Яко с нами бог что означает. Сердца наши исполняются прощением, миром и любовью друг к другу

Архимандрит Алексий (Поликапов)

Радуемся празднику Рождества Христова и прославляем явившегося во плоти Господа!

Бог стал одним из нас. Его Величие, Его Непостижимость, Его благолепная небесная Слава – где они? Он пришел, и мы увидели Его беспомощным, обездоленным, «уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и земное величие».

Господь, Который явился утешить нас, понес Свой крест вместе со Своей Благословенной Матерью и обручником Иосифом с первого дня земного существования. Но, как говорит митрополит Антоний Сурожский, «только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в воплощении Христовом... В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли – и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей день – увы! – в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но и человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди, из своего сердца и из своей судьбы их исключили».

Если по милости Божией мы за всю свою жизнь не испытали похожих чувств, то в тот или иной момент в каком-то уголке сердца появляется ощущение, что мы никому не нужны, что никто о нас не думает и не заботится. Хорошо, если мы ошибаемся, но бывает, что найти человека, который поучаствует в твоей судьбе, в твоих, пусть малых, скорбях и заботах, действительно, непросто.

Господь начал исполнять заповедь «любите друг друга» со дня Своего Рождества. И в этот великий день, когда мы, благодаря Бога, говорим: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», – мы призваны увидеть союз Бога и человека. Господь пришел на землю, чтобы мы, как говорит Священное Писание, по благодати могли стать богами, сподобиться вечной жизни, потому что «с нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Эта мысль должна вдохновлять нас, должна жить и чудотворить в нас. Мы призваны стать другими, поскольку с нами Бог. Он дает нам силу измениться и изменить окружающую действительность: преодолеть холодность, черствость, равнодушие, прежде всего, в себе самих. И сегодня мы приносим в дар новорожденному Младенцу пусть не дела, но хотя бы намерения. Явление в мир воплотившегося Бога дает нам силы для новой жизни, для жизни со Христом, для жизни, когда вся тварь поклоняется, изменяется и благовествует эту велию радость: «На земли мир, в человецех благоволение».

До 19 января 2018 года в Даниловом ставропигиальном монастыре будут пребывать частицы мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С верою и любовью мы поклоняемся святым и просим их о помощи не только как носительниц этих имен, но и как святых, которые воплотили в жизнь все эти добродетели.

В нашей обители также находятся частички мощей святителей Николая, Мир Ликийских чудотворца, и Спиридона Тримифунтского. В ушедшем году мощи святителя Николая были доставлены из Даниловой обители в Ханты-Мансийскую епархию, благодаря чему множество людей смогло приобщиться благодатного дара предстательства и заступничества святителя Николая.

В дни торжеств, посвященных 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (декабрь 2017 года), Патриархи Православных Церквей, посещая резиденцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, побывали и в Даниловом монастыре. Мы сподобились видеть величие, благолепие и единство Вселенской Православной Церкви. Предстоятели Церквей свидетельствовали о том, что Церковь едина и что благодать неизменно пребывает в ней. Они говорили о сложностях, вместе молились о мире, и в это время мы видели, что мы не только представители русского, сербского, греческого или других народов и стран, но вместе мы единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. И именно это, несмотря на все сложности современного мира, дает нам веру в то, что мы не одиноки, что с нами Бог и что братья и сестры во Христе молятся вместе с нами и за нас.

Освященный Архиерейский Собор 2017 года принял «Положение о монастырях и монашествующих». Это документ, который должен изменить жизнь монастырей к лучшему. Завершение работы над ним можно считать важной вехой роста монашества. Это своего рода правила и законы, к исполнению которых мы должны стремиться, возвещая Богу свою немощь и в то же время испрашивая у Него помощи и сил для того, чтобы неуклонно идти вперед.

2018 год начнется с XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Направление этого форума «Древние монашеские традиции в условиях современности» будет включать в себя секцию «Светильники веры», где Данилов монастырь в лице своего наместника представит доклад о почившем в минувшем году архимандрите Кирилле (Павлове). Мы помним отца Кирилла и любим его. Для нас он всегда будет служить примером того, как исполнять Евангелие в жизни. Имя Кирилл в переводе на русский язык означает «солнце». Батюшка останется в нашей памяти подобным солнцу, которое всегда будет светить для нас, к благодати которого каждый из нас может и должен приобщаться.

В ночь с 6 на 7 января 2018 г., в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, братия Валаамской обители во главе с Преосвященнейшим Панкратием, епископом Троицким, игуменом монастыря, совершили череду рождественских богослужений: Великое повечерие, Утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

08.01.2018 Трудами братии монастыря 7 470

"С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог." (Ис. 8:9)

В ночь с 6 на 7 января 2018 г., в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, братия Валаамской обители во главе с Преосвященнейшим Панкратием, епископом Троицким, игуменом монастыря, совершили череду рождественских богослужений: Великое повечерие, Утреню и Божественную литургию святителя Василия Великого. Святитель Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки".

По учению Церкви то, что «ради нас родился Младенец юный, предвечный Бог» является причиной радости для тех, кто любит Бога. Тем, что Бог восхотел родиться в образе человека, Он дал избавление от тления и смерти, «уврачевал раны Евы», «простил грехи», «дал бессмертие», «исполнил пророчества», «привлек падшего первозданного Адама», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету» , как сказано в рождественской службе.

Как мы уже сообщали, на период ремонтных работ в алтаре храма в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, – зимнего храма обители, основные службы проводятся в Успенской церкви Центральной усадьбы. Поскольку эта церковь небольшая, а богомольцев много даже в зимний, не паломнический период, для ее расширения к храму присоединили часть братской трапезной, но этот храм не вмещает всех желающих, Для того, что бы все богомольцы смогли побывать на монастырских службах, было решено провести два богослужения Рождественского чина, одно в Успенском храме, и другое в храме Свято-Владимирского скита.

С особой торжественностью на этих службах звучат слова из книги пророк Исаии: «С нами Бог, разумейте языки покаряйтеся, яко с нами Бог».Частое повторение в этой песни: с нами Бог! свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила.
Это песнопение из Великого Повечерия являет собой стихи из пророчества Исаии о пришествии Мессии с припевом «Яко с нами Бог» . Пророк Исаия говорит о приходе Мессии, имя Которого будет Эммануил. «Эммануил» в переводе с еврейского означает «С нами Бог» . Т.е. в этом имени пророк открывает Божественную природу Мессии - в Нем будет Бог обитать с нами. Вот приведенный стих в русском переводе: «Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис. 8, 9-10). Значение этого стиха - торжествующая песнь пророка, который радуется приходу Мессии-Бога и говорит о бессилии язычников перед Мессией и Его народом.

С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог!

С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Услышите до последних земли: яко с нами Бог.

Могущия, покаряйтеся: яко с нами Бог.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.

И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.

Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.

И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.

И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог.

Се аз и дети, яже ми даде Бог: яко с нами Бог.

Людие ходящии во тме видеша свет велий: яко с нами Бог.

Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.

Егоже начальство бысть на раме Его: яко с нами Бог. И мира Его несть предела: яко с нами Бог.И нарицается имя Его велика совета Ангел: яко с нами Бог.Чуден Советник: яко с нами Бог.Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.Отец будущего века: яко с нами Бог.С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

"Рождество явило нам свет и стало путеводной звездой, для огромного количества людей через Рождество Спасителя Сам Бог вошел в нашу жизнь и стал одним из нас, и мы имеем возможность из глубины наших скорбей, из глубины мрака и неведения взывать к Нему как к нашему Отцу, говоря: «Отче, помоги!». В ответ на эту молитву Бог приклоняет к нам Свою милость, и поэтому мы не одни.

Вот эту великую весть о том, что мы не одни, Церковь возвещает всему миру, свидетельствуя, что «с нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог".

Трудами братии Валаамского монастыря + оператор и монтаж волонтер сайта Максим Лорченко и Анастасий Николаев

В последнее время произошло сразу несколько событий, внешне между собою не связанных (и даже имевших место в разных уголках планеты), но тесно сопрягающихся на мистическом уровне, имеющих общую доминанту. В каждом из этих случаев мы видим, как Господь разрушает козни людей, которые под личиной "ревности о чистоте Православия" сеют рознь и создают нестроения в Церкви. Эти события - наглядное свидетельство милости Божией к нам, православным. Верующий человек знает, что случайностей не бывает, а значит - это стечение обстоятельств свидетельствует о том, что Бог с нами, с православными, а не с так называемыми "ревнителями".

Первое событие произошло в городке Ири, в Пенсильвании, где с заявлением об отказе участвовать в создании "истинной зарубежной церкви" во главе с епископом Агафангелом (Пашковским) выступил епископ Ирийский Даниил (Александров) .

Напомню, что сразу после подписания 17 мая с.г. Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей епископ Таврический и Одесский (РПЦЗ) Агафангел (Пашковский) - единственный из архиереев РПЦЗ - отказался признать Акт. Он также отказался исполнить распоряжение Архиерейского Синода РПЦЗ о переводе его на Буэнос-Айресскую кафедру, хотя ранее дал устное согласие на такой перевод. В связи с этим 20 мая на совещании архиереев РПЦЗ под председательством митрополита Лавра было принято решение ввиду таких действий Таврического Преосвященного привести в действие ранее изданный указ от 19 апреля с.г. о запрещении его в служении впредь до раскаяния.

Вслед за заявлением епископа Агафангела на сайте активного сторонника раскола публициста Михаила Назарова и ставших его единомышленниками "ревнителей суздальского раскола" с сайта Портал-Кредо.Ру начали публиковаться списки священнослужителей РПЦЗ отказывающихся признать Акт и переходящих под окормление епископа Агафангела. Однако списки эти не впечатляли: несколько священнослужителей из Таврической епархии, США и Южной Америки, по одному-два с некоторых других континентов. Словом, - жалкое зрелище.

Но вот в конце мая назаровский сайт и Портал.Кредо, буквально захлебываясь от восторга, опубликовали заявление епископа Ирийского Даниила, викария митрополита Лавра, окормляющего единоверческие приходы РПЦЗ. В этом заявлении владыка Даниил якобы заявлял, что "на правах старейшего по хиротонии епископа, сформировал Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ в составе оставшихся в Зарубежной Церкви епископов - меня, епископа Даниила Ирийского и Агафангела, епископа Таврического и Одесского". При этом в связи с плохим состоянием здоровья свои права "в восстановлении канонического порядка в РПЦЗ", руководству ВВЦУ, созыву и проведению на правах Председателя Пятого Всезарубежного Собора епископ Даниил, согласно заявлению, добровольно передал епископу Агафангелу, которому вменял держать его "в курсе дел и консультироваться, но преимущественно прислушиваться к голосу Церкви - к голосу клириков и мирян". Епископ Даниил сообщал в этом заявлении о намерении принять личное участие в хиротониях новых епископов для Зарубежной Церкви и предлагал привлечь для этого архиереев-старостильников из Греции, Румынии и Болгарии, а со старостильными синодами призывал "немедленно восстановить полное Eвхаристическое общение, а в будущем проводить с ними совместные заседания". И в завершение, в заявлении было предложено создать условия для пополнения епископата из суздальского и мансонвильского расколов, а также и из Московского Патриархата.

После публикации этого заявления раскольники, видимо, радостно потирали руки. Действительно, это был очевидный успех, - ведь им удалось перетянуть на свою сторону авторитетного архиерея Зарубежной Церкви. Дело в том, что епископ Даниил, хотя и родился в Одессе в 1930 году, всю сознательную жизнь провел заграницей, и является весьма значительной фигурой в Русском Зарубежьи. Тогда как епископ Агафангел - советский человек, получивший образование в советском вузе, а потому не удивительно, что он не имеет такого авторитета в среде русской эмиграции. Кроме того, в 90-е годы прошлого века и в начале века нынешнего он был вовлечен в целый ряд скандальных историй, что еще сильнее подорвало доверие к нему. Разумеется, епископ Даниил или епископ Агафангел во главе раскольнической группировки - это, как говорится, две большие разницы. В первом случае раскол грозил стать весьма внушительной силой.
Да и само заявление составлено технологически грамотно, в нем сделана заявка на создание серьезной раскольнической структуры, вбирающей в себя практически все осколки от Русского Православия. Словом, хитроумный план.

Однако недолго радовались церковные и околоцерковные радикалы. Уже 7 июня стало известно, что заявление епископа Даниила - это провокация раскольников . Как сообщил журналистам сам владыка Даниил, у него хитростью была получена подпись под неким текстом, который ему даже не дали толком прочитать. 15 июня на сайте РПЦЗ появился текст подлинного заявления архиерея , в котором он описал механизм провокации "ревнителей", когда явившиеся к нему неназванные два священника и диакон упросили его подписать некое заявление. Владыка с горечью замечает: "Я привык доверять духовенству и не ожидал быть обманутым так просто". А в конце заявления он однозначно заявляет: "Я не намерен вести разсуждений с теми, кто хочет новых разделений и кто хочет меня в них вовлечь".

После заявления епископа Даниила на провокации с учреждением "истинной зарубежной церкви", думаю, можно смело ставить крест.

Второе событие произошло на далекой окраине России - во Владивостоке, где архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) заявил о своей непричастности к обращениям епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана) и своем несогласии с действиями владыки Диомида.

Напомню, что епископ Диомид в течение последних нескольких месяцев выступил уже с двумя публичными заявлениями, которые активно обсуждались и обсуждаются в нашей Церкви, в том числе на "Русской линии " и на заседании Санкт-Петербургского патриотического форума, где с докладом выступил Сергей Григорьев (подробнее о заявлениях Чукотского архиерея и дискуссии вокруг них можно прочитать на специальной страничке Русской линии). Первое заявление владыки Диомида было активно поддержано информационными ресурсами так называемых "ревнителей" (к сайту М.Назарова добавилась в данном случае "Русь Православная" К.Душенова), а также, как и в предыдущем случае, органом суздальского раскола Порталом.Кредо, который возглавляет завзятый либерал А.Солдатов. Такая странная компания почитателей епископа Диомида порождала подозрения, что имя Чукотского архиерея было использовано околоцерковными публицистами с целью сорвать подписание Акта о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, об этом в частности прямо заявил протоиерей Всеволод Чаплин . Да и сам владыка Диомид поначалу как-то неуверенно подтверждал свое авторство, заявляя, что текст попал в СМИ без его благословения, что он предназначался для предисловия к книге и т.п.

Однако второе обращение, теперь уже адресованное Святейшему Патриарху и принятое Чукотским епархиальным собранием рассеяло всякие сомнения как в авторстве (или соавторстве) епископа Диомида, так и в необдуманности его действий. Судя по всему, владыка Диомид разделяет "учение современного радикализма" и сознательно решил стать "знаменем борьбы за чистоту православия".

Между тем, фигура владыки Диомида не вполне приемлема для возглавления "движения сопротивления" Священноначалию РПЦ. Он - сравнительно молодой архиерей (хиротонисан только в 2000 году, причем, архимандритом стал только тремя неделями раньше хиротонии), он не имеет должного авторитета в среде консервативной части клира и мирян, поскольку не принимал активного участия в знаковых акциях консерваторов (противостояние экуменизму, когда он был реальной силой, подготовка прославления Св. Царской Семьи и др.). Поэтому неудивительно, что сразу были предприняты попытки сделать знаменем движения не его, а такого авторитетного архиерея как архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Да и азы политтехнологии требовали, чтобы во главе движения было несколько архиереев, на худой конец два-три, иначе не удастся выдать его за общецерковное явление.

И вот начинается кампания по притягиванию владыки Вениамина к движению. Поначалу сторонники епископа Диомида и он сам осторожно заявляли о поддержке их заявлений и действий Владивостокским архиереем, намекали, что архиепископ Вениамин с ними, но не решается об этом сказать прямо. Но вскоре в интервью рупору суздальских раскольников "Порталу.Кредо" епископ Диомид уже прямо заявляет: "Мне передали, что Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) поддержал наше Обращение, но только официально этого пока не высказал". Это "пока не высказал", надо понимать так, что скоро собирается высказать.

После такого заявления владыку Вениамина вынудили публично прояснить ситуацию. И он высказался, определенно и даже, что для него несвойственно, жестко. 10 июня по благословению архиепископа Вениамина пресс-служба Владивостокской епархии выступила с заявлением , в котором опровергла слухи о причастности владыки к "Отрытому письму клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии". "Обращает на себя внимание требовательный характер и категоричный стиль изложения этого письма, - говорится в заявлении. - У читателей заявления создается впечатление, что архиепископ Вениамин каким-то образом причастен к этому письму. Пресс-служба опровергает эти слухи: никакого отношения к данному документу архиепископ Владивостокский и Приморский не имеет". Сам архиепископ Вениамин ясно и недвусмысленно заявил: "Я считаю, что все эти вопросы надо рассматривать спокойно и в духе церковности, а не в виде светских "митингов", в виде открытых писем".

Эта емкая и точная характеристика способа решения церковных проблем, который предлагают последователи владыки Диомида, - "светские митинги и открытые письма" - наверняка, отрезвит и вразумит тех сторонников епископа Диомида, которые действуют, руководствуясь чистыми помыслами. Порукой тому высочайший авторитет архиепископа Вениамина среди консервативной части православных верующих.

Не могу не упомянуть и "Открытого обращения редакции Русской линии к епископу Диомиду". Сначала мы не хотели собирать подписи под ним, намереваясь отправить его адресату именно от коллектива редакции. Однако, посоветовавшись со священнослужителями нашей Церкви, к рекомендациям которых мы прислушиваемся (при этом, мы учли их замечания и по тексту письма), мы предложили его подписать и нашим читателям. И не ошиблись. Нас поддержали многие. Причем, мы не гнались за количеством подписей. Более того, мы публиковали далеко не все подписи. Нам важно было не число подписей, а их качество. Мы тешим себя надеждой, что владыка Диомид, прочитав все-таки наше краткое письмо, задумается над тем фактом, что есть миряне, которые не согласны с его позицией, с его аргументацией. И таких людей в Церкви немало. Причем, они - отнюдь не маргиналы, напротив, люди - активные и деятельные, состоятельные в профессиональном и интеллектуальном отношении.

И наконец, еще одно событие из этого ряда. Оно - меньшего калибра, но, тем не менее, встраивается в ряд событий. Явно проваливается попытка околоцерковных радикалов создать "истинный" Союз Русского Народа, который по их замыслу должен был стать дубинкой в борьбе против Церкви .

В конце мая с.г. на собрании в Иркутске (и накануне этого собрания) инициаторы создания союза Михаил Назаров и Александр Турик торжественно объявили, что их затею поддерживают едва ли не все видные деятели Союза за исключением "провокаторов Сенина, Кузнецова, Штина и примкнувшего к ним Ивашова". Однако вскоре стало известно, что от турико-назаровского проекта публично отмежевался авторитетный в патриотических кругах лидер нижегородского отдела Союза Владимир Калентьев, которого Назаров и Турик активно заманивали в свои ряды.

Дальше - больше. Против создания турико-назаровского СРН выступили член клыковского оргкомитета Дмитрий Меркулов и руководитель Екатеринбургского отдела Юрий Савельев, уже намеченные Назаровым и Туриком в члены Главного совета своей организации. Не слышно, чтобы поддержали затею "истинных бело-монархистов" и другие сколько-нибудь известные в патриотических кругах люди. А значит, сколько щеки не надувай, провал иркутского совещания очевиден. С Назаровым и Туриком остались лишь несколько малоизвестных деятелей. А это значит, что СРН не будет представлять в ближайшей перспективе угрозы для Церкви (подробнее о ситуации вокруг Союза Русского Народа см.

Loading...Loading...