госпожи). У Агари родился сын Измаил ("да услышит Бог"), впоследствии ставший прародителем бедуинов и северных арабов; в мусульманской традиции к нему возводится родословие пророка Мухаммеда, а также история возникновения священного источника Замзам.

Когда Авраму было 100 лет, а Саре 91, наконец Бог совершает обещанное чудо, и у них рождается долгожданный сын Исаак ("тот, кто рассмеется / возрадуется").

Любимая жена Аврама, Сара умерла в 127 лет. Аврам дожил до 175 лет, но успел до этого времени завести еще шестеро детей (от них произошли другие арабские племена) от Хеттуры , наложницы, которую он "взял в жены" (скорее всего, в том смысле, что имел с ней связь, а не заключил брак).

Причем, единственным наследником (и в земном, и в духовном смысле) является только Исаак , его сын от Сары; всех других детей Авраам отослял "в земли восточные", оделив подарками - но отдалив от себя и Исаака. Объясняется это тем, что именно от Исаака должен произойти "избранный народ", через который спустя века явится Мессия; все другие дети были рождены обычным, человеческим путем, и только Исаак - чудесным образом рожден от бесплодной до этого Сары, причем много после менопаузы; Бог избрал Авраама, и Бог же подарил ему сына Исаака, которому и принадлежит задача продолжить духовную миссию своего отца.

Завет Бога с Авраамом

Явившись Авраму "под дубом Мамрийским", Бог заключает с ним завет, который заключался в следующем:
- Аврам будет "отцом множетсва народов", и завет Господа распространяется и на его потомков; с этого момента Аврам и Сара ("отец выси", "высокий отец" и "сражающаяся") нарекаются Богом Авраамом и Саррой ("отец множества" и "госпожа"; наречение имени имеет в Библии очень большое значение, тем более - наречение Богом нового имени)
- потомкам Аврама обещается владение Ханааном - "землей обетованной"
- символом завета утверждается обрезание всех мужчин в доме Аврама (символом была радуга)

Три ангела

Бог явился Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), чтобы еще раз предречь скорое рождение его сына Исаака, а также кару на города Содом и Гоморра; но на сей раз Он говорил с Авраамом через своих посланников - ангелов (и греческое angelos, и еврейское "малах" (вот откуда турецкое melek!) означает "вестник", "посланник"), которые пришли к Аврааму в человеческом облике, в виде трех мужей. Авраам принял их в своем доме и оказал широчайшее гостеприимство.

Почему именно три ангела? По еврейскому толкованию, каждый ангел посылается с какой-то одной миссией. В данном случае первый ангел был послан к Аврааму, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй - чтобы вывести Лота из обреченного Содома, третий - чтобы наказать Содом.

А вот о чем я даже не догадывалась - так это о том, что именно сюжет о трапезе, которой посланников Бога угощает Авраам, лег в основу знаменитого иконописного изображения св. Троицы : "В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица. ... Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества." (см. Православная иконография Троицы)


(Троица Андрея Рублева)

Преступление и наказание Содома и Гоморры и история Лота

В чем же состоял грех жителей Содома ? Под "содомией", "содомским грехом" чаще всего подразумевают гомосексуализм и всяческие "аморальные" сексуальные практики; но из библейского текста и комментариев к нему видно, что речь идет не только или не столько о гомосексуальных связях и разврате, сколько о сексуальном насилии и насилии вообще, а также о притеснении слабых, нуждающихся и пришельцев-иноземцев (читай, абьюз, дискриминация и ксенофобия), короче, "Город грехов" , Gotham city прямо таки (это я сейчас под впечатлением от сериала Gotham, родины Бэтмена:)

История спасения Лота из Содома в ночь перед его разрушением: Лот представляет собой образ живущего праведно, но не полагающегося на Бога , не доверяющего Ему полностью - в противоположность Аврааму. Поэтому Авраам обратил многих людей в веру, а Лоту не удалось убедить даже своих зятей, жителей Содома. Жена Лота , обращенная в соляной столп, когда на пути к спасению она, против запрета, оглянулась на погибающий город - т.е. ее сердце оставалось с его падшими обитателями; символически это означает, что желая спасти свою душу, нельзя "оглядываться" на грехи, зло, от которого пытаешься спастись, избавиться, иначе оно "утянет" тебя назад.


(Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры)


(Столп "Лотова жена" на горе Содом)

Кстати, Содом и Гоморра входили в "Пятиградие", которое также включало города Адма, Севоим и Сигор; все они были разрушены, кроме Сигора - "малого города", т.е. не столь погрязшего во зле и пороке. На месте долины Сиддим, где находились уничтоженные города, образовалось Мертвое море.

Жертвоприношение Исаака

Это, наверное, самая знаменитая история, связанная с Авраамом, и одна из самых известных из Ветхого завета. И одна из самых спорных, сложных, непонятных. На основе прочитанного, попробую сформулировать ее религиозное прочтение:

Исаак появился на свет по воле Бога , в результате чуда (от старых родителей, от бесплодной матери, вопреки всем биологическим законам), и как сын принадлежит не столько своему отцу Аврааму, сколько Богу; его рождение и судьба противоречат физическим и историческим законам, находятся вне их - равно как и судьба его сына Иакова (получивший имя Израиль), и вообще народа Израиля, "избранного народа" (шире - всех верующих в истинного Бога). Соответственно, готовность Авраама принести в жертву Богу собственного сына - это, своего рода, "отдать Богу Богово", ибо само существование на свете Исаака - чудо Божье, дело рук Бога.

Несмотря на это, Исаак - любимейший сын и вообще, вероятно, любимейшее существо для Авраама; повиноваться Богу в такой ситуации, причем своими руками заколоть своего сына - это требует полного самоотречения , отрешения от всех своих привязанностей, кроме самого Бога.

Со стороны Авраама это и величайший подвиг веры, полное упование на Бога; его слова "Господь Сам усмотрит себе агнца" (тут, кстати, еще один мостик в Новый Завет, к "Агнцу Божию" - Христу) - свидетельство его веры в то, что даже когда человеческий разум не видит никакой возможности чуда, никакого выхода, и дело кажется однозначно безнадежным, Бог устроит все по Своей воле; надо только полностью полагаться на него.

Почему у Авраама были основания для веры в то, что Бог каким-то одному Ему ведомым образом устроит все, что сотворит какое-то чудо? Потому, что не единожды Бог предрекал Аврааму многочисленное потомство, и это потомство должно было произойти через Исаака - чудом зачатого и рожденного сына; все обетования Бога Аврааму сбывались - он всю жизнь следовал призыву и всегда получал помощь. Соответственно, Исаак не мог просто умереть сейчас... воля Бога в повелении принести его в жертву была непостижима , как никогда, а исполнение его требовала огромного подвига веры, воли к вере.

"Каждый из нас обернулся бы к Богу, к звуку голоса, и сказал бы: Да помилуй, Господи, Ты же Себе противоречишь! Ты же Сам мне обещал, что этот мальчик будет началом целого бесчисленного племени!.. Авраам поверил Богу больше, чем он мог поверить слышанным словам, больше, чем он мог поверить себе самому. Он взял Исаака, поднялся в гору, и этим показал не только то, что способен веровать, то есть быть совершенно уверенным, что с ним говорит Бог, он показал, что вырос в такую меру общения, близости с Богом, что смог Ему поверить без остатка , довериться Ему даже против всякой логики, против всякой очевидности ." (Антоний Сурожский. Уроки Ветхого Завета)

У Иосифа Бродского есть очень интересное стихотворение "Авраам и Исаак" ; не менее интересно прочитать о его создании (из биографической книги о Бродском); цитата оттуда: "в интерпретации британского литературоведа Валентины Полухиной Бродский предстает как писатель более христианский, чем Кьеркегор: «В своей поэме, стремясь разгадать смысл истории Авраама, Бродский изменяет перспективу восприятия. В центр повествования ставится не отец, а сын. Так же, как Авраам доверяет Богу, Исаак доверяет своему отцу. Прочитав поэму, мы начинаем приходить к выводу, что, возможно, ответ на мрачную загадку Бога всегда лежал на поверхности. В конце концов, Бог потребовал от Авраама только того же, что и от Себя самого: принести собственного сына в жертву вере »".

(Рейтерн Е. Авраам приносит в жертву Исаака)

Тема о значении понятия жертвы в Библии, а также значения этого события для Авраама и Исаака глубоко раскрыта в этой главе у Щедровицкого :

"Да, Исаак пережил смерть; но пережил не реально и не буквально, а духовно. Он испытал ужас смерти и сразу же вслед за тем — величайшую радость возвращения к жизни. Свершилась величественнейшая из мистерий древности — смерть и воскресение Исаака,— указывающая на будущую мистерию Голгофы .

И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Этот овен также был прообразом Мессии, «заменяющего» своей жертвой потомков Авраама, которым иначе грозила бы духовная гибель. Овен «запутался в чаще», ибо одновременно был и символом всех тех, кто, блуждая по земным путям, не видит выхода из зарослей грехов, заблуждений и страданий и тем не менее способен в решающий момент принести жизнь свою на алтарь Божий, умереть во освящение Его имени. Таковы были многие мученики, освятившие свою жизнь смертью во славу имени Божьего. Ибо когда-то наступал для них тот миг, когда требовалось принять главное решение: умереть во освящение имени Божьего или отречься от Бога. И эти люди, какой бы ни была до того их жизнь, избирали путь святой смерти и духовного воскресения. И поэтому овен, запутавшийся в чаще своими рогами и легший на алтарь Божий вместо Исаака, указывает на Христа, а вместе с тем — и на мучеников будущих времен."

Также: "Овен прообразует Христа , освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество . Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества."

И еще: "Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал - но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа. А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв . Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов , если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать - именно потому, что Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать. " (А.Десницкий)

Еще об Аврааме и значении его истории:
Из "Толковой Библии" Лопухина: azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_bibl ija_01/22
Андрей Десницкий. Призвание Авраама , Жертвоприношение Исаака
Прекрасное и подробное жизнеописание с иллюстрациями и картами, часть которых я позаимствовала в этом посте: www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatyk h_razdel/view/id/1172743
Антоний Сурожский в беседе "Уроки Ветхого Завета": azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-s lyshanii-i-delanii/2_2

Гора Мориа - Храмовая гора в Иерусалиме

А где происходило жертвоприношение Исаака? "На горе Мориа", на это место указал Аврааму Бог. Впоследствии, почти тысячу лет спустя, именно на этом месте, царем Соломоном был построен Иерусалимский Храм , просуществовавший с 950 г. до н.э. до 586 г. до н.э.; Второй Храм был построен на его месте в 516 г. до н.э. и разрушен в 20 г. н.э., но обо всем этом мне еще предстоит прочитать, поэтому пока не буду углубляться в вопрос.

Это место, известное с тех пор как Храмовая гора , также примечательно тем, что, по еврейскому преданию, именно с него началось сотворение мира - а именно, с участка скалы под названием Камень Основания , краеугольный камень мироздания.

А в конце VII века на этом самом месте была воздвигнуто мусульманское святилище, получившее название Купол Скалы и мечеть Аль Акса - третья из важнейших мусульманских святынь; дело в том, что именно отсюда был вознесен на небеса пророк Мухаммед (это событие называется мирадж; ему предшествовало чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим в компании архангела Гаврииал - исра). В XII веке там отметились мои любимые тамплиеры, устроив свою штаб-квартиру именно в зданиях Купола Скалы, временно перешедшей к ним в руки (оно и понятно, тамплиеры - рыцари Ордена Храма Соломона; хотя Купол Скалы не был фактически тем самым Храмом Соломона, таковым его считали современники-европейцы).

(Храмовая гора в наши дни. На месте иудейского Храма сейчас - мечеть Аль Акса, комплекс Купол Скалы)

Авраам и Исаак vs Ибрахим и Исмаил

В мусульманской традиции Авраам назван Ибрахимом, а его сыновья Исаак и Измаил - Исхак и Исмаил (ср. еврейское произношение: Ицхак и Ишмаэль). В Коране также рассказываются истории их рождения: Исаак - от Сарры, Исмаил - от ее служанки Хаджар (Агарь). Повторяется и история с ревностью Сарры и изгнанием Исмаила с его матерью, только говорится, что Авраам-Ибрахим сам проводил их, причем не до Вирсавии (Беэр-Шева) в Палестине, как в Библии, а до самой Аравии (по Библии туда она направилась уже после), а там оставил одних в пустыне. Дальше повторяется история с отчаянием и молитвой Агари-Хаджар и ее сына, и даровании им священного источника воды - Замзам. Кроме того, Ибрахим построил святилище Каабу вместе со своим сыном Исмаилом; с ними же связан и паломнический ритуал хаджа, следуя главным событиям их жизни.

В Коране прямо не указано имя сына, которого Ибрахим собирался принести в жертву; но преобладающее мнение - что это был не Исаак-Исхак, а именно Исмаил, от которого и произошли многие арабские племена.


(Фреска в музее Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе)

O tempora, o mores, или "восток - дело тонкое"?

В истории Авраама и его семейства и потомков встречается немало деталей, прямо шокирующих читателей, особенно современных; в данном случае я имею ввиду не ситуации, имеющие символическое и концептуальное значение (например, проявление абсолютной веры и доверия Богу в действиях Авраама, особенно в его готовности принести в жертву сына), а подробности личной жизни. Некоторые можно объяснить обычаями культуры и эпохи, некоторые вызывают недоумение: ведь речь идет, вроде бы, о "хороших людях", избранных Богом для осуществления своей воли, праведных или их близких. Несколько примеров "бурной личной жизни" библейских героев:

  • близкородственные браки: Авраам женат на своей сводной сестре; своего сына он женит на собственной племяннице... (но это культурная норма времени и места) (к тому же, в дальнейшем "избранный народ" должен был хранить чистоту веры и выбирать супругов из своей среды, а не язычников)
  • у мужа, кроме жены (или жен) есть еще и наложницы (у Авраама - Агарь и Хеттура, хотя первая стала наложницей по настоянию самой жены, а вторая - уже после смерти Сары; тоже культурная норма)
  • дважды Аврам выдает свою жену за сестру , чтобы спасти свою жизнь и благополучие в чужой стране (но каждый раз Бог предотвращает посягательство на ее честь и история заканчивается благополучно; к тому же, способствует обращению к вере правителя, пожелавшего взять Сару в гарем) (это обычно объясняют, опять же, упованием Аврама на Бога - что он не допустит бесчестия Сары... но скорее, это пример не веры, а малодушия)
  • дважды женщина с ребенком фактически выставляется за дверь (Агарь; в первый раз она сбегает от притеснений своей госпожи Сары, второй раз выдворяется уже официально) (впрочем, и это Бог обращает во благо, и от Агари происходит целый народ; так что это можно считать действием Промысла, хотя Сару и не оправдывает, она проявляет банальную ревность и жестокость)
  • Лот, защищая своих гостей (ангелов) от посягательств развратных жителей Содома, предлагает взамен своих дочерей -девственниц, которые, притом, имели женихов (логика востока? гость дороже родной дочери?) (впрочем, дочери впоследствии тоже себя проявляют сомнительным образом: спасшись из Содома и скрываясь в пещере, напоив отца, они зачинают от него детей, от которых происходят племена моавитян и аммонитян - враждебные Израилю языческие народы)
  • при содействии своей матери Ревекки, Иаков обманом получает от отца, Исаака, благословение на первородство (хотя оно по праву принадлежало его брату Исаву) (опять таки, все оказывается к лучшему)
  • чтобы жениться на избраннице, Иаков вынужден семь лет за нее отработать у ее отца, который в итоге подменяет невесту и вручает свою вторую, некрасивую дочь; Иаков женится на ней, но остается работать еще семь лет, чтобы получить свою возлюбленную, которая становится уже второй женой; в итоге бонусом ему достается еще две наложницы; от всех этих женщин у него рождаются дети (впрочем, "покупка" невест, также как и многоженство и наличие наложниц, это тоже приметы времени)
Дальше тоже было много интересного, но я еще не дочитала:)

Так вот. Даже если объяснить и оправдать определенные действия героев Ветхого Завета нормами, приоритетами и обычаями их времени и культуры, сильно отличающимися от современных нам (а также тех, что были введены уже во время Нового Завета - т.е. до них еще предстояло дорасти), все равно нам встречается множество проявлений обыкновенных человеческих слабостей и пороков: зависть и ревность, гнев и мстительность, хитрость и обман... Может даже сложиться впечатление, что "во имя Божие все средства хороши" - ведь Бог продолжает вести всех этих людей по Своему пути, невзирая на то, что они далеко не всегда проявляют во всем добродетель и святость.

Но : не помню, когда и где я впервые прочитала эту мысль, но она тогда меня очень впечатлила, и впечатляет до сих пор: повествование Ветхого Завета - это очень честный рассказ. Без приукрашиваний, как есть. Путь народа Израиля не был ровной дорожкой, шедшие по нему постоянно спотыкались, падали, сворачивали с пути, предавали свой Завет, и снова возвращались и карабкались дальше; главное - что так или иначе они дошли до Нового Завета. Серди них были обыкновенные и необыкновенные люди, и самые прославленные из них были всего лишь людьми, и на слабости и подлости, которые совершают иногда все люди, дети Адама, писатели книг Ветхого Завета не закрывали глаза, просто сохраняли и эти детали рассказа. "Праведником человек назван не потому, что он безгрешен, а потому, что в процессе длительного Божественного воспитания его жизненный путь становится примером."

Продолжение следует This entry was originally posted at

По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Свящ. Александр Мень

§ 21. Авраам — «Отец верующих» (Быт 12-25)

1. Значение Авраама в священной истории . Православная Церковь чтит в лице Авраама не только отдаленного предка Иисуса Христа (Мф 1:1), но и духовного «отца верующих». В Новом Завете имя Авраама встречается 72 раза. Сам Господь называет истинного Бога библейской веры «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Мф 22:32). По слову ап. Павла, Авраам, безгранично доверившийся Богу, «есть отец всем нам». Ибо он «сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов» (Рим 4:16-18). Это значение патриарха было осознано еще в ветхозаветную эпоху. В 2 Пар 20:7 автор называет Авраама другом Божиим, а Сирах пишет, что он «в испытании оказался верным, поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы» (44,21-22). Таким образом, в личности и вере патриарха Слово Божие усматривает такие черты, которые делают его подлинным родоначальником ветхозаветной Церкви и через это связывают со вселенской Церковью Завета Нового. Начиная с Быт 12 , Авраам и его наследники становятся центром повествования. В них сосредоточиваются замыслы Божии о духовном будущем мира.

Иными словами, история ветхозаветной Церкви начинается с призыва к исходу, призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена. Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну, не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только «говорит», а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает обетование. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6).

3. Личность Авраама . Народных героев в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует Авраама реалистично, со всеми его слабостями. Он не сверхчеловек. На первый взгляд, он — обычный сын своего времени. Ему не чужды сомнения и уныние (15:2), порой он проявляет малодушие (12,10-20, 20,1-8), не может воспротивиться злым настояниям жены (16,1-6). Однако тем рельефней выступают на фоне этих слабостей человеческие достоинства Авраама. Он дружелюбен и стремится избегать ссор (13,8-10), но, если нужно, готов с оружием в руках защитить сродника (). Гостеприимство для него — священный закон (18,1-8 , ср. Мф 25:35) Он не желает породняться с распутными и нечестивыми хананеями и посылает за невестой для сына в родной Арам (). Как пророк (20,7) он отвергает их мерзости. Недаром великий борец против ханаанских Ваалов Илия будет взывать к «Богу Авраама, Исаака и Иакова» (3 Цар 18:36). Тем не менее Авраам не испытывает никакой вражды к жителям Ханаана и охотно заключает с ними союзы (21,22-34). Более того, он даже молит Бога, вступаясь за грешных содомлян (18,22-33) и за Авимелеха Гегарского ( , ,).

4. Вера Авраама . Сказание об отце верующих построено на трех очень сходных преданиях (Я, Э, С). Оно содержит четыре основные темы:

  • Бог Авраама;
  • Вера Авраама;
  • Обетование;
  • Завет.

БОГ АВРААМА (впоследствии именуемый «Богом Авраама, Исаака и Иакова»). В собственных именах времени патриархов очень часто встречается сочетание имени Бога с приставками: аб — отец, ах — брат, ам — народ. Этот факт указывает на своеобразную традицию: считать своим личным покровителем не божество той или иной страны, а бога, который находится в тесной, как бы «родственной» связи с данной семьей или племенем (напр., Авимелех значит «божественный царь — мой отец», Илабиха — «бог твоего отца»). Подобные личные, семейные религии впоследствии исчезают.

Авраам поступил так же, как его современники, — признал своим Отцом и Покровителем Бога, Которого называл: Эль Элион — Бог Всемогущий, или Эль Шаддай — Бог Вышний, или Эль Олам — Бог Вселенной (Вечности), или Эль Рон — Бог Всевидящий — или, наконец, просто «своим Богом» («Богом Авраама», ср. Быт 14:18 ; Быт 16:13 ; 17,1 ; 21,33 ; 28,13). Но Бог этот отличался от языческих божеств: Он требовал разрыва с другими культами, у Него не было изображений, Он почитался владыкой неба и земли (14,19).

Пытаясь проникнуть в тайну обращения Авраама к вере в этого Бога, позднейшие предания изображали долгий процесс его духовных поисков. По словам И. Флавия, патриарх пришел к вере в Творца путем «созерцания изменяемости земли и моря, солнца и луны, и всех небесных явлений. Ибо (так рассуждал он), если бы всем этим телам была присуща (собственная) сила, то они сами заботились бы о сохранении порядка между собой; но так как этого-то у них как раз и нет, то очевидно, что они полезны нам не в силу собственного присущего им могущества, но вследствии власти Повелевающего ими, Которому Одному подобает воздавать честь и благодарность» (Археология, 1,7,1). Подобное же предание есть и в исламе, который ведет свою родословную от Авраама (см. приложение).

Все заставляет думать, что библейские сказания о начале мира и человека с их месопотамским колоритом восходят к Аврааму, уроженцу Двуречья.

Примечание . Бытописатель, говоря о Боге Авраама, употребляет св. Имя Ягве. Это сознательный анахронизм, призванный показать, что «Бог Авраама, Исаака и Иакова» есть тот же Бог, что и Бог Моисея (ср. Исх 3:6).

ВЕРА АВРААМА . «В праведность» Аврааму вменяется не то, что он уверовал в Бога, в Его существование, а то, что поверил Богу, доверился Ему. Библия не имеет в виду теоретическую веру в бытие Божие. Такую веру могут обрести и язычники (ср. Рим 1:19). Но язычники нередко представляли Божество равнодушным к человеку и даже злонамеренным. Величие же Авраама заключалось в том, что он проникся доверием к Творцу. Безоговорочно следуя по указанному Им пути, Авраам доказал свою веру в благость Божию. Еврейское слово «эмуна» (вера) происходит от корня «аман», что значит твердо, верно, надежно (откуда слово «аминь»). Авраам не сомневался, что Бог будет верен Своему обетованию, что слово Его непреложно. И он сам пребыл верным Богу.

ОБЕТОВАНИЕ . Обещание, данное Аврааму, заключается в трех тайнах:

  • Тайна обетованной земли и народа Божия. Речь идет о ветхозаветной Церкви в св. земле. Внешне этому противоречило то, что Авраам был чужаком и странником в этой земле и не имел детей.
  • Тайна Христа . Благословение придет через «семя» Авраама (ср. Деян 3:25). В явлении Мессии осуществилось обещанное, поэтому Пресвятая Дева в Своем славословии вспоминает об Аврааме (Лк 1:55), а Спаситель говорит иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин 8:56).
  • Тайна Вселенской Церкви . Благословение Авраамово распространится на «все народы земли».

Знаком обетования была «клятва» Божия. «Люди клянутся высшим, — поясняет апостол, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр 6:16-17).

ЗАВЕТ . В подтверждение открывшемуся Бог «полагает», то есть Сам устанавливает, Завет, или Союз, с Авраамом. Человек, в котором заключено будущее Церкви, получает от Бога знамение того, что Слово Божие неотменяемо.

В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34:18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему.

Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1 ). В Быт 18:19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (т.е. правду и справедливость).

Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам. Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17). Другим знаком было обр`езание. Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев.

В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен).

5. Испытания Авраама . Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило.

I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

  • Перейдя границу св. земли, вероятно у реки Яввока, Авраам раскидывает свои шатры в центре Ханаана, близ города Сихема, где Господь является ему и где он сооружает первый жертвенник (12,6-7).
  • Далее патриарх двигается на юг и останавливается у города, носящего название своего святилища Вефиль (евр. Бетэль) — Дом Божий. Там он вновь возвигает жертвенник (12,8-9).
  • Голод, вызванный, по-видимому, вторжением войск фараона, вынуждает Авраама искать убежища в Египте, как делали другие кочевники (см. приложение). Боясь, что его убьют из-за красавицы-жены, он выдает ее за сестру, и «взята она была в дом фараона». Но Бог «поражает тяжкими ударами фараона и дом его», и Сару немедленно отпускают. Здесь мы видим не только малодушную робость Авраама, но и покров Промысла, Который охраняет его (13,10-20).
  • После возвращения в окрестности Вефиля от Авраамова клана отделяется группа во главе с его племянником Лотом, поскольку между их пастухами начались распри из-за пастбищ. Лот выбрал цветущую долину Сиддим у города Содома, хотя его жители «были злы и весьма грешны перед Господом». Зная это, Авраам не прельстился злачными пастбищами, а выбрал суровые окрестности Хеврона, где он смог раскинуть шатры в теребинтовой роще (синод. пер. «в дубраве») Мамре. Там Господь снова является ему, и Авраам приносит Ему жертву ().
  • Когда Авраам узнает, что Лот захвачен проходившими по долине Содомской войсками эламитов, он собирает своих людей, ночью нападает на неприятеля и освобождает пленников. Его подвиг вызывает радость в городе Салиме. Царь его Мелхиседек выходит навстречу Аврааму и выносит хлеб и вино (знак дружеского союза, скрепленного жертвой). Он благословляет патриарха от имени Бога Всевышнего (Эля Шаддая) и предлагает воспользоваться отнятой у врагов добычей. Но Авраам отказывается (гл. ).

II. Таким же образом испытывается и вера Авраама обетованию о его потомстве:

а) Проходят годы, а жена патриарха остается бесплодной. Авраам недоумевает. Как совершится предсказанное, когда он вынужден будет оставить все свое имущество и наследство Елиезеру, слуге, которого он взял в Дамаске (15,2)?

Согласно хурритским законам и кодексу Хаммурапи (отражавшим восточное право начала II тысячелетия), усыновленный работник имел право наследства в доме (Хаммур., § 191).

б) Следуя законам своего времени (хурритское право, кодекс Хаммурапи, § 145), Авраам берет себе наложницу-египтянку Агарь. Согласно закону Хаммурапи (§ 146), даже если эта наложница-рабыня родила ребенка, она не должна «равнять себя со своей госпожой». Однако Агарь, зачав дитя, «стала презирать госпожу свою» (16,4). По одному преданию (Я), не выдержав притеснений госпожи, беременная Агарь убежала от нее в пустыню (видимо, пытаясь добраться до родины, Египта). По другому (С) — Агарь была изгнана уже после рождения Исаака. В первом случае Авраам лишался единственной надежды, что рожденный от Агари сын будет его долгожданным наследником.

Сын Агари Измаил получает Божие благословение (его имя встречается в текстах Мари ХVIII в.). Его потомки измаильтяне рассматривались как сородичи израильтян. Их судьба косвенно связана с обетованием, данным Аврааму. Сыны Измаила оставались кочевыми бедуинами Синайской пустыни. Последователи ислама считают их своими предками, хотя само понятие «араб» было тогда более широким и включало всех обитателей пустыни (евр. арава).

в) Когда Авраам состарился и надежда на наследника, казалось бы, уже несбыточна, Бог снова подтверждает ее в особом явлении у Мамре. Там патриарх принимает трех странников. Один из них оказывается Ангелом Ягве, то есть явлением Самого Бога. Он пришел испытать как веру Авраама, так и жителей Содома и Гоморры, грех последних исполнил меру долготерпения Божия.

Сарра засмеялась, услышав предсказание. Оно казалось ей невероятным. Но Авраам непоколебимо уповает на Слово Божие. Рождение сына у престарелых или бездетных родителей описывается в Библии несколько раз (Иаков, Исав, Самсон, Самуил, Иоанн Креститель). Этим Писание показывает, что и жизнь даруется человеку по воле Божией.

Сказание в образной форме излагает и библейскую философию истории, согласно которой судьбы народов связаны с их нравственным состоянием. Умоляя Бога о содомлянах, Авраам уверен в Его справедливости. Патриарх не желает гибели грешников и смиряется, лишь убедившись, что тяжкие грехи обрекают города у Мертвого моря на гибель ().

Примечание. Данные геологии и археологии подтверждают, что в районе Сиддим действительно произошла катастрофа, погубившая прибрежные города. Часть суши опустилась и была затоплена водами Мертвого моря. После ХIХ века названия городов долины исчезают из документов. Конкретный характер катаклизма остается неясным.

Бегство Лота (еще один малый «исход») знаменует повеление Божие отделиться от зараженных грехом хананеев. Лот вошел в их среду, соблазненный удобствами благодатного края, но теперь вынужден бежать, не оглядываясь и бросив все. Это был урок народу Божию, которого так часто манили блага ханаанской цивилизации.

Бл. Августин видит здесь урок и для Церкви новозаветной. «Какой имеет смысл, — пишет он, — запрещение со стороны ангелов освобожденным озираться назад, как не тот, что если мы желаем избежать последнего суда, то не следует возвращаться душою к ветхой жизни, которой возрожденный совлекается благодатью?» (О Граде Божием, ХVI,30).

Рассказ свидетельствует о непреклонной вере патриарха, готовой на любую жертву. Он также указывает, что каждый первенец принадлежит Богу (ср. Исх 34:19-20), но, в отличие от хананеев, сыны Авраамовы должны приносить в жертву не детей, а животных. Сама жертва и посвящение первенца призваны были напоминать о том, что все принадлежит Творцу. Отдавая Ему то, что поддерживает их жизнь, древние израильтяне исповедовали свою веру в верховную власть Бога над жизнью и смертью.

В лице Иисуса Христа Сам Бог принесет Себя в жертву и этим уподобится жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Спасителю (Ин 1:29 ; Откр 5:12).

Примечание . В рассказе о женитьбе Исаака () не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение Авраамово почиет и на Исааке (26,2-5), и рассказывается о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории Авраама (26,6-33 ; ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже.

6. Заключение . Авраам не случайно назван «другом Божиим» (Иак 2:23). Его вера проникнута и духом безоговорочного доверия к Создателю, и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама, чтобы разделить с ним трапезу. Эта трапеза, — когда патриарх догадывается, что его посетил небесный Гость, — становится образом жертвы. Ведь жертва в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог. Трапеза — знак единения людей, трапеза-жертва — знак их соединения с Богом.

Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой.

Вопросы для повторения

  1. В чем заключено значение Авраама как «отца верующих»?
  2. Когда произошло переселение Авраама из Месопотамии?
  3. Каково было первое слово Божие к Аврааму?
  4. Укажите четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама.
  5. Как именовался Бог Авраама?
  6. В чем заключалась вера Авраама?
  7. В чем заключалось данное ему обетование?
  8. Как был ознаменован Завет с Авраамом?
  9. Чем характеризуется личность Авраама в Библии?
  10. В чем заключались испытания Авраама?
  11. Укажите основные пункты странствия Авраама.
  12. Кто был Мелхиседек?
  13. Какой залог содержался в приобретении Авраамом Махпелы?
  14. Какие древние законы объясняют поступки Авраама?
  15. В чем смысл сказания о явлении Бога в Мамре?
  16. О чем свидетельствуют судьбы Содома и Лота?
  17. Почему невеста для Исаака была взята не в Ханаане?
  18. В чем смысл жертвоприношения Авраама?
  19. Как связана икона Рублева «Троица» с рассказом Бытия и тайной жертвы-трапезы?
Loading...Loading...