Этикет поста в рамадан. Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать

Начался Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства, но в целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.

Одни относятся к Великому посту с уважением и даже в какой-то мере с восхищением, но сами не постятся, оправдываясь своей неготовностью, немощностью и внешними обстоятельствами. Мол, не поймут и не поддержат родственники, коллеги на работе. Да и привык я каждое утро завтракать бутербродом с колбасой, а как иначе - пока представить сложно.

Другие, не понимая смысла поста, воспринимают его как тяжелую обузу, которую в лучшем случае надо просто пережить, благо сегодня у нас и майонез есть постный, и креветки с мидиями в супермаркете, или, в худшем случае, просто не принимать во внимание, считая, что пост - это чистейшее мракобесие для религиозных фанатиков. Если Бог есть - то какая Ему разница, что я ем: бифштекс или картошку в мундире? А для полного успокоения совести можно еще и словами преподобного старца Амвросия Оптинского прикрыться: «За еду никто не будет в аду».

Однако все это происходит из-за неправильного понимания смысла Великого поста.

Посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель

Во-первых, сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь к израильскому народу, сорок дней постился в пустыне. Так что уже можно с уверенностью сказать, что посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель, который Своим личным примером показал важность и пользу воздержания.

Во-вторых, пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста - не научить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок и гортань, которые не могут поставить на одни весы овсяную кашу и копченую курочку. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.

В-третьих, даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление о посте как о долге или жертве Богу, а не как средстве освобождения и сближения со Христом. Несмотря на то, что в православном святоотеческом учении есть сравнение Великого поста с некой десятиной, которую каждый человек отдает Богу от прожитых 365 дней года, все-таки основная функция поста - освободить человека .

Основная функция поста - освободить человека

Вступая в период Великого поста, христианин должен радоваться тому, что теперь он будет меньше думать о еде. О том, как ее приготовить, так как постные блюда должны быть максимально простыми, о том, как разбирать и мыть груду грязной посуды, которой во время поста должно стать на порядок меньше, о том, где достать деньги на покупку постепенно дорожающего мяса и молочных продуктов. Постящийся человек вообще должен в два раза реже посещать супермаркеты и продуктовые магазины. Если вы поститесь и каждый день озабоченным взглядом осматриваете полки супермаркета с мыслью: «Что же сегодня мне приготовить?», то ваш пост бессмыслен или крайне малоэффективен. Это подобно тому, как если бы вы уехали в отпуск отдыхать у морского берега и вместо того, чтобы плескаться в воде и загорать на солнце, продолжали работать, сидя в номере своей гостиницы.

В-четвертых, чтобы пост не был просто диетой, постящийся человек должен обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода просто располагают к этому. Они пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с греховными страстями и милосердии Бога к человеку. На первой неделе Великого поста читается удивительный по своей красоте и глубине канон преподобного Андрея Критского, который настраивает молящегося на особый покаянный лад. Литургия Преждеосвященных Даров позволяет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощенному грехами и суетой. Все это неотъемлемая часть поста, без которой Великопостный период становится бессмысленной и неподъемной ношей.

Однако многие могут весьма справедливо отметить, что имеют большой дефицит свободного времени. Они постоянно заняты на работе, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху перед очередной рабочей сменой.

Данную проблему можно решить с помощью информационного поста . По статистике, средний житель нашего Отечества каждый день проводит в интернете около трех часов. А если к этому еще прибавить просмотр телепередач и чтение прессы, то получится, что треть своего дня человек тратит на информационные потоки, которые воспринимает как средство отдыха, что весьма спорно. Так как, ежедневно наполняя свою память и сознание информацией, которая чаще всего его лично не касается, человек еще сильнее нагружает свой эмоциональный, психический и духовный фон.

Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы вдвое сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, что бы посмотреть очередную серию топового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, что бы поговорить с Богом о своих проблемах и своей душе.

Таким образом, Великий пост станет действительно не тяжелой обузой, которую можно или пережить, скрепя сердце и стиснув зубы, или просто проигнорировать, как глупость недалеких религиозных фанатиков, а будет тем заветным ключом, который сможет открыть коробку суеты и греховных привязанностей, в которую запакованы современные люди. Чтобы радоваться Воскресшему Христу, мы сами должны воскреснуть.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас – быть может, вы станете богобоязненными» (аль-Бакъара 2: 183).
Всемогущий и Премудрый Аллах когда повелевает или предписывает Своим рабам, какое-либо законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость, потому что общая мудрость Аллаха в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, и выявляет тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто не будет повиноваться Ему. Однако в этом аяте Аллах упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав: «быть может, вы станете богобоязненными».
Что же такое «богобоязненность» (ат-такъуа)? Талькъ ибн Хабиб сказал: “Когда возникает смута (фитна), гасят ее с помощью богобоязненности”. Его спросили: “А что такое богобоязненность?” Он ответил: “Богобоязненность – это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на награду от Аллаха. Богобоязненность – это оставление непокорности Аллаху, на основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха”. Ибн аль-Мубарак 1343, Ибн Аби Шайба 30356.
Са’ид ибн Джубайр говорил: “Поистине, страх перед Аллахом – это то, что становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха (зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много читает Коран!” Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 4/276.
Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил божественную мудрость в предписании поста, сказав: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье». аль-Бухари 1903.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Тот, кто совершил то, что сказано в этом хадисе, не будет вознагражден за свой пост!” См. “Фатхуль-Бари” 4/117.
Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает совершать грехи, лгать и сквернословить, то Аллах не обращает внимания на отказ человека от еды, питья и близости с женой. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле слова, то Аллах Богат и абсолютно ни в чем не нуждается. См. “Итхафуль-Кирам” 187.
Мудрость в повелении поститься не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься, высказыванием: «быть может, вы станете богобоязненными» . Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное.
Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его поста, кроме голода». Ибн Маджах 1690. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Это означает, что Аллах не подразумевал, возложив обязанность поститься, которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья и супружеской близости. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему, и среди этого — ложь в словах и делах.
Таким образом, нам становится ясно, что пост – это не только воздержание от пищи и питья, но также и отказ от таких запретных дел, как: злословие, сплетни, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые всем известны. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост – это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия!» Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1082.
Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост – это не только физические действия, известные всем, как принятие пищи, питья и совокупление. Пост состоит не только в том, что бы воздерживаться от этого. Поэтому некоторые из ученых разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории. Многие проповедники, увещевающие людей во время Рамадана, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Но они должны уделять основное внимание также и второй категории вещей, нарушающих пост.
Что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от еды, питья и половой близости, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это – не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Всемогущий Господь указывает в Своем высказывании: «быть может, вы станете богобоязненными».
Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые обесценивают пост, и это — то, о чем редко говорят проповедники и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.
Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления пророка (мир ему и благословение Аллаха) касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му’аза ибн Джабаля передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против тебя». ат-Табарни в “аль-Кабир” 2/73. Хадис достоверный.
Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: “Я соблюдаю пост”, как сказано об этом в хадисе: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь”». аль-Бухари 1904, Муслим 1151.
Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Глаза троих, в Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещенного Аллахом». Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 1/297. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2673.
От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пост – это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!» аль-Хараиты в “Макаримуль-ахлякъ”. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Ихъя” 1/354.

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания.

Фото Сергей Рыжков

– Ваше Блаженство, Троицей или Пятидесятницей закончился Пасхальный цикл. Мы начали с этой недели новый отсчет. Чем отличается этот период от других годичных циклов?

– Святая Церковь родилась на Пятидесятницу и именно после этого праздника начала активно действовать и проповедовать, подобно этому и в церковном богослужебном круге после Пятидесятницы идет новый отсчет каждого следующего воскресного дня, в который, кроме тайны Воскресения, часто вспоминаются знаменательные евангельские события или события из христианской истории. В первое воскресенье, к примеру, вспоминается Собор Всех Святых, во второе - Всех Святых, в земле Русской просиявших, и так далее.

– 27 июня начинается Петров пост. Относительно поста можно часто услышать, что, мол, в наш нервный век пост является дополнительным стрессом. Чем полезен пост современному человеку?

– После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост - это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс.

– Как правильно подготовиться к посту всем желающим? Что можно делать в пост, что нельзя?

– В посту мы ограничивам себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально. Если человека, который долго курит, заставить бросить курить, то у него начинается психоз, какие-то неприятные изменения в организме. Но это не говорит о том, что человеку нужно курить, в данном случае недомогания - всего лишь положительная реакция на исцеление.

– Что может случиться с теми, кто не постится?

– Постящийся человек имеет личный опыт преодоления различных житейских трудностей и искушений, а непостящийся лишен такого опыта. Желаю, чтобы все мы обогащались опытом духовной борьбы, через которую идем к духовному совершенству. К этому сегодня призывает нас Святая Церковь - через благословение на Петровский пост. Нужно помнить и то, что когда человек присоединяет к телесному посту еще и духовный, то у него начинается особо интенсивное духовное развитие, восхождение от степени к степени, или как говорит Святая Церковь, духовное совершенство, которое начинается на земле и продолжается вечно в небесной жизни.
– И последний, личный вопрос. Есть ли у Вас образец для подражания?

– Все мы, христиане, стараемся подражать нашему Спасителю и Творцу, ведь каждый человек имеет в себе Бога: только человек рождается, Божество уже освящает и наполняет его. Некоторые святые имели возможность увидеть Божество даже собственными глазами: при этом они были переполнены внутри Божественным светом, который, собственно, и расширил их сердце и душу до того, что они смогли увидеть Самого Бога. Правда, таких людей было очень мало, среди них - преподобный Силуан Афонский, которому явился Сам Спаситель. Когда Господь несколько отдалялся от Святого, преподобный Силуан тяжело страдал, что больше не видит Христа во время молитвы, которая давалась ему теперь безмерно труднее. Преподобный Силуан является образцом для подражания, ибо он показывает нам, как трудом и молитвой мы должны приблизиться ко Христу еще в земной жизни. Другой образец святости, очень полезный для современного человека, преподобная Мария Египетская, которая из великой грешницы через труд, молитву и покаяние стала великой святой. Мы не способны к таким подвигам, но должны знать, что когда человек постепенно, от поста к посту, от постного дня к постному дню, старается воздерживать себя, держать в рамках Божественного закона, он тоже приходит в свою меру совершенства и сподобляется милости от Бога и тут, на земле, и на Небе - в вечном Царствии.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Д ля чего установлено правило поста, в чем его польза? Почему пост называют Великим? Должен крещеный человек поститься? Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Кто определяет постящемуся степень строгости поста? Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или постоянная молитва? Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост? Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или еще не решился на этот духовный подвиг?

Ниже мы публикуем ответы священника Александра Пикалёва, давшего интервью газете Слово:

1 . Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

С лово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение.

Пост — это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место, где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост — это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост — это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям

2. Почему этот пост называют Великим?

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию и по значению и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

3. Должен ли каждый крещеный человек поститься?

Если говорить о посте, как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами.

Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа.

Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому, если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста.

4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды.

Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 24)

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например, по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав — это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями.

Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал».

Еще Антоний Великий, основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель — это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха.

Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну, это все равно, что есть только тогда, когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология.

Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений — это оскорбление хозяину и устроителю торжества.

Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем, что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы.

Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

Прежде всего, ясно понимать, что пост — это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более, чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: «вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца». На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту.

Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6).

Loading...Loading...