Пифагорейская школа и ее достижения. Пифагор и пифагорейцы

Високосный год, или его еще называют словом «високос», вызывает множество слухов и суеверий, которые сводятся главным образом к тому, что этот год - несчастный и сулит только одни негативные события. В этой статье мы поговорим, насколько справедливы эти мнения.

Немного истории

Слово «високосный» пришло к нам из латинского языка, то есть оно древнего происхождения, а буквальный перевод его звучит как «второй шестой» .

Сообразно юлианскому месяцеслову, Земля проходит свой круг за 365,25 дня, при всем этом ежегодно сутки сдвигались на 6 часов. Подобная погрешность вполне могла запутать древних мужей, и во избежание этого было принято решение, что спустя каждый четвертый год в годовой круг будут внесены еще одни сутки. Соответственно, этот год будет включать в себя 366 суток, и добавлены они будут в самый короткий месяц - февраль, он будет состоять из 29 дней. Для отличия его назвали високосом.

На Древней Руси, в свою очередь, наличествовало множество сказаний о возникновении високосов, причем каждый из них, уже тогда воспринимался, как обязательно несчастливый. Легенды о приходе нового календаря и високоса в нем на Руси отразились и в Святцах. Так, 29 февраля в них посвящено памяти святого Касьяна, а в народе его именуют Касьянов день. Этому дню посвящено несколько легенд и апокрифов (историй, которые не признаны церковью, как подтвержденные и соответствующие тому, что нам известно о Боге). Зато это проливает свет на происхождение плохой репутации високосов.

Согласно этому сказанию, Касьян представляется простому народу не человеком, а ангелом, причем павшим, который когда-то был соблазнен сатаной, вследствие чего и отпал от Бога. Впрочем, в дальнейшем он понял, как ошибся, раскаялся и взмолился Создателю о пощаде. Сжалившись над предателем , Бог, прежде чем принять его обратно, приставил к нему Своего ангела. Небожитель заковал Касьяна в кандалы и, по распоряжению свыше, побивал его металлическим молотом в лоб для вразумления на протяжении 3 лет, а на четвертый - освобождал.

Вторая легенда о Касьяне

По второму сказанию Касьян - это человек, а Касьянов день - это дата его именин. Впрочем, согласно сказанию, тот человек систематически мертвецки упивался три года подряд, но на четвертый образумился, принес покаяние, бросил пагубную привычку, обратился к покаянию и стал святым - стяжал Духа Святого. Поэтому, считал народ, подобает ему свой день так редко отмечать - только 29 февраля.

Третья легенда о Касьяне

Это сказание посвящено путешествующему по земле святому Касьяну и хорошо известного христианам Николаю Чудотворцу. И вот им встречается по пути мужичок. Он попросил их о помощи, поскольку его повозок увяз в грязи. На это Касьян ответствовал , что остерегается он ризу свою чистую испортить, а Николай, не побоявшись грязи, сразу же помог. Вернулись святые в Царствие Божие, и Создатель заметил, что риза у Николая испачкана и вопросил его, с чем это связано.

Поведал ему Святитель, что по дороге случилось. Тогда подметил Господь, что у Касьяна облачение чистое, задал вопрос: неужели не вместе они путешествовали? Касьян ответствовал, что побоялся испачкать одежды. Уразумел Бог, что лукавит Косьма, и устроил таким образом, что его именины у него один раз в 4 года празднуются. А тезоименитство Николая за его кротость - два раза за 365 дней.

В любом случае, как бы оно ни было , високос признавался, как дурной. Поэтому русский суеверный народ старался себя от этого дня как-то обезопасить.

  1. Стремился закончить все важные дела до 29 числа февраля месяца.
  2. Некоторые не отваживались выйти из дома.
  3. 29 февраля, если выходило солнце, его называли Глаз Касьяна или Касьянов глаз. Под солнце тогда старались не попадать, чтобы святой их… не сглазил! И не навлек на бедного человека страданий и болезней.

Как и в старинные времена, в сегодняшнем мире нередко попадаются суеверия и приметы, которые не с лучшей стороны определяют високосные года 21 века. Некоторые из них мы перечислим:

Почему високосный год считается плохим

Подобное отношение вполне объяснимо: появление 29-го дня в феврале характеризует весь год не таким, как прочие, психологически выделяет его из числа прочих. Это может иметь значение для неуверенных в своих силах человеку. Ему будет гораздо проще, сославшись на этот особенный период, отказаться от чего-либо нового, чем затратить силы для саморазвития или начала какого-то дела.

По той же причине проще будет не беременеть, чтобы потом не рожать, ведь повышается страх того, что роды пройдут трудно, малыш может появиться на свет болезненным. А если нет, то вдруг жизнь его окажется безрадостной или тяжелой.

Усматривают наши изобретательные люди и угрозу в самом названии високоса, говоря, что он «кОсит» людей, иначе говоря, забирает их, приводит к смерти. Поэтому и праздник встречают с опаской (или, наоборот, с особым размахом - мало ли кто умрет…). Это очень распространенное мнение, которое пытается проникнуть в статистику. Становится принятым считать, что показатель смертности увеличивается каждый 4-ый год. При этом самой статистикой указанные данные никоим образом не подтверждаются.

Грибы собирать тоже нельзя, а уж тем более их употреблять в пищу или сбывать людям. Нет, не чтобы не отравиться, а чтобы с «плохой землей» к человеку не попало «чего плохого» .

Считается, что високос влечет за собой катаклизмы в природе и всевозможные бедствия: засуху, наводнения, пожары.

Какие года високосные

В прошлом веке, так же как и в нынешнем, такие календарные периоды тоже нагоняли ужас. Список их можно увидеть на изображении или найти в Интернете. Также 2000 год, тот самый миллениум, в свой черед был високосным, открывая целое тысячелетие.

Несмотря на то, что с развитием технологий информация стала доступнее и появилась возможность больше узнавать и расширять кругозор, избавляясь от первобытных страхов, многие продолжают с тревогой ожидать високоса, внутренне настраивая себя на проблемы и беды, а когда те приходят (если приходят), это воспринимается обреченно: ну так ведь високос… Лишний день в феврале. Смертельно!

Существуют специальные календари, которые указывают, когда именно наступает високос. Достаточно внимательно посмотреть на таблицу и найти (или не найти) там актуальные цифры. Достаточно узнать хотя бы один високос, после чего через элементарную арифметику можно будет вычислять их самостоятельно. Допустим, вам интересны високосы в 21 веке. Находите календарь и просматриваете его. Узнав, что 2016 високосный, легко понять, что следующий наступит в 2020 году.

Если доверять статистике, очень небольшое число всех катастроф и бед выпадает на високосы. Имеющиеся в наши дни суеверия можно истолковать тем, что люди, напряженно следившие за несчастьями и бедами, которые происходили високосы, сообщали происходящему гиперболизированное значение только лишь из-за нелестной репутации последних. Лицам, которые чрезвычайно доверяют суевериям о високосах, хочется пожелать больше внимания обращать на положительные события и перемены. И тогда, возможно, наберется восстанавливающий в репутации високосов список благих и радостных примет.

Люди с недоверием относятся к високосному году. С ним связано множество плохих примет и предостережений. Поэтому те, у кого в планах свадьба, смена места жительства или важные начинания в бизнесе, хотят знать, високосный год 2020 или нет.

Подобные вопросы стали задавать сразу после введения Юлием Цезарем календаря, названного в его честь. В первом веке нашей эры он поручил известным астрономам того времени точно определить – за какое время Земля вращается вокруг Солнца. Именно от этой величины зависела длительность года. Какого же было удивление ученых, когда после тщательных расчетов появилась цифра: 365,2425 дней. В результате, у создателей календаря возник вопрос – что делать с этим остатком. Астрономы предложили замечательный выход: все года считать продолжительностью триста шестьдесят пять ней. В то же время, чтобы не искажать реальную картину мира, было рекомендовано через три года увеличивать продолжительность года на один день. Он получался путем умножения остатка 0,2425 на 4.

С тех пор самый короткий месяц в году – февраль стал иметь плавающую продолжительность. Через три года он увеличивался на день. Таким образом, получался год с 366 днями, который и назвали високосным.

Однако, так как при умножении цифр 4 и 0,2425 все-таки не получаются полные сутки, а мы их каждые 4 года все равно приплюсовываем, появляется неточность юлианского календаря. Каждые 128 лет он отстает на 24 часа.

Григорианский календарь: в чем отличие?

Новый календарь практически не отличается от юлианского, за исключением одной особенности. В нем високосными являются и те года, которые кратны числу четыреста. Получается, что в григорианском календаре:

В настоящее время, благодаря этим отличиям, два календаря отстают друг от друга на тринадцать дней. Надо отметить, что в 1582 году, когда появился Григорианский календарь, это отличие составляло всего десять дней. Из-за разного подсчета високосных годов разница двух летоисчислений продолжает увеличиваться на один день каждое столетие. Если в 1700 году разница между календаря составляла 11 дней, то уже 1900 — 13 дней. В 2100 году эта цифра будет 14, и так далее:

  • 2200 – 15;
  • 2300 – 16 и т. д.

Специфика Григорианского календаря заключается в том, что каждые 400 лет содержат 97 високосных периодов.

Сколько дней в 2020 в феврале?

Согласно вышеизложенным правилам, 2020 год будет високосным . В последнем месяце зимы будет на один день больше. В целом год будет содержать 366 дней.
Сегодня многие люди не придают особого значения длительности года. Для них хватает повседневных проблем и забот. Однако, есть люди которые с опаской и напряжением встречают високосный год и верят во всевозможные приметы, а их в этот период предостаточно:

  • Некоторые люди считают плохой приметой колядовать в рождественские праздники. Они уверены, что наряжаясь, играют с нечистой силой, а это может привести к печальным последствиям.
  • В деревнях не советуют в этот период строить баню.
  • Астрологи не рекомендуют в високосный год менять место работы и переезжать на другую квартиру, в дом или в другую местность.
  • Если ваши семейные дела разладились, то не стоит думать о разводе. Лучше приобрести полотенце и вручить его уборщицам в храме.
  • В 2020 году лучше не продавать скот. Вынос любой живности из дома может привести к беде. Также не рекомендуется топить котят.
  • В високосный год не рекомендуется приглашать посторонних людей, когда у младенца появляется первый зуб. В противном случае у ребенка будут постоянно болеть зубки.
  • Беременным женщинам не следует стричь волосы, иначе ребенок родится нездоровым.
  • Астрологи советуют в 2020 году не делиться планами с посторонними людьми. Иначе, вы отпугнете удачу.

У високосного года есть и положительные моменты. Считается, что в такие года рождаются баловни судьбы. Если в вашей семье планируется пополнение, то наверняка появится на свет счастливчик. Еще говорят, что тот, кто рождается в последний день февраля, будет обладать даром предвидения.

Можно играть свадьбу?

Раньше в високосный период большинство молодоженов не решались устраивать свадьбы. В подобный год к невесте даже не засылались сваты. Это считалось плохой приметой.

Бытовало мнение, что такая свадьба приведет невесту к лишениям, и она в итоге останется одна. Может быть, в прошлые века эти слова имели и находили подтверждение. Ведь войн и страданий тогда хватало, в том числе и в России.

Сегодня, когда все это осталось позади и медицина развивается огромными темпами, не стоит зацикливаться на всяких приметах.

Как говорят психологи, многое определяется нашими мыслями. Если мы будем настраиваться на положительный исход событий, то все так и произойдет. Никаких бед и катаклизмов не будет.

Если вы все-таки верите в приметы, и не желаете рисковать, то можно попытаться обхитрить древнее поверье. Например, если раньше не положено было направлять сватов к невесте, то и вы поступайте также. Можно, чтобы невеста проявила инициативу и первая призналась в любви своему парню. Тем более, что сейчас это происходит довольно часто. Таким образом, вы поменяете, заведенный много веков назад, обычай и примета не осуществится. Можно обойти злой рок и вообще договориться о свадьбе между собой, не привлекая родственников.

Психологи уверяют, что счастье, по большому счету, определяется психологическим настроем пары. Если они верят в честность своих взаимоотношений и желают их совершенствовать, то в семье будет все замечательно.

Пары, которые настроены на негативные события и верят во всякого рода приметы, могут подпортить отношения на ровном месте. Они во всем будут видеть влияние потусторонних сил. Молодые люди вместо того, чтобы идти на уступки, будут обострять отношения, ссориться, что незамедлительно приведет к охлаждению отношений.

Молодожены должны изначально настраиваться на позитив и не бояться сложностей первых дней совместной жизни. При возникновении проблем нужно не замыкаться, а обговаривать ситуацию и искать выход из создавшегося положения. Только совместная работа и осмысливание ситуации может привести к желательному результату. Судьба семьи полностью зависит от молодоженов, а не от примет. Это уже доказала не одна счастливая пара.

Пифагореизм – еще одно из течений древнегреческой философии, нареченное именем своего родоначальника, философа, ученого и выдающегося мыслителя . (VI-IV вв. до н. э)

Учения пифагорейцев, как и многие другие течения в философии древней Греции (и в особенности их основатели), вероятно, не имея, а может и имея притязания на политическую, социальную и социо-культурную власть, зачастую сильно не нравились лицам, стоявшим у рычагов власти в то время. В связи с этим, многим выдающимся философам и мудрецам, за которыми шел народ приходилось бежать с собственной земли и скрываться от суда, или же от смерти. (Сократа постигла подобная участь, но не бежал).

Философия Пифагора


Пифагор стал первым, кто назвал себя философом. Само слово «философия» — это нововведение Пифагора. Так же он определял вселенную как прекрасный порядок. Предмет учения Пифагора строился в основном на числах, философ считал, что все состоит из гармонии чисел. Пифагор дополнил апейрон Анаксимандра и геометризировал физический мир, тем самым положив начало аналитической геометрии. Зарождение пифагорейской школы связано с приездом Пифагора в Кротон (около 532 г. до н. э.), где он основал политическое сообщество (гетерию), которая и стала впоследствии ядром философской и научной школы.

Философия пифагореизма

Историю философии пифагореизма делят на два этапа:

  • Ранний — от основания сообщества до Филолая (ок. 530-430)
  • Поздний — от Филолая до исчезновения школы (ок. 430-330)

Предстаителей, согласно списку составленному Аристоксеном, всего 218 человек. В основном это были члены гетерий и приверженцы особого образа жизни, некоторые занимались наукой и философией.

Ранняя школа: врач Демокед, Аякмеон, Бронтин (адресат книги Алкмеона), Гиппас, учитель Парменида Аминий, натурфилософ и ботаник Менестор из Сибариса, Гиптт., математик Феодор из Кирены.

Поздняя школа: Филолай и Лисид (учитель полководца Эпаминонда) жили в Фивах; последователями Филолая были Симмий

Пифагорейцы придерживались веры в переселение душ. Так же они считали, что душа дуалистична и имеет мужское и женское начала.

Пифагорейцы уже говорили о дуалистичности своего учения, делящегося на две противоположности: предел и беспредельное. Они отрицали возможность беспредельного как общего и единого начала всех вещей, в соответствии с их мышлением, что не давало бы места пределу. Предел и беспредельное тесно связаны и взаимозависимы друг от друга. «…Природа слажена из беспредельных и определяющих начал…» — утверждает яркий представитель школы пифагорейцев Филолай.

Пифагор и пифагорейцы поставили математическую науку на ноги, выдвигая и определяя ее на первый план. Был заложен значимый фундамент в науку, развитый в последствии другими мыслителями. Через числа пифагорейцы определяли все: музыку, космос и даже душу человека.

Гармония мира, присутствующая во всем живом и сущем представляется законом всего мироздания, и является множественностью в единстве и единством во множестве. На вопрос, как мыслится истина, и мыслится ли вообще – отвечает число. Число как мера всего.

Для людей ныне эта мера является лишь количественным значением, а для учения пифагорейцев это значение играет роль силы передвигающей единицы целого и сообщающей ему определенные свойства. Например, один – причина единения, два – причина раздвоения, и т. д.

Мир, как колеблющаяся сфера в беспредельности. Единство, возникая из ничего, притягивает к себе близлежащие стороны беспредельности, занося их в категорию предела. Когда стороны беспредельного появляются в полноте единства, в единстве образуется пустота, дробящая первоначальную категорию единства на различного рода части.

Но имеют место быть и иные учения взятые с определенного ракурса и озвученные Парменидом и Зеноном, относительно космологии пифагорейцев. и Зенон возводили единое в более высокую степень, с посредственным функционалом, определяющим и наиболее выделяющимся по функционалу бытием. То есть у представителей на этот счет более централизованная точка зрения на это самое единое начало.

Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.

Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата.

В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени.

Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность» 69. «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» 70.

Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура).

Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.

Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в «чистых» числах и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, которую они, собственно, представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действительности.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир — живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции. Пифагорейский подход испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Он в определенной степени является освящением классовой исключительности (которая приобретает почти кастовый характер). Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам.

Ученики Пифагора

Пифагорейство в той или иной форме существовало вплоть до III столетия н. э. Ближе всего к учению Пифагора стояли старшие пифагорейцы, среди которых было много прямых учеников Пифагора. Самым видным из них был Алкмеон из Кротона. Время его деятельности приходится где-то на первую половину V столетия" до н. э.

В сущности, в своих философских взглядах он был верен пифагорейским принципам. Основной сферой интересов Алкмеона была медицина. О нем известно, что он «первый отважился на вскрытие». Важнейшим из его медицинских и физиологических познаний является осознание взаимосвязи органов чувств и мозга.

В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников — милетцев, — выступают отмеченные Энгельсом характерные для первого периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.

К старшему поколению пифагорейцев принадлежат, по Диогену Лаэртскому, еще Эпихарм (550— 460 до н.э.) и Архит (ок. V в. до н.э.). К младшему поколению — Гипиас (середина V—IV в. до н.э.), Филолай (ок. 440 до н. э.) и Эвдокс (ок. 407—357 до н.э.). После изгнания из Кротона пифагорейцы разошлись по греческим городам и колониям. Некоторые из них нашли убежище в Академии Платона в Афинах.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная реформа общества. "Пифагор" - не имя, а прозвище, означающее "убеждающий речью". По свидетельству древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений. В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой).

ПИФАГОРЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

Учения Пифагорейской школы:

  • 1)учение о числах
  • 2)учение о гармонии
  • 3)учение о вселенной
  • 4)учение о гармонии сфер
  • 5)учение о переселении душ

Учение о числах . Основывая все на представлениях о мере и числе, пифагорейская школа старалась объяснить ими формы предметов и отношения отдельных предметов к первобытному единству бытия. Законы этих отношений она определяла простыми числами, составляющими, по её мнению, сущность всех предметов и форм предметов. Единицу пифагорейцы уподобляли точке, число 2 соответствовало, по их мнению, линии, число 3 плоскости, число 4 соответствовало отдельному предмету.

Они основывали эти выводы на следующих соображениях: «прямая линия имеет своими пределами две точки; простейшая прямолинейная фигура имеет своими границами три линии; простейшее правильное тело имеет своими пределами четыре плоскости; а точка это - неделимая единица». Но не только геометрические фигуры, но и самые предметы представлялись пифагорейцам числами. Все землянистые тела состоят, по их мнению, из частиц, имеющих форму куба; частицы огня имеют форму тетраэдра или пирамиды; частицы воздуха форму восьмигранника, частицы воды форму двадцатигранника, частицы всех других простых тел форму двенадцатигранника. А знание формы было, по учению пифагорейской школы, знанием сущности предмета, определяемой исключительно формою его; потому числа были, по её мнению, не только формой, но и самою сущностью предметов.

Отождествляя материю с формой, принимая числа не за обозначение пропорций между предметами, а за сущность самих предметов, пифагорейская школа приходила к очень странным мыслям. По её учению, все числа более десяти - только повторения первых десяти чисел. Число десять, в котором заключаются все числа и все силы чисел, - число совершенное, «начало и правитель небесной и земной жизни». Подобное ему значение, согласно взглядам пифагорейской школы, имеет число четыре: во-первых, потому, что сумма первых четырех чисел образует совершенное число десять, а во-вторых потому, что число 4 - первое квадратное число; поэтому оно «великое число, источник и корень вечной природы». Единица, из которой произошло число десять - первоначальнейший источник всего существующего. Число семь, занимающее середину между 4 и числом 10 (4 + 3=7; 7 + 3=10), тоже имеет очень большую важность; десять небесных тел движутся по семи кругам.

В понятия о числах пифагорейцы влагали весь физический и весь нравственный мир, отождествляя количественные отношения между предметами с сущностью предметов. Так, например, они говорили, что «справедливость производится перемножением равного на равное, то есть, она - квадратное число, потому что она воздает равным за равное»; и они называли справедливость числом 4, потому что оно первое квадратное число, или числом 9, потому что оно квадрат первого нечетного числа. Число 5, соединение первого мужского (нечетного) числа 3 с первым женским (четным) 2, было в пифагорейской философии сущностью брака; здоровье, по её учению, было число 7; любовь и дружба были число 8; единица была разум, потому что разум неизменен; число 2 было «мнение», потому что оно изменчиво; и т. д.

Учение о гармонии . С учением о числе теснейшим образом соединено в пифагорейской философии учение о гармонии, о переходе противоположности в тождество. Все числа разделяются на четные и нечетные; четные - неограниченны, нечетные - ограниченны. В единице еще нет раздвоения; оно возникает в числе 2; в числе 3 единица сливается с числом 2; потому число 3 - первое примирение противоположностей. Нечетное число, согласно пифагорейской школе, - владычество единства над противоположностями, потому оно лучше, совершеннее четного.

Четное число - раздвоение, не подведенное под границу единства; в нем не примирены противоположности; потому в нем нет совершенства. Всякий отдельный предмет имеет характер несовершенства; а совершенство создаётся подведением противоположных несовершенств под единство. Связью между ними служит гармония, примиряющая противоположности, превращающая разногласие в согласие.

Гармония есть сочетание тонов; тоны тоже числа; но система этих чисел не та, что система чисел поверхностей и тел; она имеет своим основанием не 10, а 8 (октаву). Пифагор нашел, что разница тонов, издаваемых струнами кифары, соответствует точным пропорциям длины струн; что одна и та же струна, натягиваемая разными тяжестями, изменяет тон тоже в точной пропорции с весом их.

Он определил, что основной тон относится к октаве, как 1 к 2, к кварте как 3 к 4, к квинте как 2 к 3. Таким образом, по пифагорейской философии, оказывалось, что число - причина гармонии тонов, что дивная сила музыки - результат таинственного действия чисел.

Учения пифагорейской школы о числах и гармонии сильно повлияли на многих других древнегреческих мыслителей - например, на философию Платона. пифагор античный философия

Учение о вселенной . Подобно ионийским мудрецам, пифагорейская школа старалась объяснить происхождение и устройство вселенной. Благодаря своим усердным занятиям математикой, философы-пифагорейцы составили себе об устройстве мира понятия, более близкие к истине, чем у других древнегреческих астрономов. Понятия их о происхождении вселенной были фантастичны. Пифагорейцы говорили о нем так: в центре вселенной образовался «центральный огонь»; они называли его монадой, «единицею», потому что он - «первое небесное тело».

Он - «мать богов» (небесных тел), Гестия, очаг вселенной, жертвенник вселенной, страж её, жилище Зевса, престол его. Действием этого огня, согласно мнению пифагорейской школы, созданы другие небесные тела; он - центр силы, сохраняющей порядок вселенной. Он притягивал к себе ближайшие части «беспредельного», то есть ближайшие части вещества, находящегося в беспредельном пространстве; постепенно расширяясь, действие этой силы его, вводившей беспредельное в пределы, дало устройство вселенной.

Около центрального огня вращаются, по направлению с запада на восток, десять небесных тел; самое отдаленное из них - сфера неподвижных звезд, которую пифагорейская школа считала одним сплошным целым. Ближайшие к центральному огню небесные тела - это планеты; их пять. Далее их от него расположены, по пифагорейской космогонии, солнце, луна, земля и небесное тело, составляющее противоположность земле, антихтон, «противоземля». Оболочку вселенной составляет «огонь окружности», который надобен был пифагорейцам для того, чтобы окружность вселенной гармонировала с центром её. Центральный огонь пифагорейцев, центр вселенной, составляет основание порядка в ней; он норма всего, связь всего в ней. Земля вращается около центрального огня; форма её шарообразна; жить можно только на верхней половине её окружности. Пифагорейцы полагали, что и она и другие тела движутся по круговым путям.

Солнце и луна, шары, состоящие из вещества, подобного стеклу, получают свет и теплоту от центрального огня и передают земле. Она вращается ближе к нему, чем они, но между ним и нею вращается противоземля, имеющая тот же путь и такой же период своего круговращения, как она; потому-то центральный огонь постоянно закрыт этим телом от земли и не может давать свет и теплоту прямо ей. Когда земля в своем дневном круговращении находится на той же стороне от центрального огня, как солнце, то на земле день, а когда солнце и она на разных сторонах, то на земле ночь.

Путь земли находится в наклонном положении относительно пути солнца; этим правильным своим сведением пифагорейская школа объясняла смену времен года; кроме того, если бы путь солнца не был наклонным относительно пути земли, то земля при каждом своем ежедневном круговращении проходила бы прямо между солнцем и центральным огнем и каждый день производила бы солнечное затмение. Но при наклонности её пути относительно путей солнца и луны, она лишь изредка бывает на прямой линии между центральным огнем и этими телами, и закрывая их своею тенью, производит их затмения.

В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны земле, и как она, окружены воздухом. На луне есть и растения и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на земле.

Время обращения небесных тел около центрального огня определяется величиною проходимых ими кругов. Земля и противоземля обходят свои круговые пути в сутки, а луне нужно на это 30 дней, солнцу, Венере и Меркурию нужен целый год, и т. д., а звездное небо совершает свой круговой оборот в период, продолжительность которого не определялась пифагорейской школой точно, но составляла тысячи лет, и который назывался «великим годом».

Неизменная правильность этих движений обусловливается действием чисел; потому число - верховный закон устройства вселенной, сила, правящая ею. А пропорциональность чисел - гармония; потому правильное движение небесных тел должно создавать гармонию звуков.

Учения о гармонии сфер . На этом было основано учение пифагорейской философии о гармонии сфер; оно говорило, что «небесные тела своим вращением около центра производят ряд тонов, сочетание которых составляет октаву, гармонию»; но человеческое ухо не слышит этой гармонии, как и человеческий глаз не видит центрального огня. Гармонию сфер слышал только один из всех смертных, Пифагор.

При всей фантастичности своих подробностей, учение пифагорейской школы об устройстве вселенной составляет, по сравнению с понятиями прежних философов, большой астрономический прогресс.

Прежде, суточный ход перемен объясняли движением солнца около земли; пифагорейцы стали объяснять его движением самой земли; от их понятия о характере её суточного круговращения легко было перейти к понятию, что она вращается около своей оси. Надо было только отбросить фантастический элемент, и получалась истина: противоземля оказывалась западным полушарием земного шара, центральный огонь оказывался находящимся в центре земного шара, вращение земли около центрального огня превращалось в круговращение земли около оси.

Учение о переселении душ . По пифагорейской философии, душа соединена с телом и наказание за грехи, погребена в нём, как в темнице. Потому она не должна самовластно освобождаться от него.

Она и любит его, пока соединена с ним, потому что получает впечатления только посредством чувств тела. Освободившись от него, она ведет бестелесную жизнь в лучшем мире. Но в этот лучший мир порядка и гармонии душа, согласно учению пифагорейской школы, вступает лишь в том случае, если она установила в себе гармонию, если сделала себя достойной блаженства добродетелью и чистотою. Негармоничная и нечистая душа не может быть принята в царство света и вечной гармонии, которым правит Аполлон; она должна возвратиться на землю для нового странствования по телам животных и людей.

Итак, пифагорейская школа философии имела понятия, сходные с восточными. Она считала, что земная жизнь - время очищения и подготовки и будущей жизни; нечистые души удлиняют для себя этот период наказания, должны подвергаться возрождениям. Средствами приготовить душу к возвращению в лучший мир служат, согласно пифагорейцам, такие же правила очищения и воздержания, как в индийской, персидской и египетской религиях.

У них, как и у восточных жрецов, необходимыми пособиями дли человека на пути земной жизни были заповеди о том, какие формальности нужно исполнять в разных житейских случаях, какую пищу можно есть, от какой следует воздерживаться. По взглядам пифагорейской школы, человек должен молиться богам в белой льняной одежде, и хоронить его надо тоже в такой одежде. Подобных правил у пифагорейцев было много.

Давая такие заповеди, Пифагор сообразовался с народными верованиями и обычаями. Греческий народ не был чужд религиозной формалистики. Греки имели обряды очищения, и у их простолюдинов было много суеверных правил. Вообще Пифагор и его философская школа не противоречили народной религии так резко, как другие философы. Они только старались очистить народные понятия и говорили о единстве божественной силы.

Аполлон, бог чистого света, дающий миру теплоту и жизнь, бог чистой жизни и вечных гармонии, был единственным богом, которому пифагорейцы молились и приносили свои бескровные жертвы. Они служили ему, одевшись в чистое платье, омыв тело и озаботившись очистить свои помышления; во славу ему пели они свои песни с аккомпанементом музыки и совершали торжественные процессии.

Из пифагорейского царства Аполлона было исключено все нечистое, негармоническое, беспорядочное; человек, который был на земле безнравственным, несправедливым, нечестивым, не получит доступа в это царство; он будет возрождаться в телах разных животных и людей, пока этим процессом очищения достигнет непорочности и гармонии.

Чтобы сократить странствования души по разным телам, пифагорейская философия изобрела священные, таинственные обряды («оргии»), которыми улучшается судьба души по смерти человека, доставляется ей вечное спокойствие в царстве гармонии.

Последователи Пифагора говорили, что он сам был одарен способностью узнавать в новых телах те души, которые знал прежде, и что он помнил все свое прошедшее существование в разных телах.

Loading...Loading...