Переселение в медину.

Пророк (с.г.в.) с Абу Бакром (р.а.) добрались до пещеры Севир недалеко от Мекки и вошли в нее. И в это время проснулся Иблис и разбудил остальных.

Мухаммад убежал, - сказал он.

Откуда ты знаешь?

Я ни разу в жизни не засыпал. Он рассыпал над нами землю, вот мы и уснули. А он спокойно ушел. Они стряхнули землю с головы, а потом увидели, что в доме спит хазрати Али (р.г.).

Где твой товарищ? - спросили они.

Не знаю, - ответил Али (р.г.).

По их следам они добрались до пещеры и увидели, что вход в пещеру затянут паутиной. И тут же одна голубица свела гнездо, а в гнезде из яиц вылупились птенчики.

Они сказали:

Если бы Мухаммад вошел в пещеру, то этих бы здесь не было.

Они долго ходили вокруг пещеры. Абу Бакр (р.г.) сильно испугался. Мухаммад (с.г.в.) сказал ему:

Не бойся! Аллах вместе с нами.

Не случайно Аллах говорит в Коране:

«Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не скорби, ибо Аллах - с нами"».

Я увидел в «Шахнаме» следующее:

Когда Абу Бакр ас-Сыддик испугался неверующих, Пророк (с.г.в.) сказал ему:

Абу Бакр (р.г.) , погляди на эту сторону.

Хазрати Абу Бакр (р.г.) посмотрел и увидел там море, а на берегу - готовую к отплытию лодку.

Если они войдут, то мы сядем на эту лодку и отплывем в этом направлении, - сказал Пророк (с.г.в.).

Однако неверующие не заметили их, они словно ослепли. Вскоре они убрались оттуда, как будто их кто-то прогнал. После этого Пророк (с.г.в.) и Абу Бакр (р.г.) благополучно продолжили путь в Медину.

Всевышний велел Джибрилю и Микаилу (мир им):

Я создал вас братьями. А теперь Я сделаю так, что один из вас проживет дольше другого. Пусть один из вас отдаст свою жизнь другому.

Но они не согласились с этим, оба хотели прожить долгую жизнь.

И тогда Аллах Всевышний велел:

Вы не стали такими, как Али, который стал настоящим братом Мухаммаду, ибо согласился лечь в его постель, жертвуя своей жизнью. А теперь идите, защищайте Али от врагов.

Джибрил и Микаил (мир им) сошли на землю. Джибрил (а.с.) сел у изголовья Али (р.г.), а Микаил (а.с.) сел возле его ног.

Не найдя Мухаммада (с.г.в.), неверующие три дня обсуждали это событие между собой. После этого они отправили в Медину человека по имени Сурака бин Малик. Это был один из арабских богатырей. Он догнал Пророка (с.г.в.) и Абу Бакра (р.г.) по пути в Медину.

Увидев его, Абу Бакр (р.г.) воскликнул:

О, Расулюллах! Сурака догоняет нас.

Не беспокойся, - сказал Пророк (с.г.в.).

Когда осталось совсем немного, чтобы догнать, Сурака крикнул:

Эй, Мухаммад! Кто спасет тебя сегодня из моих рук?

Пророк (с.г.в.) ответил:

Всемогущий и Всесокрушающий Аллах.

Тотчас явился Джибрил (с.г.в.) и сказал:

О, Мухаммад! Аллах велел сообщить, что он отдал землю в твое распоряжение, и ты можешь делать с ней, что хочешь.

Пророк (с.г.в.) воскликнул:

О, Земля! Схвати Сураку.

Мгновенно разверзлась земля, и ноги Сураки по колена ушли под землю.

Сурака стал просить о помощи, умолял пощадить его. Пророк (с.г.в.) произнес дуа, и земля отпустила Сураку. Он семь раз просил пощады и спасался. И все же задумал убить. На восьмой раз он добрым намерением, искренне покаялся и промолвил:

О, Мухаммад! Я понял, что во всех мирах будут слушаться твоего повеления.

Пророк (с.г.в.) предложил ему принять Ислам. Однако Сурака сказал:

Не требуй от меня этого!

Пророк (с.г.в.) попросил Сураку повернуть обратно преследовавших его курайшитов, и тот согласился.

Когда Сурака вернулся, Абу Джахиль спросил у него:

Эй, Сурака! Ты разве не нашел Мухаммада?

Нет, не нашел, - ответил Сурака.

Услышав эти слова, они повернули обратно и вернулись в Мекку.

В "Аль-Кашшафе" приводится такое предание от Анаса ибн Малика (р.г.):

В ту ночь, по воле Аллаха, перед входом в пещеру выросло одно дерево. Прибежал паук и сплел свою паутину. Затем прилетели два голубя и на ветках дерева свили гнездо. После этого к пещере приблизились два курайшита и крикнули остальным преследователям:

Будьте внимательны! Они могут находиться здесь, в этой пещере.

Однако другие сказали, что их наверняка здесь нет, и прошли мимо.

Утром они решили вернуться к пещере и внимательно все осмотреть. У входа в пещеру они увидели, что два голубя свили здесь гнездо. Увидев их, птицы улетели. Мушрики решили, что Пророка (с.г.в.) здесь нет.

Необходимо знать, что после того, как Расулюллаху (с.г.в.) исполнилось сорок лет, и ему было даровано пророчество, он показал так много чудес, что их невозможно сосчитать. Показанные им чудеса были ясными и реальными.

Таким образом, истинность пророческой миссии Расулюллаха (с.г.в.) доказана множеством бесспорных доводов. Сахабы уверовали в него и стали настоящими кладезями знаний и большими учеными.

Из книги "Анваруль ашикын"

Переселение (Хиджра) в Медину в сентябре 622 года - начало нового этапа пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэтому во время правления второго праведного халифа Умара ибналь-Хаттаба это событие было принято в качестве точки отсчета нового календаря. Усман ибн Аффан предложил, чтобы год начинался с месяца мухаррам – после окончания Хаджа. Первый год Хиджры стали отсчитывать от 16 июля 622 года, хотя точная дата переселения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует -12 Раби аль-Авваль соотносится с 12 сентября 622 года.

Ислам – религия наиболее подходящая для естественной жизни, а для определения времени исполнения религиозных обрядов больше всего подходит смена ночи и дня, а так же изменение лунных фаз.

Во всех трех монотеистических религиях верующим предписан лунный календарь. У иудеев он до сих пор в ходу и у них сутки начинаются с заходом солнца, как и умусульман. Христианский календарь также в начале был лунным, но потом был заменен на солнечный.

Однако большие религиозные праздники, такие как Пасха и Великая пятница отмечаются по лунному календарю. И это более естественно, так как сутки делятся на две части: ночь, когда появляется Луна, и день, когда появляется солнце, а в Григорианском календаре ночь делится на две части, из которых одна приходится на одни сутки, а вторая на другие.

Христианский календарь был изобретен в 532 году Дионисиусом Эксигусом, который предложил считать год рождения Иисуса Христа первым годом новой эры. Однако позднее христианские богословы объявили, что дата рождения Христа определена неверно и согласно этому календарю Иисус родился в 4 году новой эры. Далее христианский календарь был пересмотрен в 1582 году Папой Григорием III, и именно этот календарь называется Григорианским. Франция приняла этот календарь в качестве официального в 1582 году, но Великобритания отказывалась это сделать до 1752 года и поэтому в различных исторических источниках можно встретить различную датировку одних и тех же событий. После принятия этого календаря Англия внедрила его в своих колониях в Азии, Африке и Америке. Официальный международный статус Григорианский календарь обрел лишь после Первой мировой войны. В Греции он был принят в 1923 году, в Турции – в 1927.

Мусульманский календарь был официально принят в 17 году по Хиджре (638 годн.э.) и в первый век Хиджры он стал использоваться на всех территориях, подвластных мусульманам: на Ближнем Востоке, в Иране, Туркестане, Северной Африке, в мусульманской Испании и Франции – гигантском регионе, составлявшем тогда половину цивилизованного мира.

Из астрономии мы знаем, что Луна оборачивается вокруг земли за 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2,78 секунды. Два лунных месяца длятся 59 дней. Остаток времени составляет 11 дней за 30 лет. В календаре по Хиджре один месяц длится 30 дней, а другой - 29. Всего в лунном годе 354 дня. Оставшиеся 11 дней в 30 лет добавляются в качестве 30-го Зуль-Хиджа во 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, и 29 года 30-летнего цикла. Эта система признана мусульманами во всем мире и действует до сих пор.

Интересно, что Григорианский календарь в начале своего существования был лунным и базировался на календаре римлян, в котором было 304 дня в 10 месяцах, и начинался он в марте. Позднее второй цезарь Рима Нума(716-673 дон.э.) добавил еще два месяца – январь и февраль после декабря и в годе стало 355 дней. В 45 годудон.э. Гай Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигения принял новый календарь, который в честь него был назван юлианским.

Он отменил лунный календарь и постановил вести летоисчисление, ориентируясь по Солнцу. Год начинался с 1 января.

Каждый четвертый год объявлялся високосным и составлял 366 дней. В 44 годудон.э. месяц Кинтилис был назван в честь Цезаря июлем, а в 7 году до н.э. Октавиан Август чтобы ликвидировать неразбериху с високосными годами,накопившуюся за 38 лет удлинил месяц Секстилис и присвоил ему свое имя.

В 15 веке Папа Григорий XIII после переговоров с главами государств, где католичество было государственной религией предложил принять исправленный им римский календарь. Франция, Италия. Португалия, Польша, Нидерланды и католические германские княжества приняли его в 1582 году. Протестанты не принимали его до 1700 года.

Англичане приняли этот календарь в 1752 году и добавили к нему 11 дней. Даты, предшествовавшие этому году метились пометкой OS (oldstyle - старый стиль). Например, Джордж Вашингтон родился 11 февраля 1732 года OS и после 1752 года его день рождения стал выпадать на 22 февраля.

Календарь по Хиджре за 1400 лет своего существования не требовал и не требует никаких дополнительных прибавлений дней. Он также не нуждается в учете дней сезонного равноденствия. Таким же образом даты мусульманских праздников не зафиксированы жестко на определенных временах года и перемещаются последовательно по всем сезонам.

Летоисчисление по Хиджре стало знаком новой эпохи – эпохи ислама и поэтому имеет общемировое значение.

Ильдар Мухамеджанов

После переезда Мухаммеда в Медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в истории Ислама. Начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в Мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. Позднее мусульмане, возглавляемые пророком Мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь Аравийский полуостров, что открыло для Ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.

Именно в Медине пророком Мухаммедом, посредством Божественного откровения, были сформулированы многие общественные, экономические и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. Большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. В Мекке же, проповедь Мухаммеда больше носила этический и духовный характер.

По этим причинам мировая наука подразделяет пророческую историю Мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.

Мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. То есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской истории. Однако необходимо отметить, что сам Мухаммед этого календаря не утверждал. Он был принят после него в Халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. Поэтому точку отсчета мусульманской истории по хиджре все же можно рассматривать как условную. Вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. Но, на самом деле, история Ислама началась в Мекке, с первых этических проповедей Мухаммеда.

Несмотря на преследования курейшитов, Мухаммед со своим другом Абу Бакром сумел благополучно добраться до Кубы - пригорода Медины. А затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. Вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . А мединских мусульман после этого стали называть «помощниками пророка» (ансарами) .

Остановившись временно у одного из горожан, Мухаммед сразу приступил к повседневным делам. Ему предстояло оправдать ожидания горожан и привести их к единству, сплоченности и благополучию. Это было сложнейшей задачей, с которой он сумел с честью справиться. По сути, с этого момента он стал политическим лидером.

Первым делом он распорядился построить в Медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. Сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.

В скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. Но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для срочного созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.

Эта дата выбрана в качестве точки отсчета мусульманского календаря. Именно с этого дня новая религия, проповедуемая Мухаммедом, ислам (что означает "покорность", имеется в виду - Богу), начинает свое распространение.

Аравия до Мухаммеда

Аравия – полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается земледелие.

В начале VII в. арабы в своем большинстве – это племена кочевников-скотоводов, которые постоянно враждуют друг с другом. Несколько городов, как Мекка и Ятриб (Медина), являются торговыми центрами, где заканчиваются караванные пути, ведущие из Сирии и Персии.

В Аравии распространены иудаизм и христианство. В 525 г. во время эфиопского вторжения (Эфиопия приняла христианство монофизитского толка) христианство на время даже стало официальной религией Южной Аравии.

Но большинство арабов остаются язычниками. В Мекке – центре паломничества – поклонялись различным идолам, а особенно черному камню в храме Каабы.

Жизнь Мухаммеда

Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.

К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать новую религию – ислам.

Вначале его проповеди не имеют никакого успеха. Он вызывает антипатию богатых купцов Мекки своими нападками на идолов (паломничество было источником доходов жителей города) и требованиями делиться своим имуществом с бедняками.

Чтобы спастись от преследований, он убегает из Мекки в Ятриб, который назовут Мединой ("медина" на арабском означает "город", имеется в виду "город пророка"). Этот его исход (622) получил название хиджры.

Мухаммед надеется найти в Медине более благосклонную аудиторию, здесь много иудеев и христиан. Действительно, здесь его ждет успех, и Мухаммед становится политическим и религиозным лидером Медины. Он собирает под своей властью несколько племен и в 629 г. возвращается в Мекку победителем. Он помирится с мекканцами, сделав необходимость паломничества в Мекку требованием новой религии. Мекка станет святым городом ислама. Здесь он умрет в 632 г., объединив большую часть арабов под знаменем новой религии и своей власти.

Принципы новой религии изложены в Коране (по-арабски "чтение"). Он составлен из откровений, переданных Мухаммедом ученикам, которые их запомнили, а позже записали.

Коран является одновременно священной книгой и гражданским кодексом, так как определяет правила общественной жизни. Религия и политика слиты в исламе воедино.

Ислам ссылается на Ветхий Завет и признает в Аврааме и Моисее пророков. К ним он добавляет Иисуса, признаваемого пророком, но не сыном Божьим.

Ислам – религия монотеистическая. Символ веры, Шахада, прост: "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк". Как и иудейская религия, ислам запрещает всякое изображение Бога и, чтобы избежать идолопоклонства, запрещает изображение человека и других живых существ.

Обязанности верующего просты, хотя и нелегки для исполнения. Они составляют пять столпов ислама: повторение Шахады; совершение пяти ежедневных молитв, которые следует произносить, обратясь лицом к Мекке после очищения путем омовения; соблюдение поста в месяц рамадан (в течение целого месяца нельзя ни есть, ни пить от восхода до захода солнца); раздача милостыни бедным. Последняя обязанность – по крайней мере раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Ислам запрещает вино и другие алкогольные напитки, а также употребление свинины и "нечистого" мяса (животное должно быть забито по определенному ритуалу). Эти же запреты свойственны иудаизму. Ислам также запрещает азартные игры и ростовщичество. Он терпим к многоженству, но советует ограничиться четырьмя женами.

Арабские завоевания

Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в "священной войне" за веру.

В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от Испании до Индии.

Они быстро покорили Сирию и Египет, где христиане-монофизиты подвергались налоговой эксплуатации и религиозным преследованиям со стороны византийцев. Они разгромили персидскую сасанидскую монархию и захватили Персию и Центральную Азию до границ Индии. На западе они завоевали Северную Африку, затем Испанию, где разрушили королевство вестготов. В стране франков они были остановлены у Пуатье в 732 г. майордомом Карлом Мартеллом.

С 632 до 661 г. вся эта империя вынуждена была признавать власть наследника Мухаммеда, носившего титул халифа (вождь) и объединяющего в своем лице политическую и религиозную власть.

В 661 г. зять пророка Али был свергнут правителем Сирии, объявившим себя халифом и основавшим династию Омейядов. Тех, кто не признал эту узурпацию и поддержал Али, стали называть шиитами.

В 750 г. Омейяды были свергнуты новой династией, Аббасидами, которые избрали столицей халифата Багдад. Один из потомков Омейядов спасся и добрался до Испании, где основал Кордовский халифат. Позже шиитский халиф, выдававший себя за потомка Али, обосновался в Каире.

Мусульманский мир потерял свое единство, но оставался активным и богатым.

Коран предписывает искать знание везде, даже если бы пришлось за ним идти до Китая. Первые халифы распорядились перевести на арабский язык великие труды греческой античности (работы Аристотеля, Птолемея) и совершенствовать математические, астрономические, географические знания древних. Именно через переводы с арабского на латинский европейское средневековье открыло Аристотеля.

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Loading...Loading...