В каком году появился израиль. История основания (создания) Израиля

Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы. А историю или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.

Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.

Народ Израильский

Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов. После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль. От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.

Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.

Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач. Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с , их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи. С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.

Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в , их самый святой город?

Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.

Процесс рождения нового государства

К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.

С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.

Предпосылки рождения

Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии. В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям. Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.

В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.

После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия. Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»). Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.

Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство». Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории. Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.

Смысл независимости

«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа. Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев. Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:

«выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;

Сформировать национальную культуру независимого народа;

Уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).

Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.

Декларация графа Артура Бальфура

До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться. Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка. Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.

Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе. Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура». Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.

В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину. Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты. Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.

Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….

Британский мандат

В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций. Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна. То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.

Конфликт двух народов

В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».

Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.

Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий. Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла. Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.

Период Второй мировой

Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.

И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году. Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции. Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.

План ООН

Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году. Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке. Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.

Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля. Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики. Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.

Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.

Провозглашение и первые шаги

Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.

А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.

Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!


Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно. Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками. Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.

Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды». Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур. Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.

Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:

Независимость,

Государственный герб и «Ха-Тиква».

Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.

История Израиля очень древняя и насчитывает тысячи лет. Достаточно будет, если сказать, что первым источником по истории создания Израиля стала – Библия. Сегодня ученые подтвердили тот факт, что события, которые описываются в Библии, происходили в реальности, эти факты подтверждаются также и археологическими раскопками. А потому, сегодня с полной уверенностью можно сказать, что история образования государства Израиль началась больше 3 тысяч лет назад.

Родоначальником еврейского народа был Авраам, который жил в городе Ур в Мессопотамии – сейчас территория Ирака. Приблизительно в 1900 году до нашей эры Авраам со своей семьей, в поисках лучшей жизни отправился в далекий путь. Дорога его лежала через Евфрат. Перебравшись на другую сторону реки, Авраам назвал себя и своих домочадцев ивриимами. А произошло это название от слова «эвер», что в переводе означает – другая сторона. Со временем слово ивриимы трансформировалось в – евреи. Авраам и его потомки – Исаак и Иаков поселились в городе Хеврон, и именно они стали родоначальниками еврейской нации.

Откуда пошло название – Израиль? Существует легенда, что когда-то, уже живя в Хевроне, внук Авраама Иаков поссорился с незнакомым ему человеком. Завязалась жестокая драка. Незнакомец был очень сильным, однако в ожесточенной борьбе победил Иаков. Побежденный Иаковом незнакомец признался в том, что он не человек, а посланец Божий. Ангел сказал Иакову, что он прошел трудное испытание и теперь может с честью назвать себя Исраэль, что означает – «тот, кто боролся с Богом». С тех пор, потомки Иакова с большой гордостью носят имя «сынов Исраэля», тоже имя с тех древних далеких времен носит и государство.

История государства Израиль – это древнейшая и очень интересная история. Что такое 12 колен Израилевых? У Иакова от двух жен и двух служанок родилось 12 сыновей. Именно с этого события и стало увеличиваться количество еврейского народа. Эти 12 сыновей дали начало двенадцати родам, или как их еще называют 12 коленам еврейского народа.

Затем семья Иакова отправилась из Хеврона в Египет, так как в Хевроне начались тяжелые времена. Иосиф, сын Иакова в Египет пришел первым и достиг высокого положения при дворе правящих фараонов. Много сотен лет евреи жили в Египте и пополняли свой род потомками. Именно в Египте еврейская нация окрепла. Но, династия правящих фараонов сменилась и из фаворитов, евреев превратили в рабов. Много лет страдания, убийства и унижения сопровождали нацию, до тех пор, пока не появился среди евреев Моисей.

Моисею открылась истина – он должен освободить свой народ из рабства. Будучи еще пастухом, ему на горе Синай явилось чудо – в огне Неопалимой купины, в кусте, который не сгорал, объятый огромным пламенем, ему открылось – он Божий посланник и его цель сделать народ свободным, спасти его от рабства. С поддержкой Бога Моисей требует у фараонов освободить еврейский народ, но фараоны не хотят этого делать. Тогда насылаемые Богом страшные бедствия на египтян – «десять египетских казней» устрашили фараонов, и они отпустили сынов Израиля. Тогда вместе с Моисеем из Египта ушло более полумиллиона евреев. Именно с тех пор, все евреи отмечают праздник Песах, в память победы сынов Израиля над египетскими фараонами. Под предводительством Моисея, евреи отправились в Страну Обетованную, в страну своих праотцов.

Богом израильтянам была завещана земля, где были рождены все 12 основоположников израильских колен. И именно эта земля должна была стать государством Исраэля. Но войти в Обетованную землю израильтяне смогли только тогда, когда родилось новое поколение народа, не знавшее рабства и унижений. И прошло не много не мало, а сорок лет.

Но на Землю обетованную ступили ноги людей свободных и гордых своим именем. Не дошел до Святой Земли Моисей. Он умер. Похоронили его на горе, откуда отлично видна вся Земля Обетованная. Заселив свою землю, евреи неукоснительно выполняли все Божественные Заповеди. Прошли годы, история государства Израиль развивалась дальше. Сыны Израэля освоили земли, стали расширять государство, покорять враждебные им племена, а с дружественными – налаживать торговые контакты.

В Израиле стал править царь Соломон. Он был мудрым и талантливым правителем. Царствование царя Соломона – это золотой век государства, его царствование стало легендарным. Он был известен далеко за пределами своего государства. В период царствования Соломона на горе Мория был построен огромный Храм Израиля , куда во время праздников собирались все мужчины.

Со смертью Соломона произошел раскол государства. Израиль раскололся на два царства – северное, носящее название – Израиль, и на южное, получившее название Иудейское царство. Начались войны и междоусобицы. Империя царя Соломона прекратила свое существование. Разные половины государства стали называться царство Иудейское и Израильское. Между двумя царствами началось соперничество. Междоусобицы ослабили и опустошили все силы, а этим не замедлили воспользоваться соседние враждебные племена. С развалом политического единства начался развал религиозного единства. Началась в Библейском Израиле история двух народов – евреев и арабов.

Ассирийцы, вавилоняне – многие народы завоевывают Израиль, разворовывают ее богатства, разрушают, то, что строилось веками. Был разрушен и Храм, возведенный в свое время Соломоном. Еще много катастроф переживал еврейский народ за всю историю государства Израиль .

Однако самая страшная катастрофа – это годы Второй Мировой войны, когда фашисты стали планомерно и последовательно истреблять еврейский народ с лица земли. В годы войны погибло более шести миллионов евреев.

В послевоенные годы страна не была независимым государством, которое находилось под управлением Британии. Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году была принята резолюция о разделе территории Израиля на два разных государства – еврейское и арабское. А уже в 1948 году Израиль провозгласил себя независимым государством. И это провозглашение вызвало очень резкие противодействия арабов. Многие арабские страны не приняли независимость Израиля, а некоторые пошли войной на только что образовавшееся новое государство. В ночь, когда была провозглашена Декларация о независимости государства Израиль, началась война с арабскими странами. Города страны подвергались беспрерывными артобстрелами. Закончилась война в 1949 году. Результатом войны стало разделение вечного города Иерусалим на две части: западная часть стала израильской, а восточная – иорданской.

До сих пор столкновения с арабами в стране не прекращаются.

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии — христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по пустыни они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Земли Обетованной, страны изобилия — молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части — царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев — Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

B 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада — укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл eе для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в религиозных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на ч aсти , а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений — кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть — потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, н а промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое — на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой информации для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром — Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь — по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

Полный текст :

ИЗРАИЛЬ. ИСТОРИЯ
Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 после окончания срока действия британского мандата в Палестине. Связь еврейского народа с землей Израиля неоднократно отмечалась в устных преданиях и письменных источниках. Еще во времена вавилонского пленения евреи выражали желание вернуться на свою историческую родину. Это стремление усилилось после разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. и последующего рассеяния евреев по всему миру. Современная история Израиля восходит к еврейской иммиграции из Европы (особенно из России и Польши) в Палестину в 19 в. Реальная попытка создания еврейского государства связана с зарождением сионистского движения, т.е. с основания Всемирной сионистской организации Теодором Герцлем в конце 19 в. В 1917 эту идею поддержало британское правительство в декларации Бальфура, в которой содержалось обещание образовать в Палестине "национальный очаг для еврейского народа". Британская подмандатная территория Палестина. В июле 1922 Лига наций выдала Великобритании мандат на управление Палестиной и призвала способствовать образованию национального еврейского государства. В 1919-1939 в Палестину отправлялись переселенцы. Переселенцы заложили основы социальной и экономической инфраструктуры, создавали киббуцы, мошавы и деревни, строили жилые дома и дороги. Они селились в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, где организовали строительные фирмы и предприятия легкой промышленности. Последний крупный всплеск иммиграции пришелся на 1930-е годы (после прихода Гитлера к власти), когда в Палестину приехало ок. 165 тыс. человек, в основном из Германии. Британские власти в Палестине позволили еврейской и арабской общинам включиться в решение своих внутренних дел. Еврейская община выбрала собственный орган самоуправления, а тот - Национальный совет, которому предстояло формировать ее политику и разрабатывать программы действий. Оба эти органа получали финансовую помощь из местных источников и фондов, учрежденных за рубежом, и занимались вопросами образования, религиозной жизни, медицинского и социального обслуживания еврейского населения. В годы британского господства развивалось сельское хозяйство, вводились в строй промышленные предприятия, для нужд энергетики был зарегулирован сток р.Иордан, сооружены новые дороги во всей стране и налажена добыча соли из вод Мертвого моря. Был учрежден Хистадрут, который способствовал улучшению положения рабочих и обеспечению занятости путем организации кооперативов в промышленном секторе и для сбыта аграрной продукции. Возрождалась культура, создавались профессиональные школы и студии, открывались художественные галереи и концертные залы. Иврит был официально признан в качестве одного из трех языков страны, наряду с английским и арабским, и использовался в документах, денежных знаках и почтовых марках, а также на радио. Процветала издательская деятельность. Возникали театры, делались попытки создать оригинальные пьесы на иврите. Усилиям еврейского сообщества по перестройке страны противодействовали арабские националисты, росла враждебность арабов, выливавшаяся в демонстрации, восстания и вспышки насилия. В 1930-х годах, когда еврейская иммиграция в Палестину активизировалась и резко возросла с утверждением нацистского режима в Германии, проблема стала много острее. Крупные антиеврейские выступления арабов заставили Англию резко ограничить иммиграцию евреев в 1939.

Вторая мировая война. Во время Второй мировой войны нацистский режим проводил планомерное уничтожение евреев, было ликвидировано 6 млн. человек. Когда войска союзников освободили заключенных концентрационных лагерей в конце войны, многие из выживших евреев пытались выехать в Палестину. Однако, опасаясь выступлений со стороны арабов, британские власти ужесточили ограничения на въезд и поселение евреев в Палестине. Еврейская община ответила созданием разветвленной сети нелегальной и тайной иммиграции (алия бет); в период 1945-1948 ок. 85 тыс. лиц, пострадавших от Холокоста, были окольными путями доставлены в Палестину.
План ООН по разделу Палестины. В феврале 1947 Великобритания решила передать рассмотрение вопроса о подмандатной территории в ООН. Специальный комитет ООН по Палестине выдвинул план раздела Палестины. 29 ноября 1947 Генеральная ассамблея ООН одобрила этот план большинством в 2/3 голосов. На землях Палестины предусматривалось создание двух государств - еврейского и арабского, а в Иерусалиме устанавливалось международное управление. После одобрения плана ситуация в Палестине обострилась. Арабы нападали на еврейские поселения и другие объекты. Силы ишува успешно отражали эти атаки во многих районах. Гражданская война между еврейской и арабской общинами в Палестине была прелюдией полномасштабной войны, которая вспыхнула после окончания срока действия британского мандата.



Провозглашение независимости и Война за независимость. После вывода британских войск из Палестины в мае 1948 новое еврейское государство Израиль провозгласило свою независимость. Премьер-министром стал Давид Бен-Гурион, а президентом - Хаим Вейцман. Было создано временное правительство, которое вскоре признали США, СССР и ряд других стран. После провозглашения независимости Израиля Лига арабских стран объявила ему войну на всех фронтах. В боевые действия были втянуты Египет, Иордания, Ливан, Иран и Ирак, при поддержке других арабских государств. Армия обороны Израиля (АОИ), сформированная из отрядов обороны, возникших в предыдущем периоде, сумела сдержать натиск арабских войск. Весной 1949 были подписаны соглашения между Израилем и каждой из соседних стран (Египет, Сирия, Иордания, Ливан) об установлении линий перемирия и демилитаризованных зон. Во время войны Израиль занял дополнительные земли, не предусмотренные в решении Генеральной ассамблеи ООН. Вместе с тем часть территории, отводившейся палестинским арабам, перешла под контроль Египта (сектор Газа) и Трансиордании (с 1950 - Иордания), аннексировавшей территорию, которая получила название Западного берега. Иерусалим был разделен между Израилем и Трансиорданией. Большое число арабов бежало из районов военных действий в более безопасные места в секторе Газа и на Западном берегу, а также в соседние арабские страны. По окончании военных действий число беженцев достигло сотен тысяч (по разным оценкам - от 200 тыс. до 700 тыс. человек). Из первоначального арабского населения Палестины лишь ок. 160 тыс. человек остались на территории государства Израиль. Было создано специальное агентство ООН по оказанию помощи палестинским беженцам.
Образование государства. По окончании войны Израиль сконцентрировал свои усилия на создании государственных структур. После выборов 25 января 1949, в которых приняло участие почти 85% всех избирателей, начал работать первый кнессет. 11 мая 1949 Израиль стал 59-м членом ООН. Кнессет подтвердил право каждого еврея жить в Израиле и разрешил неограниченную иммиграцию по Закону о возвращении (1950). За первые четыре месяца существования нового государства в Израиль прибыли ок. 50 тыс. репатриантов, в основном евреи, пострадавшие от Холокоста. До конца 1951 переселились 687 тыс. человек, в том числе свыше 300 тыс. из арабских стран. В результате численность еврейского населения удвоилась. Экономические трудности во время Войны за независимость и быстрый рост населения потребовали ограничения внутреннего потребления и финансовой помощи из-за границы. Эта помощь предоставлялась в виде займов от американских банков, пожертвований от правительства США и от диаспоры, а также поступала в виде послевоенных западногерманских репараций. К концу первого десятилетия в истории Израиля выпуск промышленной продукции удвоился, как и число занятых, а экспорт промышленных изделий возрос в четыре раза. Освоение новых земель и бурное развитие сельского хозяйства позволили достигнуть самообеспечения основными продовольственными товарами, кроме мяса и зерна. Значительно окрепла система образования, было введено бесплатное обязательное обучение для детей в возрасте от 6 до 13 лет. Развивались культура и искусство, объединявшие наследие Запада и Ближнего Востока. Когда скончался первый президент Израиля Хаим Вейцман (1952), его преемником стал Ицхак Бен-Цви, который находился на этом посту до своей смерти в 1963. Давид Бен-Гурион был премьер-министром до декабря 1953, после чего временно удалился в киббуц в Негеве. Премьер-министром стал министр иностранных дел Моше Шаретт. Бен-Гурион вернулся в правительство в качестве министра обороны в феврале 1955, и через девять месяцев вновь занял пост премьер-министра, на котором оставался до 1963. Несмотря на распады коалиций и частые расколы и слияния партий, политическая система и правительство Израиля сохраняли стабильность. Соглашения 1949 с арабскими государствами не увенчались заключением мирного договора. Эти страны не смирились с военными неудачами и продолжали считать создание Израиля несправедливой акцией, организовав политический и экономический бойкот Израиля. На границах Израиля вспыхивали волнения, поскольку арабские террористы стали просачиваться на его территорию со стороны Западного берега и сектора Газа. Израиль возложил ответственность за эти действия на правительства арабских стран и нанес ответные удары. Волна насилия, приведшая к гибели израильских и арабских мирных граждан и военнослужащих, распространилась в итоге и на Сирию. Конфликты возникли также из-за контроля над пограничными демилитаризованными зонами и из-за израильских проектов отвода воды из р.Иордан.



Война на Синайском полуострове. В регионе продолжала нарастать напряженность, усугубляемая поставками оружия извне. 28 февраля 1955 израильские войска предприняли нападение на военную базу египтян в Газе. Гамаль Абдель Насер позднее утверждал, что эта акция побудила его организовать партизанские операции палестинских арабов против Израиля. Президент Абдель Насер принял решение о создании сильной армии, и для получения оружия из-за рубежа было заключено соглашение с Чехословакией (действовавшей по поручению СССР). Власти Израиля сочли данные мероприятия угрозой для безопасности своей страны. Египет ввел войска на Синайский полуостров и осуществил в июле 1956 национализацию Суэцкого канала, что вызвало недовольство Великобритании и Франции. Стремясь свергнуть режим Насера, эти страны согласились на военную операцию против Египта совместно с Израилем, чьи войска 26 октября 1956 вторглись в сектор Газа и на Синайский полуостров. Захватив эти территории и ликвидировав военный плацдарм, израильские части продвинулись к зоне Суэцкого канала, где между ними и египтянами оказались английские и французские воинские подразделения. Под давлением со стороны ООН и США Израиль был вынужден вывести свой вооруженный контингент с территории Египта и сектора Газа. Силы быстрого реагирования ООН расположились на границе обоих государств и помогли обеспечить порядок в этом районе в течение последующего десятилетия. После 1957 конфликт Израиля с арабами отступил на задний план, хотя пограничные инциденты эпизодически возобновлялись. Благодаря развитию промышленности и сельского хозяйства правительству удалось отменить ограничительные меры экономического характера, безработица почти исчезла, а уровень жизни населения повысился.
Внешняя политика. В связи с ростом объема внешней торговли на берегу Средиземного моря в дополнение к ранее существовавшему порту Хайфа был построен порт Ашдод, доступный для судов с глубокой осадкой. Международные связи Израиля углублялись, в том числе с США, многими странами Западной Европы и Британского Содружества и почти со всеми странами Латинской Америки и Африки. Второе десятилетие существования Израиля ознаменовалось масштабными программами сотрудничества: сотни израильских врачей, инженеров, учителей, агрономов, мелиораторов и молодежных организаторов делились опытом работы с населением молодых суверенных государств "третьего мира". 23 мая 1960 в Израиль был тайно доставлен Адольф Эйхман, один из организаторов нацистской программы истребления евреев во время Второй мировой войны. Ему предъявили обвинение по закону 1950 о наказании нацистских преступников и сотрудничавших с ними лиц. Суд приступил к слушанию этого дела в апреле 1961. Эйхман, признанный виновным в преступлениях против человечества и еврейского народа, был приговорен к смертной казни. Его повесили 30 мая 1962, после отклонения апелляции Верховным судом. В 1965 Израиль установил дипломатические отношения с ФРГ. Нормализации отношений предшествовала сильная оппозиция и жаркие дискуссии в обществе. В Иерусалиме было построено здание для постоянных заседаний кнессета, а по обе стороны от него возвели корпуса медицинского центра Хадассах и Еврейского университета вместо прежних, находившихся на горе Скопус, которые пришлось покинуть после Войны за независимость. В 1958 был основан Израильский музей для сбора, хранения, изучения и демонстраций культурного и художественного наследия еврейского народа (Музей Эрец-Исраэль). В 1963 Бен-Гурион ушел в отставку с поста премьер-министра, а через два года вместе со своими сторонниками, включая Моше Даяна и Шимона Переса, вышел из МАПАИ и основал новую политическую партию РАФИ. Леви Эшкол из партии МАПАИ занимал пост премьер-министра с 1963 до своей смерти в 1969, когда его сменила Голда Меир.
Шестидневная война. За десять лет после окончания войны 1956 не было сделано никаких реальных шагов по разрешению арабо-израильского конфликта. Военные действия не велись, и обстановка на египетско-израильской границе оставалась спокойной, но происходили пограничные столкновения с Иорданией и Сирией. Ситуация обострилась в 1964, когда была создана Израильская национальная сеть водоснабжения и начался забор воды р.Иордан. Конфликт между Сирией и Израилем из-за воды и использование демилитаризованных зон привели к многочисленным пограничным инцидентам. В 1965 палестинские террористы предприняли ряд вооруженных акций против Израиля, в ответ Израиль напал на палестинские базы в Сирии и Иордании. В 1966 и 1967 стычки приобрели более широкий размах, угрожая перерасти в региональный конфликт. В мае 1967 египетский президент Гамаль Абдель Насер призвал к отводу сил ООН, провел мобилизацию и двинул войска на Синайский полуостров. Он также объявил о закрытии пролива Эт-Тиран для израильских судов, направляющихся в порт Эйлат. Израиль обратился в ООН с просьбой обеспечить свободу прохода в Эйлат и предотвратить военные столкновения на Синайском полуострове. Премьер-министр Леви Эшкол провел мобилизацию в армию и сформировал правительство национального единства с участием представителей всех партий, кроме коммунистов. Министром обороны был назначен Моше Даян, популярный герой войны 1956. Полномасштабные боевые действия начались 5 июня 1967, когда Израиль нанес упреждающий удар по Египту. Другие арабские государства, включая Иорданию, Сирию и Ирак, приняли участие в военных операциях. В течение нескольких часов авиация Израиля вывела из строя египетские самолеты, находившиеся на земле, а его войска быстро захватили сектор Газа и Синайский полуостров. Израиль также отвоевал Восточный Иерусалим и Западный берег у Иордании и Голанские высоты у Сирии. В течение шести дней арабские вооруженные силы потерпели поражение, а в руках их противника теперь оказалась территория с населением более 1 млн. человек, которая в 4 раза превышала его собственную. Арабские кварталы Иерусалима были аннексированы. В июне 1967 СССР и его союзники прервали дипломатические отношения с Израилем. Теперь Израиль контролировал Синайский полуостров, сектор Газа, Западный берег, Восточный Иерусалим и Голанские высоты. Было принято решение не выводить войска с этих земель вплоть до успешного завершения переговоров с арабскими государствами о заключении мирного договора, по которому будет признано право государства Израиля на существование и зафиксированы его границы. В ноябре 1967 Совет безопасности ООН принял резолюцию № 242, которая призывала к заключению справедливого и прочного мира между арабскими странами и Израилем и к выводу последним войск с оккупированных территорий. Это компромиссное предложение под девизом "земля в обмен на мир" находилась в центре внимания на всех последующих переговорах. После Шестидневной войны ключевое значение приобрела попытка добиться разрешения арабо-израильского конфликта и обеспечить выполнение указанной резолюции Совета безопасности. Несмотря на все предпринятые усилия, мирный договор так и не был заключен. Война, развязанная Египтом против Израиля в зоне Суэцкого канала в апреле 1969 и продолжавшаяся до 1970 (т.н. Война на истощение), и война Судного дня (1973) ознаменовали четвертый и пятый раунды конфликта между Израилем и арабскими странами. Именно в это время возродилась Организация освобождения Палестины (ООП) под руководством Ясира Арафата.



Война Судного дня. 6 октября 1973, в день Йом-киппур (День искупления, священный день еврейского календаря), египетские и сирийские войска атаковали позиции израильской армии в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах. Несмотря на первоначальные успехи, достигнутые во время этого нападения, Армия обороны Израиля отбросила сирийцев за линию прекращения огня 1967 и пересекла Суэцкий канал, заняв позиции на его западном берегу. Война завершилась достижением перемирия в конце октября. Несмотря на военные успехи, Израиль понес тяжелые потери. Выборы в кнессет были отложены до декабря, и Голда Меир вернулась на пост премьер-министра, на котором находилась вплоть до ухода в отставку весной 1974. Вскоре переговоры между Израилем и Египтом открыли путь для проведения мирной конференции в Женеве (декабрь 1973), где встретились делегации Египта, Иордании и Израиля под наблюдением ООН и при участии представителей СССР и США. После этой конференции при посредничестве государственного секретаря США Генри Киссинджера удалось развести войска Израиля и Египта (в январе 1974) и войска Израиля и Сирии (в мае 1974). В 1975 Киссинджер добился подписания второго соглашения между Израилем и Египтом. Хотя на войну Израиль потратил сумму, равную годовому ВВП, уже во второй половине 1974 его экономика вновь оказалась на подъеме. Став в 1975 ассоциированным членом европейского Общего рынка, Израиль получил новые возможности для сбыта своих товаров. Увеличился поток туристов из-за рубежа, заметно выросли иностранные инвестиции. На выборах в кнессет в 1977 победил блок Ликуд, что положило конец многолетнему пребыванию партии Авода у власти. Это было воспринято как "политическое землетрясение": впервые после провозглашения независимости к власти пришло новое правительство, состоявшее из представителей политического центра и религиозных партий, а Авода ушла в оппозицию. Новый премьер-министр Менахем Бегин предложил руководителям арабских стран сесть за стол переговоров.
Мир с Египтом. Негативное отношение арабских лидеров к мирным призывам Израиля было нарушено визитом президента Египта Анвара Садата в Иерусалим в ноябре 1977. Вслед за этим начался сложный процесс переговоров, который достиг кульминации во время встречи на высшем уровне руководителей Египта и Израиля в резиденции президента США Джимми Картера в Кэмп-Дэвиде (сентябрь 1978). Программа этих переговоров рассматривалась как основа для заключения мирного договора не только между Израилем и Египтом, но и между Израилем и другими арабскими странами. В развитие программы были выдвинуты детальные предложения по обсуждению статуса Западного берега и сектора Газа и их населения. 26 марта 1979 лидеры Израиля и Египта подписали договор на лужайке Белого дома в Вашингтоне. Израильские войска были выведены с Синайского полуострова, возвращенного Египту. Между обоими государствами были установлены дипломатические отношения, и начался процесс нормализации связей, увенчавшийся обменом послами в 1982. Стороны согласились обсудить вопрос о предоставлении автономии палестинцам. Мирный договор представлял собой важный шаг на пути к урегулированию арабо-израильского конфликта. Процесс нормализации отношений между двумя странами развивался без нарушений с 26 января 1980. К этому сроку завершился отвод израильских войск с большей части Синайского полуострова, как это предусматривалось по договору, и были открыты сухопутные, воздушные и морские границы между Египтом и Израилем. В конце февраля открылись израильское посольства в Каире и египетское - в Тель-Авиве. Заключение мирного договора с Египтом устранило угрозу нападения на Израиль со стороны наиболее сильного соседа, обладавшего самым крупным военным потенциалом. Это также привело к увеличению американской экономической и военной помощи обоим государствам. Однако на других границах Израиля напряженность не уменьшилась. Лига арабских государств осудила Египет, который был исключен из состава Лиги.
Война в Ливане. Граница между Израилем и Ливаном оставалась сравнительно спокойной в период между войной 1948-1949 и началом 1970-х годов, когда силы ООП были вытеснены из Иордании войсками короля Хусейна и перебазировались в Ливан. Напряженность усиливалась из-за набегов палестинцев на северные районы Израиля. Беспокойство Израиля вызывало присутствие на территории Ливана ракетных установок, доставленных из Сирии весной 1981, как и нападения членов ООП на израильских граждан и евреев во всем мире, несмотря на достигнутое летом 1981 при содействии США соглашение о прекращении огня. 6 июня 1982 Израиль провел крупную военную акцию против ООП в Ливане под названием "Мир Галилее". Целью этих действий было обеспечение безопасности в северном Израиле, уничтожение инфраструктуры ООП, которая создала "государство в государстве" в Ливане, и искоренение центра международного терроризма и базы для нападений на Израиль. Однако политические цели операции не были четко определены. Во многих отношениях ее результаты вызывали сомнение. В августе 1982 ООП вывела свои силы из Ливана. Безопасность северной границы Израиля была обеспечена, но израильские воинские подразделения, остававшиеся на ливанской земле до лета 1985, стали объектами террористических актов, что привело к многочисленным жертвам. Военные действия в Ливане прекратились благодаря перемирию, заключенному при поддержке США, которые направили на Ближний Восток специального эмиссара Филиппа Хабиба. Силы ООП покинули Бейрут. После прекращения военных действий вновь избранный президент Ливана Башир Джемаль был убит 14 сентября 1992. В ответ правые ливанские "христианские стражи порядка" ворвались в лагеря Сабра и Шатила под Бейрутом, в резне погибли сотни палестинцев. Тем временем Израиль приступил к переговорам под эгидой США с Ливаном по вопросу о выводе с его территории иностранных войск. В ходе длившихся несколько месяцев дискуссий, в которых активное участие принимал государственный секретарь США Джордж Шульц, удалось достигнуть соглашения, подписанного 17 мая 1983. Стороны декларировали необходимость "уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность каждого государства" и подтверждали, что "война между Израилем и Ливаном закончилась". Израиль обязался вывести свои вооруженные силы из Ливана. Сирия отвергла это соглашение (подобным образом поступили и лидеры ООП, собравшиеся в Дамаске), рассматривая присутствие израильских войск в Южном Ливане как посягательство на суверенитет этой страны и угрозу собственной безопасности. СССР утверждал, что США и Израиль "грубо нарушили" рубежи Ливана и потребовал вывода с его территории израильских войск "без всяких условий" в качестве "первоочередного" условия восстановления мира. Несмотря на то, что соглашение от 17 мая 1983 было подписано и ратифицировано обеими заинтересованными сторонами, Ливан аннулировал его в марте 1984, уступив нажиму Сирии. Осенью 1983 премьер-министр Менахем Бегин ушел в отставку. Его преемником на посту премьер-министра стал Ицхак Шамир.
Коалиционное правление. На выборах в кнессет в 1984 распределение голосов между партиями не дало ни одной из них явного перевеса, хотя партия Авода несколько опережала Ликуд. В связи с этим возникла потребность в создании коалиции. В конечном итоге была достигнута договоренность о формировании правительства национального единства, в котором были бы представлены две основных политических силы - Ликуд и Авода. Они договорились также о том, чтобы их лидеры, соответственно Ицхак Шамир и Шимон Перес, чередовались на посту премьер-министра и министра иностранных дел. Каждый сохранял за собой один пост в течение 25 месяцев. Правительство вывело войска из Ливана, оставив небольшой контингент для обеспечения безопасности в пограничной зоне. Экономические меры, включая сокращение расходов правительства, а также замораживание заработной платы и курса валюты, помогли снизить темпы инфляции. Специальное внимание было уделено стимулированию хозяйственного развития страны. Соглашение о зоне свободной торговли, подписанное с США в 1985, укрепило позиции Израиля на мировом рынке. Относительное затишье на Западном берегу и в секторе Газа было нарушено в декабре 1987, когда во многих местах вспыхнуло вооруженное восстание арабов (интифада). Бороться с массовыми волнениями и демонстрациями было поручено министру обороны Ицхаку Рабину. На выборах в кнессет в 1988 ни одна из ведущих партий не завоевала большинства мандатов: Ликуд и Авода получили лишь по одной трети голосов электората. Было создано коалиционное правительство национального единства. На этот раз на весь срок его работы обязанности премьер-министра были возложены на Шамира, которого поддержали религиозные партии, получившие 18 мест в кнессете. Тем временем Арафат выступил с заявлением о признании со стороны ООП права Израиля на существование и согласии с резолюцией Совета безопасности ООН № 242, а также осудил терроризм, т.е. принял все предложения, на базе которых США соглашались вести диалог с ООП. Формально такие переговоры начались в Тунисе при посредничестве американского посла в этой стране. Они продолжались до июня 1990, когда Ясир Арафат отказался осудить террористический акт палестинцев, пытавшихся проникнуть со стороны моря в Тель-Авив. Очередная попытка наладить мир на Ближнем Востоке была предпринята в первые месяцы работы администрации президента США Джорджа Буша. Весной 1989 правительство Израиля проявило инициативу и выдвинуло условия прекращения войны с арабскими государствами: переговоры со свободно избранными представителями палестинских арабов, проживающих на Западном берегу и в секторе Газа, о передаче им этих территорий; заключение мира с Иорданией; решение проблемы жителей лагерей палестинских беженцев на Западном берегу и в секторе Газа. В марте 1990 правительство Шамира пало, не получив доверия парламента. После провала попыток Переса сформировать новый кабинет министров Шамиру в июне 1990 удалось создать коалицию центристских, правых и религиозных партий. Однако миротворческий процесс замедлился, поскольку вторжение Ирака в Кувейт и последовавшая война в Персидском заливе отодвинули на второй план поиск путей к решению арабо-израильского конфликта. Израиль был намеренно исключен из коалиции, противостоявшей Ираку, чтобы умиротворить ее арабских участников, особенно Саудовскую Аравию. Вскоре после возобновления военных действий в январе 1991 Ирак произвел обстрел ракетами "Скад" объектов в Израиле и Саудовской Аравии. Тем самым была сделана попытка расколоть антииракский блок, спекулируя на противодействии Израилю. Однако Израиль не ответил на удары. В это время Израиль был поставлен перед необходимостью принять потоки репатриантов из СССР и Эфиопии. В 1989 советские власти смягчили ограничения на выезд евреев, и за последующие шесть лет свыше 500 тыс. человек иммигрировало в Израиль. В мае 1991 израильскими самолетами были перевезены 14 тыс. эфиопских евреев (фалашей) из Аддис-Абебы.
Путь к миру. По окончании войны в Персидском заливе (1990-1991) США возобновили попытки ускорить арабо-израильский мирный процесс. После нескольких месяцев челночной дипломатии, проводившейся государственным секретарем США Джеймсом Бейкером, в Мадриде 30 октября 1991 открылась мирная конференция по Ближнему Востоку. Официальные заседания сменились двусторонними переговорами участников в Вашингтоне и многосторонним обсуждением региональных проблем водоснабжения, беженцев, экономического развития, охраны окружающей среды, вооружений и безопасности. В июне 1992 в Израиле состоялись выборы в кнессет. Их выиграла партия Авода, возглавляемая Ицхаком Рабином (который одержал победу над Шимоном Пересом в борьбе за руководство этой партией весной того же года). Авода получила 44 места и стала правящей, тогда как Ликуд понес значительные потери, завоевав лишь 32 мандата. Была образована новая правительственная коалиция, состоявшая преимущественно из центристов и левых. Изменения в составе правительства повлияли на внутреннюю политику и активизировали мирный процесс, хотя его практические результаты проявились более чем через год. Весной 1993 происходили тайные переговоры между Израилем и ООП в Осло, а также в Вашингтоне (в продолжение мадридской встречи), которые увенчались достижением согласия. В сентябре 1993 стороны обменялись посланиями, в которых ООП признала право Израиля на существование в мире и безопасности, а Израиль признал ООП в качестве представителя палестинского народа. ООП осудила применение терроризма и других форм насилия и выразила готовность решать арабо-израильский конфликт путем переговоров. В результате 13 сентября 1993 в Вашингтоне была подписана двусторонняя декларация, в которой намечены принципы самоуправления палестинского народа. Это соглашение касалось прежде всего сектора Газа и г.Ариха (Иерихона) и устанавливало сроки передачи этих территорий палестинской администрации во главе с Ясиром Арафатом. После подписания декларации Израиль и Иордания установили "общую повестку дня" для проведения переговоров. Осенью 1994 был заключен мирный договор между этими странами, и в начале 1995 они обменялись послами. Тогда же Марокко открыло свое представительство в Израиле, что означало формальное закрепление связей, которые уже существовали между этими государствами. Казалось, что в регионе скоро наступит мир, но оптимистическим надеждам скоро был нанесен удар: 4 ноября 1995 на митинге в Тель-Авиве израильский студент-юрист, принадлежавший к экстремистской группировке, выступавшей против политики правительства Рабина, убил премьер-министра. Потрясенные убийством Рабина, многие израильтяне высказались тогда в пользу его ближневосточного курса и оказали поддержку Пересу. Новый премьер-министр назначил в феврале 1996 досрочные выборы - в мае вместо сентября. Между тем в ходе нескольких налетов палестинские террористы убили 58 израильтян, той же весной террористы из Ливана вторглись в северный Израиль. Ответная операция под названием "Гроздья гнева" была предпринята, чтобы остановить нападение группировки Хезболлах из Ливана. На первых выборах премьер-министра страны, состоявшихся в мае 1996, лидер партии Ликуд, Биньямин Нетаньяху, победил Шимона Переса и сформировал коалиционное правительство, на этот раз из центристов и правых. Избирательная кампания Нетаньяху опиралась на идею "безопасного мира", что соответствовало распространенным представлениям о том, что в отношениях с палестинцами ситуация меняется слишком быстро и уступки Израиля превышают полученную им выгоду. В итоге мирный процесс застопорился, несмотря на усилия США и других стран. В январе 1997 было подписано соглашение о передислокации израильских войск в Хевроне, но для дальнейшего решения этой проблемы потребовались новые инициативы со стороны США. В октябре 1998 на встрече Нетаньяху, Ясира Арафата и Билла Клинтона в штате Мериленд был составлен меморандум, подписанный затем в Белом доме. В нем содержался призыв к продолжению переговоров между ООП и Израилем, который согласился на дополнительное перемещение своих войск с тем, чтобы передать новые районы на Западном берегу под управление палестинцев. В свою очередь ООП обещала обеспечить большую безопасность Израилю путем ужесточения контроля за деятельностью палестинских террористов и принятия ряда других мер. На парламентских выборах в мае 1999 победила партия Авода, ее лидер Эхуд Барак был избран новым премьер-министром Израиля.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

В послевоенное время в СССР любая религия притеснялась, а «еврейский вопрос» стал международной проблемой. Прежде всего, это объясняется тем, что еврейская интеллигенция поддерживала социалистические идеалы в то время, как религиозные общины практически не могли осуществлять свою деятельность. В СССР не было выходных в дни, привязанные к религиозным праздникам. Более того, государственные учреждения работали шесть дней в неделю и любые традиционные праздники приходились на рабочие дни.
Иосиф Сталин проявил себя, как активный сторонник создания государства Израиль. Поскольку Великобритания управляла территорией Палестины до 1948 года, политика Сталина против британского мандата и арабских союзников сыграла историческую роль.

Современное и независимое государство Израиль возникло в мае 1948 года. В день, когда Израиль провозгласил себя отдельным государством, на его территорию вторглась армия из Сирии, Египта и Иордании. Благодаря эффективной и быстрой военной помощи, оказанной Советским Союзом, израильтянам удалось отбить нападение, но арабо-израильский конфликт является основной проблемой государства и в настоящее время.

После окончания первой войны израильская политика была направлена на строительство государства, за которое так долго и упорно боролся еврейский народ. В процессе всеобщих выборов выбрали двух политических лидеров, которые в дальнейшем возглавляли борьбу за независимость Израиля. Хаим Вейцман стал первым президентом государства, а Давид Бен-Гурион - премьер-министром. Всего за первые десять лет существования Израиля выпуск промышленной продукции увеличился вдвое, а численность работников возросла в четыре раза. Система просвещения, культура, искусство, строительство – все находилось в стадии развития. В десятую годовщину Израиля население уже превысило отметку в два миллиона граждан.

Израиль в наши дни

Израиль – небольшая страна удивительной красоты, которая известна на весь мир своей эпохальной историей. В настоящее время независимое израильское государство славится великими достижениями в области медицины, экономики, науки и промышленности. В скором времени Израиль станет ведущей страной мирового туризма. В настоящее время государство ежегодно посещают более двух миллионов человек. Всего за 66 лет Израиль достиг таких громадных успехов, несмотря на тяжелые условия и постоянные нападения со стороны Палестины. Возможно, такой государственный уровень связан с тем, что еврейский народ чтит свои традиции и ни за что не променяет свои убеждения, а будет стремиться к благополучному будущему и придумывать новые идеи, направленные

Loading...Loading...