Учение Платона о мире идей и вещей. Мир идей и мир вещей


Снегурочка

О царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, Что я люблю его…

Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.

…Люблю и таю, таю От сладких чувств любви! Прощайте, все Подруженьки, прощай, жених! О милый, Последний взгляд Снегурочки тебе.

(Тает. )

Мизгирь

Снегурочка, обманщица, живи, Люби меня!..

(Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро. )

Царь

Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд! Мороза порожденье - Холодная Снегурочка погибла. Пятнадцать лет она жила меж нами, Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце. Теперь, с ее чудесною кончиной, Вмешательство Мороза прекратилось. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Пьеса завершается общим хором, славящим Солнце.

Вопросы и задания

1. Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? На что она рассчитывала?

2. Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Как он стремился обезопасить ее жизнь среди людей?

1. Опишите характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.

2. Что в судьбе Снегурочки изменила встреча с Мизгирем?

1. Как встречают появление Ярилы Снегурочка и Мизгирь? Что отличает их чувства?

2. Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушили праздника берендеев? Найдите слова царя Берендея из финала пьесы, свидетельствующие об этом.

3. Почему «Снегурочка» названа «весенней сказкой»? Как она отражает пробуждение природы?

4. Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями, сказками и обрядами?

5. Прослушайте оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и оцените знаменитую песню Леля из этой оперы («Туча со громом сговаривалась…»). Как она помогает вам понять героев «весенней сказки»?

Мир вещей далекого прошлого

У каждой эпохи свои приметы: здания, одежда, предметы быта. Вещи стареют вместе со своим временем. Бывает так, что археологи, которые ведут раскопки древних цивилизаций, не могут определить, как использовался и зачем был нужен какой-то найденный ими предмет.

Облик города или даже маленькой деревни во многом определяется местом, на котором они расположены. Так, Москва стоит на семи холмах, а есть города, раскинувшиеся в долинах между гор. Лицо любого населенного пункта определяется и архитектурой зданий, которые характерны для той или иной эпохи. Только то, что знакомо, мы легко можем себе представить. Мишка Нахалёнок из «Донских рассказов» Шолохова, который видел только одноэтажные избы, представлял себе большой город: раз дома в нем высокие, значит, это изба стоит на избе, а на той – еще изба…

Культурный человек сразу отличит архитектурный облик Средневековья от облика современного города. Человечество бережет приметы ушедшего времени. На старинных постройках вы видите специальные охранные надписи.

В домах любого времени есть комнаты разного назначения с набором привычных вещей. Эти столы и стулья, шкафы и кровати, занавески и светильники составляют интерьер – внутреннее убранство комнаты, кабинета, столовой, прихожей, вообще любого помещения.

Мир вещей несет на себе приметы времени.

Вопросы и задания

1. Как вы представляете себе мир вещей, которые окружают нас в сказках? Назовите те предметы, которые вы первыми вспомнили.

2. Опишите те приметы времени, которые вы видели на иллюстрациях В. М. Васнецова, И. Я. Билибина.

3. Что отличает мир былин от сказочного мира? Опишите снаряжение и вооружение былинного богатыря, которые вы встречали в тексте былин или на репродукциях картин.

4. Какие приметы Средневековья находим мы в описаниях былин?

1. Какие вещи, которые употреблялись в далеком прошлом, дожили до наших дней?

1. Составьте словарик вещей и предметов, которые вы найдете на страницах любого из произведений о далеком прошлом. Отметьте в нем те вещи и предметы, которые уцелели в нашем быту до настоящего времени.

Литература XIX века

Разработка 3. Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для:

Расширенияпредставления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

Развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитаниябережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, еёобычаям и традициям.

Оборудование: класс оформлен под русскую избу: вышитые полотенца, рушники, стол с вышитой скатертью и угощениями, презентация, музыка.

Ход занятия

1. Встреча гостей

Учитель : Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому - правду, кому - песенку, а всем вкусные угощения. У нас для каждого из вас найдётся и местечко и доброе словечко. Всем ли видно, всем ли слышно?

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Сегодня у нас с вами весёлые посиделки, а говорить мы будем об истории вещей. Каждая вещь как-то попадает в наш дом. А интересно ли вам узнать, откуда вообще берутся какие-либо вещи? Почему?

Дети : узнать народные традиции, обычаи, быт людей.

Учитель : Когда люди устраивали посиделки, за тёплой печкой сидел сверчок и слушал, о чём они говорят. Люба споёт нам песню про сверчка.

Девочка поет песню про сверчка.

2. Как произошли воздушные шары?

Учитель : Вы любите воздушные шары? Кто-нибудь знает, кто их изобрёл?

Самые первые воздушные шары делала еще индейцы в Мексике из кишок и желудков животных. Они сушили их определенным образом, украшали, надували и использовали не для развлечения, а для жертвоприношения. В средневековой Европе с похожими шариками из внутренностей животных путешествовали бродячие артисты и трубадуры. Первый воздушный шар из резины сделал английский ученый Майкл Фарадей в 1824 году. Шар ему нужен был для опытов с водородом. Как игрушки, шары появились год спустя.

Проведём небольшой конкурс. Каждому из вас даётся шарик и верёвочка. Нужно как можно быстрее надуть шарик и завязать верёвочкой. Побеждает тот, кто первый поднимет надутый шар над головой.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием!

3. Старинные русские хлебные изделия

Учитель : А знаете ли вы, что баранки, бублики, сушки - старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые, с маком и другие. Непременной часть производства баранок - обварка тестовых колец кипятком. На Украине баранки и сейчас называют «обваринками ». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой по существу хлебные консервы - они могут храниться долгое время, не теряя потребительских качеств. Воины, уходившие в далёкие походы; гонцы, доставлявшие важные известия; путешественники, открывающие новые земли - все они брали с собой в дорогу лёгкие высушенные ломти хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздившие далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относят сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и солёная. Но всё же сушки и баранки были и остаются любимым лакомством для большинства ребят.

Нарядные ученики поют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Если б не было воды,

Не было б и кружки!

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Загуляли две старушки,

Съели хлеба по осьмушке

Съели и не треснули,

Ну, не интересно ли.

Это вовсе ничего,

Дорожает хлебушко,

Всё равно дадим его,

Ближнему соседушке.

Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят,

У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет.

Учитель: Какие вы знаете пословицы о хлебе? Попробуем объяснить, что значат следующие высказывания?

За обедом хлеб – всему голова.

Красна река берегами, а обед – пирогами.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

4. Конфетное дерево

Учитель : Ответьте на такой вопрос: права ли я, что почти все присутствующие здесь любят шоколад? Конечно, его любят почти все люди. Послушайте, пожалуйста, одну историю.

Когда-то давно мексиканский садовник по имени Кецалькоатль, наделенный талантом разводить чудесные сады, вырастил одно малоприметное деревце, которое назвал «какао». Семена его плодов, внешне похожие на огурцы, имели горький вкус. Зато приготовленный из них напиток был способен придавать силу и разгонять тоску. За эту способность устранять извечного спутника усталости люди и ценили какао на вес золота. Кецалькоатль, получая огромную прибыль от продажи какао, изрядно зазнался и в скором времени возомнил себя равным всемогущим богам. И, переполнив чашу их терпения, был наказан – лишился рассудка. В приступе ярости садовник безжалостно уничтожил все растения, кроме одного – этим деревом оказалось какао. Я рассказала вам легенду, на самом же деле какао были открыты индейцами майя, жившими на полуострове Юкатан, примерно в 1 веке н.э. Считая их божественным даром и поняв чудодейственную силу остро-горького напитка, получаемого из семян этого дерева, майя разбил плантации какао и принялись усердно молиться Эк Чуахе - богу какао, прося у него благосклонности к людям и помощи в выращивании хорошего урожая.

Ребята, чтобы вы не скучали, проведём небольшой конкурс. Соревноваться будем по два человека. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус сорт шоколада.

5. Самый древний праздник

Итак, напомните мне, пожалуйста, кто первым открыл чудесные свойства шоколада? (Индейцы Майа)

Скажите, пожалуйста, какой праздник у нас не за горами? (Новый год) А вы знаете, что это самый древний из всех существующих праздников? При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года».

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.

6. А, ну-ка, расскажи…

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

История зубной щётки

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки. А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

История мыла

Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье. Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.

Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах в твоей тетрадке.

История ручки

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусей, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали. Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали. И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого. Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге. А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это?...

История карандаша

Раньше люди рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали. Карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет! Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Есть карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

История ножниц

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы. Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности. Одни предназначались для парикмахеров, другие для врачей. Сегодня есть ножницы, которыми стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, разрезают торты.

Какие молодцы, вы подтвердили свои знания загадок!

7. Музыкальные инструменты.

В 17 веке был создан целый ряд разнообразных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, граммофонов, патефонов т.д.

Первый аппарат для записи и воспроизводства звука был создан в 1877 году Томасом Эдисоном. Несмотря на его широкое распространение, продолжались попытки создания более совершенных звукозаписывающих аппаратов.

Немецкий конструктор Линдштрем изобрел аппарат, названный парлографом. Это устройство было приспособлено для записи под диктовку речей и переговоров.

Граммофон изобрел в 1888 году американский инженер немецкого происхождения Э. Берлинер.Самым высоким качеством звучания обладали тумбовые граммофоны и стоили баснословных по тем временам денег.

Шарманка. Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик Антуан Фавр.

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку - раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina»). От названия песенки и произошло название инструмента - шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.
И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных. В России первые шарманки появились в конце XVII века. В народе их называли «катеринками» .

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один женевский часовщик изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.

Ваши бабушки ещё помнят, как звучал патефон. А у некоторых из вас дома есть такой музыкальный инструмент, как музыкальный проигрыватель , а с ним и комплект пластинок.Послушаем, как он звучит.

Сейчас век компьютерных технологий. И музыку мы можем слушать с помощью компьютера.

8. Выставка старинных вещей.

Я рассказала вам историю некоторых вещей, а теперь вы нам расскажете историю вещей, которые находятся у вас дома и имеют для вас семейную ценность. Заглянем на нашу выставку старинных вещей.

Дети демонстрируют старинные вещи, принесенные из дома.

Учитель : Вы стоите на пороге новых открытий. Пока вы ещё школьники, ваша задача - хорошая учёба. Возможно, кто-то из вас станет учёным или изобретателем и создаст какую-либо вещь, о которой узнают все люди, ваши дети, внуки, правнуки. Помните, тот, кто помнит о прошлом, тот беспокоится о будущем! Старайтесь больше узнавать о вещах, которые нас окружают!

Нас окружает мир вещей.

Мы их порой не замечаем.

В них отражения людей,

Былая радость и печали…

Ах, старый хлам, бесценный хлам,

Все то, чем в жизни мы богаты...

Ты иногда напомни нам

О том, кем были мы когда-то.

А наши весёлые посиделки мы заканчиваем сладкими угощениями к чаю. Никогда не унывайте, от нас гостинцы получайте!

Людмила Околович , преподаватель педагогики Славгородского педагогического колледжа Алтайского края, Анастасия Непомнящая , студентка 31 группы, Елена Янцен , студентка 31 группы, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Во вложенном файле – презентация «История письменности»

Презентация «Кладовая игрушек» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/62827884001.501573d711a112ca87960a4d216c58e3/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA.rar.html

Презентация «Веселые посиделки» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке:

Мы уже говорили, что во многих диалогах определения («Лахет », «Евтифрон », «Хармид », «Менон ») осуществляется одна и та же процедура. Платоновский Сократ просит определить какую-нибудь вещь, его собеседник обычно первым делом дает пример такой вещи, тогда Сократ говорит, что он ищет не тот или иной случай этой вещи, но ее саму, т. е. то, что одинаково присутствует во всех вещах, называемых этим именем, но при этом не сводится к ним. Платон исходит из того, что в нашем опыте мы имеем дело со множеством вещей. К некоторым таким множествам прилагаются общие для всех их элементов имена. Каждый элемент множества может измениться, уменьшиться или увеличиться, стать красным или белым, вообще уничтожиться, однако имя, общее ему и другим членам этого множества, ничего из этого в себя не воспримет, оно останется равным самому себе. То, что обозначается этим именем, может существовать либо объективно, либо быть нашим собственным произведением. Во втором случае в природе вещей останутся лишь изменяющиеся вещи, и никакой возможности знания у нас не будет. А мы уже говорили, что Платон исходит из того, что настоящее воплощение знания уже существует, это математическое знание. Следовательно, остается первый вариант: денотаты общих имен существуют на самом деле, именно они гарантируют возможность знания, а не просто ощущений. Естественно, У этих денотатов должны быть свойства, совершенно отличные от тех, что встречаются у предметов чувственного мира. Они должны быть, во-первых, вечными и неизменными, а во-вторых, в них гораздо больше выражено единство, чем множество, т. е. они являются своеобразными пределами тех свойств, которые разбросаны в чувственном мире. Итак, основными моментами платоновской онтологии являются положения о существовании вечного и неизменного мира истинного сущего и противостоящего ему мира возникновения и уничтожения, изменения и множества. Мир истины постигается разумом, мир изменения или становления — чувствами.
Вглядимся в эти положения внимательнее. Какими определениями характеризует Платон мир истинно-сущего? Любая чувственная вещь может быть названа множеством имен, определена множеством предикатов, быть носителем множества свойств. Допустим, мы имеем дело со столом. Помимо того, что он стол, он может быть квадратным, прямоугольным, круглым, он может быть сделан из дуба, ясеня, ДСП или пластмассы, быть письменным, компьютерным, кухонным, обеденным, рабочим, или даже столом переговоров, не говоря уже о столе «шведском». В нем могут быть пять, десять или пятьдесят частей, но поскольку все это есть стол, значит, по Платону, должно быть общее, которое разделяется всеми этими столами. Это общее есть «стол сам по себе», который обладает определенными характеристиками. Во-первых , если все видимые столы имеют помимо своей столовости еще и другие свойства, то «стол сам по себе» никаких других свойств не имеет, он определяется только через себя самого, в нем есть только его собственные свойства и ничего другого. Платон характеризует это свойство истинно-сущего терминами «само по себе» и «единовидное» (μονοειδές). Во-вторых , если
в нем нет ничего кроме него самого, то он должен быть вечным и неизменным, ибо нет ничего в нем, что могло бы перейти в другое, т. е. измениться. В-третьих , если он есть только он сам, то он должен быть чем-то совершенно простым, в чем нет и не может быть никаких частей. В-четвертых , поскольку он вечен, к нему неприложимы никакие определения времени, он не был и не будет, он просто есть. В-пятых , поскольку, простые, вечные и неизменные, лежащие вне времени объекты нашим чувствам не даны, то стол сам по себе может быть постигнут только чистым от всего чувственного мышлением, он умопостигаем, а не чувственновоспринимаем.
Соответственно, любая вещь чувственного мира имеет множество свойств, она может иметь и противоположные в одном и том же отношении и в один и тот же момент времени свойства. Следовательно, в сфере чувственного неприменимой оказывается логика, подлинным объектом которой остается лишь мир вечных и неизменных сущностей. Чувственные вещи постоянно изменяются, постоянно из противоположных вещей появляются противоположные вещи. Любая вещь сложна, обладая множеством частей. Она существует во времени и познается чувствами. Наконец, важнейшим моментом в платоновском описании чувственного мира является учение о причинности, которое позволяет понять отношение у Платона мира истинно-сущего и мира чувственного. По Платону, в рамках чувственного мира невозможно никакое рациональное объяснение причинности. Почему растет и увеличивается человек, почему и чем один человек больше другого? Для ответа на эти вопросы Платон сводит их к следующей математической формулировке. Каким образом возникает число «два»? Два может возникнуть либо путем присоединения к одной единице другой, либо делением какой-то единицы на две части. И в том и в другом случае результат один и тот же, но это для Платона как раз и свидетельствует об ошибочности таких процедур, ибо в результате прямо противоположных действий мы получаем один и тот же ответ. Кроме того, нельзя рационально объяснить в случае со сложением, что становится больше, то, что прибавляют, или то, к чему прибавляют. Далее, если мы сравниваем двух людей и говорим, что один больше другого на голову, т. е. голова является тем, чем один человек больше другого, то в каком-то другом случае ранее больший на голову человек по сравнению с кем-то третьим окажется на ту же голову меньше. Следовательно, он будет больший и меньший в силу одного и того же, что с точки зрения платоновской логики невозможно. Итак, оставаясь в пределах только чувственного мира, мы не можем объяснить причин, по которым одно происходит так, а другое иначе. Для такого объяснения нужно предположить иную причинность. Почему одна вещь больше другой? Правильный ответ, по Платону, таков. Большая вещь причастна большому сaмому по себе или идее большого, меньшая вещь — маленькому самому по себе или идее малости. Если одна и та же чувственная вещь больше другой вещи, но меньше какой-то третей, то она одновременно причастна идеям великого и малого. Если что-то увеличивается, то причиной этого будет то, что эта увеличивающаяся вещь стала причастна к идее великости, если она уменьшается, значит, она стала причастна к идее малости и т. д. Этот ответ, хотя, по признанию самого Платона, простоват, тем не менее он позволяет рационально объяснить то, что происходит в мире становления. Итак, истинными причинами вещей являются идеи или истинно сущее, то, что существует само по себе. Причинение, о котором говорит Платон, является чисто логическим. Физическое причинение не обосновывается рационально, единственной причиной, по которой вещи называются так, а не иначе, имеют эти, а не другие свойства, является их причастность (μέθεξις) к соответствующим идеям или видам, представляющим в себе всю полноту данного свойства. Если вещь входит в какой-то вид, это значит, по Платону, что она причастна этому виду, существующему полностью независимо от индивидов, входящих в него. Помимо причастности Платон пытается изобразить отношение между идеями и вещами, называя первые «примерами», или «образцами» (παραδείγματα), в соответствии с которыми сделаны чувственные вещи, а это отношение вещей к идеям называя «уподоблением» (όμοίωσις).

Суть философской концепции состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность - «идея» или эйдос. Эйдос - явный лик подлинного бытия (перевод Лосева). Эйдосы вечны, неподвижны и неизменны, что Платон показывает на примере идеи прекрасного следующим образом: “нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает”.

Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти причины - формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и нечувственные. Таким образом, Платон отделил созерцаемое чувствами от созерцаемого умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его собственному выражению, область. В результате этого термин «идея», который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причину чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное и даже сверхчувственное.

Небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи возникает множество чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. При этом для Платона идеи возникают раньше материи; понятием небытия уже предполагается - как его условие - бытие; небытие тоже есть бытие, только бытие иное по отношению к данному.

По воззрению, изложенному в «Федре», местопребывание идей - занебесную область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - разуму…». Комплекс Идей с вышеописанными чертами вошел в историю под названием "Гиперурания" , употребленным в "Федре". "Это место над небесами, - писал Платон, - Гиперурания, никто из земных поэтов его не воспевал и не воспоет должным образом. И все же это так, ибо надо же иметь мужество, чтобы говорить правду, в особенности, когда говорят об истине. Ведь это и есть субстанция (реальность, бытие, т.е. идеи), которая лишена цвета, фигуры и неосязаема, которую, возможно, созерцает лишь водительница души, нус, это и есть подлинный объект истинной науки, которой это посильно. Кроме того, сама мысль о боге питается интеллектом и чистой наукой, а также это дело каждой души, имеющей сердце, воспринять то, что к ней взывает; и ведомая бытием, она возрадуется, созерцая истину, пока, вращаясь, не будет приведена в то же состояние. В процессе эволюции мысль видит справедливость как таковую, видит мудрость, видит науку, не ту, что вовлечена в становление, и не ту, что разнится, имея дело с разными объектами, кои мы называем существами, но ту науку, которая есть реальное знание об объекте, который есть реальное бытие. И только созерцая подобным образом другие реальные целостности, наполнившись ими, она затем снова окунется в целокупность неба и вернется домой" 5 .

"Местность Гиперурания" означает локальность наднебесную, или "поверх физического космоса", и, стало быть, есть образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Действительно, идеи тут же описаны как то, что не имеет ничего в предметном смысле (без фигуры, цвета, неосязаемые). Гиперурания, следовательно, есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон усердно подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему.

Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). На вершине этой иерархии стоит Благо или Единое. Единому противостоит начало, также упорядочивающее, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности. Второй принцип получил название Диады, или Дуализма. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. Единое воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ, т.е. как формальный принцип, дающий форму, границы и пределы. В то же время принцип множественности исполняет роль субстрата, подобно интеллигибельной материи, если использовать позднейшую терминологию. Каждая и взятые все вместе идеи, следовательно, есть своего рода "смесь" двух принципов (ограничения и безграничного).

Рождение идей из принципов Единого и Диады нельзя понимать как временной процесс, это, скорее, метафора, иллюстрирующая анализ онтологической структуры. Процесс происходит вне времени.

Ступенькой ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и геометрические фигуры, которые, в отличие от идеальных чисел, множественны (много единиц, 2, 3..., много треугольников и т.п.), впрочем, они также доступны познанию.

Позже Филоном Александрийским и Плотином эта сложная сфера платоновской умопостигаемой реальности будет названа "ноэтическим космосом". В самом деле, Платон выстраивает некую тотальность бытия мыслимого во всех его связях и отношениях, и того, что в диалоге "Федр" названо "Гиперуранией", или "Долиной правды", т.е. некой обители, где души блаженствуют, созерцая.

Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятии), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще). Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной <принимающей> материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интер- претировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму. Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу <иерархизации идей>. Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идеи. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

10. Элейская школа.

Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина V в. до н.э.). Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1)Есть только бытие, небытия нет; 2)Существует не только бытие, но и небытие; 3)Бытие и небытие тождественны. Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественость, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого. С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Древние приписывали ему сорок доказательств для защиты учения о единстве сущего (против множественности вещей) и пять доказательтв его неподвижности (против движения). Из них до нас дошло всего девять. Наибольшей известностью во все времена пользовались зеноновы доказательства против движения; например, "движения не существует на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца, а чтобы дойти до половины, нужно пройти половину этой половины и т.д.". Аргументы Зенона приводят к парадоксальным, с точки зрения "здравого смысла", выводам, но их нельзя было просто отбросить как несостоятельные, поскольку и по форме, и по содержанию удовлетворяли математическим стандартам той поры. Разложив апории Зенона на составные части и двигаясь от заключений к посылкам, можно реконструировать исходные положения, которые он взял за основу своей концепции. Важно отметить, что в концепции элеатов, как и в дозеноновской науке фундаментальные философские представления существенно опирались на математические принципы. Видное место среди них занимали следующие аксиомы: 1. Сумма бесконечно большого числа любых, хотя бы и бесконечно малых, но протяженных величин должна быть бесконечно большой; 2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно большого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной. Именно в силу тесной взаимосвязи общих философских представлений с фундаментальными математическими положениями удар, нанесенный Зеноном по философским воззрениям, существенно затронул систему математических знаний. Целый ряд важнейших математических построений, считавшихся до этого несомненно истинными, в свете зеноновских пост- роений выглядели как противоречивые. Рассуждения Зенона привели к необходимости переосмыслить такие важные методологические вопросы, как природа бесконечности, соотношение между непрерывным и прерывным и т.п. Они обратили внимание математиков на непрочность фундамента их научной деятельности и таким образом оказали стимулирующее воздействие на прогресс этой науки. Следует обратить внимание и на обратную связь - на роль математики в формировании элейской философии. Так, установлено, что апории Зенона связаны с нахождением суммы бесконечной геометрической прогрессии. На этом основании советский историк математики Э. Кольман сделал предположение, что "именно на математический почве суммирования таких прогрессий и выросли логико-философские апории Зенона". Однако такое предположение, по-видимому, лишено достаточных оснований, так как оно слишком жестко связывает учение Зенона с математикой при том, что имеющие исторические данные не дают основания утверждать, что Зенон вообще был математиком. Огромное значение для последующего развития математики имело повышение уровня абстракции математического познания, что произошло в большой степени благодаря деятельности элеатов. Конкретной формой проявления этого процесса было возникновение косвенного доказательства ("от противного"), характерной чертой которого является доказательство не самого утверждения, а абсурдности обратного ему. Таким образом был сделан шаг к становлению математики как дедуктивной науки, созданы некоторые предпосылки для ее аксиоматического построения. Итак, философские рассуждения элеатов, с одной стороны, явились мощным толчком для принципиально новой постановки важнейших методологических вопросов математики, а с другой - послужили источником возникновения качественно новой формы обоснования математических знаний.

Loading...Loading...