Заговоры и приметы на 9 января.

Девятый день января, как правило, на Руси отмечен морозами, снегами, разгулом матушки-зимы. Святки к этому дню уже полностью охватили своим магическим воздействием людей и природу, к тому же период запретов рождественского поста уже прошёл. Поэтому день 9 января в сознании славян наполнен магнетизмом, предсказанием и тайной. Имеются у этого дня свои именинники, установившиеся приметы, обычаи, обряды.

Почитание мученика за Христову веру

Православная церковь в этот день чтит память мученика, оставившего след в православии как истинный приверженец православия Христа единого. Святой Стефан в истории христианства отмечен архидьяконом, с крепкой верой и истинным радением за чистоту и святость религии.

Приметы на погоду

Этот день в некоторых регионах считался «лошадиным днём». Обращали, в первую очередь на поведение коней для того, чтоб понять погоду ближайших дней.

  • Согласно установившимся приметам, если лошадь в этот день громко фыркает или лежит на земле, то погода обещает быть тёплой и мягкой.
  • Конь, который трясет головой и ведёт себя беспокойно, предсказывает приближение снежной бури.
  • Если у коня в этот день копыта потные, то весну следовало ожидать раннюю.
  • Визит зайца из леса к человеческому жилью в этот день сулил приближение затяжных холодов.
  • На похолодание указывали и гуси, постоянно поджимающие лапы в этот день.
  • Птицы, которые забирались на деревьях повыше, указывали на приближение морозов.
  • Отсутствие маленьких пернатых в этот день говорило о приближении снегопадов.
  • Близкое потепление можно было определить по туману, который стелился над полями или по поведению ворон, гнездящихся на снегу.
  • Существовали и приметы на будущий урожай. Если день выпадал солнечным и ясным, то летом стоило готовить закрома под щедрый урожай хлеба.
  • Сильный снегопад, в свою очередь, указывал на обильный урожай ягод и грибов.

Народные приметы и обычаи дня

Девятый день января в народе считался днём важных святочных гаданий, особенно для девушек. Молодые и незамужние представительницы прекрасного пола ворожили в этот день на будущее замужество. Использовали для такого гадания семечки, их брали в руку и рассыпали по столу. После этого пересчитывали, если на столе оказывалось парное количество семечек, то девушке предстояло в этом году найти себе пару, в противном случае, ей предстояло куковать в девках ещё один год.

Проводили специальные обряды на здоровье и покладистый характер лошадей. Для этого поили лошадей водой из ведра, в которое бросали серебряную монетку, считалось, что такой обряд поможет сделать лошадь смирной и покладистой, а также сохранит её от болезней.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Человек, стоящий на цыпочках, не может долго стоять. Человек, сам себя выставляющий, не может светить. Кто доволен самим собою, тот не может прославиться. Кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься. Перед судом разума такие люди подобны отбросам пищи и вызывают отвращение всех. Поэтому тот, кто имеет разум, не полагается на себя.

Лао-Цзы

Народное название: Степанов день, Степановы труды, Степан, Стефанов день.

Традиции на 9 января

Этот день отмечался как лошадиный праздник. Коней поили «через серебро» - на дно ведра с водой бросали серебряную монету. Считалось, что от этого животные добреют, не боятся лихого глаза и входят в милость у домового. Потом монету, которая лежала в ведре, так чтобы этого никто не видел, надо было положить в конюшне под яслями.

В этот день по всем углам двора ставили осиновые колья - чтобы ведьмы не могли подойти. В народе говорили: «Степан колья тешет».

В этот день нанимали пастухов. Говорили: «В пастухи наймешься - вся деревня у тебя в долгу», «На святого Степана каждый себе пан». Начинались молодежные вечеринки, ходили ряженые по дворам - колядовать: ря-диться, устраивать игры, будить спящих, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить, петь песни. В этот день пекли специальные булочки - колядки, калитки (так их называют в Карелии) или преснушки (это имя им дали в центральной России). Это очень древнее блюдо вполне можно попробовать и сегодня.

Приметы на 9 января

Пришел Стефан - на нем красный жупан (морозный день).

Иней на деревьях в первые три дня рождественских праздников - к обильному урожаю хлеба.

Ясный день, сильные морозы - к хорошему урожаю.

Звездной ночью мороз снежной коркой скрипит - ветки голых берез серебрит.

Именины 9 января празднуют:

Тихон. Степан, Федор.

Имя дня — Тихон. Тайна имени Тихон

Тихоны - большие оптимисты и жизнелюбы, им вообще незнакомо плохое настроение. Они любят рыбалку - но не сам процесс, а то, что он может принести. К тридцати годам у Тихона открывается талант изобретателя, но воплотить свои изобретения в жизнь ему удается с трудом.

Семейная жизнь у Тихона складывается удачно. Дом его всегда открыт для гостей, сам же он наносить визиты не любит - тяжел на подъем. Некоторые Тихоны собирают лечебные травы и лечат ими различные недуги.

Тихоны, родившиеся в январе, - гордые люди, не привыкшие никому навязывать своего общества.

РЕЦЕПТ ДНЯ

Колядки

Ингредиенты

Для теста: ржаная или пшеничная мука - 2 стакана или 500 г, вода - 1 стакан, соль - ½ ч. ложки.

Для начинки из ягод: ягоды (земляника, черника, малина и т. д., можно мороженые) - 250 г, сахар - 2 ст. ложки, крахмал -1ч. ложка.

Для начинки из моркови: морковь - 300 г, сахар -1ч. ложка, растительное масло -1ч. ложка, соль, лимонный сок.

Для начинки из грибов: свежие или мороженые грибы - 1 кг, растительное масло - 1-2 ст. ложки, репчатый лук - 1 шт., соль, зелень.

Для начинки из каши: пшено - 1 стакан, вода - 2 стакана, соль, щепотка сахара, растительное масло.

Приготовление

Замесить муку, воду и соль до получения легкого, податливого теста, оставить его примерно на полчаса, прикрыв салфеткой, чтобы не заветрилось. Тесто раскаты-вают в жгут, нарезают на равные кусочки, закатывают шарики, из них с помощью скалки раскатывают круглые или овальные лепешки, кладут на них начинку, защи-пывают края, придавая, по желанию, разную форму - круглую, овальную, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольную.

Пекут при температуре 180-200 градусов. Начинка из ягод. Ягоды посыпают сахаром и крахмалом и начиняют пирожки. Если ягоды мороженые, их надо прогреть в кастрюле с сахаром, слить сок, дать остыть и посыпать крахмалом.

Начинка из моркови. Морковь натереть на средней терке, припустить с добавлени-ем 1-2 ст. ложек воды, приправить по вкусу солью, сахаром, соком лимона, рас-тительным маслом.

Начинка из свежих грибов. Грибы отварить до полной готовности, нарезать или нарубить сечкой, обжарить в растительном масле. Отдельно обжарить мелко нарезанный репчатый лук, соединить с грибами, приправить солью, мелко нарезанной зеленью укропа. Можно добавить и черный молотый перец.

Начинка из каши. Пшено промыть, положить в глиняный горшок, приправить мас-лом и солью, залить горячей водой, закрыть крышкой, поставить в духовку и сварить рассыпчатую кашу. Вместо пшена можно использовать пшеничку, перловку или гречку.

Герой» этого дня — первомученик Стефан. Он происходил из евреев, живших вне Святой земли. Эти евреи назывались эллинистами, поскольку в них чувствовалось сильное влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и вообще всех бедных, нуждающихся, немощных, принявших христианство. Апостолы предложили христианам выбрать семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих людей в диаконы, апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся крепкой верой и даром слова молодой Стефан, названный архидиаконом, то есть первым диаконом. Стефан проповедовал в Иерусалиме, подтверждая истинность своих слов знамениями и чудесами. Вызвав гнев ревнителей закона Моисея — фарисеев, Стефан был схвачен, осужден синедрионом (высшим судилищем у евреев) и приговорен к побитию камнями. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Рождества Христова.

Нельзя обойти вниманием пророка Давида, к которому часто обращаются в самом начале января. День памяти пророка не имеет постоянной даты, он приходится на ближайшее за Рождеством Христовым воскресенье. Любопытно, что он изредка фигурирует в молитвах повитух: «Помяни, Господи, царя Давида и бабушку Соломониду». Видимо, объясняется это не только тем, что день памяти библейского пророка находится в непосредственной близости, а иногда и совпа-дает с народным праздником повитух и рожениц (например, в 2006 г.). Дело, пожалуй, в другом. Пророк Давид — музыкант и в глазах русских крестьян — укротитель гнева. Царю Давиду приписывалась способность укрощать болезни наружные и внутренние, о чем свидетельствует, например, нижегородский заго-вор-молитва: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Его же поло-жение, женско распоряжение. Исцели, Господи, рабу Твою (имярек)!» [Нижегород. заг., 16].

«Наш простолюдин, — писал И. П. Калинский, — собираясь в дорогу, испрашивает у этого угодника защиты от лютых зверей, от разбойников, в уверенности, что святой псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить этих врагов» [Калинский, 82—83]. Действительно, один из заговоров «на ратное дело» начинается такими словами: «Господи Боже, помяни царя Да-вида — [он] смирил и сократил небо и землю — и наших недругов и еретиков и ненавистников сократи...» [Шумов, 210]. «Помяни ты царя Давыда и всю кротость его. Какой царь Давыд был кроткий, такой и ты был бы кроткий», — заговаривали буйного пьяницу-мужа русские женщины [Там же, 129]. На помощь пророка надеялся и пастух: после обращения к Флору и Лавру и к Егорию Храброму он взывал к трем царям: «Царю Давид, царю Ко(н)ст(ант)ин, царю Соломон! Спасите и сохраните конское и коровье мое стадо, милый, любимый крестьянский живот!» [Рыбников, 3; 224].

Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках истинного музыканта, рассказали высоким языком эпической поэзии наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев — Добрыню и Садко.

Пензенские, воронежские, калужские крестьяне именно в этот день отмечали «Бабьи каши» («Бабин день») или продолжали праздновать их со вчерашнего дня. В храмах проходила служба иконам Божией Матери, именуемым «Помощь в родах» и «Чрево рождения».

Крестьяне строго придерживались запрета в этот день прясть и работать режущими предметами.

В Степанов день поят лошадей через серебро, то есть положив что-нибудь серебряное в воду.

Этот день считался одним из основных годовых сроков для найма батраков.

На святой Степан каждый себе пан,— говорит народная поговорка. А быто-писатели разъясняли: работник в Степанов день «припомнит все обиды от хо-зяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний» [Степанов, 150].

На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели).

Наем пастуха был делом очень важным, происходил он на собрании всего сельского общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уве-рению крестьян, пастух мог договориться с лешим — хозяином леса или с его детьми. Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не под-поясывается и левую ногу закидывает на правую» [Перетц, 5].

Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» — тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров: «И емлю я, раб Божий (имярек), гридесять булатныя замыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насылнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылной и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорибия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и вечере в поздо, отныне и во веки веков. Аминь». «И сколь жарко и ярко горят огни горящия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о друшка по друшке и по мне, рабу Божию (имярек). Где меня, раба Божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поле или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верьтепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу Божию (имярек), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздо, отныне и во веки веков. Аминь...» [Бобров, Финченко, 138, 139].

Текст заговора очень большой, здесь даны лишь два малых его фрагмента, которые намеренно воспроизводятся по народной записи без изменений. Хорошо видно, что писался и переписывался текст полуграмотными людьми, поскольку содержит массу ошибок, описок, да и не все слова, похоже, были понятны владельцам таких «отпусков» (например, «верьтепы» или змея «скорбия», вероятно, искаженное «скорпион», а может быть, это загадочный «жук-скарабей», чьи изображения еще со времен Древнего Египта использовались в качестве амулетов, но русским пастухам он был неизвестен). В любом случае важно то, что заговорная сила приписывалась тексту как таковому, письменному слову, и непонятность отдельных слов и выражений только увеличивала действенность заговора.

В процитированном отрывке северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это ранней вес-ной, когда начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало обычно на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструмент заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых ис-полнялось несколько наигрышей, обозначавших выгон скота, сбор, перекличку пастухов между собой и пр. Однако, помимо чисто утилитарной функции, им приписывалась и магическая. Считалось, что звуки рожка, рога, трубы способны «заигрывать» пасть зверя, содействовать хорошему выпасу и нагулу скота. «Отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства. Подразумеваемая связь пастуха и его инструмента с миром природных духов, демоническими существами, вроде лешего, накладывала целый ряд запретов на поведение самого пастуха, на общение с ним деревенских жителей и на обраще-ние с пастушескими музыкальными инструментами. Скажем, никому не разрешалось трогать их, кроме самого пастуха.

Огромной магической силой обладал, по народному мнению, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготавливали из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов» [Гуляева, 179].

Пастух рад лету, а сир (сирота) привету.

Разживемся — в пастухи наймемся, все село — в долгу.

В пастухи наймешься — вся деревня в долгу.

Ап. от 70-и Никанора. Мчч. 20 000 в Никомидии. Прп. Игнатия Ломского, Ярославского.

В народном календаре этот день ничем не отмечен.

В день 8 января продолжаются гуляния и Святки. Как правило, морозы в данный период достаточно сильные, и говорят о том, что пришла настоящая зима. Именины отмечают носители имени Степан (Стефан).

Верующие чтят память Святого Великомученика Стефана – архидьякона, который принял смерть во имя веры в Иисуса Христа.

В день Степана, 9 января, девушки гадают на скорое замужество. Рассыпают на столе семечки и попарно их пересчитывают. Если выпадает четное число, значит, в этом году, возможно, удастся найти себе пару.

Оставшаяся одна семечка означает, что замуж девушка выйдет нескоро.

Именно 9 января чествовали пастухов. С ними заключали договор о найме, отправлялись к ним в гости с угощениями. Если знали, что пастух обладает колдовским даром, то старались с ним подружиться, чтобы в сезон выпаса он сохранял скот.

  1. Если человек родился в день Степана, то он будет отличным хозяином и семьянином
  2. Если на деревьях виден иней – жди богатого урожая хлебных культур
  3. Мороз и солнце 9 января за окном сулят урожайный год
  4. Считалось, что если в день Степана напоить лошадь водой из ведра, в котором была серебряная монетка, то животное весь год будет смирным и покладистым. Также такой обряд, согласно поверьям, защищал лошадей от болезней
  5. Снегопад в день 9 января обещал богатый урожай ягод и грибов
  6. Если вороны гнездятся на снегу – жди скорого тепла. Если же птицы 9 января собираются стайками на верхушках деревьев, то морозы еще будут длиться достаточно долго.
  7. Если хозяин в этот день огородит свой дом осиновыми кольями, то в течение всего года в него не войдет никакая нечисть
  8. Если на улице 9 января не видно мелких птиц, значит, скоро начнутся снегопады
  9. Ели лошадь фыркает, погода будет мягкой и теплой. А если конь трусет гривой и ведет себя беспокойно, то жди снежной бури. Если лошадь лежит на земле – наступит теплая погода
  10. Если у коня копыта потные 9 января – скоро придет весна
  11. Если гуси лапы поджимают – скоро похолодает
  12. Туман стелется над полями – это примета к потеплению
  13. Если ночью луна красная – утром будет тепло, но выпадет снег
  14. Если заяц прибежал 9 января в деревню, значит, скоро начнутся затяжные холода.
Loading...Loading...