Что означает любовь ради аллаха. Что значит любить ради Аллаха 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и посланник Его. Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

А затем:

Любовь ради Аллаха – это любить человека из-за Аллаха, то есть любить его по причине его веры и подчинения Аллаху. Мусульмане должны относиться хорошо ко всем людям, и к соседям и к незнакомцам с тем, чтобы нести призыв к Исламу. С тем, чтобы быть хорошим примером для людей, напоминать и увещевать.

За любовь к покорным мусульманам полагается великое вознаграждение. Доказательством этому служат следующие слова :

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Семерых укроет Аллах в своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого подвешено в мечетях; (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха! - Того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего». (Бухари, Муслим).

«Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Будьте между собой приветливыми». (Муслим).

В хадисе от Анаса говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не найдет никто сладость веры, пока не полюбит человека, только ради Аллаха…» (Бухари, «хадис хасан» - цепь его передатчиков («иснад») хорошая).

В хадисе от Муаза говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сказал Всевышний Аллах: «Для любящих друг друга ради Моего величия (в раю) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды» (Ат-Тирмизи).

Смысл этого хадиса не в том, что пророки и шахиды будут желать себе такого же положения, потому что их положение лучше и степень их выше. Они будут хвалить высокое положение любящих ради Аллаха людей.

В хадисе от Анаса говорится: «Пришел человек к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О, Посланник Аллаха, этот человек любит того человека, но не может делать дел, подобных его делам». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Человек (будет) с тем, кого он полюбил». И я не видел никогда до этого, как сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовались бы так чему-либо, кроме принятия Ислама, и этим словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Мы любим Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но не можем делать то, что он делает, если мы будем с ним, этого достаточно». (Ахмад, « хадис сахих» - цепь его передатчиков («иснад») правильная )

В хадисе от Абу Зара говорится: «Я сказал: «О Посланник Аллаха, человек любит других людей, и не может делать, подобно их делам». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Зар, ты с теми, кого полюбил». Я поистине люблю Аллаха и Посланника Его», и он повторил это несколько раз». (Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хаббана).

Хадис Абдуллаха Ибн Масъуда повествует: «Сказал мне Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «О Абдуллах Ибн Масъуд!» Я сказал: «Я перед тобой, Посланник Аллаха», повторяя три раза. Пророк сказал мне: «Знаешь ли ты, какие узы веры крепчайшие?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Посланник сказал: «Крепчайшие узы имана – дружба ради Аллаха, любовь ради Него, и ненависть ради Него…» (Хадис приведен Хакимом в книге «аль-Мустадрак». Указано, что цепь его передатчиков («иснад») правильная. Бухари и Муслим не вывели этот хадис).

Умар Ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха» . Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, кто они и какие их дела? Пожалуй, мы их любим» . Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди». Затем он прочитал аят:«О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться» (10:62). (приведенИбн Абдульбара в книге «Тамхид»).

Хадис Муаза Ибн Анаса аль-Джуханий повествует о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто дал ради Аллаха, кто запрещал ради Аллаха, кто любил ради Аллаха, и ненавидел ради Аллаха, и кто совершил брак ради Аллаха, то его вера стала полноценной ». (Абу Иса сказал, что это «хадис хасан». Также этот хадис привел аль-Хаким в своей книге «аль-Мустадрак» и сказал, что цепочка его передатчиков правильная. Бухари и Муслим не вывели этот хадис. Абу Давуд вывел этот хадис со слов Абу Амама, но не упомянул в нем слова: «…и совершил брак ради Аллаха…».

А кто полюбил брата-мусульманина ради Аллаха, то ему желательно оповестить его о том, что он его любит. Потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». ( Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи от аль-Микъдада Ибн Мадикараба, сказав, что это «хадис хасан»).

Также передается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды, когда с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) находился один человек, и мимо него прошёл другой, то он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так скажи ему!» Тогда он догнал того человека и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - на что тот ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» Этот хадис, цепь передатчиков которого правильная, приводит Абу Давуд.

Передал аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» («Хадис хасан»).

Самый лучший из двух полюбивших друг друга друзей – это тот, который сильнее любовью к своему другу. Согласно тому, что передал Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид», и тому, что передал аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак», также Ибн Хаббан в книге «Сахих» от Анаса, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не было еще такого, чтобы два человека полюбили друг друга ради Аллаха, и лучшим из них не был бы тот, который сильнее любовью к своему товарищу».

Желательно также скрыто молиться за брата-мусульманина.

Мать ад-Дарда передала: «Рассказал мне мой муж, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто молится за своего брата скрыто, ангел, назначенный для него, говорит: «Амин, и тебе также (подобно твоей молитве ему)».(«хадис сахих», Ахмад, Муслим)

Сафван Ибн Абдуллах Ибн Сафван сказал: «Когда я прибыл в Шам, то отправился домой к Абу ад-Дарда, но не застал его дома, но там была мать ад-Дарда, которая сказала: «Не хочешь ли ты совершить хадж в этом году?» Я сказал: «Да (хочу)». Она сказала: «Помолись Аллаху за нас, попроси хайр (добро). Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, ибо у головы его находится получивший особое поручение ангел, и каждый раз, как он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, призывая на него благо. И этот ангел:: «Амин, и тебе (да будет) то же!» Я вышел на рынок и встретил там Абу ад-Дарда, он сказал мне то же самое».

Также является желательным мусульманину попросить у брата-мусульманина, чтобы он делал дуа за него.

Подтверждением этому является хадис, переданный Абу Давудом и ат-Тирмизи от Умара Ибн аль-Хаттаба, который сказал: «(В своё время) я обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) за разрешением совершить Умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О брат, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!», - (и эти) слова я не променял бы на весь этот Мир!» («хадис сахих»)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Включи и нас, брат, в свои мольбы!».

После того как мусульманин полюбил своего брата по вере, для него является сунной навестить его, побеседовать, поддерживать с ним связь ради Аллаха.

Передает Муслим от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«(Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата (жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: «Куда ты (идёшь)?» Он ответил: «Я хочу (навестить) своего брата (живущего) в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (а теперь) стремишься (получить за это) пользу?» Этот человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». (Тогда) Ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом (чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!»

Вывел хадис Ахмад и аль-Хаким от Убада Ибн ас-Самита от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), относя его к Аллаху Всемогущему и Великому (хадис къудсий): «Любящие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, навещающие друг друга ради Меня, имеют право на Мою любовь, дарящие друг другу ради Меня, имеют право на мою любовь, и связывающиеся (узами дружбы) ради Меня, имеют право на мою любовь».

Также этот хадис вывел Малик в книге «аль-Муватта» от Муаза, который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Всевышний Аллах сказал: «Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех, которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые навещают друг друга ради Меня, и для тех, которые дарят друг другу ради Меня». («хадис сахих»)

Аиша сказала: «Сколько я помню своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не заходил к нам утром и вечером…» (Бухари).

Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет величие награды мусульманину, который желает своему брату того же, что желает себе, и стремится по возможности к тому, чтобы брат-мусульманин получил добро в этой жизни и в последующей. В хадисе Анаса, приведенном Бухари и Муслимом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, что желает самому себе».

В другом хадисе, приведенном Абдуллахом Ибн Амр в книге Ибн Хазима, в «Сахих» Ибн Хаббана и в «аль-Мустадрак» аль-Хакима, говорится «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим товарищем перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу, а лучшим соседом перед Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу». (Муслим и Бухари указывают на то, что цепь передатчиков этого хадиса правильная).

Также по возможности нужно помогать брату в решении его проблем, избавить его от печали. Это то, к чему должен стремиться мусульманин. В хадисе Ибн Умара, переданном Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

Также в хадисе, цепь передатчиков которого хорошая и который вывел Ат-Табарани с хадиса Зайда Ибн Сабита, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах будет оказывать помощь рабу до тех пор, пока тот будет помогать своему брату».

Встречать мусульманина с тем, что он любит, чтобы обрадовать его, является желательным (мандуб).

Передает Ат-Табарани в книге «ас-Сагъир» хадис от Анаса о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто встретил своего брата-мусульманина с тем, что он любит, для того чтобы обрадовать его, обрадует его Всевышний Аллах в День воскресенья» («хадис хасан»).

Также является желательным встречать брата мусульманина с веселым лицом. Передает Муслим от Абу Зара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». Ахмад и Ат-Тирмизи передал от Джабира Ибн Абдуллаха о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждое одобряемое (Шариатом) – садакъа. Встретить брата с приветливым лицом, и насыпать со своего ведра в посуду брата является из одобряемого». ( цепь его передатчиков («иснад») хорошая и правильная).

Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, и Насаий и Ибн Хаббан передавали следующий хадис: «…рассказал мне Абу Джарий аль-Хаджимий: «Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха, мы жители пустынь, научи нас тому, что принесет нам пользу перед Аллахом» , и он сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого, даже если придется вылить из ведра твоего в чашу того, который просит попить, или поговорить с братом твоим, улыбаясь ему. И ни в коем случае не отпускай плащ, ибо это из высокомерия, которое не любит Аллах. И если тебя кто-то поругал тем, что он знает про тебя, ты не ругай его тем, что знаешь про него. Ибо его вознаграждение для тебя, а грех тому, кто сказал это». («хадис хасан»)

Является желательным также дарить брату подарки

Доказательством этому служит хадис Абу Хурайры, который вывел Бухари в книге «Аль-Адабу аль-муфрад». Абу Хурайра сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наставлял: «Дарите друг другу, любите друг друга». Также этот хадис вывели Абу Яъала в «Муснаде», ан-Насаий в «аль-Куна», Ибн Абдульбар в книге «ат-Тамхид». Как сказали Ибн Хаджар в «ат-Талхис аль-хабир», а также аль-Иракий, цепь передачи хадиса хорошая.

Также является желательным принимать подарок брата. В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, который передал Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарок и благодарил за него». В хадисе Ибн Умара, который передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаий, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) давал наставление: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас, и вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, чем можно будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаху с мольбами за такого человека, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его». Но это все касается взаимоотношений между братьями-мусульманами, и не имеет это никакого отношения к подаркам граждан правителю, так как подарок правителю является взяткой, а она запрещена (харам).

Даже фраза «Да вознаградит тебя Аллах добром» является вознаграждением. Передает ат-Тирмизи от Усамы Ибн Зайда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом! (Джаза-кя-Ллаху хайран!), - то он очень красиво выразит свою благодарность». («хадис сахих хасан»)

А выражение благодарности – это вознаграждение. Согласно хадису, переданному Ибн Хаббаном в «Сахих» от Джабира, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кому дали подарок, и он нашел чем вознаградить, то пусть вознаградит этим. А если он ничего не нашел, то пусть поблагодарит его (сказав Джаза-кя-Ллаху хайран!). Либо, поистине тот, кто выразил благодарность, уже вознаградил. А кто скрыл благодарность, тот совершил неверие (то есть согрешил). А кто украсился тем, чего (на самом деле) ему не дарили, подобен надевшему два одеяния лжи».

Передает Абу Давуд и ан-Насаий от Анаса: «Мухаджиры сказали: «О Посланник Аллаха, ансары собрали весь аджр (вознаграждение от Аллаха), мы не видели еще людей лучше их в пожертвовании многим, и помощи в малом, (лучше их не видели), они уже вполне достаточно снабдили нас продовольствием». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ответил им: «Разве вы не благодарите их за это, молясь за них?» Они сказали: «Да, конечно». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот это взамен того, (что они вам дают)» («хадис сахих»).

Необходимо благодарить за малое, как за большое.

Абдуллах Ибн Ахмад в своей книге «Заваид» передал от Нуъмана Ибн Башира, который сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) давал следующее наставление: «Кто не благодарил за малое, тот не благодарит за большое, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха. Упоминание о милости Аллаха является благодарностью, а неблагодарность является куфром. Быть в общине является благом, а разделение (раскол, расхождение) – наказанием» («хадис сахих»).

Заступничество, ходатайство за брата мусульманина в добрых делах или облегчение его трудности является сунной

Бухари передал в хадисе от Абу Мусы: «Если к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приходил нищий человек, то он всегда говорил (нам): «Заступайтесь и вы получите награду и Аллах осуществит то, что ему угодно через Своего Пророка».

Также передал Муслим от Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто был заступником за своего брата мусульманина перед обладателями власти, для благотворительной выгоды или для облегчения трудности, тому помогут при переходе через Сират (мост над адом) в тот день, когда будут скользить ноги (при переходе через этот мост)».

Защищать честь брата мусульманина, скрыто или открыто, рекомендовано шариатом

В хадисе, который передает ат-Тирмизи от Абу ад-Дарда, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто защитил честь брата, того Аллах отведет огонь от его лица в Судный день». В хадисе Абу ад-Дарда, который вывел Ахмад и Хайсами, а также в том, что передал Исхак Ибн Рахавий от Асмы Бинт Язид, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто защитил честь своего брата, в его отсутствии, Аллах обязался освободить его от огня».

Аль-Кадаий в своей книге «Муснаду-аш-Шахаб» передает от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто помог своему брату скрыто, в его отсутствие, тому поможет Аллах в этой жизни и в День Воскресенья» . Аль-Кадаий также вывел этот хадис от Имрана Ибн Хусайна, добавив: «…и он может ему помочь». Также этот хадис передали Абу Давуд, Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», а аз-Зайн аль-Иракъый сказал, что цепь передатчиков хадиса хорошая. Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин относительно другого мусульманина является как зеркало. Мусульманин - брат мусульманина, он не должен причинять ему вред, а должен защищать его за спиной».

Аллах обязал мусульманина принимать извинения от брата, сохранять его секреты, и проявлять искренность по отношению к нему.

Ибн Маджа и аль-Мунзирий передали от Джудана, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто извинился перед братом- мусульманином, а тот не принял его извинения, на нем будет (записан грех) подобно греху сборщика налогов (который собирает налог запрещенным путем)» («хадис сахих»).

Сохранение секретов барата-мусульманина.

Абу Давуд и ат-Тирмизи передали от Джабира, что Посланник Аллахк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек рассказал другому человеку что-то, и потом обернулся по сторонам, то это для него амана (залог)» . Сохранение секретов является ваджибом (обязанностью), а нарушение обещания является предательством и изменой.

Хадис указывает на необходимость сохранения секретов брата-мусульманина, даже если он этого не требует откровенно, но это понятно из его поведения или намеков (например, во время рассказа он оборачивается по сторонам, боясь, что кто-то чужой услышит его). Тогда что можно говорить, если брат-мусульманин откровенно просит сохранить его секреты? Все это предписано, если в секретах нет ничего, что может навредить обществу и нарушить Шариат. В этом случае, человеку, который делится своими секретами, нужно дать наставления и призвать отказаться от греховных дел.

Искренность в отношениях между мусульманами

Джарир Ибн Абдуллах сказал: «Я поклялся Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в том, что буду совершать намазы, выплачивать закят и искренно относиться к каждому мусульманину». (Бухарий, Муслим).

В хадисе Тамима Ибн Авс ад-Дарий сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, руководителям мусульман и ко всем мусульманам». Аль-Хатаби сказал: «Смысл хадиса в том, что столпом религии и ее опорой является искреннее отношение. Как, например, слова «аль-Хадж – это арафа», то есть арафа является столпом и основой хаджа». (Муслим)

Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Его спросили: «Какие, о, Посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, то ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, то дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то пожелай ему блага, если он заболеет, то навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)». ( Муслим).

Итак, любовь ради Аллаха – это качество, которым отличается мусульманин, желающий райских благ, довольства Аллаха, Его милости и помощи.

Ислам – это религия мира, добра и терпения.

Аллах знает лучше!

Мухаммадбашир Албогачиев

С развитием сети Интернет появилась хорошая возможность распространять исламские знания. С этой целью создано множество групп, на которые мы все стараемся быть подписанными. И так получается, что в последнее время подписчикам отовсюду приходится слышать такую фразу, как «любите ради Аллаха ﷻ». Ата ибн Ясар Ата ибн Ясар говорил: говорил: «После ночи «После ночи Лайлят уль-Кадр Лайлят уль-Кадр нет ночи лучше, нет ночи лучше, чем ночь середичем ночь середины шаабана – это ны шаабана – это ночь, когда прининочь, когда принимается мольба». мается мольба».

статья опубликована в номере: 9 (550) / от 01 мая 2018 (Шаабан 1439 г.)

Все к этому призывают, что, несомненно, является весьма полезным деянием. Но, к сожалению, не всегда добиваются успеха, поскольку в большинстве случаев есть только знание данной фразы, но нет её осознания. Люди просто не понимают, что значит «любить ради Аллаха ﷻ».

Что же это значит? А это значит - делать что-либо, не ожидая, что другой человек заметит это и будет благодарить. Проявлять внимание и нежность к супругу (супруге), не ожидая, что в ответ и к вам будут столь же внимательны и нежны. Уважать, не следуя принципу «заслуживает / не заслуживает», уважать, потому что Аллах ﷻ повелевает нам хорошее отношение друг к другу.

Или же, говоря кратко, - надеяться на ответ только от Аллаха ﷻ, а не от человека. Лучшее для нас - не ждать слишком многого от людей (большой любви, очень хорошего отношения и умопомрачительного внимания и т.д.). Если не ждали, а оно случится - будет приятный сюрприз.

Если же не ждали и не произойдёт - не будет больно. И очень важно помнить о том, что «оправдать» наши ожидания, какими бы большими они ни были, может только Ахират, а никак не этот мир. Поэтому нужно стремиться к любви ради Аллаха ﷻ и Его довольству, а не к оправданию своих мирских ожиданий.

Вопрос:

Как вы ответите, когда кто-то скажет вам, что любит вас ради Аллаха (ухиббука фиЛлях)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том.

Великий ученый хадиса и факих нашей уммы, имам Навави, рахимахуллах, написал целую главу о любви к другим ради Аллаха в своей работе «Рияд ас-Салихин», которую он назвал «Достоинства любви ради Аллаха и ее преимущества, и сообщение человеку, которого любишь, что любишь его, и что ответить, когда сообщают об этом». В ней имам цитирует многочисленные аяты Корана и хадисы относительно достоинств любви к другим ради Аллаха, ее преимуществ и наград, и некоторый этикет относительно нее.

В этом вопросе есть три аспекта: 1) достоинства и преимущества любви ради Аллаха; 2) сообщение человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха; 3) как отвечать, когда сообщают об этом.


1) Достоинства и преимущества любви ради Аллаха:

Сайидуна Анас сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой, кто обладает этими тремя качествами, испытает сладость веры (имана): он любит Аллаха и Его Посланника более всего, он любит кого-то ради одного только Аллаха, и он боится вернуться к неверию после того, как Аллах избавил его от этого, настолько, насколько он боится быть брошенным в огонь» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Любовь ради Аллаха означает, что один любит другого просто потому, что тот держит связь с Аллахом, или потому что тот поклоняется Аллаху и делает что-то для религии Аллаха, или даже (и это более достойно похвалы) просто потому что другой человек - тоже создание Аллаха. За этой любовью не стоит никакая мирская причина, к примеру, одолжение, сделанное кем-то, и эта любовь не подвержена изменению. И она не увеличивается от качеств или доброты любимого, равно как и не уменьшается от его недостатков (Ибн Аллан, Далиль аль-Фалихин, 2\240).

2) Необходимость сообщения кому-то, что любишь его ради Аллаха:

Абу Карима аль-Микдад ибн Ма’дикариб сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393).

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал сообщать тому человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха, так как это увеличит взаимную любовь и усилит узы братства. Также хорошо разъяснить другому, что это любовь ради одного только Аллаха, а не из-за какой-то мирской выгоды или другой причины.

3) Как ответить, если сообщают о такой любви?

Сайидуна Анас передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня, (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522).

В свете этой практики сподвижника, если кто-то сообщает другому, что любит его ради Аллаха (ухиббука фиЛлях), следует ответить: «Ахаббакаллязи ахбабтани ляху», - что означает: «Пусть Всевышний Аллах, ради Кого ты любишь меня, полюбит тебя». Таким образом, вы ответите на эту любовь и сделаете ду’а за этого человека, иншаАллах.

Любовь ради Аллаха Полюбить другого человека ради Аллаха сложно. Да мы и не задумываемся об этом. С праздниками идём поздравлять влиятельных фигур, не думая о том, что твой сосед в это время сидит дома один и о нём никто не помнит. Девушке подбираем жениха из числа тех, кто имеет дом, машину, работу, положение в обществе, красив внешне, не задумываясь о том, что тот, кому отказали, мог быть намного богобоязненнее, уважительнее, даже если он снимает квартиру. Муж сразу спешит развестись с женой, если какая-то мелочь ему не понравилась, он не проявляет терпения и должного уважения, если его чувства к своей жене внезапно "угасли". Да и жена не отстаёт от него в этом плане... Любить кого-то – вторую половинку, членов семьи, друзей – ради Творца значит, делать все необходимое для этого человека, чтобы Всевышний был доволен им. Просить у Милостивого за него, предостеречь от неправильных поступков. Пример: любит муж жену, твердит на каждом шагу про чувства, но вот со временем не устраивает его домашний халат, лишний вес, приелись поступки, быт. И упрекнет ее в этом, выразит свое недовольство. Куда же исчезла любовь? Подобное отношение озвучивается и со стороны девушки к мужу; недолжное внимание, недостаточный заработок... Что тут сказать, намерение у нас слишком запылилось, мы не видим и не хотим увидеть, что в любом деле должна быть любовь только ради Него Единственного, у которого нет сотоварищей – Всевышнего Аллаха. Вместо того, чтобы искать и обрести успокоение в любимом человеке, у нас одни упреки и жалобы. Если искренне любишь кого-то во имя Создателя, то любящий должен стараться быть довольным им, посредством чего добиться Высшего ублаготворения для любимого человека, совершать дуа и просить у Бога верного ему наставления. Одна моя хорошая знакомая, скажем, сестра по вере, говорит: «А что такое любовь? Просто слово, придуманное, чтобы было из чего песни сочинять. Вот мой муж, если что-то понадобится мне, семье, или куда-то съездить, он мне поможет и отвезет, даже если у него нет времени. Или придя домой и видя мой уставший вид, он даже не попросит ужин, а скажет – иди поспи, понимая что дети маленькие, а хлопоты большие... И я в свою очередь стараюсь заслужить его довольство, понимая что, добившись умиротворения мужа, заслужу довольство Аллаха. Прошу у Него умножить его блага. Вот это любовь ради Аллаха. А все упреки насчет цветов, курортов, подарков – просто захламливание своего разума никчемными мыслями. Все это, конечно, приятно и поощряемо по мере возможности и желания. Но ведь молитва и довольство любимого намного приятнее...». В доме не должно понятие «Я хочу» стоять выше семейных потребностей. Если хотим внимания, богатства, отдыха, красоты, то лучше тихо об этом попросить у Всемогущего. И быть может, желания сбудутся, в зависимости от того, насколько сильно мы чего-то хотим и насколько это в воле Всеслышащего. Самое главное – попытаться сохранять спокойствие в семье. Передал аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» («Хадис хасан»). Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал: «Всемогущий и Великий Аллах изрёк: "Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!"» (Тирмизи). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Под любовью ради Аллаха подразумевается любовь к человеку ради довольства Аллаха. Возможны два варианта такой любви:

а) Естественная любовь, появляющаяся из-за вашей любви к Аллаху или вашей любви к исламу. В результате вы естественным образом любите избранных рабов Аллаха. Сюда относится, например, любовь к пророкам (мир им), любовь к сподвижникам (да будет доволен ими Аллах), алимам, хафизам (заучившим Коран наизусть), получающим исламские знания и т. д. Вы храните любовь к этим людям, поскольку они некоторым образом связаны с Аллахом или Его религией, что равносильно наличию любви ради Аллаха.

б) Второй вид любви ради Аллаха – умышленный и сознательный вид любви, когда вы сознательно стараетесь хранить любовь к определенному человеку ради Аллаха. Например, вы храните любовь к мусульманам, поскольку таков один из исламских принципов. Вы относитесь к ближнему мусульманину с любовью и милосердием, ведь так учил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и так поступал он сам. Это видно из хадиса:

لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا، ولا تؤمنوا حتى تحابوا، أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم؟ أفشوا السلام بينكم

Вы не войдете в рай, пока не поверите. И вы не поверите, пока не будете любить друг друга. Хотите, покажу вам то, при практиковании чего вы разовьете любовь друг к другу? Делайте салям (исламское приветствие) распространенным среди вас. (Муслим. Сахих. – № 93, передал Абу Хурейра)

Когда человек обладает такой любовью, это признак того, что он благословлен верой, ведь только человек с истинной верой будет стараться хранить любовь к другим ради Аллаха, несмотря на отсутствие у себя расположения к этим людям. Смысл этого можно лучше понять, если, например, у двух мусульман имеются разногласия, но они, несмотря на это, любят друг друга ради Аллаха.

Так же лишь человек, осознавший ценность веры и хранящий ее, любит все, что напоминает ему об Аллахе и исламской религии, включая избранных рабов Аллаха. Соответственно, это признак его веры. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о человеке, обладающем такой любовью ради Аллаха:

ثلاث من كن فيه وجد حلاوة الإيمان: أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما، وأن يحب المرء لا يحبه إلا لله، وأن يكره أن يعود في الكفر كما يكره أن يقذف في النار

Кто обладает тремя качествами, тот почувствует сладость веры:
а) Аллах и Его посланник любимее ему, чем все остальное;
б) он любит человека лишь ради довольства Аллаха;
в) он боится возвращения к неверию так же, как быть брошенным в огонь. (Бухари. Сахих. – № 16, передал Анас)

Иногда человек сомневается, любит ли он другого мусульманина только лишь ради Аллаха, из-за наличия тесных дружеских или родственных связей. В такой ситуации ему нужно спросить себя: если б этой дружеской или родственной связи не было, любил бы он этого человека ради Аллаха или же относился бы к нему как к врагу и прекратил всякое добро по отношению к нему? Если верен первый вариант, и он все равно любил бы этого человека как мусульманина, то он должен быть удовлетворен тем, что его любовь – ради Аллаха, а то, что это его друг или родственник, лишь дополняет эту любовь и увеличивает ее.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q677

Loading...Loading...