О чем говорится в евангелие от марка. Особенности Евангелия от Луки

Где имеется перечень наиболее выдающихся пророков и учителей, бывших в то время в Антиохии. Все-таки в 50-м году, весной, Варнава и Павел взяли Марка в свое первое миссионерское путешествие как слугу ((ὑπηρέτης – ). Из Послания к Колоссянам () мы узнаем, что Марк приходился Варнаве двоюродным братом (ἀνεψιός ). Но если отцы Варнавы и Марка были родными братьями, то можно полагать, что Марк принадлежал к колену Левину, к которому, по преданию, принадлежал Варнава. С Павлом Марка познакомил Варнава. Однако в Пергии, а может быть и раньше, при отправлении из Пафа на о. Кипр, Марк отделился от Павла и Варнавы (). Вероятно, дальнейшее участие в их «деле» ему показалось трудным (), особенно же путешествие по горам Памфилии, причем ему могло представляться несколько унизительным и само его положение слуги при апостолах.

После этого Марк возвратился в Иерусалим (). Когда Варнава после Апостольского Собора и, как кажется, после краткого пребывания в Антиохии ((около 52 г. – )) хотел снова взять Марка во второе миссионерское путешествие, которое он опять предпринимал с апостолом Павлом, то последний воспротивился намерению Варнавы, считая Марка неспособным совершать большие и трудные путешествия с целью распространения Евангелия. Возникший между апостолами спор окончился (в Антиохии) тем, что Варнава взял с собой Марка и отправился с ним на свою родину – Кипр, а Павел, взяв себе в спутники Силу, отправился с ним в миссионерское путешествие по Малой Азии. Но где пребывал Марк в промежутке между возвращением его в Иерусалим и удалением с Варнавой на о.Кипр (), неизвестно. Вероятнее всего предположение, что он находился в это время в Иерусалиме и присутствовал на Апостольском Соборе. Отсюда его мог взять с собой на Кипр Варнава, предварительно разошедшийся с апостолом Павлом именно из-за Марка.

Отныне Марк надолго исчезает из виду, именно – с 52-го до 62-го гг. Когда Павел около 62-го или 63-го года писал из Рима Филимону, то, передавая ему приветствия от разных мужей, которых он называет своими сотрудниками, он называет и Марка (). От того же Марка он посылает приветствие в Послании к Колоссянам, написанном одновременно с посланием к Филимону (). Здесь он называет Марка «двоюродным братом» Варнавы (согласно русскому тексту – «племянником»; это – неточная передача греческого слова ἀνεψιός ) и прибавляет, что Колосская получила относительно Марка известные указания, и просит колоссян принять Марка, когда тот придет. Важно, что Павел называет здесь Марка и Иуста единственными своими сотрудниками для Царствия Божия, которые были для него отрадою (). Отсюда можно видеть, что Марк находился при апостоле Павле во время его римских уз и помогал ему в деле распространения Евангелия в Риме. Когда состоялось примирение его с Павлом, неизвестно.

Затем мы видим Марка вместе с апостолом Петром в Азии, на берегах Евфрата, там, где стоял прежде Вавилон, и где еще при апостолах основалась христианская (). Можно отсюда заключать, что Марк, действительно, отправился из Рима в Колоссы (ср. ) и здесь где-нибудь встретился с апостолом Петром, который и удержал Марка на некоторое время при себе. Затем он был при апостоле Тимофее в Эфесе, как это видно из того, что апостол Павел поручает Тимофею привести Марка с собою в Рим, говоря, что Марк нужен ему для служения (), – конечно, для проповеднического служения, а может быть, и для ознакомления с настроением 12-ти апостолов, с представителем которых, Петром, Марк находился в самых дружеских отношениях. Так как 2-е Послание к Тимофею написано около 66-го или 67-го года, а Марк, согласно , должен был отправиться в Азию около 63–64 гг., то, следовательно, он пробыл вдали от апостола Павла около трех лет, причем, вероятнее всего, путешествовал с апостолом Петром.

Кроме этих, можно сказать, прямых показаний о жизни евангелиста Марка, в самом его Евангелии также можно находить сведения о его личности. Так очень вероятно, что он был тем юношей, который следовал за процессией, в которой вели Христа, взятого в Гефсимании, и который убежал от хотевших схватить его, оставив в их руках покрывало, которым он закутался (). Может быть, он присутствовал и на последней пасхальной вечери Христа (см. комментарии к ). Есть также некоторые признаки того, что сам евангелист присутствовал при некоторых других событиях из жизни Христа, им описываемых (например, Мк. 1и сл.; ; ).

Что говорит Священное Предание о Марке и его Евангелии

Самое древнее свидетельство о писателе второго Евангелия находится у епископа Иерапольского Папия. Этот епископ, по сообщению Евсевия Кесарийского («Церковная история», III, 39), писал: «Пресвитер (т.е. Иоанн Богослов – по общепринятому мнению) говорил и то: «Марк, истолкователь (ἑρμηνευτής ) Петра , с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как я сказал, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить"".

Из этого свидетельства Папия ясно:

1) что апостол Иоанн знал Евангелие Марка и рассуждал о нем в кругу своих учеников, конечно, в Эфесе.

2) Что он засвидетельствовал, что евангелист Марк сообщил те воспоминания, которые сохранил в своей памяти о речах апостола Петра, рассказывавшего о словах и делах Господа, и таким образом сделался вестником и посредником в передаче этих рассказов.

3) Что Марк при этом не держался хронологического порядка. Это замечание дает основание предполагать, что в то время слышалось осуждение Евангелия Марка по поводу того, что в нем есть некоторые недостатки по сравнению с другими Евангелиями, которые тщательно заботились о «порядке» () в изложении евангельских событий.

4) Папий со своей стороны сообщает, что Марк не был лично учеником Христу, но – вероятно, позже – учеником Петра. Однако этим не отрицается возможность того, что Марк нечто сообщает и из того, что пережил сам. В начале Мураториева фрагмента есть замечание о Марке: «он и сам при некоторых событиях присутствовал и их сообщил».

5) Что Петр свои поучения приноровлял к современным потребностям слушателей и не заботился о связном строго хронологическом изложении евангельских событий. Поэтому и Марку нельзя ставить в вину отступления от строго хронологической последовательности событий.

6) Что зависимость Марка от Петра в его писательстве простирается только на некоторые обстоятельства (ἔνια ). Но Папий хвалит Марка за его тщательность и точность в повествовании: он ничего не скрывал и нисколько не приукрашивал событий и лиц.

Иустин-мученик в «Разговоре с Трифоном-иудеем» (Justinus Martyr, "Разговор с Трифоном-иудеем" , ed. E.J. Goodspeed, Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1915, c. 100, 4–6) упоминает о существовании «достопримечательностей» или «воспоминаний Петра», причем приводит место из Мк. 3и сл. (в данном случае автор комментария делает ошибку: Иустин ничего не говорит о воспоминаниях Петра, упоминая лишь «воспоминания апостолов» [ἐν τοῖς ἀπομνημονεύμασιν τῶν ἀποστόλων ]. – Прим. ред. ). Ясно, что он под этими «достопримечательностями» подразумевает Евангелие Марка. Святитель Ириней (Ириней Лионский. «Против ересей», III, I, 1), также знает определенно, что Марк написал Евангелие по смерти Петра и Павла, которые, по хронологии Иринея, проповедовали в Риме от 61 до 66-го года, – написал так именно, как возвещал Евангелие Петр. Святитель Климент Александрийский ((hypot. к )) сообщает, что Марк написал свое Евангелие в Риме по просьбе некоторых знатных римских христиан. В Евангелии своем он изложил слышанную им устную проповедь апостола Петра, которому и самому известно было о желании римских христиан иметь памятник его бесед с ними. К этому свидетельству свт. Климента Евсевий Кесарийский прибавляет, что апостол Петр на основании бывшего ему откровения выразил свое одобрение писанному Марком Евангелию («Церковная история», VI, 14, 5 и сл.).

О дальнейшей судьбе Марка Евсевий сообщает предание, что Марк явился как первый проповедник Евангелия в Египте и основал христианскую Церковь в Александрии. Благодаря проповеди Марка и его строго аскетическому образу жизни, к вере во Христа обратились иудейские терапевты («Церковная история», II, 15). Хотя Евсевий не называет Марка епископом Александрийским, но начинает счисление Александрийских епископов именно с Марка («Церковная история», II, 24). Поставив в Александрии епископом Аниана и сделав несколько лиц пресвитерами и диаконами, Марк, по сказанию Симеона Метафраста , от преследований язычников удалился в Пентаполь. Через два года он возвратился в Александрию и нашел здесь число христиан значительно увеличившимся. Тогда он начинает снова проповедовать и творить чудеса. Язычники по этому поводу выставляют против него обвинение в волшебстве. Во время празднования египетскому богу Серапису Марк был схвачен язычниками, обвязан веревкой по шее и вытащен за город. Вечером его бросили в темницу, а на другой день толпа язычников его умертвила. Это случилось 25 апреля (год неизвестен ). Его тело долго почивало в Александрии, но в 827-м году его взяли с собой венецианские купцы и привезли в Венецию, где Марк со своим символом – львом и сделался покровителем города, в котором в его честь выстроен великолепный собор с замечательной колокольней (по другому преданию, Марк скончался в Риме).

Затем предание называет писателем Евангелия Иоанна-Марка и представляет его учеником апостола Петра, который написал свое Евангелие с его слов. В Евангелии от Марка мы не находим ничего такого, что могло бы противоречить первому сообщению предания, и очень много такого, что подтверждает последнее. Писатель Евангелия, очевидно, – палестинский уроженец: он знает язык, каким в то время говорили палестинские жители, и ему, видимо, доставляет удовольствие привести иногда фразу на своем языке, сопроводив ее при этом переводом (, 15и др.). Только наиболее известные еврейские слова остались без перевода (равви, авва, аминь, геенна, сатана, осанна). Весь стиль Евангелия – еврейский, хотя всё Евангелие, несомненно, написано на греческом языке (предание о первоначальном латинском тексте – выдумка, не имеющая сколько-нибудь достаточных оснований).

Может быть, из того обстоятельства, что писатель Евангелия сам носил имя Иоанн, можно объяснить то, почему он, говоря об Иоанне Богослове, называет его не просто Иоанном, а прибавляет к этому в определение: «брат Иакова» (). Замечательно также то обстоятельство, что Марк сообщает некоторые характерные подробности, определяющие личность апостола Петра (), а с другой – опускает такие частности из истории апостола Петра, которые могли слишком возвысить его значение. Так, он не передает тех слов, какие Христос сказал апостолу Петру после его великого исповедания (), а в перечислении апостолов не называет Петра «первым», как это сделал евангелист Матфей (; ср. ). Не ясно ли отсюда, что евангелист Марк писал свое Евангелие по воспоминаниям смиренного апостола Петра (ср. )?

Наконец, предание указывает на Рим как на место, где было написано Евангелие от Марка. И само Евангелие показывает, что писатель его имел дело с латинскими христианами из язычников. Марк, например, несравненно чаще, чем другие евангелисты, употребляет латинские выражения (например, центурион, спекулятор, легион, ценз и др., конечно, в их греческом произношении). И главное – Марк греческие выражения иногда объясняет посредством латинских и именно римских терминов. На Рим указывает также обозначение Симона Киринейского как отца Александра и Руфа (ср. ).

При ближайшем ознакомлении с Евангелием Марка оказывается, что он писал свой труд для христиан из язычников. Это видно из того, например, что он обстоятельно разъясняет фарисейские обычаи (Мк. 7и сл.). У него нет тех речей и деталей, какие есть у евангелиста Матфея и какие могли иметь значение только для христианских читателей из иудеев, а для христиан из язычников без особых пояснений остались бы даже непонятными (см. Мк.1:1 и сл., родословие Христа, Мф. 17:24, 23, 24:20 «ни в субботу» ; ).

Отношение Евангелия от Марка к двум другим синоптическим Евангелиям

Блаженный Августин полагал, что Марк в своем Евангелии являлся последователем евангелиста Матфея и сократил лишь его Евангелие («О согласии евангелистов», I, 2, 3). В этом мнении есть, несомненно, правильное представление, потому что писатель Евангелия от Марка, очевидно, пользовался каким-то более древним Евангелием и действительно сокращал его. Критики текста почти сходятся в том предположении, что таким руководством для Марка послужило Евангелие Матфея, но не в нынешнем его виде, а в первоначальном, именно то, которое было написано на еврейском языке. Так как Евангелие от Матфея на еврейском языке было написано в первые годы седьмого десятилетия в Палестине, то Марк, бывший в то время в Малой Азии, мог получить в свои руки Евангелие, написанное Матфеем, и взять его потом с собой в Рим.

Были попытки расчленить Евангелие на отдельные части, которые по своему происхождению относимы были к разным десятилетиям первого века и даже к началу второго. (ПервоМарк, второй Марк, третий Марк и т.д.). Но все эти гипотезы о позднейшем происхождении нашего нынешнего Евангелия Марка от какого-нибудь позднейшего переделывателя разбиваются о свидетельство Папия, согласно которому уже около 80-го года Иоанн Богослов имел у себя в руках, очевидно, наше Евангелие от Марка и беседовал о нем со своими учениками.

Разделение Евангелия от Марка по содержанию

После введения в Евангелие () евангелист в первом разделе () изображает в ряде отдельных художественных картин, как Христос выступил на проповедь сначала в Капернауме, а потом и во всей Галилее, уча, собирая вокруг Себя первых учеников и совершая возбуждавшие удивление чудеса (), а затем, как против Христа начинают восставать защитники старых порядков. Христос, хотя на деле соблюдает закон, однако с серьезностью относится к нападениям на Него чтителей закона и опровергает их нападения. Тут Он высказывает и весьма важное новое учение о Себе Самом: Он – Сын Божий (). Три следующие раздела – второй (), третий () и четвертый () – изображают деятельность Христа на севере Святой земли, большей частью в первый период, в Галилее, но также, особенно в более поздний период, и за границами Галилеи и, наконец, Его путешествие в Иерусалим через Перею и Иордан до самого Иерихона (Мк. 10и сл.). В начале каждого раздела стоит повествование, относящееся к 12-ти апостолам (ср. ): повествования об их призвании, послании на проповедь и исповедании по вопросу о Мессианском достоинстве Христа. Евангелист, очевидно, хочет показать, как Христос считал Своей непременною задачей подготовить Своих учеников к их будущему призванию как проповедников Евангелия даже среди язычников, хотя, конечно, нельзя считать эту точку зрения здесь исключительною. Само собою разумеется, лицо Господа Иисуса Христа как Проповедника и Чудотворца, Обетованного Мессии и Сына Божия стоит здесь на первом плане. В пятом разделе () изображается деятельность Христа в Иерусалиме как Пророка или, скорее, как Сына Давидова, Который должен осуществить ветхозаветные предсказания о будущем царстве Давида. Вместе с этим описывается возрастание враждебности по отношению ко Христу со стороны представителей иудейства до высшей ее точки. Наконец, в шестом разделе () рассказывается о страданиях, смерти и Воскресении Христа, а также о Вознесении Его на небо.

Взгляд на постепенное раскрытие мыслей, содержащихся в Евангелии Марка

После краткого надписания, в котором читателям дается понятие о том, что представляет собой книга (), евангелист во введении () изображает выступление и деятельность Иоанна Крестителя, предтечи Мессии, и, прежде всего, совершённое им крещение Самого Мессии. Затем евангелист делает краткое замечание о пребывании Христа в пустыне и об искушении Его там от диавола, указывая, что в это время Ангелы служили Христу. Этим он хочет обозначить победу Христа над диаволом и начало новой жизни для человечества, которому теперь уже не страшны будут все силы ада (образно представляемые под «зверями пустыни», которые уже не вредили Христу, этому новому Адаму). Далее евангелист последовательно изображает, как Христос подчинил Себе человечество и восстановил общение людей с Богом.

В первом разделе (), в первой части () евангелист дает сначала общее изображение учительной деятельности Господа Иисуса Христа (), а в конце () – Его дел. Между этими двумя характеристиками евангелист описывает пять событий: а) призвание учеников, б) события в синагоге капернаумской, в) исцеление тещи Петра, г) исцеления больных вечером перед домом Петраи д) искание Христа, удалившегося утром на молитву, народом и, главным образом, Петром и его сотоварищами. Все эти пять событий совершились на протяжении времени от предобеденного часа пятницы до утра воскресенья (по еврейскому счету – первый день по субботе). Все события группируются около Симона и его сотоварищей. Видно, что евангелист от Симона получил сведения обо всех этих событиях. Отсюда читатель получает достаточное представление о том, как Христос, открывший Свою деятельность после взятия Иоанна Крестителя в темницу, совершал Свое служение Учителя и Чудотворца.

Во второй части первого раздела () евангелист изображает постепенно растущую вражду ко Христу со стороны фарисеев и преимущественно тех фарисеев, которые принадлежали к числу книжников. Вражда эта объясняется тем, что фарисеи видят в деятельности Христа нарушение закона, данного Богом через Моисея, и потому ряд, можно сказать, уголовных преступлений. Тем не менее Христос относится с любовью и сожалением ко всем иудеям, помогая им в их духовных нуждах и телесных болезнях и являя Себя при этом Существом, превышающим обыкновенных смертных, стоящим в особом отношении к Богу. Особенно важно, что здесь Христос свидетельствует о Себе как о Сыне Человеческом, Который прощает грехи (), Который имеет власть над субботой (), Который даже имеет права священства, как некогда подобные же права были признаны за Его предком Давидом (вкушение священных хлебов). Только эти свидетельства Христа о Себе Самом высказаны не прямо и непосредственно, а входят в Его речи и дела. Здесь мы имеем пред собой семь рассказов.

1. Рассказ об исцелении прокаженного имеет целью показать, что Христос при исполнении дел Своего высокого призвания не нарушал прямых постановлений Моисеева закона (). Если же Ему делали упреки в этом отношении, то эти упреки основывались на односторонне-буквальном понимании Моисеева закона, в чем были повинны фарисеи и раввины.

2. История исцеления расслабленного показывает нам во Христе не только Врача тела, но и больной души. Он имеет власть прощать грехи. Попытку книжников обвинить Его за это в богохульстве Господь обнаруживает пред всеми во всем ее ничтожестве и безосновательности.

3. История призвания в ученики Христа мытаря Левия показывает, что и мытарь не настолько плох, чтобы стать помощником Христа.

4. Участие Христа на пиршестве, устроенном Левием, показывает, что Господь не гнушается грешниками и мытарями, что, конечно, еще более возбуждает против Него фарисейских книжников.

5. Еще более обостряются отношения Христа с фарисеями, когда Христос выступил как принципиальный противник старых иудейских постов.

6–7. Тут Христос опять выступает в качестве врага фарисейской односторонности в отношении к соблюдению субботы. Он – Царь Небесного Царства, и Его слуги могут не исполнять обрядовый закон там, где это необходимо, тем более что закон о субботе дан для блага человека. Но такое выступление Христа доводит раздражение Его врагов до крайней степени, и они начинают злоумышлять против Него.

Во втором разделе (), где изображается отношение Христа к Его ученикам, евангелист

1) дает общее обозрение все более и более расширяющейся деятельности Христа,

2) изображает, как Христос выделил 12 ближайших учеников из числа всех Его последователей для особой миссии,

3) показывает нам Христа в Его борьбе с книжниками, явившимися из Иерусалима,

4) характеризует тех, кто является истинными последователями Христа,

5–9) изображает Христа как учащего народ и особенно учеников Своих в притчах,

10) рисует власть Христа над бурей,

11) над беснованием,

12) над неизлечимой болезнью женщины,

13) над силой смерти;

14) только неверие сограждан Христа полагает препятствие для Его всеисцеляющей и всем помогающей силы. Здесь ученики Христа являются постоянно следующими за Христом. Они подготовляются к их будущему служению.

В третьем разделе () также преимущественно изображаются заботы Христа о Своих учениках. Он ходит с ними по всему северу Палестины, избегая на долгое время оставаться на западном берегу Геннисаретского моря, где Он обыкновенно пребывал в прежнее время.

В четвертом разделе () также изображается Христос среди Своих апостолов и постепенное приближение Христа к Иерусалиму.

В пятом разделе () Господь является уже выходящим из тесного апостольского круга к народу, от которого Он теперь принимает исповедания веры в Него как в Сына Давидова. Это служит введением к Его торжественному вступлению в Иерусалим.

Шестой и последний раздел () представляет нам, как Господь совершил спасение людей, о котором Он предвозвещал раньше. Евангелист Марк довольно обстоятельно изображает здесь последние дни земной жизни Христа – Его страдания, смерть, погребение, Воскресение и (кратко) Вознесение на небо.

Литература о Евангелии Марка

В т.н. «Катенах греческих отцов» (изд. Крамера, 1844) имеется толкование на Евангелие Марка, приписываемое Виктору Антиохийскому (или, согласно другим, свт. Кириллу Александрийскому). Затем есть толкования блаженного Феофилакта, Евфимия Зигавина и приписываемое (неправильно) блаженному Иерониму, сплошь состоящее из аллегорических изъяснений, и толкование Беды Достопочтенного . Из новых толкований заслуживают внимания: а) католические – Кнабенбауера (1894), Роза (1904), Шанца (1881) и Лагранжа (1911); б) протестантские – Гогеля (1909), Гольцмана (3-е изд., 1901), Клостермана (1907), Луази (1907–1908), Меркса (1905, здесь дано, собственно, толкование Евангелия от Марка по его древнейшему сирийскому переводному тексту), Вейса П. (1901, в 9-м изд. комментария Мейера), Вейса И. (1907), Воленберга (1910).

Из наших отечественных толкований известно только одно действительно серьезное толкование епископа Михаила (Лузина) в его «Толковом Евангелии». Заслуживает внимания также магистерская диссертация прот. Елеонского «О Евангелии от Марка» (против Баура). Нравоучительного характера толкования на Евангелие от Марка изданы у нас: 1) кружком студентов, 2) «Воскресным благовестом» за 1911-й г., № 3) «Новой Землей» (толкование Ламнэ). И. Гладков дает довольно обширное толкование на Евангелие от Марка, но, как известно, его толкования составлены не на каждое Евангелие в отдельности, а представляют собой, так сказать, обозрение всех Евангелий (3-е изд.).

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Иоанн крестит Иисуса и народ крещением покаяния. Пост, искушение Иисуса 40 дней. Начало проповеди в Галилее. Призвание апостолов. Учил и исцелял больных со властью: бесноватых, тёщу Петра, прокажённого в Капернауме . Проповедовал в синагогах.

Иисус простил грехи паралитику, спущенному с крыши, и тот нёс носилки. В гостях у налоговика Левия. Врач для больных. Новому вину - новую тару, а одежде - заплатку.Ученики будут поститься без Иисуса. Срывание колосьев в субботу.

Исцеление сухорукого в субботу. Совещание фарисеев о погублении Иисуса. Множество народа, следующего за Господом и чудеса исцелений. Иисус поставил 12 апостолов проповедовать и исцелять. Сатана не изгоняет сам себя, не хулите Святого Духа. Кто исполняет Божью волю, тот брат, сестра и мать Иисусу.

Притча о сеятеле. Притча о растущем семени, о горчичном зерне. Укрощение бури на море.
Притча о сеятеле: его зерна клевали птицы, засыхали, но часть дало урожай. Так, и со словами к людям. Царствие Божие растёт внутри. Свеча освещает, тайн нет. Как вы отмеряете, так и вам. Запрет ветру.

Иисус изгнал легион духов из одержимого в стране Гадаринской . Бесы вошли в свиней, и утопили их. Жители просили Иисуса уйти из-за ущерба. Воскрешение дочери Иаира начальника синагоги. Вера женщины исцеляет её от кровотечения.

«Не бывает пророк без чести...» Иисус не совершает чудес по неверию соседей. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя для дочки. Апостолы проповедают и исцеляют, собирают у Иисуса 5000 человек. Их кормят хлебом, рыбой. Иисус идёт по воде. Чудесные исцеления чрез прикосновение к краю одежды Иисусовой.

Обвинение фарисеями учеников Господа в нарушении преданий старцев. Неправильно устранять Слово Божие преданием. Не то, что входит в человека, оскверняет его, но то, что исходит из его нечистого сердца. Грязные руки за столом бывают чище грязных слов из уст. Заботьтесь о родителях. Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки. Иисус отказался лечить дочь женщины иной национальности, сказал про псов, потом передумал. Скромно исцелил глухонемого.

Чудесное насыщение 4000 народа. Иисус накормил рыбой и хлебом 4000 человек. Исцелил слепого в Вифсаиде . Не та закваска у фарисеев, требующих знамение. Предостережение от закваски фарисейской и Иродовой. Пётр сказал, что Иисус не пророк Илия, не Иоанн, а Христос. О воскресении, не постыдиться. Предречение Господом Своей смерти и воскресения и прекословие Петра. Учение о самоотвержении, взятии креста своего и следовании за Христом.

Преображение Иисуса, убьют и воскреснет. Новое предречение Господа о Своей смерти и воскресении. Исцеление немого от припадка, помоги неверию. Изгонять молитвой и постом. Кто больше? Споры Апостолов о первенстве и наставление Господа о смирении. Пусть первый будет малым слугой. Напои водой, не соблазняй, отсеки руку. О соблазнах. О соли и о взаимном мире.

О недопустимости развода в браке. Одна плоть, не разводиться. Благословил детей. Только Бог благ. О трудности имеющим богатство войти в Царство Божие. Богатым трудно, раздай всё. О награде оставивших все ради Господа. Последние будут первыми, кому уготовано. Новое предсказание Господа о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Просьба сынов Зеведеевых о первенстве и наставление Господа ученикам о необходимости смирения. Пить чашу страданий в Иерусалиме. Служите другим. Слепой прозрел.

Осанна Иисусу в Иерусалиме. Иисус изгнал продавцов, менял из Храма. Бесплодная смоковница засохла. Имейте веру, просите и получите, прощайте других. Книжники, якобы, не знали откуда крещение Иоанново.

Притча, что злых виноградарей убьют. О позволительности давать подать кесарю. Отдавайте своё: и кесарю, и Богу. Ответ саддукеям о воскресении мертвых. Бог у живых, а не мёртвых. О двух главнейших заповедях – любви к Богу и любви к ближним и о Богосыновстве Христовом. Возлюби Бога и ближнего! Христос - сын Давидов? Показуху осудят. Как бедная вдова внесла больше всех.

Храм в Иерусалиме разрушат, будет война, голод, болезни, землетрясения. Проповедь Евангелия. Дух научит, что сказать. Претерпевшие спасутся, бегите в горы. Придут Сын и Ангелы, как весна, бодрствуйте.

Помазание Иисуса благовонием в Вифании . Тайная Вечеря на Пасху: хлеб - Тело, а вино - Кровь. Предательство Иуды. Предсказание об отречении Петра. Иуда предаст целованием за деньги, а Пётр отречётся. Молитва пронести чашу мимо. Молитва Господа в саду Гефсиманском и взятие Его слугами первосвященников. Бегство учеников. О юноше в покрывале, следовавшем за Господом. Суд у первосвященника. Отречение Петра.

На суде Пилат не винит Иисуса, но народ просит распять. Бичевание, насмешки, распятие на Голгофе с разбойниками, затмение. Вина: Царь Иудейский. Спаси Сам Себя - уверуем! Смерть и похороны в пещере.

В воскресение женщины пошли помазать Тело Иисуса благовониями, но увидели, что гроб-пещера открыт и пуст. Юноша-ангел им сказал, что Иисус воскрес. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине, двум ученикам на пути и одиннадцати ученикам на вечери. Наставление им о проповеди Евангелия всей твари. Вознесение Господа на небо и отправление учеников на проповедь. Иисус явился ученикам, велел проповедовать спасение.

Введение.

Автор.

В том, что им был Марк, сотрудник Петра, единодушны отцы ранней Церкви. Самое раннее свидетельство исходит от Папия (приблизительно 110 г.), который в свою очередь ссылался на "старца Иоанна" (скорее всего имея в виду Иоанна Богослова). Папий называет Марка автором этого Евангелия и дает о нем следующую информацию: 1) Он не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. 2) Он сопровождал апостола Петра и слышал его проповеди. 3) Он тщательно записал слова Иисуса, как помнил их Петр, и те дела Господа, которые запомнились этому апостолу, - однако, не по порядку, замечает Папий, т. е. не всегда в хронологической последовательности. 4) Марк был "толкователем" Петра, т. е., повидимому, записывал то, чему Петр учил, и объяснял его учение более широкому кругу слушателей. 5) Его повествование - совершенно достоверно.

Более ранние свидетельства в пользу авторства Марка были впоследствии подтверждены Иустином Мучеником ("Диалог", примерно 160 г. по Р. Х. и др.), Иринеем ("Против ересей", примерно 180 г. по Р. Х.), Климентом Александрийским (около 195 г.) и Оригеном (около 230 г.), причем на двух последних ссылается Евсевий в своей "Истории Церкви". Таким образом "доказательства извне" являются достаточно ранними и исходят из разных центров первоначального распространения христианства, как-то: из Александрии, Малой Азии и Рима.

Большинство толкователей Священного Писания считает, что еврейским именем евангелиста Марка было "Иоанн", т. е. что речь идет об Иоанне Марке. На его латинское имя - "Марк" в Новом Завете имеется 10 ссылок (Деян. 12:12,25; 13:5,13; 15:37,39; Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11; Филим. 1:24; 1-Пет. 5:13). Имеющиеся возражения против того, что Марк и Иоанн - одно и то же лицо, звучат неубедительно. Поскольку из Нового Завета ничего неизвестно о каком-либо "другом" Марке, который имел бы близкие отношения с Петром.

"Внутренние свидетельства", хотя не всегда и не во всем, но соответствуют историческим свидетельствам со стороны раннехристианской Церкви. Из обоих источников можно почерпнуть следующую информацию: 1) Марк хорошо был знаком с "географией" Палестины, и в особенности - с Иерусалимом (Мар. 5:1; 6:53; 8:10; 11:1; 13:3). 2) Он знал арамейский язык, на котором тогда говорили в Палестине (5:41; 7:11,34; 14:36). 3) Он разбирался в иудейских установлениях и обычаях (1:21; 2:14,16,18; 7:2-4).

Несколько моментов, по-видимому, указывают на "приближенность" автора этого Евангелия к апостолу Петру: а) Живость рассказа и наличие ряда подробностей в нем говорят о том, что источником этой записи были воспоминания того, кто, как Петр, принадлежал к узкому апостольскому кругу свидетелей происходившего (1:16-20,29-31,35-38; 5:21-24,35-43; 6:39,53-54; 8:14-15; 10:32, 46; 14:32-42); б) Ссылки автора на слова и дела Петра (8:29,32-33; 9:5-6; 10:28-30; 14:29-31,66-72); в) Включение им слов "и Петру" в 16:7; г) Большое сходство между этим Евангелием в общих его чертах и проповедью Петра в Кесарии (сравните Деян. 10:34-43).

В свете как внешних, так и внутренних доказательств правомочно утверждать, что "Иоанн Марк", о котором говорится в Деян. Апостолов и в посланиях, является автором этого Евангелия. Он был евреем-христианином, жившим в юности со своею матерью Марией в Иерусалиме - в те дни, когда там возникла церковь. О его отце ничего неизвестно. В их доме собирались первые христиане (Деян. 12:12).

Может быть, именно там состоялась последняя Пасхальная вечеря Иисуса и Его учеников (толкование на Мар. 14:12-16). Не исключено, что Марк был тем юношей, который убежал нагим от римских воинов после того, как те схватили Иисуса (толкование на 14:51-52). Апостол Петр называет Марка "сын мой" (1-Пет. 5:13), и это может означать, что христианином тот стал под воздействием Петра.

Марк несомненно слушал проповеди этого апостола в Иерусалимской церкви сразу после ее возникновения (примерно в 33-47 гг. по Р. Х.). Позже он отправился в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою (дядей Марка - Кол. 4:10), но в этом первом их миссионерском путешествии дошел с ними только до Пергии (это происходило примерно в 48-49 гг; Деян. 12:25; 13:5,13). По неизвестной причине Марк возвратился оттуда в Иерусалим. Из-за этого "дезертирства" Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие. И Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39).

Позже, пожалуй, где-то в 57 году, он пошел в Рим. Павлу Марк был помощником во время первого заточения того в Риме (Кол. 4:10; Филим. 1:23-24; это происходило около 60-62 гг.). После освобождения апостола Павла Марк, по-видимому, остался в Риме и помогал там апостолу Петру, когда тот прибыл в "Вавилон", как называл Петр Рим (1-Пет. 5:13), примерно в 63-64 гг. (Некоторые, однако, считают, что под "Вавилоном" Петр действительно подразумевал этот город на р. Евфрате - толкование на 1-Пет. 5:13.) Вероятно, из-за сильных гонений на христиан при императоре Нероне и после мученической смерти Петра Марк на время покинул имперскую столицу.

Нам известно, что во время своего второго тюремного заключения в Риме (67-68 гг.) апостол Павел просил Тимофея, находившегося тогда в Ефесе, но собиравшегося в Рим, привести с собою Марка (тот, по всей видимости, находился тогда где-то в Малой Азии и нужен был Павлу как помощник в его служении; 2-Тим. 4:11).

То, что Марк является автором этого Евангелия, не означает (как следует и из вышесказанного), что он - "самостоятельный" составитель вошедшего в него материала. "Евангелие" - это особый вид литературы, возникший в первом веке по Р. Х. Это не просто биография Иисуса Христа или описание Его "великих дел", либо записи всего связанного с Ним, как запомнилось оно Его последователям, хотя, конечно, элементы и того, и другого, и третьего в Евангелиях имеются.

Но в целом Евангелие - это обращенное к определенной аудитории провозглашение - в свете известных этой аудитории богословских истин - Благой вести, которая "красной нитью" проходит через исторические события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа. Именно в этом смысл и цель каждого из Евангелий. И в соответствии с этой целью Марк отобрал и расположил имевшийся у него исторический материал.

Итак, основным его источником были проповеди и наставления апостола Петра (толкование на раздел "Авторство"). Слушая их, он, возможно, делал заметки. Несомненно, кое-что почерпнул Марк и из личных бесед с Петром. Кроме того, он ведь общался с Павлом и Варнавою (Деян. 13:5-12; 15:39; Кол. 4:10-11). Можно предположить, что в свое Евангелие Марк включил, по крайней мере, одно собственное воспоминание (Мар. 14:51-52).

Время написания.

Нигде в Новом Завете не содержится ясного указания на время написания Евангелия от Марка. На основании беседы Иисуса с учениками, сосредоточенной вокруг Его предсказания о разрушении Иерусалимского храма (толкование на 13:2,14-23), делается предположение, что это Евангелие было написано до 70 года, когда храм был разрушен.

Кому адресовано.

Почти все дошедшие к нам свидетельства отцов Церкви сходятся на том, что Евангелие от Марка было написано в Риме и предназначалось, в первую очередь, римским христианам из язычников. Следующие доказательства в пользу этого находим в самом Евангелии: 1) В нем объясняются иудейские обычая (7:3-4; 14:12; 15:42). 2) Арамейские слова и выражения переведены в нем на греческий язык (3:17; 15:41; 7:11,34; 9:43; 10:46; 14:36; 15:22,34).

3) В некоторых случаях автор отдает предпочтение латинским терминам перед греческими (5:9; 6:27; 12:15,42; 15:16,39). 4) Он пользуется исчислением времени, принятым в Риме (6:48; 13:35). 5) Только Марк указывает на то, что Симон Киринеянин был отцом Александра и Руфа (сравните 6:48 с Рим. 16:13). 6) У Марка - немного цитат из Ветхого Завета, как и ссылок на исполнившиеся пророчества. 7) У него подчеркнута озабоченность "всеми народами" (толкование на Мар. 5:18-20; 7:24 - 8:10; 11:17; 13:10; 14:9), а там, где евангельское повествование достигает своей кульминации, именно римский сотник-язычник признает Божественность Иисуса Христа (15:39).

8) Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований (толкование на 9:49; 13:9-13). 9) Считая, что его читатели уже знакомы с персонажами и событиями его повествования, Марк больший акцент делает в нем не на фактологической, а на богословской части. 10) Марк более явно, чем другие евангелисты, обращается к своим читателям как к христианам, объясняя им значение ряда конкретных действий и заявлений Иисуса Христа (2:10,28; 7:19).

Некоторые особенности.

Ряд особенностей отличает Евангелие от Марка от всех других Евангелий (и это, помимо уже упомянутого). Прежде всего Марк более привлекает внимание к действиям и поступкам Христа, чем к Его учению. У него описаны 18 совершенных Им чудес и переданы лишь четыре из рассказанных Им притч (4:2-20,26-29,30-32; 12:1-9) и только главная из Его бесед (13:3-37). Марк неоднократно упоминает о том, что Иисус учил народ, но не пишет, о чем именно Он учил (1:21,39; 2:2,13; 6:2,6,34; 10:1; 12:35).

Большая же часть приводимого им из учения Иисуса Христа относится к Его дискуссиям с религиозными вождями иудеев (2:8-11,19-22,25-28; 3:23-30; 7:6-23; 10:2-12; 12:10-11,13-40). Во-вторых, повествованию Марка присуща особая убежденность, а стилю его описаний - живость (о чем уже говорилось), и в этом - отражение того специфического источника, к которому он прибегал, - свидетельств очевидца Петра (например, 2:4; 4:37-38; 5:2-5; 6:39; 7:33; 8:23-24; 14:54).

Греческий язык этого евангелиста - не литературный, а разговорный, каким пользовались в то время для повседневного общения, причем в нем чувствуются влияние и "аромат" семитской речи. Для Марка характерны: только ему присущее использование греческих временных форм, особенно так называемого "исторического настоящего" (употреблено им более 150 раз); простые предложения, соединенные союзом "и"; частое использование слова "тотчас" (еутис; толкование на 1:10); а также употребление "сильных" слов и выражений (например, в 1:12, где правильнее было бы перевести не "ведет", а "гонит").

В-третьих, Марку присущи удивительные прямота и искренность в подаче материала. У него слушатели Иисуса на все реагируют эмоционально. Они "удивляются", "ужасаются" и т. п. (толкование на 1:22,27; 2:12; 5:20; 9:15). Марк упоминает об озабоченности близких Иисуса Христа Его душевным здоровьем (3:21,31-35). Он неоднократно и откровенно отмечает, что ученики сплошь и рядом Иисуса не понимали (4:13; 6:52; 8:17,21; 9:10,32; 10:26).

Подчеркнуто говорит он о чувствах, владевших Христом: о присущем Ему сострадании к людям (1:41; 6:34; 8:2; 10:16), о гневе Его и огорчении (1:43; 3:5; 8:33; 10:14), о Его тоске и томлении (7:34; 8:12; 14:33-34). В-четвертых, преобладающий мотив Евангелия от Марка - это путь Иисуса от Креста к Воскресению.

Начиная с 8:31 и далее описывается, как Он и ученики идут дорогами Галилеи (9:33 и 10:32) из Кесарии Филипповой на севере в Иерусалим, расположенный на юге. Заключительная часть этого Евангелия (36% текста его) посвящена событиям, происходившим в страстную неделю, - в те восемь дней, которые отделяли торжественный вход Господа в Иерусалим (11:1-11) от Его воскресения (16:1-8).

Богословская тематика Евангелия.

Богословский характер Евангелия от Марка определяется Личностью Иисуса Христа и ее значением для круга Его учеников, для их ученичества как явления и процесса. Уже в первом стихе Иисус назван Сыном Божиим (1:1). Это подтверждено Отцом Небесным (1:11; 9:7), демонскими силами (3:11; 5:7) и Самим Иисусом (13:32; 14:36,61-62); это признано римским сотником (15:39).

О том же свидетельствовали авторитетный характер Его учения (1:22,27), Его власть над болезнями и немощами (1:30-31,40-42; 2:3-12; 3:1-5; 5:25-34; 7:31-37; 8:22-26; 10:46-52), над демонами (1:23-27; 5:1-20; 7:24-30; 9:17-27), над силами природы (4:37-39; 6:35-44,47-52; 8:1-10), над самою смертью (5:21-24,35-43). Все это убедительно доказывало, что во Христе Иисусе Царство Божие (всеобъемлющая власть Отца) приблизилось к людям - посредством Его учения и дел Его (толкование на 1:15).

Кажутся парадоксальными подчеркнутое Марком требование Иисуса к демонам, чтобы хранили о Нем молчание (1:25,34; 3:12), и Его нежелание, чтобы разглашали весть о совершаемых Им чудесах (1:44; 5:43; 7:36; 8:26). Подчеркивает он и то, что Иисус учил народ притчами (4:33-34) - по той причине, чтобы Царственное Его достоинство оставалось сокрытым от людской массы, и постижение тайны Его доступно было лишь людям веры (4:11-12).

Но также и на то указывает Марк, что и ученики с трудом понимали все значение присутствия меж ними Иисуса Христа, - несмотря на то, что Он наставлял их наедине и особо (4:13,40; 6:52; 7:17-19; 8:17-21). Евангелист пишет, что после того, как Петр недвусмысленно признал Его Христом, Иисус даже ученикам запретил говорить об этом (8:30).

Причина этого крылась в превратных представлениях о Мессии иудеев, которые в своем заблуждении препятствовали осуществлению цели Его земного Служения. Он не желал, чтобы о Его Божестве провозглашалось всенародно, - до тех пор, пока Его последователям не станут ясны сущность Его мессианства и характер Его служения.

Марк записал слова Петра: "Ты - Христос" (8:29) в самой простой и прямой форме. Ни принятием ни отвержением его слов не реагировал Иисус на этот титул, но переключил внимание учеников с вопроса о Себе на вопрос о том, что Ему предстоит (8:31,38). Сам Он оказал предпочтение другому титулу - "Сын Человеческий" и стал говорить ученикам, что должно Ему много пострадать, умереть и затем воскреснуть.

В Евангелии от Марка Иисус 12 раз называет Себя Сыном Человеческим и только один раз - Христом (т. е. Мессиею - 9:41), потому что титул Сына Человеческого особенно соответствовал всей Его мессианской задаче как в те дни, так и в будущем (толкование на 8:31,38; 14:62). Ведь Он был страждущим слугою Иеговы (Ис. 52:13 - 53:12), отдававшим Свою жизнь за других людей - согласно воле Отца (Мар. 8:31).

И в то же время Он был Сыном Человеческим, Который однажды возвратится на землю во славе, чтобы совершить суд и установить на ней Свое Царство (8:38 - 9:8; 13:26; 14:62). Но торжеству и славе Его мессианского правления будут предшествовать страдания Его и смерть - под Божиим проклятием, которым Отец заклеймил грех всего человечества (14:36; 15:34); Иисус таким образом должен был уплатить выкуп за многих (10:45). Для тех, кто последуют за Ним, это имело особое значение (8:34-38).

Двенадцати ученикам Христа было очень трудно понять все это. Они ведь ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто должен пострадать и умереть. В особом разделе своего Евангелия, темой которого является ученичество как духовный феномен (8:31 - 10:52), Марк изображает Иисуса "на пути" в Иерусалим - наставляющим учеников тому, что это значит - следовать за Ним. Перспектива открывалась перед ними нерадостная. Однако троим из них Он дал ободряющее видение будущего Своего явления, когда преобразился перед ними (9:1-8).

И в тот же самый момент Отец Небесный засвидетельствовал о сыновстве Иисуса и повелел ученикам слушаться Его. На протяжении всего этого раздела ученики "видят", но не так, как должны были бы (8:22-26). И вновь подчеркивает Марк, что последователи Христа удивляются, неверно понимают и даже боятся и ужасаются того, что ожидает их впереди (9:32; 10:32). Когда Иисуса схватили, они все разбежались (14:50). Сдержанно и кратко описывает Марк распятие Иисуса и сопутствовавшие этому явления, которые проливали свет на значение происходившего (15:33-39).

Но с особым чувством пишет евангелист о пустом гробе и об ангельской вести о том, что Иисус жив и встретится со Своими учениками в Галилее (14:28; 16:7), т. е. там, где главным образом протекало Его служение (6:6б-13). Как бы внезапная концовка придает драматическое звучание этой вести - о том, что Учитель жив и будет, как и прежде, руководить Своими учениками и заботиться об их нуждах; вести о том, что весь путь их "ученичества" будет освещен смертью и воскресением Иисуса Христа, и ими определен (9:9-10).

Цель написания.

В самом Евангелии от Марка прямо о них не говорится, а потому судить об этом остается на основании содержания книги и предполагаемой исторической обстановки. Вот некоторые из предполагаемых целей: а) описать жизнь Иисуса Христа как Божиего слуги; б) привлечь новых людей к Иисусу Христу; в) наставить новообращенных христиан и укрепить их в вере перед лицом ожидавших их гонений; г) дать необходимый материал евангелистам и учителям, и д) опровергнуть неверные представления об Иисусе и Его мессианском служении. Но выдвигающие все эти предположения (не лишенные смысла) либо вовсе не учитывают целые тексты Евангелия от Марка, либо обходят вниманием то, на чем евангелист делает особое ударение.

Между тем, главной для Марка была пастырская его задача. Христиане в Риме уже слышали благую весть о Божией спасающей силе и поверили ей (Рим. 1:8), однако они нуждались в том, чтобы услышать эту весть снова - в свете особого и подчеркнутого значения ее для их повседневной жизни, протекавшей в порочном и зачастую враждебном окружении. Им необходимо было глубже осмыслить значение их ученичества (смысл и последствия их следования за Христом) - в свете того, Кем Иисус был, что Он сделал, и что будет продолжать делать для них.

Как добрый пастырь, Марк написал "Евангелие Иисуса Христа, Сына Божиего" (1:1) так, чтобы ответить на упомянутые нужды своих читателей - да формируется самая жизнь их под воздействием этого Евангелия! И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников, с которыми, как он надеялся, его читатели захотят отождествить себя (толкование на "Богословскую тематику").

Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что Он есть Сын Божий, но одновременно - и страдающий Сын Человеческий, и мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божиему плану искупления человеческого рода. Именно в свете всего этого показал евангелист как заботился Иисус о своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения; проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.

План книги:

I. Заглавие (1:1)

II. Вступление: подготовка к служению Иисуса людям (1:2-13)

А. Предтеча Христа - Иоанн Креститель (1:2-8)

Б. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем (1:9-11)

В. Искушение Иисуса сатаною (1:12-13)

III. Начало служения Иисуса в Галилее (1:14 - 3:6)

А. Проповедь Иисуса - краткое, вступительное, обобщение ее (1:14-15)

Б. Иисус призывает на служение четырех рыбаков (1:16-20)

В. Власть Иисуса над демонскими силами и болезнями (1:21-45)

Г. Разногласия Иисуса с религиозными вождями в Галилее (2:1 - 3:5)

Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)

IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 - 6:6а)

А. Служение Христа в районе Галилейского моря - вступительный обзор (3:7-12)

Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19)

В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:20-35)

Г. Характер Царствия Божиего в притчах Иисуса (4:1-34)

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 - 5:43)

Е. Заключение: отвержение Иисуса в Назарете (6:1-6а)

V. Служение Иисуса в Галилее и за ее пределами (6:6б-8:30)

А. Иисус учит, ходя по Галилее - вступительное обобщение (6:6б)

Б. Иисус посылает двенадцать учеников проповедовать; смерть Иоанна Крестителя (6:7-31)

В. Словом и делом Иисус открывает Себя двенадцати Своим ученикам (6:32 - 8:26)

Г. Заключение: исповедание Петром Иисуса как Христа (8:27-30)

VI. Путь Иисуса в Иерусалим (8:31 - 10:52)

А. Первый раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (8:31 - 9:29)

Б. Второй раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (9:30 - 10:31)

В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)

Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52)

VII. Служение Иисуса и Иерусалиме и его окрестностях (11:1 - 13:37)

А. Торжественный вход в Иерусалим (11:1-11)

Б. Пророческие знамения Иисуса относительно Божиего суда над Израилем (11:12-26)

В. Столкновения Иисуса с религиозными вождями во дворах храма (11:27 - 12:44)

Г. Пророческая беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе (13 гл.)

VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14-15)

А. Предательство, Пасхальная вечеря и бегство учеников (14:1-52)

Б. Суд над Иисусом, распятие Его и погребение (14:53 - 15:47)

IX. Воскресение Иисуса из мертвых (16:1-8)

А. Женщины приходят ко гробу (16:1-5)

Б. Ангельская весть (16:6-7)

В. Реакция женщин на весть о воскресении Иисуса (16:8)

X. Эпилог и богословские споры вокруг него (16:4-20)

А. Три явления Иисуса Христа после Его воскресения (16:9-14)

Б. Поручение Иисуса Его последователям (16:15-18)

В. Вознесение Иисуса и продолжение служения Его учеников (16:19-20)

Евангелие от Марка - вторая после Евангелия от Матфея книга Нового Завета и второе (и самое краткое) из четырёх канонических Евангелий.

Евангелие повествует о жизни и делах Иисуса Христа и во многом совпадает с изложением Евангелия от Матфея. Отличительной чертой Евангелия от Марка является то, что оно обращено к христианам, вышедшим из языческой среды. Здесь даются объяснения многих иудейских обрядов и обычаев.

Читать Евангелие от Марка.

Евангелие от Марка состоит из 16 глав:

Поэтический слог Марка – выразительный и непосредственный. Евангелие написано по-гречески. Язык Евангелия - не литературный, а ближе к разговорному.

Авторство. В тексте данного Евангелия, как и в текстах других Евангелий, нет указания на авторство. Согласно церковной традиции, авторство приписывают ученику апостола Петра – Марку. Считается, что Евангелие было написано Марком на основе воспоминаний Петра.

В Евангелии описан эпизод о неизвестном юноше, который выбежал на улицу в ночь взятия Христа в одном одеяле. Считается, что этим юношей был евангелист Иоанн Марк.

Многие современные библеисты считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и, вместе с неизвестным источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки.

Время создания. Наиболее вероятное время создания Евангелия от Марка - 60-70-е гг. Есть две версии места написания – Рим и Александрия.

Толкование Евангелия от Марка.

Большинство дошедших до наших времен свидетельств отцов Церкви утверждают, что Евангелие от Марка было создано Риме и предназначалось, в первую очередь, христианам из язычников. Об этом свидетельствует ряд фактов:

  • Объяснения иудейских обычаев,
  • Перевод арамейских выражений на понятный греческий.
  • Использование большого количества латинизмов.
  • Использование принятого в Риме времяисчисления.
  • Малое количество цитат из Ветхого Завета.
  • Подчеркивается озабоченность Господа «всеми народами»

Евангелиста Марка более привлекают поступки, нежели речи Христа (описывается 18 чудес и только 4 притчи).

Для Марка было важным подчеркнуть то, что Иисус не желал раскрывать себя в качестве Мессии до тех пор, пока Его последователям не станут понятны сущность Его мессианства и истинный характер Его служения.

В Евангелии Иисус называет Себя Сыном Человеческим 12 раз и Христом (Мессией) всего один раз. Объясняется это тем, что сама мессианская задача – быть слугой Иеговы и отдать жизнь за людей по воле Его – лучше соответствовала ипостаси Сына Человеческого

Ученикам Христа было трудно понять замысел Его — они ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто будет страдать и умрет за грехи человечества. Апостолы бояться и не понимают того, что ожидает их. Именно поэтому, они разбежались, когда воины схватили Иисуса.

С особым чувством Марк пишет об ангельской вести о том, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее. Смысл концовки в том, что Иисус жив и будет вести и заботиться о последователях своих.

Цели Евангелия от Марка:

  • описать жизнь Христа как слуги Божьего;
  • привлечь новых последователей к христианской вере;
  • наставить и укрепить в вере новообращенных христиан перед лицом ожидавших их гонений

Главная задача Евангелия – глубокое понимание значения ученичества и следования за Христом в контексте Его смерти и воскресения.

Евангелие от Марка: краткое содержание.

Глава 1. Проповедь ближайшего предшественника Иисуса Христа – Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Искушение Христа сатаною. Служение Христа в Галилее. Власть Сына Божьего над болезнями и демонскими силами. Проповеди и первые ученики.

Глава 2. Разногласия Иисуса Христа с религиозной верхушкой в Галилее.

Глава 3 . Фарисеи отвергают Иисуса. Проповеди Спасителя в районе Галилейского моря. Призвание 12 апостолов. Чудеса и притчи Христа. Обвинение Христа в сотрудничестве с Веельзевулом. Ответ Иисуса о том, кто, истинно, составляет Его семью.

Глава 4. Описание и характеристика Царства Божьего в притчах Иисуса.

Глава 5 . Чудеса Иисуса, свидетельствующие о Его Божественной силе.

Глава 6 . Служение Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Отвержение Иисуса.

Главы 7 – 8 . Словом и делом Христос открывает Себя 12 Своим ученикам.

Глава 9. Иисус идёт в Иудею. Дальнейшие чудеса и притчи. Предсказание Иисусом Своего мученичества.

Глава 10 . Исцеление иерихонского слепца. Вера слепого Вартимея.

Глава 11 . Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там. Знамения Спасителя относительно Божьего суда.

Глава 12. Столкновения Спасителя с религиозными вождями во дворах храма.

Глава 13. Предсказания о разрушении Иерусалима и приходе конца света

Глава 14 . Помазание миром. Тайная вечеря. Гефсиманское борение, арест и суд

Глава 15. Иисус перед Пилатом. Распятие Христа и погребение.

Глава 16 . Явления воскресшего Христа. Поручение Иисуса Его последователям.

Мы продолжаем рассказывать о книгах Нового Завета. Сегодня речь пойдет о Евангелии от Марка, которое всегда идет после Евангелия от Матфея. И если мы начнем его читать, то скоро увидим - все, что есть в этом Евангелии, есть и в Евангелии от Матфея, а также и в следующем за ним Евангелии от Луки. На первый взгляд может показаться, что это Евангелие не отличается от других апостольских Благовествований, однако это не так. Евангелие от Марка - совершенно особое, поразительное в своей глубине.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова о Евангелии от Марка: «Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно... Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». К этим словам сложно что-либо добавить. Но если выразить мысль митрополита Антония одним словом, можно сказать, что Евангелие от Марка - стремительное. Самое короткое из четырех Благовествований, оно лучше всего подходит для тех, кто впервые решил прислушаться к Слову Божию.

Церковное предание говорит, что апостол Марк записал Евангелие со слов святого апостола Петра, самого ревностного из двенадцати апостолов. При этом он был и тем учеником, что отрекся от Христа в самую тяжелую минуту: и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать (Мк. 14 , 72). Святой Петр - пример любви к Спасителю и одновременно пример немощи, всем нам так знакомой. Евангелие от Марка свидетельствует о том, как Господь Иисус Христос помогает человеку преодолеть свою немощь, даже самое крайнее ее проявление - неверие.

Евангелие от Марка начинается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1 , 1). Словно звук камертона звучат они на протяжении всего повествования святого апостола. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы дать людям избавление...

У евангелиста Марка есть очень интересная особенность. Это слово «тотчас»: тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10); сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним (Мк. 1 , 17-18); Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово (Мк. 2 , 2). Эти примеры можно продолжить. Все происходит «тотчас», мгновенно, как будто бы мы сами оказываемся перед Спасителем и видим происходящее. В этом слове раскрывается стремительность евангелиста Марка. Открыв второе Евангелие, человек «тотчас» становится свидетелем живого слова Господа Иисуса Христа.

Но, наверное, главной особенностью Евангелия от Марка является его четкое разделение на две части. И находится оно именно в середине - в восьмой главе. Первая часть Евангелия начинается с краткого описания проповеди Предтечи Господня - Иоанна Крестителя, Крещения Иисуса Христа, затем повествует о проповеди Самого Господа и делает акцент на чудесах Спасителя. Первое чудо в Евангелии от Марка - изгнание злого духа. Одержимость злым духом - самое страшное явление силы зла, когда человек теряет контроль над собой и порабощается духом злобы. Только Бог может освободить от одержимости. И Господь Иисус Христос делает это: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (Мк. 1 , 27). Люди не понимают, сомневаются - сначала они видят явную власть зла, а затем понимают, что оно повержено, побеждено и не может ничего противопоставить силе Христовой... Затем следуют другие чудеса: усмирение бури, воскрешение мертвой девочки, которая тотчас встала и начала ходить (Мк. 5 , 42) - сама смерть отступает...

Следуя далее за повествованием святого апостола Марка, мы читаем о насыщении людей хлебом, о раскрытии ушей глухого и очей слепого. Два этих чуда говорят нам не только об исцелении конкретных людей, но и о необходимости прозрения для каждого человека. В первых же словах Евангелия апостол Марк называет Христа Сыном Божиим. Но эти слова нужно услышать и увидеть не только физическими органами чувств. Нужно увидеть и услышать их сердцем и душой, чтобы они звучали внутри нас, чтобы мы жили ими. На протяжении всего евангельского текста Господь ведет к этому духовному видению и слышанию Своих учеников, а вместе с ними - и нас.

Еще одна особенность второго Евангелия раскрывается после того, как мы понимаем: Христос не просто изгоняет бесов, воскрешает мертвых и исцеляет болезни, Он запрещает говорить об этом. Например, обращается к слепому: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении об исцелении (Мк. 8 , 26), а до этого практически те же слова услышали исцелившийся от проказы (см.: Мк. 1 , 44) и родители воскрешенной девочки (см.: Мк. 5 , 43)... Почему Господь делает это, хотя исцелившийся прокаженный (и не только он), несмотря на запрет, провозглашал и рассказывал о происшедшем (ср.: Мк. 1 , 45)? Потому что еще не пришло время и не совершилось главное явление силы Сына Божия. И главное было в том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8 , 31).

Страдания и Крест - вот для чего Сын Божий приходит к людям. Апостол Петр, как сказано в Евангелии, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк. 8 , 32). Петр не верит, пытается убедить Учителя, что этого не может быть, что не может страдать и умереть Тот, Кто так явно изгоняет зло, болезни и страдания из жизни человека. Петр не верит даже словам о воскресении из мертвых. Но Христос обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8, 33). И затем, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8 , 34-35). Сын Божий освобождает человека от зла и страданий, чтобы принять их на Себя, принять саму смерть, чтобы в смерти явить славу Бога. К этому Господь призывает и нас: отвергнись себя и возьми крест... Христос отказывается, отвергается от Себя перед Крестом и смертью. Он пришел, чтобы не только избавить от страданий и смерти, но и разделить их с человеком. Потому что Иисус Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий - Человек.

После этого Господь постоянно говорит ученикам о предстоящих Ему страданиях, укрепляет их веру. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видят славу Спасителя в Преображении: взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9 , 2-3). И вновь Христос не велит никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9). У подножия горы Христа ждет отец одержимого злым духом отрока. На просьбу отца об исцелении Господь отвечает: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9 , 23). И вот мы слышим, как отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9 , 24). Этот человек почти уже потерял последнюю надежду, достиг предела своего горя. Он в слезах молит Христа о своем сыне и тут же молит и о помощи в неверии... Мы видим желание верить, когда вера сменилась неверием, когда уже нет никаких сил. Великий святой отец Церкви, Блаженный Августин, очень точно объяснил эти слова: «Когда не хватает веры, молитва погибает... Вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет). Потому будем верить, чтобы молиться, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!».

И вот Господь идет в Иерусалим. Все ближе и ближе то, ради чего Сын Божий стал человеком. Он учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись (Мк. 9 , 31-32). Двенадцать учеников ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10 , 32). Господь же все равно наставлял их: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10 , 43-45).

И вот уже - Иерусалим. Мы слышим последние притчи и наставления... Исполняются слова Христа о страданиях и смерти, мы слышим последний предсмертный возглас Сына Божия: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15 , 34). Ответом на этот страшный вопрос становятся слова римского сотника Лонгина, воина, участвовавшего в распятии: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15 , 39). Язычник уверовал, видя страшную крестную смерть. Так евангелист Марк вернул нас к тем словам, с которых началось Евангелие - Сын Божий. Сын Божий, отверженный, осмеянный, оклеветанный, распятый и умерший - и в Него надо поверить...

Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16 , 6), - слышат женщины, пришедшие рано утром ко гробу помазать тело Христово погребальными благовониями. И больше нет места неверию, потому что Сын Божий сошел до глубин человеческого страдания, разделив с нами даже самую смерть, чтобы воскресением из мертвых дать верующим спасение.

Loading...Loading...