Св кирилл иерусалимский. Кирилл иерусалимский

Кирилл Иерусалимский (315-386) - один из Отцов Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, проповедник, который пытался поднять значение Иерусалима в качестве центра всей христианской церкви. Память совершается в Православной церкви 18 (31) марта, в Католической церкви - 18 марта.

Биография

Был пресвитером Иерусалимской епархии, в 350 году рукоположен в иерусалимские епископы. Иерусалим в то время находился в подчинении у митрополита Кесарийского, что вовсе не устраивало св. Кирилла. Трижды его смещали по инициативе кесарийского епископа Акакия, который требовал от Кирилла принять арианство. По случаю небесного знамения - видения Креста Господня в небе над Иерусалимом в праздник Пятидесятницы в 351 году Кирилл отправил «Послание к благочестивому царю Констанцию». Кирилл потратил много сил на умиротворение иерусалимской паствы и борьбу с еретиками, против которых подписал осуждение на II Вселенском соборе.

Богословские взгляды

После Кирилла Иерусалимского осталось 18 огласительных слов, истолковывающих смысл Символа веры: толкование для «во едино крещение покаяния во оставление грехов», для догматов общего православного исповедания, для «верую во единаго Бога», «Отца», «Вседержителя», «Творца небу и земли» и т. д., для всего Символа веры до конца.

Кроме того, у него есть 5 тайноводственных слов, где он истолковывает обряды совершения и смысл таинств крещения, миропомазания, елеосвящения, евхаристии и проч. Из других его творений известны «Беседа о расслабленном при купели» и «Беседы о претворении Господом воды в вино». Творения и слова Кирилла имеют важное значение в догматическом и экзегетическом отношении, однако многие оспаривают подлинность его авторства.

Литература

Русские переводы:

  • Огласительные и тайноводственные поучения. СПб., 1822. 506 стр.
    • Новое изд.: М., 1900. 370 стр.
    • переизд.: М., 1991.
  • Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. (Серия «Творения св. отцев…») М., 1855. 398 стр. Переиздания:
    • Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1893.
    • Творения иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского: [Кн. 1]-2. СПб: П.П. Сойкин, .

Исследования:

  • Дис. 1411. Старовойтенко Павел Илларионович. Учение св. Кирилла Иерусалимского о Таинствах. – К., 1895. – 170 с.
  • Мгалоблишвили Т. Г. Кирилл Иерусалимский в древнегрузинских переводах. Автореф. дисс. Тб., 1972.

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, епископ (род. 315 – ум. 386) – святой отец церкви. В 348 написал 23 поучения, представляющие весьма важный документ по популярному религиозному обучению в древней церкви. Был подвергнут гонению за спор с арианами, не… … Философская энциклопедия

Кирилл Иерусалимский - Кирилл Иерусалимский, Kyrillos, лат. Cyrillus Hierosolymitanus, ок. 313 386 гг. н. э., греческий христианский писатель. Первоначально был монахом в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 г. его избрали епископом, он принял чин из рук арианина… … Античные писатели

КИРИЛЛ Иерусалимский - (ок. 315 386), христианский церковный деятель и писатель, епископ с 315. Боролся с арианством. Автор 24 огласительных поучений. Память 18 марта … Энциклопедический словарь

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - СВ. (ок. 315 387), епископ Иерусалимский, учитель церкви. О его жизни известно мало, однако некоторые сведения можно найти в сочинениях его современников Епифания, Иеронима и Руфина. Его жизнь пришлась на эпоху церковной смуты, и из 35 лет своего … Энциклопедия Кольера

Кирилл Иерусалимский - (около 315 — 386), христианский церковный деятель и писатель, епископ с 351, отец Церкви. Автор 24 огласительных поучений …

Кирилл Иерусалимский - КИРИ́ЛЛ ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ (ок. 315–386), христ. церк. деятель и писатель, епископ с 351, отец Церкви. Автор 24 огласительных поучений … Биографический словарь

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, епископ - (род. 315 – ум. 386) святой отец церкви. В 348 написал 23 поучения, представляющие весьма важный документ по популярному религиозному обучению в древней церкви. Был подвергнут гонению за спор с арианами, не принимавшими один из осн. догматов… … Философская энциклопедия

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827 869; до принятия в 869 монашества Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815 885) в 863 были приглашены из… … Большой Энциклопедический словарь

Кирилл (значения) - Кирилл: В Викисловаре есть статья «Кирилл» Кирилл (др. греч … Википедия

Кирилл епископ иерусалимский - (315 386) св. отец церкви, с 351 г. епископ иерусалимский. Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры. Иероним и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мудрость тысячелетий. Христианские изречения, притчи, афоризмы , Коллектив авторов. Кладезь христианской мудрости – мысли и высказывания великих Учителей, поучительные истории и притчи из их жизни. Слова Иисуса Христа, его Учеников и подвижниковот зарождения христианской… Купить за 189 руб аудиокнига
  • Знамения пришествия антихриста. Тайны библейских пророчеств о событиях, которые свершатся в конце времен , Отсутствует. Эта книга о событиях, которые свершатся в конце истории человечества. Перед читателем раскрываются таинственные пророчества Апокалипсиса об антихристе, кончине мира, Втором Пришествии…

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский , родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351–363), надеясь обратить его в Православие.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма () несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял . Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину († 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане».

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

*На русском языке издано:

1. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855.

2. Книга Кириллова. Сборник поучений о предметах веры и нравственности. М., 1644. То же. Гродно, 1786. То же. Гродно, 1791.

3. Поучения огласительные и тайноводственные / Пер. с греч. на слав. Преосвященного Амвросия (Зертис-Каменского), архиепископа Московского и Калужского. М., 1742. То же. М., 1784. То же / Пер. на рус. яз. в Ярославской семинарии. СПб., 1822. То же. Изд. 2-е. М., 1822. Изд. 3-е. М., 1824.

4. Из слова предогласительного. – Третье тайноводственное слово. – Пятое тайноводственное слово // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877.

5. Катехизисы. СПб., 1822. То же / Пер. МДА. М., 1855. Изд. 2-е. М., 1891. Изд. 3-е. СПб., 1913.

6. Письмо Констанцию о появлении светящегося Креста в 351 г. / Пер. А. П. Лебедева. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1893.

7. Беседа на Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и на Симеона Богоприимца // Христианское чтение. 1840. I. С. 115 слл.*

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский , родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351-363), надеясь обратить его в Православие.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361-363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма () несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял . Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину († 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364-378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379-395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: "О расслабленном" и "О претворении воды в вино в Кане".

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, - учит святой Кирилл, - составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета".

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

*На русском языке издано:

1. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855.

2. Книга Кириллова. Сборник поучений о предметах веры и нравственности. М., 1644. То же. Гродно, 1786. То же. Гродно, 1791.

3. Поучения огласительные и тайноводственные / Пер. с греч. на слав. Преосвященного Амвросия (Зертис-Каменского), архиепископа Московского и Калужского. М., 1742. То же. М., 1784. То же / Пер. на рус. яз. в Ярославской семинарии. СПб., 1822. То же. Изд. 2-е. М., 1822. Изд. 3-е. М., 1824.

4. Из слова предогласительного. - Третье тайноводственное слово. - Пятое тайноводственное слово // Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877.

5. Катехизисы. СПб., 1822. То же / Пер. МДА. М., 1855. Изд. 2-е. М., 1891. Изд. 3-е. СПб., 1913.

6. Письмо Констанцию о появлении светящегося Креста в 351 г. / Пер. А. П. Лебедева. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1893.

7. Беседа на Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и на Симеона Богоприимца // Христианское чтение. 1840. I. С. 115 слл.*

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Минея - Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Афон. XV.

Свт. Кирилл. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Живя во время наибольших смут в церкви от ариан , он трижды был свергнут ими с епископской кафедры.

Скончался святитель Кирилл в году.

Был ли свт. Кирилл арианином?

Однако, он присутствовал на II Вселенском Соборе как епископ православный, и в актах собора упоминается как "подвизавшийся против ариан"; Феодорит Кирский называет его "поборником учения апостольского". По образу мыслей Кирилл Иерусалимский был, по-видимому, близок к знаменитому Евсевию , епископу соседней с Иерусалимом Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов Церкви в., Кирилл имел, однако, хорошее образование не только богословское, но и общее.

Труды

Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов.

В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры . Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, - учит святой Кирилл, - составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета".

Некоторые протестантские богословы (в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать, что автором этих поучений свт. Кирилл не был, но в настоящее время принадлежность их Кириллу Иерусалимскому стоит вне всякого сомнения, хотя последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе не ранее как два века спустя после его смерти. Кроме поучений, известны еще следующие сочинения Кирилла Иерусалимского: послание к императору Констанцию о явлении в г. креста под Голгофой, беседа "О расслабленном" и отрывки из беседы "О претворении Иисусом Христом воды в вино в Кане".

Издание сочинений свт. Кирилла Иерусалимского:

  • Morel (П., 1564);
  • Prévot (П., 1608);
  • Milles (Oxford, 1703);
  • Touttée (П., 1720 и Венеция, 1763, лучшее из всех);
  • Reisel et Kupp (1848);
  • Migne, в "Patrologia cursus" (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Touttée; русский перевод, Москва, 1855).

Для установления подлинного греческого текста творений Кирилла Иерусалимского весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).

Молитвословия

Кондак, глас 4

Языком твоим, мудре,/ Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди/ едину чести Троицу,/ Естеством нераздельну, разделяему же Лицы./ Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем,/ иже к Богу молитвенника тя предлагающий.

Литература

  • Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886);
  • Touttée (при его издании сочинений Кирилла Иерусалимского), "De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli";
  • Tillemont, "Mémoires..." (т. VIII);
  • Oudin, "De script. eccesiast." (т. I);
  • Ceiller, "Histoire générale des auteurs" (т. VI, по изданию 1860 г.);
  • монографии:
    • Plitt, "De Суrilli orationibus, quae exstant" (Гейдельберг, 1855);
    • Marquardt, "S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres" (Лейпциг, 1882);
    • архимандрит Порфирий, "Кирилл Иерусалимский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе, 1855).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Страницы календаря портала Православие.Ru :
Loading...Loading...