Монастырь пантократор. Монастырь Пантократор: расположение, история основания, интересные факты, фото

Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы.

В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117). Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что уже в XI веке вблизи от места, где построен Пантократоров монастырь, находилась небольшая обитель Христа Спасителя. Тем не менее, исторические источники относят основание монастыря ко второй половине XIV века и связывают его с двумя братьями, Алексием и Иоанном, связанными узами не кровного родства с византийским императором Иоанном V Палеологом, который стал первым крупным благотворителем обители.

Первым большим испытанием монастыря был пожар 1392 года, который вызвал значительные разрушения. И всё же существенные пожертвования от двух братьев, Алексия и Иоанна, и тот факт, что в состав монастыря были включены некоторые более древние небольшие обители, такие как Равдуха, святого Авксентия, Дорофея, Факина, Фалакра, способствовали его восстановлению. Тем не менее, монастырь Пантократор пережил ещё немало бед, таких как экономические тяготы времен турецкого господства, ограбления и еще один разрушительный пожар в 1773 году. В 1948 году его будущее снова оказалось под угрозой из-за пожара, но как и раньше, монастырь преодолел все испытания. И уже совсем недавно, в 1992 году, обитель смогла вернуться к общежительной системе. Её новый настоятель, старец Виссарион (1992-2001), осуществил реорганизацию и способствовал её развитию настолько, что был признан новым ктитором.

Кафоликон обители посвящён Преображению Спасителя (отмечается 6 августа), начало его строительства относится к эпохе основания самой обители. Позже последовали ещё два этапа строительства, которые датируются, соответственно, 1614 и 1847 годами. Растянутое по времени строительство имело результатом то, что, хотя в целом собор в настоящее время относится к классическому афонскому типу, у него имеется при этом одно основное отличие, связанное с удлинением восточной арки и двумя дополнительными сооружениями по углам алтаря.

Изначальная фресковая роспись храма относится ко второй половине XIV века (1360-1370), и сохранившаяся её часть принадлежит, по мнению исследователей, школе Панселина. Несмотря на это, как и в случае со строительством самого кафоликона, фрески также датируются разными историческими периодами, к тому же большей частью они в 1854 году были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Богато украшенный позолоченный резной деревянный иконостас кафоликона создан в 1640 году мастером Хрисанфом Клиендом. В кафоликоне хранится чудотворная икона Богородицы «Геронтиссы» («Старицы»), впечатляюще больших размеров (1,96 х 0,76 м), на которой Божия Матерь изображена в полный рост.

Кафоликон находится на северной стороне двора, а прямо к нему пристроена колокольня обители, возведенная в XIX веке архимандритом Мелетием. Пантократоров монастырь не имеет фиала водосвятия в том виде, как это принято в большинстве обителей Святой Горы.

Трапезная монастыря расположена на первом этаже западного корпуса, её фрески датируются 1748 годом. Кухня находится рядом с трапезной и недавно была отремонтирована. Кельи монахов разбросаны по всем корпусам обители, за исключением восточного. В восточном корпусе расположены архондарик и комнаты для посетителей обители. Пантократоров монастырь имеет свою больницу, аптеку, швейную и иконописную мастерские, а также мастерскую по реставрации реликвий.

К обители относится достаточно много часовен. Одной из наиболее значительных является пареклис святого Георгия Фанеромена, в которой хранится одноимённая икона. Рядом с кафоликоном находится часовня Успения Богородицы с фресками 1538 года, покрытыми новым слоем живописи в 1868 году. Фресками украшены также пареклисы святого Иоанна Предтечи и святого Николая Угодника.

В ризнице и хранилище икон обители имеется исключительно ценная коллекция переносных икон, среди которых и древнейшая переносная икона преподобного Афанасия Афонского, основателя организованной монашеской жизни на Святой Горе, а также очень редкая по тематике икона, на которой изображены Божия матерь с Младенцем и обращённый к Ней святой Иоанн Креститель. Основная часть этой уникальной коллекции находится в хранилище икон, где насчитывается около 700 переносных икон. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, в настоящее время хранится образ Христа Пантократора (Вседержителя), который, по-видимому, была подарен обители её ктиторами, Алексием и Иоанном.

В ризнице хранится также много других замечательных реликвий, одной из самых важных из которых считается византийский эпитафий, также являющийся даром монастырю от его основателей, Алексия и Иоанна. Весьма ценной регалией является покрытый эмалью фрагмент щита святого Меркурия (13-14 век), кроме того здесь имеется немало других реликвий: священные сосуды, кресты и очень редкий керамический фиал освящения XVI века. Наконец, среди важнейших реликвий обители
особое место занимают мощи святых, хранящиеся в богато украшенном железном сундуке XVIII века.

В библиотеке монастыря хранится более 3.500 печатных книг и около 400 рукописей. Точнее, имеется 68 кодексов на пергаменте, три пергаментных свитка XIV века, четыре кодекса на шёлке, 9 арабских рукописей, а также несколько румынских музыкальных кодексов. Но самыми ценными из них считаются пергаментный Псалтирь под номером 61, который является одним из трёх сохранившихся в мире иллюстрированных Псалтирей начала IX века, и пергаментный кодекс под номером 234, так называемое «Евангелие святого Иоанна Коливита», великолепно иллюстрированная рукопись XI века.

Обители принадлежат скит пророка Илии, более чем 30 калив в местечке Капсала, несколько кафизм и достаточное число келлий, среди которых особое место занимают келлия Успения Богородицы, известная и как «Аксион эсти » («Достойно есть»), откуда была взята одноименная чудотворная икона Божией Матери, ныне пребывающая в храме Протат, и исторический бывший монастырь, а в настоящее время келлия, Равдуха (Жезлоносца). Видимо, это самая древняя обитель на Афонском полуострове, основанная в IX веке и с XII по XIV, как минимум, век занимавшая 14-ое место в святогорской иерархии той эпохи.

В монастыре имеется также два значительных акведука, соответственно на север и на запад от него, один из которых представляет собой редкое византийское строение XIV века, второй же датируется XVIII веком.

Пристань обители состоит из нескольких построек, обслуживающих разнообразные потребности монастыря.

Пантократоров монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

09.04.2018

На Корфу можно встретить большое множество удивительных мест. Если вы, планируя свой отпуск, не можете определиться с местом, которое хотите посетить, знайте, что Корфу богат, как природными чарующими местами, так и культурным достоянием. Причем культурные достопримечательности имеют здесь свое разделение.

Можно посетить историческое место вроде площади Спианады, которая по праву считается самой красивой площадью Греции. Она способна погрузить в самобытное настроение Греции, наполненная прекрасными величественными изваяниями, изображающими греческих девушек.

Кроме того, это место окружено сетью местных греческих таверен, которые предлагают погрузиться в гастрономические вкусы Корфу. Эти вкусы отличаются пряными нотками и особой любовью к блюдам из риса, картофеля и макарон. В целом кухня очень напоминает традиционную итальянскую кухню. Вот такой отдых может считаться настоящим культурным времяпрепровождением.

Как и посещение местного дворца, в котором в свое время находилась дача местной королевской семьи. Изучение пышной отделки дворца может быть очень интересным, причем, как взрослым туристам, так и самым маленьким отдыхающим. Также на острове большое количество достопримечательных мест, которые отличаются своим богатым духовным наследием. Пожалуй, они и стали настоящим символом этого греческого острова.

На Корфу можно встретить ни одну местную самобытную небольшую церковь, монастырь или пышный собор. Кроме того, на острове можно встретить много различных крепостей и развалин замков, но это отдельная история. По-настоящему обогатить сердце и погрузить в духовную атмосферу могу монастыри и храмы, которые гостеприимно предлагает посетить Керкира, столица Корфу. Хотя есть и духовные скиты на отдельных островах или пригородах Корфу.

Давайте по порядку поговорим про основные достопримечательности Корфу, чтобы наиболее полно составить картину об этом курорте. А затем перейдем к рассмотрению одного из его духовных мест – монастыря Понтократора.

Плюсы отдыха на Корфу

Корфу – один из самых крупных греческих островов ионической островной группы. Этот остров по праву носит название Изумрудного рая, ведь он утопает в пышной зелени местных фруктовых деревьев. Давайте рассмотрим его яркие особенности.

  1. Корфу славится своим мягким и теплым климатом без множества осадков и засушливого лета. Средняя температура здешней местности составляет около 30 градусов. Поэтому вряд ли вы сгорите на солнце или получите тепловой удар, отдыхая на Корфу.
  2. Здешняя природа радует своими видами и разнообразием. На Корфу вы встретите, как удивительный подводный мир, так и потрясающие наземные пейзажи. В море вы встретите ярких и цветастых жителей, которые, совсем не боясь, будут подплывать к отдыхающим на пляже. Удивительные окраски рыбок, осьминогов, крабов и морских звезд заставляют поверить, что вы попали в передачу Жака Ива Кусто, настолько красив здешний подводный мир. На территории Корфу можно встретить даже крабов, окрашенных в голубую окраску. Поэтому, вооружившись фотокамерой, смело исследуйте местные пляжи, бухты и заливы. Такие морские экскурсии, как никакие другие, понравятся отдыхающим с детьми. Совершенно бесплатно каждый день вы можете наблюдать за подводными жителями, которых природа наделила такими красивыми окрасками. Давайте перейдем к наземной части природы. Она не менее интересная и очаровывающая. Здесь вас встретят целые апельсиновые сады, оливковые и кипарисовые рощи, а также деревья инжира и заросли ежевики. Также на острове можно встретить заросли ежевики. Если вам повезет, то вы сможете нарвать всех этих яств для себя, поэтому обязательно вооружитесь пакетом или какой-то тарой, изучая местные достопримечательные леса. Укрыться в жаркую погоду в этих рощицах просто замечательно. Деревья очень спасают от солнца. Природа является, пожалуй, самой большой достопримечательностью Корфу! Не считая его духовного наследия.
  3. Ну, и, конечно, Корфу богат своими культурными, историческими и духовными достопримечательными местами. Как уже упоминалось выше, каждое из них погружает в свое особое настроение, передавая в целом дух Греции. Во многом, кстати говоря, он связан с древней мифологией, о которой большинство из нас знает с детства. К примеру, на Корфу есть небольшой островок, который носит название Мышиного острова. Считается, что это не что иное, как корабль Посейдона, который разгневанный Посейдон превратил в камень. Это довольно небольшой островок, пройти его вдоль и поперек можно буквально за несколько минут. Кроме того, считается, что именно на Корфу прошла свадьба знаменитых Ясона и Медеи, известных похитителей Золотого руна. Такой остров как нельзя лучше подойдет для красивой свадьбы! Ну, и, конечно, как уже упоминалось, главное достояние острова – это места, передающие духовное наследство Корфу. Многочисленные соборы и монастыри с радостью принимают паломников и простых туристов со всего мира. К примеру, двери знаменитого Храма Святого Спиридона открыты круглые сутки. В эту самую крупную церковь Востока сотнями съезжаются туристы для того, чтобы соприкоснуться с мощами святителя Спиридона. Он был поистине великой личностью, о чем свидетельствуют его многочисленные жизнеописания. Кстати говоря, пышное и даже великолепное убранство храма хорошо свидетельствует об этом. Ведь здесь есть сюжеты из его жизни, которые представлены в виде великолепных медальонов в рамах. Также удивительную духовную атмосферу острова прекрасно передают многочисленные монастыри Корфу. Конечно, ведь в них живут личности, которые соблюдают очень чистые обеты. Именно они и наполняют жизнью эти места.

Монастырь Пантократор на острове Корфу

Этот монастырь расположен на северо-западе столицы Корфу. Название Понтократор в переводе означает Вседержитель.

  • Этому монастырю уже несколько столетий – впервые речь о нем можно встретить в посланиях еще 17 века. Хотя есть мнение, что в ту пору этот монастырь уже был очень неплохо известен.
  • Изначально Понтократор был мужским монастырем. И таким он являлся очень долгое время, вплоть до прошлого столетия. Тогда после небольшого перерыва и не функционирования монастырь возродился. Но только свыше было угодно, чтобы здесь воцарилась женская обитель.
  • У Корфу был свой митрополит по имени Ваена. Он и считается покровителем данного монастыря. Всю свою жизнь он вдохновлял на служение в этом духовном месте и заботился о его состоянии. Также во многом помогали Понтократору и другие духовные наставники. К их числу относятся знаменитые старцы Греции, такие как Паисий Святогорец, а также Кавсокаливит Порфирий. Они долгое время молились за монастырь и помогали его обитателям. Что самое удивительное, два этих старца никогда не были в монастыре. Они лишь вели переписку с матушками, которые являлись послушницами. Но старцы всячески помогали даже на расстоянии. Говорят, что Порфирий писал, что видит этот монастырь своим духовным зрением – в зарослях олив и что до него как будто может даже долетать немного морская пена. И действительно, это живописное описание весьма похоже на окрестности Понтократора.
  • Монастырь Понтократор Корфу, а точнее его собор был построен в 1834 году. В нем есть многочисленные мощи святых личностей. Одно соприкосновение с этими местами уже способно очистить душу и успокоить сердце.
  • Сестры этого монастыря пишут удивительно красивые радостные и яркие иконы. Взгляд на них наполняет сердце особенной духовной радостью и благодатью.
  • Кроме этой возвышенной деятельности послушницы также занимаются написанием книг и выращиванием различных сельскохозяйственных культур. Больше всего здесь выращивают оливки. Хотя основным занятием монахинь, как водится, является уединенная жизнь в поклонении Господу и молитва.
  • Побывать в этом месте очень интересно, вот почему на его территорию водят многочасовые познавательные экскурсии.

Читайте также:

Описание отеля Primasol Louis Ionian Sun 4 посёлка Беницес на острове Корфу в Греции Особенности Влахернского монастыря Керкиры Что представляет собой отель Дассия Бич на острове Корфу? Описание отеля Albatros на Корфу
Особенности отдыха в посёлке Рода на острове Корфу Что и где можно купить в Греции на острове Корфу?

Святой монастырь Пантократор , седьмой в диптихе афонских монастырей, посвящен Преображению Господню .

«Королевский и Патриарший монастырь во имя Господа нашего и спасителя Иисуса Христа «Пантократора» (Господь Вседержитель), стоит у подножия лесного склона, на внушительно скалистом мысе, восходящего примерно на 30 метров над уровнем моря на северной стороне полуострова Афон. Его расположение радует великолепным видом, как в северной части Эгейского моря видеть острова: Тасос, Самотраки, Лемнос; так в юго-восточной стороне видеть резкую вершину великолепной Святой Горы Афон.

В Пантократоре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери - «Старица », или «Геронтисса » (греч. «Γερόντισσα»).

Стоит отметить что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находится икона «Христос Пантократор», полученная из монастыря Пантократора.

Святыни : Паломники могут приклониться к частям мощей одного из учеников Иисуса апостола Андрея Первозданного, частицу Животворящего Креста, мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, часть щита святого Меркурия и других святых.

В получасе ходьбы от монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии , который пренадлежит монастырю.

Престольный праздник монастыря: 6/19 августа, в день Преображения Господня.
Другие праздники: 21/7 (8/7) в день Преподобного Феофила Мироточивого
28/10 (15/10) Собор Отцов Афонских в монастыре Пантократор и
вторник Светлой Недели - литания (крестный ход) с иконой Богородицы Герондисса (Старица).

Паломничество на Афон - Монастырь Пантократор
Чтобы посетить монастырь Пантократор Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей ) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Пантократора а)паромом из поселка Иериссос или из м.Ватопед; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1час 30мин ходьбы, или от м. Ставроникита 1час ходьбы, или от м. Ватопед 2часа 30мин ходьбы.

На северо-восточном побережье греческого полуострова Афон, в двух часах езды от крупного административного центра Карье, находится женский монастырь Пантократор. Возвышающийся на 50-метровой скале и окруженный стеной с прорезанными в ней бойницами, он в былые времена являлся не только крупным духовным центром, но и мощным фортификационным сооружением. Остановимся подробнее на истории этой всемирно известной обители.

События давно минувших веков

Честь основания монастыря Пантократор традиционно приписывается двум греческим аристократам XIII века − стратопедарху (полководцу) Алексею и его родному брату Ивану, удостоенному сана «примикирий», который в те времена означал принадлежность к высшему придворному кругу. Однако многие ученые полагают, что обитель является детищем другого исторического лица − византийского императора Алексия Комнина (1181-1222), ставшего родоначальником династии, правившей затем на протяжении многих десятилетий.

Как одни, так и другие основывают свои утверждения лишь на гипотезах, бытующих в научном мире; первое же документальное упоминание о монастыре относится к 1358 году. Доподлинно известно также, что в 1362 году обитель была расширена и значительно перестроена по распоряжению константинопольского патриарха Каллиста I. В ранний период своей истории монастырь не раз становился местом, где подолгу жили крупнейшие религиозные деятели, такие как фессалоникийские архиепископы Симеон и Феона, а также предстоятель Византийской церкви Каллист II Ксанфопул.

Обитель, размещенная в цитадели

Монастырь Христа Пантократора, что в переводе с греческого языка означает «Вседержителя», в настоящий момент занимает седьмое место в иерархии афонских обителей. Как уже упоминалось выше, за счет особенностей своей планировки, в течение прошедших веков он был способен выполнять функции оборонительного сооружения. С этой целью его внутренняя часть разделена на два обособленных участка. В одном из них расположены различные хозяйственные постройки - гостиницы, мастерские и продовольственные амбары, в другой же, отгороженной мощной стеной, находится главный храм, освященный в честь Преображения Иисуса Христа, трапезная и колокольня.

Первый крупный пожар в обители

Построенный на священной горе Пантократор за долгие века своей истории пережил немало бед. Первой в их длинной череде стал пожар, охвативший его в 1392 году и повлекший за собой разрушение большинства построек. Однако благодаря щедрым пожертвованиям со стороны ряда высокопоставленных греческих и византийских чиновников восстановительные работы удалось завершить в течение года.

Большую роль в деле сыграл и тот факт, что по распоряжению Константинопольского патриарха незадолго до разразившейся катастрофы в состав монастыря Пантократор были включены несколько древних, но мелких обителей, устроенных во имя святых: Дорофея, Авксентия, Фалакра, Факина и Равдуха. Все они имели своих постоянных паломников и жертвователей, которые не преминули откликнуться, внеся посильные суммы в общую кассу.

Беды, постигавшие монастырь в последующие века

Имеются сведения и о двух других, не менее разрушительных пожарах. Один из них произошел в 1773 году по вине молнии, ударившей в купол храма Преображения Господня. Однако и тут на помощь пришли благочестивые люди, не пожалевшие средств на восстановление святыни. Кроме того, самое крупное огненное бедствие разразилось на территории монастыря в 1948 году. Вызванные им разрушения были настолько значительны, что ставили под вопрос возможность дальнейшего существования обители. Но и в данном случае братия монастыря, поддержанная православной общественностью разных стран, сумела преодолеть обрушившиеся на них невзгоды.

Наиболее же тяжелой полосой в истории обители принято считать времена османского ига и вызванного им экономического кризиса. В этот период она неоднократно подвергалась ограблениям, а многие иноки мученически закончили свой земной путь. В настоящее время жизнь в монастыре Пантократор построена на основе весьма строгой общежительной системы, установленной в 90-е годы прошлого века одним из прежних настоятелей - старцем Вассианом - и неукоснительно поддерживаемой его нынешним руководством.

Этапы возведения главного монастырского храма

Главный храм или, как принято говорить на Афоне - кафоликон, освященный в честь Преображения Господня, был заложен одновременно с основанием самого монастыря, но впоследствии дважды перестраивался. Первый раз это произошло в 1614 году, а затем в 1847-м. Однако сохранившиеся исторические документы позволяют составить весьма полное представление о его первоначальном облике.

Характерно, что растянутое во времени строительство наложило свой отпечаток на архитектурные особенности здания. В целом соответствуя канонам классического афонского типа, он в то же время включает в себя ряд элементов, присущих иным направлениям. По мнению искусствоведов, это относится прежде всего к удлиненной восточной арке и двум дополнительным сооружениям, установленным по углам алтаря.

Фрески кафоликона

Особого внимания заслуживают фрески, украшающие внутренние стены храма, большинство из которых датируются второй половиной XIV столетия и хранят в себе характерные черты, присущие работам выходцев из школы выдающегося мастера той эпохи - греческого иконописца Панселина. Однако и тут, как в случае с возведением самого кафоликона, встречаются элементы, присущие различным историческим эпохам. Кроме того, некоторая, хотя и незначительная, часть раннего живописного слоя оказалась закрашенной во время реконструкции храма, производившейся в 1847 году. Теперь на месте утраченных фресок можно видеть стенную роспись, принадлежащую кисти видного мастера середины XIX века - Матфея Иоанна.

Шедевры и святыни главного храма

В историю главного храма монастыря Пантократор навсегда вошло и имя создателя его уникального иконостаса − мастера Хрисанфа Клиенда. Эта работа, выполненная в 1640 году, принесла ему славу непревзойденного мастера резьбы по дереву и декоративной позолоты. Там же, в кафоликоне, хранится и главная реликвия монастыря - образ Пресвятой Богородицы Геронтиссы, что переводится с греческого языка как «Старица». На этой иконе, имеющей весьма большие размеры (1,96 на 0,76 метра), изображена Божья Матерь в полный рост без Своего Предвечного Сына. Автор запечатлел ее на закате дней земной жизни, готовой перейти в Царство Небесное.

Кроме этой иконы, в обители хранится и много иных святынь, к которым стекаются паломники со всего православного мира. Прежде всего, это частицы Животворящего Древа, на котором был распят Спаситель, мощи святого великомученика IV века Феодора Стратилата, а также бессребреников Косьмы и Демьяна. С неизменным благоговением взирают посетители монастыря и на хранящийся здесь же фрагмент щита святого великомученика Меркурия.

Монастырь на острове Корфу

Отметим, что в названии обители использован термин, часто встречающийся на православном Востоке и в странах Средиземноморья. Достаточно вспомнить достопримечательность греческого острова Корфу − монастырь Пантократор. Находящийся на территории административного округа Камарела, он, по мнению исследователей, основан в XVI веке, хотя некоторые из них называют и более ранний период, предшествующий названному на два или даже три столетия. Как и большинству православных центров Греции, этой обители пришлось стать свидетелем османской оккупации и пройти затем долгий и трудный путь возрождения. Достаточно сказать, что только в течение XVII века, уже после изгнания захватчиков, монастырь Пантократор (Камарела) дважды оказывался в критическом положении из-за разрушений, причиненных вспыхнувшими вокруг него военными действиями.

Икона из египетского монастыря

Кроме того, этот греческий термин хорошо известен благодаря одной из самых прославленных икон Спасителя. Это «Христос Пантократор» из Синайского монастыря(фото см. ниже). Под таким названием она вошла во все мировые издания, посвященные византийскому искусству.

Созданная в середине VI века безымянным константинопольским живописцем, икона была передана императором Юстинианом на Синай в дар христианскому монастырю, где для нее была построена отдельная базилика. Там же, на территории Египта, она находится и по сей день. В 1962 году поверхность иконы была расчищена от поздних живописных наслоений, ставших результатом обновлений, выполнявшихся в XVII и начале XIX вв. Этот образ считается одним и наиболее ярких шедевров византийской и мировой иконописи.

Loading...Loading...