Какая вера, религия и ритуалы в Германии? Религия в Германии – есть ли она.

Со времен франков, когда святой Бонифаций "крестил" Германию, эта страна официально считалась христианской, и практически все ее жители исповедовали христианство. После Тридцатилетней войны на территории государства приобрело значительное влияние протестантское движение Мартина Лютера, и в итоге в период с XVII по начало ХХ века в Германии были две государственные религии - католицизм и протестантизм (евангелизм). В начале ХХ века в законодательство государства были внесены существенные изменения, и сейчас, согласно Конституции, Германия является светским государством, в котором и не оказывает влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Такой закон был принят в 1919 году, и с этого времени граждане и гости Германии могут сами решать, какую веру исповедовать и какие церкви посещать.

Религия в современной Германии

В современной Германии, как и более столетия назад, большинство жителей исповедуют католицизм и протестантизм, однако также большой процент граждан этой страны считают себя атеистами. Постоянно увеличивающееся количество иммигрантов из восточной Европы, ближнего Востока и некоторых стран Азии и Африки также повлияло на религиозную ситуацию в Германии - в государстве значительно вырос процент людей, исповедующих ислам, буддизм и иудаизм. Если проанализировать религию Германии в процентном соотношении верующих разных конфессий, картина будет примерно следующей:

  • адепты Римско-католической церкви - 37%
  • протестанты (евангелисты, баптисты и др.) - 35%
  • люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к одной конфессии и атеисты - 20%
  • мусульмане - 3.5%
  • адепты иудаизма - 0,4-0,5%
  • верующие, исповедующие другие религии - прибл. 4%.

Интересно, что религия в Германии существенно зависит от территориального признака, так как в восточной части страны преобладает количество атеистов и агностиков, а в западной - христиан. Причина такому явлению кроется в исторических событиях, происшедших в ХХ веке, а именно - в оккупации восточной части Германии СССР. Когда после поражения во Второй мировой войне восточная часть Германии перешла под власть СССР и на этой территории была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), здесь повсеместно насаждалась советская идеология, отличавшаяся нетерпимостью к религии. В ГДР в послевоенное время распространялась атеистическая идеология, поэтому немцы, живущие на этой территории, постепенно перенимали такое мировоззрение, отказываясь от веры.

Западная Германия, Федеративная Республика Германии (ФРГ) в послевоенное время не так зависела от внешних факторов, как ГДР, поэтому здесь сохранись и традиции, и религия Германии. После падения Берлинской стены, разделяющей ФРГ и ГДР, в 1989 году произошло объединение восточной и западной Германии, однако насаждение в ГДР атеизма на протяжении более 40 лет не прошло бесследно. Поэтому несмотря на тот факт, что с 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ, значительная часть людей, проживающих на территории, бывшей оккупированной СССР, до сих пор являются сторонниками атеистического восприятия мира.

Что касается людей, исповедующих ислам, иудаизм и , они в основном проживают в крупных городах Германии. Это объясняется тем, что большая часть этих людей являются иммигрантами, приехавшими из других стран в поисках лучшей жизни. Иммигранты селятся в больших городах, так как в них проще найти работу, поэтому закономерно, что сейчас во всех мегаполисах Германии есть общины выходцев из других государств, и члены этих общин соблюдают традиции своей родины и исповедуют традиционную для них религию.

Роль религии в жизни гражданского общества Германии

В современном мире значительно снизилась по сравнению с тем влиянием, которое оказывали религиозные структуры на жизнь государства еще сто лет назад, однако нельзя сказать, что религия Германии совершенно не влияет на жизнь граждан этого государства. В мегаполисах и небольших городках Германии построено очень много церквей и храмов, и многие жители страны (особенно западной ее части) регулярно посещают богослужения. Рождество и Пасху, религиозные праздники, празднуют все немцы, причем как верующие, так и агностики и атеисты, ведь эти два великих праздника давно стали считаться всенародными.

Немаловажно, что в Германии до сих пор сохранился церковный налог, который платят все члены религиозной общины. Средства, собранные таким образом, тратятся на обеспечение нужд общины и на благотворительность, которой занимаются все религиозные организации. В школах Германии все дети в зависимости от своего вероисповедания изучают католическую или протестантскую религию. Однако те ученики, которые не исповедуют христианство, имеют право не ходить на такие уроки, а вместо них посещать уроки этики.

В целом, общество Германии очень толерантно, поэтому немцы лояльно относятся к верующим людям, исповедующим любую религию. Несмотря на то, что в последние десятилетия в Германии появилось достаточно много религиозных сект и , наличие четкого разделения государства и религии, а также установленные законом рамки, жестко ограничивающее вмешательство религии в частную жизнь каждого члена гражданского общества, позволяют разным религиозным конфессиям мирно сосуществовать в одном государстве.

Государственная религия в Германии в наши дни отсутствует, при этом порядка 70% граждан этой страны считают себя христианами, которые относятся к протестантской и католической конфессии приблизительно в равном соотношении. Остальные 30% жителей исповедуют другие религии или остаются атеистами. С давних времён христианство в Германии играло одну из важнейших ролей жизни в общественной жизни. Своё распространение в Германии христианская религия начала с 800 года. Священным Римским императором тогда стал Шарлемань. И именно его правление усилило связь Рима и немецкого государства. Позже, обосновавшийся на северо-востоке страны в XIII веке рыцарский орден Тевтонцев, захватил подавляющее число земель, на которых проживали балтийские народы язычников, активно обращая их в христианскую римско-католическую веру. Однако с началом Реформации в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям Витгенбергской церкви знаменитый протест против роскошеств и излишней пышности церкви, Германию стала захватывать волна протестантизма. Стать полностью протестантской страной Германии помешала Тридцатилетняя война, которую инициировал Священный Римский император с рядом протестантских областей на юге Германии. Результатом войны двух конфессий стало то, что в южных регионах страны до настоящего времени католицизм остался главенствующей религией. Количество католиков в Пассау и Регенсбурге превышает 80%.

Хотя с 1919 года религия в Германии отделена от государства конституцией страны, фактически она продолжает играть весьма заметную роль в жизни её жителей.

Так, к примеру, благодаря многим религиозным праздникам, установлены общегосударственные выходные дни. Кроме того, из-за значительного религиозного влияния в стране, подавляющее большинство магазинов и торговых центров Германии по воскресеньям не работают. По мнению чиновников страны, по воскресеньям немцы должны посещать церковь и уделять свободное время семье, а не беспокоиться о каких-либо покупках. Для немецких школ обязательным является урок религии. Родители могут выбрать для своих детей уроки католического или протестантского уклона. Те, кто является атеистом или исповедует другую веру, должны вместо уроков религии посещать занятия по этике.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

«Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Карл Маркс

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

При абсолютной доминанте в местной немецкой среде лютеранства, течения евангельских христиан, в том числе баптистов, мы не исключаем принадлежности части немецкой общины региона к католической церкви. Нам не удалось выявить соответствующие опубликованные и архивные документы. Поэтому пока основным источником информации по этому сюжету являются «свидетели века» - уроженцы и жители региона в рассматриваемый период.

Нами собран блок предметной информации в Лельчицком районе, где, как отмечалось, и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в немецкой среде сильные позиции занимало баптистское течение. Полученные данные свидетельствуют, что часть немцев в этом микрорегионе были католиками.

Так, А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил, что немцы в д. Средние Печи были католиками, собирались отдельно в специальном доме и молились там. Признавали они и православие. Праздновали как католические, так и православные праздники. При общении в октябре 2004 г. он изложил другую версию: «Былі праваслаўныя». Кладбище было совместное, отличий в похоронах не было. «Так як і ў нас...». Данная путаница, очевидно, связана не только с особенностями памяти, но и с размытостью этнической самоидентификации респондента. С его слов, он – сын немца и полячки, сам – «поляк».

По информации других местных старожилов, немцы д. Ветвица были католиками, ходили молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная ситуация подается и применительно к д. Дубницкое. При этом респондент добавляет, что немцы и поляки праздновали католические праздники, остальное население – православные.

Смешанное восприятие и понимание религиозной жизни довоенных немцев предстает в воспоминаниях жителей д. Дубравки. С одной стороны, немцы были католиками, посещали костел в Лельчицах. И вместе с тем, отмечается, что при крещении взрослые немцы «бросались в воду». В доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны свидетельства и других местных жителей.С их слов, в д. Дубравки немцы принимали крещение следующим образом. Бросали друг друга в озеро и кто больше находился под водой, тот был более достойным. Немцы собирались отдельно от остального населения в специально отведенном для молитв доме и молились там. Божественные песни сопровождались звуками гармони. И вместе с тем респонденты заявляют, что по вероисповеданию эти немцы были католиками. Анализируя данные материалы необходимо отметить искусственное смешение респондентами в единый религиозный анклав местных немцев – евангельских христиан и католиков.

Атеизм власти и Вера немцев

В целом немецкое население Мозырщины в 20-е годы проживало достаточно устойчивой общиной с наличием необходимых структурных составляющих – саморегуляции, восполняемости, этноконфессионального единства и хозяйственной общности. Информационные связи как необходимый фактор функционирования данного этнокультурного комплекса реализовывались в личных контактах сообщников, общении с внешним миром по религиозной линии, через миграционный процесс, переписку с родственниками и т.п.

По официальным данным в Анзельмовском сельсовете в 1924 г. «98% населения являются активными членами в исполнении религиозных обрядов».

Некоторое время у верующих немцев были иллюзии о хотя бы терпимом отношении советской власти к религии, о возможности даже организации религиозных колхозов. Однако реалии вульгарного воинствующего атеизма убеждали в обратном.

Атеистическая работа, проводимая властью средствами агитации и пропаганды, результатов не давала. Эта часть советской официальной культуры для немцев была не приемлема. К тому же эффективность данной работы изначально не могла быть значимой в силу отсутствия соответствующих подготовленных работников, тем более – немецкоязычных. Официальная антирелигиозная работа и религиозная жизнь немцев в 20-е гг. реализовывались в параллельных мирах. По данным Мозырского окружного отдела ОГПУ на 1926 г. «председатель Березовского сельсовета Ябс крайне религиозен, каждое воскресенье ходит в кирху, участвуя в оркестре [лютеранском. – В.П.]». В этом же году, как свидетельствует Мозырский окрисполком, Анзельмовский сельсовет «ходатайствовал об отпуске земли для строительства кирхи и для личного пользования пастору».

Власть усиливает ограничительно-репрессивный нажим на церковь. В 20-е гг. руководители немецких религиозных общин лишаются избирательных прав. В 1929 г. в записке, адресованной пастору Улле в Житомир и перехваченой органами ОГПУ, А.Герзекорн от имени Березовской лютеранской общины выражал «большую печаль», что пастор не может посетить общину в связи с наложенными на него большими налогами. «Настают для нас – христиан все более и более трудные времена. Чем дальше, тем больше усиливаются преследования против духовенства. … Мы совершенно ошеломлены, думая, что станется со всей христианской верой». В начале 30-х гг. отмечаются случаи самоуправства местного начальства. Так, в 1933 г. советско-партийное руководство Наровлянского района отметило как факт «голого администрирования» в антирелигиозной работе «закрытие и опечатание немецкой церкви председателем Березовского сельсовета».

В 1935 г. местные молитвенные дома, кирхи («баптистско-лютеранские дома») немецкого населения, как и религиозные храмы других конфессий, были закрыты («переданы под культурные учреждения»).

В этих условиях немцы как могли, латентно и открыто, противостояли официальному антирелигиозному насилию.

Проживание в иноэтнической среде требовало от немцев внутриэтнической консолидации, чтобы не ассимилироваться в национально-культурном плане, не «раствориться» в окружающем населении. Традиционная этноконфессиональная культура в целом, особенно религия, выполняла функцию социально-этнического интегратора. В религии, наряду с языком и традиционным бытом, проявлялась и сохранялась этничность немцев. Сетования властей в конце 20-х – начале 30-х годов на «национально-религиозное единство немцев», их «национальную сплоченность» объясняются провалом попыток расколоть немецкое население по надуманному «классовому принципу», противопоставить интересы экономически беднейшей части немцев («бедняков») и зажиточной («кулаков»). Развертывание «классовой борьбы» в деревне являлось одним из основных действенных механизмов большевистской власти при проведении политики коллективизации сельского хозяйства – одного из экспериментов «социалистического переустройства» общества. Однако в немецкой деревне это не прошло. «У нас кулаков нет, мы все бедны» – заявляли немцы. «Слабое классовое расслоение у большинства национальных меньшинств и совсем слабое у немцев» – отмечалось по ведомству высшего государственного органа – ЦИК БССР в начале 1931 г. Немцы не пошли на навязываемую им подмену реального этнического родства социальным раздором в их среде. «На собраниях немцы называют друг друга братьями, хотя и не являются баптистами. ... Заявляют, что все равны» – указывал в 1932 г. проводивший здесь советскую работу слушатель Коммунистического университета национальных меньшинств Запада (Москва). В немецкой среде религия была настолько сильна, естественна и национально-окрашена, что он отмечал: местные немцы «пытались меня снова обратить, не слушая, что я коммунист, в верующего». Мотивировка – «мол, все-таки немец, бывший лютеранин».

Как немецкое население все более становилось для властей «неудобным этносом», так и власть для немцев все более олицетворялась с насилием.

Верования древних германских племен были преимущественно связаны с аграрными культами. По-видимому, в эпоху военной демократии Вотан, древний бог мертвых, занял в германской религии место верховного божества. Но в народном представлении он на протяжении столетий сохранил характер злого духа и вождя мертвых, оказав влияние на создание образа дикого охотника (см. раздел «Фольклор»).

Христианство начало проникать к германцам из Рима в IV в. (готы и вандалы, лангобарды и др.); в конце V в. оно распространилось среди франков. Горячими поборниками новой религии были короли и аристократия - христианское вероучение с его проповедью покорности и терпения помогало закрепить их власть. В пределах Германии - у тюрингов, баварцев, саксов и др.- христианство распространилось позже - главным образом в VIII в. Франкские короли навязывали его насильственно, иногда самыми кровавыми методами; например, Карл Великий казнил тысячи саксов, не желавших креститься. Германская церковь была подчинена римскому папе.

Понемногу новая религия стала проникать в сознание народа. Церковь искусно приспосабливалась к старым народным обычаям и обрядам, включала языческие праздники в свой календарь.

В раннее средневековье распространение христианства в Германии сыграло некоторую положительную роль. Первые школы в стране были открыты при монастырях. Возникли конфессиональные школы. Лишь в конце средневековья в городах были созданы светские латинские школы. Во времена непре- кращающихся феодальных распрей некоторое успокоение вносил обычай «божьего мира» (treuga Dei ) - запрет воевать в определенные дни недели и в праздники. Однако против «язычников» и «еретиков» сама же католическая церковь вела кровавые войны. Особенно отличались жестокостью духовнорыцарские ордена Тевтонский и Ливонский, огнем и мечом распространявшие христианство среди народов Прибалтики (пруссов, латышей, эстонцев) и в итоге поработившие их.

Церковь, созданная Лютером, не признавала власти римского папы и была подчинена земельным князьям. Феодалы использовали победу Реформации для усиления своей власти, поэтому многие из них помогали распространению нового учения. Реформация охватила почти все немецкие земли, вплоть до Баварии и Австрии. Но контрреформация, возглавленная иезуитами, вернула католицизму обширные области на юге Германии и в Альпах. Стараясь подчинить своему влиянию широкие народные массы, прежде всего городские сословия и дворянство, иезуиты поставили себе на службу литературу, искусство, в особенности зодчество («иезуитский стиль») и музыку- преимущественно оперную. Церковные праздники, шествия, даже проповеди сопровож- , дались театральными эффектами. Монашеский орден капуцинов сосредоточил свои усилия на завоевании для католицизма широких угнетенных слоев народа. В противоположность этому, протестантская церковь - лютеранская и реформатская - отвергала старые народные обычаи и прежде всего осуждала народный театр. На протестантском Севере народные обычаи, сохранившие отголоски языческих верований, и игры находились под запретом.

По Аугсбургскому миру 1555 г., заключенному между католиками и протестантами после многолетних религиозных войн, вероисповедание"подданных определялось местным князем: «чья власть - того и вера» («cujus regio ejus religio »). Таким образом, смена династии могла привести к смене вероисповедания в стране. Переход князя в протестантство открывал ему возможность секуляризации церковных владений и часть феодалов не удержалась от этого соблазна, приняв лютеранское учение («аугсбургское исповедание»).

Кальвинистская церковь завоевала в Германии меньше приверженцев, чем лютеранская. Кальвинисты сейчас имеются лишь в Восточной Фрисландии, в близком соседстве с Нидерландами, а также в Рейнланде и Пфальце (отдельные группы). Это потомки переселенцев из Нидерландов в XVII- XVIII вв. и французских гугенотов.

В эпоху просвещения (XVIII в.), когда возрос культурный уровень населения, имели место поиски новых, более тонких форм религии. На этой почве возникла, например, идеология деизма (религии, не признающей догматов и обрядов), а также масонское движение, распространившееся среди аристократии многих европейских стран, вюм числе и Германии. Но народ понимал масонов по-своему. Таинственностьцеремониймасонских лож и тот факт, что члены этих лож были людьми состоятельными и даже богатыми, создали в народе уверенность, что масоны - союзники черта и колдуны. Католическая церковь решительно боролась с масонами.

Среди католического населения имелись ультрамонтаны-сторонники неограниченной власти папы. Во времена фашизма делались попытки создать свою собственную «германскую» религию, отмежевавшись от христианства.

В наши дни в ФРГ преобладает римско-католическое вероисповедание в Баварии, Бадене, Рейнланде, Саарской области, Вестфалии; евангелическо- лютеранское - в Вюртемберге и Гессене. В ГДР, наоборот, среди верующих больше протестантов - в Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии, Тюрингии.

По данным переписи 1946 г., 59,2% населения всей Германии были лютеранами, 35,2%- католиками. Несмотря на значительные миграции в годы войны и после войны, по-прежнему юг и юго-запад страны остались преимущественно католическими, восточные и северные районы-преимущественно протестантскими. По данным 1950 г., в ФРГ исповедовали католицизм -45,2% верующих, протестантизм (евангелизм)- 51,2%; в ГДР 87% всех верующих принадлежали к лютеранско-евангелической церкви. Кроме последователей этих двух официальных религий, имеется небольшое число сектантов (адвентистов и др.). Процент атеистов невелик (5,1% в 1939 г.), хотя все время возрастает. Кроме того, нужно отметить, что большая часть населения (особенно лютеране) исповедуют религию лишь формально, по традиции.

Церковь всегда употребляла свое влияние для усиления патриархальности, немецкой семьи и общины. Священники воздействовали на умы прихожан проповедями, притчами и читая с кафедры рассказы для народа.

Как у католиков, так и у протестантов духовные лица занимали руководящее положение в общине; к католическому священнику относились с особым почтением. По народному поверью, священник самим принятием духовного сана приобретал магические способности; обет безбрачия и целомудрия наделял его особым ореолом. При засухе, непогоде от священника ждали чудесной помощи. Он должен был изгонять повинных в бедствиях ведьм и чертей. Священников приглашали помочь больным, особенно душевнобольным, которых считали одержимыми дьяволом. Особой славой заклинателей пользовались капуцины. В случаях, когда требовалось совершить магические"действия, даже протестантское население обращалось к католическим священникам. Однако многие священники, прежде всего католические, навлекали па себя презрение верующих, порицавших ихзаскупость, стяжательство и развращенность. Эта критика отразилась в народной поэзии, особенно в многочисленных широко распространенных «поповских шванках» (см. раздел «Шванк»). У католиков эти старинные шванки бытовали в неизменном виде почти вплоть до настоящего времени. У протестантов они подверглись переделкам - в них стали высмеивать евангелических пасторов. Характерна социальная направленность этих шванков - в них дьячок всегда превосходит пастора умом и остроумием. В бюргерских шванках духовенство уличалось в необразованности. Литературную и публицистическую обработку антиклерикальные мотивы этих шванков, приобрели в сочиненных учеными-гуманистами «Письмах темных людей» (начало XVI в.).

В областях восточнее Эльбы, особенно в земле Мекленбург, где до 1945 г. преобладали юнкерские владения, помещик занимал одновременно и господствующее положение в церковном приходе. От него зависело назначение приходского священника. Но зависимое население (сельскохозяйственные рабочие) часто не признавало назначенных помещиком священников, в чем проявлялось сопротивление юнкерам.

Протестантское и католическое духовенство всегда принимало активное участвие в политической жизни страны. Основное ядро церкви, особенно высшее духовенство, поддерживало самые реакционные правительства, в том числе и гитлеровскую диктатуру. Например, епископ Ди- белиус, до 1962 г. стоявший во главе немецкой лютеранской церкви, в своих книгах и статьях горячо оправдывал с «христианской» точки зрения зверства нацистов, их политику провокаций и завоевательных войн, всячески возвеличивал Гитлера. После войны тот же Дибелиус изо всех сил поддерживал реваншистско-милитаристскую политику канцлера Аденауэра. Католическая церковь, тесно связанная с Ватиканом, всегда сохраняла независимость от Цравительства. В годы нацизма некоторые католические деятели даже подвергались преследованиям. Но большинство католического духовенства поддерживало фашистскую власть, особенно после того как папа Пий XI заключил с Гитлером конкордат.

В настоящее время католическая церковь в ФРГ представляет собой мощную реакционную силу, всемерно поддерживающую реваншистскую политику боннского правительства. Католическая партия ХДС, возглавляемая Аденауэром, стоит у власти. Кардиналы, прелаты, епископы деятельно участвуют в политической жизни, часто выступают в печати, руководят выборными кампаниями, опираясь на широкую сеть католических орденов (152 религиозных ордена), используя в своих целях приходское духовенство, католические союзы и объединения. Колоссальны богатства католической церкви и связанных с ней организаций: в их руках - банки, акционерные компании.

Католические организации охватывают широкие слои населения - рабочих, мелкую буржуазию, крестьянство, женщин, молодежь. Самые крупные из этих объединений - Католическое рабочее движение Западной Германии, Христианско-социальное содружество в Объединении профсоюзов Западной Германии, Союз ремесленников-католиков, Союз католических торговых объединений, Союз германской католической молодежи, Германский союз женщин-католичек, Христианская рабочая молодежь, Католическое движение земледельцев, Католическое движение сельской молодежи в Союзе католической молодежи и др.

Католическая церковь в ФРГ располагает целой сетью учебных заведений. 244 католических газеты и журнала общим тиражом до 9 млн. экземпляров систематически ведут религиозную пропаганду. Ежегодно выходят з свет сотни книг, брошюр и прочих изданий религиозного содержания.

Католическая церковь пользуется и другими способами воздействия на массы, особенно охотно- традиционными праздниками, которым духовенство старается придать форму торжественных импозантных зрелищ. Пышные процессии в день праздника тела господня, когда сотни священников и монахов во главе с кардиналом и епископами в богатых облачениях под колокольный звон и пение проходят по городским улицам, собирают сотни тысяч зрителей. В таких крестных ходах участвуют члены правительства, высшие чиновники, парламентарии, члены религиозных организаций и толпы верующих. Помимо ежегодных повсеместно устраиваемых церковных праздников в некоторых местностях ФРГ сохраняется традиция религиозно-театральных торжеств. Самое известное из них - пасхальные мистерии, которые раз в четыре года устраиваются в баварской деревне Обераммергау силами местных жителей - крестьян. Эти мистерии широко известны, и на представления стекается множество верующих и туристов не только из других областей страны, но и из-за границы,

В ГДР гарантирована свобода религии. В отличие от ФРГ, здесь нет конфессиональных школ, преподавание религии в школе отменено. Церковь отделена от государства.

На вопрос Какая вера в Германии? заданный автором Ирина Ланская лучший ответ это Традиционные религии Германии - это Христианство и Иудаизм.
Большая часть немецкого населения официально принадлежит к Христианской конфессии: Евангелическо-Лютеранская 32% (преимущественно северная, восточная и центральная Германия) , Римско-католическая церковь 31,7% (западная и южная Германия) , Православная церковь 1,14% и небольшая доля верующих из христианских сект.
Германия была христианизирована в эпоху франков, "святую политику" провел основатель империи - Карл Великий.
Реформация проводилась с начала 16-го века в Германии и Швейцарии, ее инициаторами выступили Мартин Лютер, Ульрих Цвинглис и Иоганнес Кальвин. Она сформировала религиозный ландшафт на всем немецкоязычном пространстве.
Законом ФРГ закреплена свобода мышления, совести и религии.
Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных землях
Римско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население - католики.
Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения: Ислам - 1,7%, Новоапостольская Церковь - 0,5%, Греческая Православная Церковь - 0,4%, Свидетели Иеговы - 0,2%, Православная Церковь - 0,2%, Иудаизм - 0,06%.
Германия - светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Ответ от Осовелый [активный]
Католицизм.


Ответ от Consul [гуру]
католики


Ответ от Европейский [активный]
Большынство католики, но если такими темпами Россия будет туда валить то православие будет доминировать:))


Ответ от Простегать [эксперт]
евреи они еврее.


Ответ от НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА [гуру]
на первом месте католики, потом лютеране, потом православные, ну и дальше мусульмане и прочие


Ответ от Великолепная [гуру]
Протестанство и католизизм.
А ещё там много сект.


Ответ от Ирина [гуру]
В Германии существет множество самых разнообразных религиозных конфессий, самые многочисленные: католицизм (более 25 млн), протестантизм (более 24 млн), ислам (более 3 млн), новоапостольская церковь (более 360 тыс), помимо этого, ещё более 80 различных вероисповеданий. К русской православной церкви принадлежат более 150 тысяч. Эти данные на конец октября этого года.
Кстати, я Вам послала (правда, на немецком) полную информацию.

Loading...Loading...