Андреев иуда искариот сюжет. Иуда искариот, андреев леонид николаевич

Л. Н. Андреев

Иуда Искариот

Иисуса Христа постоянно предупреждают, что Иуда из Кариота – “человек очень дурной славы, и его нужно остерегаться”. Он бросил жену в бедности, у него не было детей, так как Бог не хотел потомства от Иуды.

У Иуды “досадно-жидкий и неприятный для слуха” голос, череп, “точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось так же и лицо Иуды”: один его глаз – живой, хитрый, второй – слепой, неподвижный. Ученики Христа относятся к Иуде с брезгливостью, Петр сравнивает его с осьминогом, расположение учеников к Иуде неискренно. Иуда постоянно злословит: по его рассказам, каждый человек совершает в жизни преступление или хотя бы дурной поступок; хорошие люди умело скрывают свои дела и мысли. На вопрос о родителях Иуда отвечает, что отец его был козел или Сатана. Впрочем, Иуда уверяет учеников, что искренне любит Христа. Нечто вроде дружбы завязывается между Иудой и Фомой, в котором Иуда возбуждает сильное любопытство.

Иисус поручает Иуде вести хозяйственные расходы – собирать пожертвования и проч. Перед каждым селением, в которое направляется Иисус с учениками, Иуда поносит жителей, уверяет, что они дурно истолкуют учение после ухода Христа, предвещает беду. Однажды Фома решает проверить предчувствие Иуды, возвращается в селение и убеждается в его правоте. В другой раз жители деревни встречают Христа враждебно, собираются побить учеников камнями. Иуда спасает Иисуса, отвлекая внимание на себя шутовскими выкриками, угрозами, мольбами. Однако Иисус ни разу не хвалит Иуду.

Во время одной остановки ученики состязаются в силе (бросают вниз с горы тяжелые камни). Самым сильным признается Петр, пока не появляется Иуда и не побеждает Петра.

Во время беседы в доме Лазаря Иуда стоит в дверях, пристально глядя на Иисуса. Матфей словами Писания требует, чтобы Иуда отошел в сторону. Иисус поднимается со своего места и идет прямо к Иуде, словно желая что-то сказать ему, – однако проходит мимо в широко открытую дверь.

Иуда крадет несколько динариев, Фома придает дело огласке, ученики упрекают Иуду в воровстве. Иисус же говорит, что Иуда может не стесняться в средствах, если ему нужно, так как нет ни своего, ни чужого. Иуда рассказывает Фоме, что отдал деньги блуднице, которая два дня не ела, так как с ней был Иуда.

По очереди Петр и Иоанн спрашивают у Иуды, кто из них будет первым возле Иисуса в царствии небесном. Каждому из них Иуда льстит, но, когда Петр и Иоанн вместе задают Иуде тот же вопрос, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет он сам.

Иуда отправляется к первосвященнику Анне. Тот встречает его сурово, не хочет брать Иисуса, опасаясь заступничества учеников и верующих. Иуде приходится несколько раз посетить Анну, прежде чем он убеждает его в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о вознаграждении, Иуда долго и мелочно торгуется, но в конце концов соглашается на сумму в 30 серебреников.

В последние дни жизни Иисуса Иуда окружает его трогательной лаской и заботой, предугадывает любые его желания (приносит и передает через женщин весенние цветы, сажает на колени к Иисусу маленьких детей, покупает дорогое вино, наводит разговор на милую сердцу Иисуса Галилею). Иуда предупреждает учеников о необходимости беречь Иисуса и с этой целью достает где-то два меча.

Иисус вступает в Иерусалим. Он предчувствует недоброе, говорит о близком предательстве. Ночью в Гефсиманском саду Иуда просит Иисуса приказать ему остаться, не идти предавать его. Иисус в ответ молчит. Появляются стражники, Иуда предает Иисуса целованием. Ученики теснятся, как “кучка испуганных ягнят”, они даже не пытаются вступиться за учителя и бегут. Через несколько часов Петр трижды отрекается от Иисуса. Иуда следует за Христом по пятам, но до самой казни не видит вблизи ни одного из учеников. Все с презрением, ненавистью и страхом называют Иуду Предателем. Иуда приходит на суд Пилата, встретив там Фому, просит его отбить Иисуса, но испуганный Фома не способен к решительным действиям, он слишком доверяет “праведному суду”. Иуда видит, что единственный человек, который все понял про Иисуса, – Пилат, но он бессилен против толпы, требующей распятия, и публично умывает руки.

Иуда следует за Христом на Голгофу. До последней минуты он надеется, что люди “поймут” и Христос не будет распят.

После распятия Иуда предстает перед синедрионом. Анна и Каиафа пытаются выставить его, дают еще денег. Иуда заявляет, что предал невинного, а стало быть, предал синедрион “позорной смерти, которая не кончится вовеки”. Иуда швыряет деньги горстями в лица судей. В это время ученики Иисуса сидят в грустном молчании и боятся, что придут стражники за ними. К ним приходит Иуда, упрекает их в предательстве, ученики проклинают его. Иуда заявляет: “Кто любит, тот не спрашивает, что делать!.. Жертва – это страдания для одного и позор для всех… Вы на себя взяли весь грех… Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?” Иуда сообщает ученикам, что идет вслед Иисусу, зовет их с собой. Петр собирается последовать за ним, но остальные удерживают его. Растерянный Петр плачет, не зная, куда ему идти.

На горе, высоко над Иерусалимом, Иуда останавливается, обращается с речью к Христу, просит встретить его ласково, не сердиться, говорит, что очень устал. Иуда уверяет, что ради своей любви к Иисусу готов идти в ад. Он вешает веревку над обрывом, чтобы, если она не выдержит, разбиться внизу о камни. На другое утро приходят люди, вынимают Иуду из петли и бросают в глухой овраг.

(No Ratings Yet)

  1. Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа “Иуда Искариот” В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл “Иуду Искариота” “нечто по психологии,...
  2. Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда...
  3. Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя. Одной из главных и...
  4. План 1. Библейская тематика в произведениях искусства. 2. И. Крамской и его картина “Христос в пустыне”. 3. Пейзаж картины. 4. Изображение Иисуса Христа. 5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса....
  5. Человеку свойственно стремиться к духовному, искать в нем поддержку. Вот и Перов, изобразив Христа, в тот момент, когда тот был и слаб, и силен одновременно, хотел не просто познакомить с...
  6. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Фридрих Готлиб Клопшток (Fridrich Gotlib Klopstock) Мессиада (Messiada) Эпическая поэма (1748-1751) В то время как утомленный молитвою Иисус спит тихим сном на горе Елеонской, Вседержитель “среди мириадов миров...
  7. Неоднократно Васнецов прибегал в религиозной тематике в своих работах. Картина “Единородный Сын Слово Божие” представлена и в виде фрески во Владимирском соборе. Данная работа посвящена понятию “свобода”. На центральной ее...
  8. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Леонгард Франк (Leonharde Frank) Ученики Иисуса (Die Junger Jesu) Роман (1949) События романа относятся к 1946 г. и разворачиваются в Вюрцбурге-на-Майне, разрушенном американской авиацией после того, как эсэсовское...
  9. Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  11. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА БИБЛЕЙСКИЕ РАССКАЗЫ Библия – это не просто явление культуры, это ее сердцевина, так как в Библии рассматриваются вопросы жизни и смерти человека, который ищет дорогу к правде и...
  12. Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с...
  13. Известный русский живописец Перов Василий Григорьевич считается основателем критического реализма. И хотя, большинство его картин относятся к бытовому жанру, последние годы своей жизни автор посвятил сюжетам более иного плана. Переживши...
  14. Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские...
  15. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ РЕАЛЬНОЕ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Можно ли человеку, независимо от времени и места его пребывания, величины отбрасываемой им тени, существовать...
  16. РЕЦЕНЗИИ РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРАНИЦАМИ РОМАНА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” – Так кто же ты наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете “Фауст”...
  17. Быть хорошим означает быть эффективным. Что делает школу хорошей? Это школа, где легко и интересно учиться и где ученики показывают хорошие результаты. Это место, в которое вы бы хотели идти...
  18. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” заинтересовал меня необычным сочетанием байки и истории, мифического и лирики, обыденного и фантастического, сочетанием трех, на первый взгляд совсем разных миров – библейского, реального...
  19. Церковь священна, мир – не священен; но мир спасен в надежде, и кровь Христа, живительный принцип Искупления, здесь уже оказывает свое воздействие. Жак Маритен Известно, как долго не хотел Александр...
  20. После прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” я осталась очень увлечена, ведь еще несколько дней ощущались “мурашки по коже”. Сочетание эпохи Иисуса Христа и Советского Союза, для меня...
  21. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  22. Рюкзак – одна из самых нужных и важных вещей для школьника. В нем ученики носят учебники, тетради, ручки и карандаши, а также яблоки и бутерброды, чтобы перекусить на перемене. Мой...
  23. Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы...
  24. Содержание карточки: Большая и маленькая буква английского алфавита Картинка Название картинки на английском языке Перевод картинки с английского на русский в описании Представленные выше Карточки английских букв, помогут вам изучить...
  25. План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей...
  26. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
Иуда Искариот

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица - беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая - мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду - также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят - и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока - близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» - «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречен погибели! «Скажи, а мы - хорошие люди?» - «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» - кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он - просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, - и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что твой отец дьявол?», - бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни - кто больший? - и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, - самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, - молит Христа Петр, - я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» - «А кто поможет Искариоту?» - с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет - это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведен к Христу - и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл - разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой - ум, потраченный молью?»

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя - хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идет к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анны прекрасно осведомлен о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства Римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущен: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена - выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота - четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» - «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один - до конца, до последнего вздоха - с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда - они обнаружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце - оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скорпионы, звери, камни - все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, - обращается Искариот к апостолам, - пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете свое малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…

Иуда Искариот внешность имел отталкивающую. Череп странной формы был покрыт короткими рыжими волосами. Одна сторона лица была застывшая с невидящим глазом. Голос тоже отличался неблагозвучностью. Почти все добропорядочные жители Иудеи считали Иуду плохим человеком. Ученики говорили Христу, что Иуда лгун и кривляка, приносит только неприятности и ссоры. Почти все не сомневались, что Иуда появился около Иисуса для выполнения какого-то злого и коварного плана. Но Христос принял Иуду как и других отверженных.

Постепенно ученики привыкли к наводившему ужас Иуде и даже доверили ему распоряжаться деньгами. На плечи мужчины легли все заботы о покупках и ночлеге. Он выполнял дела с усердием.

Несмотря на то, что лживый мужчина постоянно рассказывал невероятные истории, которые якобы произошли с ним, он завоевал расположение некоторых учеников Иисуса своей старательностью. Только Фома вступал в полемику с вруном, заставляя Иуду признаваться во лжи. Подходя к какому-нибудь жилищу, Иуда Искариот всегда говорил про обитателей его дурно. А после говорил, что все его обманывают.

В одном селении люди и на самом деле приняли пришельцев враждебно, даже грозили побить их. Однако Иуда спас всех. Он бегал перед толпой, что-то кричал, лгал, этим отвлек внимание жителей, и путники сумели уйти. Но Иуда не получил благодарности от Иисуса за этот поступок.

В один из дней после продолжительного перехода путники остановились отдохнуть. Ученики принялись состязаться в силе - бросали камни в ущелье. Иуда оказался сильнее Петра в этой забаве. Но снова Иисус на стал хвалить победителя. Иуда спрашивал у Фомы, почему учитель не любит его, ведь он спас всех от разъяренных людей? На что получил ответ, что Иисус не хвалит его, потому что он все время лжёт. Как любить человека, который время врет и злословит.

Когда ученики уличили Иуду в том, что он крадет их деньги и хотели изгнать его, Иисус велел его не трогать. Как-то раз Иоанн подошел к Иуде и поинтересовался, он или Петр будет с Христом в райском царстве? Иуда сказал, что конечно, Иоанн. А когда Петр подошел к лживому человеку с таким же вопросом, то Иуда утверждал, что, конечно же, Петр будет главным у Иисуса. А когда оба ученика попросили вслух сказать, чье место первое, то Иуда ответил, что его.

Первым шагом Иуды к измене был его визит к первосвященнику. Изменник рассказывал о проповедях и чудесах Иисуса, призывал первосвященника наказать Христа. Но старый человек боялся смуты, которая может наступить, решись он казнить Иисуса. Тогда пришел Иуда второй раз к первосвященнику и пообещал предать учителя за тридцать серебряников.

А когда предатель вернулся к своим друзьям, то стал угадывать и выполнять все малейшие желания Христа, льстить сопровождающим его мужчинам и женщинам. Так же Иуда старался ученикам внушить мысль, что если возникнет необходимость, то надо защищать Иисуса с оружием в руках. Когда же пришли воины арестовывать Христа, ни один из учеников не заступился за учителя. Когда Иисуса вывели на суд, и толпа кричала об умерщвлении, никто из учеников не возразил. Все отказались от учителя, как он и предрекал.

На следующее утро после казни Иуда пришел к первосвященникам и сказал, что они убили невинного. Затем пошел к ученикам Иисуса и спрашивал, почему они не заступились за учителя? Не выдержав мучений Иуда повесился.

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выде-ля-ется не только дурной славой, но и двой-ствен-но-стью облика: лицо его как будто сшито из двух поло-винок. Одна сторона лица — беспре-рывно подвижная, усеянная морщи-нами, с черным острым глазом, другая — мерт-венно гладкая и кажу-щаяся несо-раз-мерно большой от широко откры-того, незря-чего, затя-ну-того бельмом ока.

Когда он появился, никто из апостолов не заметил. Что заста-вило Иисуса прибли-зить его к себе и что влечет к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безоб-разия, кротости и порока — близость воссе-да-ющих рядом за столом Христа и Иуды.

Много раз спра-ши-вали апостолы Иуду о том, что понуж-дает его совер-шать худые поступки, тот с усмешкой ответ-ствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуж-дать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безоб-разен. В наши рыбацкие сети попа-да-ются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим чело-веком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потря-сает апостолов: кто ослав-ли-вает своих роди-телей, обречен поги-бели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, иску-шают бедного Иуду, обижают Иуду!» — крив-ля-ется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обви-няют в краже козленка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после пропо-веди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смири-лась: «Недо-стойны эти пришельцы умереть от руки чест-ного!»

Иисус поки-дает селение в гневе, удаляясь от него боль-шими шагами; ученики шествуют за Ним на почти-тельном рассто-янии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они еще раз его не оценили...

Как-то на привале апостолы взду-мали развлечься: мерясь силою, они подни-мают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда подни-мает самый тяжелый обломок скалы. Лицо его сияет торже-ством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двена-дцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы силь-нейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Иска-риоту?» — с печалью ответ-ствует Иисус.

Иуда, назна-ченный Христом хранить все их сбере-жения, утаи-вает несколько монет — это откры-ва-ется. Ученики в него-до-вании. Иуда приведен к Христу — и Тот вновь всту-па-ется за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упреки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько прими-рение с апосто-лами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть веселым чело-веку, кото-рого сегодня столько цело-вали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближ-нему? Разве не весело быть крюком, на котором один разве-ши-вает для просушки отсы-ревшую добро-де-тель, а другой — ум, потра-ченный молью?»

Прибли-жа-ются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указы-вает на его первен-ство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордо-стью отве-чает: «Конечно, я!» Наутро он идет к перво-свя-щен-нику Анне, пред-лагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осве-домлен о репу-тации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмеша-тель-ства римских властей, с презре-нием пред-ла-гает Иуде за жизнь Учителя трид-цать среб-ре-ников. Иуда возмущен: «Вы не пони-маете, что вам продают! Он добр, он исце-ляет больных, он любим бедня-ками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даете всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола... А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите огра-бить!» — «Тогда ты не полу-чишь ничего». Услышав столь неожи-данный отказ, Иуда преоб-ра-жа-ется: он никому не должен усту-пить права на жизнь Христа, а ведь навер-няка найдется негодяй, готовый Его предать за обол или два...

Лаской окру-жает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апосто-лами: ничто не должно поме-шать замыслу, благо-даря кото-рому имя Иуды навсегда будет в памяти людей назы-ваться вместе с именем Иисуса! В Гефси-ман-ском саду он целует Христа с такой мучи-тельной нежно-стью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колых-нулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идет Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуж-дают, ведут на Голгофу. Сгуща-ется ночь... Что такое ночь? Восходит солнце... Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принес их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до послед-него вздоха — с Иисусом! Осуществ-ля-ются ужас его и мечта. Иска-риот подни-ма-ется с колен у подножия Голгоф-ского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поко-ления притекут в эту минуту сюда — они обна-ружат лишь позорный столб и мертвое тело.

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идет больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идет в синед-рион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгреш-ного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трус-ливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смот-рело на землю с ужасом, вопрошая: „Где же здесь люди?“ Скор-пионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обру-шатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обра-ща-ется Иска-риот к апостолам, — пойдет со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы гово-рите, что на то была Его воля? Вы объяс-няете свое мало-душие тем, что Он велел вам нести по земле Свое слово? Но кто поверит Его слову в ваших трус-ливых и неверных устах?»

Иуда "подни-ма-ется на гору и затя-ги-вает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая заду-манное. По всему свету разле-та-ется весть об Иуде-преда-теле. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продол-жает лететь эта весть...

Данное произведение, конечно, невозможно полностью прочувствовать, прочитав лишь его краткое содержание. «Иуда Искариот» - это художественное изложение одного из самых известных библейских преданий, созданное талантливым писателем Леонидом Андреевым.

Образ Иуды как ключевой в произведении Л.Андреева

Вокруг личности Иуды из Кариота практически постоянно витают дурные слухи, его считают одним из тех людей, от которых лучше всего держаться подальше. Последователи Иисуса Христа постоянно предупреждают Мессию об этом. Иуда покинул свою супругу в бедности, никогда у этого человека не было детей - Бог, говорили, видел его тёмную душу и не желал, чтобы такой человек оставил в мире наследников.

Картину дополняет внешний облик Иуды. Неприятный, «досадно-жидкий» голос; лицо, точно сшитое из двух половинок. Одна - находящаяся в постоянном движении, усеянная множеством морщин, с острым чёрным глазом, и вторая, отличающаяся мертвенной гладкостью и отпугивающая взор широким, открытым, затянутым бельмом оком. Даже внешность этого человека вселяла в окружающих недоверие, ощущение тревоги.

Взаимоотношения Иуды и других учеников Христа

Продолжается повесть, а значит, движется вперёд и наше краткое содержание. «Иуда Искариот» - история, которую невозможно представить себе без описания отношения к главному герою других учеников Христа. В их отношении доминирует некая брезгливость. Пётр приравнивает его к осьминогу, а расположение учеников к Иуде является исключительно напускным. Сам же Иуда постоянно злословит. Он утверждает, что абсолютно каждый человек совершает за свою жизнь преступление или, как минимум, один дурной поступок, а люди, которых называют хорошими, просто умело скрывают свои помыслы и действия. Когда Иуду спрашивают о его родителях, он отвечает, что его отец - козёл или Сатана. Тем не менее, Иуда утверждает, что искренне, всем сердцем любит Христа. Со временем что-то, отдалённо напоминающее дружеские отношения, появляется между ним и Фомой. У последнего личность Иуды вызывает сильнейшее любопытство.

Некоторые важные эпизоды

Всё новые и новые события показывают читателю, насколько различаются между собой характеры действующих лиц. Увидеть это можно, даже прочитав краткое содержание. «Иуда Искариот» приводит нас к тому моменту, когда Иисус доверяет Иуде заправлять хозяйственными делами, собирать пожертвования и т.д. Всякий раз, когда Иисус со своими учениками направляется в очередное селение, Иуда поносит местных жителей и уверяет, что случится беда, что люди после ухода Христа неверно истолкуют все его слова. Как-то раз Фома интереса ради решает проверить правдивость предсказания Иуды. Он возвращается в поселение и убеждается в правоте Искариота. На следующий раз обитатели деревни встретили Христа с враждебностью, даже вознамерились побить учеников камнями. Иуда спас Иисуса, переключив внимание толпы на себя шутовскими криками, мольбами и угрозами. Однако Мессия ни разу не хвалит своего ученика.

Есть ещё несколько моментов, которые стоит включить в краткое содержание. "Иуда Искариот" - произведение, которое становится по-настоящему живым и позволяет полностью окунуться в атмосферу событий. К примеру, очень ярко Андреев изображает соревнование в силе, которое ученики Христа устроили во время одной из остановок. Суть состязания заключалась в том, чтобы бросать тяжёлые камни вниз с горы. Наиболее сильным признают Петра, но тут появляется Иуда и забирает лавры победителя себе.

Пока длится беседа в доме Лазаря, Иуда стоит в дверях и пристально глядит на Иисуса. Матфей произносит слова из Писания и требует, чтобы тот отошёл в сторону. Иисус же встаёт со своего места и направляется прямо к Иуде, будто желая ему что-то сказать, - но уходит мимо в широкую открытую дверь.

Иуда крадёт несколько динариев. Фома рассказывает об этом остальным, и ученики упрекают Искариота в совершённой краже. Иисус же, напротив, говорит, что не существует ни своего, ни чужого, а потому Иуда может не стесняться в средствах, если на то есть нужда. Позже Фоме Иуда рассказывает, что сворованные деньги отдал блуднице, два дня, так как была с ним.

Иуда принимает решение предать своего учителя

Иоанн и Пётр по очереди вопрошают у Иуды, кто из них, по его мнению, будет первым в Царствии Небесном возле Иисуса. По отдельности Искариот льстит обоим, однако, когда ученики задают ему тот же вопрос одновременно, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет не кто иной, как он сам.

Множество других моментов красочно и эмоционально насыщенно смог описать «Иуда Искариот», краткое содержание которого сегодня является темой нашей беседы, постепенно приближается к кульминации. Главный герой направляется к первосвященнику Анне. Анна встречает гостя сурово, отказывается брать Иисуса, опасаясь заступничества верующих и учеников. Искариот вынужден несколько раз посетить первосвященника, чтобы убедить того в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о цене, Иуда долго и мелочно торгуется и в итоге соглашается на сумму в тридцать серебряников.

В течение последних дней жизни Иисуса предатель окружает Христа трогательной лаской и заботой. Он предугадывает любые желания учителя, приносит ему и передаёт через женщин красивые цветы, сажает маленьких детей на колени к Иисусу, покупает дорогое вино, заводит разговор о милой сердцу Христа Галилее. Кроме того, Иуда предупреждает других учеников о необходимости беречь учителя и добывает для этой цели два меча.

Как ведут себя ученики, когда Иисуса схватили стражники

Наконец, Иисус входит в Иерусалим. Он уже предчувствует беду и говорит о предательстве. Ночью в Иуда просит, чтобы Иисус приказал ему остаться, не идти и не предавать его. В ответ учитель молчит. Появляются стражники. Иуда предаёт Христа целованием. Ученики стоят, словно «кучка перепуганных ягнят», они бегут в страхе, даже не пытаясь вступиться за учителя. Пётр спустя несколько часов трижды отрекается от Христа. Иуда же следует по пятам за Иисусом, но до самого момента казни не видит поблизости никого из учеников. С презрением, страхом и ненавистью все называют Искариота предателем. Иуда появляется на суде Пилата и встречает там Фому. Искариот просит отбить Иисуса, однако Фома настолько напуган, что не способен решительно действовать, он чересчур доверяет «праведному суду». Иуда осознаёт, что единственным человеком, который понял Христа, является Пилат, но тот бессилен против настаивающей на распятии толпы и публично умывает руки.

За Иисусом Иуда следует до самой Голгофы. До самого последнего момента он верит в то, что люди одумаются, и учитель не будет распят.

После распятия

После казни Иуда предстал перед синедрионом. Каиафа и Анна дают ему ещё денег и пытаются выставить прочь. Иуда говорит, что предал невиновного, а следовательно, предал весь синедрион «позорной смерти, что не кончится вовеки». Горстями Искариот бросает деньги в лица судьям. Ученики Христа в этот момент пребывают в грустном молчании и опасаются, что стражники придут за ними. Иуда приходит и к ним, упрекает последователей Иисуса в предательстве. Те же, в свою очередь, проклинают его.

Иуда говорит ученикам, что собирается идти вслед за Иисусом и зовёт их присоединиться. Пётр порывается последовать за Искариотом, но остальные удерживают его. Пётр в растерянности плачет, не зная, куда ему всё-таки идти.

Высоко над Иерусалимом, стоя на горе, Иуда останавливается и обращается к Христу с речью, в которой просит учителя не сердиться и отмечает, что чудовищно устал. Искариот говорит, что ради своей любви к Христу готов отправиться даже в ад. Он вешает над обрывом верёвку, чтобы, если она не выдержит, разбиться о камни, что внизу. Утром появляются люди, вытаскивают Иуду из петли и бросают тело в овраг.

Итоги

«Иуда Искариот», содержание которого было представлено в этой статье, - это смелая и нетрадиционная трактовка евангельской истории. Отрицательное отношение Андреева к христианству наложило отпечаток на произведение в целом, однако именно это позволило ему сделать своё творение настолько мощным в психологическом плане. В произведении любовь и вера одиннадцати учеников являются всего лишь платой за право на вход в царство небесное после смерти и за место подле Христа. Апостолы концентрируются на самосозерцании и самосовершенствовании, в то время как сам Иуда представлен неким посредником между Иисусом и человечеством. Предательство же его - эксперимент. Иуда хочет выяснить, может ли кто-то из учеников пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни учителя. Это подтверждается тем, что именно Иуда принёс оружие, предупредил об опасности, грозящей Христу, а после смерти предложил всем ученикам последовать за Иисусом.

Между образами Христа и Иуды в произведении Андреева много общего. Иуда считает, что любой человек, даже такой, как Иисус, одинок в этом мире.

Loading...Loading...