Праздник православной веры на каменской земле. Каменская епархия

В Сухом Логу открылся Духовно-просветительский центр во имя священномученика Василия Инфантьева. Открытие духовно-просветительского центра состоялось в день 130-летия образования Екатеринбургской епархии и празднования Собора Екатеринбургских святых - 11 февраля.

После торжественного молебна и чина освящения с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель духовно-просветительского центра иерей Борис Бароев (он же настоятель храма в честь Рождества Христова поселка Алтынай).

Присутствующим на большом экране была продемонстрирована презентация, рассказывающая о целях, задачах и направлениях работы духовно-просветительского центра. Одно из них - образовательно-просветительская деятельность. Уже сейчас действуют воскресная школа «Ветроградарь» и курсы катехизации (пока на них занимается 16 человек), работают методическое объединение учителей (реализующих программу духовно-нравственного воспитания школьников) и экспериментальная студия «Свет невечерний» (снимает фильмы и ролики о истории и культуре родного края). Кстати, фильм этой студии «Ходатаи земли нашей» (о жизни священномученика Константина Алексеева) вошел в десятку лучших на международном фестивале православных СМИ «Вера и Слово». Ведется работа по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Второе направление Центра - культурно-досуговая работа, которая включает детские театральные представления, православный женский клуб «Бабий кут», музейную и выставочную работу. Третье направление деятельности Центра - паломничество, четвертое - социально-общественное служение. На встрече говорили и о важности патриотического воспитания, о возрождении лучших традиций нашего Отечества.

Подробнее о всем этом можно будет узнать совсем скоро - на сайте, который должен появиться у духовно-просветительского центра. В планах также создание библиотеки, организация православного детского лагеря.

Содействие и поддержку Центру от администрации города пообещал первый заместитель главы Сухого Лога Роман Валов: - Мы готовы поддерживать мероприятия Духовно-просветительского центра, ведь его площадка нацелена на благое дело. Духовно-нравственное воспитание должно касаться не только молодежи, но и взрослых людей. И очень важно, что Центр объединяет все православные приходы. В марте мы соберем общий совет, на котором все обсудим детально.

Торжественную церемонию разрезания красной ленточки, натянутой между двух напольных подсвечников, провел вместе со священником и замом городского главы директор по экономике и коммерции ЗАО «Народное предприятие «Знамя» Инесса Задирака. Крупнейший на Урале и в Сибири производитель шифера и других видов хризотилцементных изделий, предприятие активно занимается благотворительностью, например, серьезно помогает в строительстве храма святого Богоявления. Для духовно-просветительского центра «Знамя» выделило 2 комнаты в заводской гостинице.

С добрыми напутствиями обратилась к участникам встречи и пресс-секретарь Каменской епархии Татьяна Максимова. Она обратила особое внимание той деятельности Центра, которая связана с увековечением памяти новомучеников: - На последнем Архиерейском совещании святейший Патриарх особо подчеркнул важность для общества темы новомучеников. Об этом говорит и председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий. К лику святых Русской

Православной Церкви сегодня причислено 1866 подвижников, в том числе 1776 новомучеников. А сколько еще погибших за веру, но пока не прославленных... Нужно собирать и изучать сведения о репрессированных христианах, свидетельства их жизни и подвига во имя веры. Духовно-просветительский центр в Сухом Логу - второй в Каменской епархии. Первый был открыт более семи лет назад в Тавде и сегодня ведет активную работу по многим направлениям.

Надеемся, что и деятельность Центра во имя небесного заступника сухоложской земли принесет добрые плоды.

Пресслужба Каменской епархии

Праздник православной веры на каменской земле

Второй день работы православной выставки-ярмарки прошел под эгидой Сухоложского и Богдановичского благочиний и был посвящен памяти священномучеников Василия Инфантьева и Константина Алексеева – священников, пострадавших в годы красного террора в Сухоложском районе.

Настоятель храма Рождества Христова п.Алтынай (Сухоложское благочиние) иерей Борис Бароев совершил молебен всем святым. В своем слове к участникам молебного пения он напомнил, что нынешнее поколение должно знать исповедников веры православной и молитвенно почитать их память.

— Благодаря священномученикам существует и будет существовать Церковь, — подчеркнул священнослужитель. – Поэтому мы не имеем права забывать тех, кто своей жизнью запечатлел этот величественный подвиг. Их молитвами Господь подаст нам всякую милость и разобьет все вражеские наветы. Помня об этом, будем обращаться к святым, и, я надеюсь, их молитвами все в нашем отечестве будет мирно и благоприятно.

На выставку отец Борис привез икону священномучеников Василия Инфантьева и Константина Алексеева. Образ был написан год назад и находится в Христорождественском храме поселка Алтынай. На этом приходе верующие организовали экспериментальную творческую студию «Свет невечерний» и сняли документальный фильм о священномученике Константине Алексееве. Сейчас они собирают средства на мемориал, посвященный святому.

После молебна всех желающих батюшка помазал святым маслом из лампадки, которая теплится перед Образом святых.

Затем началась культурная программа, представленная творческими коллективами села Кунарское Богдановического района и прихожанами прихода Рождества Христова п. Алтынай. В исполнении ансамбля «Рябинушка» прозвучали духовные канты «Благословляю», «Страница» и русская народная песня, а детская фольклорная студия «Подаренушка» представила две музыкально-литературных композиции: «На деревенской улице» и «Ярмарка». После был показан кукольный спектакль для детей и взрослых » Под покровом святой Екатерины», подготовленный приходом Рождества Христова п. Алтынай. Присутствующие смогли окунуться в атмосферу событий IVв. , узнали о подвиге святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской митрополии. Музыка, красивые куклы, сделанные собственными руками, игра актеров оставили доброе впечатление в сердцах зрителей.





Священнослужители и чиновники, профессиональные историки и краеведы-любители, педагоги и активные прихожане из разных приходов Каменской епархии и Екатеринбурга собрались 18 марта в Свято-Троицком кафедральном соборе. Полностью тема круглого стола звучала так: «Формы увековечения памяти новомучеников и исповедников, пострадавших в 20-30 гг. XX века в пределах Екатеринбургской митрополии».

Когда я встречаюсь со школьниками или студентами, то задаю вопрос: "Кто в современном мире, где понятие духовных и нравственных ценностей размыто, является нашим проводником и ориентиром?" И, заканчивая мысль, обращаю внимание молодежи на тех, кто жил до нас, кто пострадал за веру Христову и за свое Отечество, кто не был «перемолот». Новомученики и исповедники российские - это образец человеческого достоинства и духовности, веры и верности Богу...

Так начал свое выступление иерей Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района и председатель комиссии Каменской епархии по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В своей презентации о. Борис поделился опытом актуализации памяти священномучеников на примере святых, пострадавших в Сухоложье в 1918 году. Это жестоко убитые красноармейцами священнослужители Константин Алексеев и Василий Инфантьев: оба в 2002 году были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

В этом году на территории возле храма должно быть завершено строительство мемориала, посвященного священномученику Константину Алексееву. Подготовлено и издано его житие, написан его образ, напечатаны календари. В планах - подготовка жития священномученника для детского чтения.

Участникам круглого стола был показан трейлер (небольшой видеоролик из наиболее ярких фрагментов) фильма о жизни священномученика Константина Алексеева. Сейчас готовится новый фильм - о священномученике Василии Инфантьеве. Работа по увековечению памяти этого святого только началась. Кстати, фильм о нем будет подготовлен при участии... команды КВН «Уральские пельмени». Сценарий готовит сам Борис Бароев. «Важно, чтобы фильм был понятен любой аудитории, в том числе и невоцерковленной», - отметил священник.

Интересным было выступление Андрея Владимировича Печерина, председателя совета Уральского Церковно-исторического общества (Екатеринбург). Он рассказал, как создавалось и чем занимается сегодня эта общественная организация. Она действует с 2010 года, в основном - за счет исследователей-энтузиастов. Они активно работают в архивах (на сегодня собрана огромная электронная база документов), а по материалам исследования готовят печатные сборники.

Общество занимается и вопросами церковной генеалогии, и историей храмов и монастырей, но главным направлением все же является увековечение памяти новомучеников.

Канонизировано очень много новомучеников, но много ли людей почитает их память после прославления?.. Мы решили внести свою лепту... - отметил А.В. Печерин.

Уральское Церковно-историческое общество ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные данной теме, помогает в написании икон новомучеников, снимает фильмы. В 2013 году на телеканале «Союз» вышло 19 30-минутных фильмов о новомучениках. В этом году начат новый проект, связанный с историей церкви на Урале...

Руководитель секции генеалогии Церковно-исторического общества Александр Владиславович Колесов представил участникам круглого стола список из 39 новомучеников Каменской епархии. Это не только те, кто служил здесь в храмах и монастырях, но и те, кто родился в нашей епархии, хотя пострадал за веру в других районах, а также те, кто принял на территории Каменской епархии свою мученическую кончину.

39 человек - это, конечно, много, - отметил А.В. Печерин. - Что объясняется не столько особой благодатностью нашего края, сколько той ожесточенностью, которая сопровождала здесь борьбу за советскую власть в 1918 году.

Только в Каменском городском благочинии - 9 новомучеников, двое из которых до жестокой расправы (летом 1918 года) служили в Свято-Троицком соборе (где и проходил круглый стол): Петр Корелин послужил в этом храме 14 лет, а Василий Победоносцев - 27 лет. 55-летний отец Петр был арестован, увезен в Тюмень, после чего отправлен на пароходе, где избитого, с привязанными к телу камнями, священника сбросили за борт в воды Тобола... 69-летнему отцу Василию бойцы полка Красных Орлов отрубили голову на станции Синарская...

В Каменском районном благочинии - 14 новомучеников, из которых трое были священнослужителями Сретенской церкви села Колчеданское. Это диаконы Георгий Бегма и Нестор Гудзовский и священник Стефан Луканин: в июле 1918 года они были зверски убиты полком Красных Орлов также на станции Синарская.

Кстати, несколько участников круглого стола высказали пожелание о переименовании улиц, площадей, станций, носящих название Красных Орлов. Специалисты ответили, что нужно обращаться в органы местного самоуправления: вопрос нескорый, но решаемый...

Об особенностях работы с архивными документами, о необходимости уточнения ряда исторических фактов в житиях святых интересно рассказал член Церковно-исторического общества Валерий Васильевич Богомолов. В его архиве - информация по 600 уральским храмам и монастырям. Краевед готов обмениваться ей с коллегами и даже высылать сведения бесплатно.

В.В. Богомолов обратил внимание, в частности, на то, что порой исследователи и священнослужители «забывают» про мирян, которые понесли мученическую кончину вместе со священником: их изображения отсутствуют на иконах рядом с новомучеником. «А ведь иконы - это прямая проповедь православия...» Так, священник Травянского храма Александр Попов был зверски убит в 1918 году вместе с 9 крестьянами, с двумя из которых он похоронен в одной могиле...

На совещании присутствовала активный краевед, жительница села Травянское Евгения Андреевна Бунькова. Благодаря ее трудам и неравнодушию, собран большой материал о местном священнике Александре Попове - его жизни и мученической кончине.

Об опыте создания музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (г. Екатеринбург) рассказала научный сотрудник музея Оксана Витальевна Иванова. По ее мнению, сегодня, говоря о новомучениках, важно от темы про ужасы репрессий перейти к теме надежды.

Близкую мысль высказала и учредитель благотворительного фонда «Умиление» (Верхняя Салда) Елена Андреевна Васильева: «Хочется говорить о том, что новомученики взошли на Голгофу не ради Голгофы, а ради вечной жизни, вечной радости...» Е.А. Васильева рассказала об инициативах тавдинцев в деле увековечения памяти новомучеников. О том, как всем миром вместо прежнего храма, разрушенного до основания в годы красного террора, в 2009 году был возведен Иоанно-Богословский собор. О том, как активисты все-таки отстояли старое кладбище, которое уже начал застраивать местный предприниматель. А еще о просвещении молодежи, об открытии приюта для будущих мам, попавших в тяжелую жизненную ситуацию...

В заключение попросили выступить иерея Свято-Троицкого Архиерейского подворья Ростислава Новицкого. Он не только священник, но и профессиональный иконописец. В частности, о. Ростиславом написан образ новомученика Василия Победоносцева. Выступающий обратил внимание на высокие требования, которые должны предъявляться к художнику-иконописцу. «Важно не просто, чтобы появилась икона. Важно по благословению епископа поставить высокую цель - соблюсти каноничность образа и выполнить изображение профессионально...»

Круглый стол подошел к концу, но его участники еще долго не расходились: тем для обсуждения было предостаточно...

/ 12 декабря ‘14 Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии Угодники Божии

Троицкое и Ирбито-Вершины. Два разных села современной Каменской епархии с такими благозвучными названиями, и каждое – со своей самобытной историей. В сегодняшнем номере их объединит высота подвига человека, о котором современное общество может не только говорить, но и обращаться за помощью духовной, не сомневаясь, что эта помощь обязательно придет.

Из истории поселка

Многие из читателей «Православного вестника», наверное, и не слышали о нашем поселке Алтынай, который находится в крайней точке Сухоложского района. А ведь когда-то он носил такое красивое название - Ирбито-Вершины, в нём был свой деревянный храм в честь Рождества Христова, где молилось местное население. Знали Ирбито-Вершины и по шахтам, где добывали антрацит (коксующийся уголь), открытый здесь в 1847 г., а также - по золотым приискам. От славной истории села остались только воспоминания, да почти высохшая речка Ирбитка.

Многим современным историкам, да и простым обывателям нашего района, известна и трагическая часть истории посёлка - в 1918 году на его территории шли кровопролитные бои. С тех пор минуло 96 лет.

Неподалеку от фундамента храма молчаливым свидетелем стоит могильный холм - в братской могиле лежат жертвы гражданской войны. Воины-красноармейцы, погибшие тогда в районе, были отмечены мемориальными комплексами, где высечены их имена. А вот «алтынайская братская могила» удостоилась быть обозначенной тремя скромными деревянными крестами лишь в 90-х годах прошлого века. И не удивительно. По воспоминаниям участников тех ужасных событий, «под станцией Антрацит и селом Ирбитские Вершины белые потеряли убитыми сто пятьдесят офицеров и более двухсот солдат».

Детство золотое и сиротское

Родился Константин Алексеев 3 ноября 1873 г. в селе Новое Камышловского уезда. Отец семейства служил псаломщиком в селе Пироговское. На следующий день после рождения, 4 ноября, младенца крестили в храме в честь Казанской иконы Божией Матери того же села. Таинство Крещения совершили священник Николай Словцов и псаломщик Стефан Капустин1, последний стал восприемником крещаемого.

Очень рано Константин лишился матери: она отошла ко Господу после рождения младшего брата. Отец перешёл служить псаломщиком в село Барабановское (это в Каменском районе). Здесь Константин провел свое детство.

В 1884 году, будучи 11-ти лет от роду, покинув родительский дом, он начал обучение в духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, а окончил - в Камышловском.

Преподаваемые науки - греческий и латинский языки, церковно-славянский, арифметика и география, катехизис и многие другие - давались нелегко. Помимо этого, тяжело он переживал разлуку с родным домом, с дорогим отцом. Благо, что вместе с ним учились старший и младший братья. Непростые обстоятельства жизни будущего священномученика в то время усугубились еще и тем, что умер его отец, и в 14 лет он остался полным сиротой.

Окончив Камышловское училище, Константин перевелся в первый класс Пермской духовной семинарии, но продолжать обучение не стал.

С двадцати лет, следуя стопами родителя, он ревностно нёс служение в качестве псаломщика в храмах Шадринского и Екатеринбургского уездов: в Покровской церкви Песчано-Калединского села (ныне Курганская область) под духовным начальством будущего священномученика Алексия Архангельского, и в Преображенской церкви Верхне-Уфалейского завода (ныне Челябинская область). Там псаломщик Константин служил с будущим священномучеником Николаем Бирюковым, который в 1919 г. был расстрелян «за чтение проповеди».

Путь к мученичеству

Получив свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, в ноябре 1897 г. в Крестовом храме Екатеринбурга Константин был рукоположен во диакона Христофором (Смирновым), епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В течение десяти лет прослужил он в Царе-Константиновском храме села Галкинское. Жители села могут с уверенностью считать его своим небесным покровителем. Печально, но храм в селе не сохранился. Также недолгое время отец Константин проходил служение в Никольском храме Верх-Нейвинского завода (ныне Невьянского района).

С 1908 по 1910 гг. он был клириком Казанско-Богородицкого храма Нижне-Исетского завода Екатеринбургского уезда.

День 14 марта 1910 г. для отца Константина был ознаменован особой милостью Божией, когда в присутствии соборного духовенства и всех предстоящих и молящихся в Крестовом храме Екатеринбурга возложением рук правящего архиерея диакон Константин был рукоположен в сан пресвитера. Он поступил на вторую священническую вакансию в Духосошественскую церковь Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. Его служение там продолжалось в течение двух лет.

13 декабря 1912 г. последовал указ о переводе священника Константина Алексеева в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда, где он прослужил до 1918 г.

«В первые дни октябрьской революции 1917 г. в Камышлове был организован городской Совет, а в течение марта 1918 г. по всему уезду образованы волостные советы. Для защиты советской власти в уезде стали формироваться боевые дружины Красной гвардии. Такая дружина была образована и в селе Троицкое...

В селе Троицкое 27 июля 1918 г. на квартиру к отцу Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы и арестовали его. Батюшку увезли сначала на станцию Богданович, где был красноармейский штаб, который располагался частью в вагонах, частью в здании вокзала. Обстановка на станции была тревожная, среди красноармейцев ходили слухи о предательстве, и их настроение менялось каждый час. Красноармейцы то бодрились, то падали духом. Мобилизованные крестьяне разбегались массово. В отдельном товарном вагоне томились заложники - купцы и священники, среди которых был, возможно, и отец Константин. Здесь же, рядом со станцией, хоронили убитых красноармейцев и командиров.

Все происходило с какой-то поразительной быстротой. У большевиков крепло убеждение, что надо уходить дальше, и в ночь на 28 июля 1918 г. станция Богданович начала пустеть. Последними ушли на север работники военных сообщений. В тот же день в село Троицкое вошли чехословацкие войска. В семь часов утра их бронепоезд в полной тишине въехал на станцию Богданович. Она была пуста, на путях стояло несколько поврежденных вагонов и валялось брошенное имущество. Красные отступили на станцию Антрацит (нынешний п. Алтынай). Отца Константина они увезли с собой».

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла на молебне перед храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года:
- Вся история Церкви - это история мученичества и исповедничества. Но совсем особым образом эта история отобразилась в жизни нашего народа в XX веке, превзойдя все примеры кровавого уничтожения наследия Христова. Нигде, никогда, ни в одной стране не было сделано то, что было сделано у нас. Для того, чтобы исторгнуть саму память, убивали священников, монахов, монахинь, верующих людей, взрывали храмы - мы знаем, что произошло и на этом месте. Кто же может доказать, что вся эта грандиозная борьба, требовавшая огромных сил - интеллектуальных, административных, военных, финансовых, - ведется против мифа? Никакой это не миф - это главный нерв истории...

Перенеся издевательства и мужественно испив свою горькую чашу до дна, оставшись верным Христу и Его Святой Церкви, настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был убит мучителями неподалеку от станции Антрацит. На тот момент любимому паствой отцу большого семейства было без малого 45 лет. На руках овдовевшей матушки осталось десять детей...

Loading...Loading...