Основные черты европейской культуры нового времени. Главным стилями в искусстве XVII века выступают

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Безусловно, очень трудно искать какой-то общий знаменатель этого периода. Тем более что в истории Нового времени можно найти совершенно противоположные по смыслу и по духу явления. Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно, т.к. многие сегодняшние способы восприятия, многие мыслительные штампы, многие ценности наследуются нами именно от культуры Нового времени. Имея все это в виду, все-таки определим собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. XVIII век – век Просвещения – возможно, самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. XIX век – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения. Необходимо как-то определить эту эпоху по отношению к предшествующей – к Возрождению. А.Ф. Лосев определяет Возрождение как эпоху стихийного утверждения человеческой личности. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения – Леонардо, Микеланджело. Иллюстрацией того же самоощущения человека является, например, Медичи, которые были банкирами и стали князьями, правителями Флоренции. Кондотьеры – предводители наемных отрядов захватывают себе города и становятся основателями своего рода династий. Такими родами, самостоятельно добывшими себе положение и власть, были, например, правители Милана Висконти и Сфорца. Проявлением все того же индивидуализма в искусстве становится то, что в Возрождение впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Но как ни странно Реформация и последовавшая за ней Контрреформация, будучи религиозными явлениями, оказали влияние на такие совершенно светские области культуры, как экономика и политика. Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни. Речь первоначально идет, конечно, о религиозном выборе, но характер религии протестантизма неумолимо подталкивал к расширению поля этого выбора. Такая религиозность ориентировала человека на принятие ответственности за решение всех проблем на себя. Такой индивидуализм прослеживается во всем развитии культуры Нового времени. Пожалуй, все Новое время, а не только Просвещение, характеризуют мысли И. Канта, высказанные им в статье 1784 года «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Иммануил Кант отмечал, что Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Причину такого состояния Кант усматривал в недостатке решимости и мужества пользоваться рассудком. Это очень точная характеристика, которая имеет две взаимосвязанные стороны: во-первых, Новое время отличается стремлением освободиться от всяческих предрассудков – религиозных, философских, научных, моральных и т.д. Под этим лозунгом самостоятельности человека, освобождения его от старых авторитетов проходит все Новое время. Во-вторых, эта эпоха характеризуется верой в человеческий разум. Именно это время принято называть временем разума, именно оно утверждает веру в то, что человек – разумное существо, в то, что все в природе устроено по разумным законам, что можно построить справедливое человеческое общество, опираясь на те же разумные законы. Начинать разговор об освобождении от предрассудков надо с религиозной культуры Нового времени (многие философы Нового времени именно религию называют главным предрассудком). Можно говорить о трех слоях европейской религиозности в это время. 1. Протестантизм. Это ветвь христианства, которая отвергает понимание Церкви как мистического организма. Поэтому появляется тезис об «оправдании одной верой». Сторонники Реформации провозгласили единственным источником религиозной истины Священное Писание, отвергнув Священное Предание. Поэтому в протестантизме отсутствует ощущение Традиции. Из этих ощущений следует, во-первых, индивидуализм, во-вторых, нечувствительность к мистике и таинству и практицизм. 2. Католичество после Реформации и Контрреформации. Создание ордена иезуитов Игнатием Лойолой – самое заметное явление Контрреформации. Орден был устроен по военному образцу, каждый иезуит должен был считать себя участником войны против ересей. Однако если верить философу Б. Паскалю, во всем кроме ересей иезуиты были терпимее. В это время самое основательное и качественное образование давал именно этот орден. По словам Б. Рассела, «они обучили Декарта математике лучше, чем он мог бы научиться ей где-нибудь еще». Последствия реформации и контрреформации, последствия многочисленных религиозных войн между католиками и протестантами привели к чему-то вроде усталости, к мысли, что невозможно надеяться теперь на установление какой-то единой веры. Именно в этой усталости можно найти корни идеи веротерпимости, которая является одной из центральных идей новоевропейского либерализма. Из-за этой же усталости, возможно, возрос интерес к светским знаниям. 3. Философский скептицизм и вольнодумство. В эпоху Просвещения распространяется деизм. Деизм признает существование Бога, но ограничивает Его бытие функцией первотолчка: Бог сотворил мир и больше не вмешивается в его дела. Бог законодатель в деизме, это Он установил разумные законы. Это религиозность, лишенная мистики, ей не нужны отношения с Богом. Разумные законы, установленные Богом в начале мира можно познать естественным путем, т.к. у человека есть разум. Деизм просветителей – рациональная и естественная религия. Это самое большее, что может допустить разум. Действительно разум, контролируемый чувственным опытом, может понять только такого Бога. Совершенно понятно, что Бог как первотолчок не будет Личностью. Это просто необходимое, безличное, разумное и вечное начало. Из такого понимания Бога естественно следует отрицание всякой обрядности, священной истории – всего, что составляет содержание и учреждения «позитивной» религии. Все это, по мысли просветителей, бесполезные суеверия, плоды страха и невежества. Всем известен боевой клич Вольтера: «Раздавите гадину!», обращенный не против веры в Бога как таковой, а против «позитивных» религий. Французский философ Ж.Ж. Руссо говорит о естественной религии. Ее «догматы» отличаются от деизма, но они, безусловно, минимальны: по мнению Руссо, они должны быть просты, немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. Существование Божества могущественного, разумного, благодетельного, предусмотрительного и заботливого; загробная жизнь, счастье праведных, наказание злых, святость Общественного договора и законов, – вот догматы положительные. Что касается отрицательных догматов, то он ограничивается одним-единственным – это нетерпимость. Однако после Вольтера и собственно вера в Бога стала подвергаться нападкам. Например, Гольбах считал, что религия вообще воспитывая в человеке страх пред невидимыми тиранами – богами – приучает его и к поклонению тиранам земным, видимым. Религия подавляет в человеке самостоятельность и независимость мышления. Дидро прямо говорит о том, что Божественность должна быть заменена природой. Природа говорит человеку: откажись от богов, вернись к моим законам. Естественная религия – выдвинутый Новым временем минимум религии, в котором практически ничего религиозного не остается. Она оказывается совокупность нравственных принципов, общих для всех народов. Но при этом даже эпоха Просвещения не была временем торжества такой разумной религии. В ней были и другие явления. Просветители, своим агрессивным скептицизмом и своей иронией подорвав в обществе XVIII в. церковную веру, не уничтожили в людях потребность верить, но лишь загнали ее в какие-то другие закоулки и мистические тупики. Несмотря на провозглашение разумной религиозности, на провозглашение борьбы с предрассудками и суевериями, именно XVIII век стал веком пышного цветения разнообразных тайных обществ. В начале XVIII века создается первая объединенная («Великая») масонская ложа в Лондоне. Масонство стремительно распространяется по Европе, несмотря на несколько булл папы, отлучающих масонов от Церкви. Именно в XVIII веке жил знаменитый граф Калиостро, который приобрел большое количество поклонников, например, прозревая будущее в бутылке с водой, и торгуя некой prima materia, возвращающей молодость. В Баварии существовало просвещенческое тайное общество иллюминатов, основанное с целью уменьшить зло, происходящее от недостатка образования, от всяких политических и духовных ограничении, стесняющих свободного человека. Одной из своих задач орден видел просвещение женщин. Это совершенно не мистическое, однако, именно тайное общество, с множеством степеней посвящения. Этот интерес к мистике, тайности – обратная сторона разумности и, как ни странно, последствия борьбы с предрассудками. В XIX веке религиозные чувства приводятся «в порядок», цивилизуются. В европейских обществах ценится разумная вера, без особой мистической экзальтации. Вера эта и у католиков и у протестантов вполне практична: Бог помогает христианам в их, даже вполне светских, делах. Это рассудочное, функциональное отношение к Богу, утверждавшееся в буржуазном обществе. Такая вера, несколько формализованная, спокойно-разумная, удачно сочеталась с правовой и моральной цивилизованностью европейцев. Она, безусловно, предполагала наличие уважения к существующим законам, к собственности и жизни человека. Однако, в то же время, распространившийся материалистический атеизм, развитие естественных и точных наук, оттесняли веру. Церковь, приспосабливаясь к новой ситуации, сама не то чтобы онаучивалась, но «приземлялась». Люди XIX века посещали церкви, исполняли обрядность, но эмоциональность веры явно угасала. Религиозность становилась трезвой. Уже в середине XIX столетия датский философ Серен Кьеркегор выступил с беспощадной критикой «христианства профессоров», слишком рассудочного христианства. Таким образом, в Новое время сама религиозность обмирщается, и культура становится вполне светской. Обмирщение напрямую касается и этической области. В Новое время возникает светская мораль . Конечно, моральный фон Нового времени очень разнообразен, но, тем не менее, можно проследить преобладающие ценности и нормы. Основное обоснование нравственного поведения в Новое время таково: законы нравственности всеобщи, т.к. разумны. Человеческая природа подобна разумному порядку природы, и хотя первоначально человеческий разум – tabula rasa, чистая доска, но, опираясь на врожденные способности и чувственный опыт, человек способен к безграничному совершенствованию себя самого и общества. И именно разум доказывает необходимость определенных моральных норм и показывает наиболее надежный путь реализации человеческого стремления к добру. Люди постольку поступают плохо, поскольку не знают, как поступать хорошо. Поэтому моральное просвещение, то есть развенчание моральных предрассудков, стало считаться гарантией нравственного воспитания и прогресса. Результатом обмирщения морали можно считать систему «разумного эгоизма», получившую теоретическое оформление в творчестве мыслителей эпохи. Логика разумного эгоизма такова: если человек должен поступать добродетельно не ради Бога и будущей жизни, то для чего еще, если не для собственной пользы. Человек по природе стремится к максимальному внутреннему и внешнему благополучию, то есть счастью, и поэтому он всегда эгоистичен. Но поскольку он разумен, он не может не осознавать, что подобные установки естественны и для других. Поэтому подлинно разумный интерес личности состоит в том, чтобы, обеспечивая собственное благополучие, содействовать счастью других. Таким образом, разумный эгоизм всегда предполагает общественный интерес. Задача общественной морали и заключается в постоянном прояснении для граждан этого интереса, а нравственное совершенствование сводится к поиску оптимального, разумного сочетания личного и общественного интереса. Поэтому разумно понятые моральные нормы могут ограничивать некоторые естественные стремления, но эти ущемления совершаются в интересах всех и являются проявлением разумности человека. Из этого вытекает, что мораль – не результат божественного установления или следствие индивидуальных стремлений к пользе, а итог общественного договора. XIX век сохраняет эту установку на утилитарную мораль, основанную на принципах разумного эгоизма. В целом для европейского общества стало характерным следующее ее понимание: мораль – это «такие правила для руководства человеку в его поступках» (Дж. Ст. Милль), которые полезны, так как обеспечивают счастье, счастье общее, которое как бы «складывается» из частных благ. В Новое время, конечно, сохраняется и религиозная мотивация поведения человека, но фактически она выливается также в совершенно светскую модель поведения – речь идет о протестантах. Оказывается, что Реформация имеет не только религиозные, но, может, в большей степени экономические, моральные, психологические последствия. В этом смысле принято говорить о протестантской этике, которая порождает «дух капитализма». Самая известная работа немецкого социолога Макса Вебера называется «Протестантская этика и дух капитализма». Он достаточно убедительно показал связь между религиозным учением протестантизма о спасении (особенно в самой радикальной его ветви – кальвинизме) и стремлением к хозяйственному успеху, накоплению капитала. В кальвинизме есть учение о предопределении: Бог еще до сотворения мира предопределил для человека его участь. Т.е. еще до рождения человека Богу известно, будет он спасен или нет, и его вера, его добрые или злые дела уже никак не могут повлиять на его судьбу в вечности. Однако об этой судьбе человек может узнать: критерием является успех или неуспех в делах. Поэтому человек не должен оставаться праздным, он должен постоянно трудиться и добиваться успеха во всех своих начинаниях. Но естественно, заработанные в результате такой успешной деятельности средства протестант не может тратить на себя. Человек должен ограничить свое потребление только самым необходимым, а остальное должен вкладывать в расширение производства, в том числе и для того, чтобы обеспечить рабочими местами своих ближних. Именно протестантская этика обосновала превращение богатства в капитал – в работающие деньги. Таким образом, для возникновения капитализма потребовалась переоценка ценностей. Идеал достойного человека занял трудящийся человек, относящийся к труду как к подвигу и как к обязанности христианина. Поэтому его ценностными нормативами являются: право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая», по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция и т. д. С одной стороны, система разумного эгоизма, с другой, протестантская этика, предполагают новые политические теории, новый взгляд на возникновение и функции государства. Так же как и моральные нормы, государство считается теперь не божественным установлением, а результатом общественного договора. Философ XVII века Томас Гоббс один из первых выдвигает теорию общественного договора, которые впоследствии были у Локка и Руссо. Возникновение государства описывается как заключенный между гражданами договор о том, чтобы повиноваться той власти, которая будет избрана большинством. Необходимость в общественном договоре объясняется Гоббсом природой людей. В догосударственном естественном состоянии все люди равны, все хотят сохранить свою жизнь, свободу и собственность, все хотят получить власть над другими. Это состояние оказывается состоянием войны всех против всех. Чтобы избежать самоуничтожения, люди объединяются в общины, каждая из которых подчиняется центральной власти. Теория общественного договора разрушает средневековое обоснование власти как власти отеческой. Однако Гоббс говорит о том, что государство, чтобы выполнять свои функции должно быть сильным, власть его должна быть абсолютной. Правда, если власть не способна обеспечить безопасности жизни и собственности, граждане получают право сопротивляться этой власти. Это проявление разумного эгоизма и в отношении к государству. Описание естественного состояния у английского философа Дж. Локка отличается от гоббсовского. В естественном состоянии люди добродетельны, абсолютно свободны и равны, живут в соответствии с разумом, который совпадает с естественным законом. Но все равно появляются отдельные несознательные личности, которые не хотят подчиняться естественным законам. И главная опасность естественного состояния состоит в том, что каждый сам себе судья и защитник своей жизни и собственности. Общественный договор фактически означает, что граждане передают государству функцию суда, наказания и защиты своей жизни и собственности. Французский философ Ж.Ж. Руссо также говорит о естественном догосударственном состоянии и общественном соглашении, общественном договоре. Естественное состояние – золотой век, но государство изначально не нарушает естественного равенства людей. Общественное соглашение заменяет физическое неравенство равенством перед моральными и правовыми нормами. Люди, будучи не равны по силе, становятся равными по соглашению. Главный недостаток теории общественного договора состоит в допущении того, что интересы всех граждан одинаковы. Этот недостаток «исправляется» в XIX веке теории К. Маркса о разделении общества на классы, о классовой борьбе. Тем не менее, эти теории естественного происхождения государства в результате разумного соглашения людей направлены против теорий божественного происхождения власти или объяснения власти государя отеческой властью над детьми. Принцип наследования власти хотя и не отвергался полностью, все же значительно ограничивался. В частности отвергалось божественное право королей, утверждалось, что, по крайней мере, в начале своей истории каждое общество имеет такую форму правления, которую оно само выбрало, считая самой целесообразной. Реформация выдвигает на первый план индивидуальные отношения человека с Богом, индивидуальную веру человека. Из этого индивидуализма вытекает и провозглашение равенства людей в вопросах веры: каждый имеет право на истолкование Священного писания и священство. Без этих положений протестантизма не было бы и светского либерализма , не было бы и теорий естественного права и общественного договора главной предпосылкой которых является изначальное равенство всех людей и безусловная ценность свободы. Ранний либерализм был порождением Англии и Голландии. Он отстаивал уважение к праву собственности, особенно когда она приобретена трудами самого владельца. Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Постепенно, прежде всего, в тех обществах, где наиболее полно получили развитие либеральные политические принципы, появляется идеал правового государства. Символическим отображением этого идеала является образ «государства ночного сторожа», т.е. такого, которое не вмешивается в частную жизнь человека и стоит на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Именно такое государство и возникает в результате общественного договора. Общества XIX века как раз и начали радеть о его свободе человека, правах каждого гражданина государства. В XIX веке либерализм развивается. Но появляются новые политические теории, противостоящие либерализму. Однако и в них свобода является главной ценностью. Появляется анархизм. Оценивая идеалы Просвещения, русский анархист М.А. Бакунин говорит, что просветители создали новый идеал абсолютной свободы. Но этот идеал содержит в себе неразрешимое противоречие: политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т.е. свобода в государстве есть ложь. Разочарование в государстве в идеологии анархизма, однако, не есть разочарование в возможности разумного устройства общественной жизни. Интересно, что это разумное устройство должно основываться опять же на распространении «всенародного образования, освобождения и широкого развития общественной жизни». Анархисты выступают только против власти, против государства, навязанного народу сверху. Речь идет о том, что организация в обществе должна идти снизу – от фактов, от самой жизни народа. Только государство, созданное «путем самостоятельных и совершенно свободных соединений» может гарантировать гражданам свободу и справедливость. В XIX веке появляется и социализм, который и в его первоначальном «утопическом» варианте, (развитом А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном), и в последующих модификациях, вплоть до научного коммунизма (К. Маркс), шел дальше в требовании обеспечения полной социальной справедливости, условий достойной жизни для всех людей, достижения социального равенства.

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным. XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен прежде всего как .

XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В этом оно существенно отличается от Возрождения, хотя и является прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии западного мира огромна. Тем не менее основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья. В этом смысле Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.

В эпоху Средневековья главной и по сути единственной реальностью был Бог, который в своем абсолютном бытии как бы растворял и поглощал бытие природы и человека. Возрождение радикальным образом изменило ситуацию. Оно вновь восстановило, реабилитировало и утвердило существование природы и человека. Природа теперь перестает быть всего лишь символом, знаком или даже просто намеком на более глубокую реальность, каковой является Бог, и вновь — как в эпоху Античности — становится действительной реальностью, подчиняющейся своим собственным законам.

Еще больше повезло человеку. В эпоху Ренессанса происходит невиданное возвышение и самоутверждение человека. Однако это самоутверждение происходит главным образом в сознании и самосознании. В практическом смысле оно имеет место прежде всего в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм , который действительно представляет собой религию нового времени и нового человека. Однако и здесь возникшее движение Контрреформации, перешедшее в религиозную войну, существенно ограничило масштабы распространения новой религии.

Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных.

В социально-политической области результаты были менее значительными. Происшедшая в Нидерландах революция (1566-1609) хотя и стала первой успешной буржуазной революцией, но имела локальное значение, поскольку появившаяся в ее результате Голландская республика смогла утвердиться лишь на части территории Нидерландов — в северных провинциях.

В целом в эпоху Ренессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поэтический взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как существо совершенное и свободное, а его отношения с миром виделись бесконфликтными и гармоническими. Однако когда в XVI в. в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-освободительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким свидетельством тому является творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к трагедиям.

XVII век — в отличие от своего предшественника — оказался гораздо более спокойным. В нем также имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640-1660: 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII в. часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но по сути укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, которая в XVII в. стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.

Не менее важные и сложные процессы идут в культуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в этом процессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.

Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

Однако при ближайшем рассмотрении следует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла. Ее сохранению способствовали многие факторы. Прежде всего сам раскол католицизма и появление протестантизма в различных его формах. Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их единства, а вместе с этим — к ослаблению религиозного чувства. В том же направлении действовала дифференциация культуры, благодаря которой все области культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии. Религия при этом утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.

Об ослаблении религиозного фактора свидетельствует тот факт, что в Тридцатилетнюю войну возникали союзы, которым не мешала противоположная религиозная принадлежность: для борьбы с кальвинистской Голландией католическая Франция объединялась с протестантской Англией. Принадлежность Франции и Австрии к католицизму не мешала им воевать между собой.

Несколько умерила свою активность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она хотя и запретила учение Н. Коперника, но этот запрет действовал временно — с 1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633). однако до костра дело не дошло.

Наконец, в XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно которой государство является не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для .

Театр в XVII в.

XVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус».

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562-1635). написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600-1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр , также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606-1684), Ж. Расин (1639-1699), Ж.Б. Мольер (1622-1673).

Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, означала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Он создал жанр социаль- но-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы — «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. — идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комеди франсез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.

В целом XVII столетие стало действительно поворотным и судьбоносным. Оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Оно стаю также эпохой невиданного подъема и расцвета художестве иной культуры.

Культура XVII века знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, - достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины - рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютона, Блэза Паскаля.

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

В культуре Нового времени XIX века занимает особое место. Это век классической буржуазной цивилизации, когда она достигла своей зрелости, а затем в начале XX века вступила в стадию кризиса, важнейшим проявлением, которого стала мировая война, начавшаяся в 1914 году.

Буржуазная цивилизация окончательно утвердилась в результате трех революций: 1) промышленного переворота в Англии, в результате чего была создана адекватная капитализму материально-техническая база в виде крупного индустриального производства; промышленный переворот в большинстве стран Европы происходил со второй половины XVIII до первой половины XIX веков; 2) философской революции в Германии, когда сложилась классическая немецкая философия, оказавшая огромное влияние на мировоззрение эпохи; 3)

политической революции во Франции, ставшей классическим образцом в истории Нового времени. Великая французская буржуазная революция, идейно подготовленная Просвещением, проявила все достижения и пороки буржуазной цивилизации.

В своей основе культура XIX века развивала то же мировоззрение, что и культура Нового времени в целом, хотя новизна исторической ситуации привнесла существенную специфику. Важнейшими чертами зрелой Новоевропейской культуры являются: 1) рационализм (развиваются его крайние проявления - техницизм и сциентизм: вера во всемогущество науки и техники); 2) новативность: новые результаты ценятся гораздо выше уже существующих достижений, общество четко ориентируется на новизну, на будущее; 3) вера в прогресс; 4) антропоцентризм и индивидуализм; 5) светский характер; 6)

либерализм в экономике, политике, идеологии; 7) демократизм и плюрализм; 8) европоцентризм, считавший идеалом общественного развития Европу, а весь остальной мир - культурной периферией; 9) стандартизация; 10) развитие массовой культуры, оказывающей растущее влияние на общество.

Необходимо подчеркнуть, что действительность XIX века перечеркнула идеалы Просвещения. Мир оказался не таков, каким его ожидали увидеть. Возникла проблема соотношения идеала и действительности, цели и результата, которая стала одной из важнейших в общественном сознании, послужив движущим мотивом социокультурного развития в XIX века.

В XIX веке бурное развитие переживали наука и техника. Наука этого периода открыла перед человечеством бесчисленные возможности для прогресса. В конце XIX века началась революция в естествознании, перешедшая в научно-техническую революцию середины XX

века. Создавались новые отрасли науки и объединялись усилия отдельных наук для познания сложных явлений.

Изменилась структура научных учреждений и их роль в обществе. Наряду с университетами научный поиск сосредотачивался в научно-исследовательских институтах. Появились научные школы, имевшие мировое значение: Кембриджская школа атомной физики, Копенгагенская школа теоретической физики, Геттингенская математическая школа и другие. Большое значение приобрели научные журналы, интенсивно развивались международные научные связи. Усиливалось влияние науки на производство. Выросла роль ученых в обществе, усилилось внимание к общественной значимости научных работ. Возрастало влияние науки на общественное сознание. К концу XIX века в мире насчитывалось до 50 тыс. ученых.

В общественных науках складываются такие течения, как позитивизм, неокантианство, философия жизни, марксизм; ускоренно развиваются различные направления социологии, экономики и другие науки.

В естественно-математических науках наблюдается настоящий бум. Резко вырос интерес к математике и соответственно количество ученых. По данным Берлинской «Книги успехов математики за год», в 1868 году учтено 900 работ 650 авторов, а в 1911 году - работы 2400 авторов. Появляются неэвклидова геометрия (Лобачевский, Ри- ман); новая алгебра; основы теории групп (Галуа); теория множеств (Кантор), обосновывающая матанализ; математическая логика. О проблемах математики Б. Рассел сказал: «Чистая математика - это такой предмет, где мы не знаем, о чем говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим».

Самые драматические события в науке оказались связаны с физикой. В конце XIX веке начался кризис классической физики и революция в естествознании, связанная с именами Больцмана, Максвелла, Планка, Кюри, Резерфорда, Бора, Эйнштейна.

Суть новых идей в физике: 1) неисчерпаемость структурного строения природы; 2) дополнительность, взаимонеобходимость противопоставляемых классической физикой вещественной и энергетической картины мира; 3) активная роль познающего субъекта в процессе формирования научного знания и в связи с этим необходимость тщательного философского исследования проблемы объективности знания.

В химии появились: периодическая таблица Менделеева, анилиновые красители, синтетическая химия, биохимия, - в результате чего возникли новые химические науки, тесно связанные с промышленностью.

В науках о Земле развились геохимия, океанография, метеорология.

В биологии и медицине возникли: эволюционная теория Дарвина, исследования по закономерности наследования Менделя, микробиология, связанная с именами Пастера и Коха.

В технике также происходили поистине революционные сдвиги. В 1870 году в мире добыто 213 млн тонн каменного угля, в 1913 году -

1942 млн тонн; чугуна выплавлено в 1800 году 0,5 млн тонн, в 1850 году - 4,5 млн тонн, в 1900 году - 40,7 млн тонн; в 1900 году выплавлено в 200 раз больше стали, чем в 1800 году; появились двигатель внутреннего сгорания, электродвигатели; создаются пароходы, телеграф, телефон, фонограф, фотография, кинематограф; в 1875 году протяженность железных дорог в мире составляла 294 тыс. км, а в 1917 - 1146 тыс. км; в военной технике созданы пулеметы, броненосцы, авиация и так далее.

Фигура инженера стала духовной производительной силой в материальном производстве, резко выросла роль интеллигенции.

Активно развивалась урбанизация. К началу XX века население 13 городов мира превышала численность в 1 млн человек. Меняется социальная структура населения: в развитых странах Европы рабочий класс составил 30 %, а в Англии, Германии, Бельгии, Голландии он превысил к началу XX века 50 %.

Произошли существенные сдвиги в общественном сознании, для которого стали характерными представления об огромных возможностях новой техники, привычка к постоянным переменам, ощущение текучести, изменяемости мира, динамизма всей окружающего человека действительности: техники, общественных отношений, политических институтов.

Основой культурного прогресса становилось развитие образования. Через систему образования, главным образом, происходило проникновение научных теорий и художественных ценностей в широкое общественное сознание. Грамотность населения составляла: в России среди мужчин в 1800 году 4 - 8 %, в 1889 году - 31 %, в 1913 году - 54 %; в Великобритании соответственно - 68 %, 91 %, 99 %; в США - 70 %, 88 %, 93 %; во Франции - 47 %, 89 %, 95 %; в Австрии - в 1889 году - 60 %, в 1913 году - 75 %.

Формируется новая картина мира. На голову «человека с улицы» обрушилось такое множество философских и социологических, этических и эстетических теорий, такое разнообразие художественных школ и направлений, что уже самим этим плюрализмом подрывался конформизм мышления и стимулировалось стремление сопоставлять, оценивать убедительность аргументов, выбирать эстетическую программу. Дезинтеграция идеологических течений, ярко проявившаяся на рубеже XIX - XX веков, была одним из проявлений кризиса буржуазной культуры.

К середине XIX века в странах развитого капитализма завершилось размежевание буржуазной и демократической культур. За полтора века буржуазная культура прошла путь от относительного единства с демократической культурой в рамках Просвещения, противостоящего феодально-клерикальной культуре, до прямого конфликта с демократической культурой. Демократическая культура, для которой в XVIII веке характерна, прежде всего, антифеодальная и антиоли- гархическая направленность, выступала в XIX веке как антибуржуазная система ценностей. Изменения в двух субкультурах проходили эволюционно и неравномерно.

В развитии художественных стилей XIX века можно выделить несколько основных: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, натурализм, модернизм.

Классицизм рубежа XVIII - XIX веков - сложное явление с преобладанием антифеодальных идей. Связанный с Просвещением, он выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма основан на идеях рационализма, он стремился выразить возвышенные, героические, нравственные идеалы, создавая ясные и органичные образы. В классицизме имелись черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма. Рационализм Просвещения приводил к тому, что художественное творчество и эстетическое восприятие либо вообще не признавались полноценными проявлениями человеческого духа, либо измерялись чужеродной для них мерой разума, науки, и потому искусство могло расцениваться всего лишь как «смутное познание», а вкус - как «рациональная интуиция». Собственно буржуазная художественная культура, а тем более демократическая, развивались наиболее эффективно за пределами классицизма и в борьбе с ним.

Буржуазная художественная культура нашла более полное и специфическое выражение в сентиментализме. Сентиментализм стремился к гармонии личности, обладающей не только разумом, но и чувствами, ему свойственна поэтизация частной жизни в ущерб общественным интересам, поэтизация быта, особенно сельского. Отразили это направление в литературе романы в письмах, а в живописи художники Ж. Грез (1725 - 1805) и Т. Гейнсборо (1727 - 1788).

В 20-е годы XIX века складывается романтизм (от франц. - роман). Он был вызван острым неприятием наступившей буржуазной действительности, далекой от провозглашавшихся идеалов, протестом против национального порабощения, наступившей после наполеоновских войн политической реакции. Он отражал разочарование в учении Просветителей. Важно отметить, что романтизм - это не просто стиль, а общекультурное движение, культурно-исторический тип. Романтизм - это целая культура, подобная Ренессансу и Просвещению, выходящая за рамки художественного стиля и художественной культуры. Он охватывает самые разнообразные явления: философию, политическую экономию, эстетику, историческую науку, искусство, литературу, моду. Для романтизма основным родовым качеством является конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Романтизм стремился к свободе, выражал жажду совершенства и обновления, провозглашал пафос личной и гражданской независимости, проявлял большой интерес к национальному прошлому, фольклору, стремился создать универсальную картину мира.

Романтизм, в отличие от классицизма с культом разума, провозгласил приоритет чувства, переживания, иррациональности, алогизма, вдохновения, фантазии. Романтизм был победой над просвещенческим рационализмом в искусстве. Некоторые романтики звали назад, к идеализированному прошлому, но были и революционные романтики (Гойя, Бетховен, Байрон, Гюго, Шуман, Шопен), их главным героем был бунтарь.

Романтизм переориентировал общественную психологию от интереса к внешней жизни к проблемам внутренней, духовной, эмоциональной жизни личности. Романтизм в общественной психологии выступил в виде определенного умонастроения в обществе.

Зародившись в Германии и получив там свое первое художественно-практическое, философское и эстетико-теоретическое выражение, романтизм стремительно распространился по всей Европе, а затем в США и Латинской Америке, отсюда национальная специфика этого течения.

В основе творческого метода романтизма был принцип свободы. Суть романтического стиля - признание острого, драматического, неразрешимого конфликта между уродливой действительностью и высоким идеалом, несовместимым с ней, а подчас и вообще нереализуемым. Стилистика романтизма строилась на противопоставлении иронично, гротескно-сатирическом изображении действительности (отсюда в дальнейшем вырос критический реализм) и идеализированным человеком (родство с классическим искусством).

Расцвет романтизма приходится на 20 - 30 годы XIX века Романтизм был последним целостным крупным образованием, он предпринял героическую, но безуспешную попытку преодоления разорванности культуры через динамический синтез искусств. В целом культура романтизма оставила человечеству богатейшее насле-

дие. В дальнейшем развитие художественной культуры идет «децентрализовано», искусства развиваются асинхронно, при разнообразии стилей и борьбе противоположных направлений.

Во второй половине XIX века на смену романтизму пришли другие направления: критический реализм, натурализм, символизм.

В 40-е годы XIX века как самостоятельное течение складывается реализм. Социально-исторический или критический реализм XIX века был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения и реализма Просвещения, он связан также с революционным романтизмом. Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, реализм стремится к глубинному проникновению в действительность, к раскрытию сущности социальных катаклизмов, он раскрывает связь личных судеб людей, их характеров, чувств, мыслей с конкретными историческими условиями. Для реализма характерен историзм в изображении людей и общества в целом. Реализм стремится изобразить типические характеры в типических обстоятельствах. Поэтому не случайно на первый план выдвигается социальный роман (О. Бальзак, Ч. Диккенс). В живописи творили такие реалисты как Т. Руссо, О. Домье, Ж.-Ф. Милле, Г. Курбе, в конце XIX века крупнейшими писателями-реалистами были Г. де Мопассан (1850 - 1893), А. Франс (1844 - 1924), Р. Роллан (1868 - 1944), Г. Ибсен (1828 - 1906), Г. Манн (1871 - 1950), Т. Манн (1895 - 1955), Д. Голсуорси (1867 - 1933), Б. Шоу (1856 - 1950), М. Твен (1835 - 1910) и другие.

В 80-е годы XIX века на базе реализма возникает натурализм (братья Гонкуры, Э. Золя, А. Доде), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционизмом (Ч. Дарвин). Возникновение натурализма вызвано стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающиеся на эксперименте, точности описания, документальности. Натуралисты стремились окончательно развенчать романтические иллюзии. Книги могли напоминать стенографический отчет, а не художественное произведение. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество натуралистов утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека будничным потоком жизни, в то же время возводило в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, оправданию социальной апатии. В то же время, стремление к правде, к факту приводило к злободневности и демонстрации социально острой «изнанки жизни». Натуралисты стоят у истоков документального искусства, литературы факта, получивших большое развитие в XX веке.

Во второй половине XIX века все более отчетливо наблюдались признаки кризиса буржуазной культуры, проявившиеся в декадансе (от франц. упадок). Полномасштабный кризис буржуазной культуры -

явление XX века, но его первые симптомы ощутимы в конце XIX века, они охватили, в основном, сферу искусства, тогда как в культуре в целом господствовали убеждения в незыблемости движения по пути единения и процветания, вера в прогресс. Главной причиной негативных тенденций в культуре являлся разрыв между опережающими темпами технического прогресса и отставанием социальнокультурной сферы. Устами Ф. Ницше было заявлено о гибели всей системы традиционных ценностей, об исчезновении веры в прогресс, как автоматической устремленности мира вперед, о надвигающейся катастрофе, распаде в связи с потерей всех жизненных оснований, утраты всех смыслов. Упадок закономерен, так как он связан с преобладанием посредственности в обществе, с рабской психологией, давлением массы, отсюда господство рабской культуры, обусловливающей регресс, декаданс истории. По Ницше, «героизм времен упадка» заключается в том, чтобы, заняв позицию «по ту сторону добра и зла», противостоять действительности, толпе и усталому от жизни декадентству.

По внешним признакам последняя треть XIX века - это наиболее мирное и стабильное время за всю историю капитализма, но это благополучие оказалось обманчивым, оно взорвалось в августе 1914 году с началом мировой войны, открыв новую эпоху великих потрясений и действительно грандиозной переоценки всех человеческих ценностей.

Декаданс отмечен настроениями безнадежности, пессимизма, упадочничества. Эти черты проявились у символистов, а в дальнейшем - у модернистов.

Символизм сформировался во Франции в 80-е годы XIX века. В своем манифесте 18 сентября 1886 года символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставили внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике. Не принимая действительность с ее торгашеством, вульгарностью, бездуховностью, символисты отказались от познания и изображения реального мира - «театра теней». В реальности символисты искали знаки, символы этой таинственной сущности, идеальную сущность мира. Они высказывали недоверие к вековым культурным и духовным ценностям как объединяющему началу всех людей. Xудо- жественные образы у символистов лишены конкретности, они многозначны, воздействуют не на разум, а на чувства и подсознание, заряжены скрытым, зашифрованным смыслом. Отсюда отказ от романтического пафоса и от реалистической конкретности изображения. Поэзия полна намеков, иносказаний, отличается причудливой гаммой настроений, тончайшими нюансами звука и смысла. Высшие достижения символизма связаны с лирической поэзией и музыкой, а также с условной драмой, но не с жанром романа, требовавшим точности социальных и психологических мотивировок. В творчестве символистов ощутимо влияние позитивизма О. Конта, пессимизма и иррационализма А. Шопенгауэра, социального дарвинизма Г. Спенсера, философии «сверхчеловека» Ф. Ницше, интуитивизма А. Бергсона, психологизма З. Фрейда.

Главой французских символистов стал поэт С. Малларме (1842 - 1898), а вершинами символизма явилось творчество П. Верлена (1844 -

1896) и А. Рембо (1854 - 1891). В Австрии выделялось творчество Р.М. Рильке (1875 - 1926), в Англии - О. Уайльда (1854 - 1900), в Бельгии - М. Метерлинка (1862 - 1949).

В музыке символизм обратился к неразработанному фольклору Испании, Дальнего Востока, Скандинавии, освежающему музыку оригинальной ритмикой, необычайной тембровой окраской (К. Дебюсси, М. Равель, Г. Малер).

Проявлениями кризиса реализма в искусстве явились импрессионизм и постимпрессионизм.

Импрессионизм (от франц. - впечатление) заявил о себе на выставке в 1874 году. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега,

О. Ренуар и другие) ставили перед собой задачу передачи действительности в ее разнообразных проявлениях и изменчивости, искали новые формы, но не стремились к проникновению вглубь явления, социальным обобщениям.

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в ϶ᴛᴏт период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них будет вполне самостоятельным. XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен прежде всего как эпоха Просвещения.

XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В ϶ᴛᴏм оно существенно отличается от Возрождения, хотя и будет прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии западного мира огромна. Важно заметить, что однако, при всем этом основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья. В контексте этого Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.

В эпоху Средневековья главной и по сути единственной реальностью был Бог, кᴏᴛᴏᴩый в ϲʙᴏем абсолютном бытии как бы растворял и поглощал бытие природы и человека. Возрождение радикальным образом изменило ситуацию. Стоит заметить, что оно вновь восстановило, реабилитировало и утвердило существование природы и человека. Природа теперь перестает быть всего исключительно символом, знаком или даже просто намеком на более глубокую реальность, каковой будет Бог, и вновь — как в эпоху Античности — становится действительной реальностью, подчиняющейся ϲʙᴏим собственным законам.

Еще больше повезло человеку. В эпоху Ренессанса происходит невиданное возвышение и самоутверждение человека. При этом ϶ᴛᴏ самоутверждение происходит главным образом в сознании и самосознании. В практическом смысле оно имеет место прежде всего в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм , кᴏᴛᴏᴩый действительно представляет собой религию нового времени и нового человека. При этом и здесь возникшее движение Контрреформации, перешедшее в религиозную войну, существенно ограничило масштабы распространения новой религии.

Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных.

В социально-политической области результаты были менее значительными. Происшедшая в Нидерландах революция (1566-1609) хотя и стала первой успешной буржуазной революцией, но имела локальное значение, поскольку появившаяся в ее результате Голландская республика смогла утвердиться исключительно на части территории Нидерландов — в северных провинциях.

В целом в эпоху Ренессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поданныеческий взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как существо совершенное и ϲʙᴏбодное, а его отношения с миром виделись бесконфликтными и гармоническими. При этом когда в XVI в. в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-оϲʙᴏбодительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким свидетельством тому будет творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к трагедиям.

XVII век — в отличие от ϲʙᴏего предшественника — оказался гораздо более спокойным. В нем также имели место большие потрясения, главными из кᴏᴛᴏᴩых стали Английская буржуазная революция (1640-1660: 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648) При этом в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, кᴏᴛᴏᴩые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. По϶ᴛᴏму XVII в. часто называется эпохой абсолютизма. При всем этом возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об ϶ᴛᴏм свидетельствует эволюция Англии, кᴏᴛᴏᴩая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но по сути укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, кᴏᴛᴏᴩая в XVII в. стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней ϲʙᴏего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в ϲʙᴏей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.

Не менее важные и сложные процессы идут в культуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей ϲʙᴏю национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при ϶ᴛᴏм уступает ϲʙᴏи ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в ϶ᴛᴏм процессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай.

Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате кᴏᴛᴏᴩого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. В наибольшей степени сложными и противоречивыми они оказались для религии.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

При этом при ближайшем рассмотрении следует признать, что ϶ᴛᴏ усиление было относительным — исключительно по сравнению с эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и несколько ослабла. Ее сохранению способствовали многие факторы. Прежде всего сам раскол католицизма и появление протестантизма в различных его формах. Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их единства, а вместе с данным — к ослаблению религиозного чувства. В том же направлении действовала дифференциация культуры, благодаря кᴏᴛᴏᴩой все области культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии. Религия при ϶ᴛᴏм утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала. Стоит заметить, что она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.

Об ослаблении религиозного фактора свидетельствует тот факт, что в Тридцатилетнюю войну возникали союзы, кᴏᴛᴏᴩым не мешала противоположная религиозная принадлежность: для борьбы с кальвинистской Голландией католическая Франция объединялась с протестантской Англией. Принадлежность Франции и Австрии к католицизму не мешала им воевать между собой.

Несколько умерила ϲʙᴏю активность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она хотя и запретила учение Н. Коперника, но ϶ᴛᴏт запрет действовал временно — с 1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633) однако до костра дело не дошло.

Наконец, в XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно кᴏᴛᴏᴩой государство будет не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. В наибольшей степени благоприятными они оказались для науки.

См.также : Искусство Нового времени

Отметим, что театр в XVII в.

XVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы кᴏᴛᴏᴩого ставятся в известном театре «Глобус».

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой ϶ᴛᴏго театра считается Лопе де Вега (1562-1635) написавший около 200 пьес, из кᴏᴛᴏᴩых наиболее известной в наши дни будет «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600-1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр , также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606-1684), Ж. Расин (1639-1699), Ж.Б. Мольер (1622-1673)

Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, предполагала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Стоит заметить, что он создал жанр социаль- но-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы — «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. — идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комеди франсез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.

В целом XVII столетие стало действительно поворотным и судьбоносным. Стоит заметить, что оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Стоит заметить, что оно стаю также эпохой невиданного подъема и расцвета художестве иной культуры.

Loading...Loading...