Православный праздник 9 октября. Православные церковные праздники октября

На Руси в этот день судили о предстоящей погоде (Фото: Beata Becla, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 26 сентября

В церковном календаре на этот день приходится память Иоанна Богослова - одного из Двенадцати апостолов, автора Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий Нового Завета. Согласно преданию, Иоанн был младшим братом апостола Иакова и вместе с ним был призван Иисусом Христом в число своих учеников. Братья, как и апостол Петр, входили в число самых приближенных Христу апостолов. Втроем они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира, и только им Спаситель позволил видеть свое Преображение.

Будучи распятым на кресте, Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери - Деве Марии. Свое прозвище - Богослов - Иоанн получил благодаря тому, что в своем Евангелии именовал Иисуса Христа Словом Божьим.

На Руси в этот день судили о предстоящей погоде. Если на Богослова выпадал снег, то зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября. Говорили, что если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то зима придет скоро. По листьям же гадали о зиме: если они опадают с деревьев не чисто, то нужно ждать морозов.

Много поговорок и примет существовало непосредственно о самом первом снеге. «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет» , - говорили люди. Считалось, что снег, выпавший днем, долго не продержится, а настоящий, зимний, снег ложится непременно ночью. Если на Ивана Богослова шел дождь со снегом, это предвещало три сильных оттепели в январе, а если день выдавался теплым и солнечным, ждали дождливого и холодного июня следующим летом.

По легенде, однажды Иоанн Богослов чудом обратил в искусного живописца простого пастуха гусей. Поэтому в народе этого святого почитали как покровителя художников и иконописцев. В этот день они молились своему небесному защитнику и просили о помощи в делах и о вдохновении.

Именины в этот день

Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Ефрем, Иван, Николай, Тихон

Всемирный день почты

Почта передает мысли, чувства и желания на большие расстояния (Фото: Julia Shepeleva, Shutterstock)

Всемирный день почты (World Post Day) - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Проводится ежегодно 9 октября по решению 14 конгресса Всемирного почтового союза (Universal Postal Union) в день создания союза в 1874 году. А Всемирным днем почты этот день был провозглашен на Конгрессе Всемирного союза почтовиков, состоявшемся в Токио в 1969 году.

9 октября 1874 года в Бьерне (Швейцария) представителями 22 стран, в том числе России, был подписан Бернский договор, учреждающий основание Генерального почтового союза. В 1878 году союз изменил свое название и стал именоваться Всемирным почтовым союзом (ВПС). На сегодняшний день ВПС насчитывает в своем составе 192 страны. Во всем мире, начиная с 9 октября, проводится Международная неделя письма.

По данным ВПС, международная почта говорит на 6800 языках своих клиентов и представляет собой самую протяженную в мире сеть физической доставки почты. Она предназначена для обеспечения надежной, эффективной и экономичной перевозки товаров и обмена идеями. Почта передает личные мысли друзей на большие расстояния. Она помогает фирмам разного масштаба находить клиентов и соответствовать их потребностям.

Россия, отмечающая День российской почты во второе воскресенье июля, - один из старейших членов этой влиятельной международной организации. Сеть федеральной почтовой связи включает в себя 42 тысячи объектов, среди них более 40 тысяч отделений почтовой связи, 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов, и охватывает своими услугами 99% территории страны.

Современная почта во многих промышленно-развитых государствах активно работает в секторе логистики, почтово-банковских услуг, каталожной торговли и прямой почтовой рассылки, активно развивает информационные технологии, гибридную почту и электронную коммерцию.

Цель сегодняшнего Всемирного дня почты - пропаганда роли почтового сектора в повседневной жизни людей и компаний и его вклада в социально-экономическое развитие стран. Отмечающим этот День государствам-членам предлагается разработать программы мероприятий по расширению осведомленности о роли и деятельности их почтовых служб среди общественности и СМИ на национальном уровне.

Каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня (тематические выставки раритетных и редких марок и открыток, конкурсы рисунков почтовой марки, различные просветительские акции, дни открытых дверей, конференции и практикумы, спортивные и развлекательные мероприятия), посвящены определенной теме. Почтовые ведомства многих стран пользуются этой возможностью для внедрения или продвижения новых почтовых продуктов и услуг. А некоторые почтовые ведомства также пользуются случаем и проводят в этот день церемонии награждения своих наиболее отличившихся сотрудников.

Интересно, что первые в мире почтовые марки появились в Англии в 1840 году, а первые почтовые марки в России появились в 1857 году.

День Колумба в США

День Колумба в США отмечается во второй понедельник октября (Фото: MSG64, Shutterstock)

12 октября 1492 года итальянский (по некоторым источникам - испанский) мореплаватель Христофор Колумб высадился в Новом свете - в этот день экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, что впоследствии было принято за официальную дату открытия Америки.

Хотя в большинстве других американских стран День Колумба (Columbus Day) отмечается 12 октября (что логично и оправданно), в Соединенных Штатах он отмечается во второй понедельник октября.

Это событие довольно противоречиво, потому что поселения европейцев в Америке привели к исчезновению истории и культуры многих коренных народов материка.

Впервые массово в США этот праздник отметили в 1792 году – в честь 300-летия открытия Америки. И тогда же в Балтиморе был установлен памятник мореплавателю, а еще через 100 лет, к 400-й годовщине этого события, статуя Колумба была установлена в Нью-Йорке, и президент США Бенджамин Гаррисон призвал американцев сделать этот торжественный для страны день праздником.

Хотя по разному и неофициально он и так отмечался многими штатами и американскими сообществами долгое время, пока в 1937 году не был объявлен официальным государственным праздником по всей стране, и его празднование было установлено на 12 октября. Но в 1971 году американский Конгресс принял решение о праздновании Дня Колумба во второй понедельник октября.

В настоящее время в этот день население США празднует годовщину открытия своей страны, посещая праздничные церковные службы и другие мероприятия. В некоторых городах проходят специальные службы, парады и большие торжественные церемонии. Большинство празднований сосредоточено вокруг итало-американских сообществ. Особого упоминания заслуживают праздничные мероприятия, проводимые в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

День Колумба является общественным выходным во многих частях США, но в некоторых штатах, например, в Калифорнии, Неваде, Гавайи, день не отмечается. Государственные учреждения и школы, как правило, закрыты, но коммерческие организации могут работать. Над правительственными зданиями поднимают государственный флаг США.

День благодарения в Канаде

Традиционные атрибуты Дня благодарения, символизирующие обильный урожай (Фото: Teresa Kasprzycka, Shutterstock)

День благодарения (англ. Thanksgiving Day) - это праздник благодарности за все лучшее из пережитого в истекающем году - национальный праздник в Канаде и США. Сущность и смысл его являются общими для всех североамериканцев, хотя даты празднования заметно разнесены по времени: в Канаде это второй понедельник октября , а в США - четвертый четверг ноября.

История благодарения в Канаде восходит к английскому пирату-исследователю Мартину Фробишеру, который, пытаясь найти северный морской проход в Индию и Китай, оказался в ледовом плену у берегов Северной Америки. Суровые условия погубили корабли и часть команды. Остальным, чтобы выжить, пришлось высадиться на побережье сегодняшнего Лабрадора, где в 1578 году Фробишер провел официальную церемонию благодарения за счастливо пережитое длительное и опасное путешествие. Это считают первым канадским благодарением и первым благодарением, имевшим место в Северной Америке вообще.

В то же самое время, французские поселенцы, переплыв океан и прибыв на территорию нынешней Канады с исследователем Сэмюэлем де Чамплэйном, также возносили Всевышнему благодарственные молитвы и организовывали обильные благодарственные пиры. Они даже учредили «Обычай хорошего настроения», с удовольствием и благодарностью разделив свою трапезу с соседями-аборигенами, помогавшими им выживать в условиях нечеловечески суровых североамериканских зим.

Подобные церемонии продолжали проводить и другие колонисты, осваивающие североамериканский континент. Судя по всему, многодневный пир в честь обильного урожая, сохранившего жизни первым поселенцам Плимутской Колонии осенью 1621 года, от которого ведут отсчет своих Дней благодарения нынешние жители США, был лишь очередным мероприятием в рамках давно существовавшей традиции…

За годы своего существования праздник обрастал обычаями и несколько раз менял свое место в календаре. Неизменным оставалось одно: в этот день положено было благодарить Всевышнего (или, если хотите, судьбу) за оказанные милости. Какие именно? Это определялось отдельно, в зависимости от текущих событий и от места проведения праздника.

На территории Нижней Канады День благодарения впервые отмечался 10 января 1799 года, «в знак победы над нашими врагами и в честь неоценимых и разнообразных милостей, которые получали и продолжают получать наше королевство и его провинции». В разные годы канадцам приходилось выражать благодарность за окончание войны между Великобританией и Францией, за прекращение эпидемии холеры, за окончание кровопролития в Европе (имелись в виду наполеоновские войны). А 4 июня 1856 года жители Канады сказали отдельное «большое спасибо» за восстановление мира между Великобританией и Россией.

Первый со времен Конфедерации День благодарения в Канаде был отмечен 15 апреля 1872 года в честь выздоровления Принца Уэльского (позже Короля Эдуарда VII) после серьезного заболевания. Долгое время после этого канадский День благодарения не имел не только закрепленной даты в календаре, но и определенной направленности всеобщей благодарности канадцев: в разные годы и в разные сроки канадцы выражали благодарность либо за обильный урожай, либо за то, за что предписывалось специальным ежегодным указом, пока, наконец, в 1931 году не была выработана обтекаемая формулировка: «общая благодарность всемогущему Господу за милости, которыми он награждает жителей Канады». Дата проведения праздника прочно закрепилась на втором понедельнике октября. Настолько прочно, что, когда в 1935 году по случаю выборов, назначенных на понедельник, День благодарения был перенесен на четверг, народ возмутился до чрезвычайности.

В 1957 году была выпущена самая последняя декларация, согласно которой День благодарения в Канаде должен отмечаться во второй понедельник октября.

Несмотря на различие дат празднования Дня благодарения в Канаде и США, традиции проведения самого праздника одинаковы: обычно это один из выходных, когда родственники собираются вместе за большим столом. Традиционные блюда в этот день - жареная фаршированная индейка с клюквенным соусом и красиво украшенный взбитыми сливками пирог из тыквы, а также другие вкусные вещи на столе, большая часть из которых домашнего приготовления. В этот день проводятся праздничные службы в церквях. И витрины магазинов, и дворики, и фасады домов украшены специально выпущенными к этому дню чучелками, соломенными птичками, тыковками, листьями. А для многих людей - это просто счастливый повод собраться вместе с близкими, поблагодарить судьбу за мир и благополучие в семье, за семейное счастье в прошедшем году. Кроме того, это «long weekend» - длинные выходные, которые все любят и с удовольствием проводят, не слишком задумываясь об истоках самого этого праздника.

Кроме того, День благодарения предназначен для всевозможных добрых дел и благотворительности - недаром массовый сбор денег «в пользу бедных» проходит в Канаде в начале осени. И, наконец, этот день по-прежнему сохранил элементы «праздника урожая» - к нему приурочены многочисленные осенние ярмарки.

В Соединенных Штатах, где День благодарения празднуется в ноябре, он считается одним из самых главных праздников, сравнимых по важности разве что с Рождеством. В Канаде ему придают несколько меньшее значение. Но смысл праздника южнее и севернее сорок девятой параллели, разделяющей две страны, остается одинаковым: в этот день вся семья обязательно должна собраться за общим праздничным столом (с непременной индейкой с клюквенным соусом) и дружно предаваться воспоминаниям о делах давно минувших дней. «Сегодня все возносят чистосердечные и смиренные хвалы богу, - все, кроме индюков» , - писал об этом празднике Марк Твен.

9 октября (26 сентября по старому стилю)

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая (21 мая по н.ст.).
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого дарения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, прибывшей в Грузию в 1989 году из Афонского Иверского монастыря
26 сентября 1989 года в Тбилиси из Афонского Иверского монастыря прибыла икона Иверской Пресвятой Богородицы, копия знаменитой иконы "Портаитиса". Эту точную копию в знак любви и благодарности к грузинскому народу, по Благословению Католикоса-Патриарха Всея Грузии Ильи II написали монахи святой Афонской Горы.
Вся Грузия праздновала этот великий день. Прибытие иконы Иверской Пресвятой Богородицы со Святой Горы в тяжелые для Грузии дни каждый христианин воспринял, как знак Небесного благословения и утешения. Этот день вошел в историю Грузинской Церкви как праздник. Чудотворная икона пребывает в кафедральном Сионском соборе.

Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).

Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия († 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.
Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.
Преставился преподобный Ефрем 26 сентября 1492 года и был погребен в храме Святителя Николая. В 1509 году из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года. (Память перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского совершается 16 мая.)

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление 1989).
Сщмчч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая
(1937).
Сщмч. Владимира пресвитера
(1939).
Прав. Гедеона, судии Израильского.
Прп. Нила Россанского.

|

Тропарь Апостолу Иоанну Богослову

Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить беззащитных людей, ибо твое ходатайство принимает Принявший тебя, припавшего к Его груди. Его и моли, Богослов, чтобы Он рассеял облегающую тьму язычества, испрашивая нам мира и великой милости.

Апостольское чтение. Первое соборное послание св. ап. Иоанна 4:12–19. – 73зачало

[Братья,] Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его в нас совершенна. То, что мы пребываем в Нем и Он в нас, – мы узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус – Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.Любовь достигла в нас такого совершенства, что в день суда мы имеем уверенность; потому что каков Он, таковы и мы в этом мире. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх предполагает наказание. А страшащийся несовершенен в любви. Давайте же будем любить Его, потому что Он первый полюбил нас.

Евангельское чтение. Евангелие от Иоанна 19:25–27; 21:24–25. – Зачало 61

При кресте Иисуса стояли Мать Его и сестра Матери Его, Мария [жена] Клеопы, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Мать и ученика, которого Он любил, стоявшего рядом, говорит Матери Своей: «Женщина! Вот сын Твой». Потом говорит ученику: «Вот Мать твоя!» И с того часа взял ученик Ее к себе. Этот ученик и свидетельствует об этом, и написал это; и мы знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, что и самому миру не вместить тех написанных книг. Аминь.

АПОСТОЛ ЛЮБВИ И БОГОСЛОВИЯ

9 октября (26 сентября по старому стилю), в православном календаре значится день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.

Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. «И с той поры ученик взял Ее к себе», читаем в его Евангелии (Ин 19:27).

Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (то есть справа от Него; отсюда понятие «наперсник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иерусалиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим знаменательно отличен от всех других апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей. Предполагаемая гробница Иоанна в Ефесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

Кроме четвертого Евангелия, христианская традиция приписывает Иоанну три Соборных («окружных») послания и Книгу Откровение (греч. Апокалипсис), которая набрасывает обобщенные мистико-символические картины завершения земной истории. Согласно одному из преданий, она была написана на полупустынном острове Патмос в Эгейском море, во время царствования императора Домициана (81–96), куда схваченный Иоанн был отправлен в ссылку. Здесь автор получил таинственное откровение о непрекращающейся в течение многих веков борьбе сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его клевретов, преображением неба и земли и торжеством Агнца. Книга является излюбленным источником как внецерковных лжемистических умствований (нелепых астрологических выкладок «конца света»), так и арсеналом великолепных драматических сюжетов для многих прославленных художников и поэтов. Православная Церковь именует Иоанна «таинником» (у греков это слово, «мист», еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвященного в мистерию).

Конец жизни Иоанна Богослова окружен таинственными легендами. Относящиеся к нему слова Христа «Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду» (Ин 21:22) дают повод предполагать, что Иоанн не умер, но чудесно сохранен для грядущего мученического подвига во времена антихриста. Представление о живущем в глубоком затворе до «последних времен» Иоанне Богослове использовано в «Трех разговорах» Владимира Соловьева. Здесь Иоанн является в образе православного епископа «старца Иоанна», чтобы обличить антихриста-императора и воссоздать заповеданное Христом вселенское единство Его Церкви вместе с папой Петром II и лютеранским профессором Паули (образы первоверховных апостолов Петра и Павла).

Византийская иконография чаще всего изображает Иоанна погруженным в мистическое созерцание старцем с огромным лбом. Апокрифические «Деяниям Иоанна Богослова» придают ему ученика Прохора, записывающего откровения под его диктовку. О последних – самых страшных и невыносимых – тайнах ангел велит Иоанну умолчать. Отсюда характерный иконографический жест – приложенный к губам старца палец, как на русской иконе XVI в. «Иоанн Богослов в молчании». Символом апостола Иоанна как евангелиста является орел.

Какой церковный праздник сегодня 15 октября 2018 года отмечают все православные. В церковном календаре на эту дату несколько праздников:

Куприян и Устинья (Священномученика Киприана, епископа, мученицы Иустины и мученика Феоктиста) — Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру в Христа в Никомидии при императоре Диоклитиане в 304 году.

Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского — В честь святого Андрея, жившего в Х веке в Константинополе. Обладал даром пророчества и прозорливости.

Благоверной княгини Анны (в иночестве Евфросиньи) Кашинской — День памяти супруги князя Михаила Тверского. К лику святых Анна причислена в 1649 году, второе прославление — в 1909 г.

Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца — День святого Кассиана (имя при рождении — Константин) из рода князей Мангупских. Основатель обители в честь Успения Божией Матери неподалеку от Углича.

Что можно делать в этот день и что нельзя. Какому святому и как молиться. Ответы на эти и другие вопросы в нашей статье о церковных праздниках, обычаях и традициях.

Дата по старому стилю: 2 октября. В этот день отмечается память трех мучеников, погибших за веру в начале 4 века: Киприана, Иустины и Феоктиста. Киприан жил в Антиохии и с детства обучался языческой философии, а достигнув зрелости, был посвящен в жрецы. Говорили, что он обрел великую силу и видел самого князя тьмы.

В том же городе жила девица Иустина, которая не только сама приняла христианство, но и обратила в свою веру родителей. Юноша Аглаид, пытаясь соблазнить Иустину, обратился за помощью к Киприану, но, несмотря на чары жреца, девушка оставалась непреклонна.

Это заставило Киприана и самого поверить в Христа. С покаянием он пришел в церковь и принял крещение.

В дальнейшем Киприан горячо проповедовал христианство и обратил в христианство столько язычников, что все капища в его епархии оказались заброшены - попросту стало некому приносить жертвы идолам. Иустина же удалилась в монастырь и стала там игуменьей. Во время гонений на христиан оба они были схвачены, язычники подвергли их мучениям и, в конце концов, казнили. Видя страдания христиан, воин Феоктист, стоявший в страже, тоже объявил себя христианином и был казнен вместе с Киприаном и Иустиной.

Эта дата на Руси считалась днем очищения от наваждений и избавления от злых духов. Если не прочитать соответствующую молитву, на человека могли напасть бесы. Причем, как правило, мужчины молились Куприяну (Киприану), а женщины - Устинье (Иустине).

В качестве жертвы бесы чаще всего выбирали пьяниц, грешников, а также сквернословов - тех, кто призывает чертей в минуты гнева или отчаяния. Говорили, что пьяницам бесы нередко являются в своем натуральном виде, лишают сна, вызывают отвращение к пище и наводят ужас. Именно этим в народе объясняли припадки «белой горячки».

Девушки на Куприяна собирались на вечерки, но не играли и не веселились. Вместо этого занимались рукоделием, а за работой пели грустные песни.

Народный праздник — болотиха

Этот праздник приходится на середину осени (15 октября) — 21 день после рождения Мира. Праздник равнозначный (одинаково высчитывается) к Рахманскому Великодню 15 апреля, БелоБогу и ЧерноБогу (соответственно 15 июля и 15 января).

Во время болотной осени Предки говорили: «Раскисли дороги - застряли у Болотихи ноги», «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит, потому что едет на рябой кобыле». В этот день нельзя делать ничего такого, что нуждается в быстром решении. Напротив, дела, которые начались на Болотиху, долго не решаются и имеют не тот результат, на который надеешься.

Если в семье есть больной человек, знающая женщина поздним вечером берет его рубашку и идет туда, где самое большое болото, приговаривая: «Болотиха дороги размыла, рубашку моего (имя) засосала, и болезнь его в Навь забрала» . После чего топит рубашку в болоте, но не ногами, а дубовой палкой. Трижды налагает на себя перуницу и без оглядки на то место и на небо идет молча домой.

Молитва Богам за здоровье родителей:

Славим Богов Родных за то, что на свет привели,
Родили да благами наделили. Молитвы им посылаем, за отца и мать кровную вопрошаем.

Через них мы пришли в мир Яви, чтоб жизнь свою ладовать,
Богов родных славить и Землю свою беречь

От рода чужого да глаза лихого. Вы, Боги родные, родителей наших благословите
Да под опеку свою возьмите,

Пусть старость спокойно доживают и горя не знают. Пусть здоровье в них прибывает,
А Сила Божья их счастьем наполняет! Слава Богам и Предкам!

Именины в этот день

Александра, Андрей, Анна, Борис, Василий, Георгий, Давид, Иван, Константин, Михаил, Петр, Степан, Федор

Народные приметы на 15 октября

  • Если человек родился 15 октября, то его талисманом является горный хрусталь
  • Сильный дождь и ветер 15 октября – зима обещает быть холодной
  • Если листопад начался 15 октября – примета, что скоро наступят холода

Седмица 19-я по Пятидесятнице.

.
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989). .
Прав. Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.).
Сщмчч. Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мчч. Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Владимира Вятского пресвитера (1939).

Утр. –
Лит. – Ап.: 1 ;
100 Если в этот день совершается служба в честь свт. Тихона, то на литургии читаются также чтения святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2: Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны:/ прие́млет тя припа́дающа/ и́же па́дша на пе́рси Прие́мый,/ его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2: Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.Тропарь святителя Тихона, глас 1: Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея „во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́// и мир Бо́жий лю́дем испроси́.Кондак святителя Тихона, глас 2: Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения нашего народа. Но одновременно будет величайшей ошибкой утверждать, что нет тех самых волков, которые хотят похитить паству. Они были, есть и будут, поскольку враг Церкви сам дьявол, и он действует через людей. И сегодня время от времени появляются лжеучители, которые под видом защиты Церкви и Православия сеют плевелы сомнений и подозрительности, стараясь разделить паству и пастырей. Церковь призвана защитить паству, но это особая защита, ведь это не сражение в открытом бою – это поле невидимой брани за человеческие души. На этом поле брани пастыри не должны щадить живота своего, чтобы защитить свой народ. Пастыри должны помнить, что невидимая брань, которую ведет Церковь, «не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Богослужебные указания ожидаются

Loading...Loading...