Пасхальное послание. Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ

ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

Всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В радости о Господе, победившем смерть и даровавшем нам надежду вечной жизни, обращаю ко всем вам слова великого пасхального благовестия:

« ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ»!

В каждом очевидном событии Священной Истории действует непостижимая божественная сила, способная изменить реальность человеческой жизни.

В событии Воскресения Христова эти обстоятельства и следствия столь велики, что святитель Василий Великий назвал его« основанием совершенно нового мира, где разрушена смерть и поражен дьявол». Поэтому в жизни каждого христианина Пасха Христова – это не просто великий праздник, это основа веры, цель жизни, смысл всех усилий. Апостол Павел полагал, что без принятия в свою жизнь благодатных даров Воскресения Христова бессмысленно все, чем живет человек:« Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – пишет он христианам(1 Кор. 15:14).

Что же празднует полнота Церкви в день Христова Воскресения? На этот вопрос отвечают слова Пасхального канона:« Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

Сотворив этот прекрасный добрый мир, Господь поставил человека, обладающего божественным подобием, царствовать над ним. Первые люди пребывали в святой гармонии друг с другом и со всем Божьим творением. Что еще более дивно, они обладали даром вечной жизни, которая неразрывным образом была связана с возможностью прямого богообщения. Нам трудно себе представить, как это происходило, но из Священного Писания мы знаем, что в пространстве первозданной райской жизни Адам и Ева, пребывая непрестанно пред лицом Божиим, находили в этом Таинстве высочайшее счастье своего бытия.

Преступив единственную заповедь, данную Богом в Раю, человек становится виновником великой мировой трагедии. Он теряет возможность первозданного богообщения, распадается гармония отношений между самими людьми и даже природа воспротивилась поступку своего« вчерашнего царя». Порвав отношение с Богом, выбрав путь так называемого независимого развития, человек вкушает горький плод богооставленности – смерть и одиночество.

Ученые, изучающие религии и культуры древних людей, свидетельствуют о тех огромных усилиях, которые предпринимались для того, чтобы преодолеть последствия грехопадения. Но преодолеть закон смерти человек был не властен. Он остро чувствовал, что для победы над таким врагом ему нужна сила, превосходящая человеческую немощь. Поэтому милосердный Бог и после грехопадения не оставил Своих чад. Через религиозные заповеди и нравственные законы, устами пророков и патриархов Он продолжал бороться за судьбу Своего возлюбленного творения. Однако предлагая человеку помощь, решающую роль Бог по-прежнему отдавал осознанному выбору и свободе человека:« Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», – говорит Господь в Библии(Втор. 30:19).

Стремление к обновлению духовной жизни, желание вернуть возможность утерянного богообщения породило у ветхозаветного человечества чувство глубокого покаяния. С нескрываемой надеждой автор ветхозаветной« Хроники» обращает к Богу слова благодарности за такую возможность:« Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение»(2 Пар. 36:22-23).

Но ни жертвоприношения, ни воскурение ладана, ни обряды омовения не могли вернуть людям полноценную радость духовной жизни. По словам блаженного Августина,« в новую жизнь ввести мог только Тот, Кто был ее началом, Кто обладал ее полнотой». Один только Бог был способен умертвить адово жало и упразднить смерть. В этом и заключается таи нственный смысл того события, что произошло в Иерусалиме почти две тысячи лет тому назад. Сын Божий и Сын Девы, соединив в Себе две природы – божественную и человеческую – принял страшные муки и вкусил смерть. Но смерть, поглотив Человека, не смогла удержать Бога. Надеясь на легкую победу, ад был порушен изнутри. Воскресением Своим Христос низверг смерть, упразднил ад и утвердил торжество жизни, как об этом ярко свидетельствует святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове.

Отныне для каждого христианина Воскресение Христово является не просто событием истории. Таинственная, божественная сторона пасхального торжества, главным образом, заключается в том, что смерть была умерщвлена, ад разрушен, а жизни положено новое начало, о чем и поет пасхальный канон праздника. Церковь открывает нам, что теперь каждый имеет возможность стать причастником этих таинственных событий. Святитель Филарет Московский говорит, что« Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит началом и нашего воскресения». Каждый человек призван совоскреснуть Христу, полнейшим и реальным образом приобщиться к Его Воскресению.

Что же для этого необходимо? Как возможно стать полноправными наследниками благодати Воскресшего Спасителя? По мысли апостола Павла, для того, чтобы совоскреснуть в Боге, человек должен соумереть для греха(Кол. 2:12-13). Без этой персональной внутренней работы, без опыта личного соумерания греховным навыкам и страстям невозможно быть подлинным учеником Христовым и участником Его победы над смертью. Об этом нелицеприятно свидетельствует и преподобный Симеон Новый Богослов:« Воплотившийся Бог принял смерть именно ради того, чтобы благодатью Его могли больше не грешить те, которые верой приемлют Христа как Господа. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Его, хотя и мнят, что приняли».

Один из путей личного приобщения к благодати Воскресшего Спасителя пролегает через подвиг самоотверженного служения людям и Отечеству. В этом году мы отмечаем 70-летие великой Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Сама способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ближнего, с точки зрения Священного Писания, является высочайшим проявлением того божественного начала, что вложено в каждого человека и приобщает его к Жертве Христовой.« Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорит Господь в Евангелии(Ин. 13:15). Но, прославляя героев Победы, мы не должны забывать и духовные уроки той войны, не усвоив которые любой народ обречен на новые тяжелейшие испытания. Ведь мирное развитие нации, гармоничная жизнь отдельно взятого человека во многом зависят от того, на каких духовных основаниях строится жизнь общества. Если в общественном развитии нет места духовно-нравственному просвещению, творчеству, новациям, в основе которых находятся традиционные нравственные ценности, Сам Бог будет тщетен в Своих усилиях и, как это ни страшно звучит, напрасен подвиг героев. Вся история наполнена свидетельствами о том, что, потеряв Бога, и государство, и общество, и даже целые цивилизации способны потерять себя, утратить чувство реальности жизни. А значит, уже в пределах своего земного бытия они начинают жить смертью, предуготовляя себя к умиранию и в веках, и в вечности.

Поэтому сегодня, вспоминая о великой Победе нашего народа в войне и торжествуя великую Победу Бога над смертью, победу полноты Жизни над бессмысленной греховной пустотой, будем помнить, что Воскресение Христово – это не просто метафора, не повод для очередного торжества или артефакт культуры. Это вечно живая сила, способная укрепить дух нашего народа, обновить каждого из нас, дать возможность личной победы над грехом и смертью, возможность стать не рабами греховных прихотей, а сынами Божьими(Ин. 8:34, Гал. 3:26).

Поэтому, отвергнув всякий страх и сомнение, укрепив себя твердой верой в безграничную милость Творца, памятуя все то, чему учит нас история, сделаем все, чтобы« иного жития вечнаго начало» явилось началом и нашего личного духовного обновления в Боге, Спасителе нашем.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2015 год

город Ростов-на-Дону

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день , когда мир, видимый же весь и невидимый (см. канон Св. Пасхи), прославляет Начальника жизни и смерти Победителя, сердечно приветствую всех вас пасхальным восклицанием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни.

Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств , мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира, Его крестные страдания и светлое Воскресение. Пасха — это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это — самая суть и ядро христианства. Это — победа, дарованная нам Богом.

Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но — что особенно важно — как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира — это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, — все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.

По слову апостола Павла, Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас (см. Рим. 8:11).

В светлый день Воскресения Христова души миллионов верующих преисполняются благодарности Творцу, и наше земное бытие обретает подлинный смысл. Пасха Христова является великим торжеством жизни, торжеством победы над смертью, несущим любовь, мир и духовное преображение.

Празднованием Пасхи мы всякий раз как бы открываем новый период в своей жизни, ибо Воскресший Господь обновляет человеческое естество, укрепляет в испытаниях, дает силы для совершения благих дел.

Пасхальная весть, изменившая весь последующий ход мировой истории, побуждает нас к нравственному преображению и духовному обновлению, которые так необходимы современному обществу. Она напоминает всем людям об истоках христианства, а также о грядущем вечном Царстве, где «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28).

Ныне, как и прежде, Русская Православная Церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата.

Наша особая молитва сегодня — о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестер по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество.

Возвещая превосходящую разумение любовь Божию (см. Еф. 3:19), христианство объединяет людей, преодолевая национальные, культурные и государственные границы, ибо свет Христов просвещает всех (см. Ин. 1:9).

Воскресший Господь да дарует всем нам с пользой для души продолжать земное странствование, памятуя о высокой христианской ответственности и призвании созидать в себе и окружающих твердую веру, искреннюю любовь и непоколебимую надежду. Пусть радость этого праздника укрепляет и вдохновляет нас на совершение добрых дел, дает нам мужество и силы посреди бушующих волн житейского моря хранить выдержку и спокойствие, противостоять соблазнам и искушениям, преодолевать, по слову преподобного Сергия Радонежского, ненавистную рознь мира сего .

Воссиявший от Живоносного гроба свет славы Христовой да пребудет с нами и да озарит наши сердца, простираясь на ближних и дальних, на всех, кто будет нуждаться в нашем внимании и поддержке.

Поздравляя всех вас с великим праздником Святой Пасхи, молитвенно желаю щедрых духовных даров, телесной крепости и благодатной помощи свыше в победном шествии за Христом. Аминь.

Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1 Ин. 3:1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» , когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

Дорогие мои отцы, служители алтаря Господня, и все верные Святому Православию возлюбленные во Христе братья и сестры!

Всех вас душею и сердцем поздравляю радостным Пасхальным приветствием

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В праздничном сиянии яркие лучи Божественного света Воскресения Христова снова наполняют ныне наши сердца и всю вселенную ликующей Пасхальной радостию и духовным веселием. Как об этом возвещает наше церковное песнопение: «Ныне вся исполнишася света небо же и земля и преисподняя... да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо восста, веселие вечное».

Святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном Слове говорит, что каждый благочестивый и искренне любящий Бога в день Пасхи обязательно духовно насладится этим прекрасным и светлом Торжеством преславного Воскресения Христова!

Наш великий праздник Святой Пасхи Господней всегда празднуется в весенние дни года, когда вся природа воскресает, приходит в движение и устремляется к жизни. Вся она в весенний период одевается в прекрасную разноцветную одежду. Земля наша начинает произрастать различные злаки. Животный мир сменяет свой наряд и обновляет свой внешний вид. Теплая весна ласкает своею красотою человеческое сердце. И во всем этом чудном и прекрасном мире усматривается одно стремление - стремление к жизни! И наш Великий праздник как раз наполняется силою и действием Божиим для нашей же жизни как земной, так и небесной.

Все мы знаем, что пшеничное или иное зерно, брошенное весною в землю, истлевает, чтобы снова ожить в полноте и красоте, и принести свой плод. Об этом прекрасно говорит Апостол Павел: «Сеется (зерно) в тление, восстает в нетлении, сеется не в честь, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное. Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15, 35-53).

Все это наглядно подтверждает истину нашего с вами воскресения в будущем веке. Христос Воскрес, и мы воскреснем и будем жить с нашим Господом вечно при условии, если мы здесь, на земле, будем жить верою и любовию к Нему и исполнением Его святых заповедей. «Если мы веруем, - говорит Апостол Павел, - что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 14). И, утешая уверовавших в Сына Божия, Апостол говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Далее он продолжает: «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14,9).

Жажда бессмертия, жажда вечной жизни всегда тревожила сознание падшего человека. Сколько возникало новых верований, сколько являлось философов, сколько создавалось учений о человеке, о его высоком назначении, о загробной жизни, но все они бесследно исчезали, растворялись. Они были лишь плодом человеческого измышления. И никакие доводы не способны были возвести человека на небо для жизни вечной и бессмертной.

Господь посылал к людям Своих пророков. Они учили людей, обличая грех и открывая им Божественную Истину, но сами они тоже умирали, «не приняв обетования», до Рождества Христова. Даже многие из иудейских священников и архиереев говорили: «Не быти воскресению» (Мф. 22, 23). И только Воскресший Христос воскресил умерших Своим Воскресением. Об этом сказано в Святом Евангелии, что «многие телеса усопших восстали и явились живым и окружающим их людям». Но они воскресли телесно. А тысячи, миллионы людей после Воскресения Христова воскресли духовно. Это - все святые Божии люди, мученики, преподобные, пустынники, праведники. Это те, кто ныне составляют Церковь небесную, торжествующую. И те, кто живет ныне на земле и верует в Бога, кто пошел за Ним, кто ради Него несет с терпением свой земной крест и по мере своих сил борется с грехом, исполняя святые заповеди Воскресшего Господа. Это все те, кто любит Господа, составляют сегодня Церковь земную, воинствующую, т.к. без борьбы с силами зла, без веры в Бога, без терпения своих скорбей и болезней ради Него, никто не может наследовать жизнь вечную.

Наш дорогой батюшка старец и известный духовник Архимандрит Кирилл (Павлов) в одном из своих Пасхальных слов сказал: «Христос для того и пришел на землю, пострадал и умер, и воскрес, чтобы вместо смерти дать жизнь, вместо печали - радость. Слушайте же, дорогие, это светлое слово Воскресшего Христа. Радуйтесь и воспримите в свое сердце радость спасения и избавления от смерти. Пусть в чистых и светлых чувствах от света Христова Воскресения растворится все, что наводит на сердце ваше облако печали и скорби. А если ты, по своим грехам, не обретешь успокоения и радости, то помни, что хотя ты и беден добрыми делами, зато Бог богат милостями к тебе». Дверь покаяния для тебя не закрыта, а через эту дверь ты войдешь в полную радость нынешнего Пасхального дня!

Совершая наше Пасхальное торжество, празднуя нашу Святую Пасху Христову, умножим нашу святую радость усердной молитвой к Воскресшему Господу. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити».

Но как достигнуть чистоты нашего сердца, когда вокруг нас столько всякой нравственной грязи? Кажется, что невозможно бороться с этой нравственно ядовитой лавиной греха, с этой низкой распущенностью. Но мы говорим словами Святого Евангелия, с Божией помощью можно достигнуть чистоты и святости. «Вся могу о укрепляющем мя Господе», - сказал апостол Павел. Главное, иметь веру в Бога, любить Его всем сердцем, заботиться о людях. Теперь милостыню почти не подают. Но человек всегда имеет нужду, если не в материальном, то в духовном. И вот своим словом теперь особенно нам нужно помогать людям избавиться от сетей вражиих, расставленных повсюду.

Встретиться с нуждающимися, посоветовать, подсказать им, куда нужно обращаться, при каких обстоятельствах. Подарить им молитвослов, духовный журнал, книгу или церковную газету, почитать вместе с ними Святое Евангелие или акафист. Нужно сказать о том, что подлинную радость и счастье человек обретет только в Боге, в молитве к Нему, усердием к посещению храма Божия, в чтении Слова Божия, в борьбе с греховными привычками. Необходимо уразуметь, что Господь есть рядом с нами и на всяком месте. Нужно бояться Бога, любить Его и не совершать плохих поступков, помнить, что все Божие ведет нас к жизни и счастью, а все то, что не от Бога, ведет человека в погибель.

Дорогие друзья! В канун праздника светлой Пасхи Христовой публикуем для вас Пасхальные послания наших Архипастырей: Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, Митрополита Красноярского и Ачинского, Преосвященнейшего Филарета, Епископа Канского и Богучанского.

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день , когда мир, видимый же весь и невидимый (см. канон Св. Пасхи), прославляет Начальника жизни и смерти Победителя, сердечно приветствую всех вас пасхальным восклицанием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни.

Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств , мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира, Его крестные страдания и светлое Воскресение. Пасха - это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это - самая суть и ядро христианства. Это - победа, дарованная нам Богом.

Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но - что особенно важно - как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира - это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, - все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.

По слову апостола Павла, Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас (см. Рим. 8:11).

В светлый день Воскресения Христова души миллионов верующих преисполняются благодарности Творцу, и наше земное бытие обретает подлинный смысл. Пасха Христова является великим торжеством жизни, торжеством победы над смертью, несущим любовь, мир и духовное преображение.

Празднованием Пасхи мы всякий раз как бы открываем новый период в своей жизни, ибо Воскресший Господь обновляет человеческое естество, укрепляет в испытаниях, дает силы для совершения благих дел.

Пасхальная весть, изменившая весь последующий ход мировой истории, побуждает нас к нравственному преображению и духовному обновлению, которые так необходимы современному обществу. Она напоминает всем людям об истоках христианства, а также о грядущем вечном Царстве, где «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28).

Ныне, как и прежде, Русская Православная Церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата.

Наша особая молитва сегодня - о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестер по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество.

Возвещая превосходящую разумение любовь Божию (см. Еф. 3:19), христианство объединяет людей, преодолевая национальные, культурные и государственные границы, ибо свет Христов просвещает всех (см. Ин. 1:9).

Воскресший Господь да дарует всем нам с пользой для души продолжать земное странствование, памятуя о высокой христианской ответственности и призвании созидать в себе и окружающих твердую веру, искреннюю любовь и непоколебимую надежду. Пусть радость этого праздника укрепляет и вдохновляет нас на совершение добрых дел, дает нам мужество и силы посреди бушующих волн житейского моря хранить выдержку и спокойствие, противостоять соблазнам и искушениям, преодолевать, по слову преподобного Сергия Радонежского, ненавистную рознь мира сего .

Воссиявший от Живоносного гроба свет славы Христовой да пребудет с нами и да озарит наши сердца, простираясь на ближних и дальних, на всех, кто будет нуждаться в нашем внимании и поддержке.

Поздравляя всех вас с великим праздником Святой Пасхи, молитвенно желаю щедрых духовных даров, телесной крепости и благодатной помощи свыше в победном шествии за Христом. Аминь.

Пасха Христова

********************************************************************************

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ КРАСНОЯРСКОЙ МИТРОПОЛИИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ПАНТЕЛЕИМОНА, МИТРОПОЛИТА КРАСНОЯРСКОГО И АЧИНСКОГО КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, МИРЯНАМ И ВСЕЙ БОГОХРАНИМОЙ ПАСТВЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

«Я свет пришел в мир,
чтобы всякий верующий
в Меня не оставался во тьме» (Ин. 13:1)

Возлюбленная православная паства Красноярской митрополии!

Христос Воскресе!

Две тысячи с лишним лет, невзирая на исторически сложные явления в жизни рода человеческого, на войны, на природные катаклизмы, в положенное время Святой Пасхи раздаются над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка для корабля, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Это возглашение победы жизни над смертью вселяет в каждого верующего человека и в каждого человека, стремящегося к Богу, могучую силу борьбы за добро и за победу жизни в вечности. И этот час, и этот день, и эта светоносная ночь Воскресения Христова - итог всех поисков ответа на вопросы рода человеческого: для чего я создан, кем я создан, для чего я живу, что меня ожидает в вечности.

Воскресший Господь Иисус Христос открыл нам тайну нашего предназначения. Эта тайна - жизнь вечная. Эта тайна - вечное воскрешение и воскресение сердец человеческих к добру, созиданию, спасению через глубокую веру в Бога, через веру в силу Божию и просвещение этой Божией силой наших душ, сердец и разума, которыми мы должны руководствоваться в делании добра.

Вера является главным орудием и двигателем всех человеческих успехов и устремлений к добру, свету и счастью. Господь Иисус Христос сам указывает нам на важность веры: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1) . Иными словами, ничто соблазняющее, оскверняющее нашу веру не должно нас пугать, отводить и уводить нас от спасения в жизни вечной.

Что же может нас смущать? Только грех, который разлучает нас с Богом. Грех, который убивает наши души и нашу жизнь, земную и небесную. Господь наш, Воскресший Иисус Христос хочет видеть нас равными Себе и подает нам пример самосовершенствования, самоочищения через веру. А в вере мы находим мир с Богом. Апостол Павел, обращаясь к римлянам, так об этом говорил: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1) . Вера помогает нам найти очищение от наших грехов.

Мы живем в XXI веке, дорогие братья и сестры. Век этот наполнен соблазнами, грехами и преступлениями, которых мы должны избегать, побеждая твердой нравственной силой, которую дал нам Господь, Благодатью Его - убивая грех в нашем сознании, в наших сердцах, в наших душах. Мы должны быть мертвыми для греха и вечно живыми для святости, для добра: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:2–4) .

Новая жизнь - вот что важно для всех людей, верующих в Иисуса Христа! Эта новая жизнь - наше трудолюбие на благо своей семьи, своей Отчизны. Это - чистота семейных отношений перед самими собой и перед глазами окружающих, неподдельное уважение к старшим, к ветеранам, глубокая, осознанная и трепетная любовь, с огромной ответственностью - к младенцам, молодежи и ко всему, что нам дорого и что бесценно для нас, к тому, что мы называем будущим. Будущее - это новые поколения, и они должны быть воспитаны в вере Христовой, как и наши предки, которые строили и созидали, боролись и побеждали всякие вражеские напасти, уберегали человека от диавола, от собственных искушений, - боролись с грехом в различных его проявлениях.

Воскресением Христовым мы побеждаем грех, чтобы наследовать жизнь, чтобы Бог нас наполнял жизнью, чтобы не было в ней места мертвенности, происходящей от наших согрешений: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:12–14) .

Дорогие братья и сестры, возлюбленные православные христиане! Мы живем в окружении общества, которое удалилось от Господа, которое еще только открывает для себя благодать и силу Господню. Но Сам Господь Пасхальными торжествами, Пасхальным Воскресением касается сердец людей, которые далеко от Него, которые погрузились в грех и которые могут грех плотский очищением, Воскресшим Христом - победить! Иными словами, мы имеем возможность очистить свои тела, изгнать из своих сердец и душ все, что смертно: зависть, разврат, жадность, злобу, самоубийство наркотиками и алкоголем.

Если мы - христиане, то мы обязаны жить не по грехам, не по нашему плотскому требованию, а по духу Христову, который Господь нам дает через Святую Пасху: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»(Рим. 8:9–10) .

Вот, что нужно всему нашему обществу, старым и молодым, юным и младенцам - нам нужна праведность. Иными словами, стремиться правду ведать о том, как вести себя с окружающим миром: с природой, живыми организмами и, конечно же, друг с другом. Пока еще мы живем не в праведности, пока еще - живем в некоем состоянии разрушения человеческого достоинства, морали и нравственности. Но как только принимаем воскресшего Христа - приобретаем путь к праведности и святости, разрушаем рабство греха и ту злобу, которую нам преподносит ложь каждого дня. Разрушая ложь - мы обретаем истину, а истина - это Воскресший Господь наш Иисус Христос.

В эту светоносную Пасхальную ночь мы, верующие люди, принимаем Воскресшего Господа, отдаем свои сердца и души Ему, чтобы следовать за Ним, быть примером для окружающих. С любовью мы стремимся воспитывать детей в духе веры Христовой, желая построить храм Воскресения Господня в наших семьях, благословлять своей жизнью весь христианской мир, землю, настоящее, прошлое, будущее и наследовать вечное: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1–2) .

И воскликнем все: «Воистину Воскресе Господь наш Иисус Христос, Спаситель всего мира, дающий веру и надежду всему миру!». С Пасхой Христовой, Воскресением Господа поздравляю вас. Да благословит Господь власть предержащих, да благословит Господь каждого человека, созидающего жизнь!

Воистину Воскресе Христос!

ПАНТЕЛЕИМОН, Митрополит Красноярский и Ачинский,

Глава Красноярской митрополии


Пасха Христова
2014 г.
г.Красноярск

Loading...Loading...