Лаврентий калужский, блаженный. Молитва лаврентия калужского

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462—1505) как удел своему сыну Симеону (1505—1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне — Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от
17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение — 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил на-чальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

В этом году исполнилось 500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца. Этот день, 23 августа, широко отметили в Калуге. Усилиями новообрядческой епархии был поставлен памятник святому.

Старообрядцы не остались в стороне. Калужская община (настоятель о. Иоанн Курбацкий) выпустила брошюру о святом Лаврентии с каноном. Канон составлен так, чтобы каждый мог молиться, даже тот, кто совсем не знаком с церковным уставом: нужно просто читать все подряд, дана подробная инструкция. Также в сам день праздника в Калугу прибыл митрополит Корнилий.

Он совершил архиерейскую Литургию, после которой состоялся молебен и крестный ход.

Святой с секирой в руке блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

Праведный Лаврентий жил в конце XV и в начале XVI в. при удельном Калужском князе Симеоне Иоанновиче. Кто и откуда был родом Лаврентий — нет прямых указаний. В записи Лаврентьева Калужского монастыря значится: «отца же его и матерее никто же сведом, древних ради лет бывших ». Но в синодике (помяннике) древнего боярского рода Хитровых, находившемся в Лютиковом Троицком монастыре близ города Перемышля, был упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрово, во главе всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок. Поэтому можно заключить, что он принадлежал к роду Хитровых.

Князь Симеон Иоаннович жил на городище, на левом берегу реки Яченки, в полу-версте (верста = 1 066,8 м) от нынешнего города Калуги. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зи-мой и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе. У князя в доме живал он только по временам, большую же часть времени проводил там, где теперь монастырь его имени (ныне район Подзавалья, ул. Широкая, 49). Здесь на вершине горы, по-крытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы. А для слушания днев-ной молитвы в храме прикопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви молиться. Так святой скрывал свои подвиги от людей, избегая тщеславия.

Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности. В старинной монастырской записке, хранившейся в монастыре до его разорения, повествуется:

В лето 1512 нападоша на град (Калугу) агаряне (Крымские татары), противу которых вышел он (князь Симеон) с своими гражданы. Праведный Лаврентий, в дому его бывши, внезапу возопи гласом велиим: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его!». И взем, отъиде (взявши, отошел). Князю же Симеону, в то время бившуся с агаряны с насада (речное судно) на Оке. Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, рекши: «Не бойтеся!». И в тот час победи князь и прогна их. А правед-ный Лаврентий обретеся паки (опять) в дому княжеском, аки юродствуя и говоря: «Оборонил от псов князя Симеона». Князь, возвратився от брани, поведа (рассказал) бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу.

Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни правед-ному Лаврентию.

Святой Лаврентий преставился в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день (23 августа по новому стилю) и был погребен с великой честью в деревянной церкви Рождества Христова, которая со временем была выстроена в камне. Мощи святого почивали и доселе почивают под спудом.

После церковного раскола в конце ХVII в. монастырь принял никоновские новины. В то же время известно, что в 1698-1722 гг. архмиандритом Лаврентьева монастыря был Карион — тайный ревнитель веры Христовой и древлего благочестия. Он укрывал от гонений в своем монастыре старообрядцев, а сам служил по-старому и не воспрещал так служить и приходским священникам. Сохранился документ синодальной церкви, в котором об архимандрите Карионе говорится, как о «важном раскольнике, и укрывателе, и оберегателе, и во всем потатчика расскольническаго». Вероятно, что духовным сыном и учеником Кариона был преподобный инок-схимник Лаврентий Ветковский, родственник блаженного Лаврентия чудотворца. Весьма примечательно, что придел великомученицы Варвары в нашем Знаменском храме освящал именно архимандрит Карион. Так прослеживается связь между монастырем блаженного Лаврентия и калужским старообрядчеством.

К сожалению, Христорождественский собор и другие постройки монастыря (3 церкви, колокольня, настоятельские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями) были разрушены в разгар антирелигиозной кампании в 1929 году. В 1999 году над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут деревянный крест, возжена неугасимая лампада. Сейчас калужская епархия РПЦ заново возводит храм Рождества Христова.

По свидетельству Д.И.Малинина, святой праведный Лаврентий был канонизирован во второй половине XVI или первой половине XVII века. В 1565 году царь Иоанн Грозный, бывший в 1563 г. в Калуге, в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Память святого празднуется 10 (23) августа, в день его кончины по общей минее. В монастыре имелась особая рукописная служба святому. До революции в этот день совершался крестный ход из Троицкого собора в Лаврентьев монастырь при многочисленном стечении народа.

На древних иконах праведный Лаврентий изображался в рубахе и овчине, босой, с секирой, насаженной на длинное топорище — напоминание о чуде на р. Оке. Темно-русые и долгие волосы рас-кинуты по плечам, длинная борода раздвояется на груди. В Калужском областном художественном музее в постоянной экспозиции находится икона конца XVIII в. изображающая заступление святого Лаврентия Калужского в битве с татарами.

В рукописном житии праведника записано несколько посмертных чудес.

Так, в 1621 г. молитвами блаженного Лаврентия со-вершилось исцеление параличного боярина Льва Андре-евича Кологривова. Этот больной не владел ни ру-ками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение. Потом встал, подошел к раке и прило-жился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым. В воспоминание этого чуда память святого чтилась еще и 8 июля.

В 1-й день июня 1622 г. праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помо-литься праведному Лаврентию, но бесноватый, устра-шаемый злыми духами в виде лютых зверей, устре-млявшихся растерзать его, сопротивлялся им. Близ церкви Богоявления Господня страждущему внезапно явился Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу. Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и после молебна возвратился в дом свой здравым.

В 1634 г. у раки блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов! Но на четвертый день за Божественной литургией во время пения Херувимской песни страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления и мучения.

8 марта 1630 года девица Евдокия, дочь благочестивых родителей Авраамия и Марии, лишилась зрения. В одну ночь сей девице явился праведный Лаврентий и сказал: «Приди в обитель святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Девица, исполняя данное ей повеление, пришла с ро-дителями своими ко гробу чудотворца Лаврентия и, по совершении молебна, прозрела глазами.

4 августа 1632 г. калужанка Евдокия, при переселении с мужем своим Гавриилом из Ка-луги в Тулу, лишилась зрения. Вспомнив о чудесах, совершающихся при гробе праведного Лаврентия, Евдокия в сопровождении мужа поспешила в обитель его и по усердной молитве у гроба праведника получила исцеление.

В 1641 году принесен был к раке праведника сын калужского гражданина. Он был болен ногами, и отец принес его на себе, но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой.

1 мая 1641 года к игумену Лаврентиева мо-настыря явился юноша Симеон и сказал: «Плывя из Нижнего Новгорода в Калугу на стругах, я от про-студы подвергся изнурительной лихорадке, благослови меня, отче святыи, пробыть несколько дней в обители и помолиться угоднику Божию Лаврентию об исцелении от гнетущей меня болезни». Получив благословенье игумена пожить в монастыре, юноша являлся в цер-ковь ко всем службам, усердно молился чудотворцу Лаврентию об избавлении от своего недуга, и вскоре Господь Бог по молитвам праведного Лаврентия да-ровал ему просимое исцеление.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление Наполеона, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года. Образ святого Лаврентия был изображен на хоругви калужского ополчения, которая сопровождала наших предков в двух войнах: Отечественной 1812 года и Крымской. Ныне хранится в Калужском музее истории войны 1812 года.

Дни памяти: 10 (23) августа

лаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону (1505-1518).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».

Ч ерез два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (…) да и Смоленск взя».

Т о, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне - городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (+ 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря - каменная стена с башнями.

О писание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; (1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

П ервое из чудес относится к 1621 году. Это - исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

П о молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

М ногочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием - лихорадка.

К алужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

В о время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», - как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

К огда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города - блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

И звестно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой - святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

К роме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

Тро парь

П росветився божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложив,/ целомудрием и многим терпением во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ источавши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу, Лаврентие всеблаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Ин тропарь

С вятый праведный Лаврентие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак блаженного Лаврентия

И збранному и дивному в праведницех,/ инее убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Лаврентие.

Молитва блаженному Лаврентию

О святый и Богопрославленный праведниче и чудотворче Лаврентие, скорый помощниче и усердный заступниче всех с верою и любовию молитвенно к тебе прибегающих! Се и мы, смиреннии и грешнии, обременении игом тяжким многих беззаконий наших, во умилении глубоцем к тебе прибегаем и, припадающе к многоцелебней раце святых мощей твоих, молим и просим тя: помолися за нас ко Господу Богу, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит нас на стезю покаяния и спасения. Вемы бо, вемы, яко много может пред Ним молитва праведнаго. Тебе же, воистинну праведника суща, на умоление к Нему предлагаем со упованием крепким, яко твоего ради Небеснаго предстательства пред Ним и мы, недостойнии, помиловали будем. Испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, мир во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сиротствующим призрение, убогим снабдение, подвизающимся преуспеяние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение. Страну нашу сохрани святыми молитвами твоими в благоденствии невредиму от всякаго зла, град же твой и святую обитель твою соблюди в мире и благоустроении, яко страж и хранитель их неотступный. Ей, угодниче Божий! Не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего, и прославляем неизреченное человеколюбие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

, местночтимый Святой Русской Православной Церкви . С помощью святого связывают защиту города от нападения крымских татар в 1512 году. Около места погребения Лаврентия построен Лаврентьевский монастырь.

Вероятно состоял в родстве с Хитрово . Некоторое время жил при дворе удельного князя Семёна Ивановича , а больше в полуверсте от города его времени, на вершине горы, покрытой густым лесом, в хижине вблизи храма Рождества Христова . Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах .

Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудесами. Преставился он 10 августа 1515 года .

На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном был устроен Калужский Свято-Лаврентьев монастырь .

20-23 августа 2015 года в Калуге прошли торжества, посвященные 500-летию со дня преставления святого праведного Лаврентия Калужского. 22 августа, по окончании Божественной литургии, митрополит Климент (Капалин), архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко) и епископ Козельский и Людиновский Никита (Ананьев) в сослужении духовенства Калужской митрополии совершили освящение памятника праведному Лаврентию. .

Напишите отзыв о статье "Лаврентий Калужский"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Лаврентий Калужский

– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

Loading...Loading...