Муж юноны сканворд. Кто такая богиня Юнона в мифологии Древнего Рима? Основная информация о богине Юноне в Древнем Риме

Содержание статьи

ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.

Происхождение.

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция ; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж. Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Французская оперетта.

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах , истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту ; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.

Венская классическая оперетта.

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус -младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае , Сказки венского леса , Вино, женщины и песни и Жизнь артиста . После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников , 1871, и Римский карнавал , 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.

Английская оперетта.

Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта и А.Салливена . Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).

Венская оперетта 20 в.

В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).

Оперетта в России.

До 19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля , ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений – романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь любви Валентинова и др.).

История сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха (1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.

Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В.Лентовский . В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.Станиславского , его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н.Монахов , И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и др.

Российские композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А.Глазунов , бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан . В целом национальная оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.

Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре – Жирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.

Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.

Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924), Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей, и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня Широка страна моя родная , впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.

Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова, посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова (1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.

После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты ), В.Соловьев-Седой (Самое заветное ), Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка ), Д.Кабалевский (Весна поет ), К.Листов (Севастопольский вальс ). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер, Белая акация ), Свиридов (Огоньки ). Оперетте отдал дань и великий Д.Шостакович – Москва, Черемушки (1959).

В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.

Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу . Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Татьяна Шабалина

Согласитесь, вопрос: «Что такое оперетта?» хотя бы раз в жизни возникал у любого человека, и каждый находил свой ответ. Окунемся и мы в эту увлекательную тему.

Оперетта - это особый жанр театрального искусства. Ее можно определить как музыкальную постановку, которая гармонично сочетает в себе вокальное мастерство артистов с их сценическими диалогами и танцевальными этюдами. По своей сути, это многогранное академическое произведение, драматургия которого носит легкий, шутливый характер, но порой скрывает ироничный подтекст или даже драму.

Исторические корни оперетты берут начало в античных временах, когда актеры в своих представлениях разыгрывали сцены из жизни богов, ставили в их честь многочасовые спектакли, в которых уже тогда прослеживались первые зачатки оперетты. Любовный или трагический сюжет был не только музыкальным, но и содержательным в отношении танцев и самой постановки.

Маленькое чудо - оперетта

Как отдельный театральный жанр оперетта впервые появилась в XIX веке в европейских странах: Вене, Германии, Франции, Англии. Побывав в них, вы с легкостью найдете ответ на вопрос: а что такое оперетта в музыке? Именно там этот вид искусства зародился и получил свое дальнейшее развитие.

Основателем оперетты принято считать Жака Оффенбаха. Это выдающийся немецкого происхождения, посвятивший большую часть своей жизни работе в необыкновенном жанре. Благодаря его трудам замечательный вид искусства был признан многими значимыми деятелями сценического мастерства, например, К. Станиславским. Его увлечение театром началось собственно с оперетты. В некоторых источниках отцом-основателем музыкально-вокального театра называется австрийский композитор Франц фон Зуппе. Действительно, этот факт можно принять за достоверный, поскольку Зуппе внес значительный вклад в дело оперетты. Сегодня почти в каждом спектакле, благодаря его нововведениям, звучит вальс, и форма представлений носит больше сентиментальный, романтический характер, нежели комедийный.

Оперетта в Европе

Эпоха французской оперетты ознаменовалась творческим расцветом такой яркой личности, как Жак Оффенбах. Им был открыт небольшой театр на Елисейских полях («Буф-Паризьен»), где ставились такие великие произведения, как «Двое слепых», «Парижская жизнь», «Орфей в аду», «Прекрасная Елена» и многие другие. Оперетты отличались веселым посылом, остроумием и своенравным настроением. Лучшая пора английской оперетты связана с такими именитыми личностями, как У. Гилберт и А. Салливан. Плодотворное сотрудничество этих талантливых людей привело к созданию цикла савойских спектаклей. Среди них можно выделить комическую оперу «Суд присяжных», посвященную вопросу нарушения брачного обещания. Вслед за ней последовало сочинение еще 13 совместных произведений, все они имели большой успех.

Особый интерес вызывает оперетта. Здесь нельзя оставить без внимания такую значимую фигуру, как Иоганн Штраус (сын). Именно с именем этого гениального человека, его талантом ассоциируется музыкальный театр культурной столицы Европы. С жанром оперетты выдающийся композитор познакомился уже в зрелом возрасте, и не исключено, что этот факт сыграл существенную роль в создании его последующих произведений. Отдельно стоит выделить оперетту «Летучая мышь», на сочинение которой ушло около 6 недель. Это гениальное произведение до сих пор считается одним из самых выдающихся творений композитора. Стоит задать человеку вопрос: «Что такое оперетта?», и первые ассоциации, которые приходят в голову - это Вена, Иоганн Штраус-сын и грандиозная работа австрийского музыканта «Летучая мышь».

Оперетта в России

Если говорить о нашей стране, то жанр оперетты долгое время не признавался и не пользовался большим успехом у нашего зрителя. Людям больше нравилось смотреть водевили, мюзиклы и эстрадные представления. Во второй половине XIX века ситуация меняется, в России начинают появляться первые коллективы, работающие в жанре маленькой оперы.

Их репертуар состоял из произведений европейских авторов, в основном французских. Но зато сами постановки осуществляли такие именитые метры театрального и музыкального искусства, как А. Глазунов, В. Немирович-Данченко, М. Таиров. Заметный след в этом театральном жанре оставил режиссер и актер В. Лентовский. Он открыл несколько крупных театров в России, его пышные и громкие спектакли собирали аншлаги. На представления стремились попасть как видные деятели искусства, так и обычные зрители. Благодаря его работе в жанре оперетты свои первые шаги сделали многие талантливые артисты: Н. Монахов, К. Греков, В. Шувалова, А. Брянский, И. Вавич и другие.

Расцвет жанра оперетты в России приходится на советский период. Его основателями принято считать И. Дунаевского и Н. Стрельникова. Оперетта этой поры начинает приобретать свои отличительные черты, она совмещает в себе традиции классической венской школы с веяниями нового времени. Исполнения преподносятся в игривой, темпераментной, шутливой, а иногда насмешливой манере. Но постановки впечатляют всегда!

Интересно было узнать, что оперетта как жанр существует только в России, лишь в нашей стране есть такое название. На Западе это действо именуется «комическая опера» или, как в Германии, «зингшпиль».

Поговорим о...

Выше мы бегло коснулись вопроса: что такое оперетта? В музыке много граней, как и в любом виде искусства. Рассматривать и познавать каждую из них можно бесконечно, но мы затронем святая святых - театр оперетты.

В нашей стране самая знаменитая сцена маленькой оперы находится в Москве. Постановки этого театрального дома сохраняют классические традиции в преподнесении и в то же время приветствуют современный подход в их создании. Режиссеры, как правило, выбирают старые добрые спектакли, и при этом умело используют в работе над ними современный язык, новые приемы в подаче материала и последние технические новинки в обеспечении светом и звуком. Благодаря блистательной работе режиссеров-постановщиков и удивительному актерскому составу, сегодня занимает ведущие позиции в России, а также пользуется большим авторитетом в странах Европы.

Лучшие оперетты

Пожалуй, к лучшим произведениям с легкостью можно отнести те, которые поставлены и показываются на самых прославленных сценах мира: венской, французской, российской. Среди них можно выделить такие замечательные оперетты, как «Летучая мышь» и «Цыганский барон» Иоганна Штрауса-младшего, знаменитые произведения Имре Кальмана «Мистер Икс», «Сильва», «Баядера»; оперетты непревзойденного Жака Оффенбаха «Перикола» и «Прекрасная Елена»; незабываемые творения Ференца Легара «Веселая вдова», «Цыганская любовь», искрометную постановку Луи Варне «Фанфан-тюльпан».

Эти и другие замечательные произведения знают и любят во многих странах. Зрители с удовольствием ходят на представления целыми семьями, потому что классика во все времена затрагивала души представителей самых разных поколений.

В двух словах о главном

Следует отметить, что оперетта - это жанр, который, как и литературные произведения, в каждом возрасте воспринимается по-своему. Одно дело прочитать, например, «Анну Каренину» в десятом классе, и совсем другое - уже в зрелом возрасте еще раз познакомиться с сюжетом. Он будет воспринят совершенно иначе. Музыкальным постановкам свойственна та же самая история.

В последнее время классическая оперетта часто претерпевает внедрение в привычный сценарий других музыкальных жанров: мюзикла или рок-оперы. Такое слияние театральных направлений характерно не только для нашей страны, но и для всего мира музыкального искусства. Что приятно осознавать, оно находит отклики в сердцах ценителей чудесного жанра оперетты.

Богиня Юнона . если верить римской мифологии - богиня рождения и бракосочетания . Муж Юноны - бог Юпитер . Также эта богиня была связана со всем материнским и женственным. Известна Юнона как охранительница семейного очага, семьи и как покровительница бракосочетания . Кроме всего вышеперечисленного, Юнона выступала протестом против существовавшей тогда полигамии, другими словами - многобрачия.

Римский народ ввел моногамию, и исключение из этих правил составляли лишь случаи тех военных действий, которые резко сокращали численность мужского населения, и в целях быстрого восполнения, полигамия временно разрешалась.

Выглядела Юнона как женщина, в меру спокойная, была высокого роста, со спокойным движениями. Юнона была высокого роста, ее красота поражала величавостью и строгостью. Отличалась эта богиня прекрасными волосами и красивыми большими глазами. Правой рукой у Юноны была Минерва - богиня мудрости, а левой - Церера, считавшаяся темной богиней.

Юнона, в римской мифологии древнеиталийская верховная богиня, супруга Юпитера, покровительница материнства, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени и в культе. Так, культом Юпитера заведовал приноситель жертв и возжигатель огня на жертвеннике бога Фламин Диалис, культом Юноны — его жена Фламиника; Юпитеру приносились в жертву белые быки, Юноне — белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Юноне — календы; как бог света Юпитер имел прозвание Луцетий, Юнона — Луцетия или Луцина; Юпитер и Юнона посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Юнона обособилась как богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под влиянием луны.

Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Юноне; посвященные богине календы считались присутственными днями, тогда как иды относились к числу праздников.

Юнона Римская Богиня

Одним из главных богов древнеримского пантеона считается Юнона. Римская мифология называет ее законной супругой Юпитера, которая правит небом наравне с ним. Она дарует людям грозы, дожди, хорошую погоду и обильные урожаи. Является покровительницей женщин, особенно замужних, ниспосылает смертным успех в начинаниях и победы. Так же, как и Юпитер, Юнона являлась хранительницей человеческих взаимоотношений, благоприятствовала брачным узам и помогала роженицам. Жрецами великой богини плодородия были фламиники, замужние женщины каждый год первого марта отправлялись в храм Юноны и дарили ей цветы с мольбами о счастье в личной жизни. При этом в празднике принимали участие и рабыни.

Именно у Юноны просили совета в сложной ситуации, как простые жители при семейных неурядицах и материальных проблемах, так и сенаторы. Считалось, что она покровительствует монетному двору римского государства, рядом с которым был специально построен ее храм. От ее второго имени Монеты, и произошло современное название этой денежной единицы, а так же собирательное название денег в принципе во многих языках.

Символом Юноны были гуси и павлины. Римская мифология включает одну легенду о чудесном спасении Рима во время нашествия галльских варваров, которая связана именно с гусями. Однажды величественный город был практически полностью захвачен внезапно напавшими на него галльскими войсками. В живых осталась горстка солдат, которые укрылись на Капитолийском Холме, и попали в осаду, испытывая нужду в пище и воде. Они оборонялись из последних сил и ждали помощи от войск, находящихся в других провинциях. Для того чтобы сообщить войскам о приближавшейся помощи, необходимо было прорвать линию осады и добраться до укреплений. Это возможно было сделать, только преодолев отвесный подъем Капитолийской крепости. Это осилил один юноша, который, рискуя жизнью, пробрался через галлов и совершил невообразимый подъем.

Участок, где он сделал это, заметили галлы и их вождь приказал ночью повторить подвиг юноши. Самой глубокой и темной ночью галлы приступили к своему плану. Не спеша, воины перебирались с одних горизонтально повернутых щитов на другие, устанавливая живую пирамиду. Они уже были почти у цели, когда гуси в храме Юноны загоготали, и римские легионеры проснулись. План был раскрыт, а поднимающихся на стену крепости галлов сбросили со скалы.

Поклонение богине

Культ богини имел широкое распространение по всей территории Италии. Так, например, в древнеиталийской культуре имел место обряд поклонения новой луне. Храм богини Юноны располагался на вершине Капитолия. Там же осуществлялось поклонение таким богам, как Юпитер и Минерва. Основан храм был в июне-месяце, который также был посвящен Юноне. При храме впоследствии был организован монетный двор, при этом символ богини сохранился, также он нашел свое отражение в названии монет.

На Эсквилине был расположен еще один храм, прославлявший Юнону. В первый день марта в храме проходили празднества Матроналии. Основой их, согласно преданию, послужило предотвращенное женщинами-сабинянками кровопролитное побоище. В этот день женщины пользовались особым почтением со стороны мужчин, одаривались подарками, а рабыни временно освобождались от своих обязанностей.

Источники: ezoterical.ru, godsbay.ru, www.seamania.ru, dic.academic.ru, fb.ru

Эвтерпа муза

Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, ...

Ветряные элетростанции и ветропарки

Ветроэлектростанция состоит из комплекса ветрогенераторов мощностью 10кВт каждый, а также контроллеров для преобразования напряжения и заряда аккумуляторов. Каждый...

Сахарный диабет и беременность

Долгие годы врачи были уверенны, что сахарный диабет и беременность - вещи несовместимые. Считалось, что такая...

Низкотемпературный холодильник

Причем понятия низкой температуры на разных производствах разные. Например, в розничной торговле низкотемпературный шкаф или ларь - ...

Юнона - богиня рождения, брака, семьи, материнства и женщин в Древнем Риме. Она также считалась небесной царицей и повелительницей молний. В древнегреческой мифологии ее аналогом была богиня Гера. Одна из легенд гласит, что Юнона спасла римский народ от землетрясения.

Происхождение богини

Сатурну, отцу Юноны, предсказали, что в будущем его свергнет собственный сын, рожденный от Реи. Напуганный этими словами, древнеримский бог проглотил всех своих детей, кроме Юпитера. В конце концов Сатурн был побежден собственным сыном. Все же остальные дети, в число которых входила и Юнона, были исторгнуты наружу.

Юпитер стал верховным богом Олимпа и супругом своей сестры. Дабы добиться благосклонности Юноны, он принял облик кукушки. На этом романтика в отношениях двух богов закончилась, поскольку Юпитер был чрезвычайно любвеобильным. Это приводило в ярость его сестру-супругу и навлекало гнев на него и на его возлюбленных.

Ипостаси Юноны

В мифологии богиня изображалась в основном со скипетром и кукушкой (иногда с павлином). В список основных атрибутов Юноны также входили диадема и покрывало. Одной из ассоциаций с ней была влага. Поэтому Ирида, которая в древнегреческой мифологии олицетворяла радугу, считалась прислужницей богини Рима Юноны.

Вместе со своей «правой рукой» Минервой и мужем Юпитером она являлась представительницей Капитолийской триады и Совета Богов. На некоторых изображениях и статуях, в том числе и в Ватикане, богиня изображена в панцире, козлиной шкуре, шлеме и с копьем в руках. Месяц июнь был назван в честь Юноны. Она обладала несколькими ипостасями, среди которых были:

  • советчица храма Монета, где чеканились деньги, а также предупреждающая богиня;
  • Оссипага, которая давала скелеты зародышам;
  • богиня Соспита помогала бедным;
  • мечущая молнии Фульгура;
  • защитница девственниц Виргиниенсис;
  • богиня первого дня каждого месяца (календ) Календария;
  • светлая родовспомогательница, выводящая детей на свет - богиня Луцина;
  • Пронуба являлась покровительницей брачных традиций;
  • кормилица Румина.

Один из титулов богини Юноны знаменовал победу и воинскую отвагу. Поэтому римляне обращались к ней за помощью в формировании достойного войска для походов.

Постепенно древнеримская Юнона ассимилировалась с Герой - богиней из Греции. Это произошло в результате смешения двух мифологических культур во время Второй Пунической войны. На тот период припало появление Юноны в образе децемвира - блюстителя верований и традиций Греции. Помимо этого, со временем имя богини стало символизировать мифическое существо наподобие ангела, которое было якобы закреплено за каждой женщиной.

Родственные связи

Богиня Юнона приходилась младшей дочерью верховному богу Сатурну и его супруге Рее. Некоторые древние источники утверждают, что она также была сестрой собственного отца. Юнона считалась матерью Марса - бога плодородия, а позднее и войны, Ювенты (богини юности) и Вулкана (покровителя кузнечного ремесла и огня).
Ее братьями были Юпитер, который позже стал мужем, Нептун (повелитель землетрясений и морей) и Плутон (бог богатства). Юнона приходилась сестрой богине Весте, олицетворявшей домашний очаг, и Церере - покровительнице плодородия.

Культ богини Юноны в Древнем Риме

Первого марта замужние женщины принимали участие в праздновании Матроналии. Торжество проходило в храме на Эсквилине, где они одаривали Юнону цветами и просили о личном счастье. В первый весенний день мужчины осыпали подарками своих женщин, рабынь же избавляли от обязанностей. Жрецами славной богини были фламиники.

В культуре Древнего Рима существовал обряд, при котором люди поклонялись Луне, то есть Юноне, которая была покровительницей этого небесного тела. На одном из семи холмов находился храм, в котором осуществлялось поклонение так называемой Капитолийской триаде.

Юнона - воплощение женской сущности

Обычно богиня была покрыта богатой одеждой практически полностью: обнаженными оставались руки, лицо и шея. Ее движения были размеренными и спокойными. Римская богиня Юнона имела высокий рост, величавую и строгую красоту, изумительные волосы и большие глаза. Ее советчицами были Минерва и Церера.

Юнона была покровительницей лунного света. Согласно древним легендам, ночное светило имеет непосредственное влияние на женскую сущность. Таким образом, богиня Юнона оказывала значительное воздействие на прекрасную половину человечества, особенно во время менструального цикла, беременности и при заключении брака. В римских легендах указано, что супруга Юпитера выступала против полигамии, то есть многобрачия. Помимо этого, для древних римлян она являлась символом страсти и плодородия.

Гадание на монете

Древние греки были убеждены, что богиня Юнона обладала даром предвидения и блестящей интуицией. Поэтому давным-давно появилось гадание с использованием старинных римских монет. С его помощью есть возможность получить ответы на интересующие вопросы при условии, что спрашивающий полностью уверен в эффективности ритуала.

Для начала возьмите две монеты разного достоинства и подкиньте их. Ответ зависит от номинала и выпавшей стороны. Выпадение монеты большего достоинства орлом вверх означает положительный ответ, наоборот - задуманное произойдет, но нескоро.

Легенда о возникновении Монеты

С данным эпитетом связан миф о гусях, которые спасли Древний Рим. Легенда гласит о десятилетней войне между этрусками и римским народом в V столетии до нашей эры. Римляне привезли на свою родину трофей из Вейо в виде статуи этрусской богини, которая благословила одного из солдат.

В честь этого события был сооружен храм Юноны, посетители которого приносили с собой домашних гусей. В 390 году до нашей эры Капитолийскую крепость окружили враги, гуси разбудили стражу, благодаря чему римский народ был спасен. С тех пор люди верили, что именно Юнона отвела от них смерть.

Богиня Юнона (Giunone) – персонаж древнеримской мифологии, покровительница брака, семьи, материнства и женского начала. По легенде Юнону соблазнил ее родной брат Юпитер, обернувшись кукушкой, они поженились и вместе стали править. Правой рукой богини была ее родная сестра Минерва – богиня мудрости и искусства. Трем этим богам, символам правления Рима – Юноне, Юпитер и Минерве построили храм на (il Campidoglio).

Юнону всегда изображают со скипетром, спутницей-кукушкой и диадемой-полумесяцем, символом Луны, которой правила богиня. Тело Юноны всегда закрыто богатыми одеждами, кроме лица, шеи и рук. Богиня изображается стройной, высокой, статной женщиной с большими глазами и строгими чертами лица. Иногда Юнону изображали воинственной – в козлиной шкуре, шлеме и с копьем.
Юноне присвоено множество эпитетов:

  • Виргиниенсис – покровительница девственниц;
  • Луцина – помощница при родах;
  • Соспита – помощница бедным;
  • Календария – покровительница начала месяцев;
  • Румина – помощница в кормлении;
  • Фульгура – метающая молнии;
  • Пронуба – покровительница брачных обрядов;
  • Монета – дающая совет, предупреждающая.

Появление эпитета Монета связано с легендой про гусей, которые спасли Рим. По легенде в V веке до н.э. между римлянами и этрусками завязалась десятилетняя война. Римляне привезли трофей из захваченного города Вейо – статую этрусской богини, которая явилась одному из солдатских отрядом и сделала знак благословения. В честь этого на Капитолийском холме построили храм Юноны, где в жертву приносили домашних гусей. В 390 году до н.э. крепость Капитолия окружили враги, тогда гуси разбудили предводителя крепости и Рим удалось спасти. С тех пор считалось, что Юнона предупредила римлян и спасла от гибели, и богиня стала покровительницей Римской империи.

Монетный двор и храмы

В 269 году до н.э. в храме Юноны основали первый Монетный двор Рима, там выпускали серебряный денарий с изображением богини и ее именем. Именно после открытия монетного двора в обиход вошло слово «монета», и во многих языках слова, обозначающие деньги созвучны с «монетой», например, английское money.

Сейчас на месте храма Юноны стоит великолепная старинная церковь Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli), которую мы посещаем во время .

Еще один храм Юноны располагался на (L’Esquilino), где 1 марта в честь богини устраивались праздники – матроналии. Замужние женщины в сопровождении рабынь торжественно несли в храм цветочные венки, где молились семейному благополучию, получали подарки от мужей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Loading...Loading...