Церковный Православный праздник сентября.

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве. Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка. Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице. Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.
Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием. Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий. Кончина святых валаамских угодников относится к 1353 г., а обретение их мощей к 1400 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме.

Православные и Церковные праздники в сентябре.

1 сентября – АндрейCтратилат. Тепляк. Фекла – свекольница. «Стратилат приспел – овес поспел». Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса. «На Феклу копай свеклу». Начинается уборка свеклы. Бабье лето. День памяти мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников, молитвы к этому святому помогают в лечении душевных заболеваний . Был военачальником в римских войсках в правлении императора Максимиана (284 – 305). Получив титул «Стратилат» (главнокомандующий), он повел своё небольшое войско против полков персов и с именем Христа обратил их в бегство. Завистники донесли правителю Антиоху о вероисповедании Андрея, за что тот был подвергнут пыткам, а многих воинов распяли на деревьях, но никто из них не отрекся от Христа. Император Максимиан (284-305), опасаясь возмущений народа, освободил мучеников, но тайно приказал казнить всех порознь. Во время молитвы все мученики были усечены мечами. Произошло это около 302 года. День празднования Донской иконы Божией Матери. Празднство установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 году. Именины у Андрея, Тимофея, Николая, Феклы.

2 сентября – деньпророка Самуила, мученика Севира. Наступала пора уборки корнеплодов : «Самуил свеклу да морковку наверх потащил». Именинники Самуил.

3 сентября – святой Фаддей и святая Василиса. Если этот день ясный, надо ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода. Именинники Фаддей, Васса.

4 сентября - Агафон Огуменник. Счи­тают, что леший ночью выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и рас­кидывает снопы по гумнам. Мужики, надев тулуп наизнанку и вооружившись кочергой, выходили сторожить гумна. День обычно ветреный. Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. За добро леший отплатит всегда добром. День празднования Грузинской иконы Божией Матери. Именины у Ивана, Агафона, Исаака, Макара.

5 сентября Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Луппа Брусничник. На Луппу брусника поспевает . «Коли брусника поспела, то и овес дошел». Начинаются первые заморозки. «На Лупа мороз лупит овес». Журавли ле­тят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. К этому времени поспевает клюква , а у березы появляется желтый лист. Брусника зрение оберегает, хранит яркость и зоркость очей человеческих. В народной медицине популярен брусничный лист: его настои и отвары обладают мочегонным и вяжущим действием, их применяют при желчных и почечных камнях, при подагре. Отвар снимает отек на горле при простуде, считается лучшем средством от ревматизма. Ягоды также очень полезны. Именины у Ефрема, Ивана, Елизаветы.

6 сентября – Евтихий тихий. Если на Евтихия дождь - будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. Сухие ветки в тихую погоду с деревьев падают – к дождю. Если пасмурно и прохладно, дождя можно не ждать. Время сбора грибов . Когда-то давным-давно лес был для человека своим домом. И входя в него, человек ни с кем не договаривался, ни у кого и ничего не просил. На всё была воля Божья. Всё было в любви Богом дано человеку, и в любви человек отдавал своему собрату. И не было размежевания между Богом и людьми. С укоренением на Руси христианской веры отношения между Богом и человеком стали договорными и стали включать в себя понятие «торга». Без договора уже в лес не входили! И пословица «В чужой монастырь со своим уставом …» целиком и полностью отражает противопоставление природы и человека, словно бы не единый мир существует, а несколько.

Явление Пресвятой Богородицы преп. Сергию Радонежскому. Богородица явилась преподобному Сергию глубокой ночью, когда тот прочитал акафист Божией Матери и сел немного отдохнуть. Прозвучал голос: «Пречистая грядёт». Преподобный Сергий вышел в сени и был ослеплён ярким светом, в котором увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте, молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Я же никогда не оставлю места сего Своим попечением». Троицкий инок Амеросий в середине 15 века воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию. День празднования Петровской иконы Божией Матери. Перед Петровской иконой молился великий князь Иоанн Васильевич III , её брал с собой патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. Именины у Евтихия, Арсения, Георгия, Петра.

7 сентября – Апостол от 70-ти Тит - грибник и апостол Варфоломей. «Свя­той Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму. Тит тащит в корзине последний гриб. Поздние грибы – поздний снег. Если грибы почернели – значит, был мороз-вредонос. Битые им грибы вредны. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. «Пришел Варфоломей - жито на золу сей». Много желудей на дубах – в будущем году жди хорошего урожая. В этот день, по обычаю, на столе пироги с грибами. Так же и без грибной похлебки не обходился обед. Кто сегодня родился, тому радость в зрелости особая выпадет, да счастье приумножится. Именины у Варфоломея, Тита, Владимира.

8 сентября - Наталья Овсяница. Мученики Андриан и Наталия жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане. По доносу за веру христианскую мужа её Андриана арестовали, пытали и затем казнили. Наталия всё время старалась поддерживать мужа, не отрицая своей веры в Христа. После его казни скрылась в Византию. Холодный утренник предвещает раннюю и хо­лодную зиму. К этому дню старались убрать овес. «Не соберешь овес - наглотаешься слез». Варят овсяный кисель да пекут блины из овсяной муки . Овсяная каша сама себя хвалит. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян – в горлышке толокно». Сбор урожая калины и рябины . Рябину срывают и прилаживают на зиму кистями под крышу. В этот день хорошо клюет судак. Большой урожай рябины – к морозу. Заморозки в этот день предвещают раннюю и суровую зиму.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. ( Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 8 сентября, 3 июня, 6 июля). Когда в 1395 году Тамерлан вступил в пределы России и направлялся к Москве, Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне. Во Владимир за святою иконою было отправлено духовенство Успенского собора. Когда икона была уже на пути к Коломне, Тамерлан увидел во сне великую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в лучезарном сиянии Деву, окружённую ангелами с пламенными мечами. Истолковав этот сон так, что Дева – есть Матерь Бога христианского, Защитница русских, хан повернул свои полчища обратно к великому удивлению русских и татар. В память этого события был воздвигнут в Москве Сретенский мужской монастырь. День празднования Псково-Печерской иконы Божией Матери именуемой «Умиление». Именины у Наталии, Андрея, Романа.

9 сентября – день святых мученицы Анфисы, преподобного Пимена Великого. Родился около 340 года в Египте. Он говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто зделал тебе зло – сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу».

10 сентября - Анна и СавваСкирдники. Преподобного Иова Почаевского. Преподобный Моисей Мурин избавитель от запоя – день памяти . Жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп и за черноту лица прозван «мурин». В молодости совершил убийство, потом пристал к шайке разбойников, стал главарём. Убивая и грабя провёл несколько лет. Но по великой милости Божией раскаялся и ушёл в одну из пустынных обителей. Незадолго до смерти Моисей сказал братии: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Все, приимшии нож, ножом погибнут». На обитель напали разбойники и убили Моисея.

Спешили к этому дню убрать весь хлеб в скирды: «Анна и Савва скирды справят, на ум направят». Раньше словами запой и пропой назывались части свадебного обряда, после совершения которых девушка становилась не просто невестой, а сговорёнкой, что означало заключение сговора между двумя сторонами для подготовки к свадьбе. С давних пор известен обычай пить за здравие, восходящий своими корнями к пирам, где поднимались заздравные чаши, сопровождаемые здравицами-благословениями богам («Пою богов!», т.е. пью эту чашу вместо бога, но его устами). На Руси существовали специальные заздравные чаши, которые пускались в круговую для приобщения к божественному напитку. Питьё божественного напитка означало причастность к божеству. (В христианской традиции вино – кровь Христова – причащение божественной кровью). В современном мире питьё приобрело другой характер и многим людям требуется помощь и обращение к святым с просьбой от избавления от небогоугодного дела. И недаром говорят: начали за здравие, а кончили за упокой. Если береза начинает желтеть с верхушки, то весна будет ранней, если снизу кроны – поздней. Именинники: Моисей, Анна,Савва, Сергей, Степан.

11 сентября - Иван Постный, Полетовщик, Иоанн Предтеча. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После крещения Иисуса Христа Иоанна (великого пророка) заключили в темницу по приказу правителя Галилеи Ирода Антипы. Святой обличал его за незаконное сожительство с Иродиадой, женой Иродова брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил во дворце большой пир. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь». Саломия, посоветовавшись с матерью, попросила головы Иоанна Крестителя. Выполнив приказание Ирода, принесли голову святого Иоанна на блюде.

Этот день завершает лето и открывает осень. ""Иван Постный пришел, лето красное увел"". «Иван Постный - осени отец крестный». В этот день пища должна быть постной соблюдали строгий пост : нельзя было есть яблоки, арбузы, картофель, лук – все то, что напоминало бы отсеченную голову. Собирают корни лекарственных растений. Репный праздник. Но отмечался он без песен , потому что Саломея плясанием выпросила у царя Ирода отрубить голову Иоанна Крестителя. Запрещалось употреблять блюда и тарелки, острые и колющие предметы. Нельзя было резать , можно было только ломать. Нельзя было употреблять в пищу продукты красного цвета, так как они олицетворяли пролившуюся кровь, и в течение года в семье может пролиться кровь, то есть кто-то умрет. В этот день соблюдался пост и было запрещено работать во избежание людских болезней и болезней домашних животных. Если в этот день родился ребенок, то он будет несчастным. Если в этот день человек поранился, то травма не заживёт . В тот день недели, на который пришел этот праздник, в течение целого года не начинали никаких дел. Журавли летят на юг - будет ранняя зима. Начинался массовый отлет птиц . «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». Если птицы летят высоко, жди зимой больших снегов, если низко – зима будет малоснежная. Иван постный – осени отец крестный. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья. Именины у Александра, Павла, Даниила, Ивана.

12 сентября – Александра Свирского. День перенесения мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского.

13 сентября – Куприянов день. (Киприян). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. В царствование императора Льва Мудрого, от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Ей было видение, что она будет исцелена, когда на неё возложат пояс Богородицы. Пояс возложили на императрицу и она тотчас освободилась от тяжкого недуга. Журавли вече собирают. Начинают убирать корнеплоды [кроме репы], копают картофель. В этот день проходит «журавлиное вече» - журавли на болоте обсуждают дорогу в теплые страны. После Куприянова дня разрешалось ходить на болото за клюквой , до этого не разрешалось – чтобы не тревожить птиц. Именинник Геннадий, Михаил, Киприян .

14 сентября - Симеон Столпник – преподобный день памяти, к нему обращаются при самых различных недугах . Семен Летопроводец. Семенов день, Осенины, конец лета. Прп. Марфа – мать Столпника. Иисуса Навина (см. приложение).

Начало индикта – церковное новолетие. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над своим противником Максентием, даровал христианам – после почти трёх веков гонений и преследований – полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году опредилили в память об этом начинать исчесление нового года с 1 сентября, как дня начала «свободы христианской». На Руси новолетие праздновалось 1 сентября до Петра I , который в 1699 году повелел перенести начало Нового года на 1 января. Но в богослужебных книгах было оставлено старое исчисление, и поэтому церковное новолетие совершается, как и ранее, 1 сентября. (7517 год от сотворения мира– в 2008году).

«Семен настоящее лето провожает, бабье лето приводит». Ес­ли на Семена теплая погода, то зима будет тепла. Время с Семена дня- начало старого бабьего лета - по 21 сентября называется бабьим летом. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая, и наоборот. Семенов день считают счастливым для новоселья , переезда. С Симеона до Гурия (28 ноября) шли на Руси свадебные недели. Если гуси улетают на Семонов день, жди ранней зимы. Бабье лето сухое, осень мокрая. Гром в сентябре – к затяжной осени. Именины у Симеона, Марфы.

День празднования Гефсиманской-Черниговской иконы Божией Матери. Эта икона написана на полотне в XIX веке и представляет собой список с чудотворной иконы Ильинско-Черниговской, только по размерам больше. День празднования Александрийской именуемой «Всеблаженная» иконы Божией Матери.

15 сентября - день святого Мамонта. Мамонт Овчарник. Фе­дот и Руфина. ""Федот и Руфина не выгоняй со двора поутру скотину, выгонишь – беду нагонишь . ""Мамонт – покровитель овец и коз. Убирают помещения, где козы и овцы стоят. Мхом утепляют на зиму, одымляют травой-вереском. Собирает Мамонт стадо последний раз в году и отпускает на зимнее стойло во дворы хозяйские.

По обычаю на четвёртом году жизни отрока совершали обряд пострига по переводу из младенчества. Также этот обряд имел ещё одно название: сажание на коня. Приурочивалось ко дню Симеона Столпника. Для проведения этого обряда созывали родных, приглашали кума и куму. Отец выпивал вино, настоянное на полыни, и подавал куму ножницы, а кум выстригал у крестника гуменцо (темя головы). Выстриженные волосы кума передавала матери, которая зашивала их в ладанку. Кум и кума выводили крестника во двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала ковёр. Кум на ковре передавал крестника отцу с ласковым словом, а тот принимал с поклоном сына и сажал на коня. Кум водил по двору коня, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, кум с поклоном передавал куме, а та с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали кума и куму, а они – крестника. Над головой крестника кум и кума разламывали именной пирог с пожеланием всякого богатства и счастья.

Прп. Антония и Феодосия Печерских. День празднования иконы Божией Матери Калужской , молитвы к этому образу помогают вылечить инфекционные заболевания. Празднование иконы в этот день – в память об избавлении от моровой язвы в 1771 году в г. Калуге. Второе празднество этой иконы совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. Тогда Калужскую икону прятали в городе Ефремове Тульской губернии, и пленные французы признавались, что видели её стоящей на воздухе и окружённой светоносными мужами в Калуге и под Малоярославцем, когда они терпели поражение. Именинник Антоний, Федот, Руфин, Иван, Федосий.

16 сентября – день святых Василисы и Домны. На Домну в старину бабы прибирали в доме всякую рухлядь , чтобы приобрести благополучие на осень . Осматривали одежду, поизносившуюся за лето, переберали нужные в хозяйстве вещи, мыли, чистили и прятали их до следующего лета. Говорили: «Все что нужно, Домна в дом приберет, что не годно – на костре сожжет». Во многих местах старые, изношенные лапти привешивали у крыш домов и скотных дворов, вешали вокруг огорода, на каждом колу могло висеть по старому лаптю. Подошедший человек к огороду будет дивиться лаптям, будет считать их, а на огород даже не посмотрит, не сгладит урожай. Добрыдни, то есть добрые дни. Добрыдни – это женское имущество, а также добрые красные дни, благополучное житьё, достаток, довольство. Уважает Домна радостное, красное житьё-бытьё. Не терпит ни ссор, ни размолвок. Где беда приключилась, размолвка случилась, приходит она туда, и всё тихо становится, благостно. Особенно не по душе ей женские прения да разногласия. К этому времени старались убрать лен: «Баба Василиса велит со льном поторопиться». День памяти блаженного Иоанна Власатого , Ростовского чудотворца, исцеляющего людей от самых различных болезней. День празднования Писидийской иконы Божией Матери. Прославилась чудесами в VI веке. Именины у Василисы, Домны, Августы, Дорофея, Ефима, Феоктиста, Петра.

17 сентября Луков день. Неопалимая Купина. В этот день начинают выкапывать лук из гряд. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

День памяти Иконы Богородицы «Неопалимая Купина» - хранительницы от пожаров, помогающей от различных заболеваниях. В этот день молились о защите дома и скота от пожаров. Неопалимая купина в ветхозаветном предании – горящий, но не сгорающий терновый куст (это знамение непорочного зачатия Богоматерью Христа от Духа Святого), в котором бог Яхве явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает», Бог из горящего куста обратился к нему, призвав вывести израильский народ из Египта в Землю обетованную. На иконе изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь, составленная из двух четырёхугольников, один – красного цвета – образ пламени, другой – зелёного, образ куста. В углах иконы – четыре символа из Алокалипсиса Иоанна Богослова: ангел, телец, лев и орёл, а также архангелы с символами, которые присваивает им Православная Церковь: Михаил – с жезлом, Рафаил – с алавастром, Уриил – с огненным мечом, Селафиил – с кадилом, Варахиил – с виноградной гроздью, Гавриил – с веткой благовестия. Держа в руках икону «Неопалимой Купины» и произнося: «Чистая, не опали! », - ходят вокруг овинов, где хранится сено. В этот день также справляют праздник вил . Ведь в этот день вилам столько работы задаётся. Ворошили в этот день сено да сушили его. Начинают выкапывать лук из гряд. Именины у Афанасия, Федора, Юлиана, Вавилы.

18 сентября – день святого пророка Захарии и святой Елисаветы , исцеляющих бесплодие. В этот день прогнозировали, какой будет зима. Рано пожелтели листья рябины – к ранней осени и ранней холодной зиме. Посещают ведунов и знахарок. В этот день изгоняли из деревень кумоху. Кумоха женщин в хвори вгоняла, спины бабьи гнула. Кумоха по деревне ходит да беды за собой водит. Ввечеру в этот день для женщин баньку топили да берёзовыми вениками хлестали их по согнутым спинам. Также и детишек мыли, от хворей-напастей избавляли. Кумоха – лихорадка, которая предстаёт в облике женщины. Именины у Елизаветы, Раисы, Глеба, Максима, Захара, Давида.

19 сентября Михаилов день. Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Копоссах). Язычники задумали уничтожить храм, построенный в честь Архистратига Михаила в IV веке недалеко от Иераполя и направили русла двух рек на храм, чтобы его смыло, но явился св. Михаил и ударом своего жезла увёл воду в расщелину в горе и спас храм.

Первая братчина . Михайловские утренники, заморозки – начало первых заморозков. «Заморозком Михаил землю нашу прихватил». Много желудей в сентябре на дубе - к лютой зиме. День укоротил­ся уже на 5 часов. На Михайлу нельзя работать – Бог накажет . В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела . После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие в особое празднество, известное под названием братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство. Главных братчин две – Михайловская и Никольская: первая в честь архистратига Михаила 19 сентября, вторая – в честь святого Николы зимнего 19 декабря. Братчинское пиршество имело своей целью отблагодарить святого за покровительство.

День празднования Киево-Братской и Арапетской икон Божией Матери. Именинники Михаил, Макарий, Кирилл, Архип, Давид.

20 сентября – Созонт. Луков день.Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы. Массовая уборка и продажа репчатого лука. Лук да баня всё правят. Кому луковица слёз из глаз не высечет, того и сам Господь не вылечит. В луков день вдова поплачет – своего обрящет. Лук с чесноком – родные братья. Лук лечит семь недуг, поэтому ели его с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук. В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь. Лук – добро и в бою и во щах. На луков день какая девица не плачет – мимо той и пройдёт удача. В этот день поплакать – значит, здоровье обрести. Ведь лук зрение выправляет, и слёзы при чистке лука только на пользу идут. Раньше в комнатах развешивали связки луковиц - для очищения воздуха. Много ""одежки"" на луковицах – быть суровой зиме.

День памяти преподобного Макария Оптинского . К нему обращаются люди, страдающие различными психическими недугами. День памяти святителя Иоанна , архиепископа Новгородского. Вся жизнь святителя была пронизана чудесами. За его простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды святитель силою Креста Господня, запер беса в умывальнике и согласился его выпустить только при условии, что тот донесет его в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес выполнил поставленное условие, но выходя из кельи святого принял вид распутной женщины. Новгородцы обвинили пастыря в распутной жизни, посадили на плот и пустили по реке Волхов. Но плот поплыл против течения реки к мужскому монастырю. Народ пришёл в страх и стал просить перед святителем о прощении виновных. Святитель вернулся к своей пастве. Именины у Ивана, Макара, Евгения, Григория, Луки.

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы . Вторая Пречистая. Осенины, Оспожинки, Празд­ник урожая . Вторая встреча осени – осенины. Рано утром женщины выходили на берега рек, озер и прудов с овсяным хлебом – встречать матушку Осенину. Старшая из женщин держала хлеб, а молодые водили хороводы и пели песни. Ходят в гости. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался поднесеньев день. Гости хвалили и одновременно учили молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка.

Если погода хорошая – вся осень будет такой же. Заканчивается старое бабье лето . В дохристианские времена этот праздник был посвящен богине Макоши, рожаницам Ладе и Леле, а так же приурочивался к окончанию сбора урожая. 28 августа – Успенье Богородицы, первые осенины. 21 сентября – Рождество Богородицы, вторые осенины. 14 октября – Покров Богородицы. Землю-матушку снежок покрывает. Отрожала на этот год земля-матушка, и до Благовещения (7 апреля) к ней никто не прикасается, она готовится к следующим родам.

Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. Супруги долгое время были бездетны, согласно иудейскому поверью, считались грешными людьми, но, помня, как Господь разрешил неплодство Сарры, жены патриарха Авраама, надеялись на милость Божию. Дитя, которое пошлёт им Господь, Иоаким и Анна обязались посвятить Богу. Бесчадие в еврейской семье считалось наказанием за грехи, поэтому святые терпели несправедливо поношения от соотечественников. В один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм жертву, но первосвященник отказался принимать её. Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился о даровании ему дитяти. Господь исполнил прошение, когда супруги были уже в преклонном возрасте и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями будущей Матери Иисуса Христа. В воспоминание Рождества Богородицы издревле установлен Церковью праздник, который становится известным с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о единодушном праздновании Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября по старому стилю.

День празднования иконы Божией Матери Почаевской , исцеляющей тяжёлые недуги (21 сентября, 5 августа). Свято-Успенская Почаевская лавра, где хранится список чудотворной Почаевской иконы: Украина, Тернопольская обл., г. Почаев. Некогда в природной пещере горы Почаевской поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из них раз ночью взошёл на вершину горы для совершения обычной молитвы и увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. В то же время видели это и пастухи. На месте явления на поверхности камня Пресвятая Дева оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Этим же инокам был подарен чудотворный образ Богородицы, дающий исцеления, который был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. День празднования иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). На иконе изображён храм и стоящая в нём Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. На руках держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке – держава. Над сенью изображён Бог Отец и Бог Дух Святой. По обе стороны – семь Архангелов, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны – Михаил с мечом, Уриил – с молнией, опущенной вниз, Рафиил – с алавастром мира; с левой стороны – Гавриил с цветком лилии, Селафиил – с чётками, Иегудиил – с царской короной и Варахиил – с цветами. День празднования чтимых икон Пресвятой Богородицы: Сямской, Глинской, Лукиановской, Исаковской, Курской «Знамение», Холмской, Леснинской и Домницкой икон Божией Матери. Именины у Софии .

22 сентября – ПопразднствоРождества Пресвятой Богородицы. Бабье лето прошло – прощайся с теплом. Осеннее равноденствие.

День памяти преподобного Иосифа, игумена Волоцкого , исцеляющего сосуды головного мозга и глухоту. День празднования иконы Святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Именинники Анна, Иосиф, Никита.

23 сентября - Петр и Павел Рябинни­ки. На Руси два дня Петра и Павла – большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину. Собирают рябину , которая после первых заморозков становится более сладкой. Часть ягод оставляли на деревьях для птиц. Рябина гроздна – зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала рябинушка. Если рябины в лесу много - осень дождливая, а зима суровая, если же мало – осень сухая. Журавли летят высоко – к теплой осени. Именин­ники: Павел, Андрей, Петр, Василий, Константин.

РЯБИНА : - рябину нельзя сечь топором, пока она не засохнет, не умрёт своей смертью. – Чтобы жениха на свадьбе не испортили, сваха сыпала ему за голенище рябиновые коренья. – Из рябины делали посох, грызли его, затем оставляли щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никакого колдовства во время дальней дороги. –Нельзя ломать или рубить рябину , иначе тот человек, который это совершил, умрёт или умрёт кто-то из его родственников. У того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы.

24 сентября Федора – Обдера, замо­чи хвосты. Третья встреча осени. В Федору лето кончается, осень начинается. И бабье лето до Федоры не дотянет. Становится слякотно, все чаще идут дожди. «Осенняя Федора подол подтыкает (от грязи), а зимняя Федора (12 января) лицо платком закрывает (от холода)». «Две Федоры в год – осенняя и зимняя: одна с грязью, другая со стужей». Преподобная Федора – всякому делу аминь . Федору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озимь. Сильные всходы обещали добрый урожай в будущем году. В этот день покрывали свои головушки светлыми платками с золотистыми и голубыми нитями, чтобы хоть как-то путь-дорогу на землю русскую осветить. Ведь скоро чёрные грязи землю русскую покроют. В этот день обивается оставшийся на корню хлеб . Опавшие листья ложатся изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной – к холодной.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских , исцеляющих болезни рук и ног. День празднования Каплуновской иконы Божией Матери. Именины у Сергея, Германа, Дмитрия, Федоры, Ии.

25 сентября – Артамон (Автоном). Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Змеи последний день на воле гуляют: Артамон зазывает их в норы и запирает там на замок. На Руси издавна существовала примета, что нельзя поднимать змею выше глаз, иначе ослепнешь. Дело в том, что змея связана с землёй и в данном случае является её олицетворением и заместителем. То есть, если земля на глазах у человека, то он видеть не может. Змея, поднятая выше глаз человека, означает смерть или ослепление. Много паутины – к ясной осени и холодной зиме. Близится день Воздвижения, на который змеи под землю уходят, медведи в лесах играют, и лешии проказничают.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского . Святой помогает излечивать тяжёлые заболевания глаз . Именины у Семена, Федора, Алексея.

26 сентября день святого Корнилия сотника. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Дождь на землю нисходит. «Корнилий святой – из земли корневище долой». «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». Убирают все корневые овощи, кроме репы. Считается, что с этого дня всякий рост растений прекращается . В некоторых местах ещё собирают грибы да ягоды. Дождь припадает к земле – ненастье во дворе. Дождь припадает – землю целить начинает. Хляби небесные отверзаются, земля дождём окрещается. По старинной примете в этот день дождевые струи, ниспадающие с небес, сходятся крест-накрест на земле. Животворящие дожди своими светлыми прозрачными струями словно бы затягивают все раны, убирают все неровности и шероховатости с тела земли-матушки. Как земле-матушке такой дождь полезен, так и душе человеческой он пособляет. Излечивает дождь человеческую душу, утешает её, животворит своей прохладой, очищает сознание . По наблюдениям стариков, это последний тёплый дождь. «Ныне Господь дождит!»- говаривали наши предки. Обо всём Господь-Батюшка заботится и радеет, так бы и нам, людям, о душах своих заботиться. Именинники Валериан, Илья, Леонтий, Петр, Юлиан, Корнилий.

27 сентября - Воздвижение Животво­рящего Креста Господня ( постный день) .

«Кафтан с шубой сдвинется, а холода надвинутся». Наступают холода: «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает, кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет!». С этого дня начинали рубить капусту. Бабы и девки собирались в избе на «капустинские вечеринки»: рубка капусты сопровождалась различными обрядами и песнями. (С 27 сентября – в течение двух недель). В домах, где рубилась капуста, накрывался особенный стол с закусками , варилось пиво, приготовлялись обед и ужин. Движется, приближается зима-матушка на Воздвижение. Птицы улетают на юг. Первой улетает в обетованную страну и последней возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вырия (рая). Медведь ложится в берлогу. В этот день змеи сползаются в норы на зимовку – в лес ходить опасно.

В день Воздвижения воздвигались часовни, кресты, соблюдали пост. Почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. Накануне его, во время всенощной, священник выносит изображение Креста на середину храма. В 326 году мать императора Константина Великого царица Елена по поручению своего сына отправилась в Иерусалим – найти Крест, на котором был распят Господь. Долгое время поиски оставались безуспешными, но один еврей, по имени Иуда, сообщил, что Крест находится под языческим храмом Венеры. Капище разрушили и после раскопок обнаружили три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. От Креста Господня получила в тот день исцеление больная женщина и воскрес покойник. Крест был обретен перед Пасхой, когда Иерусалим переполнен паломниками. Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Впоследствии императором Константином над гробом Господним был построен величественный храм Воскресения Господня, в котором и поместили Животворящий Крест.

В этот день вспоминается также возвражение Креста Господня из Персии в Иерусалим. В царствование императора Византийского Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков взял Иерусалим и увёз Крест. В Персии он пробыл 14 лет, и лишь при императоре Ираклии (610-641) христианам была возвращена их святыня.

День празднования Леснинской иконы Божией Матери. Впервые появилась она на востоке Польши, на ветвях грушевого дерева, в сиянии. Именины у Ивана.

28 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Никита Гусепролет. Гусар, Гусятник, Репорез. Улетают гуси. «Гуси летят - зиму на хвосте тащат». Высоко летят – к обильному половодью, низко – к малому. Гусь стоит на одной ноге – к морозу, прячет нос под крыло – к ранней зиме, полощется в воде – к теплу. В эти дни срезают и убирают с полей репу . Стригли овец, так как до наступления больших холодов они обрастали новой шубой. Также святой Никита-угодник почитается покровителем детей от болезни – родимца (падучей младенческой болезни). Молились ему об исцелении своих чад.

День празднования Новоникитской иконы Божией Матери. Именинники: Ни­кита, Максим, Николай, Степан, Яков.

29 сентября Попразднство Воздвижения Креста. Людмила – птичье голошенье. Разглядывая птичью косточку и по наличию жира, определяли – какая выдастся зима-матушка. Люди, родившиеся в этот день, обладают особенным голосом. Первой певуньей на посядках была милая людям Людмила. Людмилу соотносили с образом лебёдушки да утицы. Ведь именно утица стала символом миропорядка, домашнего лада. И некоторая домашняя утварь носила название утиц.

Св. Людмила – княгиня Чешская, была выдана замуж за князя Боривоя. Людмила, оставшись рано вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь, продолжая заботиться о Церкви. Братислав, её сын женился на Драгомире, которая стала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. В 927 году повелела в ненависти убить Людмилу. Мощи святой погребли в Течине у городской стены.

День празднования иконы Божией Матери «Призри на смирение», исцеляющей многие душевные и телесные недуги. Впервые икона явилась в 1420 году на Каменном озере в Псковской области. Летом 1993 года настоятель Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы. Пригласив реставраторов, сняли раму со стеклом и увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Ученые установили, что этот отпечаток – органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца. Приборы зафиксировали, что от иконы исходили сильные лучи, благотворно действующие на человеческий организм. Храм Святителя Тихона, где хранится список иконы Божией Матери «Призри на смирение»: Московская обл., г. Клин, ул. Тихая, д.7. Именины у Людмилы и Виктора.

30 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Всесветные бабьи именины. В этот день с самого раннего утра по обычаю женщины плакали-страдали. Все горести, обиды выпускали в этот день женщины. После такого очищения и в доме светлее становилось, и глаза по-другому мир видели. Женские именины приурочивались к полному окончанию всех полевых работ. Птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к теплой. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, помогающих при артритах и женских недугах.

Три сестры – Вера, Надежда и Любовь – родились в христианской семье. Их мать, София, воспитала детей в любви к Господу и не скрывала своей веры во Христа. Наместник Антиох донёс об этом императору Андриану (117-138), который приказал доставить святых дев в Рим. Отказавшись принести жертву богине Артемиде, мученицы были подвергнуты жестоким пыткам, но Господь невидимой рукой хранил их. После страшных пыток Вера – 12-ти лет, Надежда – 10-ти, Любовь – 9-ти лет были обезглавлены. София похоронила тела детей за городом. Через три дня она скончалась на их могиле. Храм мучениц Веры, надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище, где находится престол во имя святых: г. Москва, Сущевский вал, д. 21.

День празднования Макарьевской иконы Божией Матери. Явилась в 1442 году преподобному Макарию Желтоводскому во времена княжения Василия Тёмного. В 3 часа утра оканчивая своё обычное акафистное пение ко Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необыкновенный свет, он услышал пение: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!». Со страхом вышел он из кельи и увидел необыкновенное зрелище: на северо-западном склоне неба несомую по воздуху невидимою силою икону Пресвятой Богородицы, окружённую светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. На месте явления иконы был основан монастырь. День празднования Цареградской иконы Божией Матери. Именинники: Софья, Вера, Надежда, Любовь, Илья.

Cегодня 24 сентября (11 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве. Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка. Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице. Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.
Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием. Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий.

Кончина святых валаамских угодников относится к 1353 г., а обретение их мощей к 1400 г. Мощи их почивают под спудом в соборном монастырском храме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -

Мужские и женские именины 24 сентября по церковному календарю! Кто сегодня празднует день ангела? Полный список женских и мужских имен и их значения в православном календаре 2019!

Мужские именины 24 сентября

Герман Латинское мужское имя. В переводе означает «родной», «единоутробный», «единокровный». Память преподобного Германа Валаамского.
Демид (Диомид) Греческое мужское имя. В переводе значит «Божественная забота». Память мученика Диомида Сирского.
Дидим (Дадим) Имя происходит от греческого. В переводе значит «близнец». Память мученика Дидима Сирского.
Димитриан (Димитрион) Форма имени Дмитрий. Празднуется память мученика Димитриана.
Диодор Греческое мужское имя. Переводится как «Божественный дар». Память мученика Диодора Сирского.
Дмитрий (Диомитрий)

Ефросин (Евфросин)

Имеет два варианта происхождения. В греческом варианте значит: «Посвященный богине земледелия и плодородия, матери-земле Деметре» в значении «дающий жизнь». В тюркском варианте происходит от «демир», что значит «железный».

Имеет греческое происхождение. Переводится как «радостный». Память преподобного Евфросина.

Зенон (Зинон) Мужское имя греческого происхождения. Переводится как «чужой», «иностранец». Память святителя Зинона, пресвитера.
Исидор (Сидор) Греческое мужское имя. Означает в переводе «Дар Исиды», богине здоровья, деторождения, жизни и плодородия. Мученик Исидор.
Лев Имеет несколько вариантов происхождения. Значение греческого и латинского варианта «Лев, царь зверей». В переводе с еврейского значит «сердце». Память мученика Льва.
Роман Латинское мужское имя. В переводе значит «Римлянин». Память мученика Романа.
Сергей (Сергий) Латинское мужское имя. В переводе означает «высокочтимый», «высокий». Память преподобного Сергия Валаамского чудотворца.

День празднования иконы Божией Матери Казанской (Каплуновской).

Чудотворный образ явился благочестивому священнику о. Иоанну. Во сне он увидел старца. Тот сказал ему, придут к нему три иконописца. Он сказал взять ему у третьего связку икон. Верхние семь вернуть иконописцу, а восьмую оставить у себя, за что священнику была обещана от Божьей Матери благодать и милость. Храм в Каплуновке, в которой служил о. Иоанн, была в честь Рождества Богоматери. Однажды, проснувшись, келья была озарена ярким светом. Подойдя к образу, он узрел, что из глаз Богородицы струятся слезу. После молебна, икону торжественно перенесли в храм, где она прославилась чудесами.

Реклама

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными.

Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Прп. Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918).

Сщмч. Карпа пресвитера (1937).

Прп. Силуана Афонского (1938).

Сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I).

Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.

Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364).

Прп. Евфросина повара (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.

Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.

Прп. Илии пещерского Калабрийского (960).

Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

В сентябре завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Loading...Loading...