"Блистательный мастер Раймунд Луллий.".

, поэт , клирик

Биография

Данных о ранних годах жизни Раймунда Луллия не так много, но более поздняя его биография, после тридцати лет, известна достаточно хорошо. Главным источником информации о его жизни является текст «Vida coetània », написанный неизвестным автором в монастыре города Вовер в 1311 году. Текст приписывают как самому Луллию, так и неизвестному монаху, или канонику города Аррас , Томасу Ле Мизье .

На этот довольно противоречивый труд во многих своих работах ссылается и сам Луллий. Также ее упоминают многие его ученики и современники, а в самой работе приведен список исторических документов, которые дополняют информацию о его жизненном пути. Среди данных о жизни Раймунда Луллия особенно интересны его собственные пометки о своем душевном состоянии на разных этапах жизни. В целом можно сказать, что его биография изучена достаточно хорошо.

Луллий был выдающейся личностью с насыщенной социальной жизнью, он встречался с королями и понтификами, постоянно путешествовал, читал лекции в университетах, вел беседы с представителями интеллектуальной элиты своего времени, участвовал в католических церковных соборах, выступал за крестовые походы и обращение неверных в католическую веру. В дальнейшем он был заключен в тюрьму, и пережил личностный кризис. И вместе с тем являлся великим философом, писателем и теологом эпохи Средневековья , оставил после себя значительное литературное наследие.

Однако Раймунд Луллий был исторической личностью такой величины, что в его биографии все же встречаются некоторые неточности и противоречия. Так его последователи и ученики стремились преукрасить его достоинства, а противники напротив старались исказить его личность, и некоторые неизвестные авторы даже писали под его именем. Поэтому ему приписывали трактаты по алхимии и каббале, и даже некоторые научные открытия. Но все же нужно заметить, что Луллий разбирался во многих областях знаний и в его работах действительно можно встретить отсылки к разным наукам. Свою жизнь Раймунд Луллий посвятил христианству и обращению неверных в католическую веру и все его работы так или иначе пронизаны этими идеями.

Первые 30 лет жизни

Раймунд Луллий родился в городе Пальма де Майорка сразу после завоевания острова королём Арагона Хайме I и создания королевства Майорка. Точная дата его рождения остаётся загадкой, известен лишь временной промежуток когда он появился на свет: с 1232 по 1233 год. Его родители, Раймонд Амадо Луллий и Изабелла де Эриль, родом из Барселоны, принадлежали к городской аристократии или, другими словами, к небольшой прослойке каталонской знати.

Отец Раймонда согласно своему титулу получил ряд владений от Хайме I, что зафиксировано в Книге Майорки о распределении земель. Этот факт говорит о его выдающемся вкладе, либо военном, либо финансовом, в проведение конкисты. Семья Луллиев обосновалась на Майорке и оказалась на достаточно высоком уровне в социальной иерархии острова, что в итоге помогло Раймонду Ллулию младшему получить пропуск в высший свет.

Согласно официальным источникам, карьера Раймонда при дворе началась с того, что он вошёл в окружение будущего Хайме II Майоркийского, когда тот официально стал наследником престола. Тогда Раймонд возглавил королевскую администрацию. Также нельзя не отметить тот факт, что ранее ему предоставлялась возможность занять какой-либо пост при дворе графа Рикера.

Практически в то же время, в 1257 Раймонд Луллий женился на молодой Бланке Пикани, у пары родилось двое детей: Доменик и Магдалена.

В отличие от следующего этапа своей жизни, когда он стал глубоко религиозным человеком, это время для Раймонда наполнено событиями. Ллулий никогда не говорил сам о себе в своих произведениях, однако там проскальзывают образы распущенного вельможи, поэта-трубадура, описание того что на границе государства пересекаются сразу три культуры: христианская, арабская и еврейская. Все эти детали существенны для понимания дальнейшего жизненного пути человека, примыкавшего к различным королевским и папским дворам, который превратил своё литературное произведение в глубокие размышления.

Образование

Луллий должен был переехать в Париж для получения образования с целью завершить паломничество, однако, когда он находился в Барселоне , его родственники и друзья, в частности Раймунд де Пеньяфорт , отговаривали его и убедили вернуться на Майорку. Там начался его период обучения, продлившийся 9 лет.

В то время он обучался в библиотеках монастыря Санта Мария Ла Реаль и в монастыре Сан Доминго. Изучал латынь , философию , теологию и право , так же естественные науки, в особенности медицину . Последний факт позволяет предположить, что он провел некоторое время в Монпелье . Также изучал арабский: для этого он купил образованного раба, который преподавал ему язык, логику аль-Газали и, вероятно, основы суфизма . Однако отношения с этим 10-летним учителем закончились не лучшим образом, так как Луллий ударил его за порицание Христа . В отместку тот попытался убить Луллия, и ранил его мечом. В итоге раба посадили в темницу, где он покончил жизнь самоубийством.

В конце этого периода обучения он написал на арабском две свои первые работы, которые были вскоре переведены на латынь и каталанский: «Компендиум логики аль-Газали» и великолепная по содержанию и объему «Книга размышлений о Боге» (1272), «широкая аскетично-мистическая энциклопедия» с автобиографическими элементами . Речь идет о шедевре христианской литературы и книге, заложившей основы и в то же время ставшей венцом каталанской литературы. Согласно Де Рикеру, Комасу и Моласу: «Луллий начинает свой авторский путь ярко, масштабно и совершенно зрело, не с метода проб и ошибок, не с робких колебаний, а с книги, богатой знаниями, полученными опытным путем, полной любви к Богу. Ее философские рассуждения на высоком уровне, проза совершенна, она энциклопедична в своей сфере, и читается на одном дыхании» .

Ранние годы

О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме , на острове Майорка ; молодость провёл при арагонском дворе в качестве королевского стольника. Несмотря на ранний брак, он вёл беспорядочную жизнь с множеством любовных приключений. На тридцать втором году жизни, во время сочинения эротической песни, ему было видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.

Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество , ни в священство). Будучи твердо убеждённым не только в религиозной истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих путём убеждения.

Осознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:

  • мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего - истины христианского вероучения;
  • мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки , особенно арабский;
  • мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.

Зрелость

Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов , где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод , называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма , согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием . Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум , следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.

Иллюстрация схемы разумной связи

Ars magna , фигура 1.

Это положение, впоследствии возобновлённое в более глубокой и тонкой форме Гегелем , имеет во всяком случае определённый философский смысл. Нельзя сказать того же о способе применения этого принципа у Луллия - о его знаменитых «кругах» (В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике). Этот логический механизм, изображаемый в сочинениях Луллия соответствующими фигурами, состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделённых поперечными линиями на отделения («камеры»), в которых в известном порядке обозначались общие понятия или основные категории всего существующего; вследствие концентричности кругов, подразделения каждого из них занимали определённое положение относительно тех или других подразделений прочих кругов, а вращая их так или иначе, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций, в которых Луллий видел новые реальные истины .

Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой - логические категории, третий - метафизические и т. д., до права и медицины включительно. На самом деле никакая истина не была ни открыта, ни доказана с помощью такого механизма, который поэтому и считался до сих пор лишь курьёзной игрушкой. Сам Луллий утверждал, что система его кругов была ему прямо открыта свыше, в особом видении , посетившим его на родном острове Майорка.

Так как он был менее всего склонен к обманам и мистификациям , то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно принята и истолкована в буквальном механическом смысле. Впрочем, он не довольствовался кругами и прибегал к другим наглядным способам пояснения своей системы, напр. к родословному древу понятий.

Идеи Луллия

От неудачных панлогических построений Луллия до́лжно отличать содержание его идей. Господствующим мотивом его философской деятельности было убеждение, что истина - одна : истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами.

Тут он сталкивался, во-первых, с аверроистами, начавшими в то время проповедовать прославившийся впоследствии принцип о двух истинах . Дело в том, что Аверроэс , своеобразно толкуя учение Аристотеля , придал ему резко пантеистический характер. Скоро он нашёл последователей и в европейских школах; но так как нельзя было скрыть несовместимости этого воззрения с христианским вероучением, то они прибегли к утверждению, что истинное для веры и по вере может быть неистинным по разуму и что можно, например, держаться в теологии учения об индивидуальном бессмертии человеческой души , а в философии в то же время отрицать это бессмертие и признавать вечность только за универсальным мировым умом, в котором исчезает личный ум человека при его смерти.

Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилию, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.

Гробница Раймунда Луллия В Сант-Франсуа де Ральма

Впоследствии делались попытки его канонизации , но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы , которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании . Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в г.).

Наследие Луллия

Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.

Подлинные его сочинения, написанные на каталанском , арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в начале XIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное - изд. Зальцингера в Майнце, 1721-1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится в Мюнхене .

Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии , где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.

По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский , Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно , возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.


Наст. имя: Raymundus LulliusРодился: ок. 1235 (Пальма де Майорка)
Дата смерти: 1315 (Пальма де Майорка)

Райму́нд Лу́ллий (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль; ок. 1235, Пальма-де-Мальорка - 1315, Пальма-де-Мальорка) - каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.

Биография Ранние годы

О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме, на острове Майорка; молодость провёл при арагонском дворе в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.

Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убеждён не только в религиозной истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.

Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:

Мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего - истины христианского вероучения; мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский; мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден. Зрелость

Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.

Иллюстрация схемы разумной связи Ars magna, фигура 1.

Это положение, впоследствии возобновлённое в более глубокой и тонкой форме Гегелем, имеет во всяком случае определённый философский смысл. Нельзя сказать того же о способе применения этого принципа у Луллия - о его знаменитых «кругах» (В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике). Этот логический механизм, изображаемый в сочинениях Луллия соответствующими фигурами, состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделённых поперечными линиями на отделения («камеры»), в которых в известном порядке обозначались общие понятия или основные категории всего существующего; вследствие концентричности кругов, подразделения каждого из них занимали определённое положение относительно тех или других подразделений прочих кругов, а вращая их так или иначе, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций, в которых Луллий видел новые реальные истины.

Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой - логические категории, третий - метафизические и т. д., до права и медицины включительно. На самом деле никакая истина не была ни открыта, ни доказана с помощью такого механизма, который поэтому и считался до сих пор лишь курьёзной игрушкой. Сам Луллий утверждал, что система его кругов была ему прямо открыта свыше, в особом видении, посетившим его на родном острове Майорка.

Так как он был менее всего склонен к обманам и мистификациям, то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно принята и истолкована в буквальном механическом смысле. Впрочем, он не довольствовался кругами и прибегал к другим наглядным способам пояснения своей системы, напр. к родословному древу понятий.

Идеи Луллия

От неудачных панлогических построений Луллия до́лжно отличать содержание его идей. Господствующим мотивом его философской деятельности было убеждение, что истина - одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами.

Тут он сталкивался, во-первых, с аверроистами, начавшими в то время проповедовать прославившийся впоследствии принцип о двух истинах. Дело в том, что Аверроэс, своеобразно толкуя учение Аристотеля, придал ему резко пантеистический характер. Скоро он нашёл последователей и в европейских школах; но так как нельзя было скрыть несовместимости этого воззрения с христианским вероучением, то они прибегли к утверждению, что истинное для веры и по вере может быть неистинным по разуму и что можно, например, держаться в теологии учения об индивидуальном бессмертии человеческойдуши, а в философии в то же время отрицать это бессмертие и признавать вечность только за универсальным мировым умом, в котором исчезает личный ум человека при его смерти.

Такая двуличность была нестерпима для Луллия, и он видел в аверроистах главных врагов своего дела. Менее резко, но столь же решительно боролся он против того благочестивого взгляда, в котором аверроисты могли находить себе косвенную поддержку - против взгляда, что истины веры вообще недоступны для разума и не должны быть предметом философского доказательства и объяснения. Этот взгляд возник на той же почве полного отделения веры от разума, что и аверроизм; но аверроисты становились всецело на сторону разума, только лицемерно допуская требования веры, тогда как благочестивые иррационалисты искренно дорожили своей тёмной верой и враждебно относились к разуму и всякой философии. Полемика Луллия против этого последнего взгляда представляет многочисленные вариации одной и той же темы.

Какой-нибудь арабский или мавританский мудрец разумными соображениями убеждается в несостоятельности ислама и желает принять христианство, если ему покажут истинность христианских догматов; но какой-нибудь благочестивый монах, к которому он за этим обращается, говорит ему, что божественные догматы суть тайны, совершенно непостижимые для разума, и что в них нужно только верить, не рассуждая. На это арабский мудрец возражает, что в таком случае ему незачем менять религии, так как для слепой веры и мусульманство совершенно пригодно. Против обычного утверждения, что разумное доказательство религиозных истин отнимает нравственную заслугу веры, Луллий возражает, что разумное доказательство несоздаёт веры (как личного субъективного акта или состояния, имеющего нравственную заслугу), а только придаёт ей общие объективные основания, благодаря которым она может быть сообщаема другим.

Статуя Раймунда Луллия в Барселонском университете.

По Луллию, разум и вера суть различные формы одного и того же содержания, и это различие он определяет так: разум показывает возможность и необходимость того, чего действительность даётся верой. Понятие разумности или разумной необходимости связано у Луллия с идеей достоинства или совершенства. Так, догмат Троицыимеет за себя, как «необходимое основание» (ratio necessaria), то соображение, что для Бога более достойно или более соответствует его совершенству вечно заключать в себе самом адекватный предмет познания и любви (в лицах Сына и Духа Св.), нежели нуждаться в таком предмете или искать его вне себя; творение мира объясняется тем, что сообщение бытия другому выражает более совершенную степень могущества, мудрости иблагости, нежели ограничение себя одним собственным бытием; истина воплощения основывается на том, чтоличное соединение с чистой человеческой природой есть самое совершенное и достойное Божества, и т. д.

Луллий был уверен, что в своей системе он имеет действительное и полное средство доказать добросовестным мусульманам все истины христианской религии; но для того, чтобы это «универсальное» средство могло быть применено к делу, необходимо было владеть арабским языком. Сам Луллий научился ему основательно, и некоторые из его сочинения написаны первоначально на этом языке; литература арабская также была ему хорошо известна. Но заботы его об основании коллегий восточных языков и миссионерского ордена остались безуспешны.

Франсиско Рибальта. Рамон Льюль, ок.1620. Барселона

Он тщетно обращался к начальству доминиканцев и францисканцев, к университетам и государям, к папской курии, при различных папах, наконец, к Вьеннскому собору всей западной церкви. Не успевая в своих попытках широкой организации миссионерского дела, Луллий несколько раз брался за единоличное его осуществление, отправляясь проповедовать христианство мусульманам Северной Африки.

Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытуюпроповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.

Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы(принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в 1419 г.).

Наследие Луллия

Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.

Подлинные его сочинения, написанные на каталанском, арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в началеXIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное - изд. Зальцингера в Майнце, 1721-1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится вМюнхене.

Из 313 сочинений, описанных Ренаном, многие (около 100) не принадлежат Луллию. Таковы все алхимические трактаты: Луллий не только не занималсяалхимией, но осуждал её, как ложное и безнравственное искусство; между тем уже ближайшее потомство сделало из Луллия алхимика по преимуществу.

Это можно объяснить невольным недоразумением: название ars magna, ars universalis, которое он давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир.

Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии, где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.

По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанскийи в особенности Джордано Бруно, возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.

Место в истории философии Жузеп Мария Субиракс. Памятник Раймонду Луллию. Монтсеррат

В истории философии Луллий занимает видное место:

Во-первых, как самый последовательный из средневековых «реалистов», доведший эту точку зрения до панлогизма(то есть отождествления порядка действительности с порядком логическим) пятью веками раньше Гегеля, и во-вторых, по его идее о взаимоотношении между разумом и верой (философией и теологией) как внутренне восполняющими, а не ограничивающими друг друга формами истины, в сущности равноправными (хотя Луллий и употреблял иногда мимоходом обычное средневековое выражение о философии как служанке богословия).

Главный недостаток Луллия заключался в слабой способности к философскому изложению идей, вследствие чего он так держался механических схем.

Впрочем, есть мнение, что механический способ изложения философских мыслей не хуже традиционного и забыт незаслуженно. Изучение первоисточников показывает, что лучше говорить не о механическом способе изложения, а об использовании всех «трёх кодировок: текст-картинка-схема», что мобилизует все возможности изложения, в то время, как философы Нового времени от картинок и схем практически отказались.

Особо следует отметить внутреннюю связь схем Луллия с появившимися в XX веке психологическими теориями «Уровней интеллекта», из которых наиболее близки к схемам Луллия «Уровни бытия» К. У. Грейвза. О родстве с идеями Луллия заявляют также теоретики ТРИЗ.

Раймунд с 1263 года посвятил себя религиозной жизни, уехал паломником в Компостелу и Рокамадур, стал изучать арабский язык, философию и теологию. Он преподавал в Монпелье, жил в Риме и при различных европейских дворах, а также в Тунисе, Алжире, на Кипре и, возможно, в Иерусалиме, присутствовал на Церковном соборе в Вене (1311-1312), и еще писал в Тунисе в 1315 году. Находившийся под влиянием францисканцев и Рамона из Пеньяфора , а также мусульманской мистики, оппонент рационализма Аверроэса , но убежденный в единстве всех областей знаний, ученик святого Августина и аль-Газали , стремящийся обратить в другую веру всех неверных, философ Раймунд Луллий оставил гигантское и очень оригинальное наследие (более двухсот девяноста трудов), написанное частично на латыни, частично на каталанском языке.

Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 238.

Луллий Раймунд (ок. 1235 - ок. 1315) - средневековый философ-мистик , богослов и миссионер. Учился и преподавал в Париже. Ортодоксальный представитель реализма средневекового, доходящего у Луллия до панлогизма. Луллий боролся с аверроизмом по вопросу о двойственной истине, доказывая возможность полного слияния философии с теологией. В этом споре он разрешал научные задачи при помощи так называемой «машины истины». Ее действие заключалось в механическом вращении концентрических кругов относительно друг друга. На каждом из кругов было написано по 9 общих понятий (например, «небо», «бог», «человек», «добродетель», «истина» и т. д.), обнимающих, по мнению Луллия, всю область знания. При вращении кругов получались различные комбинации этих понятий, которые Луллий рассматривал в качестве новых истин. Таким способом он надеялся доказать все истины христианства. 

В попытке Луллия создать логическую машину имеется рациональная идея формализации логических операций, оказавшая впоследствии влияние на Лейбница и в известной мере на развитие математической логики вообще.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 232-233.

Луллий (Lull, Lullius) Раймонд (1235, Майорка – 1315, Тунис) – испанский богослов и миссионер, философ, логик, алхимик, писатель, один из родоначальников европейской арабистики. Учился в Париже, в тридцать лет оставил светскую жизнь, поэзию и куртуазные произведения и обратился к теологическим, философским, логическим трудам. Написал на каталанском, латыни и арабском языках около трехсот произведений. Испытал влияние арабских ученых (ал-Араби, ал-Газали), вместе с тем резко выступал против аверроизма и учения о двойственной истине. В главном труде «Великое искусство» (Ars magna, 1308, опубликован в 1480) предложил своего рода «логическую машину», позволяющую механически моделировать логические операции мышления – специальный алфавит (понятия обозначались буквами), сочетания фигур, систему семи концентрических кругов, вращение которых давало новые комбинации терминов, исчерпывая все субстанции и акциденции, абсолютные предикаты мира. Эта попытка формализации логических операций пользовалась успехом до сер. 18 в. Лейбниц в диссертации о комбинаторике (1666) подверг ее критике как «слабую тень настоящего искусства комбинаторики». Благодаря конкретным рецептам поиска философского камня и получения золота и серебра «Ars magna» и другие труды Луллия в этой области стали настольными для алхимиков. Литературные труды – «Книги о Любящем и Возлюбленном», «Книги о рыцарском ордене» и «Книги о животных» переведены на русский язык (1997).

Л.А. Микешина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 458-459.

Луллий (латиниаиров. Lullius, исп. Lulio, каталан. Lull или Llull) Раймунд [около 1235, Мальорка,- около 1315, Тунис (?)], философ, богослов, каталанский писатель. Тридцати лет оставил жизнь блистательного придворного поэта, вступил в орден францисканцев и стал миссионером. Проповедовал в Северной Африке, где, согласно легенде, претерпел мученическую смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий явился одним из родоначальников европейской арабистики. От Луллия осталось около 300 сочинений, написанных главным образом по-каталански и по-арабски, но сохранившихся часто лишь в латинских переводах.

Мировоззрение Луллия сложилось под влиянием францисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Луллий считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Луллия - символ бога, в каждой вещи отражены божественные «совершенства», рассмотрение которых открывает познанию принципы действия бога в мире. В целях исчерпывающей полноты такого познания Луллий разрабатывал методы моделирования логических операций, используя символические обозначения предельных понятий (основное сочинение «Великое искусство» - «Ars magna», опубл. 1480). Это привело его к разработке первой логической машины и сделало одним из предшественников комбинаторных методов в логике.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, v. l-8, Mainz, 1721-42 (переизд.- Opera, v. 1-10, Fr./M., 1965); Obres originales, Palma, 1955.

Литература: Battlorl M., Introduccion bibliografica a los estudids Lulianos, Palma, 1945; Estudios Lulianos, Palma, 1957; R z у t-t k а В., Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull, Mödling bei Wien, ; Platzeck E. W., Raimund Lull. Sein Leben, seine Werke...,Bd 1-2, Düsseldorf, 1962-64.

Далее читайте:

Пиренейские государства , после завоевания Пиренейского полуострова мусульманами и до образования единого Испанского государства этим термином обозначается королевства Астурия, Леон, Леон и Кастилия, Испания.

Исторические лица Испании (указатель имен).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Карты:

Пиренейские государства в XI - XIII вв.

Сочинения:

Tractatus, ed. J.Manget, t. 1–2. Genevae, 1702 (Bibliotheca chemica curiosa);

Obres essentials, vol. 1–2. Barcelona, t. 1–2, 1957–60 (Biblioteca perenne...): в рус. пер.: Книга о Любящем и Возлюбленном. СПб., 1997.

Литература:

Мейер Э. История химии с древнейших времен до настоящих дней. СПб., 1899;

Rzyttka В. Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull. Modling bei Wien, 1960.

Биография

Ранние годы

Статья является частью цикла о
Схоластике

Схоластики
Ранняя схоластика :
Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард из Бата | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанский | Иоанн Солсберийский | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Пётр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турский | Гийом из Шампо | Давид Динанский | Пётр Ломбардский
Средняя схоластика :
Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейбергский | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунский | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гэльсский | Эгидий Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий Падуанский
Поздняя схоластика :
Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Николай Орезмский | Пётр д’Альи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий Ингенский | Лерэ, Франсуа

О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме , на острове Майорка ; молодость провёл при Арагонском дворе в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.

Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар , где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество , ни в священство). Будучи твердо убеждён не в религиозной только истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.

Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:

  • мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего - истины христианского вероучения;
  • мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;
  • мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.

Зрелость

Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов , где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод , называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием . Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум , следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.

Иллюстрация схемы разумной связи

Ars magna , фигура 1.

Это положение, впоследствии возобновлённое в более глубокой и тонкой форме Гегелем , имеет во всяком случае определённый философский смысл. Нельзя сказать того же о способе применения этого принципа у Луллия - о его знаменитых «кругах» (В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике). Этот логический механизм, изображаемый в сочинениях Луллия соответствующими фигурами, состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделённых поперечными линиями на отделения («камеры»), в которых в известном порядке обозначались общие понятия или основные категории всего существующего; вследствие концентричности кругов, подразделения каждого из них занимали определённое положение относительно тех или других подразделений прочих кругов, а вращая их так или иначе, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций, в которых Луллий видел новые реальные истины .

Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой - логические категории, третий - метафизические и т. д., до права и медицины включительно. На самом деле никакая истина не была ни открыта, ни доказана с помощью такого механизма, который поэтому и считался до сих пор лишь курьёзной игрушкой. Сам Луллий утверждал, что система его кругов была ему прямо открыта свыше, в особом видении , посетившим его на родном острове Майорка.

Так как он был менее всего склонен к обманам и мистификациям , то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно принята и истолкована в буквальном механическом смысле. Впрочем, он не довольствовался кругами и прибегал к другим наглядным способам пояснения своей системы, напр. к родословному древу понятий.

Идеи Луллия

От неудачных панлогических построений Луллия должно отличать содержание его идей. Господствующим мотивом его философской деятельности было убеждение, что истина - одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами.

Тут он сталкивался, во-первых, с аверроистами, начавшими в то время проповедовать прославившийся впоследствии принцип о двух истинах. Дело в том, что Аверроэс , своеобразно толкуя учение Аристотеля , придал ему резко пантеистический характер. Скоро он нашёл последователей и в европейских школах; но так как нельзя было скрыть несовместимости этого воззрения с христианским вероучением, то они прибегли к утверждению, что истинное для веры и по вере может быть неистинным по разуму и что можно, например, держаться в теологии учения об индивидуальном бессмертии человеческой души , а в философии в то же время отрицать это бессмертие и признавать вечность только за универсальным мировым умом, в котором исчезает личный ум человека при его смерти.

Такая двуличность была нестерпима для Луллия, и он видел в аверроистах главных врагов своего дела. Менее резко, но столь же решительно боролся он против того благочестивого взгляда, в котором аверроисты могли находить себе косвенную поддержку - против взгляда, что истины веры вообще недоступны для разума и не должны быть предметом философского доказательства и объяснения. Этот взгляд возник на той же почве полного отделения веры от разума, как и аверроизм ; но аверроисты становились всецело на сторону разума, только лицемерно допуская требования веры, тогда как благочестивые иррационалисты искренно дорожили своей тёмной верой и враждебно относились к разуму и всякой философии. Полемика Луллия против этого последнего взгляда представляет многочисленные вариации одной и той же темы.

Какой-нибудь арабский или мавританский мудрец разумными соображениями убеждается в несостоятельности ислама и желает принять христианство , если ему покажут истинность христианских догматов; но какой-нибудь благочестивый монах , к которому он за этим обращается, говорит ему, что божественные догматы суть тайны, совершенно непостижимые для разума, и что в них нужно только верить, не рассуждая. На это арабский мудрец возражает, что в таком случае ему незачем менять религии , так как для слепой веры и мусульманство совершенно пригодно. Против обычного утверждения, что разумное доказательство религиозных истин отнимает нравственную заслугу веры, Луллий возражает, что разумное доказательство не создаёт веры (как личного субъективного акта или состояния, имеющего нравственную заслугу), а только придаёт ей общие объективные основания, благодаря которым она может быть сообщаема другим.

Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.

Впоследствии делались попытки его канонизации , но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы , которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании . Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в г.).

Наследие Луллия

Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.

Подлинные его сочинения, написанные на каталанском , арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в начале XIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное - изд. Зальцингера в Майнце, 1721-1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится в Мюнхене .

Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии , где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.

По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский , Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно , возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.

Позднее Лейбниц находил у Луллия кое-что хорошее.

Место в истории философии

В истории философии Луллий занимает видное место:

  • во-первых, как самый последовательный из средневековых «реалистов», доведший эту точку зрения до панлогизма (то есть отождествления порядка действительности с порядком логическим), пятью веками раньше Гегеля,
  • и во-вторых, по его идее о взаимоотношении между разумом и верой (философией и теологией) как внутренне восполняющими, а не ограничивающими друг друга формами истины, в сущности равноправными (хотя Луллий и употреблял иногда мимоходом обычное средневековое выражение о философии как служанке богословия).

Главный недостаток Луллия заключался в слабой способности к философскому изложению идей, вследствие чего он так держался механических схем.

Впрочем, есть мнение, что механический способ изложения философских мыслей не хуже традиционного и забыт незаслуженно. Изучение первоисточников показывает, что лучше говорить не о механическом способе изложения, а об использовании всех «трёх кодировок: текст-картинка-схема» , что мобилизует все возможности мозга, в то время, как философы нового времени от картинок и схем практически отказались, то есть ограничились использованием лишь трети своих возможностей

Особо следует отметить внутреннюю связь схем Луллия с появившимися в XX веке психологическими теориями «Уровней интеллекта», из которых наиболее близки к схемам Луллия «Уровни бытия» К. У. Грейвза . Другим современным явлением научной и инженерной мысли, заявляющей о своём родстве

  • Helfferich. R. L. u. die Anfänge der catalonischen Litteratur, 1858.
  • E. Renan. R. Lulle // «Histoire littéraire de la France, par les membres de l’Institut», т. XXIX. - Париж, 1885.
  • Doctor Illuminatus: A Ramon Llull Reader. Еd. A. Bonner. Princeton: Princeton UP, 1993.
  • Кульматов В. А. К истории распространения идей Луллия в России // Россия и гносис. М.: «Рудомино», 2000. - С.53-62.
  • Кульматов В. А. От «Ars magna» Р. Лулия к «Великой науке» Белобоцкого // Verbum.Вып.5. Образы культуры и стили мышления: иберийский опыт.-СПб.: Издательство Санкт-Петербургско философского общества, 2001. С.217-240.
  • Кульматов В. А. Способ задания определений и характер аргументации в «Искусстве» Раймунда Луллия //Историко-логические исследования: Межвузовский сборник. СПБ., 2003. C.111-133.
  • Б. В. Бирюков, В. Н. Тростников. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М., Знание, 1977, 2004.
  • Багно В. Е. Русское люллианство как феномен культуры // Багно В. Е. Россия и Испания: общая граница. СПб., 2006, 21-31.
  • Кульматов, В. А. Луллианские произведения А. X. Белобоцкого // Труды Отдела древнерусской литературы, 59, 2008, 352-362.
  • Жильсон, Этьен . От Александра Гэльского до Раймунда Луллия. - В кн.: Жильсон, Этьен. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М.: «Республика», 2004. - 678 с. - ISBN 5-250-01825-4 . - с. 330-355.
  • ""Человеческие умы более подвержены мнениям, чем науке, и поскольку каждая
    наука имеет свои особые принципы, отличающиеся от таковых из других наук,
    человеческий интеллект требует и ищет общее знание и общие принципы".

    Раймунд Луллий.

    Я окунаюсь в историю в поисках людей, построивших свои системы для решения задач. Это трудные путешествия. Прошлое скрыто от нас за пластами утерянного знания, переставших быть доминирующими ценностей, просто за невежеством потомков, не желающих знать о свершениях прошлых поколений. Мы часто выбрасываем величественные интеллектуальные конструкции наших прадедов потому, что считаем их не самостоятельными достижениями, а всего лишь лесами, подпирающими наши собственные постройки. Даже в поисках предшественников мы ищем только то, что сделали сами, а не найдя, принимаемся восхвалять себя - первое действительно разумное поколение на этой планете. И не замечаем, как становимся беднее.

    Люди издавна использовали значительное количество систем поддержки интеллекта при решении проблем. Мы создаем фонд изобретений, пытаемся накопить в приемах опыт изменения техники, а ведь бережное отношение к методическому опыту тем более должно стать основополагающим принципом. При всех наших нововведениях, представляющихся авторам чем - то революционным, мы всего лишь малая часть мировой традиции в такой совершенно естественной для человека деятельности, как придумывание нового. В этой области одни и те же техники открывались разными людьми многократно. И каждую замечательную разработку подстерегают две беды. Сначала обязательно находятся приверженцы нового учения, которым кажется, что наступает Золотое время, свободное от всех недостатков прошлого. И без сожаления в корзину попадает все, что было накоплено до этого. А на следующем повороте истории под откос летит уже само только что бывшее фундаментальным учение. В очередной раз это случилось в средние века, когда образованная Европа сначала была очарована, а потом забыла труды Раймунда Луллия.

    "Один, в тени прекрасного дерева в саду я всматривался в Бога и устройство окружающего мира. Я был грустен, потому что наш Бог так мало известен и любим людьми; поскольку немного тех, кто любят его и знают, и должным образом чтят, и воздают ему хвалы за добро, которое они получают от него. И много тех, кто позорят Его, поскольку они любят малые и дешевые вещи больше чем Его, и работа тяжелее для них, и они находятся на дороге к проклятию, приближаются к адскому пламени…

    Так, думая эти печальные мысли и будучи под впечатлением от дерева, под которым я находился, и решил я написать эту книгу, которую пошлю своим Сынам так, чтобы в ней они могли бы иметь Память и Науку. И так, чтобы с помощью Памяти и Науки они могли бы знать Бога, и чтобы они могли любить Бога через эту Память и Науку, и служить Ему с этой Книгой, с которой они шли бы в разные страны нести знание Бога".

    В этом поэтичном тексте, которым начинается книга "Желаемое дерево философии", весь Раймунд Луллий с его великим стремлением дать людям великое знание о мире. Немного я встречал среди проповедующих свои методы авторов, такую четкую и неотступно - последовательную реализацию их систем, как у Луллия. Он абсолютно органичен, все время движется в собственноручно заданных рамках. Описание каждого из его "искусств" построено по четкому плану, предваряется рассказом о том, как оно организовано, снабжено "алфавитом" - перечнем основных терминов и их разъяснением, правилами оперирования, разобранными примерами. В завершении даются советы преподавателю и требования к учащимся. В каждой работе видна общая цель - стремление построить систему единообразного описания мира.

    Свыше сорока лет им создаются все новые версии основного труда, уже в очень почтенном возрасте, Мастер торопится отдать людям все, что накопил и чувствует. Одиночество интеллекта, не успевающего передать миру все, что задумано... Он озабочен, ибо не хватает времени и сил, и иногда это прорывается в текст. "я так хочу, чтобы хватило времени и сил на этот труд: но я чрезвычайно занят другими вещами, которые я пока не могу завершить, и мало кто может помочь мне".

    Луллий призывает всех жить в тени описанного им дерева, культивировать его и питаться его плодами. За это награда - вечная жизнь.

    Надо сказать, что сам он немало поспособствовал тому, чтобы выражение "вечная жизнь" стало не просто рядовым преувеличением, простительным для увлеченного своим делом автора, но элементом легенды. Луллий стал причиной возникновения целого ряда легенд. Одна из них - о том, что он открыл элексир вечной жизни, мог бы жить вечно, но искал смерти, желая испытать силу эликсира. Действительно, Раймунд Луллий погиб во время очередного путешествия в Тунис, забросанный камнями религиозными фанатиками.

    В это время ему было больше восьмидесяти лет.

    Но часто описания и останавливаются на легендах. Наибольшее распространение получила одна, в которой Луллий - блестящий придворный рыцарь, влюбленный в прекрасную даму, видит, как ее обезобразила тяжелая болезнь и уходит в монастырь, обращается к Богу и науке. Ничего не поясняя, не вскрывая истинные механизмы и причины явления, такие истории создают видимость, иллюзию понимания. Человек скрывается за внешним фактом, замещается им как знаком. Поспособствовали вытеснению системы Луллия из памяти и многочисленные восторженные почитатели, большинство из которых не могло применять систему адекватно замыслу ее творца.

    Так, двигаясь сквозь века, система Луллия растворялась, оставляя на поверхности только шелуху внешних проявлений и анекдотов. Многие знают, что пародию на Луллия вывел Джонатан Свифт, описав машину открытий острова Лапута, но немногие понимают, чем именно в искусстве Луллия были очарованы Спиноза и Лейбниц.

    Однако за свою жизнь сам Луллий многое сделал и многое увидел. Начав трудиться над своими "Искусствами" в тридцать семь лет, он создал несколько все более полных версий, прикладываемых к таким разнородным областям знания как память, астрономия, физическая картина мира... Среди них можно выделить уже упомянутое ранее "Желанное дерево философии" - труд, в котором он предложил систему знаний о мире через описание неких условных деревьев, питаемых элементами изначальных стихий. Ветви этих деревьев - это науки и сущности окружающего мира. Он изображает в своих работах деревья, иногда целый небольшой лес, в котором каждое из деревьев имеет корни, питается от неких первоэлементов, а также дает плоды - результаты.

    Диаграмма из "Древа наук" Луллия, изданного в 1515 году

    Можно видеть, что в качестве элементов, питающих дерево, приведены 18 характеристик, на которых базируется алфавит Системы.

    Одной из важных заслуг Просветленного Мастера у современников считалось подробное описание видов и сущностей хаоса - первоэлементов, из которых создается весь мир. А когда мы используем понятие "деревьев", проводя системные исследования, стоит помнить, что Раймунд Луллий занимался вопросами полного исчерпания вариантов реализаций поставленной проблемы уже семьсот лет тому назад. Пример авторской реализации такого дерева дан на рис.

    Конкретная реализация системного подхода к исследованию проблемы (из рукописей Луллия)

    Работы его оставили заметный след в интеллектуальной жизни Европы тринадцатого - шестнадцатого веков. Достаточно сказать, что Луллий, не имевший систематического образования, неоднократно приглашался для чтения лекций в центральные Европейские университеты. В четырнадцатом веке в Парижском университете - наиболее передовом и авторитетном учебном заведении Европы, была образована "кафедра Луллизма", целью которой было изучение трудов Мастера и их преподавание. Даже в шестнадцатом веке Джордано Бруно находил радушный прием в ученых сообществах Европы именно как последователь, знаток и интерпретатор "Великого искусства". И опять посетуем на то, что подобно умению хождения под парусами или изготовления булатной стали, секреты и тонкости мастерства постепенно забылись. Остались только восторженные воспоминания современников и ощущение недоумения при поверхностном ознакомлении с беглыми и неточными описаниями.

    Но в чем состояла Задача, для чего были разработаны Искусства?

    Луллий жил в период Великой Реконкисты, то есть борьбы Испании за возврат Пиренейского полуострова, захваченного маврами в восьмом веке. Войска испанских королей занимали земли, на которых уже около пятисот лет проживало население, исповедующее мусульманство. Короли Фернандо III Святой, а после его смерти и Альфонсо X Мудрый одерживали победы и захватывали территории, но борьба за сердца и души местного населения велась церковью. Аналогичные процессы шли и в более глобальных масштабах - эпоха крестовых походов прпивела к соприкосновению множество народов и вер. И рыцарь Раймондо Луллий добровольно взял на себя разработку инструментов для этой напряженной борьбы за души, которую он хотел сделать бескровной. Он поставил перед собой грандиозную задачу - разработать систему обращения в христианство представителей иных религий - прежде всего магометан и иудеев, через знание. Обращения добровольного, путем убеждения в превосходстве иной системы знаний, построенной с использованием принципов, взятых из религии. С людьми, исповедующими иную веру надо было разговаривать, их надо было убеждать, нести им свет не мечом, но истиной!

    Ратуя за это, Луллий активно ходатайствовал перед Римом об обучении духовенства таким языкам как иврит и арабский. Именно через эти ворота впоследствии Европа познакомится с сокровищницей знаний арабского мира и древней Греции. Тем самым Луллий стал как бы начальным звеном в переходе к эпохе Возрождения.

    Луллий сам активно работал на стыке культур и вер. Он активно использовал в своей системе элементы, почерпнутые у арабов (в частности идею множественности смыслов, которые могут генерироваться из одного и того же сочетания согласных, образующих основу слова), лингвистические конструкции древних магов. Выделить, что именно было открытием собственно Луллия, а что просто позаимствовано, перенесено им в свою систему, почерпнуто у иных авторов, из иных традиций, для меня задача непосильная. Предмет требует привлечения специалистов для полного и корректного описания. Я же всего лишь любитель, соприкоснувшийся с феноменом огромной глубины и сложности и желающий донести до читателя сам факт его существования.

    О чем же его Искусство?

    "эта Книга хороша и полезна для многих вещей. А именно, для запоминания, понимания и любви Бога… и для разрушения Ошибок и ложных Мнений относительно этого мира, и для формирования и решения Вопросов, и для Рекомендации, и для создания Достоинств, и для разрушения Недостатков, и для многих других Соображений".

    Для решения своей задачи Луллий предложил начинать с того общего, что есть у людей разных религий - с восхваления Бога, но затем внедрять построенную на этой общности как на фундаменте систему знаний о мире и систему получения таких знаний. Ведь вера в Бога начинается с веры в чудо, а еретики как раз и отказывались верить в чудеса христианства, имея свою систему чудес. Их надо было переубедить, показать, что они уже на полпути к истинной вере. Луллий считал, что основой для такого объединения могут стать многочисленные характеристики Бога, которые есть в каждой из религий. Совокупность этих характеристик образовывала у него основу Системы представления и описания мира.

    Пройдем по пути, который построил "Просвещенный магистр" и рассмотрим его искусство с точки зрения методологии. Сразу скажу, что сделать это и очень сложно и очень легко. Сложно, так как тексты написаны на латинском языке и в лучшем случае переведены на английский. Примеры и разбираемые задачи связаны с тематикой, далекой от инженерной.

    Легко, потому что Луллий удивительно методичен. В его работах нет надобности читать между строк, стараться увидеть методологические приемы в реальных проектах. Луллий методолог и сам выстраивает свою разработку для облегчения ее максимально эффективного понимания.

    Основные работы Луллия построены по общему плану. Все они начинаются с алфавита - то есть введения тех исходных понятий, которые будут использоваться в дальнейшем. Перечислим их и затем рассмотрим, некоторые интересные особенности основной работы - "Великого искусства" или Ars Magna

    Вот перечень этапов "Великого искусства". "Первая часть - об алфавите. Вторая - о фигурах. Третья - об определениях. Четвертая - о правилах. Пятая - о таблице. Шестая - об исчерпании третьей фигуры. Седьмая - об умножении четвертой фигуры. Восьмая - о смешении принципов и правил. Девятая - о девяти субъектах. Десятая - о применении. Одиннадцатая - о вопросах. Двенадцатая - об овладении [Искусством]. Тринадцатая - о способе обучения данному искусству".

    Алфавит Луллия - это всего девять букв, но по сути девять пунктов, каждый из которых скрывает в себе достаточно богатое содержание. Приведу их полностью, так как дальнейшее повествование будет все время к ним возвращаться.

    В Благость различие так ли? Бог справедливость алчность
    С Величие согласие что? ангел благоразумие обжорство
    D Вечность противоречие из чего? небеса стойкость вожделение
    Е Власть начало почему? человек умеренность гордость
    F Мудрость середина сколько? представляющее вера леность
    G Воля конец какое? чувственное надежда зависть
    Н Сила большинство когда? растительное милосердие гнев
    Т Истина равенство где? элементное терпение ложь
    К Слава меньшинство как? и с чем? инструментальное сострадание непостоянство

    (Луллий начинает с этого набора в своих работах с завидным постоянством. Был период, когда алфавит увеличивался до восемнадцати букв. Однако в "Ars Magna" происходит возврат к уже проверенному варианту).

    Итак, что же представляет собой данный список? За каждой буквой, как в картах Таро, скрывается набор совершенно разноуровневых понятий. Здесь представлены: некое достоинство, элемент аналитического инструментария, вопрос, сущность одного из уровней мироздания, позитивное и негативное человеческие качества. Этот алфавит всем пользователям "Искусства" требовалось знать наизусть. Работа с помощью инструментария и по правилам Искусства требовала примерять все элементы, спрятанные внутри алфавита к особенностям конкретной ситуации. Если этого не хватало, то комбинировать, составлять из них сложные логичекие конструкции и оценивать их адекватность в конкретных условиях. Итак, здесь приведены основы основ системы, тот фундамент, на котором затем будет выстраиваться вся дальнейшая конструкция.

    "Вот принципы этого искусства: Благость, Величие, Вечность, Власть, Мудрость, Воля, Сила, Истина, Слава, Различие, Соответствие, Противоречие, Начало, Середина, Конец, Большинство, Равенство и Меньшинство. Мы называем их генеральными, поскольку различные виды совершенства во всех других науках обращаются к одному общему совершенству, и аналогично их величие обращается к одному общему величию и так с остальным, каждый его собственным способом".

    Луллий как бы развивает здесь грека Анаксагора, который считал, что интересоваться и изучать стоит только наилучшее (аристику) и прекрасное (агапику). Совокупность перечисленных первыми девяти характеристик, соединенных вместе в своем предельном, абсолютном значении и раскрытии, и создает у Луллия то, что являет собой Бог.

    В качестве достоинств предлагается перечень из девяти терминов, в совокупности покрывающих ту систему высших ценностей, к которым полагалось стремиться. Вот они:

    Благость, Величие, Вечность, Власть, Мудрость, Воля, Сила, Истина, Слава.

    В "Великом искусстве" эти характеристики объединены в первую из четырех фигур, обозначенную как "А".

    "Первая фигура - А, и она содержит девять принципов, а именно доброту, великость и т.д., и девять букв, а именно В, С, D, E и т.д. Данная фигура - круговая. Круг показывает, как субъект становится предикатом и наоборот, например, когда говорится: "Доброта есть великая; великость есть добрая" и так же об остальных. В этой фигуре, кроме того, мастер ищет естественное соединение субъекта и предиката, а также их взаимное расположение и соответствие, так чтобы найти средний термин и т.о. прийти к умозаключению."

    Первая фигура позволяет задавать отношения между заданными характеристиками, девятью совершенствами.

    Каждая из этих характеристик - это некоторое качество, присущее Богу абсолютно, но распространяющееся также и на иные субстанции, порожденные им. Луллий вводит и перечень таких субстанций. Их также девять. Это девять уровней сверхсистемы по имени Мир. Верхний этаж занимает Бог, затем идут Ангелы и Небеса, еще ниже Человек, потом все остальное Воображающее, Чувствующее, потом Растительное, Элементное, Инструментальное.

    Достижение каждого из "совершенств" может быть целью. Наличие (пусть частичное) в объекте - определяет пользу от него, его значимость.

    Каждая из характеристик может своей малой частью присутствовать в существах и объектах, находящихся на перечисленных этажах мироздания. Например, рассуждая о человеке, следует проанализировать степень включенности в него достоинств и недостатков, зол. Первая фигура дает возможность строить сложные конструкции, так как задает отношения каждой из составляющих относительно остальных.

    Рис. Фигура А

    Но каждая из характеристик, отходя от своего предельного значения, спускаясь в мир, соединяясь с явлениями и сущностями все более простыми, наполняла их конкретным, позволяла судить о них.

    "Каждый принцип, взятый сам по себе, является всеобщим, например, когда говорится "доброта", "великость". Когда же один принцип присоединяется к другому, тогда он становится подчиненным, например, когда говорится "великая доброта" и т.д. А в том случае, когда какой-либо принцип применяется к единичному, тогда он становится совершенно частным, например, когда мы говорим: "Доброта Петра - велика". И таким образом разум имеет лестницу для восхождения и нисхождения; как, например, когда он нисходит от полностью всеобщего принципа к не полностью всеобщему, к не полностью частному, и от принципа не полностью всеобщего, не полностью частного к принципу полностью частному.

    И подобным образом можно обсуждать любую ступень этой лестницу.

    Все, что существует, содержится в принципах этой фигуры. Ибо все есть или доброе, или великое и т.д., как, например, Бог и ангел, которые суть добрые, великие и т.д. Поэтому все, что существует, сводимо к вышеупомянутым принципам."

    Здесь мы можем увидеть образ - "лестницу для восхождения и нисхождения". Луллий построил систему из девяти уровней, двигаясь по которой можно было перейти от самых простых сущностей до наивысших, существующих в мире.

    Лестница Луллия

    Впервые системность как наполнение элементов разного уровня ключевыми, важными характеристиками Луллий предъявил в работе "Свободное восхождение и нисхождение разума". Например:

    "Deus = Благость как Достоинство Бога

    Angelus = благость ангелов

    Coelum = благость Овна и остальных знаков зодиака, также Сатурна и всех семи планет

    Homo = благость в человеке

    Imaginativa = благость в воображении

    Sensitiva = благость животных тварей, подобно благости льва

    Vegetativa = благость в растительных тварях, подобно благости, заключенной в перце

    Elementativa = благость четырех элементов, подобно благости огня

    Instrumentativa - благость в добродетелях, а также в науках и искусствах".

    Как видно уже из приведенного отрывка, присутствует отпределенная техника движения по лестнице, позволяющая соединять характеристики двух пунктов алфавита в некое разумное сочетание. Синтезированные конструкции давали возможность строить собственные рассуждения, отвечать на поставленные вопросы, фомировать для них собственное мнение. Человек, владеющий "Искусством", мог вести диспут, последовательно и методично, ничего не упуская разбирать различные аспекты проблемы. Ценность такого подхода становится понятной, если учесть, что ученым средневековья приходилось работать не имея возможности фиксировать свои мысли, то есть без черновиков и заметок.

    Рис. Мастер с одной из фигур Искусства в руке продвигается по лестнице Луллия

    Итак, Божественное благо присутствует везде, на всех уровнях мироздания. Зная основные характеристики, можно выявлять, описывать сущности, понятия. "Искусство" Луллия - это во первых инструмент аналитики - выявления общности конкретного анализируемого объекта с окружающим миром, с целеполагающей Верховной Сущностью. Наличие заранее заданной матрицы позволяет "творцу" иметь в постоянной готовности набор средств, задающих координаты рассматриваемого объекта в принятой системе идеальностей и мировых уровней. Эта всеобщая соотнесенность и скрыта, свернута в фигуре А. Ведь выбрав достоинство, можно анализировать как оно соотносится с уровнями мира. Можно относить к нему вопросы, рассматривать, как оно позволяет бороться с человеческими недостатками. И можно рассуждать о комбинациях частичных "благ" (мудра ли сила, вечна ли власть, благостна ли воля), формируя собственную позицию в вопросах жизненных ценностей.

    Окончание следует...

    Loading...Loading...