Найти инфор мацию о десятине в церкви. Прибыль с десятины

На 50-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Святого Духа), день Пятидесятницы (Троицын день, Троица) — что означает праздник Пятидесятница, его история, смысл и традиции.

В день, когда Дух Святой сошел на апостолов, родилась христианская Церковь, поэтому это еще и день рождения Церкви.

Господь наш Иисус Христос, еще во время Своей земной жизни, обещал апостолам ниспослать им с неба Святого Духа. Апостолы, которые всегда с верою слушали слова Спасителя, не сомневались, что и это обещание Его вскоре исполнится.

Возвратившись в Иерусалим после вознесения Господа на небо, апостолы все время проводили в молитве, чтобы достойно приготовиться к принятию обещанного им Божественного Утешителя (Святого Духа).

Однажды, когда они все вместе молились в горнице того самого дома, в котором, как говорит предание, была совершена «тайная вечеря», внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и Дух Святый в виде огненных языков низошел на каждого из апостолов.

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV в.

В тоже время апостолы начали прославлять Бога на разных наречиях, которые до того времени им не были известны; кроме того, они чувствовали, что готовы были проповедовать учение Иисуса Христа, не страшась ни угроз, ни мучений от неверующих.

Событие это случилось в день Иудейского праздника Пятидесятницы, на который обыкновенно собиралось в Иерусалим из различных, стран и городов, множество Иудеев (Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях).

Услышав шум, происходивший в горнице апостолов, все они собрались к дому апостолов, и некоторые из Иудеев, не зная, что случилось, но видя, как апостолы говорят что-то непонятное, удивлялись и думали: уж не испили ли они вина.

Заметив это, Св. апостол Петр, объяснил всем собравшимся случившееся событие, и после его проповеди 3000 человек уверовали в Иисуса Христа, т. е. сделались христианами. Старейшины Иудейские хотели оклеветать пред народом учеников Иисуса Христа, как некогда они клеветали на Него Самого, но теперь злоба Иудеев была бессильна.

Так начало устанавливаться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Пятидесятница

В память этого события установлен, праздник, еще со времен апостольских. Праздник, этот, бывает, не всегда в один и тот же месяц, в одно и то же число, но приходится всегда в воскресенье, через семь недель, т. е. через пятьдесят дней после первого дня Пасхи, отчего он и называется Пятидесятницей.

Этот праздник, совершается через пятьдесят, дней после Пасхи, потому что Дух Святый сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа из мертвых. В этот же день праздновалась тогда Пятидесятница ветхозаветная, бывшая прообразом новозаветной.

Там гора Синай, гром, молния и закон. Здесь Сионская горница, «шум яко носиму дыханию бурну», огненные языки, благодать и истина Нового Завета.

День Святой Троицы

Обыкновенно праздник этот называется «Троицыным днем», потому что чрез это сошествие открылся людям Триединый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух - Троица единосущная и нераздельная.

Есть предположение, что название Троица, Троицын день, закрепилось после того, как в Троицком соборе в этот день стали чествовать икону «Троица» А. Рублева при преподобном Сергии Радонежском, являвшимся его учителем и вдохновителем.

С тех только пор день Святой Троицы, как литургическое творчество именно русской духовной культуры и даже определённее - как творчество Преподобного Сергия, стал отмечаться во всём православном мире как двунадесятый праздник.

Напомним, что до этого времени Византия не знала такого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Праздновали просто день Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня. …

Но с XIV века он делается на Руси, а затем и во всём православном мире, праздником Пресвятой Троицы, выявляя свою онтологическую суть. Таким образом, праздник Пресвятой Троицы впервые появился у нас, на Маковце, в качестве местного храмового праздника Троицкого собора, как чествование «Троицы» Андрея Рублёва. "Неугасимая свеча", Глава III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.

Троица. Андрей Рублев

Сначала люди знали одного только Бога-Отца. Бог-Господь являлся и Адаму в раю, и Аврааму в виде странника с двумя своими Ангелами, и Моисею, на горе Синае, когда давал заповеди.

Потом узнали люди и Сына-Божия, Господа Иисуса Христа, когда Спаситель родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Богородицы, и жил между людьми, как обыкновенный человек. Наконец узнали люди и Бога-Духа Святого, когда Он, в виде огненных языков, сошел на апостолов.

Духов день

Праздник этот не заканчивается одним днем - воскресеньем, но продолжается и в понедельник, который называется «Духовым днем»; также в церковных службах вспоминается он и в прочие дни до недели всех Святых.

В Духов день не вспоминается никакого другого события из священной истории, но только прославляется Святый Дух, который видимо сошел на апостолов и собою просветил, и вразумил их.

Это потому, что в нашей православной церкви, после главнейших праздников в воспоминание священных событий, на следующий день прославляется то лицо, через которое главным образом совершилось это событие.

Так на другой день после праздника Крещения Господня празднуется память Св. Иоанна Предтечи, который крестил Господа. На другой день Сретения празднуется память святых праведников Симеона и Анны пророчицы, которые сретили (встретили) Господа во храме.

Богослужение

Богослужение в Троицын день несколько отличается от обыкновенного богослужения. На обедни, пред чтением Деяний апостольских, поют не «Святый Боже…», как на обыкновенной литургии, а «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» - что по-русски значит, «вы, которые крестились во Иисуса Христа, вы облеклись во Христа».

Песнь эта поется в Троицын день потому, что в первые века христианства новообращаемые христиане (из Иудеев и язычников) крестились обыкновенно в самые большие праздники, как то: в Рождество Христово, в день Крещения Господня, в Пасху и Пятидесятницу.

После обедни тотчас же служится торжественная вечерня, в песнопениях которой прославляется Святая Троица и видимо сошедший на апостолов Св. Дух. На этой вечерни, священник, преклонив колена, читает в царских вратах молитвы, написанные Св. Василием Великим в четвертом веке.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) Троицын день. 1911 г

В этих молитвах мы испрашиваем прощения грехов, молимся о даровании нам благодати Святого Духа и о царстве небесном всем с верою умершим. Весь народ, предстоящий в церкви, слушает эти молитвы с благоговением, также преклонив колена.

Обычай украшать храмы и дома

К особенностям праздника Пятидесятницы принадлежит еще обыкновение украшать в этот день зелеными ветвями и цветами храмы Божии и дома.

Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы

Обыкновение это произошло оттого, что ветхозаветные, т. е. жившие до Рождества Христова, Иудеи в свой праздник пятидесятницы, воспоминая дарованные им через Моисея заповеди Господни (в то время, когда они были еще на пути в землю Обетованную и жили в шалашах (кущах), устроенных из древесных ветвей), - украшали дома свои зеленью.

Сошествие Св. Духа совершилось, как мы уже сказали, в день Иудейской пятидесятницы, и апостолы, которые были родом Евреи, тоже украсили свою комнату зелеными ветвями. В воспоминание этого церковь христианская и до сих пор сохраняет этот обычай.

Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.

Украшая храмы и домы зелеными ветвями, мы как бы посвящаем первую весеннюю зелень Святому Духу, Который дает жизнь всему, а, следовательно, и деревьям, и цветам. Отдание Троицы происходит через неделю, в следующую субботу.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых. Св. Василий Великий

В этот день поминают усопших родителей, родных и близких, посещают кладбище, приносят на могилы березовые ветки, цветы, устраивают поминальную трапезу.

Источники:
  1. Главнейшие праздники Православной Церкви. Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
  2. Неугасимая свеча, Гл. III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.
  3. Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864

У Церкви всегда брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было.

История церковной десятины на Руси восходит к временам Владимира Святого, великого князя киевского. При Владимире Святом страна приняла крещение от византийцев. Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. От нее очень многое зависит в истории Русской церкви. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее. Крещение Руси — не только принятие веры, но и принятие Церкви, поскольку вне ее жизнь христианина немыслима, спасение души невозможно. А принятие Церкви означает еще и множество политических, культурных, экономических преобразований.

Христианство предполагает постоянное участие верующих в богослужениях. А чтобы богослужения могли происходить, требуется многое. Прежде всего, здание храма, церковные книги, иконы и утварь, необходимая для священнодействий иерея. Кроме того, священнические одежды, хлеб и вино. Наконец, жилище для попа, дьякона, их семей, а также все потребное для того, чтобы они могли нормально существовать. Иными словами, принятие Церкви означает не только начало забот о «высоком», но и большие хлопоты о повседневном. О том, что в терминах нашего дня относится к «материальному обеспечению».

Так вот, до Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы — например, знаменитая Ильинская церковь. Но они предназначались для относительно небольшого круга людей. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. С тех пор в Киеве перебывало огромное количество купцов-христиан, Христову веру принимали члены великокняжеской семьи, отдельные дружинники. Много ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы того времени? Но когда князь Владимир задумал весь народ обратить в христианство, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах.

Прежде всего, должны были появиться новые большие храмы. Первым и самым известным из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали возводить вскоре после крещения киевлян в Днепре. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками. Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Окончание работ летопись относит к 996 году. Возможно, это произошло несколько позднее.

Но, в любом случае, можно твердо говорить лишь о том, что новый храм появился в Киеве в середине — второй половине 990-х годов. «Иконы, сосуды и кресты» для него доставили из Херсонеса, от византийцев. Далее «Повесть временных лет» сообщает: после завершения работ князь Владимир зашел под своды собора и долго молился Христу; затем он сказал: «Даю церкви сей святой Богородицы от имения моего и от градов моих десятую часть». Потом правитель дал грамоту («написал клятву»), официально утверждавшую этот источник церковных доходов, и велел созвать людей на пышное празднование. Отсюда и неофициальное название собора, утвердившееся в народе: Десятинная церковь. До наших дней она, к сожалению, не дошла, погибла в огне монголо-татарского нашествия 1240 года. Лишь фундамент ее показывают ныне туристам киевские экскурсоводы.

Первым настоятелем Десятинной церкви стал Анастас Корсунянин — доверенное лицо великого князя. Для него и для всего прочего храмового причта были возведены особые палаты рядом с собором. Другим источником средств, необходимых Русской Церкви, стали так называемые «церковные суды». Сначала князь Владимир Святой, а затем его потомки в полном согласии с византийским законодательством утвердили право Церкви рассуживать дела по очень широкому кругу вопросов. Сюда входила не только семейная сфера, но и, например, обязанность следить за тем, чтобы никто не испортил на торгу весы, гири, меры длины и объема. За все это Церкви — на самом законном основании! — полагались отчисления в виде пошлин.

Но, конечно, главным ресурсом существования Церкви на Руси оставалась выдаваемая князем «десятая часть» от его «жита», «стад», «торгов» и иных доходов. Подобное положение вещей оказалось страшно неудобным и для князя, и для самой Церкви. Правитель иногда не мог, а порой и просто не хотел как следует обеспечить Церковь, а церковный организм попадал в жестокую экономическую зависимость от государя. Зато юным приходским общинам Руси такой механизм взимания десятины был исключительно выгоден. В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

Помимо киевского, церковную десятину платили князья и других земель. Недостаток исторических источников лишает возможности точно определить, где, когда и в каких объемах получала Церковь средства. Информация на сей счет обрывочна, фрагментарна. Но кое-какие сведения до наших дней все-таки дошли. Например, точно известно: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, государь владимиро-суздальский, выдавал десятину по правилам Владимира Святого, да еще и жаловал Церкви земли.

Эпоху монголо-татарского нашествия и долгой политической раздробленности церковная десятина не пережила. Причина проста. Древняя, домонгольская Русь, богатела торговлей, а еще того более — пошлинами с купеческого транзита. Она купалась в привозном серебре. Русь эпохи владимирской, тверской и раннемосковской по сравнению с нею — нищенка. Она не контролировала крупные торговые артерии, она регулярно подвергалась разорению от татарских набегов, наконец, она платила дань-«выход» ордынским ханам. И главным ее богатством сделалась земля. Притом земля далеко не столь плодородная, как тучные пашни Русского Юга, а северная скудная землица, расположенная в полосе рискованного земледелия... Ни сам князь — все равно какой: ростовский, тверской, рязанский, московский и т. п., ни его подданные не могли уделить из своих доходов сколько-нибудь значительную часть на Церковь. Что оставалось? Дать Церкви земельные угодья и позволить самой позаботиться о себе, поставив в своих владениях крепкое хозяйство.

И вот архиерейские дома, соборные храмы, а особенно иноческие обители стали получать обширные имения с селами, соляными варницами, рыболовецкими промыслами. Иной монастырь владел колоссальной областью. Притом распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство (прежде всего черное) стояло выше всех прочих слоев русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» — постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но все-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надежнее. От нее приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам.

Впоследствии государство спохватилось: не слишком ли много получила Церковь? Не слишком ли она богато живет? В течение большей части XVI, XVII и XVIII веков светская власть целенаправленно ограничивала церковное землевладение, а потом принялась отбирать церковное имущество в свою пользу. Особенно тяжелые формы этот процесс принял в XVIII веке. Петербургские императоры жадно тянулись к богатствам Церкви, гнали монашеский и священнический чин на службу, в армию, к плугу... Закончилось это секуляризацией церковных земель, прошедшей между 1764 и 1788 годами. Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что еще у Церкви сохранилось, приучала ее к нищете, расстрелам и страданиям.

И вот теперь, через два десятилетия после того, как советская власть ушла в историю, остро стоит вопрос: на какие деньги жить огромному церковному телу? Не ввести ли в той или иной форме церковную десятину? На что-то требуется строить новые храмы и ремонтировать старые, выплачивать содержание священникам, обеспечивать православные учебные заведения и покрывать еще тысячи повседневных нужд. Конечно, в стране немало добровольных жертвователей, включая богатых коммерсантов. Пять лет назад известный писатель Михаил Елизаров, получив крупную литературную премию, даже пообещал со сцены как добрый христиан дать Церкви «десятину» от этих денег.

Но на одни пожертвования Церковь могла существовать разве только в раннехристианские времена, когда ее загоняли в подполье. Что ж теперь — разойтись по пещерам? Спрятаться в канализацию, в катакомбы? Молиться в квартирах и сараях? И — ни семинарий, ни академий, ни православных изданий, ни сколько-нибудь массовых богослужений... Выйдет секта, а не Церковь! Голос ее будет едва слышен в обществе.

Если же государство вновь, как при Владимире Святом, официально введет десятину на прокормление Церкви, то ничего доброго из этого не выйдет. Правительство станет собирать нечто вроде «налога на вероисповедание», каковой существует в некоторых странах Европы. Но, во-первых, у Церкви сейчас нет, да и вряд ли когда-нибудь появятся механизмы, с помощью которых она могла бы контролировать отправку всех полученных от налогоплательщиков средств именно на церковные нужды, а не туда, куда их повернет хитроумный чиновник. Во-вторых, крайне пагубно было бы Церкви вновь попадать в полную экономическую зависимость от государства, как это случилось в Синодальный период.

Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины. Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы. Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.

На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха... Где Церковь — там труд, порядок, чистота. Не о нефтяных же и газовых скважинах, в конце концов, идет речь, а о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда! Церкви нужна помощь. И от каждого христианина, и от державства нашего.

Дмитрий Володихин , историк, писатель

Десятина – это посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей или каких-либо других доходов. Основной принцип десятины – признание того, что все на земле, включая всю частную и общественную собственность, принадлежит Богу, и человек только слуга Его. Десятина является знаком почитания Господа как неоспоримого владельца всего на земле.Традиция приношения десятины пришла в христианскую церковь не как прямая заповедь, но как хорошее правило, подобно многим другим правилам, усвоенным церковью с ветхозаветного времени.

Следует отметить, что Сам Христос осуждал законников, но не за их аккуратное соблюдение религиозных правил. А за то, что они, увлекшись соблюдением буквы закона, перестали оказывать милосердие людям и больше не имели любви к Богу.

Разумеется, нет необходимости долго объяснять, какую практическую пользу приносит делу Божьему десятина. Наши церкви нуждаются в материальной поддержке, и десятина – это один из лучших способов накопления бюджета. Возможно, десятина и не самый большой вклад, который мы можем сделать, но это уже первое благословение, приносимое нами в церковь. Придут и другие благословения, которые будут полезны и нам, например, прекрасные новые церковные здания, образованные компетентные служители, помощь вдовам, сиротам, обездоленным, бездомным, больным.

Задолго до того, как Израиль зарекомендовал себя в качестве нации, Авраам и Мелхиседек были уже знакомы с практикой десятины. «Он (Мелхиседек) был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам бал ему десятую часть из всего» (Бытие, 14:19-20). Мелхиседек выполняет здесь роль священник, благословляя Авраама и снабжая его вином и хлебом для празднования победы над враждебным Кедорлаомером.

Заметим, что десятина была отдана Авраамом добровольно. В то время не было особой заповеди, предписывающей ее уплату, но он сделал это по собственному желанию и чистосердечию.

Следующим человеком, дававшим десятину, был патриарх Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим, и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Бытие, 28:20-22). Предполагая, что Бог позаботится о нем и благословит его путь и будет его Богом, Иаков обещает отдавать десятину. Десятина пойдет на поддержку «дома Божия»; здесь мы видим как бы раннее упоминание об основном предназначении десятины – попечение о доме Божьем (храме, скинии).

Слово «десятина» упоминается 32 раза в Ветхом Завете, из них 17 в Пятикнижии Моисеевом. Помимо предыдущих упоминаний в Библии есть немало еще более важных мест, говорящих о десятине. Например, в книге Левит мы читаем: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Левит, 27:30).

Десятина – это «святыня», т.е. отделенная от общего для особой цели часть, и принадлежала она только Господу. Отдавая десятины, израильтяне безмолвно выражали этим свою благодарность Господу за обильное благословение, данное им.

Нам не следует забывать, что десятина во многом связана с тем, в каких отношениях мы находимся с Богом. Десятина отдается не для очистки совести, чтобы потратить остальные 90% финансов, как захочется. Нет, оставшаяся часть также принадлежит Богу, и нас следует согласовывать с Ним наши расходы. Бог никогда не подводит Своих искренних и доброхотно дающих служителей. Долгая история еврейского народа и современные примеры жертвенности верующих людей в достаточной степени подтверждают это. Господь в состоянии излить обильные благословения на церкви, которые предложили свое имущество, финансы и самих себя Ему.

Десятина похожа на первый шаг ребенка. И он очень важен. Первый шаг необходимо сделать, иначе мы никогда не научимся ходить. А, сделав этот шаг в служении Богу, мы уже можем пойти дальше, не ограничиваясь только десятиной. Это, безусловно. Может пойти только на благо нашим отношениям с Богом, уже тем, что мы получаем возможность постоянно подсчитывать и оценивать благословения Его, дарованные нам.

Итак, десятина никогда не приносила ущерба верующим, постоянно практикующим ее, напротив, за ней следовали только благословения от Бога. Тем более в процессе нашего исследования мы убедились, что Бог установил особую заповедь для своих людей – отдавать десятину. И Иисусу Христос не отменял закона. Он не сказал, что мы можем ничего не жертвовать Богу. Да, Он принес на землю благодать, которая означает, что мы получаем спасение не исполнением закона, а по милости Божьей, но это не освобождает нас от соблюдения основных морально-нравственных принципов закона. Ведь мы не можем убивать, говорить неправду, не имеем права красть, тем более не должны обкрадывать Бога.

Людям необходимо учиться жертвовать Господу. Он хочет, чтобы мы испытывали Его. Кто удерживает нас от того, чтобы испробовать это? Через нашу жертвенность Он покажет всему миру, как велики и прекрасны благословения Его!

  1. 1. Что такое десятина?

Десятина — это десятая часть. Это часть, которая принадлежит Богу.

«И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Левит 27:30).

  1. 2. Откуда взялось понятие о десятине?

Понятие о десятине берёт своё начало с тех пор, как Авраам отдал десятину Мелхиседеку.

«И благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему (Мелхиседеку) десятую часть из всего» (Бытие 14:20).

  1. 3. Почему Авраам отдавал десятины Богу?

Авраам видел, что у Бога было всё, и что Он благословлял его с избытком. Отдавая десятую часть, Авраам показывал Богу, что он доверяет Ему одному в своём обеспечении.

«Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» (Бытие 14:22, 23).

4. Какое благословение обещал Бог тем, кто отдаёт десятины?

Бог обещал дать избыток тем, кто был послушен в приношении десятин.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10).

5. Что означает выражение «дом хранилища»?

Это то место, где мы регулярно получаем духовное питание. В Ветхом Завете скиния или храм были центральным местом поклонения. По Новому Завету, поместная церковь является местом регулярного поклонения.

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:1-2).

6. Что такое приношение?

Приношение — это дар на дело Божье, который отдаётся сверх десятины. Это пожертвование свободной воли для того, чтобы поддержать какую-то особую нужду или человека, или выразить благодарность.

«После многих лет я пришёл, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения» (Деяния 24:17).

7. Что такое милостыня?

Милостыня — это действие милости или благотворительный дар для того, чтобы оказать помощь бедному и нуждающемуся.

«Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:2).

«И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых красными, просить милостыни у входящих в храм» (Деяния 3:2).

8. Чему нас учит Иисус по поводу пожертвования?

Иисус учит, что самой важной частью жертвоприношения является отношение нашего сердца. Он учит:

А. Из-за привязанности к земному богатству мы можем потерять богатство вечное.

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает ибо, где сокровище ваше, там сердце ваше будет» (Луки 12:33,34).

Б. Мы должны давать, не ожидая награды от человека.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф. 6:1)

В. Мы должны делиться тем, что имеем.

«Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Луки 3:11).

Г. Приношение настоящей жертвы приятно Богу более, чем приношение большого кол-ва денег, которые отдают люди, не придавая этому особого значения.

«Подозвав учеников Своих Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:43,44).

Д. Приношение — это такая же важная часть служения, как молитва и пост.

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. И когда ты молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6:3,5, 16).

Е. Наше приношение — это мера того, что мы можем получить.

«Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённою и нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:38)

9. Как мы должны давать?

Бог хочет, чтобы мы давали теми путями, которыми можно прославить Его, и которые подготавливают нас к принятию благословения от Него. Поэтому мы должны давать:

А. С желанием.

«Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор. 8:12).

Б. Великодушно.

«При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт» (2 Кор. 9:6).

В. Охотно.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).

Г. В простоте.

«Увещаватель ли — увещавай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Римл. 12:8).

10. Что должно быть настоящей причиной для нашего приношения?

Нашей главной ответственностью должна быть поддержка служения и работы в поместной церкви. Затем мы должны уделять нашим братьям и нуждающимся.

«Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Матф. 10:8).

11. Какую ответственность мы имеем сегодня в даянии?

Мы имеем ответственность давать на нужды церкви. Затем мы должны уделять нашим братьям и нуждающимся. Нашей главной ответственностью должна быть поддержка служения и работы в поместной церкви.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10)

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор. 16:2).

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10).

12. Требует ли от нас Бог поддерживать служения финансово?

Да. Бог поставляет на служение человека, через которого Он восполняет наши духовные нужды. Такой человек отдает все свое время служению Господу и церкви. Мы же должны заботиться о его материальных нуждах.

«Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печётся Бог? Или конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнём у вас телесное?» (1 Кор. 9:7-11).

«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом» (Луки 10:7).

13. Почему Бог употребляет нас, чтобы восполнить нужды служения?

Когда мы жертвуем, мы тем самым становимся в позицию принятия, и тем самым мы не остаемся без плода.

«Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Филип. 4:17)

«Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:38).

14. Какой урок мы должны получить посредством нашего приношения?

Мы должны понять, что именно Бог является источником обеспечения всего, в чём мы нуждаемся.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе Христом Иисусом» (Филипийцам 4:19).

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6:17,18).

15. Какие благословения обещаются «щедрому даятелю»?

Мы должны позволить Богу производить щедрость в нашем духе. Если мы делаем так, Он обещает нам следующие благословения:

А. Прибавление.

«Иной сыпет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч. 11:24,25).

Б. Здоровье

«Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя» (3 Иоанна 2).

В. Духовное основание на будущее.

«Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:19).

Г. Плоды праведности.

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор. 9:10).

16. Кто обладает всем?

Писания говорят о Боге, как о полновластном владельце всего. Нам нужно понять этот важный принцип о финансах.

«Господня — земля и что наполняет её, вселенная и всё, живущее в ней» (Пс. 23:1).

«Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3)

17. Как мы должны обходиться с Божьей собственностью?

Мы должны быть хорошими управляющими Божьей собственностью, присматривать за Его собственностью, как менеджер, работающий на своего начальника.

Это включает:

А. Верность и преданность.

« От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным»

Хороший управляющий должен быть преданным и верным тому, что ему доверено. Он должен поддерживать и защищать интересы своего начальника.

Б. Послушание

Мы должны добровольно оставить свои желания и собственные амбиции для того, чтобы исполнить Божью волю.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матфея 16:24).

18. Какова цель денег?

А. Восполнять наши нужды

Бог даёт нам деньги для наших основных нужд, таких как пища, жильё, одежда и другие основные нужды. Он хочет, чтобы мы доверяли Ему в финансовом плане. Деньги очень важны и необходимы, но к ним нужно иметь правильное отношение.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11).

«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф. 6:26, 28-30).

Мы должны иметь отношение благодарения, благодаря которому мы сможем всегда принимать Божьи благословения в нашей жизни.

Б. Удовлетворять нужды других

Бог даёт нам так, что мы можем делиться с другими. Христиане должны иметь отношение даяния, потому что это черта, характерная для Иисуса Христа. Мы должны давать Богу и на Его работу. Посредством нашего приношения осуществляются замыслы Божьи и его планы на этой Земле.

«При сём (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, то щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6)

«Чти Господа от имения твоего и от начатков вех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Притчи 3:9,10).

Подготовила Ирина Боярских

Даде же и десятины в соборную церковь Пречистыя Богородица изо всего своего княжениа, и от всякого суда десятое, а ис торгу десятую неделю во всех градех, и от всякого стада на всякое лето десятая, и от всякого жита на всякое лето десятое, Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистой Его Матери Богородице, и отцем своим митрополитом Киевским и всея Руси». (16, 65)

Противоречие можно объяснить предположением о том, что церковная десятина с Киева и киевской округи поступала Анастасу, а митрополит Леонт управлял церковным имуществом по всей стране. Первоначально рассказ был связан с Анастасом и восходил к летописанию Десятинной церкви. Но позднее книжники вступились за незаслуженно замолчанного митрополита Леонта и сделали его главным действующим лицом повествования.

Св. Иоаким Корсунянин основал в Новгороде Десятинный монастырь. По аналогии с Киевом, можно сделать вывод о том, что в этот монастырь поступала десятина с доходов, собираемых наместником Новгородской земли. Такой же порядок сбора средств должен был существовать в иных землях. Действительно, далее в Никоновской летописи сообщается о построении соборных церквей во всех епархиях, ставших центрами сбора десятины:

«Се же и по всей земле Русской во всех княжениах соборныа церкви епископам сотвори , по прежним греческим номоканоном , и вся суды церковныа , и вся оправданиа церковнаа даде по прежним греческим номоканоном святей церкви Пречистыа Богородици и отцем своим митрополитом .

И заповеда никакоже сих претворити, ни от рода его, ни от бояр его, и от прочих всех, до скончания мира никакоже д(е)знути на церковнаа и святительская. И положи, написав клятву в святей божественней церкви, ту стоящу Леонту митрополиту Киевскому и всея Руси, и епископам Фотеа патриарха, и русским епископом, и презвитером и иноком, и его князем и бояром, сице глаголя: «Аще кто посудит сего моего установлениа, яже уставих по преже нас бывших греческих номоканонах , да будет проклят». (16, 65)

Митрополит выступает в качестве соратника великого князя по устроению Русской церкви. При этом использовались какие-то греческие сборники законов - «прежние номоканоны» , уже не действовавшие в эпоху летописцев. Десятина была введена в составе церковного устава, в котором перечислялись подлежащие церковному суду преступления.

Распространение православия было связано с большими расходами на строительство храмов и их подворий, содержание священников и церковно-приходских школ, богаделен, мастерских и иных заведений. Для удовлетворения церковных нужд была введена десятина - отчисление десятой части государственных доходов. Ее составляли судебные и торговые сборы, а также часть урожая и приплода скота. В распоряжении церкви оставлялись пошлины за церковные суды. Это был единственный вид доходов, поступавший не от великокняжеских сборщиков податей, а напрямую.

Сходное обеспечение церкви существовало спустя полтора века. В рассказе из Никоновской летописи о построении св. Андреем Боголюбским Успенского собора во Владимире-Залесском читаем:

«Дав ей (церкви. - В. Г.) много имениа, и слободы купленыя и с данми , и села лучшая, и десятое в стадех своих , и торг десятый ». (16, 211)

«И даде Господу Богу и Пречистей Богородице и святей церкви еа Успению соборней , еяже предивно украси, много стяжаниа, и имениа, и в(о)ласти и слободы купленыа и з данми, и села лучшаа и з данми , и в торгех десятыа недели , и в житех , и в стадех и во всем десятое . Хотя бо зде не точию (не только. - В. Г.) великого княжениа, но и священныа и божественыа митрополии , и оправданиа, и пошлины святительскиа по греческим святым уставом и по блаженнаго и святаго установлению великаго князя Владимера утвердити . Да будут уставленая и утверженая Господем Богом, и святыми апостолы Его, и святыми отци, и благочестивыми православными цари, и святым и блаженным великим князем Владимером освященнаа и возложеннаа Господу Богу и Пречистой Его Матере Богородице во век века непоколеблема и непретворима». (16, 221)

В десятину по-прежнему входили средства от церковных судов. Если в начале водворения православия церковные суды охватывали только часть населения, то со временем этот источник церковных доходов увеличился. Этим можно объяснить постепенное исключение из десятины средств от общегражданских судов.

Десятина шла от торговых пошлин, приплода скота из стад князя, с урожая купленных им волостей и слобод. Повинности в пользу церкви налагались и на какие-то иные сельские поселения.

В послании патриарха Луки Хрисоверга к св. Андрею Боголюбскому в составе десятины упоминаются «и с пуды и весы и мерила» . (16, 223) Правильность употребления торговых мер и весов и связанные с этим сборы постепенно становились заботой церкви. Такое положение дел было закреплено в Уставе Владимира в конце XII века. (22, 31) Фраза в письме Луки, возможно, вставлена позднее, но она отражает реальные процессы изменения состава десятины.

При св. Андрее Боголюбском десятина во Владимире-Залесском состояла из доходов от церковных судов, части государственных сборов, отчислений из личных доходов князя. Образцом служила десятина Владимира Святого, на установления которого ссылается летописец.

Для своего времени Андреевская десятина, скорее всего, была анахронизмом. Ее появление связано с попыткой реформы местной церкви. За счет щедрого финансирования намечалось ввести во Владимире-Залесском митрополию. Св. Андрей, имевший большое личное богатство, мог себе позволить возврат к заветам пращура. В других княжествах составляющие десятину виды доходов были уже значительно урезаны.

В начале своего введения десятина включала те же статьи от государственных поступлений, что и при св. Андрее, с добавлением доходов с общегражданских судов. Кроме того, Владимир Святой, как и его потомок, передал в пользу церкви часть личного имущества.

Десятина не коснулась простого населения, так как была связана не с введением новых сборов, а перераспределением уже существующих. При христианизации Польши и Венгрии с населения взимали прямые церковные налоги. По мере укрепления церкви этот налоговый гнет возрастал. В результате в первой половине XI века обе страны были потрясены мощными языческими восстаниями, в ходе которых большая часть священников и церквей были уничтожены. На Руси религиозных войн не произошло. Языческие возмущения затрагивали только отдельные местности.

В эпоху Владимира Святого языческая реакция выразилась в усилении разбоев:

«И живяше Володимер в страсе Божьи, и умножишася зело разбоеве , и реша епископы Володимиру : «Се умножишася разбоиницы, почто не казнишь их?». Он же рече им: «Боюся греха». Они же реша ему: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбоиника , но со испытанием». Володимер же от первыи веры и нача казнити разбоиники, и реша епископы и старци : «Рать многа. Оже вира, то на оружьи и на конех буди ». И рече В(л)одимир: «Тако буди». И живяше Володимер по устроенью дедню и отню ». (18, 57)

Беспокойство по поводу усилившихся разбоев выразили епископы. Это значит, что главными объектами нападения лихих людей стали священники и перешедшие в православие миряне. Борьба за веру предков сопровождалась разграблением имущества христиан.

Фраза «от первыи веры» вызвала у летописцев затруднения. Здесь пропущено какое-то слово. В Московско-Академическом списке Радзивиловской летописи начало фразы заменено на слово «отвердивыи» , что можно понять как передачу мысли об утверждении веры. В Лаврентьевской летописи вся фраза заменена на фразу «отверг виры» . Здесь проводится мысль об ужесточении наказаний - замене денежных штрафов на смертную казнь. Фраза не соответствует дальнейшему тексту. Виры не были отвергнуты. Их использовали для военных целей. Учитывая старшинство текста Радзивиловской летописи можно восстановить испорченный текст: «отверг первыи веры» .

Упоминание первой веры, то есть язычества, и законодательства языческих предков великого князя, говорит о неудавшейся попытке использовать традиционное право для борьбы с языческой военной вольницей. Для обуздания смуты пришлось за отдельные преступления установить ранее не применявшуюся в этих случаях смертную казнь. Вводился новый порядок, который был жестче предыдущего.

Смертная казнь за преступления против государства и за иноверие практиковалась в Византийской империи. Примером могла служить и соседняя Польша. Титмар так описал законы, царившие в ней при Болеславе I:

«Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо , тяжко наказывают, вырывая зубы . Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью , чем постом, назначенным епископом . Есть там также обычаи, еще более худшие , чем эти, которые неугодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения ». (27, 165)

Вырывание зубов за употребление мяса в пост и более суровые наказания служили целям устрашения язычников. Кровавые княжеские расправы были, по мнению Титмара, более действенными, нежели церковные наказания католических епископов. Столь жестокому обращению с сородичами поляки научились у немцев, безжалостно истреблявших соседних язычников-славян.

Введение десятины сократило финансирование армии и великокняжеской администрации. Действительно, после крещения Руси военные походы на соседей прекратились. Исключение составляет война с волжскими булгарами, да военная помощь Византии.

В Никоновской летописи поход на Булгарию датирован 6505 годом:

«В лето 6505. Ходи Володимер на Болгары волжскиа и камские, и, одолев, плени их ». (16, 66)

Следующие две статьи имеют даты, омоложенные на два года по сравнению с аналогичными известиями старших летописей, то есть, датированы по «эре 5510 года». Предшествующие две статьи также датированы этой эрой. Основание Белгорода (994 года) помечено 6504 годом, печенежская война (993 год) - 6503 годом. Следовательно, сообщение о булгарской войне включено в текст, имеющий «эру 5510 года» и датировано 995 годом.

Но ранее по тексту имеется еще одно сообщение об этой войне:

«В лето 6502. Ходи Володимер на Болгары , и много ратовав их победи , и в(о)звратися с радостию в Киев». (16, 65)

Оно помещено между рассказами о строительстве Десятинной церкви и возвращении из хорватского похода и печенежской войне. Участок составлен на основании разных источников с разными эрами. Рассказ о Десятинной церкви относится к 993 году по «эре 5508 года», печенежская война - к тому же 993 году, но датирована по «эре 5510 года». Аналогичное сообщение у Татищева помещено между описанием печенежской войны 993 года и завершения строительства Десятинной церкви в 997 году. Участок текста в целом датирован по «эре 5508 года». Сравнение известий говорит о том, что поход на булгар следует отнести на 994 год.

Волжские булгары в начале X века приняли мусульманство. Через них проходил торговый путь из Балтики на Каспий и далее в южные страны. Благодаря выгодному географическому положению и торговым связям с мусульманским миром возникло сильное булгарское государство. Торговое соперничество и борьба за политическое влияние над народами Поволжья привели к вооруженному столкновению двух стран. Позднее был достигнут взаимовыгодный компромисс. Татищев:

«6514 (1006). Прислали болгоры (волские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городех по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил . И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, и руские купцы с печатьми от наместников в Болгоры с торгом ездили без опасения. А болгорам все их товары продавать во градех купцом и от них купить, что потребно. А по селом не ездить , тиуном, вирником, огневшине и смерди не продавать и от них не купить». (25, 69)

Вторая половина известия восходит к русско-булгарского договору. Это означает, что письменные договора русы заключали не только с византийцами. Договор содержал перечисление служилых и податных категорий населения Владимировой эпохи: наместники, тиуны, вирники, купцы, огнищане, смерды. Известие помещено между событиями 1004 и 1007 годов, датированных по «эре 5508 года», что вроде бы позволяет отнести его на 1006 год. Но в ранней редакции сочинения этого известия не было. Татищев отыскал его в каком-то не дошедшем до нас источнике и пополнил им свой текст. Учитывая, что в использованном Татищевым источнике известие опиралось на датировку договора, мы можем принять основную для этой эпохи «эру 5506 года» и приурочить булгарское посольство к 1008 году.

Русь сосредоточилась на обороне своих границ от печенегов, заключив мир с сильными западными соседями и доказав свое военное превосходство булгарам. Выходцам из военного сословия для поправки своего благосостояния предоставлялась возможность поступать наемниками в византийскую армию.

Выделение средств церкви ущемляло интересы правящего слоя, и сопротивление введению десятины следовало ожидать со стороны знати. Но на Руси для такой экономической реформы имелись благоприятные условия.

Владимир Святой правил единодержавно, а сыновья его были еще малолетними. Возможная оппозиция не смогла бы найти авторитетного вождя среди родственников великого князя. Исключение могло составить только могущественное семейство его дяди Добрыни. Военная знать, из которой формировалась великокняжеская администрация, обогатилась в заграничных походах. Она могла примириться с временным сокращением государственных выплат. Поступление воинственной молодежи на службу в Византию в высокооплачиваемый заграничный корпус напрямую зависело от лояльности центральной власти.

Великий князь мог надеяться на расцвет ремесел и торговли в просвещенной им стране, что позволило бы с лихвой компенсировать временное сокращение средств на нужды управления и обороны. Время показало мудрость этого решения.

Тем не менее, служилые люди проявили свое недовольство ущемлением своих интересов в пользу церкви. Летописец облек это в рассказ о ворчании подвыпивших на великокняжеском пиру бузотеров. Последующие законодательные реформы говорят о серьезности конфликта и значительности усилий властей по выходу из создавшегося кризиса:

«Се же паки творяше людем своим, по вся неделя устави на дворе в гридници пир творити : приходит бояром своим, и людем , и сотником , и десятским , и нарочитым князем , и людем нарочитым , при князе и без князя. И бываше множество от мяс, и от скота, и от зверины, и бяше по изобилию от всего. И егда подпьяху , и начата роптати на князя, глаголющее: «Зло есть нашим головам ясти деревяными л(о)жицами, а не серебряными». Се же слышав, Володимир повелел ковати л(о)жици сребреныя, и ясти дружине, рек сице, яко: «Сребром и златом не имам налести (добыть. - В. Г.) дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дед мои и отец мои доискался с дружиною злата и сребра». Бе бо Володимир любя дружину, и с ними думая о устрои земнем , и о ратех , и о уставе земнем ». (18, 56-57)

Анекдотическая окраска рассказа подпитием бунтарей и незначительностью повода - желанием есть не деревянными, а серебряными ложками - прикрывает реальное недовольство знати. Оно привело к большим изменениям.

Собранием епископов и городской старшины было принято решение направлять судебные виры на войско. Большая часть этих вир была связана с разбойными посягательствами на церковнослужителей и церковное имущество. Под давлением обстоятельств пришлось частично отказаться от предыдущих установлений и передать разбойные дела по преступлениям против церкви и связанные с этим доходы гражданским властям. С целью укрепления внутреннего порядка и обороноспособности страны десятина от гражданских судов также была ликвидирована.

Отказ от виры в пользу войска поощрял борьбу крестоносцев с мятежными язычниками. Кроме того, вира воспринималась как изъятие из имущества рода наказанного разбойника. К ее выплате могли привлекаться родственники преступника. Поэтому взимание виры в пользу великого князя на традиционные нужды воспринималось менее болезненно, нежели ее взимание в пользу ненавистной для пострадавшего рода христианской церкви. Церковь согласилась с сокращением своих доходов для обуздания народных волнений.

Изменения церковного законодательства были не единственными. Владимир Святой осуществил общую реформу гражданского законодательства, затронувшую земельные и военные отношения. Для сглаживания конфликта пришлось частично вернуться к обычаям прошлого времени, а посредством реформ изыскать недостающие средства для содержания церкви и служилого сословия. Как показывает пример Коровьей слободы, выход был найден во внутренней колонизации редконаселенных северных земель.

Щедрыми земельными пожалованиями власть вознаграждала ветеранов за многолетнюю службу и одновременно создавала опорные центры для христианизации и дальнейшего экономического освоения территории. Закрепление за церковью земель и угодий компенсировало уменьшение получаемой десятины. Родоплеменной характер владения землей сменялся феодальным.

Крупные расходы на церковные нужды начались из-за повсеместного строительство церквей и устроения церковных приходов. Так, с приездом греческих мастеров началось возведение дорогостоящих каменных зданий. Поэтому законодательное введение церковной десятины следует приурочить к 993 году.

Следующая законодательная реформа описана в статье 6504 года. В ней соединены реалии как 997 года (нападение печенегов) так и 999 года (венгерское посольство). Общая законодательная реформа включена в участок текста, приуроченного к 999 году. Далее следует рассказ о передаче вир на военные нужды и ужесточения наказаний за разбои. Эти частные узаконения по времени должны были предшествовать общим. Получается, что рассказ о событиях 999 года разрезал на две части более ранний рассказ о событиях 997 года.

Военные нужды увеличились как раз в 997 году, когда после ряда мирных лет с переменным успехом шла война с печенегами. Так что повод для передачи вир от церкви войску имелся. Восстановим изначальную последовательность событий.

Под воздействием печенежских нападений, языческой реакции и недовольства служилого сословия в 997 году часть церковной десятины была возвращена дружине. Мера эта носила временный характер, так как позднее средства от гражданских судов участвовали в формировании церковной десятины, а духовенство, ссылаясь на древние узаконения, активно на них претендовало. (22, 24-26) Эта частичная реформа законодательства носила компромиссный характер. Византийский по своей сути церковный устав в части дел по церковным преступлениям был потеснен нормами обычного русского права, а обычное русское право в части посягательств на интересы церкви было ужесточено за счет византийских норм.

По времени эта реформа была приурочена к особо торжественному празднованию в 997 году воскресного Успения Богородицы. На праздник собрались все русские епископы и столичная знать. На этом собрании, аналоге византийского синклита и позднейшей боярской думы, были приняты новые узаконения.

В 999 году воскресным был Второй Спас или Преображение. На Преображение 999 года в Киеве должны были торжественно отметить память крещения русских земель. По этому поводу в Киев съехалась провинциальная знать.

На праздничном пиру летописец упоминает служилых людей вплоть до десятников - низшего управленческого звена. Высшие чины представлены боярами, нарочитыми князьями, нарочитыми людьми двух категорий - при князе и без князя. Бояре входят в первую группу, которую составляют бояре, сотники, десятники. Это жители столицы. Нарочитые князья - наместники земель, облаченные княжескими полномочиями только на время и только для исполнения служебных обязанностей. Нарочитые люди - уполномоченные управители более низких рангов.

Перед нами съезд представителей всех земель, аналог позднейших земских соборов. Это собрание приняло ряд законов, названных в летописи устроениями земляными и ратными, уставом земным. Земной устав, по всей видимости, дошел до нашего времени в составе Русской правды. Земельное и военное законодательство не сохранились.

На Преображение 997 года произошло чудесное избавление Владимира Святого от печенежской опасности, вскоре за которым на съезде светской и духовной знати были приняты новые законы. На Преображение 999 года состоялся съезд провинциальных служилых людей, и произошла общая реформа законодательства. Одноименность праздников и сходство деяний облегчили слияние двух разновременных рассказов в одно повествование.

Позднее Русская церковь, помимо государственных пожалований, обзавелась дополнительными источниками доходов, составившихся из добровольных пожертвований знати и населения. Зависимость от государственной казны ослабевала, и помощь от властей стала выражаться преимущественно в форме налоговых льгот и разовых благотворительных деяний. Поэтому состав и величина десятины во времени трансформировались и в целом сокращались.

Владимир Святой проводил гибкую экономическую политику, которая позволила избежать серьезных социальных потрясений в ходе христианизации страны. Ему удалось убедить военно-административную элиту и церковное руководство в необходимости взаимных экономических уступок. Для проведения реформ он не жалел и личного имущества, подавая в этом пример своим подданным.

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем… из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения, что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)» .

Под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Лев. 27: 30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии» поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось».

Следует отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание перво­священника (см.: Чис. 18: 21–32).

Но не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне ». Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).

В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Десятина в истории Церкви

По сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки неимущих.

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения десятина не получила.

В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии. Доктор церковной истории прото­иерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе».

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину
на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов. Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило, старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного благочестия.

Loading...Loading...