На все святая воля божья. Что такое Божья воля? Незримая связь родных людей

Многие люди кричат, что религия – это плохо, что Бога нет, и что чудес не бывает. Когда у них все в порядке, у этих людей вера в Бога отсутствует и они не следуют тем правилам, которые Он установил. Говорят, что с какой стати мне верить в того, кого я даже не видел, там никого нет, и меня никто не накажет за мои греховные поступки. Но когда люди попадают в тяжелую ситуацию, будь то тяжелая болезнь, страшное бедствие, сильная с окружающими, то они нередко начинают взывать к Богу, начиная верить в то, что кто-то есть, в того, кто может помочь. Человек сразу начинает признавать свои многие ошибки, когда же все хорошо, люди не хотят верить в Бога и следовать заповедям. Один человек как-то сказал: «Бог думает о нас постоянно, а люди вспоминают о Нем только когда им тяжело» . Притча, которая заставляет задуматься о том, кто мы:

Притча «Кто ты?»

В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:

«Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?»

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни.

В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:

- Кто вы?

- Я, Джон Смит.

- Нет, это имя, но кто Вы?

- Я телерепортёр такой-то компании.

- Нет. Это профессия, но кто Вы?

- Я человек, в конце концов!

- Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?

Репортёр, наконец, понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.

Монах заметил:

- Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть.

Кто-то говорит, что религия – это удел слабых, что это один из способов переложить ответственность за свою жизнь с себя на Бога. Но наличие Бога наоборот означает присутствие некого смысла в нашей жизни, Божьего замысла, а не просто пустая жизнь, которая возникла из хаоса и заканчивается на смерти. Придерживаясь атеистических взглядов на жизнь, когда отсутствует истинная вера в Бога, многие люди ведут себя так, как им вздумается , не следуя заповедям, а лишь потакая своим чувствам и желаниям, любой ценой пытаясь сделать счастливым себя, не ставя в расчет интересы других людей. Они говорят, что один раз живем — что означает можно пить, гулять, веселиться, грабить, обманывать, необязательно следовать морально-этическим нормам. Не пойман – не вор, говорят они, но в чем смысл такой жизни, как можно жить таким образом. Человек, придерживаясь такой концепции, в один момент может просто покончить жизнь самоубийством, когда ему станет плохо, зачем страдать – скажет он, зачем все эти проблемы, этот мир жесток, зачем в нем мучиться.

Кто-то может возразить и сказать, зачем мне вера в Бога, зачем Бог и религия, я могу жить правильно, придерживаясь нравственного поведения и без религии. Но знать путь и идти по нему - не одно и то же, знать, чему надо придерживаться в жизни — не означает иметь силы этому следовать . Несомненно, есть люди, у которых отсутствует истинная вера в Бога, но они придерживаются морально этических норм в своем поведении, а есть люди, верующие в Бога, и их поведение нельзя назвать правильным. Религия является одним из источников сил — находясь и общаясь с теми людьми, которые стоят на пути духовного развития, это опека старших людей, которые могут помочь советом и поддержкой, она урегулирует жизнь людей, накладывая на нее определенные ограничения. Но это не ограничение свободы, нет, если человек постоянно потакает своим чувствам и желаниям он попадает в рабство, говорит, что как хочу, так и живу, что надо все попробовать в этой жизни. Такие люди делают лишь то, что велят им их чувства и желания, свобода же заключается в том, чтобы уметь отказаться от того, что желаешь, свобода означает наличие выбора, но когда нет сил поступать иначе – нет и никакой свободы.

Победа над собой . С того момента, когда он становится способен контролировать свои чувства и желания, он берет судьбу в свои руки. Один человек как-то сказал: «Потворство чувственным ощущениям подобно питью соленой воды: чем больше мы этим занимаемся, тем больше растут и желания и жажда» , в чем мы можем убедиться на собственной жизни. Не нужно, конечно, вгонять себя в жизнь, полную лишений, я говорю о золотой середине, не нужно бросаться в крайности, я лишь призываю жить размеренной жизнью. Необходимо давать себе обеты, совершать аскезы, которые бы придавали нам сил.

К примеру, если детям все позволять и постоянно потакать, они вырастут эгоистичными и немощными, привыкнув, что родители о них всегда позаботятся. Родители, когда вкладывают все в детей, думая, что они ни в чем не будут нуждаться, просто отравляют жизнь и себе и своим детям. Так происходит и сейчас в современном обществе, люди привыкли лишь получать, а не отдавать.

« и пользоваться вещами, но, к сожалению многие привыкли любить вещи и пользоваться людьми» Радханатха Свами

Сколько бы человек не удовлетворял свои материальные потребности ему постоянно мало , добился одного, затем хочется еще и еще, и этим желаниям нет конца, нужно бороться с жадностью и стать более скромным, в конечном счете, став удовлетворенным.

«Высшее богатство — отсутствие жадности» Сенека

Притча «Богат или Богач?»

Диогена спросили об одном богатом человеке, богат ли он.

- Не знаю, – ответил Диоген. – Мне известно лишь, что у него много денег.

- Значит, он богат!

- Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – ответил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

Религия расширяет сферы познания мира, для меня истинная вера в Бога — это не какая-то слепая вера в сверхъестественное , а то, что основано на фактах из своей жизни и жизни других людей. Если есть астрология, которая способна рассказать о нашей судьбе, значит, есть и законы, которые кто-то создал. Те гороскопы, о которых говорят на телеэкранах, и которые публикуют в газетах на каждый день, лишь подрывают авторитет истинной астрологии. Речь идет о тех астрологах, которые способны не просто предсказать, но и увидеть вашу судьбу, а не о тех шарлатанах, которые желают подзаработать, обманывая людей. К примеру, Рами Блект, Руслан Нарушевич, Санджай Ратх, К.Н. Рао являются хорошими астрологами, если хотите определить истинность астрологии, обратитесь к этим людям. Но большинству не нужна истина, людям тяжело признавать, что они неправы, я сам порой даже внутри себя знаю, что не прав, но сказать об этом вслух порой очень и очень трудно. А если речь заходит о целом мировоззрении, когда у человека долгие годы было одно понимание вещей, и вдруг признать, что оно неверно, крайне тяжело, легче всего просто успокаивать себя мыслями о том, что ты прав.

Как объяснить лечение драгоценными камнями, веточками или коры деревьев самых разных заболеваний, и легких и тяжелых аюрведическими врачами, тем же самым Олегом Торсуновым, или определение им характера человека и болезней по фалангам пальцев, по голосу или по лицу. Многим это непонятно, как так, кто такой этот Олег Торсунов, вбивают в интернет «Олег Торсунов, такие-то методы лечения», читают и не верят написанному, этого не может быть. И следующим шагом вбивают в интернет «Олег Торсунов шарлатан, сектант и т.п.», находят несколько сообщений подобного содержания, и успокаивают себя словами «Ну говорил же шарлатан, брехня все это», а на остальные тысячи случаев выздоровления просто не обращают внимания. Люди не хотят изучать многие вещи, какая душа, какие чакры, астрология – лженаука, конечно, хватает и сказочников, но не нужно равнять всех под одну дудку. Много лжецов в наше время, многие на каких-то учениях пытаются зарабатывать деньги, преследуя лишь свои корыстные цели, а все потому, что и доверчивых людей очень много, кругом одна слепая вера. Если что-то непонятно, это не означает, что это неправильно, или если мы чего-то не знаем, это не значит, что этого нет.

Надо же пытаться проверять полученное знание, а не как обычно бывает — услышат что-нибудь и начинают ходить слухи. Правда или неправда, не разберешь же. Проверяйте, проверяйте, проверяйте, а не слепо всему доверяйте, веру в истинность знания необходимо проверять на практике, а не теории. Я часто убеждался в том, когда по логике должно быть по одному, а на самом деле в жизни происходит иначе, логические рассуждения нередко нас подводят. Но только , и думать, что нужно проверять, к примеру, на себе наркотики, нет, когда-то нам стоит оперировать опытом и других людей, и, отталкиваясь от него делать выводы, через что-то проходя самим.

Когда есть Бог, когда есть истинная вера в Бога, есть и смысл жизни, не те цели в жизни, которые ставят себе люди, а именно смысл существования. Человек определяется по поведению в обществе, то есть не по потенциалу, который он имеет, а по тому, насколько он его проявляет.

«Тот, кто не задается вопросом о творце этого мира, о его устройстве, о своем месте в мире и предназначении, недостоин называться человеком» Бхактивинода Тхакур

Воля Бога и на все воля Божья

Притча «Вера и неверие»

Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.

Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись вконец, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.

- «Бог, как ты мог так поступить со мной!», - рыдая, кричал он.

Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил утомленный человек своих спасателей.

- Мы видели твой дымовой сигнал, - ответили они.

Бог – это тот, кто справедлив , что означает наличие некого смысла в происходящем, что все, что происходит – не случайно. Воля Бога есть, это так, но есть и свобода выбора, наша свобода выбора, нужно разделять эти вещи, а не выдавать свое неправильное поведение за волю Божью. Если совершается преступление, то это не означает, что нужно бездействовать, и думать, что Бог видит всё и не вмешивается, допуская это преступление – на то Его воля, нет, нужны решительные действия, Бог не призывает к равнодушию к бедам других людей.

Многие люди, когда все хорошо, говорят, что у них — «На все воля Божья», а как что-то плохое с ними происходит, чего они не могли избежать, к примеру, так это от Дьявола. Но это значит же, что Бог не всемогущ, не доглядел что ли, или может Дьявол выше Бога стоит, нет, в произошедшем событии есть какой-то смысл, и его необходимо понять. Кто-то может сказать, что это заискивание глубокого смысла там, где его на самом деле нет, другие же просто продолжают говорить «На все воля Божья», не стараясь понять, почему такова воля Бога, а третьи и вовсе разочаровываются в Боге, думают, что Он там уснул как будто, и перестают в Него верить.

Такие люди находятся в неведении, первые начинают сваливать вину на несправедливость этого мира, винить всех вокруг в том, что случилось — правительство плохое, родственники плохие, это просто закон подлости какой-то и т.п. Вторые просто погружаются в свои грехи, начинают заниматься самоистязанием, вот я такой падший – одни слова, а на деле ноль, просто оправдание собственного эгоизма и бессилия. Третьи как будто эксплуатировали Бога, как часто происходит в семейных отношениях, люди друг другом попользуются, а как кому-то что-то не хватает, как нелегкий период в отношениях, так сразу ты меня не любишь, гад такой, я в тебе разуверился и т.п. Все, Бога нет, Он если и есть, то наплевал на меня, или если бы Он был, Он бы такого не допустил.

Но истинная вера в Бога означает доверять Ему , но в тоже время не выпускать свою жизнь из рук, не переваливать ответственность на кого-то, нет, надо признать, что то, что случилось — это справедливо, на все воля Божья, и, культивируя в себе благодарственное настроение, постепенно мы сможем принимать даже очень тяжелые жизненные ситуации. Если мы не принимаем происходящее, то мы злимся, гневаемся, обижаемся на людей, на события, пытаемся изменить всех вокруг, и лишь в редких случаях думаем начать с себя. Если нет Бога, значит, нет никакой высшей справедливости, хочу — творю беззаконие, обманываю, каждый нацелен сделать счастливым себя. Очень тяжело изменить умонастроение, если по отношению к тебе поступили плохо, значит, ты будешь мстить, ненавидеть этих людей. Несомненно, обидчик должен быть наказан, если он поступил неправильно, вопрос в том, как именно, если злом отвечать на зло, то мы ничем не лучше. Человека нужно наказывать не чтобы выместить свою злобу на него, а чтобы человек раскаялся и понял свое неправильное поведение.

«Если применять принцип: «око за око, зуб за зуб», — то большая часть мира останется слепой и беззубой» Махатма Ганди

Благодарность, желание, а также способность понимать суть происходящего, способность трезво оценивать ситуации и делать выводы — вот, что рождает смирение, умиротворение и желание исправлять в себе плохие черты характера. Нередко неправильное поведение других является следствием нашего неправильного поведения, но есть люди, которые даже не хотят об этом думать, они слепы и не видят, как , они провоцируют и разжигают злобу в их сердцах. Люди пилят других, обвиняют их в своих проблемах, но сами не хотят даже слышать о том, что они не правы – эти люди находятся в оковах своей судьбой. Кто-то оправдывает свое поведение тем, что он, таким образом, закаляет характер окружающих – да, человека нельзя помещать в одну атмосферу комфорта, должны быть и какие-то трудности, золотая середина, но подло свои неправильные поступки выдавать за благо.

Сказали себе «На все воля Бога» и сразу начинайте действовать — вот что необходимо делать, искупать своих грехи в служении людям, в лучшую сторону, вот о чем идет речь, увидьте в себе плохие черты характера и боритесь с ними всеми силами, развивайте истинную веру в Бога. Молите Бога о том, чтобы Он дал ответы на вопросы, я сам получал ответы, как я и писал в начале статьи, они или открывались у меня в сердце, или я их получал через других людей, какие-то знаки. Кто-то, наверное, думает это просто выискивания, концентрация на определенном вопросе, может какие-то логические размышления в уме, мне же видится это в ином свете. Ответы приходят в течение непродолжительного времени, которые приводят меня к правильному пониманию вещей, и следуя им и моя жизнь, и жизнь других людей становилась лучше, счастливее. Одно из проявлений Бога — Сверхдуша, которая находится в сердце каждого живого существа, она же является Голосом Совести, и она же зовется Абсолютной Истиной, Бог отвечает на наши молитвы.

Притча «В сердце»

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного.

Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда».

Другой архангел предложил спрятаться на дне океана. Ещё один посоветовал укрыться на Луне. Было ещё множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, одному из архангелов пришла в голову идея: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем».

Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Очень часто приходится сталкиваться с пассивным фатализмом у людей, когда они чувствуют себя не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам. Тогда, не задумываясь над содержанием и смыслом своих слов, они словно отмахиваются от реальности репликой «на все Божья воля».

Причем самым парадоксальным является то, что эта реплика звучит чаще всего у людей либо почти совершенно неверующих, либо даже совершенно нецерковных. И звучит она – о, лабиринты лицемерия и глупости – как попытка оправдать собственное нежелание бороться с грехом. Так мне приходилось слышать от людей, совершавших воровство и даже убийства, что «раз такое случилось, значит, на все воля Божья». Заявление это, в контексте совершенного ими греха, не просто неуместно, но еще и кощунственно: Здесь конечным виновником их греха объявляется Сам Бог.

Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Так все-таки, как христианское мировоззрение относится к данному вопросу? Объявляет ли оно безусловным проявлением воли Божьей абсолютно все, что происходит в мире, в истории человечества и каждого отдельного человека? – Ответ может быть только безусловно отрицательным! Да иначе и не может быть в плоскости человеческой свободы и в мире, где еще остается место (и, ой, как много места) для греха. Ведь всякий грех есть отступление от Бога и Его святой воли! И здесь мы должны будем прибегнуть к внимательному чтению Священного Писания, к слышанию Слова Божьего. Итак!

1. (Рим.2:24) «Имя Божие хулится у язычников»

В молитве Господней мы просим Бога «да будет воля Твоя», тем самым мы признаем, что осуществление воли Божьей есть наше желание, наша цель (как минимум без наличия реального желания человека исполнять волю Бога, а не свою, эти слова теряют смысл в устах молящегося). Мы выражаем желание, а значит, признаем еще, что в реалиях нашего мира далеко не все осуществляется согласно Божьей воли. Ведь и тот факт, что в той же молитве мы просим «да святится имя Твое», не исключает того факта, что из-за нечестия и грехов наших «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24)! На словах просим «да святится», а делами навлекаем хулу. Аналогично обстоят дела и с волей Бога.

2. (Ездр.10:11) «Покайтесь пред Господом и исполните волю Его»

Обличая систематическое нарушение заповедей Бога, священник Эздра завершает свою речь к народу: «Итак, покайтесь пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездр.10:11). Значит, соответственно, до этого люди, жившие в грехе, не исполняли, тем самым, волю Бога?

3. (Ис.58:2-3) «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»

Весьма актуальны слова Божьи у пророка Исаии к постящемуся народу: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:2-3). Это – извечная духовная проблема человека, не воспринявшего еще реально Свет Христа в свое сердце: вроде бы «ищем» Божьего пути, и даже убеждаем себя, что идем по этому пути, а все губит реальное своеволие. «Вот, ты …успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). «Уверен в себе», и эта самоуверенность обманчива.

4. (Матф.7:21) «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!"…»

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). И снова четкое и ясное свидетельство о том, что не все, что мы делаем в мире (а это и составляет события, историю человечества) есть «воля Бога».

5. (Лук.7:30) «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе»

В разговоре о фарисеях Господь прямо говорит: «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лук.7:30). Соответственно, у человека остается возможность отвергнуть волю Бога и жить «по-своему». Неверно некоторыми эта возможность называется «правом». У человека нет «права» на грех, но есть реальная возможность совершить любой грех и тем самым отвергнуть волю Бога.

6. (2Тим.2:26) «Диавол уловил их в свою волю»

Апостол Павел, перечисляя обязанности епископа, говорит, что он должен заботиться и о тех, кто сегодня еще противится евангелию, «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26). Т.е. «на настоящий момент» эти люди еще исполняют волю врага Божьего и человеческого.

7. (Матф.23:37) «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!»

Весьма показательным является и речь Спасителя, обращенная к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Сколько боли в словах Христа! А ведь Он здесь говорит не только, как человек, но, как Тот Самый Бог, Который на протяжении веков посылал в Иерусалим пророков и праведников. Но желания Бога и граждан этого города не совпали: «Я хотел», но «вы не захотели». Это очень яркий пример реального конфликта двух воль в исторической реальности – воли Всеблагого Бога, и воли греховного человека. И этот конфликт невозможно списать ремарками про «всеведение и всемогущество» Бога. Очевидным остается факт, что действия Бога («се, оставляю дом ваш пустым») являются результатом греховным поступков людей.

8. (Матф.10:29-30), (Мф. 10:1-42), (Матф.10:19-20) У всех ли сочтены волосы на голове и чьими устами говорит Святой Дух?

А теперь особо следует вчитаться и вдуматься в слова Господа, на которые чаще всего любят ссылаться сторонники фатализма: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:29-30). Во-первых, Господь не случайно берет пример из природы, а не из человеческого общества. Как отмечал в своих «Ступенях» митрополит Антоний (Блум), природа инертна, послушна Слову Божьему, а человек имеет возможность сказать Богу «нет». Этой свободы нет ни у птиц, ни стихий, а потому этот пример использован Христом не случайно, т.к. это единственно возможная параллель.

Во-вторых, следует внимательно читать эти слова в контексте: кому и когда они сказаны. Ведь эти слова не были теми «гномами», которые выдавали античные оракулы. Они являются частью речи Христа, обращенной к апостолам перед их выходом на проповедь (Мф. 10:1-42). Это им, людям, которые сами себя предали в руки Божьи и пошли послушно исполнять волю Бога, Которого они познали, как своего Небесного Отца, – им обещана такая забота Бога о каждом волосе. Так, в этой же речи, несколькими словами выше, сказано: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20). Наверное, будет проявлением самонадеянности и гордыни попытка объявить, что через всех людей вообще (или как минимум – через всех христиан) всегда «говорит Дух Отца Небесного». Зная свои грехи, каждый может сказать, что очень часто нашими устами говорит совсем другой «дух».

Так если у нас хватает разума понять, что данное обещание относится исключительно к предавшим себя на бескорыстное служение Евангелию проповедникам, почему же не хватает здравомыслия понять, что из этой же речи Христа слова про «власы на главе» тоже относятся к этим же проповедникам? Я не хочу сказать, что эти слова не могут относиться ни к кому больше, кроме тех апостолов, которые были их первыми и прямыми адресатами. Разумеется, нет! В истории Церкви мы знаем примеры святости, когда Дух Божий «говорил и действовал» через святых (не только апостолов). Так в богослужении Церкви как «боговещающие органы» и «сказатели слов Духа Святаго» прославлены многие отцы и учители Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник и др.). Но это не значит, что все, кто назвал себя христианином (и даже принял сан), говорили Духом Святым.

И еще несколько слов о суете и чистоте

Так же и не обо всех людях сказаны слова об исключительной заботе Бога. Тут актуальным может быть урок из Древнего Патерика, когда суетливому монаху сказал авва: «Значит, мы уже и не нуждаемся в заботе Бога о нас, как о детях, потому что сами считает себя и мудрыми, и способными позаботиться о себе». Устыженный эти словами инок перестал суетиться. В истории Церкви множество примеров и такого рода святости, когда христиане действительно настолько слились с волей Бога, что были, выражаясь словами упомянутого уже митрополита Антония, «прозрачными, как чистое стекло, которое отражает луч воли Божьей, а не искажает его», как искажает луч света стекло грязное. Но может ли каждый из нас сказать, что они настолько чист и прозрачен для Бога, что его жизнь полностью отдана (реально, а не на словах) в руки Всемогущего творца и более не руководствуется человеческим своеволием?

Итак, мы можем подвести резюме:

1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.

2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.

3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.

4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви. Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего. А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21).

5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением. К воплощению воли Бога в делах наших! Но это – задача, а не данность.

6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана. Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего. Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек. Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл: В результате этого «вмешательства» (оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!

7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым. Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.

8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами): «Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Этим и закончим наш труд во славу Божью.

Интерес Бога в осуществлении Его воли!

Библия учит, что Бог — не космическая субстанция, не философская идея, не мировая душа, не безмолвное «Нечто», но Личностный Дух, обладающий разумом, чувствами и волей. В нашем мире ничто не пущено на самотек, но все является раскрытием Божьего плана. Царь Вавилонский, некогда хвалившийся своим умом и деловитостью, и наказанный за эту гордыню Господом, исповедовал всевластие Бога:«И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан.4:32).

О чем мы просим, говоря «да будет воля Твоя?»

Неужели без нашего прошения Бог ничего не будет делать в этом мире – посылать дожди или ясную погоду? Кормить и одевать людей? Наказывать злых и благословлять добрых? Давать рождение и прерывать жизнь? Неужели небеса встанут, если человек не будет обращаться к ним в молитве?

Учитель древней церкви Киприан отвечает на это: «Когда мы молимся «да будет воля Твоя», мы молимся не о том, чтобы Бог делал, что хочет, но о том, чтобы мы могли делать, что хочет Бог».

Молитесь о познании воли Господа!

Это судьбоносное прошение! Индикатором спасительности нашей веры является не молитва, не словесное признание Иисуса Господом, но исполнение Его воли. Христос предупреждал людей: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).

К сожалению, мир все более и более восстает против воли Бога, отказываясь ее познавать и принимать.

Если проблема Израиля заключалась в стремлении утвердить в качестве нормы собственную праведность вместо праведности Христа, то проблемой современного мира является утверждение греха в качестве нормы человеческого бытия.

Если наказанием Израилю за пренебрежение праведностью Христа было его многовековое ожесточение, то наказанием нашим современникам за отвержение воли Бога будет озеро огненное.

Водораздел между святыми и грешными ныне обозначился очень четко и человеку не нужно гадать, на чьей он стороне. Примером этому может служить «Манхеттенская декларация», опубликованная в 29 ноября 2009 года.

« Коалиция из 150 католических, православных и евангелических священников в своем новом манифесте призывает христиан к отказу от признания светского авторитета и даже к гражданскому неповиновению, если закон заставит их принять аборты, однополые браки и другие идеи, предающие их религиозное кредо. В манифесте говорится, что после избрания Обамы, сторонника права на аборты, социальное зло усилилось, отмечается эрозия «культуры брака», увеличение числа разводов, более легкое отношение к супружеской неверности и отделению брака от деторождения и воспитания детей.

«Мы чтим справедливость и общее благо, поэтому мы не примем никакой эдикт, который заставляет наши институты соучаствовать в абортах, разрушительных для эмбрионов исследованиях, в помощи самоубийцам или эвтаназии, или других деяниях против жизни; мы не склонимся ни перед одним законом, заставляющим нас благословлять безнравственные сексуальные партнерства, относиться к ним, как к браку или его эквиваленту, или воздерживаться от провозглашения истины, как мы знаем ее, о нравственности или безнравственности, а также семье и браке».

Лидер Конвенции южных баптистов, доктор Ричард Ланд, в интервью Newsmax назвал президента Обаму «очень опасным человеком» и напомнил христианам, что Бог беспартийный, «и по многим важнейшим социальным вопросам у Бога есть позиция. Бог не демократ и не республиканец. Бог за жизнь».

Таким образом, линия администрации президента Обамы и всех, кто его поддерживает (а их достаточно много!) является выражением принципа «…да будет воля моя». Однако если взглянуть на проблему внимательнее, то окажется, что воли человеческой в этом принципе не так уж и много.

Апостол Павел напоминал верующим ефесянам, что до своего обращения они жили: «по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2) .

Получается, что все разговоры о свободной человеческой воли – пустой звук. Человеку только кажется , что он живет по своей воле, на самом деле он исполняет волю сатаны. Воля у человека есть, но этой волей ловко управляет дьявол.

Апостол Павел пишет: «… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:25,26).

Если по воле Бога возник очень сложный и прекрасный мир, то воле дьявола ничего умного и прекрасного не было сотворено. По его воле свершается разврат, обман, убийства. Тот, кто ищет исполнять волю Божию, тем самым отказывается исполнять волю дьявольскую.

В послании к Ефесянам сказано: «…не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). Но как нам узнать волю Господа? Каким образом Он открывает ее нам?

В сфере нравственности воля Господа в полноте явлена в Священном Писании. Хочешь знать волю Господа? – читай Библию! Там сказано все, что тебе нужно знать!

Не спрашивай, хочет ли Бог тебя спасти, ибо Его слово провозгласило: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).

Не выпытывай у Господа, следует ли идти на Богослужение, ибо в Слове Божьем ясно сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр.10:25).

Не домогайся ответа: «сколько раз прощать брату моему?». Ответ давным-давно дан в Его Слове: «до седьмижды семидесяти раз!».

Не искушай Христа – можно ли немного грешить, ибо Писание ясно повелевает: «но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16).

Не ломай голову, можно ли развестись без библейских оснований? Библия говорит: Бог ненавидит развод.

Не спрашивай, стоит ли делать добро, если человек его не понимает? Писание заповедует: «…ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15).

Не говори: «Я не дойду до вечности, ведь, может быть, я не избран». Библия провозглашает: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф.18:14).

Христос не пересмотрел ни одного пункта в Своем манифесте – нагорной проповеди и, перечитывая его, вы можете определенно знать, в чем заключается Его воля в нравственной сфере.

По-другому обстоит дело с вопросами, на которые в Писании нет конкретного ответа: на какую работу устроиться, на ком жениться, куда переехать, стоит ли жаловаться начальнику?

Иногда вопросы бывают весьма драматичными. Один брат как-то спрашивал: «У меня трое детей, жена забеременела, и у нее обострилось онкологическое заболевание. Врачи предлагают срочный аборт. Я спрашивал одних братьев — они сказали, аборт исключен, другие — что в таком критическом случае возможен. Что делать?»

Случается, что некоторые верующие, желая определить волю Господа, бросают жребий или открывают наобум Писание, чтобы оно дало прямое повеление, как поступить. Такое гадание на Библии может привести к неприятностям.

Один служитель — назовем его Аркадием — рассказал мне, как в молодости он полюбил одну девушку и спрашивал у Господа, когда следует сделать ей предложение. Он открыл наугад пророка Исайю и прочитал: «в первый и второй год не засевайте». Он понял, что Господь хочет, чтобы предложение было сделано через два года.

Он согласился ждать два года. Как-то к нему подошел друг и попросил: «Молись за меня, я хочу сделать предложение такой-то девушке». Аркадий обомлел: он крадет мою невесту! Пару дней спустя, подошел другой брат и просил подержать его в молитве, ибо он собрался сделать предложение… все той же девушке! Аркадий заскорбел и обратился за поддержкой к пророку Исайе. Открыв Библию наугад, он прочитал: «не бойся двух дымящихся головешек»! Сердце его возликовало: Бог не допустит увести невесту! Так оно и случилось – девушка отказала тем двум женихам. Однако через полгода она все-таки вышла замуж, и Аркадий остался ни с чем.

Аркадий сделал для себя вывод: Бог не благоволит, чтобы он пользовался Писанием как книгой гаданий. Он стал ожидать Божьего времени. Ведь когда Господу нечто угодно, он откроет Свою волю так, что не будет никаких сомнений в ней. И Бог совершенно естественно устроил его знакомство с девушкой, которая и стала впоследствии его женой.

Поступить по воле Господа – значит избавить себя от многих бед!

Однажды Давид вопрошал Господа: «…Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут. Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход» (1Цар.23:10-13).

Давид имел все основания полагаться на жителей Кеиля, ибо ему они были обязаны своим спасением от филистимлян. Он рисковал своей жизнью и, вполне возможно, его отряд понес потери в битве с врагами. К тому же, он обогатил город множеством скота, захваченного у противника (1Цар.23:5).

Несомненно, жители города благодарили Давида за помощь и клялись ему в вечной верности. И что было бы, если бы Давид понадеялся на их «порядочность» и не вопросил сердцеведца — Господа? Кеильцы покрыли бы себя позором предательства, погибли бы лучшие воины Израиля.

Чтобы определить волю Господню в случаях, когда она конкретно не выражена в Библии, проанализируйте ситуацию, задавая следующие вопросы:

Настало ли время для принятия этого решения?

Чисты ли мои мотивы?

Спокойна ли моя совесть?

Послужит ли мое решение славе Господа?

Принесет ли оно благо людям?

Молился ли я серьезно о Божьем водительстве?

Открывает ли Бог закрытые двери или я взламываю их?

Совпадает ли мое мнению с мнением богобоязненных друзей или служителей?

Если на эти вопросы вы получаете утвердительный ответ, то поступайте по удостоверению ума своего!

Молитесь о любви к воле Господа!

Волю Божию нужно не только знать, но и любить, потому что в этом случае ее легче исполнить.

Без любви воля Бога будет тяжела и противна.

Сатана прекрасно знает всю волю Господа, однако ненавидит ее и противится ей.

Ирод знал волю Господа о недопустимости брака с замужней женщиной, однако же, нарушил ее.

Фарисеи знали волю Божию об Иоановом крещении, однако отвергли ее.

К сожалению, и поныне многим верующим недостает любви к воле Господней — отсюда причина пренебрежения ею. Мы любим ту Божью волю, которая совпадает с нашей и не ущемляет нас. Напротив, мы отвергаем волю, которая видится нам неудобной.

Один пресвитер писал:

«Не так давно я разговаривал по телефону с верующей женщиной, которая оставила своего мужа – служителя. Я спросил ее: «Угоден ли Богу ваш поступок?». Она ответила «Нет!». «Почему вы не вернетесь к мужу?», — спросил я. «Я устала от нашей разобщенности», — ответила она. Тогда я ответил: «Ваша проблема не столько между вами и мужем, сколько между вами и Богом. Вы не послушны Богу!».

Прошение «да будет воля Твоя» придает глубину и теплоту во взаимоотношениях Христом: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50).

Наслаждаться родственным общением со Христом может только исполнитель Его воли. Для прочих христианство превращается в скучную обрядовую религию или в религию манипуляции Богом.

Это прошение «да будет воля Твоя» выявляет – молится ли послушное дитя Божие или религиозный формалист. Сын небесного Отца жаждет смиряться перед Его волей и исполнять ее. Религиозный же формалист не желает исполнять ее. Если же внешне исполняет, то выбирает наиболее легкие повеления.

Слово Божие учит, что настоящая молитва движима в первую очередь не собственной нуждой, а интересами Бога. Так и должно быть – в начале Бог, а все остальное потом! Человек, который с помощью молитвы пытается добиться осуществления своих желаний молиться не умеет!

Любим ли мы волю Господа, когда Он допускает до нас материальные затруднения, болезни, одиночество, неудачи, потери? Или мы ропщем на Него? Когда Петр троекратно исповедовал, что любит Иисуса Христа, Тот не только повелел ему пасти овец, что само по себе было сложным поручением, но еще предсказал мученическую смерть. Петр не огорчился столь странной и тяжелой воле. Он не поднял глаза на Господа и не сказал с укором и недоумением: «Смерть за мою любовь к Тебе? Я не ослышался?!» Тот, кто любит Божью волю, исполнит ее, какая бы она не была!

Что могло бы нас мотивировать горячее молиться о том, чтобы любить волю Господа?

Пример Иисуса Христа.

Для Иисуса Христа творить волю Отца было наслаждением: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.4:34). Этот пример побуждает нас молиться: «Дорогой Господь! Пусть и для меня исполнение Твоей воли станет приятной духовной пищей, от которой я получил бы удовольствие и подкрепление. Избавь меня от своеволия, которое крадет мою радость и любовь к Тебе!».

Повеление Слова Божьего

Апостол Павел пишет верующим чтобы они трудились: «…не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6). Аналогичное желание выражает псалмопевец: «…я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9). Эти повеления также усилят нашу молитву: «Господь, у меня так мало энтузиазма в исполнении воли Твоей на работе. Я ленив и работаю из-под палки. Помоги в моих будничных обязанностях усматривать Твою волю и исполнять ее от души»!

Знание чудесных свойств воли Господа

В послании Римл.12,2 Апостол Павел называет три характеристики воли Господа: благая, угодная и совершенная. И если мы призадумаемся о них, это вдохновит нас творить волю Господа.

Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28) . Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ!

Воля Господа угодная или, иначе сказать, приемлемая. Ее можно исполнить!

Бог не повелевает нам невозможного и не предлагает непосильного. Он готов оказать нам свою помощь в осуществлении Своей воли!

Воля Господа совершенная , то есть самая наилучшая. Она — единственный приемлемый вариант для нашей жизни. В ней нет изъянов и недостатков. Однако лучшая — не означает легкая.

Иисусу стоило огромного напряжения принять волю Отца относительно чаши в Гефсиманском саду. Он молился с сильным воплем и со слезами о принятии этой воли и победил! Благодаря Его повиновению воле Отца, мы спасены!

Любовь к воле Божьей невозможна без покорного смирения перед ней. В.П. Степанов, известный служитель евангелия в 20-30 годах прошлого века, писал в тяжелой болезни:

Если воле Твоей не угодно, чтоб я

Получил, чем желал обладать,

Покори мою волю себе навсегда,

Успокой и пошли благодать!

Молитесь о силе , чтобы в полноте исполнить волю Господа!

Псалмопевец Давид молился: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10). Муж по сердцу Бога чувствовал себя неумелым исполнителем воли Господа и нуждался в Божьей помощи.

И в самом деле: Бог ожидает, чтобы исполнение Его воли отличалось полнотой и своевременностью. Именно так на небе исполняется воля Господа.

Я не могу себе представить, чтобы Архангел Гавриил, который был послан Богом возвестить деве Марии о рождении Иисуса Христа, сказал: «Господь, я сейчас занят, но даю честное слово, что как только освобожусь, непременно слетаю в Назарет». Я не могу себе представить, чтобы Гавриил сказал Господу: «Почему всегда я да я? Я уже был в командировке на грешную землю. Там такая смердящая и гнетущая атмосфера зла, что я еле выдержал. К тому же я намучился неверием Захарии. Позволь мне отдохнуть, неужели Тебе некого послать?»

Ангелов с подобными настроениями я себе не представляю. Но зато мне легко представить людей, которые не спешат исполнить волю Господа или исполняют ее отчасти.

Так жена Лота повиновалась Господу отчасти. Она послушалась Господа и вышла из Содома, однако, другую часть повеления — «не оглядывайся!» — она не исполнила и превратилась в соляной столб.

Моисей повиновался Господу отчасти, когда вместо того, чтобы приказать горе источить народу воду, ударил по ней жезлом.

Саулповиновался Господу отчасти, когда, вместо того, чтобы все предать заклятию, оставил хорошее стада врагов для себя и народа.

Царь Ирод повиновался Господу отчасти, исполняя многое из наставлений Иоанна Крестителя, но не прекратил прелюбодейные отношения с Иродиадой.

Несвоевременное и неполное повиновение Господу является запинающим грехом церкви Христовой. Вот почему нам нужно молиться о том, чтобы Бог дал нам ревность и силы исполнять волю Господа сразу и в полном объеме.

Бог обещал дать силу для такого исполнения Своей воли. Прочтите эти тексты и обратите их в повод для молитвы:

«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:35-37).

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем…» (Еф.3:20).

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение…» (1Тим.1:12).

Клайв Льюис сказал: «Кому-то Бог скажет: «да будет вам по воле Моей», а кому-то: «Да будет вам по воле вашей». Одни возрадуются, другие возрыдают. Будешь ли ты в числе первых?

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям… пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:1-4).

( …) Май 4th, 2012 в 03:02

Я очень счастлива и благодарна Господу, что откровение о необходимости соблюдения Божьей воли получила в самом начале моего христианского становления и с тех пор очень серьезно отношусь к этому Божьему повелению! …Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ! — именно эту цитату из вашей статьи следует сделать своим девизом, а кому-то написать на скрижалях своего сердца!!! Хочу вам повествовать о моем самом первом и самом трогательном опыте познания Божьей воли. На тот момент моя не любимая, низкооплачиваемая и изнуряющая работа не доставляла мне никакого удовлетворения. К тому же я просто ненавидела свою непосредственную начальницу. С директором нашего учреждения у меня складывались достаточно теплые отношения, но жаловаться мне было стыдно, поэтому он не знал о том, что между мной и моей начальницей была молчаливая вражда. Мой муж в то время не работал и был связан с дурной компанией где стал злоупотреблять алкоголем. Я целыми днями находилась на работе, мой муж пил и на него нельзя было положиться, а наши дети были предоставлены сами себе. Мне все это не нравилось и я в надежде взять под полный контроль моего мужа, стала обдумывать пути моих действий, придя к одному единственному мнению о том, что мне необходимо уволиться! Чем больше я обдумывала это решение, тем больше сомнений у меня возникало! С одной стороны не любимая работа и ненавистная начальница от которой хотелось бы скорей освободиться, с другой стороны не работающий супруг и двое детей! После долгих раздумий и неопределенности все таки я решила взмолиться к Богу и спросить его мнение — увольняться или не увольняться! Первый раз в жизни я услышала голос Моего Бога прямо в мое сердце — Увольняйся! Сначала после этого Слова наступило облегчение, но потом спустя время на протяжении двух месяцев я просто билась в нервных конвульсиях изводилась сама и изводила всех своих родных, тем что это Слово не от Бога, а от сатаны — Как Господь может себе помыслить оставить мою семью полностью без средств к существованию! Обстановка в семье ухудшалась, я была полностью измотана и издергана! В этот момент я уже начала не уверенно от безысходности ходить в церковь, так как только там я могла погружаться в атмосферу покоя и защищенности. Мой муж был категорически против моей церкви и даже пытался меня побить, но с каждым посещением церкви моя Вера стала как будто сама независимо от моего разума расти и укрепляться. Спустя некоторое время никому ничего не говоря, я пошла с заявлением об увольнении в руках к директору, с чувствами и переживаниями о Аврааме, и как он вел своего сына на всесожжение. Директор долго расспрашивал меня в чем причина моего решения, что могла я рассказала со слезами и мольбами подписать мое заявление, но он категорически отказался! Позвонил моей начальнице и убедительно попросил ее придумать способ, чтобы я могла решить свои семейные проблемы и в то же время сохранить работу! К такому повороту событий я была не готова! В итоге мне предложили 4 месяца отпуска без сохранения заработной платы! Заявление я решила написать на 2 месяца. При том чтобы не остаться без средств к существованию мне предложили пойти на больничный и подлечиться в клинике по лечению нервных расстройств. Директор даже выписал мне материальную помощь на лечение! Привязанность к Господу и к церкви у меня в это время стала возрастать. За эти 2 месяца я успела совместить необходимое для меня лечение, общение с мужем и детьми, которого нам оказывается так давно не хватало, а самое главное я по настоящему покаялась в своих грехах, посещала проповеди, семинары, молитвенные служения, прошла Альфа курс в нашей церкви, приобрела братьев и сестер и полностью и бесповоротно решила встать на путь посвящения себя и своей жизни Моему Господу и Спасителю Иисусу Христу! Спустя 2 месяца я вышла на работу совершенно другим человеком, я не могла поверить сама себе куда делся весь негатив с которым я жила последние годы! Все выглядело совсем другим, люди добрые, начальница нормальный человек, даже профессионал своего дела! Со временем мне значительно повысили заработную плату, мой муж устроился на очень хорошую работу! И я все время задаю себе один вопрос — а если бы я не послушала голос Господа, чтобы тогда со мной было сейчас! Слава Нашему Богу! Спасибо вам большое за ваши проповеди которые я с удовольствием перечитываю по несколько раз, а также возможность свидетельствовать на вашем полюбившемся мне сайте! Благодарю за вас и за ваш труд Нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Говоря о Божьей воле, многие исследователи различают три ее аспекта, встречающиеся в Библии. Первый аспект известен как декретная, суверенная или скрытая Божья воля. Это Божья «высшая» воля. Этот аспект Божьей воли исходит из признания Его суверенитета и других аспектов Его природы. Он обращает внимание на то, что Бог суверенно предопределяет все, что произойдет. Иными словами, нет ничего, что может находиться вне пределов суверенной Божьей воли. Этот аспект воли Бога описан в таких стихах, как Ефесянам 1:11, где мы узнаем, что Бог «все вершит по Своей воле и намерению», и Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Это представление о Божьей воле основано на том, что, поскольку Бог является суверенным, Его воля никогда не будет изменена. Все находится под Его контролем.

Это понимание Его суверенной воли не означает, что Бог является причиной всему происходящему. Скорее, оно признает, что, поскольку Он является суверенным, то Он должен, по крайней мере, разрешать или допускать все происходящее. Этот аспект Божьей воли подразумевает, что даже если Бог пассивно позволяет вещам происходить, Он должен допустить их, так как Он всегда имеет власть и право вмешаться. Бог всегда может решить – допустить или остановить действия и события в этом мире. Поэтому, раз Он позволяет вещам происходить, то случаются по Его воле в этом смысле этого слова.

В то время как суверенная воля Божья часто является скрытой от нас, пока что-то не произойдет, есть еще один аспект Его воли, очевидный для нас: Его постижимая или проявленная воля. Как следует из названия, этот аспект Божьей воли означает, что Бог выбрал открыть часть Своей воли в Библии. Постижимая воля Бога говорит нам о том, что Он желает, чтобы мы делали или не делали. Например, благодаря этому, мы можем знать, что Божья воля в том, чтобы мы не воровали, чтобы любили своих врагов, чтобы покаялись в своих грехах и что мы можем быть святыми, как и Он свят. Это выражение воли Бога проявляется как в Его Слове, так и в нашем сознании, через которое Бог записал Свой нравственный закон в сердцах всех людей. Законы Бога – будь то в Писании или в наших сердцах – являются обязательными для нас. Мы несем ответственность, когда не подчиняемся им.

Понимание этого аспекта Божьей воли признает, что хотя у нас есть силы и способности не подчиняться Божьим заповедям, мы не имеем права это делать. Таким образом, нет никакого оправдания за наши грехи, и мы не можем утверждать, что выбирая грех, мы просто выполняли указ суверенного Бога или Его волю. Иуда выполнял суверенную волю Божью, предав Христа, подобно тому, как римляне распяли Его. Это не оправдывает их грехи. От этого их поступки не стали менее злыми или предательскими, и эти люди были ответственны за свой отказ от Христа (Деяния 4:27–28). Хотя по Своей суверенной воле Бог разрешает или допускает грех, мы по-прежнему ответственны перед Ним за этот грех.

Третий аспект воли Бога, который мы видим в Библии, является разрешительной или совершенной волей Божьей. Этот аспект описывает отношение Бога и определяет то, что угодно Ему. Например, хотя очевидно, что Бог не получает удовольствия от смерти грешника, также очевидно, что Он допускает его смерть. Этот аспект Божьей воли проявляется в многочисленных стихах Писания, которые указывают на то, от чего что Бог получает или не получает удовольствие. Например, в 1 Тимофею 2:4 мы видим, что Бог желает, «чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины», но мы знаем, что суверенная воля Божья в том, что «никто не сможет прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и в последний День Я воскрешу его» (Иоанна 6:44).

Если мы не будем осторожны, то можем легко стать чрезмерно увлеченными или даже одержимыми поисками «воли» Бога в нашей жизни. Искать Его тайную, скрытую или декретную волю является бессмысленным занятием. Бог не выбрал, чтобы показать нам этот аспект Его воли. Что мы должны стремиться узнать, так это Его постижимая и выявленная воля. Истинный знак духовности проявляется в том, когда мы хотим знать и жить в соответствии с волей Бога, открытой в Писании, что может быть обобщено следующим образом: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15–16). Наша обязанность заключается в том, чтобы повиноваться открытой воле Божьей, а не спекулировать на том, что скрыто от нас. В то время как мы должны стремиться быть движимыми Духом Святым, нам никогда не следует забывать, что Дух Святой в первую очередь ведет нас к правде и сообразует с образом Христа, чтобы наша жизнь прославляла Бога. Бог призывает нас вести свою жизнь согласно каждому слову, исходящему из Его уст.

Жизнь в соответствии с Его выявленной волей должна быть главной целью нашей жизни. Римлянам 12:1–2 обобщает эту истину – мы призваны отдать наши тела «Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно. Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно». Чтобы узнать волю Божью, мы должны погрузиться в писания Слова Божьего, насыщая ним свои умы и молясь, чтобы Святой Дух преобразил нас через обновление нашего ума и привел нас к тому, что хорошо, угодно и совершенно – в соответствии с волей Божьей.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Loading...Loading...