Канке виктор андреевич. В

Annotation

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы. Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Введение

1. Античная философия

1.1 Античная натурфилософия

1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля

1.3. Эллинистическая философия

2. Средневековая философия

3. Философия нового времени

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.2. Философия от Декарта до Канта (XYII–XYIII ВВ.)

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) Гегель против Канта

4. Философия наших дней

4.1. О состоянии современной философии

4.2. Феноменология

4.3. Герменевтика

4.4. Аналитическая философия

4.5. Постмодернизм

4.6. Философия в России

4.7. Восточная философия

5. Основания философствования

6. Философия человека, общества и истории

6.1. Философия человека

6.2. Философия общества

6.3. Философия истории

7. Философия как аксиология

7.1. Учение о ценности

7.2. Философия искусства

7.3. Философия практики

8. Философия познания и науки

8.1. Философия познания

8.2. Философия науки

9. Философия языка

10. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

11. Философия природы

12. Второй пол и философия

13. Философия образования

Заключение. Философия в современном мире

Приложение 1

Приложение 2. Советы студентам

Приложение 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей)

Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов(в хронологическом порядке)

Приложение 8

Приложение 9. Выдающиеся философы xx века

Литература

Словарь-указатель

Именной указатель

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому термину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Москва - Обнинск сентябрь 1998 г.

Введение

Что такое философия?

Смысл слова «философия»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Два примера философствования

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее - философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, прон...

Основы философии Канке Виктор Андреевич

В. А. Канке Основы философии

В. А. Канке

Посвящаю моим родителям

Из книги Семь стратегий достижения богатства и счастья автора Рон Джим

Из книги 7 стратегий для достижения богатства и счастья (Золотой фонд mlm) автора Рон Джим

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Из книги Основы христианской культуры автора Ильин Иван Александрович

13. Общие основы После всего раскрытого и установленного вряд ли у непредубежденного исследователя может остаться сомнение в необходимости обновленной и углубленной постановки всей проблемы внешнего понуждения. Верный ответ возможен только тогда, если верно поставлен

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

Из книги Философия и история философии автора Ритерман Татьяна Петровна

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Избранные произведения. Том I автора Спиноза Бенедикт Барух

Раздел второй ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ

Из книги Системная философия автора Телемтаев Марат Махметович

Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА, ДОКАЗАННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ 1 ПЕРЕВОД С ЛАТИНСКОГОПОД РЕД. В.В. СоколоваRENATI DES CARTESPRINCIPIORUMPHILOSOPHIAEpars I et IImore geometrico demonsrataeperBenedictum de SpinozaAmstelodamensemПРЕДИСЛОВИЕБлагосклонного читателя приветствует Людовик Мейер. По единодушному мнению всех, кто в

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Глава 1. Основы системной философии Естественному отбору, определившему собой всю предбиологическую, а затем и биологическую стадию эволюции, подвергались не те или иные способные к репликации полинуклеотиды и даже не возникавшие под их влиянием белки – ферменты, а

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

Глава I. Основы философии. Предмет философии Чтение – вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Понятие философия возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей, в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Кстати, подобное

Из книги Философские идеи Людвига Витгенштейна автора Грязнов Александр Феодосиевич

Б. Сущность философии с точки зрения положения философии в духовном мире До сих пор мы индуктивным путем выводили черты сущности философии из фактов, носящих название философии, и из понятий о них, как они образовались в истории философии. Эти черты привели нас к функции

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Основы алгоритмов Как точно определить понятие алгоритма, или машины Тьюринга, или универсальной машины Тьюринга? Почему эти понятия играют одну из главных ролей в современном представлении о «мыслящем устройстве»? Есть ли какие-нибудь абсолютные ограничения на

Из книги автора

Интерпретация философии Г.Фреге и Л.Витгенштейна в метафизическом направлении аналитической философии Третье направление в развитии аналитической философии мы связываем с возрождением традиционно философской проблематики, когда философа интересует не только

Из книги автора

5. Индийский путь (Духовная культура Востока, основы восточной философии) Шри Рамакришна Жарко и душно было вчера. Вдали громыхали грозовые тучи. От подъема на каменистое Ширет Обо кое-кто приустал. Уже направляясь к стану, мы заметили вдалеке огромный вяз-карагач,

5-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 200 7. - 376 с .

М. : Логос, 200 1. - 272 с .

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Формат: doc / zip (2007 , 376с.)

Размер: 436 Кб

RGhost

Формат: doc / zip (2001 , 272с.)

Размер: 380 Кб

/ Download файл

Формат: chm / zip (2001 , 272с.)

Размер: 1 86 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip (2001 , 272с.)

Размер: 2 21 Кб

/ Download файл

Краткое содержание по изд. 2007 , 376с.
Введение
Что есть философия?
Часть 1. История философии
Глава 1.1 Античная философия
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 1.5 Философия XVIII в.
Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
Глава 1.9 Русская философия
Часть 2. Систематический курс философии
Глава 2.1 Метафилософия
Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории
Глава 2.5 Философия природы
Глава 2.6 Философия науки
Глава 2.7 Философия техники
Глава 2.8 Стратегия будущего
Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
Литература
Именной указатель

ОГЛАВЛЕНИЕ по изд. 2001 , 272с.
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 5
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ» 5
Два примера философствования 5
Научность Философии 6
Эстетичность, чувственности Философии 6
Практичность, или моральность Философии 6
Философия как реализация полноты жизни человека 7
Функции (ЗНАЧИМОСТЬ) Философии 7
Назначение Философии 8
Основные выводы 8


PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 8
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 8
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ 8
Где возникла философия и почему? 8
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет 8
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ 8
Единое - это материальная субстанция 9
Единое - это числа. Пифагор 9
Многое не существует. Сюрпризы элеатов 9
Единое - это атомы и пустота 10
Подведение итогов. Натурфилософия 10
1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 11
Философия Сократа 11
Философия АРИСТОТЕЛЯ 13
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ новую эпоху 14
Кинизм (цинизм) 14
Эпикуреизм: счастье - это умеренное наслаждение 15
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом 15
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 15
Неоплатонизм 15
Судьба античной философии 16
Основные черты античной философии 16
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 16
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 16
Основные библейские идеи философского значения 17
Сущность Бога 17
Можно ли доказать существование бога? 18
Да или нет? Верующий или атеист? 18
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 18
3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 18
Два центра: Бог и человек 18
Основные идеи Возрожденческой Философии 18
3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 19
Рене Декарт - основатель Философии нового времени 19
Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК 19
Галилей и Ньютон - гении механики 20
Как получают идеализации? 20
Выработка нового юридического мировоззрения 20
Новации И. Канта 21
3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА 22
Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени 23
Основные выводы 23
4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ 24
4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 24
4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 24
Какую проблему стремится решить феноменология? 24
Феноменологический метод 24
Основные положения феноменологии 25
4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика» 25
Как мы понимаем? 25
Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 26
Основные положения герменевтики 26
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 26
Почему возникла аналитическая философия? 26
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 27
Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат» 27
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 29
Основные положения аналитической философии 30
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ 30
Программа Постмодернистов 30
Деррида: метод деконструкции 30
Лиотар: этика и эстетика возвышенного 31
Основные положения постмодернизма 31
4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 31
Основные положения диалектического и исторического материализма 31
Основные черты русской философии 32
В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» 32
Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК - ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО 33
А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...» 33
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 33
О Философии Запада и Востока 33
Индийская Философия 34
Основные выводы 34


РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 35
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 35
Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 35
Что изучает философия? Мир философии 35
Выбор начала систематического философствования 35
6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 35
6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ 35
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ 36
6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ 37
Основные выводы 37
7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 38
7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 38
Обзор: Философия о человеке 38
Человек - СУЩЕСТВО бессознательное 38
В поисках целостного учения о человеке 39
основные выводы 39
7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 39
Что такое общество? Индивид и общество 39
Социальные действия и их смысл 40
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 40
7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 41
Что выло, что будет? 41
Критика концепции линейного развития общества 42
Единство и многообразие истории 42
Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 42
Основные выводы 42
8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ 42
8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 42
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях? 42
Как измеряют ценности? 43
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель 44
Будьте терпимыми друг к другу! 44
8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 45
Что такое КРАСОТА? 45
Обзор: как искали красоту 45
8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ 46
Что такое практика? 46
Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 46
В чем состоит ценность практики? Наши дни 48
Что такое добро? Как его измерить? 48
Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 49
Обзор: этика ответственности 50
Основные выводы 50
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ 50
9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ ДВА ТЕРМИНА 50
Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 50
Чувственное познание и различные философии 51
Рациональное познание 52
Обзор: как искали понятие 52
Единство чувственного и рационального познания 53
Память и Воображение 53
Интуиция 53
Творчество. Таланты и Гении 54
Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное 54
Три концепции истины 54
Шкала Истинности 55
Обзор: как искали истину 55
Вчувствование. Объяснение. Понимание 55
9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 55
Что такое наука? 55
Эмпирический уровень научного познания 56
Теоретический вровень научного исследования 56
Методы научного познания 57
идеалы науки. этика ученого 57
Обзор: Философия и наука 58
Религия и наука 58
Основные выводы 59
10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 59
ЯЗЫК - СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ 59
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ 59
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 60
Обзор: современное философское понимание языка 61
Практическое и Коммуникативное назначение языка 61
Основные выводы 62
11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 62
О становлении философии техники 62
Обзор: интерпретации природы техники 62
Техника и Этика 63
О пользе моральных кодексов 63
12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 64
Что такое природа? 64
Обзор: исторические формы отношения человека к природе 64
Синергетика - наука о сложном 64
Как все было? Был Большой взрыв 65
Уровни организации природы 65
Пространство и Время 65
Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 66

Приложение 1. Курс Философии в таблицах 67
Таблица 1. Четыре эпохи в философии 67
Таблица 2. Античная философия 67
Таблица 3. Средневековая философия 67
Таблица 4. Философия Нового времени 67
Таблица 5. Философия XX века 67
Таблица 6. Философия о человеке 68
Таблица 7. Философия об обществе 68
Таблица 8. Три главные ценности 68
Таблица 9. Философия о красоте 68
Таблица 10. Философия о добре 69
Таблица 11. Три концепции чувственного познания 69
Таблица 12. Что такое рациональное познание? 69
Таблица 13. Три современные концепции истины 70
Таблица 14. Что такое истина? 70
Таблица 15. Уровни научного исследования 70
Таблица 16. Три теоретических метода 70
Таблица 17. Философия языка 71
Таблица 18. Философия техники 71
Таблица 19. Философия природы 71
Таблица 20. Второй (неприродный) пол 72
Таблица 21. Две интерпретации образования 72
Таблицы как в книге 72
Приложение 1. Курс Философии в таблицах 72
Таблица 1. Четыре эпохи в философии 72
Таблица 2. Античная философия 72
Таблица 3. Средневековая философия 73
Таблица 4. Философия Нового времени 73
Таблица 5. Философия XX века 73
Таблица 6. Философия о человеке 73
Таблица 7. Философия об обществе 74
Таблица 8. Три главные ценности 74
Таблица 9. Философия о красоте 75
Таблица 10. Философия о добре 75
Таблица 11. Три концепции чувственного познания 76
Таблица 12. Что такое рациональное познание? 76
Таблица 13. Три современные концепции истины 77
Таблица 14. Что такое истина? 77
Таблица 15. Уровни научного исследования 77
Таблица 16. Три теоретических метода 77
Таблица 17. Философия языка 77
Таблица 18. Философия техники 78
Таблица 19. Философия природы 78
Таблица 20. Второй (неприродный) пол 79
Таблица 21. Две интерпретации образования 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 80
Античность до н.э. 80
Возрождение и Новое время 80
Новейшее время 80

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

5-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2003. — 376 с. — (Новая университетская библиотека). — ISBN 5-94010-004-Х.Качество: Отсканированные страницы 600 dpi + обработка сканов + слой распознанного текста.
Учебник "Философия" доктора философских наук профессора В.А.Канке выдержал несколько изданий и приобрел широкую известность. В числе достоинств книги - соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, возможность вариативного подхода к преподаванию и изучению философии в зависимости от профиля учебного заведения, доступность изложения, а также полнота справочного аппарата. Это современный учебник, освещающий не только историю мысли, но и актуальные философские проблемы.Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века. Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.Введение. Что такое философия?
Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.
Практическая ориентация философии. Моральная функция философии.
Назначение философии.
О смысле дальнейшего изложения.История философии.
Античная философия.
Милетская школа философии.
Школа Пифагора.
Гераклит и элеаты.
Атомисты. Левкипп и Демокрит.
Школа Сократа.
Софисты.
Платон.
Аристотель.
Философия эллинизма.
Эллиническая наука.
Философия Римской империи. Неоплатонизм.
Характерные черты античной философии.
Средневековая философия.
Философия и теология.
Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
Креационизм.
Провиденциализм. Время.
Символизм. Средневековая герменевтика.
Реализм, номинализм, концептуализм.
Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
Общество и природа.
Средневековая теодицея.
Патристика и схоластика.
Характерные черты средневековой философии.
Философия эпохи Возрождения.
Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии.
Человек — творец, художник.
Гуманизм.
Философы эпохи Возрождения.
Характерные черты возрожденческой философии.
Европейская философия XVII в.
Философия Бэкона.
Философия Декарта (картезианство).
Галилей и Ньютон: создание теоретической механики.
Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка.
Философия Лейбница.
Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Европейская философия XVIII в.
Историческая справка.
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Философия в Германии. Кант и Фихте.
Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
Об изъяне проекта Просвещения.
От философии Гегеля к дидактическому материализму.
Философия Гегеля.
От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса.
От философии жизни к герменевтике.
Философия жизни.
Экзистенциализм и фундаментальная онтология.
Феноменология Гуссерля.
Герменевтика.
Аналитическая философия.
Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн.
Логический позитивизм.
Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун.
Лингвистическая философия Витгенштейна.
От структурализма к постмодернизму.
Структурализм.
Мишель Фуко: философия дискурсивных практик.
Жак Деррида: деконструктивизм.
Жан Лиотар: постмодернизм.
Русская (несоветская философия).
Историческая справка.
От славянофильства к религиозно-этическому искательству.
Философия западников.
Евразийство.
Революционизм: революционные демократы, народники, анархисты, марксисты.
Философия В.С.Соловьева.
Русская философия в XX в.
Характерные черты русской философии.
Философия советского периода.
Подъем знамени ленинизма (1917-1930).
Сталинизм в философии (1930-1956).
Расцвет марксистско-ленинской философии (1957-1975).
Застой в развитии марксистско-ленинской философии (1976-1991).
Увядание марксистско-ленинской философии (1991-2000).
Философия в постсоветской России.
Восточная философия.
О философии Запада и Востока.
Индийская философия.
Китайская философия.
Заключение к курсу История философии. Систематический курс философии.
Учение о бытии.
Проблема существования.
Виды бытия.
Многообразие и единство бытия.
Пространство и время.
Диалектика, диалог, диспут, дискурс.
Изменение и развитие. Закономерности.
Философская антропология и гносеология.
Философия о природе человека.
Четыре сферы бытия человека.
Природа психических функций человека, способность познавать мир.
Чувственное познание.
Рациональное познание. Мышление.
Единство чувственного и рационального познания.
Творчество. Интуиция. Память. Воображение.
Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.
Что есть истина?
Объяснение, вчувствование, интерпретация, действие, понимание.
Ценность. Философия как аксиология.
Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.
Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Философия языка.
Единство и многообразие языков. Метаязык.
Формализованный язык. Машинные языки.
Знаковая форма языка. Философия как язык.
Философия культуры. Культура и цивилизация.
Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное.
Философия практики.
Добро. Три этики. Личность, проблема свободы и ответственности.
Смысл человеческого бытия.
Образование.
Философия общества и истории.
Пути понимания природы общества.
Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества.
Общество и его структура.
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад-Россия-Восток.
Философия природы.
Исторические формы отношения человека к природе.
Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума.
Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.
Философия науки.
Что такое наука?
Эмпирический уровень научного познания.
Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов.
Становление научной теории и рост теоретического знания.
Теоретические методы.
Наука в поисках истины.
Идеалы науки. Этика ученого.
Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.
Философия техники.
Происхождение и природа техники.
Основные проблемы философии техники.
Техника и этика.
Человек в информационном обществе.
Стратегия будущего.
Человек во Вселенной.
Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Заключение. Философия в современном мире.
Приложения:
Курс философии в таблицах.
Философские открытия.
100 вопросов на понимание курса философии.
Советы студентам.
Требования (федеральный компонент) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».
Программа курса философии.
Примерное почасовое планирование курса философии.
Методические заметки (для преподавателей).
Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке).
Литература.
Словарь-указатель.
Именной указатель.

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствует требованиям Государственного обязательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы.


Оглавление
От автора 3
Введение. Что такое философия? 5
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 17
1. Античная философия 19
1.1. Античная натурфилософия 19
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля 26
1.3. Эллинистическая философия 37
2. Средневековая философия 46
3. Философия Нового времени 52
3.1. Философия эпохи Возрождения 52
3.2. Философия от Декарта до Канта
3.3. Философия от Гегеля до Ницше
4. Философия наших дней 70
4.1. О состоянии современной философии 70
4.2. Феноменология 72
4.3. Герменевтика 75
4.4. Аналитическая философия 81
4.5. Постмодернизм. 94
4.6. Философия в России 96
4.7. Восточная философия 103
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 111
5. Основания философствования 113
6. Философия человека, общества и истории 118
6.1. Философия человека 118
6.2. Философия общества 123
6.3. Философия истории 128
7. Философия как аксиология 133
7.1. Учение о ценности. 133
7.2. Философия искусства 139
7.3. Философия практики 145
8. Философия познания и науки 158
8.1. Философия познания 158
8.2. Философия науки 173
9. Философия языка 187
10. Философия техники 198
11. Философия природы 207
12. Второй пол и философия 216
13. Философия образования 224
Заключение. Философия в современном мире 228
Приложение 1. Курс философии в таблицах 229
Приложение 2. Советы студентам 241
Приложение 3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 242
Приложение 4. Программа курса философии 243
Приложение 5. Примерное почасовое планирование курса философии
Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей) 250
Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) 255
Приложение 8. Великие философы (до XX века) 256
Приложение 9. Выдающиеся философы XX века 261
Литература 266
Словарь-указатель 272
Именной указатель 278


ОТ АВТОРА
.

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, Канке В.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Loading...Loading...