Вологда – I. Поездка в Вологодскую область: Вологда - Ферапонтово - "Ежезеро" - Вытегра - Вологда

Будучи коренным москвичом в “непомнюкакомпоколении”, я не особо люблю свой родной город. У меня постоянно присутствует желание вырваться из него куда подальше. Изредка его (желание) удается осуществить. В конце июля 2009 года мне в очередной раз представилась такая возможность. Выдвигались планы поездки в (очень хотелось – попали туда позже), Санкт-Петербург (был 100 раз – все равно хочется), но в итоге был выбран бюджетный вариант в виде Вологды и окрестностей. Окрестности, увы, оказались достаточно близкими – ни до Тотьмы, ни, тем паче, до Великого Устюга доехать не удалось.
По телефону, найденному в сети, была забронирована гостиница Вологодской администрации – центр, 1700 р/сут. , рядом охраняемая автостоянка. Комары, увы, прилагались, поэтому фумитокс оказался нелишним. В остальном всё оказалось вполне прилично:мебель, конечно, старая,но чисто, горячая вода есть.
Выехали поздно: в 10.30 буднего дня из Люберец. Накануне меня сглючило и, для очистки совести, я утречком съездил в сервис на компьютерную диагностику. Ничего криминального не нашли, но 3,5 часа улетело псу под хвост, учитывая, что выезд был запланирован на 7.00.
Дальше, как и предполагалось, попали в пробку на МКАД, так что в Ярославской области оказались лишь около 2 часов пополудни. Первая остановка была запланирована на 111 км. Это место было традиционным, въевшимся в “моск” с начала 90-х гг. На вершине холма спланирована площадка, рядом стоит кафешка, недавно появилась симпатичная часовня. Но теперь всё это осталось в прошлом. Нет, площадка с кафешкой никуда не делись, просто заезжать туда стало не резон. В 2010 году в пределах Владимирской области открыли участок нового автобана в обход крутых горок и старых деревень.

Зайдя в кафешку я немного растерялся: на какой угол креститься то, на красный, али на медвежий 🙂 ?
Дальше двинулись практически без остановок до Вологодчины. Место, куда решено было заехать, спряталось под типично советским названием “Юность”(вспомните или ). Так и есть, под этой обманкой скрывается монастырь. Он не особо известен, потому и дорога туда ведет грунтовая, зато очень живописная.

“Вдоль дороги лес густой, с Бабами-Ягами, а в конце дороги той…”(с) совсем не по Высоцкому…

Это Троицкий Павло-Обнорский монастырь, основанный в 1414 г. учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским, закрытый в 1924 году и возобновленный в 90-е гг. прошлого века.
Главный Троицкий собор был разрушен, рака с мощами Павла Обнорского стоит в деревянной часовенке.

Атмосфера в монастыре какая-то нестяжательски-патриархальная, напоминающая “вертоград процветший”.
Хотя по обустройству, не говоря о богатстве, до Лавры ему ох как далеко. “Кукурузеров” и “Ведроверов” у братии замечено не было. Вот как выглядит, например, монастырская звонница.
А это типичная северная поленница. Здесь вам не резиденция в Переделкино. На Вологодской земле с морозом шутки плохи, вот братия и заботится об отоплении загодя.

Чуть дальше на холме стоит храм скита Воскресения Христова с 3-мя приделами. Церковь не освящена, главы утрачены, по стилю конец XIX в. Лезть ради этого на скользкую после дождя горку не захотелось. Да еще и слепни почуяли сладкую московскую кровушку 🙂
Ограничились осмотром братского корпуса с домовой Успенской церковью. Особенно умилила типичная для провинции голубая краска на оконных рамах.
От монастыря до Вологды осталось менее 100 км. В город добрались к вечеру, бросили вещи в гостинице, машину поставили на стоянку и отправились гулять. Сразу чувствуется, что город северный, Москве не чета. Даже летом…

У почтамта узрели местный нулевой километр. Выглядит он куда приятнее и информативнее, чем у нас. Монетками в него никто не кидается:)

На бульваре встретили оригинальных представителей местной фауны.

Убедились в том, что на призывы…

здесь мало обращают внимание. Это Набережная 6-й Армии у дома адмирала Барша.
Закончили первый вечер дежурным снимком ансамбля Соборной пл.
На следующий день были запланированы две знаменитых северных обители: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Ферапонтово находится подальше от Вологды, с него и начали. Монастырь основал инок Ферапонт, пришедший вместе с другом своим Кириллом на Север из Симонова монастыря. В 1398 г. Ферапонт ушел от Кирилла искать себе новое место “пространное и гладкое”. Место сие было найдено на холме между Бородавским и Паским озерами, откуда открывается чудесный вид на озера, леса и окрестные луга.
Спустя 10 лет князь Андрей Дмитриевич пригласил Ферапонта в Можайск, где тот основал Лужецкий монастырь.
Каменное строительство начинается после большого пожара 1488 г. стараниями сосланного сюда архиепископа Иоасафа, поссорившегося с Иваном III. Именно при нем был возведен каменный собор Рождества Богородицы, расписанный самим Дионисием.

Чтобы попасть к вратам монастыря, надо перейти узкую протоку между озерами…
по типичному для Севера ряжевому мосту. Ряжи – конструкции в виде срубов (ящиков) из брёвеи или брусьев, заполняемых камнем. Применяются в качестве опор при строительстве мостов на реках с быстрым течением.
Дорога ведёт к Святым вратам с 2-мя шатровыми храмами во имя Богоявления и Ферапонта. Это одни из последних шатровых церквей на Руси, возведенные в 1649 г. Интересно, каково было сосланному сюда патриарху Никону, на вершине своего могущества запретившему строительство шатровых храмов, ежедневно видеть столь “богомерзкие и богопротивные” сооружения? 🙂

Такое отношение Никона к шатровой архитектуре нуждается в пояснении. Дело в том, что наряду с изменениями в порядке ведения службы, приказа переписать церковные книги и соблюдать многие, доселе неизвестные на Руси церковные обряды, Никон распорядился строить церкви с куполами. Шатровые же верха у храмов возводить запретил. Поэтому, соборы и церкви с шатровыми навершиями у нас часто называют “дониконовскими”.

Впрочем, опальному патриарху было, чем заняться. Например ходил он “по воде, аки посуху” на другой берег Бородавского озера к тому месту, где сейчас установлен поклонный крест.
Монастырь отличает удивительно гармоничный ансамбль, прекрасно вписанный в природное окружение.

Трапезная с церковью Благовещения, Богородице-Рождественский собор, церковь Мартиниана и колокольня объединены позднейшей крытой галереей, типичной для Русского Севера с его суровым климатом.
Главное художественное сокровище монастыря – фрески собора, выполненные мастером Дионисием “со товарищи” с августа 1502 по сентябрь 1503 г. Конечно, расписывали храм только в теплое время, с октября по май работы не велись. Снимать фрески Дионисия запрещено, да и не стоит. А вот портал собора, прежде открытый, можно фотографировать.

Вплотную к собору пристроена шатровая церковь Мартиниана, освященная в честь 2-го настоятеля монастыря после Ферапонта. На фото собор слева, а шатровая церковь Мартиниана справа.

Мартиниан возродил монастырь, пришедший в упадок после ухода Ферапонта. Особое внимание второй игумен уделял своему любимому делу: переписке книг и созданию библиотеки. Все иноки имели послушание читать, переписывать и переплетать книги. Не случайно на поздней росписи Мартиниан изображен рядом с основателем обители Ферапонтом.

В церкви Мартиниана сохранился довольно поздний, XIX столетия, 2-хярусный иконостас.

В трапезной палате можно увидеть реконструированный монастырский стол XV -XVI вв со старинной глиняной, деревянной и оловянной посудой: ковшами, братинами и чарками.

В экспозиции Ферапонтовского музея представлено немало любопытного: иконы, церковная утварь, золотное шитьё. Ограничусь бархатной ризой с вышивкой Ферапонтова монастыря на оплечье.
Монастырский комплекс стоит на вершине холма. Особенно красивый вид открывается на него с восточной стороны. Слева направо видны: церковь Мартиниана 1640-41 гг., собор Рождества Богородицы 1490 г. и Благовещенская церковь при трапезной 1530-34 гг.

Из Ферапонтово наш путь лежал в

February 2nd, 2018 , 01:05 am

Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово. Русская глубинка. Порядка четырех сотен жителей. Тишина. Идиллические пейзажи, почти не тронутые цивилизацией - луга под небесной синевой, отражаемой озерами, ширь-простор, июньская жара. Мы здесь - ловцы жемчуга, ибо сакральная эта точка на карте России таит в себе сокровище, равного которому на необъятных просторах Родины не существует. Имя ему - ДИОНИСИЙ.

На первый взгляд - обычная родимая провинция: заросшие трогательными одуванчиками берега озера, мощные сосны с расположившимися под ними загорающими аборигенами, бултыхающиеся в чистой (!!!) воде визжащие дети, безмятежная воскресная летняя картинка, ничем не примечательная, таких кругом полно. Но сидя на этой рассохшейся лавочке....


...обернемся назад...Вот под этими двумя шатрами лежит наш путь к свету, к чуду, к откровению.


Перед нами - Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь, ведущий свою историю с 1398 года. В 1502 году интерьер главного храма монастыря был расписан волшебными фресками мастерами художественной артели изографа Дионисия. Этим изображениям пять веков, вдумайтесь, целая вечность....Только через год Леонардо напишет свою Джоконду. И через три года Микеланджело начнет работу над фресками Сикстинской капеллы. И лишь спустя пятьдесят лет начнется строительство Собора Василия Блаженного в Москве. Колумб, правда, уже успел высадиться на Багамских островах - десять лет назад, в 1492 году. Но Собор Рождества Богородицы в Ферапонтове к тому времени уже был построен ростовскими зодчими и освящен.


Фреска - техника живо писи. Древние образы до сих пор действительно живые настолько, что переворачивают душу, систему ценностей, твои идеалы прекрасного и вообще смысл жизни. Собственно, за пронзительными этими фресками я сюда и приехала.


А теперь обо всём по порядку. И для начала еще раз ненадолго вернемся на берег озера:


Русский Север богат небольшими живописными водоёмами. Удача - у небесной канцелярии удалось выпросить хорошую погоду хотя бы над Кирилловским районом Вологодской области (сработало ровно на один день - к вечеру резко сгустились тучи, разразившиеся ливнем). Стою, дышу, впитываю всеми фибрами воздух, простор, тишину и покой Бородавского озера в Ферапонтове...Прихожу в себя после прыжка во времени и пространстве - вчера утром еще в толпе и суете на питерском вокзале, а сутки спустя - полная смена декораций, иная реальность, отраженная водою. И в мыслях здесь - вот такой же штиль)))


Очень целителен этот покой, проникающий во все уголки естества, накрывающий мирной волною от макушки до пяток. Простор и свобода, запахи травы и воды, шепот ветра и колокольный перезвон. Душевная терапия)


В 1398 году благословенный русский человек по-имени Ферапонт выбрал живописный берег Бородавского озера (один вид которого вселяет в тебя желание жить), чтобы основать здесь монастырь, а спустя 10 лет монашеская братия состояла уже из 15 человек. Столь малое количество объясняется очень просто - добраться в Ферапонтово даже сейчас, в 21 веке, при наличии дорог и транспорта, не каждому по силам. А уж в 15 веке и подавно - лесная глушь, удаленность от людских поселений и торговых путей, плюс не самый мягкий климат.


Путь в Ферапонтово и в наши дни долог и непрост, особенно в отсутствие личного автотранспорта. Для начала нужно добраться до Череповца (это поезд). Далее - до Кириллова (это автобус - если из Череповца выезжаете до обеда, либо такси - если после обеда, поскольку все автобусы к обеду заканчиваются). От самого Кириллова до Ферапонтова не ходит никакой регулярный общественный транспорт, если не считать рейсового автобуса один(!) раз в неделю(!!!) по четвергам. При Советской власти таких проблем не было, ибо существовала стабильная пара ежедневных автобусных рейсов, а сейчас, видно, пассажиропоток иссяк - или транспортные расходы решили оптимизировать, как и многое в русской глубинке - школы, медпункты, магазины...Посему нынче остается один выход - брать такси туда и обратно. Но расходы того стоят, братцы мои, честное слово. Да и поддержать кирилловский таксопарк - не жалко. На верхнем снимке - южная часть ограды монастыря, единственная, в оригинале сохранившаяся с 1840 года.


Восточная часть монастыря - видны три алтарных апсиды Рождественского собора. Самым большим и самым шокирующим открытием в Ферапонтове для меня стало почти полное отсутствие туристов. Нет, я очень даже не против побродить в одиночестве, чтобы никто не путался под ногами, не мешал думать и не лез в кадр. Но братцы мои, СЮДА НАРОД НУЖНО ПРИВОЗИТЬ ВАГОНАМИ , чтобы у людей была возможность вживую увидеть невероятную красоту, скрытую в этих стенах, почувствовать гармонию и возрадоваться душою, ведь именно эту цель преследовал чудо-изограф. А здесь - нет никого, хотя суббота, и погода удачная, и каникулы. Странно. Неестественно. Так быть не должно. По крайней мере, не здесь.


Слева направо: в строительных лесах - церковь Мартиниана (это один из двух основателей монастыря, над его могилой и поставлена одноименная церковь), постройка 1641 года. Самое крупное здание с полукруглыми апсидами - Собор Рождества Богородицы (выстроен ростовскими каменщиками в 1490 году, именно его стены расписывал в 1502 году Дионисий). Прямо по центру кадра, полуприкрытая Собором - шатровая колоколенка, самая поздняя (1680 г.) каменная постройка монастыря. Самый правый невысокий храм с тремя рядами кокошников поверху - Благовещенская церковь, построенная в 1530 году князем Василием III в честь рождения сына Иоанна - будущего первого русского царя Ивана Грозного. Стены монастыря до середины 19 века были деревянными. Почти вся протяженность нынешней каменной ограды - новодел 1980-х годов, когда было принято решение о воссоздании исторического облика монастыря, полной реставрации росписей Дионисия и открытии музея фресок.


Расстояние от Ростова Великого до Ферапонтова - без малого 400 км. Именно ростовские зодчие в 1490 году возвели первый в Белоозерье каменный Собор Рождества Богородицы в Ферапонтове. За пять веков здание существенно изменило свой облик. Попробуем восстановить историческую справедливость. Сейчас нижняя часть храма окружена пристроенной галереей, придающей зданию некоторую грузность - вот её мысленно убираем. Изначально храм завершался тремя рядами кокошников, которые при ремонте 1794 года были покрыты простой четырехскатной кровлей. Нынешнюю плоскую крышу тоже "удаляем", высвобождая нарядные полукруглые кокошники, увенчанные барабаном. Все поздние перестройки, искажающие первоначальный вид зданий, при реставрации обычно разбирают. Но только не в Ферапонтове - любые механические вмешательства опасны для бесценных фресок. Галереи выполняют функцию защитного футляра и тамбура-шлюза, предотвращающего проникновение холодного воздуха внутрь храма.


Святые ворота монастырей обычно состоят как минимум из двух проемов - арка большего размера для торжественных проходов-проездов (здесь именно через неё паломники и туристы попадают внутрь), и арка поу же для будничного использования. Почти всегда присутствует надвратная церковь - тут их сразу две, обе 1640 года постройки, преподобного Ферапонта и Богоявленская, потому и шатра наверху сразу два. Справа от входа массивная Казенная палата - вплоть до закрытия монастыря в ней хранились деньги и весь архив документов. В толще стен имелись тайники на случай непредвиденных обстоятельств.


Внутри монастырь очень маленький. Все здания компактно сгруппированы в центре, по периметру обнесены почти прямоугольником-стеною. Сплошь однообразно выбеленные древние стены - варварский способ ремонта, делающий неразличимыми детали зданий, всё сливается в одно белое покрывало, словно в больнице. А ведь изначально фасады Богородице-Рождественского Собора были покрыты обмазкой беловато-кремового цвета, до которой, при желании, можно добраться, если добросовестно расчистить стены от поздних наслоений штукатурки. Из-за свежей белизны совершенно теряется солидный возраст храма - пять с лишним веков это не шутка, а их совсем не видно. Нет ощущения времени. Хотя среднестатистическим туристам, наверное, чистота эта нравится. По мне так пусть лучше старый и облупившийся, но зато с различимой кладкой, поребриками, бегунками, полуколонками, арочками, всем этим древнерусским узорочьем, которого и так слишком мало осталось, чтоб его еще и под штукатуркой прятать. Здесь поверху должны идти пояса из керамических изразцов - и как я должна их разглядеть?
Ощутимо припекает солнце, поэтому сразу направляемся в тень, точнее, в музейную кассу - она в притворе церкви Мартиниана (здание в строительных лесах). Вход - 250 рублей, фотосъемка - 200, недешево, но опять же, оно того сто ит. (И опять же, всё познаётся в сравнении - за вход в Петергофский парк под Санкт-Петербургом придется выложить 700 рублей, а ничего, подобного Дионисию, вам среди фонтанов не предложат.) Понимаешь, в какую копеечку влетела реставрация росписей, только после того, как видишь результат и читаешь, пытаясь вникнуть в смысл, реставрационные документы. Вход в собор - через гостеприимно распахнутую дверь крылечка под колокольней. И направо - к древнему западному порталу.


Западный перспективный белокаменный портал, через который сейчас входят в собор. Дионисий расписал не только внутренние стены, но и западный фасад храма Рождества Богородицы. Справа и слева - фигуры архангелов, верхний ярус - Христос Вседержитель в окружении Богоматери, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила. Второй ярус сверху - храмовые изображения Рождества Богоматери: рождение Марии, сон Марии, ласкание Марии, купание Марии. Нижний ярус - полотенца с циркульными медальонами, такими же опоясан изнутри весь храм.


Тот же западный фасад - деисусный верхний ряд и Рождение Богоматери. Видны следы от треугольного ската крыши - поздняя перестройка прямо поверх фресок. Вертикальная змеистая трещина - последствия прорубки в 1798 году окна на фасаде. Окно заложено в ходе реставрационных работ в начале 20 века, но росписи уничтожены безвозвратно, на их месте на стене - дыра, закамуфлированная фанерным щитом. Перед тем, как войти в эти двери, вы слушаете небольшую аудиоэкскурсию, получаете распечатанную (замечательно составленную) очень подробную схему росписей и надеваете бахилы - строгий микробиологический режим. Честно сказать, аудиоэкскурсию я запомнила и переварила только благодаря тому, что заранее тщательно теоретически подготовилась, проштудировав великолепный сайт Ферапонтовского музея. Как такой объем специфической информации воспринимают "с нуля" неискушенные экскурсанты, которых сюда привозят, я не представляю.


Традиционное для центрального купола изображение Вседержителя, в левой руке которого - Книга Жизни,"написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями". На стенах барабана - шесть архангелов и десять библейских праотцев, При расширении окон в 17 веке (в целях улучшения освещенности собора) часть росписей была уничтожена. Удивительно, что фрески вообще сохранились - когда-то высоко почитаемый русской знатью монастырь, находящийся на отшибе в лесной глуши, к середине 18 века потерял своё былое величие. Екатерининским штатным расписанием 1764 года он был причислен к третьеклассным монастырям, с ежегодным денежным содержанием в 806 рублей и списочным составом в 12 монахов. Пашни, леса, деревни, крестьяне, принадлежавшие монастырю, изымались и его собственностью больше не являлись. При Павле Первом ситуация чуть улучшилась и даже были выделены средства на ремонт обители, но это монастырь не спасло - в 1798 году он был упразднен "за ветхостью". Древний Рождественский Собор стал использоваться как приходской храм и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не случай. П реподаватель Петербургской духовной семинарии, у роженец этих мест, сын священника соседнего с Ферапонтовым Цыпинского погоста, Иван Иванович Бриллиантов , оказался, по совместительству, еще и литератором и историком. Именно он первым обратил внимание на старинные фрески и в 1899 году выпустил отдельной книгой первое полное описание Ферапонтова монастыря , упомянув имя иконописца Дионисия - уже известного по росписям Успенского собора Московского Кремля. Книга, п о обычаю того времени персонально разосланная не только специалистам-историкам, но и влиятельным должностным лицам, имеющим возможность сделать что-либо в помощь монастырю, вызвала широчайший отклик в ученой и церковной среде. Одно из ответных писем пришло от настоятельницы Леушинского монастыря (в ста км от Ферапонтова), игуменьи Таисии, известной своей деятельностью по организации новых и возобновлению упраздненных старых монастырей, имеющей к тому же весьма полезные знакомства, в частности, с Иоанном Кронштадтским, выдающимся церковным деятелем той поры:"... во мне возгорелось сильное желание возобновить эту старинную святую обитель, превратить ее, конечно, в женскую ...Ферапонтова обитель, можно сказать, под руками, и я бы не отказалась приняться за дело…Пишу это Вам только для того, чтобы сообщить, какое впечатление произвела на меня Ваша книга. .." В 1903 году в Ферапонтовском монастыре появились первые насельницы, приехавшие из Леушина, под руководством матушки Таисии обитель начала оживать. Изрядно обветшавшие за годы забвения монастырские здания требовали срочного ремонта и обустройства. Архитекторы-инженеры провели необходимые обследования и составили план работ, в результате чего в 1912 году началась масштабная реставрация Богородице-Рождественского собора.


Роспись северной алтарной апсиды. Иоанн Предтеча, согласно Евангелию, приходящийся родственником Ииусу - последний пророк, предвестник Христа, крестивший его в водах Иордана и означивший Иисуса Мессией. По ветхозаветной версии, подготовить путь для Господа должен был ниспосланный Им Ангел - оттого и мощные крылья за спиной Иоанна. А проповедовал Предтеча в пустыне Иудейской, помните "глас вопиющего в пустыне" - это именно о нём. Чуть ниже ярусом - диаконы и ангелы, поклоняющиеся жертвеннику.
Выход в 1899 году книги И.И.Бриллиантова об упраздненном старинном Ферапонтовом монастыре (к 500-летию обители) - событие поистине судьбоносное, ибо уже в 1904 году монастырь был возобновлен (теперь уже как женский) и энергичными усилиями новой настоятельницы игуменьи Таисии были начаты научно-исследовательские (в ходе которых выяснилось, что
с конца 17 века собор медленно, но верно, распадался на четыре части) , а затем и восстановительные и реставрационные работы. Ремонт требовался капитальный - от укрепления фундамента до перекрытия кровли, попутно вернули первоначальный вид всем окнам и заделали трещины в стенах. Работы проводились в 1908-1915 годах.


Итак, в 1904 году в монастырь вернулась жизнь. Восстанавливая Рождественский Собор, не могли не обратить внимание на древние фрески. Автограф Дионисия на северной арке смог перевести со старославянского еще И. И. Бриллиантов, а в 1911 году вышло первое полное описание всех росписей собора, автором которого стал Василий Тимофеевич Георгиевский - выпускник Владимирской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, церковный археолог, преподаватель, историк, фотограф. С докладом "Фрески Ферапонтова монастыря" он выступил 31 декабря 1911 года на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге, фактически вернув миру имя и творчество великого Дионисия. Доклад имел сильный общественный резонанс, и уже в 1912 году был учрежден Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии под председательством князя А. В. Оболенского, дважды — 27 мая 1912 и 13 апреля 1914 года — проводились всероссийские сборы пожертвований на восстановление обители ... Прошло сто лет. На сегодняшний день в оригинале, на своём исконном месте Дионисиевы росписи сохранились на территории России лишь в одном Ферапонтове.


Роспись конхи центральной апсиды - Богоматерь с Иисусом на престоле, справа и слева - архангелы Гавриил и Михаил. В арке - четыре ветхозаветных пророка. Увы, фотография не дает представления об оригинальных красках, на матрице остаётся лишь бледный оттиск. Со вспышкой снимать категорически запрещено, к тому же цветовая гамма фресок изначально подразумевает восприятие именно при естественном освещении. Внутри собор напичкан датчиками влажности, температуры, микробиологического состояния воздуха, плотности и состава пыли и наверняка еще чего-то, о чем я не имею представления. Берегут фрески невероятно. Если вы приехали на экскурсию в дождь - вас могут не пустить внутрь с мокрыми зонтами и в мокрых плащах, и вообще с любыми жидкостями в любом виде. Совершенно точно заставят оставить снаружи ручных собачек (если кому вздумается их сюда прихватить), проглотить жвачку, доесть и допить (или отдать на сохранение смотрительницам) еду и напитки. Ни к чему нельзя прикасаться. Нельзя находиться группами более 20 человек одновременно. И самое главное - время одного посещения этой самой группой - всего-навсего 15 минут. То есть на осмотр всех росписей отведена ровно четверть часа. Чтоб не успели надышать, накашлять, нарушить идеальные микроклиматические показатели.


Богоматерь на престоле, с архангелами по обеим сторонам. Ярус ниже, по четыре фигуры справа и слева от окна - "служба святых отец". символическое изображение богослужения, традиционная роспись алтарной апсиды. Восемь святителей совершают литургию, читая тексты молитв на свитках в руках. Общая площадь росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтове - 600 кв.м., общее количество сюжетов - 300. 15 минут на их осмотр - это чудовищно мало. Это ничтожно мало для знакомства с Дионисием. За это время невозможно даже сориентироваться в пространстве, не говоря уже о тщательном рассмотрении композиций. Я очень долго ждала, когда наступит этот день. Зарабатывала деньги, чтобы покрыть все расходы и забрать с собой прекраснейшее, роскошное, уникальное издание с репродукциями всех фресок. (К слову, мне альбом Юрия Холдина обошёлся в 2 000 целковых. На Авито сейчас его предлагают уже за 10 000. На Озоне - за бессовестные 15 000. Холдин погиб год назад, сорвался с окна - альбом переиздан не будет, библиографический раритет) Потом я очень долго ехала сюда на перекладных. Я почти выучила наизусть все сюжеты, несколько раз перечитав подробнейшим образом сайт "Музея фресок Дионисия". Я ведь не группа из 20 туристов, и могу почти не дышать, поэтому робко прошу не выгонять меня отсюда, ведь так долго ждешь, и нигде такого больше не увидишь...В общем, я простояла там полтора часа. Видимо, смотрительницам редко попадаются такие любознательные и внимательные посетители, потому что они терпеливо ждали, пока я всё изучу, за что им величайшая благодарность и низкий земной поклон.


"Покров Богородицы". Один из самых популярных сюжетов в русской иконописи и церковной живописи. Запечатлен случай из реальной жизни: во время ночного богослужения одному из молящихся (звали его Андрей Юродивый) было видение того, как изображенная на иконе Богоматерь сняла с головы покрывало и распростерла его над находящимися в храме людьми, защищая их от злых сил. Андрей указал на это своему ученику Епифанию, стоящему рядом - оба они изображены в правом углу росписи. У Ферапонтовского музея есть очень грамотно составленный сайт. Наберите "Музей фресок Дионисия " - это именно он. Для всех (!!!) фресок там дана тщательная расшифровка сюжетов - полный путеводитель с цитатами из первоисточников , очень удобно, наглядно и познавательно. Если внимательно прочитать, плюс пройтись еще по паре-тройке дополнительных ссылок - вполне можно обойтись без экскурсовода. Главное - постараться запомнить этот немаленький объем информации. Зрительная память срабатывает - когда видишь реальные изображения, включаются ассоциации, всплывает прочитанное и обалдеваешь от того, что неожиданно для себя начинаешь всё вокруг понимать. Нарисованные фигуры оживают, фрески дышат, разговаривают с тобой и друг с другом. Там нет тишины, честное слово, там словно негромко читает кто-то вслух Святое Писание, настолько ярко, полно, живо всё это ощущается. Все разрозненные обрывочные сведения здесь выстраиваются в стройную, логичную схему. Предки наши ориентировались в этом уже в самом юном возрасте. Мы же постичь смысл древних иносказаний иногда не умеем, прожив жизнь...


В конхе южной апсиды - изображение Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых на Руси святителей, на стенах и в арке - сцены из его жития. Техника "эль фреско" - роспись по сырой штукатурке красками, разведенными водою. Связь красочного слоя с основой происходит в процессе карбонизации, при высыхании и застывании известковой штукатурки. Перед началом работы стена смачивалась водой и покрывалась специальным грунтом (основой) - левкасом - смесью доломитовой извести и мелко нарубленных волокон льна. Грунт тщательно выравнивался, и на него по всей площади будущих росписей накладывался слой серой рефти, на которую наносился общий цветной фон поверхности (часто голубой, азуритом, как здесь), и затем светлой (желтой, розовой или зеленой) краской наносился предварительный рисунок конкретного сюжета. При многослойной росписи, когда цвета наносились один поверх другого, контуры и детали композиции изначально прочерчивали графьёй - процарапывали по мягкому влажному левкасу. Графью и сейчас можно увидеть повсюду, присмотревшись, на стенах многих храмов, арок, святых ворот, звонниц. Иногда и краски уже стерты, ликов не видно, а силуэты рисунков видны - тонкие продольные канавки на штукатурке.


Благовещение - один из двунадесятых церковных праздников (12 важнейших праздников, отмечаемых православными в течение года). Если не ошибаюсь, в Соборе есть три разных фрески, объединенные сюжетом Благовещения. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии: "благословенна Ты между женами, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Фреска изумительного качества, яркие краски, чистые полутона, четкие контуры, словно вчера нарисована. Все росписи на всей площади стен в Ферапонтове - это оригинальный Дионисий, 1502 год. Какими эти образы создала рука мастера пятьсот лет назад, такими мы их и видим сейчас. Часть красок лишь слегка посветлела со временем. Но сами пигменты - те самые, какими их смешал в своей палитре и нанес на стены своею же рукой Дионисий. В никем не тронутом состоянии росписи простояли до 1971 года. Их ни разу не подновляли, не прописывали поблекшие лики, не тонировали обсыпавшиеся фоны, не закрашивали поверху более современными изображениями. Не прикасались к ним никаким образом. Стены лишь покрывались постепенно пылью, поднимавшейся от кирпичного пола - росписи приобрели розоватый налет. Поверх налета наросли мельчайшие микроорганизмы, под слоем которых изображения совсем поблекли. Для борьбы с биодеструкторами были привлечены микологи и микробиологи, изучившие не видимую невооруженным глазом флору и фауну внутри Собора:)


Для восстановления росписей Дионисия в Соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове необходимо было не только расчистить стены от наслоений пыли и плесени, но и закрепить красочный слой, законсервировать результат. Вся работа проводилась вручную, скурпулезно, на маленьких участках, без права на ошибку. Если с механической очисткой от загрязнений справились сравнительно просто, используя проверенные методы, то для фиксации красочного слоя ни один из существующих способов не подходил. Самым распространённым приёмом укрепления росписей является многоразовая поверхностная пропитка специальным клеевым раствором, распыляемым с помощью пульверизатора на поверхность стены, с последующим прижиманием отставших частиц красочного слоя. Но для темперной живописи Собора (темпера - краска с использованием желткового связующего, цветной минеральный пигмент, растертый в порошок, перемешивали с водным раствором куриного желтка) этот метод был противопоказан. По прошествии времени в результате его применения на поверхности живописи образовывалась, в буквальном смысле отрываясь от грунта, растрескивающаяся жесткая корка с заворачивающимися кверху краями. В 1970-х годах в Никольском приделе Собора на небольшом участке именно этим способом была проведена пробная консервация, к счастью, спохватились вовремя, не успев обработать все 600 кв. м стен. Выход был найден, когда сообразили буквально по миллиметрам под микроскопом подклеивать с тыльной стороны отслоившиеся микрофрагменты росписей на штукатурку. Каждая отошедшая частичка была аккуратно водворена на исторически предназначеное ей место. Это непостижимый, колоссальный, кропотливейший труд!!! Параллельно здание собора оборудовалось системой климат-контроля, были уложены новые полы с подогревом, дабы обезопасить драгоценные фрески от перепада температур и образования конденсата - ежегодно в зимний сезон на внутренних стенах возле оконных щелей и под кровлей нарастал слой инея такой толщины, что под ним, порой, изображений было не разобрать. Вода в порах стен - злейший враг росписей, именно снижение уровня влажности кладки - главный залог сохранности живописи. Сейчас доступ к фрескам открыт круглый год (в отличии от Мирожских и Староладожских фресок 14 века, осмотр которых возможен лишь летом). Вся реставрация - от начала исследований до полного завершения работ - заняла тридцать лет. Низкий поклон всем тем, кто принимал в ней участие.


Смиренно склонивший голову Иисус, приносящий себя в жертву, "Спасти хотя мир, естеству нашему пришед, смирился еси даже до смерти". Всадник в царском венце, изображенный справа - очевидно, Понтий Пилат, с согласия которого и был казнен на кресте Христос. Не считая Иисуса преступником ("вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины"), "Пилат искал отпустить Его", но испугался злобно настроенной толпы и отдал Иисуса первосвященникам. Стоит обратить внимание на символическую разницу в размерах фигур Христа и Пилата. Так сказать, сравнение масштабов личностей.


После своей крестной смерти Иисус спустился в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников. Двери ада попраны и лежат под ногами Иисуса в виде креста. Правой рукой он разрывает свиток дьявольского договора, кабальную запись, список грехов человеческих. Слева в уголке невысокая фигурка - это сам сатана, совсем не страшный в таком изображении. "Раздрав рукописание" и "держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими" Святые первоисточники очень поэтично излагают даже самые зловещие события. Непосвященного читателя отпугивает витиеватость слога, мало кто смело и без предрассудков может взять в руки Библию или Евангелие и осмысленно прочесть хотя бы страницу. А зря - ведь многие сюжеты достаточно просты, мудры и поучительны, и воистину созданы с единственной целью - "исцелять сокрушенных сердцем". В своё время лично для меня стало большим откровением, насколько же Новый Завет, что называется, ушел в народ, разобран на цитаты...


Традиционно для православных храмов, на западной стене размещалось изображение Страшного суда. Роспись пострадала при пробивке окна - видите белый фанерный прямоугольник? Очевидно, на этом месте должен находиться Спаситель на престоле, к которому с молитвами за души человеческие обращаются небесные заступники - Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам и Ева, святители и апостолы. На левой половине стены, как правило, располагались сцены с праведниками - апостол Петр с ключами, ангелы и серафимы у ворот, Богоматерь в райских кущах, праотцы. Справа - собственно, ад, мучения грешников, изображения семи грехов, четыре зверя Антихриста, в общем, всё самое страшное для впечатлительных. В центре под белым пустым прямоугольником - Книга Жизни на престоле, под которым изображена широкая десница (правая рука) Божья с уютно устроившимися в ней душами праведников. Лично мне это изображение очень нравится. Близко снять, увы, качественно не удалось. "Прáведныхъ же дýши въ руцѣ́ Бóжiей, и не при--кóснет-ся и́хъ мýка." Спрятались - и хорошо им там и спокойно.
Уходящая в потолок грозная трещина - еще одно последствие появления в 17 веке дополнительного оконного проёма над дверью. Конструкция здания не подразумевала отверстия в этой стене - запустился процесс раскалывания кладки. В ходе архитектурных реставраций целостность стен восстановлена, только след-напоминание остался.
По всему периметру собора нижним ярусом в человеческий рост пущено белоснежное полотенце с циркульными медальонами - изображения святителей, ангелов, пророков и библейских сюжетов не должны быть на одном уровне с молящимися. Орнамент каждого медальона уникален - нет ни одного повторения...
(Продолжение следует - см. Часть вторая )

Село Ферапонтово расположено между двумя озерами Ферапонтовским и Паским в Кирилловском районе Вологодской области . Эти озера соединяет незамерзающая река Паска длиною всего лишь 500 метров, которая берет свое начало из озера Пятницкого. Расстояние до районного центра Кириллова по автодороге - 23 км. Ближайшие населённые пункты - Цыпино , Яршево, Щелково. По данным переписи населения за 2002 год в селе проживает 398 человек (175 мужчин, 223 женщины). Преобладающая национальность - русские (99 %)

В селе имеется средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, несколько магазинов.

Несмотря на незначительные размеры поселения, село Ферапонтово известно далеко за пределами края. Такую славу оно получило благодаря соседству с внесённым в список культурного наследия ЮНЕСКО Ферапонтовым монастырем с его стенописью кисти Дионисия - известного древнерусского иконописца, продолжателя традиций А. Рублева.

Достопримечательности

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь (Ферапонтов монастырь) был основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и является бывшим православным монастырем в Кирилловском районе Вологодской области....

В 2 км от села Ферапонтово располагается музейный комплекс Цыпино, который также как и Ферапонтов монастырь является частью Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Посещая Ферапонтов монастырь обязательно нужно отвести время и на посещение музейного комплекса Цыпино.

Как добраться?

Добраться до Вологодской области

Добраться из Москвы в Вологду 584 км можно самолетом за ~1:20 ч.
  • №016М Москва - Архангельск , стоимость сидячий ~716 руб., плацкарт ~1300 руб., купе ~1950 руб, время в пути 8:17 ч.
  • №376Я Москва - Воркута , стоимость сидячий ~660 руб., плацкарт ~1215 руб., купе ~1680 руб, время в пути 9:06 ч.
  • №126Я Москва - Череповец , стоимость плацкарт ~1899 руб., купе ~3024 руб, время в пути 7:43 ч.
  • №042В Москва - Воркута , стоимость плацкарт ~1900 руб., купе ~2930 руб, время в пути 7:37 ч.

С остальными поездами и расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Добраться из Москвы до села Ферапонтово 584 км можно на машине за ~7:30 ч.

по пр-т Мира в сторону ш. Ярославское, по ш. Ярославское, а/д Холмогоры/М-8 и А-119 через Переславль-Залесский , через Ярославль в Вологодскую область через Вологду

Добраться из Вологды

Добраться из Вологды в можно на автобусе - время в пути ~2:30ч.

Стоимость проезда на автобусе ~250 руб.
Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Вологды нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка "Ферапонтово" - на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до села Ферапонтово 1,5-2 км;
Координаты:

3. Конечная остановка - автостанция города Кириллова . Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~400-450 руб.).
Координаты:

*Билеты из Вологды в Вытегру сперва продают в Вытегре, после чего они поступают в свободную продажу в Вологде .
Расписание автобусов зима 2016-2017 г.
Направление
автобуса
Время
отправления
Место выхода из автобуса
(остановка)
Дни
следования
Кириллов 07:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Петрозаводск 08:10 Ферапонтово кроме ВТ
Чарозеро 09:20 Ферапонтово ВС
Вытегра 10:00 Ферапонтово кроме СР
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 13:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 13:10 Ферапонтово ежедневно
Липин Бор 14:05 Ферапонтово ПТ
Вытегра* 15:00 Ферапонтово СБ
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 15:10 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 16:00 Ферапонтово кроме СБ, ВС
Кириллов 16:45 Отворотка Кириллов Пт
Вытегра* 17:10 Ферапонтово ежедневно
Кириллов 17:20 Отворотка Кириллов ВС
Кириллов 18:30 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 19:10 Ферапонтово ежедневно

Бронирование и покупка билетов в Вологде

  • В кассах автовокзала (пл. Бабушкина, 10). Справочная автовокзала г.Вологды +7 (817-2) 75-04-52
  • Бронирование (заказ) билетов по телефону +7 (817-2) 75-30-00. Требуется назвать ФИО и номер Вашего телефона. Билеты нужно выкупить в кассах автовокзала не позднее, чем 20 за минут до отправления рейса
  • Билеты можно заказать и оплатить в течении получаса онлайн банковской картой на странице http://avtovokzal35.ru/routes-to-station . На e-mail и телефон придет подтверждение оплаты. При посадке нужно предъявить кондуктору паспорт и распечатанный билет (или показать сообщение подтверждения покупки билета, пришедшее на Ваш телефон).

Вологодская область

Что посмотреть:

· Ферапонтов-Белозерский монастырь был основанный преподобным Ферапонтом в 1398 г.

· Музей фресок Дионисия -известного древнерусского иконописца, продолжателя традиций А. Рублева.. В 1502 году художник с сыновьями создал их за 34 дня в виде иконостаса и стенописи Рождественского собора. Время создания фресок точно установлено, благодаря сохранившейся среди них надписи. Фрески включены в перечень объектов Всемирного наследия Юнеско. Экспозиция открыта для посещения в июле и августе, когда погодные условия не угрожают сохранности стенописи.

· красивый вид на озеро, необычные крыши зданий и ограды монастыря, составленные из дерева и железа, бережно укрытые деревянным настилом остатки кирпичной кладки, отличные музеи.

Как доехать, где переночевать:

Для туриста, не располагающего личным автотранспортом, путь из Вологды до Ферапонтова (120 км) может превратиться в настоящее приключение. Автобусы сюда из областного центра (автовокзал находится рядом с железнодорожным) отправляются два-три раза в день, при этом нужно подумать еще и о том, как уехать обратно (или где переночевать). Но можно попробовать устроиться «в частном секторе». Местные жители охотно пускают приезжих переночевать за весьма небольшую плату. Есть, впрочем, в селе и скромная гостиница. На автомобиле из Вологды надо следовать но трассе Р-5 до поворота на Ферапонтова. Он обозначен очень четко, так что пропустить его невозможно. Монастырь виден уже с дороги.

гостевые дома http://vgosti.net/%D0%B3%D0%B4%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B2-%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3/

Наверное со стороны это выглядит странно - 24-дневное грандиозное путешествие на юг не описано, а я пишу о поездке на выходные в Вологодскую область. Скромная такая поездочка. На самом деле эти "скромные" пять дней на Севере будто щитом загородили великолепный южный вояж. Эмоционально именно они владеютмной сейчас. Думаю, что такова сила Русского Севера. Простая, могучая , проникновенная. Поэтому продолжу рассказ именно об этом путешествии.

Поездка на машине по маршруту "Вологда - Ферапонтово - "Ежезеро" - Вытегра - Вологда " длилась 5 дней/4 ночи. Мы жили в трёх местах: хостел "Авантаж" в Вологде, гостевая деревня "Ежезеро" в Ежезере, отель "История" в Вологде. Общий километраж: 1 675 километров. Средняя скорость: 57 км./час. Расход топлива: 5,5 л.
Маршрут очень логичный и интересный. Только учитывайте, чтоесли вы поедете по нашему маршруту впервые и захотите посмотреть в Вологодской области больше, пяти дней будет недостаточно. С Вологдой и монастырями мы подробно знакомились в . В этот раз цели поездки были иные - "Ежезеро".

Реклама — поддержка клуба

Поэтому, планируя своё путешествие, не промахнитесь с количеством дней. На Вологду надо выделять хотя бы 2 полных дня, лучше 3, на монастыри в Ферапонтово, Кириллове и Горицах - еще минимум сутки (лучше двое). Количество дней на Ежозере определяются индивидуально. Там и 2 дня будут сказкой, и 5 много не покажется. Рекомендую заехать и в Вытегру. Остановиться в Wardenclyffe, погулять по городу, сходить в музеи. А может быть даже и расширить маршрут. Ведь под боком будет Карелия... А маршруты, сами знаете, дело творческое и порой непредсказуемое.:)

Наш маршрут по дням:

  • 1 день: Дорога в Вологду. Размещение в хостеле . Вечерняя прогулка по Вологде.
  • 2 день: Дорога в "Ежезеро". По пути - посещение Ферапонтово. Заселение в гостевую деревню "Ежезеро".
  • 3 день: Отдых в деревне.
  • 4 день: Отдых. Выезд в Вытегру. Знакомство с отелем "Ворденклиф". Дорога в Вологду. Заселение в гостиницу "История".
  • 5 день: Шопинг в Вологде. Дорога домой.

Об отелях:

Главной целью этой поездки являлась гостевая деревня "Ежезеро". Остановки в Вологде были транзитными, по необходимости. Ехать одним махом - слишком напряженно, и не только для тех, кто путешествует семьёй с детьми.
Хостел "Авантаж" - хороший хостел. Выбрали его из-за режима острой экономии и ориентируясь на очень положительные отзывы. Это второй наш опыт проживания в хостелах и, видимо, последний. Не наш это формат, не стоит себя обманывать. Но вообще место достойное. Кто хочет сэкономить, но жить в симпатичном месте - отличный вариант. Особенно для тех, путешествует большой семьей, например, 2 взрослых + 2 детей, 2 взрослых + большой ребёнок. Для них отели, действительно, обходятся недёшево. Отзыв о хостеле читайте .



Чудесный музей... В чём-то даже волшебный...


Неужели это остатки древних земляных валов вокруг Вологодского кремля?


На этот вид не могла наглядеться - Кремлёвская площадь на закате


Выходим "из тени" Софийского собора. Вид ещё нагляднее. Вологда - очень живой, тёплый город!


Лечу!!!

и зайти в кофейню "Все свои". Как хорошо заходить в знакомые, проверенные места и убеждаться, что там всё так же хорошо.


"Все свои" находятся на первом этаже старинного здания.


Интерьер хипстерский и одновременно уютный.


Можно сесть за стол, а можно расположиться на уютном диванчике...


В кофейню "Все свои" приходят попить вкусный кофе и поесть десерты ручной работы. И, конечно, пообщаться.

На этой сладкой ноте первый день поездки в Вологодскую область закончился.

День 2

С утра позавтракали на общей кухне "Авантажа" пирогом с черникой из провинившегося "Штолле". Пирог был хорош.


Трасса А119


Выезжаем из Вологды. На противоположной стороне - стелла "Вологда"


Ремонт А119

По пути Костя предложил заехать в Ферапонтово. Все знаменитые вологодские монастыри - Кирилло-Белозерский, Горицкий и Ферапонтовский - находятся как раз здесь, на пути из Вологды в сторону Карелии. Я рассказывала, что в прошлом году мы успели съездить в Кириллов и Горицы, а в Ферапонтово приехали в конце дня и "поцеловали" двери (успели только по территории погулять). Ехали в такую даль, а уникальный монастырь, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не увидели. Как не увидели и знаменитые фрески Дионисия. Сильно горюя над этим фактом, могла ли я знать, что судьба будет благосклонна к нам, и, спустя ровно год, дороги приведут нас в Ферапонтово.... И мы увидим фрески и даже более того - будем иметь возможность сфотографировать их. За прошедший год правила в музее изменились, и фотосъемка теперь разрешена!
В общем, Костя предложил заехать, я согласилась. От трассы до монастыря рукой подать - пара километров.
Подъехали к стоянке около продуктового магазина. Здесь все туристы и путешественники оставляют машины и пешочком идут к монастырю. Только местные пересекают мостик и проезжают к своим домам.

Магазин в Ферапонтово

Припарковались. Зашли в магазин. Купили местных пряников, вологодскую молочку (кефир, простоквашу), мороженое, семечки. Перекусили. Сходили в магазин ещё раз, закупились по кругу. Всё такое вкусное, свежее...

После этого пошли в монастырь.



Заходим в монастырь. Вернее музей. Сейчас ансамбль Ферапонтова монастыря является музеем.


Ансамбль монастыря (слева направо): церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, колокольня, собор Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Мартиниана


Рождественский собор (1490)


Благовещенская церковь (1530-1531)

Идём покупать билеты в кассу. За двоих взрослых и фотосъемку заплатили 700 руб. Входные билеты в собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия стоят 250 руб./взрослый. Съёмка - 200 руб.

Сначала нам показали небольшой фильм об истории монастыря. Затем мы прошли в собор.

Уникальные росписи находятся в отличной сохранности. Ходишь, смотришь, пытаешься всё это великолепие вместить в себя, запомнить... Честное слово, радостно, что теперь здесь можно фотографировать. Имею возможность показать небольшой кусочек фресок Дионисия вам.







Ферапонтов монастырь стоит в живописном месте - на холме на берегу Бородаевского озера. Места чудесные. Поэтому... рассчитывайте свою поездку по времени. Если хочется более расслабленного путешествия в удовольствие и возможности посмотреть больше (а мы в Ферапонтово увидели лишь часть из-за ограниченности по времени), закладывайте больше дней на маршрут.

В посёлке Белоусово свернули с А119 налево по указателю "Ундозеро". Далее путь лежал по грунтовке.

Мы не знали, чего ждать от этой дороги, поэтому ехали очень медленно и долго. 35 километров преодолели за 2 часа, минута в минуту. По итогам дорога оказалась значительно лучше, чем мы ожидали.

Вдоль всего пути стоят вот такие указатели. Заблудиться было невозможно.

Сразу же после поворота с трассы мы позвонили управляющему. Поэтому, когда мы прибыли на место, нас уже ждали. Гостеприимно встретили, проводили к домику, все рассказали-показали.

Увидев всю эту красоту, ахнули. Правда! Воздух упоительный, виды потрясающие... "Ежезеро" - лучшее место на Земле!


Так как мы приехали уже поздно, после закрытия кафе "Гульбище", нас покормили в здании администрации. В "Ежезере" продумана любая ситуация, в том числе поздний заезд, за что большое спасибо.

В Администрации очень уютно, есть столики, телевизор. Много старинных вещей, как в музее. Сразу настраиваешься на отдых в деревенском, народном стиле.






Второй день путешествия по Вологодчине закончился для нас романтично - треском поленьев в печке-камине, запахом дерева и трав, ощущением того, что мы находимся в сказке...

День 3

Об этом дне вы уже всё знаете, если читали мой . Поэтому в подробности окунаться не буду. Лишь несколько фотографий нашего отдыха, демонстрирующих, что мы здесь видели, делали, как проводили время.
Безусловно, много гуляли, наслаждались тишиной, природой, летом, чистейшим воздухом...











Катались на лодке.



Высадились на одном из ежозерских островов.



Ловили рыбу.

Сходили в баню.



Настоящей русской баней, берёзовыми вениками, ощущением лёгкости и полёта третий день поездки и закончился. С лёгким паром!

День 4

Следующий день начался с ранней, по нашим меркам, побудки и с рыбалки.

Loading...Loading...