Нравственные идеалы. Примеры нравственных идеалов

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал . Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.

Понятие о нравственном идеале распространяется и на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности. Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.

16. Смысл и цель жизни

Смысл жизни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

17 вопрос: Взаимодействие морального и политического сознания. Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав чувств и представлений, в котором по-своему выражается круг интересов, связанных с деятельностью государства и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы - экономические прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным. Да, устремления отдельных социальных групп в нем выражены достаточно ясно. Но различные классы, группы не могут сосуществовать, не учитывая, хотя бы в минимальной мере, чаяния других слоев населения. В противном случае наступает непрерывная гражданская война. Кроме того, у любого государства есть общие для всего населения интересы: охрана границ, отстаивание своих специфических устремлений на международной арене, сохранение культуры, традиций, как и элементарное человеческое сочувствие и сострадание, одобрение и т.д. Однако следует признать, что на ранних этапах развития государства (рабство, крепостничество) действительно доминировало политическое сознание господствующих сословий. В последние же столетия (особенно в ХХ веке) политическое сознание наполняется все в большей мере общечеловеческим содержанием. Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй," вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", - этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации. В чем же различие между моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает прежде всего горизонтальные устремления людей, а моральное - не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания - это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения ("угроза страшнее наказания"), с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает лишь в виде исключения - для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков. Словом, различий между моральным и политическим: сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах, в их деятельности. И прежде всего сущность такого или иного государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали преимущественно к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как "не убий", "не укради др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания - понятие "справедливости", «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость - это следование законам, установленным государством. Для морали - справедливость - это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние дес?6?

18 вопрос: Мораль и религия: сходство и различия Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Например, софист Критий (46О-4О3 гг. до н. э.) в недошедшей полностью до нас трагедии утверждал следующее: С умом глубоким мудрый муж впервые Боязнь богов для смертных изобрел, Чтоб страх у злых какой-нибудь, да был, Начнут ли делать, говорить или думать Хотя б тайком... Много веков спустя (в ХV в.) французский просветитель Вольтер, резко обличавший католическую церковь, в то же самое время заявлял, что, если Бога не было бы, то его следовало бы выдумать - для того, чтобы обеспечивать выполнение нравственных заповедей: "Я хочу, чтобы мой управляющий, моя жена и моя прислуга верили в Бога. Я думаю, что в этом случае меня будут меньше обкрадывать и обманывать". Даже ярый атеист П.А. Гольбах признавал, что некоторые люди отвергают религию только потому, что она является для них стеснительной уздой, мешает им вольготно предаваться порокам. Но с другой стороны, также с глубокой древности известна и противоположная точка зрения на характер взаимодействия религии и морали. Так, живший около ХХ веков назад римский философ Лукреций Кар, являвшийся последователем Демокрита и Эпикура, в своей поэме "О природе вещей" писал, что религия немало "нечестивых и преступных деяний рождала", а религиозные проповедники выдумали множество бредней, "могущих смутить и нарушить все, жизненные устои". Много веков спустя французские просветители вопрошали: "Почему имеются алтари, но отсутствуют добрые нравы? Почему так много священников, но так мало честных людей?". Жесткую критику в адрес религии высказывали Л. Фейербах, марксисты. Известный английский ученый Б. Расселл считал именно христианство главным препятствием на пути нравственного прогресса. 3.1 Фрейд писал: "Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность". Обличительных или, по меньшей мере, сдержанных характеристик религии можно привести немало. Где же истина? Крайние оценки роли религии в нравственной жизни, по всей видимости, не совсем верны и они касаются большей частью каких-то отдельных, действительно, крайних, проявлений. Истина, видимо, где-то посередине. Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, напри- мер, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д. Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственны" ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога. Эти два пути мог совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали на кострах инквизиции. А вот весьма откровенное высказывание одного из новоявленных проповедников Уитнесса Ли: "...Главный вопрос во вселенной - не этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. Ты должны освободиться от этического или моралистического взгляда на вещи". Далее. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании (во всяком случае - сознании светском). Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства - любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение. (Заметим, сам факт существования церковных "должностей" не всегда благотворн?6?

19 вопрос: Противоречия религиозного учения о морали В то же время, раскрывая нравственный потенциал религии, не стоит его преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Тем более, что нередко крупные религиозные деятели, проповедники сами критически его оценивают, весьма сдержанно, а порой и резко характеризуют повседневную жизнь рядовых верующих. Известный православный священник А. Тень в одной из своих лекций говорил следующее: "Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности". В этом же смысле, хотя и не столь резко, высказывался и известный американский проповедник Б. Гремм, по мнению которого христиане довольно часто не являют собой пример "христианской любви и частоты". Высказываний подобного рода нетрудно умножить. Не всегда радуют христианских идеологов и результаты многочисленных социологических исследований, проводимых в промышленно развитых странах. Конечно, поступки конкретного человека зависят от многих факторов, а не только от его религиозных убеждений, которые, к тому же, могут отличаться поверхностью. Зададимся вопросом: "А всегда ли верующие могут найти в религиозном учении ясные нравственные ориентиры? Не сталкиваются ли сами христианские мыслители с теми проблемами, на которые у них нет ясного, однозначного ответа?"/Конечно, и советские этические учения сталкиваются с серьезными проблемами, имеют различные точки зрения на решение одних и тех, порой весьма принципиальных, вопросов (об этом мы уже говорили). И в этом плане религиозное учение становится в один ряд с другими этическими воззрениями и не может претендовать на истину в последней инстанции, на исключительную роль в нравственном просвещении населения. Правда, нельзя не отметить, что религиозные проповедники имеют немалые преимущества в связи с существованием достаточно развитых, могущественных религиозных организаций, религиозного культа, вошедшего в плоть и кровь повседневной жизни многих народов, а также влияние многовековых традиций. В чем же конкретно проявляются противоречия в религиозно-моральном сознании, в определенной мере отрицательно сказывающиеся на поведении верующих, снижающих нравственный потенциал религии? Думается, вряд ли имеет позитивное нравственное значение наличие острых противоречий не только между различными мировыми религиями, но и между отдельными разновидностями христианства. Так, некоторые православные авторы критикуют западных богословов за то, что они на первое место ставят вторую заповедь о любви к ближнему, а заповедь о любви к богу отодвигают на второй план, т.е. они исходят скорее из милосердного ближнего, нежели из милосердного Бога. А это, по мнению православных проповедников, искажает сами основы нравственности, ибо человеку в ней отводится слишком значительное место. Эти же авторы обвиняют протестантизм в мистическом индивидуализме (вместо православной соборности), в религиозном утилитаризме и эгоизме, в увлечении горизонтальными, земными, проблемами (См.: Журнал Тос-ковской патриархии. - 1994. - № 4. - С. 29-3О). Православные священнослужители считают, что учение кальвинизма о безусловном предопределении Богом жизни человека приводит к "нравственному индифферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла" (Зноско-Боровский Т. Православие. Римско-католичество. Про-тестантизм и Сектантство. Сравнительное богословие. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -1992. - С. 1О5). Обращает на себя внимание, что идеологи различных разновидностей христианства апеллируют в первую очередь к Библии. Это лишний раз свидетельствует о наличии в самом Священном писании множества различных противоречий, разноликих тенденций. В этой же связи стоит вспомнить, что взгляды целого ряда выдающихся русских мыслителей (Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др.) получали весьма неоднозначную оценку со стороны русской православной церкви. В том числе и по вопросам морали. Для религиозно-этической мысли существует немало острых вопросов. Некоторые из них мы уже отмечали выше. Например, вопрос о существовании зла. Попытки религиозных мыслителей побудить человека примириться с существующим злом (страданиями, несправедливостью и т. д.) вряд ли находят понимание у многих верующих. Точно также весьма трудной, как мы отмечали, для религиозных идеологов является и проблема свободы. Абсолютная свобода ведет к умалению могущества Бога. Впрочем, абсолютная свобода реально и не существует, ибо человек во все времена, во всех обстоятельствах чем-либо ограничен. Но может быть, действительно все волосы на голове человека сочтены и ни один волосок не упадет без воли Бога? В этом случае человек перестает быть личностью и превращается в робота, которому дана программа действия. В какой же мере человек независим от Бога? Вопрос очень трудный для религиозного мышления. "Трагизм и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и нра

20 вопрос: Если нравственный прогресс существует, то какова его специфика? Для понимания сущности нравственной жизни человека важно знать, изменяется ли нравственность в ходе исторического развития общества или остается практически неизменной. Уже в древнем мире возникли представления о развитии нравственности. У Протагора, Демокрита, Платона, Лукреция Кара встречаются мысли о том, что человечество к современному им состоянию пришло от дикости. Платон в сочинении "Государство" писал, что люди первоначально жили во вражде друг с другом (враждовали между собой даже боги!), творили несправедливость, но, отведав всего этого, с избытком, они "нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Иначе говоря, с образованием государства установился определенный порядок, уменьшилась вражда, бесчинства. Это нашло свое выражение и в религиозных представлениях: Платон уже не доволен Гомером и Гесиодом, что они так "легко" изображали богов, которые якобы творили не только добро, но и зло. По мнению Платона, удел богов - только добрые дела. Словом, моральное сознание стало уже ощутимым фактором общественной жизни, культуры. Близкие мысли проводятся и Лукрецием Карож в его поэме "О природе вещей". Он отмечал, что люди первоначально не только не могли пользоваться огнем, но "общего блага они не блюли". Наибольшее развитие и признание идеи социального и нравственного прогресса получили в эпоху Просвещения. Известный экономист А. Тюрго в своей знаменитой речи " Последовательные успехи человеческого разума" утверждал, что в обществе наблюдается беспрерывность развития человеческого разума, смягчаются нравы. Другой просветитель - Кондорсе (1743-1894) провозглашал, что в человеческом разуме заложена способность к бесконечному совершенствованию, и призывал построить общество, в котором истина, счастье и добродетель будут связаны единой цепью. Он же проникновенно провозглашал: "Никогда развитие не пойдет вспять!" Оптимистический взгляд на духовное, нравственное развитие общества разделяли также многие представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье и др.), революционные демократы, марксисты. С конца ХХ века идея прогресса стала терять свое влияние в определенной части общества (здесь свою роль сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера и др.), тем не менее до сих пор она, может быть более осторожно и осмотрительно, но все-таки признается значительной частью населения. Вера в прогресс все еще свойственна многим людям. Какие же аргументы обычно приводятся в пользу данного взгляда на историю нравов? Прежде всего отмечается очевидность прогресса в науке, технике, технологии и в ряде других видов человеческой деятельности. Мораль же, как регулятивный фактор, не может стоять в стороне, также должна совершенствоваться, обогащаться. Другое дело, что нравственный прогресс имеет свою специфику. Эта специфика выражается, прежде всего, в том, что нравственный прогресс идет не синхронно с прогрессом науки и техники. Изобретение паровоза или компьютера еще не означает революции в нравах, в проявлении добродетели. Сам нравственный прогресс - не есть прямолинейное восхождение, а представляет собой довольно сложное, противоречивое движение с попятными отступлениями, с уходом "в сторону" и т.д. Наконец, нельзя не отметить, что различные уровни, компоненты морали прогрессируют не в равной мере. В морали имеются довольно устойчивый, хотя и тонкий, пласт "вечных" постулатов, аксиом, которые изменяются в незначительной степени. Меняется, главным образом, сфера их применения. Так мы уже отмечали, норма "не убий" первоначально распространялась только на членов рода, а ныне она приобрела универсальный, общечеловеческий характер. Меняются формы их реализации. Принципиально новые постулаты появляются крайне редко. Другое дело - нравы. В этом слое моральной жизни прогресс более очевиден. Как уже отмечали многие авторы (начиная с Вл. Соловьева, если брать отечественную мысль), от века к веку происходит гуманизация, облагораживание нравов, непосредственных отношений между людьми, обогащается нравственная культура. Как отмечал Вл. Соловьев, с появлением государства, с развитием духовной культуры иным становится общение между людьми. Я могу к какому-то человеку питать злобные чувства. Но я не бросаюсь на него, как это было на ранних этапах человеческой истории, с кулаками, не грызу его зубами, а наоборот, обращаюсь с ним, может быть, подчеркнуто учтиво. Точно также, продолжал русский философ, и в отношениях между народами взаимная неприязнь, недоверие не всегда доходит до войны. Сами же войны, писал Вл. Соловьев, в ХХ веке более походят "на формально обусловленную дуэль двух порядочных людей, нежели на драку двух пьяных мастеровых". Да и сама война, особенно после кровавых 1 событий ХХ века, считается в принципе недопустимой, аморальной. Хотя следует призна

21 вопрос: Научно-техническая революция и нравственность Нравственное, духовное развитие современного общества в большой степени зависит от научно-технической революции, которая, как принято считать, началась в середине ХХ века и является частным проявлением научно-технического прогресса, который осуществляется практически на протяжении всей человеческой истории. Научно-техническая революция привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Значительно повысилась производительность труда, жизнь человека стала более обеспеченной, комфортной, динамичной. Появилось множество новых профессий, ранее неизвестных. Резко возросло количество добываемой информации (информационный взрыв). Заметно вырос удельный вес городского населения (урбанизация - от лат. urbanis- городской). Нетрудно назвать и множество других изменений в повседневной жизни, вызванных научно-технической революцией. Естественно, они ярче всего проявляются в промышленно-развитых странах. Каким же образом все эти изменения сказываются на нравственности? Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители не без основания полагают, что науки (естествознание) не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. Как отмечал еще А. И. Герцен, смысл жизни не найти на дне реторты. "Перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде", - писал в начале века С.Н. Булгаков. "Наука не решает вопрос о ценностях", - утверждал выдающийся английский ученый Б. Рассел. Высказываний подобного рода можно привести немало. Подобные суждения в известной мере отличаются категоричностью. Однако очевидно, что исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру. Но если научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, то она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно также следует признать, что достижения НТР могут использоваться как в добрых, так и в злых целях. Простейший пример: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой - к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д. Разберемся в этом более обстоятельно. И первоначально отметим позитивное влияние НТР на повседневную нравственность. Сразу необходимо указать на то, что развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровню его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к самым различным произведениям искусства, к последним достижениям науки и т. д. - А это очень важно при оценке самых различных явлений, поступков, ибо широкий кругозор дает возможность индивиду учитывать многие обстоятельства, предвидеть будущее и не уподобляться чеховскому герою, свертывающему гайки с железнодорожного полотна. Повышению общей нравственной культуры способствует и то, что этические исследования становятся более изощренными. Тем более, что сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др. Именно в последние десятилетия появились также направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях. : Нельзя не отметить и того обстоятельства, что современная высокопроизводительная, часто дорогая техника и" технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, на химических заводах, на транспорте и т.д.). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности самых различных предприятий. Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни. О6 этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в ХХ веке. Например, Н. Бердяев отмечал, что техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышле?6?

22 вопрос: Нравственное воспитание в жизни общества Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека - "наставить душу к добру и злу". Другой выдающийся философ античности - Демокрит писал следующее: "Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении "Политика" резонно отмечал, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб". Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание - воспроизводство духовное - является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни. Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. (О взаимоотношении морали и права, политики, религии мы говорили ранее).

23 вопрос: Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания Воспитание, особенно нравственное, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, результаты которого не всегда предсказуемы. Думается, воспитателю весьма важно иметь представление о тех факторах, которые в значительной мере предопределяют направленность воспитания. Эти факторы мы можем (и то в известной мере условно) отнести либо к объективным, т.е. независимым от сознания, воли воспитателя и воспитуемого, либо к субъективным, зависимым от человека. К объективным факторам следует отнести, прежде всего, особенности среды, в которой живет человек. А именно - это социально-экономические отношения, которые господствуют в ту или иную эпоху, в той или иной стране, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация. Все это, несомненно, фиксируется в значительной мере во внутреннем мире человека, определяет направленность его поведения, духовно-нравственных исканий. Конечно, моральные ценности имеют общечеловеческий характер и достаточно консервативны. Но они воплощаются в конкретных условиях жизни. Их трактовка, их роль будет пониматься у дворянина несколько иначе, чем у простого крестьянина, у богатого и у бедного. Особенно все сказывается на нравах, уровне нравственности. Скажем, путь к добру и злу у богатого будет отличаться от такого же пути у бедного. Роскошь подталкивает к разгульному образу жизни, лени, безответственности, а нищета к озлобленности, зависти, агрессивности и т.д. Еще Вл. Соловьев писал, что преступность "питается и поддерживается средою нищеты, чрезмерного механистического труда и неизбежного в этой среде одичания, так что и самые разумные и человеколюбивые пенитенциарные воздействия на личность отдельных преступников в общем оказались бы малоуспешными". Ясно, что формирование высоких нравственных убеждений в богатых и бедных районах должно идти неодинаково, с учетом специфики жизни молодого человека. Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно - его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы - гнева, ярости. Определенный отпечаток процесс нравственного вос-питания подрастающего поколения откладывает и пробле-ма взаимоотношения отцов и детей - проблема вечная, ибо уже в древнем обществе можно было встретить упреки в адрес молодых людей (легкомысленны, не чтят старших и т.д.), а молодое поколение издавна корит старших (особенно это заметно в наше демократичное время) за консерватизм, за приверженность к устаревшим обычаям, нравам. У молодежи может проявляться тенденция к моральному релятивизму, а у старшего - к морального догматизму, авторитаризму, неумению учитывать новые условия, новые конкретные механизмы воплощения вечных нравственных ценностей. Вопрос о взаимоотношении поколений требует особого рассмотрения. Ты же сейчас отмечаем, что и его важно учитывать в процессе воспитания. К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная и методическая подготовка учителя также из этого ряда факторов, ибо уровень этой подготовки в немалой степени зависит от него самого. От человека зависит, в какой степени он увлекается спортом, спиртным, азартными играми, сомнительными предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности формируются и под воздействием окружающей среды. Иначе говоря, грань между объективными и субъективными факторами довольна подвижна и условна.) От индивида, его "работы над собой" зависит, и его эмоциональное богатство или бедность. Здесь следует подчеркнуть, что субъективный фактор наиболее "отзывчив" на воспитательные действия. Учитель в состоянии существенно обогащать эмоционально-чувственный, интеллектуальный мир молодого человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости "развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств - к радости, горю, одиночеству". Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован. Своеобразным признанием данного обстоятельства является евангельский сюжет. Вместе с Христом распяли двух разбойников. Но лишь один внял проповеди богочеловека (а не простого воспитателя), а другой остался глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги нередко обходят проблему эффективности воспитательного процесса. Однако она существует, о чем свиде

24 вопрос: Марксистская этика. К.Маркс. Ф.Энгельс Маркс и Энгельс выводят этические взгляды, нормы морали из экономических отношений, из экономических условий существования классов. Марксизм отбросил идеалистические теории морали, согласно которым моральные принципы стоят над историей и выводятся из внеисторического источника – бога, абсолютной истины, абстрактного самосознания. В действительности люди всегда черпали свои моральные взгляды из своих реальных отношений, с изменением которых изменялись и моральные взгляды, представления о добре и зле. Марксистская этика утверждает,что формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм может происходить только в процессе практической деятельности. Связь морали с экономическими отношениями обычно бывает очень сложной. В развитии морали, как и в развитии других форм общественного сознания, имеет место относительная самостоятельность. Это означает, что новые классы не создают свои этические воззрения, полностью отличные от воззрений предшествующих эпох, а видоизменяют их, отбрасывая то, что им не нужно, и сохраняя то, что соответствует новым экономическим отношениям, положению данного класса в обществе. Основоположники марксизма видели, что в развитии морали большое значение имеет сила привычки, сила традиций, благодаря чему в обществе долгое время сохраняются определённые моральные взгляды, нормы, оценки и сохраняются даже тогда, когда исчезли или существенно изменились условия, их породившие. Они видели также, что большое влияние на мораль оказывают политика, религия, философия, искусство, а сами эти формы общественного сознания испытывают на себе влияние определённой морали. Всё это означает, что экономическое развитие определяет не прямо и непосредственно, а обычно лишь в конечном счёте мораль определяет направление, в котором видоизменяются или преобразуются моральные взгляды людей, их нормы поведения, оценки. Марксизм показал, что в «морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс», что в морали прогрессивных классов, в их этических системах, выражающих в той или иной степени интересы народных масс, борющихся против эксплуатации и угнетения, имеется положительное содержание, которое не исчезает, а развивается новыми прогрессивными общественными силами. Рабочий класс наследует лучшие моральные ценности человечества, все положительные приобретения прогрессивной этической мысли прошлого и развивает их на основе принципов классовой морали. Источники морали следует искать в общественном бытии, в реальном мире, в материальных условиях жизни людей. А так как общество развивается и изменяется, то, очевидно, и мораль, порождённая общественными отношениями, также развивается и изменяется, она не является системой вечных и неизменных норм. Причины изменения морали следует искать в изменении способа производства, который имеет определяющее значение для всех других общественных отношений. Прогресс общества, основанный на частной собственности, совершается через классовую борьбу, что опять же обусловливает классовый характер морали и теорий о ней. Марксизм доказал не только зависимость морали от общественного бытия, а раскрыл её функциональное значение. Обратное воздействие морали на породившее её бытиё, её значение для развития общества. Мораль может играть прогрессивную роль только тогда, когда она отвечает потребностям общественного развития. И наоборот, её реакционная роль определяется защитой устаревших и отмирающих общественных форм и сил. Марксизм преодолел традиционные трудности этики, выраженные в основном в противопоставлении формы содержанию морали, нравственных норм действительности, и превратил этическую теорию в науку о происхождении и сущности морали, о её роли в жизни людей. Марксистская этика исследует то, что есть в действительной нравственной жизни людей и, исходя из этого обосновывает, какой должна быть мораль будущего. Марксистская этика не удовлетворяется простой констатацией нравственных явлений, а указывает и активно утверждает новое и прогрессивное в морали общества. С изменением и развитием её объекта развивается и марксистская этика.

Cтраница 1


Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений.  

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желание погрузиться в общение с божественным Дао.  

Нравственные идеалы советских людей определяются величием цели, за осуществление которой они борются. Партия строго на научных основах сформулировала моральный кодекс строителя коммунизма, включающий в себя важнейшие нравственные принципы, которыми должен руководствоваться советский человек. Лекционная пропаганда призвана активно содействовать тому, чтобы добросовестный труд на общее благо, забота о сохранении и умножении общественного достояния, высокое осознание общественного долга стали нравственными принципами каждого советского человека.  

Важен также нравственный идеал - представления человека о том, что подлежит одобрению или осуждению.  

Требование следовать нравственному идеалу обязательно для любого, коль скоро он человек. Поэтому-то подлинной реальностью истории, подлинным предметом социологии является именно личность, хотя, с другой стороны, не следует забывать, что общество задает новое качество обособленному личностному опыту.  

Гносеологический анализ категории нравственный идеал обнаруживает, что связь понятия идеал с конкретной личностью вполне закономерна. Повседневное рождение идеалов в сознании Отдельных людей кратко повторяет историю возникновения и развития морального сознания человечества. Мораль берет свое начало с оценки поступков, действий людей и явлений действительности с точки зрения их значимости для человека и общества. Моральное сознание здесь еще тесно вплетено в свою материальную основу. Только на следующей ступени оно отрывается от своей Материальной конкретности и начинает существовать идеально в форме системы норм, понятий и принципов. Среди этих понятий идеал занимает особое место, так как он связан не только с настоящим, но и с будущим. Эта устремленность в будущее не может быть неопределенной и беспредельной.  

Рассмотрим теперь современный кризис нравственных идеалов и права.  

Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете является нормативной. Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, что эти идеи отражают объективную логику развития об-ва. Нравственность рабочего класса не только отвечает этому условию, но и является основой для формирования общечеловеческой морали в бесклассовом об-ве.  

Учет диалектического взаимодействия общественного и нравственных идеалов дает возможность точнее определить содержание, специфические особенности и значение указанных категорий.  

На многое способен человек, имеющий нравственные идеалы. Они не появляются в сознании на пустом месте. Необходимы высокий культурно-образовательный уровень, развитое воображение, стремление к самосовершенствованию. Человек должен быть устремлен к лучшему, благородному, к эталонной чистоте нравственных принципов. Всякое стремление предполагает конечную точку - цель; цель является венцом стремления.  

В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал-мудрец - благородный муж, которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина. Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие. Простолюдин же из-начально лишен этих качеств. Изложение этики конфуци-анства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения. Первый следует долгу закону, второй думает, как бы получше устроиться и по-лу) чить выгоду. Первый требователен к себе - второй к лю-дя) и. О первом нельзя судить по мелочам, и ему можно дове-рить большие дела, второму же нельзя доверить большие дела и о нем можно судить по мелочам. Первый живет в со-гл сии с людьми, но не следует за ними, второй же следует за другими, но не живет с ними в согласии. Первому легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному; второму трудно услужить, но легко доставить радость. Первый идет на смерть ради человеколюбия и доЛжного, второй кончает жизнь самоубийством в канаве. Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Не 5а, великих людей и слов совершенно мудрых.  

Так приходим мы к выводу, что нравственный идеал требует постоянного действия. Не земной рай, как вечная награда за употребленные ранее усилия, а неустанный труд, как долг постоянного стремления к вечно усложняющейся цели, - вот что, с этой точки зрения, должно быть задачей общественного прогресса.  

Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов.  

Нас интересует специфика культуры, т.е. системы ценностей, духовных и нравственных идеалов, менталитета, повлиявшая на развитие хозяйственной жизни Востока, особенности хозяйственной культуры, не способствовавшие зарождению духовных предпосылок эндогенного капитализма.  

Необходимо также уметь проводить различие между нравственным долгом и нравственным идеалом. В стремлении реализовать собственные нравственные идеалы юристы должны полагаться на соответствующие их специализации этические кодексы, для того чтобы делать добро и приносить пользу в тех культурных формах, которые установило профессиональное сообщество.  

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"


Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое. Эта волна утверждения нравственного идеала доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие нравственного идеала.

2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятие нравственного идеала.


1. Понятие нравственного идеала

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα – образ, идея) – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

2. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотреть только 2 из них «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Каждому свойственно найти что-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», – рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро – вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду» – вот эпиграф повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины – честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.


Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал – понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми, не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», – писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине, я рассматривала, творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.


Список литературы

1. Словарь по этике – М. 1989.

2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. – М., 2001.

3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб. 2002.

4. Кондрашов В.А. Этика. Учебное пособие – Ростов на Дону, 2000.

В нашей жизни мы часто употребляем слово «идеал». Но задумываемся ли мы о его значении. Давайте заглянем в толковый словарь. Синонимом слова идеал является слово «совершенство». Если описать значение, то получится, что это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии. Человек может обладать идеальной красотой, характером. Но все это внешние проявления.

Трактовка термина

Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу "что такое идеалы?". Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.

Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.

По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, герой боевика, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.

Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и примером для подражания ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.

Примеры идеала

Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. Нравственный идеал может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.


Представление об идеале с точки зрения философии

Вопрос о том, что такое идеалы, интересовал людей еще с древнейших времен. Сегодня понятие о нравственности и культуре постепенно утрачивает свое значение. В умах взрослый, не говоря уже о детях, происходит настоящее смешение самых разных культур и ценностей. В то же время, общество не может нормально развиваться, если нет возвышенных целей, идеалов. Понятие нравственного идеала присутствует в православной религии, на которой строилась культура Древней Руси. Детей, в те времена, воспитывали в соответствие с представлением о догматах православной церкви.

Позже многие философы, например, Ломоносов, изучали идеалы со своих точек зрения. Именно их представления закладывали в систему воспитания детей. Понятие об идеале можно найти в трудах Канта, Песталоцце, Ушинского. Система духовных ценностей заложена во многих произведениях художественной литературы. Но дело в том, что в разное время на вопрос, что такое идеалы, люди отвечали по-разному. В каждой культуре свои ценности.

О нравственных идеалах

Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал - это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.

  1. С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
  2. На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.

Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.


Культурные ценности человека

Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.

В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу - сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.

Идеальная жизнь человека

Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.

Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.

Можно ли достичь идеала

Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.

Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.

Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.

В заключение

Рассмотрев вопрос, что такое идеалы человека, можно сделать выводы. В погоне за материальными ценностями не стоит забывать о нравственности и духовности. Основа нравственных ценностей заложена во многих религиях. Должна быть система, которая основывается на культуре. Душа должна быть на первом месте. Именно о развитии духовных качеств следует заботиться в первую очередь. Тогда и жизнь общества может стать идеальной.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

H.H. Епифанова НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

КАК ОСНОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

еномен жизненного мира - это не столько явление западной культуры, сколько мировоззренческая схема целой эпохи - Нового времени. Для нее характерен принцип европоцентризма, отсутствие внимания к плюрализму культур. Современное понимание жизненного мира не может не учитывать тех подходов, которые сложились во второй половине XX в. в границах различных философских направлений. Идея жизненного мира как понятия (Lebenswelt) указывает не только на общность европейской культуры, но и подчеркивает уникальность отдельных культурных образований.

Происходившие в XX в. философские дискуссии не разрешили проблемной ситуации, требующей всестороннего рассмотрения данного явления. Так или иначе, но современное его понимание требует критического подхода, поскольку «тотальность» жизненного мира предполагает некое определенное социально-культурное сообщество, в то время как «повседневность» диктует новый взгляд на мир: диалог культур, коммуникация между сообществами разрушают привычные взгляды и сформированные в прошлом стереотипы, задают новый горизонт восприятия жизненного мира в многообразии культур.

В контексте жизненного мира приобретает особую значимость акт культуро-созидания, принцип культурного образования (Kulturbildung), своего рода жизненная возможность культурного постижения субъектом новых реалий, несущих с собой духовно-этический смысл. «Личная жизнь, - определяет основоположник трансцендентальной феноменологии жизненного мира Э. Гуссерль, - означает обобществленную жизнь как «я» и «мы» в горизонте сообщества, а это - сообщества различных простых и стратифицированных форм, подобных семье, нации, наднациональной общности» .

Жизненный мир - это пространственный и временной мир, и к его собст-

венному, бытийному смыслу как смыслу жизненного мира принадлежит установка только на временной модус настоящего. В качестве феномена культуры жизненный мир подвержен культурно-исторической трансформации: в плане своего собственного горизонта культуры он сам отсылает к временным модусам морального сознания - духовно-нравственным ориентирам прошлого и будущего. Таким образом, не удивительно, что содержательный смысл жизненного мира человека как явления определенной конкретной повседневности, духовнонравственную созидающую сущность которого еще предстоит выявить в горизонте современной культуры, следует строго определять реальной системой воспитания и образования. Иными словами, духовный жизненный мир - это не только индивидуальный опыт человека, но и то «общее», объединяющее всех и каждого основание, в котором отдельный человек - «единичное» и «уникальное» явление - вписывается в духовную общность, имеющую свою собственную языковую, национальную и религиозную, одним словом, культурно-историческую особенность.

Жизненный мир содержит не только внутреннее духовное ядро моральной жизни, но и является материальной формой проявления саморазвивающегося этноса, тождественного миру нравственных ценностей реального сознания. А это означает, что осмысление окружающего мира у каждого человека начинается с чувства реальной причастности к идеальным константам: к родному языку, семейной традиции, сфере образования и воспитания души и тела. Жизненный мир человека, следовательно, вырастает из единого неисчерпаемого «корня» - духовно-нравственного отношения человека к материальному миру, Богу и самому себе.

Генезис понятия «жизненный мир» в современной философии показал, что интерес к феномену жизненного мира человека в XX столетии не замыкается в рамках только сугубо феноменологических потребностей, но задает более широкий контекст экзистенциональной проблематики. Теоретическая реконструкция экзистенциалистами индивидуального жизненного мира показала, что данное понятие само по себе может выступать в качестве альтернативы «наличных условий» социального бытия человека.

Еще ранние неокантианцы баденской школы в лице В. Виндельбанда и Г. Рик-керта усмотрели в кризисе социального значения наук необходимость восполнения существующей действительности ценностным отношением человека к миру и самому себе. «Царство этических ценностей» высветило имеющееся противоречие в обосновании феноменологического концепта «жизненного мира», что породило необходимость в новом осмыслении феномена нравственного сознания как основы основ жизненного мира человека. Выявление проблем нравственно-психологического порядка выступает важнейшей теоретической задачей, порождающей возможность поиска духовно-нравственных ресурсов жизненного мира человека. Формулировка гносеологической составляющей раскрывает возможности для определения исходного нравственного идеала жизненного мира -специфического предмета анализа современного идеализма.

Нравственные ценности являются движущей силой созидания многообразия культурных феноменов. Жизненный мир человека наполнен ценностными

представлениями. Мир материальный и духовный обладает для каждого отнюдь не одинаковой значимостью. В границах ценностного сознания формируются и идеалы будущего, ибо, как чистое сознание, ценность является некоторым «идеальным бытием». В качестве системообразующего элемента, ценностного ядра жизненного мира выступает «духовная матрица» - человеческая жизнь. Человек сам создает свой ценностный мир: «идеальные образы блага, счастья, гармонии без должной институциализации не являются абсолютными гарантами положительной стабильности ценностного бытия человека» . В связи с этим ценностное отношение человека к миру имеет в основе познавательные константы, укорененные в принципах и правилах жизненного мира. Не только акты познания имеют аксиологическое измерение , но и этическое отношение к миру обладает ценностью. Оно коренится в сфере чистого сознания и проявляется различным образом в сфере жизненного мира человека.

В русской традиции трансцендентальной феноменологии Г.Г. Шпет в работе «Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы» впервые определил этот вопрос как сущностный, поскольку, по его мнению, исходной точкой феноменологии является «идея», адекватная греческому «эйдосу». <...> А при таком обновленном идеалистическом взгляде «платоновское царство идей раскрывается нам как наше царство» . «Действительный мир, -пишет Г.Г. Шпет, - как и всякий возможный иной мир, мыслим только в коррелятивном отношении к сознанию» . «Воплощением», «обнаружением» духа являются осмысленные, телеологические «связи», которые «мы не построяем, а действительно находим» . Тем самым различные формы духа (язык, искусство, философия, право) он определяет в качестве онтологических конструкций любой телеологически организованной системы. Понимание единства мира «естественного» и мира «социального» возможно только при «уразумении» единой цели.

В современных условиях обращение к понятию нравственного идеала приобретает особый смысловой и ценностный характер. Термины «нравственные ценности» «нравственная жизнь», «духовно-нравственное совершенство», «нравы» не только имеют теоретическое значение, но и в большей мере обладают практическим и прикладным значением. Идеал есть основа причастности к миру духовного, фундаментальная основа жизненного мира человека. Он выступает как модель, ориентир, высшая цель, ориентирующая на будущее. Дух придает смысл бытию. Утрата же идеала духовности оборачивается утратой смысла, потерей нравственных ориентиров и воли . Следовательно, усиление моральной жизни связано не только с нравственным сознанием, но и многообразием форм проявления духовного содержания, заповедей и норм.

Русский философ И.А. Ильин определяет «дух» в качестве силы самоопределения к лучшему, он считает, что путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание. Христианский священник А. Мень за понятием «духовность» видит «жизнь духа», которая остается совершенно непостижимой и независимой от человека. В русле основных идей нравственной философии «всеединства» проблемы нравственности В. Соловьев развивает в фунда-

ментальном труде «Оправдание добра». Добрая нравственность, указывает он, пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности, поэтому нравственное зло философ относит к врожденным задаткам человека и связывает с плотским характером деторождения, «плотским актом». Однако это естественное, «природосообразное зло» выступает одновременно и элементом исходного нравственного добра. В связи с этим идея возможности достижения каждым последующим поколением большего нравственного совершенства - залог духовной культуры, основа искусства общения. Духовная любовь, которая обращена и к телу и к душе человека, есть основной путь духовно-нравственного совершенствования. Этот высший вид любви воспитывает такое качество личности как стремление к абсолютному добру. Именно идея личности - нравственнодействующей силы определяет подтекст положений В. Соловьева о нравственном субъективизме . Феноменология ценностей «жизненного мира» должна быть дополнена трансцендентальной аксиологией нравов.

В современной дискуссии, которая ведется вокруг философии образования, вопрос об определении «нравственных ценностей» и «моральных задатков» в деле воспитания является главнейшим. В качестве нравственных целей образования определяются «сверхличностные культурные ценности», «воспитание сердца и характера», «самоценность каждого индивида» . Социализация сегодня требует иных ориентиров и ценностей и, стало быть, диктует свои особые и конкретные цели: «конструктивный конформизм», «плюрализм мнений», «стратегия выживания», «любовь - семья - здоровье». Однако в стороне остаются важнейшие вопросы «этической» стороны жизни.

По справедливому замечанию А.Г. Мясникова, «этические ценности» в современной философии образования понимаются как «разновидность натуралистической этики», имеющей своей конечной целью не моральное поведение человека, а «достижение общественного успеха, признания и благоденствия» . Тем самым современная этика ценностей есть превращенная форма отчужденного морального сознания: на месте одной формы сознания в качестве предшествующей истинной формы появляется другая, более сложная, отчего предшествующая форма обнаруживает для нас свою неистинность, и каждая последующая форма опровергает предшествующую.

Следует исходить из того, что сознание - не данность, а заданность: оно может состояться, а может и не состояться. Это относится и к моральному сознанию человека. Движение по отчужденным формам сознания - от отчужденного самосознания к иррациональному разуму и далее к духу, религии - не только стирает и уничтожает ценность и значимость морального сознания, но и требует тройной рефлексии: принцип свободного духа состоит не столько в том, что он способен сущее познания полагать как душевное, а духовное превращать в объективное, но в том, что сфера субъективного духа не преодолевается обществом, но исключительно созидается исходя из своего внутреннего принципа, масштабным измерением которого является нравственные начала в жизненном мире человека.

Культура сама по себе не может быть духовной основой, она лишь внешняя среда для взращивания и развития добрых задатков. Культура есть не только

возможность еще большей культуры, а и «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще», ее следует понимать как «пригодность и умение осуществлять всевозможные цели, для чего природа... могла бы быть использована человеком» .

«Закон культуры» - не просто интеллектуальное отвлеченное понятие ума или абстрактная идея, а личный, ответственный поступок, изначально имеющий нравственное измерение. Идеал культуры И. Кант связывает с «умопостигаемым моральным миром», возможность которого реализуется в «мире природы» человека. Идеал культуры есть своего рода априорный этический принцип, поскольку он связан с идеей о высшем благе в «моральном мире» людей. Стремление к доброй воле, к высшему благу - не только высшая, практическая максима разума, но и «разумная цель человечества».

Закон культуры - это поворот человека к нравственности, знаменуемый утверждением в «жизненном мире» практического принципа свободы воли. Благородство и ответственность, доверие и искренность, долженствование и воление возникают в момент личного и свободного преодоления собственной индивидуальной культуры, и, каким бы это не показалось парадоксальным, необходимым условием для свободы как преодоления выступают возможности существующей культуры воспитания и образования. Именно в данном плане феномены духовно-нравственного отношения человека становятся не только философской или педагогической проблемой, но необходимым образом должны стать трансцендентальным предметом философской и педагогической аксиологии нравов.

Библиографический список

1. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию [Текст] / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Скляднева. -

2. Устъянцев, В. Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты [Текст] / В. Б. Устьянцев. - Саратов, 2006.

3. Риккерт, Г. Введение в трансцендентальную философию: Предмет познания [Текст] / Г. Риккерт. - Киев, 1904.

4. Барышков, В. П. Аксиология личности [Текст] / В. П. Барышков; под ред. В. Б. Устьянце-ва. - М., 2005.

5. Шпет, Г Г Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы [Текст] / Г. Г. Шпет. - Томск, 1996.

6. Ханова, О. В. Ценности современного человека [Текст] / О. В. Ханова // Человек в современных философских концепциях: мат-лы IV Междунар. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г. : в 4 т. / отв. ред. Н. В. Омельченко. - Волгоград, 2007. - Т. 3.

7. Белов, В. Н. История русской философии [Текст] / В. Н. Белов, В. П. Рожков. -Саратов, 2006.

8. Биби, Р Образование в третьем тысячелетии [Текст] / Р. Биби // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: мат-лы III Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) : в 3 т. - Ростов н/Д, 2002. - Т. 1.

9. Мясников, А. Г. Педагогическое учение И. Канта и современная философия образования [Текст] / А. Г. Мясников // Кантовский сборник. - Калининград, 2004. - Вып. 24.

10. Кант, И. Соч. [Текст] : в 6 т. / И. Кант. - М., 1964. - Т. 5.

Loading...Loading...