Молитвы утренние и вечерние. Утренние молитвы слушать онлайн

Краткое утреннее молитвенное правило

Молитвы утренние


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (Трижды ) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Пресвятой Богородице


Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва первая, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва того же святого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя) , родителей моих (имена) , сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Благословенен час молитвы

Цель урока:

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

Задачи:

1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

1 часть. Пролог.

Вопросы учителя:

Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

2 часть. Завязка

Учитель .

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет нам прочувствовать молитву душой.

3 часть. Развитие действий.

Итак:

Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

А что же прося люди обычно у Бога? (Здоровья, прощения, благ).

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

Служба в православном храме - прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Слайд №2

Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Слайд №3

Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.

4 часть. Кульминация.

Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

Сколько пьес вошло в альбом? (24)

Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

(Аранжировка)

Правильно.

Послушаем пьесу «В церкви».

Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

5 часть . Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

Слайд №5 (со словами песни)

Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».

5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

Ответы учеников.

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
  2. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
  3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

6. Эпилог.

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!


МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней - более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского - «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе - создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе - более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно - более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно - во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению . Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению . При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...», «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше...» и др.).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах - Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения - без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения - с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

4. Произведения в форме периода

Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».

Тихо

Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo ) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.

Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение . Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.

Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)

Andantino

В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер , пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.

Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.



Loading...Loading...