). Либретто оперы «Таис» (Массне Ж.) Кробила, Миртала, актёры и актрисы

Опера в трех действиях Жюля Массне на либретто (по-французски) Луи Галле, основанное на одноименном романе Анатоля Франса.

Действующие лица:

ТАИС, куртизанка (сопрано)
АТАНАЭЛЬ, молодой монах-отшельник (баритон)
НИКИАС, молодой александриец (тенор)
ПАЛЕМОН, старый монах (бас)
СЛУГА НИКИАСА (баритон)
КРОБИЛЬ, рабыня (сопрано)
МИРТАЛЬ, другая рабыня (меццо-сопрано)
АЛЬБИНА, аббатисса (контральто)

Время действия: IV век нашей эры.
Место действия: Александрия и окружающая ее пустыня.
Первое исполнение: Париж, театр «Гранд-опера », 16 марта 1894 года.

«Таис» всегда считалась оперой, рассчитанной, что называется, на звезду, то есть произведением, которое имеет наибольший успех, когда дается в исполнении эффектного - как в певческом, так и в сценическом отношении - сопрано в главной партии. Массне сочинил ее в расчете на пленительную Сибилу Сандерсон, парижанку американского происхождения, вызывавшую всеобщее восхищение. В Соединенных Штатах (а также и во Франции) эта роль в сознании любителей оперы в течение многих лет неразрывно связывалась с прославленной певицей и актрисой Мэри Гарден.

Сюжет оперы основан на одноименном романе Анатоля Франса, великого французского писателя, славившегося своей неподражаемой иронией. Этот сюжет, кстати, не стоит путать с историей другой Таис - той, по наущению которой Александр Великий поджег дворец в Персеполе. Таис Александра закончила свою жизнь царицей Египта, тогда как у героини Анатоля Франса оказалась совершенно другая судьба.

Анатоль Франс дважды в разное время обращался к этому сюжету и написал два его варианта - оба в прозе. Но когда Луи Галле задумал сделать на этой основе либретто, он отважился на эксперимент и создал нечто такое, что сам назвал poesie melique - своего рода ритмизированную прозу или, если угодно, поэзию, не подчиненную метрике и ритму, но которая легко может ложиться на музыкальные фразы. Это оказалось хорошей идеей и в данном случае наилучшим решением. Однако в то время Галле со своим новшеством не нашел подражателей, и только недавно либреттисты вновь обратились к аналогичным идеям.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1 происходит в пустыне неподалеку от Фив, на берегах Нила. Группа монахов-отшельников пребывает за своей вечерней трапезой, состоящей из хлеба, салата, листьев иссопа, меда. Их глава, Палемон, погружен в молитву. Входит Атанаэль, один из монахов. Он весь запылен и измучен: он совершил далекий путь из Александрии, города, в котором он родился. Там восторжествовал дьявол. И ужаснее всего то, что одна куртизанка и актриса - Таис - своей неотразимой красотой развращает молодежь. Атанаэль страстно желает вновь отправиться в Александрию и спасти ее, вырвав ее из рук дьявола. Палемон мягко пытается убедить молодого монаха, что лучше для него было бы думать о своем собственном деле. Но когда все уходят и молодой монах остается один, он вновь видит Таис - на сей раз она предстает перед ним как видение: полуобнаженная, она танцует перед толпой, точно так, как он видел это в Александрии.

Необычайно взволнованный, Атанаэль вновь зовет своих друзей-монахов. Он говорит им, что непременно должен тут же вновь отправиться в город. И, несмотря на повторные увещевания Палемона, юноша уходит. Сцена завершается тем, что монахи молятся за него, а он тем временем удаляется все дальше и дальше.

Сцена 2. Атанаэль вновь в Александрии. Изящная музыка вступления убеждает слушателя в том, насколько это место приятнее, чем суровая пустыня. Атанаэль останавливается перед великолепным домом своего старого друга Никиаса. Но монах остается совершено равнодушным к виду этого ненавистного ему богатства. Появляется Никиас. Он со всей искренностью сердечно приветствует Атанаэля. И когда молодой отшельник говорит ему о цели своего визита, Никиас восклицает: «Замечательно!» Таис теперь как раз его любовница, и он дает в ее честь пир - это их прощальный праздник. Атанаэль непременно должен присутствовать на нем, считает Никиас, но только одеться ему нужно соответствующим образом, а не являться неопрятным монахом. И вот Никиас призывает двух очаровательных девушек-рабынь, Кробиль и Мирталь, чтобы они омыли Атанаэля и одели его в самые модные александрийские одежды. Девушки в восторге - ведь они находят этого монаха необычайно привлекательным молодым человеком. Исполняя прелестный дуэт, полный веселья, они при этом совершенно преображают юношу и успевают сделать это как раз к приходу гостей, которые являются стремительно и бурно, полные радостного возбуждения. Среди них Таис, обожаемая всеми, самая красивая и очаровательная девушка в городе. Ненадолго она остается наедине с Никиасом и простодушно, но при этом несколько сентиментально, говорит ему, что это их последняя встреча - ведь у него нет больше денег содержать ее. В том, как она высказывает это свое довольно циничное отношение, цинизма, собственно, и нет - ведь условие их встреч было оговорено с самого начала. Таковы правила игры, и Никиас не оспаривает их.

Таис, однако, поражена обликом Атанаэля. Никиас говорит ей, что его друг пришел для того, чтобы обратить ее в христианство. Таис, влекомая - против своей воли - к Атанаэлю, говорит ему, что верит только в силу любви - той любви, которую она исповедует. Но Атанаэль, почти в буквальном смысле, угрожает ей спасением. Это приводит актрису в негодование, и она на глазах Атанаэля начинает сбрасывать с себя одежды, дабы продемонстрировать любовь Афродиты. Глубоко шокированный Атанаэль убегает со сцены в тот момент, когда Таис, с триумфом взяв верхний ре бемоль, восклицает: «Только осмелься приблизиться ты, который отвергаешь Венеру!»

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Таис в своем собственном великолепном доме. Она необычайно красива. Но она устала - устала от той жизни, которую ведет как актриса и как куртизанка. Ее страх - она говорит нам о нем в длинной сцене, в которой она остается одна - состоит в том, что с возрастом она потеряет свою привлекательность. И она молит о вечной красоте - молит то единственнное божество, которому она благодарна - богиню любви Венеру.

Затем следует дуэт Таис и Атанаэля, в котором он пытается убедить ее отказаться от греховной жизни ради жизни святой. Он говорит ей - поначалу его доводы оказываются тщетными - о различии между ее любовью и той, которую испытывает он - о различии любви земной и любви небесной. На это она отвечает, что знает только один язык любви - поцелуи. Атанаэль, однако, продолжает убеждать ее, и в какой-то момент они возносят свои молитвы одновременно: он - христианскому Богу, она - Венере. Неожиданно он сбрасывает с себя роскошные одежды, в которые его облачил его друг Никиас, и предстает перед ней как монах во власянице. Она испугана - теперь она понимает, что вечная жизнь может прийти только с той верой, которую исповедует Атанаэль. И когда она теперь слышит за дверями комнаты полное страсти пение Никиаса, она отсылает своего любовника прочь. Атанаэлю она также приказывает уйти - она должна остаться одна, чтобы все осмыслить и обдумать. Она все еще в смятении, ее мысли путаются. Сцена завершается, когда Таис впадает в истерический смех.

Ее мысли, когда она остается одна, передаются музыкой знаменитого «Размышления» («Meditation»), которая звучит в тот момент, когда меняются декорации.

Сцена 2. Целую ночь Атанаэль лежит на ступенях у дверей дома Таис. В начале сцены слышатся затухающие звуки веселой музыки александрийского празднества. Обращение Таис в христианство произошло. Она выходит из своего дома, готовая отправиться с Атанаэлем, чтобы вести теперь святую жизнь. Он обещает взять ее с собой в монастырь, но первое, говорит он, что она должна сделать, это уничтожить все свое богатство, нажитое в грехе. Она согласна, но одну вещь очень хочет сохранить - это маленькая статуэтка Эроса, бога любви. Таис поет о ней трогательную арию («L"amour est une vertu rare» - «Любовь истинная добродетель»). Но Атанаэль с силой швыряет статуэтку о землю и разбивает ее. Таис, подчиняясь, готова следовать за ним. Неожиданно врывается Никиас и с ним целая толпа его друзей-гуляк. Пока Таис и Атанаэль отсутствуют, эта толпа поет и танцует; в оркестре в это время звучит знаменитая балетная музыка из «Таис». В самом конце этого оркестрового эпизода возвращается Атанаэль, приветствуемый его друзьями. Но когда вслед за ним появляется Таис, облаченная теперь лишь в шерстяную тунику, они приходят в негодование. Неужели Атанаэль уводит с собой в пустыню их великую царицу красоты? Никогда этому не бывать - и толпа в пьяном возбуждении нападает на монаха. Никиас, однако, оказывается на высоте положения. Он отвлекает толпу тем, что разбрасывает золотые монеты. И когда Таис незаметно ускользает со своим святым наставником, он кричит ей вслед: «Прощай! Память о тебе всегда будет в моей душе!» Он и в самом деле прелестный чувствительный юноша, этот Никиас. Только сейчас он обнаруживает, что Таис и Атанаэль подожгли дом, который теперь весь охвачен пламенем.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1 начинается тем, что Таис и Атанаэль странствуют по безводной пустыне; Таис совершенно измучена усталостью и жаждой. Когда они достигают оазиса, Таис хочет только одного отдыха; ее хрупкое тело не может вынести такого наказания. Сначала Атанаэль суров с нею: святая жизнь, согласно его убеждению, требует умерщвления плоти. Но вскоре он замечает, как изранены ее ноги, и его сердце переполняется чувством сострадания. Он омывает ноги Таис и отправляется на поиски плодов и питья для нее. Пока оркестр исполняет музыку «Meditation», она молится христианскому Богу, вознося ему благодарность.

Возвращается Атанаэль. Он приносит фрукты и воду. Вместе с Таис они поют нежный дуэт. Восстановив силы, они намереваются продолжить свой путь. Они достигают монастыря, монахини которого сердечно встречают Таис. Во главе процессии монахинь аббатисса монастыря Альбина. Монахини поют латинскую молитву Господу. Атанаэль заботливо передает Таис аббатиссе; Таис же нежно прощается с человеком, спасшим ее душу. «Adieu, mon pere» («Прощай, мой отец») - ни разу за всю оперу она не произнесла собственного имени Атанаэля. И вдруг - впервые - Атанаэль ясно осознает, что он любит Таис и что никогда больше он не сможет увидеть ее. Вопль отчаяния вырывается у него из груди, когда монахини удаляются, уводя с собой Таис.

Сцена 2. Анатоль Франс был большим сатириком и несравненным насмешником. Парадокс этой истории в том, что великая выразительница земной любви - Таис - становится христианской святой, в то время как великий выразитель самоотречения в любви небесной - Атанаэль - в конце концов отвергает эту любовь ради земной любви к грешнице. В сцене, которая почти всегда опускается как необязательная, Атанаэль борется с искушением в своей лачуге отшельника, но посещающее его видение умирающей Таис заставляет его бежать к ней, чтобы увидеть свою возлюбленную в последний раз.

Сцена 3. Атанаэль является в монастырь; он успевает прийти вовремя. Три месяца Таис умерщвляла свою плоть. И вот теперь она лежит и умирает. Альбина и другие монахини оплакивают ее как самую святую из них всех. Измученный страданиями, вбегает Атанаэль. Умирающая Таис узнает его, но теперь тщетны его попытки убедить ее, что истинная любовь - это любовь между человеческими существами, любовь земная. «Вернись, о Таис, к жизни, в мир наслаждений, и будь моей!» - обращается к ней с мольбой Атанаэль. Когда вновь слышится мелодия «Meditation», Таис уверена, что видит ангелов и самого Бога, готовящихся принять ее на небе. Взбунтовавшийся монах совершенно сражен: он видит грешницу, обращенную им в христианство, умирающей смертью святой.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Эта опера Массне, хотя и менее популярна, чем «Манон» и «Вертер», относится к его лучшим сочинениям. Мелодический дар композитора здесь предстает в полном блеске. Особенным успехом пользуется знаменитое «Размышление» из 2 действия (Meditation).

Русская премьера состоялась в Харькове (1908). В 1913 опера была поставлена в оперном театре Зимина в Москве. В 1998 новую постановку осуществил Покровский в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Дискография: CD - EMI. Дир. Маазель, Таис (Силс), Атанаэль (Милнс), Никиас (Гедда).

Лирическая опера в 3 действиях. Либретто по одноименному роману Анатоля Франса написано Л. Галле.
Первое представление состоялось 16 марта 1894 года в Париже.

Действующие лица:
Атанаэль, отшельник, баритон
Нициас, молодой философ, тенор
Палемон, старый отшельник, бас
Таис, куртизанка, сопрано
Альбина, настоятельница монастыря, меццо-сопрано

Первое действие. Первая картина - «Фивы». В одном из уголков бескрайней египетской пустыни, неподалеку от Фив, высятся стены мрачного монастыря. В нем нашли свое убежище монахи-отшельники. Среди них выделяется красивый монах Атанаэль. Он только что вернулся из столицы Египта Александрии. Там на него глубокое впечатление произвела знаменитая куртизанка и танцовщица Таис. Атанаэль вспоминает, что некогда знал ее. Тогда Таис была совсем другой - скромной, простой девушкой. Атанаэль хочет убедить красавицу изменить свою порочную жизнь.

Мечтая, Атанаэль засыпает. Но и во сне он видит Таис на сцене театра Александрии в образе обольстительной Венеры. Проснувшийся Атанаэль решает немедленно отправиться в Александрию и сделать все возможное, чтобы вернуть распутницу на честный путь.

Вторая картина - «Александрия». Атанаэль пытается проникнуть во дворец Таис, но слуга куртизанки прогоняет скромного монаха. В это время появляется старый друг Атанаэля - Нициас, один из любовников Таис. Атанаэль посвящает друга в свои замыслы, но Нициас лишь высмеивает его. Монах, однако, твердо стоит на своем: он хочет обратить Таис на путь истины. В конце концов, Нициас обещает ему свою помощь. Он приказывает невольникам облачить Атанаэля в богатые одежды, чтобы тот мог явиться перед Таис.

На веранде дворца собираются гости. Внимание Таис привлекает необычное в ее обществе серьезное поведение чужестранца. Незнакомец говорит, что пришел спасти ее от греха, указать ей путь к будущей счастливой жизни. Таис смеется. Она любит только настоящее, будущее ее не интересует. Однако незнакомец заинтересовал куртизанку. Таис приглашает его прийти к ней на следующий день.

Второе действие. Первая картина - «У Таис». Атанаэль еще раз убеждает куртизанку, пока не поздно, раскаяться в своем греховном поведении и посвятить себя праведной, святой жизни. Он угрожает гневом и местью господа, умоляет, обещая всепрощение. Во время своей проповеди Атанаэль с ужасом замечает, что чары красавицы начинают действовать на него. Таис испугана всем, что сказал ей Атанаэль: таких слов она еще никогда в жизни не слыхала ни от кого. Атанаэль видит, что его слова произвели желаемое действие. Еще немного усилий, и его попытка окончится полным успехом. Вдруг с улицы доносятся веселые голоса. Таис узнает голос зовущего ее Нициаса. Но ни призывы Нициаса, ни проповедь Атанаэля не трогают ее теперь. Таис хочет остаться одна. На прощанье монах говорит куртизанке: - Утром на рассвете я буду ждать тебя на пороге твоего дворца.

Вторая картина - «Перед домом Таис». В утренней предрассветной мгле у дворца Таис Атанаэль ожидает молодую женщину Он уверен, что она придет. И действительно, убежденная его словами, раскаявшаяся в греховной жизни, Таис покидает свой дом. Богатый наряд куртизанки она сменила на скромное платье. Таис говорит Атанаэлю, что готова раздать все свои богатства и последовать за ним. Желая удостовериться в искренности ее заверений, Атанаэль настаивает на том, чтобы Таис уничтожила все свои драгоценности. Она согласна на все.

С ночного пиршества возвращаются веселящиеся гуляки во главе с Нициасом. Они пытаются увести с собой Таис. Чтобы уничтожить всякую возможность возврата Таис к прежней жизни, Атанаэль поджигает дворец куртизанки. Приятели Нициаса собираются убить монаха. Видя, какой опасности подвергается друг, Нициас отвлекает внимание толпы, разбрасывая пригоршни золотых монет. Алчная толпа, забыв обо всем на свете, с жадностью бросается на деньги. Пользуясь этим, Таис и Атанаэль убегают.

Третье действие. Первая картина - «Оазис». В монастыре Белых Сестер, расположенном в одном из оазисов пустыни, беглецов встречает настоятельница Альбина. Здесь Атанаэль укрывает обращенную им Таис, поручая ее заботам Альбины.

Вторая картина - «Фивы». Вернувшийся в свой монастырь Атанаэль не находит себе покоя. Он понял, что всеми его поступками руководила не возвышенная любовь к богу, а земная любовь к Таис. Она снится ему по ночам то в образе веселой танцовщицы, то в образе святой монахини, умирающей в заточении от тоски и неволи.

Третья картина - «Смерть Таис». Измученный сновидениями и страхом за жизнь Таис, Атанаэль возвращается в монастырь Белых Сестер. Таис, действительно, при смерти: бледная, изнуренная, лежит она в постели. Таис глубоко поверила в то, что поступила правильно, посвятив себя богу. Напрасно Атанаэль старается вернуть ее к действительности, к жизни, обещает ей любовь и счастье. Охваченная религиозным экстазом, Таис глуха к его словам. Она думает только о небе, смерть ее не страшит, это - желанный конец, к которому она стремится. Таис умирает. Атанаэль, сраженный горем, падает у ног своей любимой.

Опера французского композитора Массне в трех действиях. Либретто Л. Галле по одноименному роману А. Франса.

Главные персонажи: Таис (сопрано), Атанаэль (баритон), Никиас (тенор).

Отшельник Атанаэль отправляется в Александрию, чтобы спасти душу куртизанки Таис, развращающей своей красотой народ. Придя в город, Атанаэль укрывается у старого друга, богача Никиаса. Праведник пытается наставить куртизанку на путь истинный. Она готова следовать за ним в пустыню. Жители города хотят растерзать Атанаэля за то, что он хочет лишить их Таис. Только вмешательство Никиаса, забросавшего толпу золотыми монетами, спасает отшельника.

После мучительных странствий в пустыне приводит Атанаэль куртизанку в монастырь, где ее радостно встречают монахини. Оставив девушку в обители, Атанаэль неожиданно осознает, что не может жить без нее. Его душа не знает покоя. Однажды Атанаэля посещает видение: ему кажется, что Таис умирает. Он устремляется в монастырь, чтобы в последний раз взглянуть на нее. Увидев умирающую девушку, Атанаэль молит ее вернуться к жизни и соединиться с ним, но Таис уже не слышит этого. Она мертва. В отчаянии Атанаэль припадает к стопам умершей.

Е. Цодоков

Внешне следуя литературному источнику, опера, по существу, противоположна ему в идейном отношении. Франс показывает изуверство отшельника Пафнутия, отвергающего земные радости, противопоставляет этому фанатику-аскету простодушную гетеру Таис, полную веры в земное счастье. Она-то и становится святой, в отличие от Пафнутия, приходящего к полному краху. В опере все сведено к попытке монаха Атанаэля вернуть Таис на праведный путь, в результате которой монах воспылал к обращенной грешнице земной любовью, тогда как она познала радость истинной веры. Атанаэль - всего лишь любовник, оплакивающий в финале смерть возлюбленной. На основе религиозной проблематики Массне создал театрально эффектную оперу.

Духовная цензура в России долго не пропускала «Таис» на сцену; первое представление было осуществлено 13 марта 1907 г. в Петербурге на сцене Большого зала консерватории итальянской антрепризой К. Гвиди и А. Угетти (Л. Кавальери - Таис, М. Баттистини - Атанаэль), на русской сцене - 7 февраля 1908 г. в Харькове антрепризой М. Максакова под управлением Л. Штейнберга. Когда в 1912 г. опера была поставлена в петербургском Народном доме (М. Кузнецова-Бенуа - Таис), консервативная печать обрушилась на спектакль за кощунство.

Loading...Loading...