Синодальный отдел образования. Образование

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Нравственное воспитание школьников в современном обществе приобретает проблемный характер, примеры безнравственности подростков всё чаще становятся предметом обсуждения, с ужасающим постоянством попадая в СМИ. Православное воспитание детей помогает решить многие вопросы, встающие перед родителями и учителями. Некоторые положительные аспекты педагогического опыта коллектива частной "Школы Ретро», в которой уже более 25 лет осуществляется воспитание учащиеся в православных традициях, подтверждают эффективность такого метода.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание в православной школе основывается на евангельском законе любви, из которого следует общее правило обращения с ближними: «не делайте другому того, чего себе не желаете». При возникновении разногласий и споров напоминание этого правила часто становится убедительным аргументом для прекращения конфликта. Без надоедливых нравоучений всё становится понятным, ясным, и это сразу видно по реакции детей и их дальнейшему поведению.

Человек наделен разумом, чувствами и свободной волей. Он сам определяет, как ему поступать в различных жизненных ситуациях, но и отвечать за свои поступки придется самому. Воспитанники школы «Ретро» понимают, что недостаточно одних добрых чувств и желаний, надо совершать добрые дела, поэтому участвуют во многих благотворительных акциях, проводимых школой и другими общественными организациями.

Знание заповедей Закона Божьего несомненно играет положительную роль в восприятии детьми окружающей их реальности. Например, обсуждение на уроках православного компонента пятой заповеди («почитай отца твоего и матерь твою») не только сплачивает семью, уча уважать старших, но и воспитывает детей в духе патриотизма. Прослеживая связь времен, размышляя о потерях и достижениях, поражениях и победах предшествующих поколений, школьники заглядывают в прошлое своей семьи, обращаясь к старшим, узнают то, как переживала их семья исторические трудности, выпавшие на долю всего народа. Осознавая связь своей семьи с историей страны, школьники ощущают чувство единения, воспринимают себя частью народа, что подкрепляется рассказами не только о воинских подвигах, но и о духовных подвигах святых, в земле Российской просиявших. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн считал, что «народ - это единство, скреплённое смиренными подвигами русских святых и бранной кровью русских ратников».

Ещё один положительный аспект православного воспитания учащихся - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, когда произведения живописи, скульптуры, литературы на библейские сюжеты становятся доступными, понятными и интересными для школьников, обогащая и развивая их внутренний мир.

О. АНДРЕЙ: Николай, прежде всего огромное спасибо вам за такую формулировку. Вы сказали, что речь пойдет о моей позиции, а не обозвали ее сразу "позицией Русской православной церкви".

Это я правильно сказал?

О. АНДРЕЙ: Совершенно правильно.

Вы знаете, я это сказал, честно говоря, не задумываясь, автоматически. Потому что я привык к тому, что точно так же, как я выражаю свое собственное мнение в эфире, и мои гости, как правило, выражают свое собственное мнение.

О. АНДРЕЙ: Знаете, как для нас все китайцы на одно лицо, точно так же и для людей не церковных все, кто одеты в черную рясу, тоже кажутся одноликими, и церковь представляется как некая казарма, в которой можно озвучивать только некое коллективно-соборное мнение. Это не совсем так, и у меня нет полномочий представлять Московскую патриархию, ее официальную позицию. Я говорю о некоем опыте своей мысли, жизни, впечатлениях. И я рад, что чаще всего он совпадает с позицией Патриарха, но для меня это повод к радости, а не исполнение партийного задания.

Когда мне задают вопрос: "Как вам удается столько лет работать на российском государственном телевидении и при этом утверждать, что вы излагаете свое собственное мнение?" - я отвечаю примерно так же, как сейчас ответили вы, что я излагаю всегда собственное мнение, но я рад тому, что до сих пор в большинстве принципиальных случаев мое мнение совпадало с мнением канала, на котором я работаю.

О. АНДРЕЙ: Что делает честь этому каналу.

У вас нет полномочий говорить от имени Русской православной церкви. А насколько широки ваши полномочия в плане высказывания собственной позиции, если она расходится с позицией Русской православной церкви?

О. АНДРЕЙ: Патриарх это выражает так, что норма церковной дисциплины такова: если Патриарх по некоему вопросу высказал ясно и четко свою позицию, а священник с ней не согласен, священник не обязан поддерживать эту позицию, но хотя бы пусть соблюдает правила, что называется, скажем на светском языке, корпоративной этики и не выступает против. Скажем, какая этика в правительстве? Министр имеет право на критику действий президента, но ты сначала положи прошение об отставке на стол, а потом, пожалуйста, критикуй. Нечто подобное и здесь. То есть нас не обязывают к бурным аплодисментам, не обязывают к постоянному "одобрямсу", но хотя бы, если позиция некая высказана, попробуй воздержаться от ее критики.

Но вы можете сказать, не критикуя, что позиция Патриарха, официальная позиция Русской православной церкви вашей позиции не соответствует, или это уже будет неправильно?

О. АНДРЕЙ: Такие случаи бывали. Например, меня тревожит тенденция, которая появилась в последние годы в нашей церковной кадровой политике, когда ставят викарных епископов на места. Это старая практика, многовековая в нашей церкви. Но понимаете, скажем, в XIX веке викарный епископ - это епископ-помощник, он не обладает властью в епархии, но он может какие-то представительские функции исполнять, чтобы правящего епископа не отвлекали на какие-нибудь презентации, банкеты, освящения, решать какие-то несложные вопросы. Так вот в XIX веке все-таки Синод и император определяли, находили какого-то интересного преподавателя в семинарии, столичной или провинциальной, он продвигался по карьерной лестнице, был игуменом, архимандритом, ректором семинарии, и если он хорошо себя проявил, его рекомендовали на то, чтобы он стал викарным епископом, а если и там было хорошо несколько лет, становился в какой-то области правящим. Сегодня что происходит? Сегодня кандидатуру на викария находит не центральный орган, не император, не Синод, а избирает его местный епископ среди своих. И избирает по своему размеру. То есть тот человек, с которым мне будет удобно работать. А затем рано или поздно ведь он все равно станет уже самостоятельным епископом. И вот уже несколько случаев таких есть, когда люди без базового богословского образования, а просто хорошие иподиаконы в провинции становились викарными епископами. Я считаю, что в принципе это для будущего церковной жизни может создать проблему. Я об этом говорил на православном радио «Радонеж», поэтому не боюсь об этом сказать и сейчас. Но это сугубо моя личная позиция. Вполне может быть, что это просто я плохо знаю этих людей, может быть, действительно у Патриарха гораздо больше информации и у членов Синода, чем у меня.

Итак, отец Андрей, ваша позиция по поводу преподавания основ православия в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Основы православия - это то же самое, что Закон Божий. Рамки, в которых в государственной светской школе может преподаваться этот предмет, четко очерчены в законе о свободе совести: по заявлениям родителей, в порядке добровольного волеизъявления, факультативно, вне основной сетки занятий, преподавателями, которые уполномочены религиозными организациями, и программа их курса должна быть согласована с местными органами самоуправления. Это Закон Божий, то есть именно обучение православию, равно как, скажем, обучение исламу или какой-то другой религии. И собственно, здесь нет никаких дискуссий, в преподавании этого предмета наши отношения с местными органами власти и с Министерством образования федеральным вполне ясны.

Есть проект, о котором идут дискуссии в обществе последние лет пять, - основы православной культуры. Не основы православия, а основы православной культуры. Это не слово православия, это слово о православии. Это культурологическая дисциплина. Вообще о ее преподавании закон не говорит ничего. Нет федерального закона, который регламентировал бы, в каком размере в каких школах преподавать математику, в каком объеме знакомить детей с культурой эпохи Ренессанса, например. Это выбор каждой школы. Вот если б я был директором, я бы решал так: вот у меня есть три историка в школе, но один из них ну просто влюблен, он именно специалист по эпохе Ренессанса. И я бы сказал: знаешь что, о том, что тебе так дорого, говори больше, я найду возможность и в рамках школьного компонента я дам тебе больше часов, чтобы про Бахтина, Баткина рассказать побольше, о Горфункеле, об их трудах и о первоисточниках. Есть федеральный компонент образования, есть региональный и школьный. 70 процентов - это федеральный компонент, 15 процентов часов - на усмотрение региона (краеведение, какие-то местные предметы), и 15 процентов академических часов в школе - это каждая школа сама может решать, какое будет у нее лицо и ее специализация. Вот в рамках этих часов возможен маневр. Если это будет разговор о культуре православия, это означает следующее. Культура православия - это, пожалуйста, можно рассказывать и о молитве «Аве Мария», и о молитве «Отче наш», и о заповедях блаженств. Можно потребовать, чтобы дети знали наизусть эти молитвы. Но нельзя требовать, чтобы они молились.

Очень тонкая грань.

О. АНДРЕЙ: Я про себя скажу. Я учил Символ веры впервые, готовясь к экзамену по научному атеизму в МГУ. То есть от меня требовали его знания , как я должен был знать восьмеричный путь спасения в буддизме, форму исповедания и принятия ислама и так далее. Но это не означает, что я это должен исповедовать, тем более учась в МГУ или преподавая там. Грань, конечно, очень тонкая. Попробовать объяснить внутреннюю логику мифа. Как, скажем, на уроках литературы объясняется внутренняя логика мира Достоевского, а есть совершенно другой космос Льва Толстого, и у него есть своя органическая логика. Это разные миры, но умный преподаватель должен попробовать понять и, может быть, даже на несколько уроков сделать детей обитателями мира Достоевского, обитателями мира Толстого, обитателями мира Тютчева, Маяковского. Это разные миры, каждый из них по-своему органичен, трагичен, но жутко интересен.

Пушкина неплохо бы для начала.

О. АНДРЕЙ: Пушкина, конечно же. Так вот я думаю, что те педагоги, которым это удается, удается влюблять детей и в Есенина, и в Маяковского, и в Тютчева, и в Цветаеву...

Что реально, потому что каждый из них велик, каждый из них прекрасен, интересен, ярок, и вовсе не нужно противопоставлять одного другому.

О. АНДРЕЙ: Конечно. Я думаю, что такой педагог, он сможет найти интонацию, в которой можно было бы рассказать о православии, и при этом не растворяя детей в религиозной основе православия, объясняя, а не доказывая, что в этом символе, в этой иконе, в этом обряде, в этом догмате есть внутренняя логика. Что православие - это не скопище каких-то абсурдов странных, а со стороны, конечно, оно кажется окаменелостью, динозавром, нагромождением абсурдов. Вот можно пояснить, что какая-то своя логика там есть, свои смыслы довольно человеческие. А дальше уметь удержаться и не отвечать на вопросы детей. Потому что дети, конечно же, будут задавать вопросы: Мария Ивановна, а как мне молиться? И вот надо уметь сказать: извини, это вне нашего курса, хочешь, на переменке останься.

И вот здесь у меня к вам два вопроса. Первый. Мы говорим о православии. А вправе ли и другие мировые религии настаивать...?

О. АНДРЕЙ: Абсолютно вправе. Более того, и мы сами хотим, чтобы так оно и было. Уверяю вас, в любую дверь, светскую дверь, а тем более государственную, в которую входит православный священник, мы хотим, чтобы вслед за нами вошли представители традиционных религий нашей России, нашей федерации. Я полагаю, что было бы очень здорово написать ряд учебников кассетного наполнения, то есть чтобы в них была некая общечеловеческая часть, религиоведческая, научная, а вот дальше в каждом регионе России или даже в каждой школе, потому что может быть татарская школа и в Москве и наверняка есть, исходя из особенностей данного класса учитель, школа, родители выбирают конфессиональную компоненту. Первые, скажем, две трети учебника общие для всей страны, для всей школы, это учебник этики, например, или культурологии, а вот дальше уже наполнение в зависимости от того, что ближе данной аудитории, которая сейчас здесь, передо мной, для этих ребятишек, на языке их культуры, чтобы они не были иностранцами у себя на родине. Малой родине, но и большой родине.

То есть здесь с вашей стороны нет желания "монополизировать" голову ребенка.

О. АНДРЕЙ: Ни в коем случае. Более того, обычно возражают: а если мусульмане в своих республиках введут изучение основ исламской культуры? Так я первый за буду. Если бы я жил в Казани и я узнал бы, что Шаймиев ввел такие уроки - основы исламской культуры - в школах Казани, я бы своим детям повелел бы обязательно: вы не то что должны ходить - вы отличниками должны быть. Если вы хотите жить здесь, в Казани, не хотите отсюда уезжать, вы должны знать, какими глазами видят мир ваши соседи и ваши друзья.

В чем суть ваших разногласий с Министерством образования в вопросе о преподавании основ православной культуры в российской средней школе?

О. АНДРЕЙ: Я обвиняю федеральное Министерство образования в лени. Они хотят идти легчайшим путем: просто не пустить такого рода проект в школу. Понимание сложностей у нас одинаковое. Но только я считаю, что наличие проблемы - это повод не для закрытия проблемного поля, а для более внимательного к нему отношения. Министерству образования надо было бы не противиться, не городить плотину, которую все равно, скорее всего, сметет, потому что большинство родителей хотят иметь такой предмет, а необходимо создать систему контроля за учебниками по этому предмету, за ходом преподавания, за подготовкой преподавателей.

Расхождения наши в чем? У Министерства образования есть вполне законные и реальные, увы, опасения, что под видом культурологии будет на самом деле вполне прямая вестись религиозная проповедь. И изрядное число учебников по основам православной культуры, которые я видел, и в самом деле представляют собой даже не замаскированные учебники Закона Божьего. То есть там прямые обращения к детям: как вы поступили бы на месте такого-то святого? как вы встретили Рождество? что вы будете делать перед Пасхой?.. Конечно, это недопустимо на культурологическом предмете. Так вот министерство, если оно признает существование этого предмета, получит право лицензировать и преподавателей, и учебники и проводить проверку на местах. Мне кажется, этим путем надо идти – воспитывать педагогов, а не просто отсекать этот предмет.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
Адрес 127051 г. Москва , ул. Петровка, д. 28с5. Высоко-Петровский монастырь .
Тип организации Синодальный отдел Московского Патриархата
Официальные языки русский язык
Руководители
Председатель митрополит Ростовский и Новочерскасский Меркурий
Основание
Дата основания 1 февраля 1991 года
pravobraz.ru

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (СОРОиК ) - один из синодальных отделов Московского патриархата .

История

Непосредственным предшественником Отдела религиозного образования и катехизации стал образовательный сектор созданного в октябре 1990 года Союза православных братств . По словам протоиерея Владимира Воробьёва «Очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

1 февраля 1991 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Постановлением Священного Синода .

Критике действий Отдела религиозного образования и катехизации образца 90-х годов посвящена значительная часть книги диакона Андрея Кураева: «Оккультизм в Православии» :

Мне много приходится ездить по епархиям. И ни разу ни в одной из епархий мне не доводилось слышать рассказов о том, что вот, мол, какую замечательную помощь нам оказал ОРОК, какие замечательные учебники и методики они написали и прислали нам, как умно они смогли разоблачить сектантскую методику и остановить внедрение такой-то секты в наши школы… Напротив, всюду я слышу один и тот же стон: «Ну что делает Отдел религиозного образования?! Где учебники для школ (и по церковным, и по светским дисциплинам), написанные Отделом? Где новые версии „Закона Божия“? Где церковная версия „Истории России“? Где методички для учителей? Где сборники советов катехизаторам и миссионерам?» Может быть, этот печальный результат (точнее, - отсутствие результата) связан и с тем, что слишком много энергии уходит на поиски «новой духовности» и разработку «экологически-православного мышления».

2 октября 2013 года Священный Синод утвердил устав Отдела религиозного образования и катехизации .

СОРОиК является Синодальным учреждением Русской Православной Церкви. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода и обладают исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции.

Отдел действует совместно с другими синодальными учреждениями Русской Православной Церкви, высшими православными учебными заведениями, а также Министерством образования и науки Российской Федерации и других стран канонического присутствия Русской Православной Церкви, Российской Академией образования, Департаментом образования города Москвы и другими органами государственной власти и общественными организациями.

Деятельность

Направления деятельности отдела :

  • религиозное обучение в воскресных школах всех типов при религиозных организациях РПЦ;
  • дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях;
  • образование в православных гимназиях и лицеях (с 1998 года действует совет директоров православных средних учебных заведений Москвы и Подмосковья);
  • образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области науки и культуры.

Отдел также занимается издательской деятельностью и рецензированием православной учебной литературы. Издается ежеквартальный журнал для педагогов

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XIX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать всех, кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества Церкви и государства в решении общих задач.
Опыт взаимодействия духовной и светской власти в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным. В переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к Богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать отечество.
За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое, общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного «я» заглушает голоса окружающих.
Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности.
На этом поприще трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Не менее важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту среду, в которой растет ребенок. В свою очередь, поддержка со стороны государства, продуманная и интегральная образовательная политика дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы, сохранить и приумножить научный потенциал стран русского мира. От нас с вами, священнослужителей, педагогов, родителей, государственных деятелей, напрямую зависит будущее грядущих поколений соотечественников.
В этом году исполняется 20 лет с того момента, когда священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение создать Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С тех пор многое было сделано в области духовного просвещения и воспитания, наработан многогранный богатый опыт в этой сфере. С благодарностью и уважением вспоминаем в этот день о людях, которые взяли на себя тяжелый, но благородный труд возрождения духовного образования в нашей стране.
В начале второго десятилетия XXI века настало время более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Она могла бы помочь человеку на разных этапах его жизни по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные проблемы, дать более глубокие и разносторонние ответы на извечные вопросы о смысле жизни и личном счастье. Современная эпоха бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Поэтому нынешняя система религиозного обучения и воспитания должна строиться на тех принципах, которые бы давали ответы на актуальные вопросы современной жизни. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Всё это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий Церкви и государственной власти. На основных аспектах такого взаимодействия, конкретных мерах, необходимых для решения общих задач, а также на наиболее приоритетных направлениях будущей работы я хотел бы остановиться в своем докладе.

Стандартизация православного образования
На Рождественских чтениях 2010 года была впервые обозначена задача стандартизации всех сторон религиозного образования в Русской Православной Церкви. При постановке данного вопроса мы исходили из следующих соображений. Система православного образования, включающая в себя детские сады, общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), учреждения дополнительного образования, православные вузы, теологические кафедры и факультеты светских университетов, характеризуется большой разветвленностью и значительным разнообразием применяемых методологических подходов. В этой системе трудятся многие специалисты, принадлежащие к самым различным педагогическим школам и направлениям. Обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей, на решение которой направлены усилия Синодального отдела. Видим стандартизацию как творческую деятельность, позволяющую обобщить накопленный опыт и применить его, используя современные научно-педагогические и управленческие модели в повседневной практике преподавания.
Стандарт, как он понимается в современной системе контроля качества, призван не подавлять инициативу и самостоятельность, а, напротив, стимулировать эти качества, задавая своего рода планку, ниже которой опускаться нельзя. Процесс стандартизации будет
безуспешным, если ему с самого начала не придать характеристики плавности, повсеместности и тематической интегральности. Это означает, что работой по стандартизации будут охвачены все сферы образования, в которых участвует Церковь. Речь идет и о так называемых внутрицерковных заведениях, к числу которых относятся, например, воскресные школы или православные детские сады, и об образовательных учреждениях государственной или частной форм принадлежности, в которых реализуется православный образовательный компонент. Регламентируемое стандартом преподавание дисциплин, отражающих знания о православии, позволит более корректно и с меньшим количеством искажений доносить в классы и учебные аудитории то, что мы в совокупности называем правдой нашей веры. Важно и то, что, начиная на практике применять образовательные стандарты, Церковь принимает на себя ответственность за содержательную сторону обучения в тех учебных центрах, которые соблюдают содержащиеся в наших нормативных документах требования.
Цель введения стандартов — формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение программ по вероучительным предметам в соответствие с возрастными особенностями обучаемых, расширение историко-культурного контекста преподавания. Применение такого подхода даст возможность создать целостную систему непрерывного православного обучения и воспитания.
Введение стандартов создаст прочную основу для преподавания дисциплин, связанных с православной культурой, в рамках предусмотренной федеральным стандартом нового поколения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Православный компонент общего образования в этом случае понимается как система непрерывного духовно-нравственного образования в традициях православия в соответствии со свободным выбором родителей обучающихся. Это предполагает включение в основные образовательные программы общего образования предметов духовно-нравственного цикла, учебных курсов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
В рамках такого целеполагания за истекший год в Синодальном отделе были подготовлены первые за время существования церковной педагогики нормативные документы, о которых я хотел бы сказать несколько слов.
Первый из них — Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования — был подготовлен рабочей группой отдела с привлечением специалистов Российской академии образования, епархий Московского Патриархата и региональных управлений образования. Этот документ содержит концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, в иных образовательных организациях, которые выбирают православие, традиции и культуру Русской Православной Церкви как основу духовного воспитания и нравственного развития учащихся.
Шагом к введению стандарта явился нормативный документ, охватывающий аттестационную работу в школах, относящих себя к числу православных. Он называется Положением о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное Положение утверждено Святейшим Патриархом и вступило в действие. В основу документа положены ясные и недвусмысленные критерии, позволяющие навести порядок в области предоставления конфессионального статуса. Прозрачность и четкость требований к образовательным учреждениям, а также простота процедуры прохождения аттестации дадут возможность избежать горячих споров, которые раньше нередко сопровождали выдачу представления.
Названный документ регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях; требования, предъявляемые к деятельности образовательных организаций; порядок и условия отнесения образовательной организации к православным образовательным организациям, правила и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви.
Синодальный отдел исходит из того, что православная школа должна давать максимально качественное образование и соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к лучшим в нашей стране школам. Должна возникнуть ситуация, при которой понятия «православная школа» и «лучшая школа» стали бы синонимичными.
При конфессиональной аттестации образовательного учреждения будут учитываться и результаты ЕГЭ, и качество преподавания основных предметов, и квалификация педагогов. Встраивание учебных курсов православного содержания в программу должно происходить разумно, так, чтобы не превысить допустимую учебную нагрузку. Снять остроту проблемы поможет подготовка адаптационных модулей православного содержания, которые встраиваются преимущественно в гуманитарные предметы: историю, литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру. Конечно, мы должны добиваться и совершенствования самих государственных образовательных стандартов, с тем чтобы по затрагивающим существо исповедания веры вопросам соблюдалось требование закона об учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ст. 14 ФЗ «Об образовании»).
Непременным требованием Положения является наличие у школы утвержденного правящим архиереем духовника, который непосредственно отвечает за духовную жизнь педагогов и учащихся, в том числе и за регулярное проведение богослужений. Итоги работы духовника будут во многом определяющими при предоставлении той или иной школе статуса православного образовательного учреждения.
Другая группа стандартов готовится для унификации образовательной работы в, казалось бы, сугубо внутрицерковной области профессиональной подготовки катехизаторов — специалистов в сфере миссии и просвещения в самом прямом религиозном значении этого слова. Здесь разработаны проекты документов под названиями «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», а также проект Положения и стандарта подготовки работников сферы катехизации. Значение этого дела трудно переоценить. Надеемся, что с помощью Божией удастся поставить на грамотную научную и духовно-практическую основу этот труд, рассматриваемый Церковью как основополагающий. Имеется и другое измерение работы по стандартизации в этой сфере. Дело в том, что катехизация как образовательный процесс перестает быть узкопрофессиональным делом церковных специалистов. Она превращается в объект интереса всего общества, когда востребованность просветительской работы придает всему образовательному процессу катехизации новое социокультурное измерение.
Как вы смогли убедиться на примере представленного мною процесса введения стандартов, он приведет к изменению всего ландшафта системы православного образования, сможет упорядочить систему управления качеством подготовки учащихся, затронет области взаимовлияния с аналогичными процессами, протекающими в сфере государственного регулирования образования.
Стандартизация — наш осознанный стратегический выбор, который в идеале приведет к формированию стройной и гибко реагирующей на изменение образовательной среды системы, обладающей способностью к саморегуляции и совершенствованию. На практике это означает, что Синодальный отдел сделает особый акцент на разработку стандартов, покрывающих всю сферу православного образования без изъятия — от детских садов до богословских факультетов светских вузов. Базисом этой работы, как и прежде, будет опора на профессионализм участвующих в подготовке нормативных документов специалистов и переход от ретроактивного, «ответного», способа восприятия педагогической реальности к проактивному, то есть прогностическому и опережающему текущие события.

Основы православной культуры
Прошедший Год учителя без преувеличения можно назвать также годом сотрудничества Церкви, семьи и школы, и это не будет простой декларацией. Если сравнивать сегодняшний день с периодом нашей недавней истории, когда церковная и государственная системы образования существовали вне взаимных связей, то можно констатировать тектонический характер произошедших изменений. Остановимся более подробно на тех моментах, которые нуждаются в самом широком обсуждении и постепенном формировании общенационального консенсуса, построенного на понимании общей ответственности взрослых людей за собственных детей и за будущие поколения наших сограждан.
В центре нашей заботы находится тема духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей, которая впервые была актуализирована на государственном уровне в обращении лидеров традиционных религиозных организаций к Президенту РФ Д.А. Медведеву в июле 2009 года. Сегодня мысль о приоритетности духовного и нравственного начал в образовании находит практическое воплощение в целом ряде церковно-государственных и церковно-общественных проектов. В первую очередь это апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помимо этого, не прекращает развиваться практика преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в терминологии нового стандарта общего образования — компонента, формируемого участниками образовательного процесса). Именно на стыке этих двух направлений формируется будущее российской школы, созидаемое на принципах взаимоуважения законных интересов и прав граждан, придерживающихся самых различных мировоззрений, в том числе и принадлежащих к традиционным религиозным общинам.
Важный результат проводимого с 2009 года эксперимента по введению курса ОРКСЭ в государственной школе — это более активное, заинтересованное участие родителей в воспитании собственного ребенка. Многие родители, поставленные перед выбором того или иного предмета в рамках данного курса, стали больше обращать внимание на то, чему и как учат их детей в школе, как их воспитывают. И это очень существенно. Школа в современном обществе не может быть местом, куда родители просто «отправляют» ребенка для обучения и воспитания. Напротив, она становится социальным институтом, в деятельности которого соединяются интересы государства, семьи и общества во всем его культурном, в том числе и этнорелигиозном, многообразии. Мы только приступаем к формированию системы, реально защищающей права родителей на участие в процессе мировоззренческого развития и нравственного становления их ребенка в школе, включая разработку необходимых нормативных документов. Имея в виду принципиальное значение общественной поддержки преподавания православной культуры, Синодальный отдел подготовил соответствующие рекомендации для епархий по работе с родителями школьников при выборе учебного модуля в рамках курса ОРКСЭ, которые размещены на сайте отдела.
Там, где представители церковных структур и школьной администрации находят возможность совместно трудиться, можно наблюдать качественные положительные сдвиги. Вырабатывается язык взаимопонимания, оттачивается терминология, обретается единство подходов и взглядов. Тогда за абстрактными разговорами о духовности выявляется дух истины, а нравственность строится не на абстрактных общечеловеческих ценностях, но находит неиссякаемый источник силы в многовековом опыте традиционной духовной культуры.
В последнее время, в связи с подведением промежуточных итогов апробации, вновь можно услышать высказывания относительно целесообразности совместного, смешанного преподавания всех религиозных культур в едином синтетическом курсе религиоведения. Хочу обратить особое внимание сторонников подобного подхода, что свобода выбора при изучении религиозной культуры является важнейшей составляющей решений, принятых Президентом России. Неоценима сама возможность такого выбора. Мы не можем отступить от этого ключевого средства воспитания гражданской и культурной зрелости, религиозного самоопределения наших граждан. Полагаю, что в религиозном духовно-нравственном воспитании, так же как и в любой другой сфере образования, важно придерживаться простого дидактического принципа: «от малого к большому, от простого к сложному». Сходным образом недопустимо и бессмысленно прививать детям, не знающим основ родной культуры, понятия сразу обо всем многообразии существующих религиозных практик, развивая тем самым космополитизм и нравственную индифферентность.
Начатые преобразования в сфере духовно-нравственного воспитания в перспективе должны коснуться не только средней школы. Вся система образования и воспитания детей в нашей стране призвана стать более эффективной. Одним из основных тезисов новой национальной педагогики могла бы стать идея непрерывности религиозного образования, в котором основы традиционной нравственной культуры будут прививаться детям начиная с детского сада. В среднем звене традиционное духовно-нравственное образование должно сопровождать общеобразовательную подготовку на всем ее протяжении. Более глубокое, философско-богословское осмысление нравственных проблем должно быть неотъемлемой частью любого профессионального, в том числе высшего, образования.
Создавая такую систему, мы уже в обозримом будущем сможем ожидать реальных положительных изменений в сферах межличностных, семейных, межнациональных, межконфессиональных отношений в обществе. На эту перспективу уже сегодня необходимо ориентировать нашу совместную с государством и обществом работу.
В текущем году заканчивается апробация курса ОРКСЭ. Ее итоги во многом смогут задать формы и приемлемые методы интеграции духовно-нравственного воспитания в современную российскую школу. В то же время было бы неверным утверждать, что преподавание «Основ православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ является идеальной формой преподавания религиозной культуры в школе. В настоящий момент это скорее один из возможных вариантов продолжения конструктивного взаимодействия государства и Церкви, а также межрелигиозного сотрудничества в сфере образования с целью преодоления существующих стереотипов, связанных с так называемой угрозой клерикализации светской школы, с одной стороны, и профанации религиозного образования — с другой.
Свобода выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие религиозных организаций в подготовке учителей и учебных пособий, сотрудничество государства с неправительственным сегментом общества, в том числе и традиционными религиозными общинами, — вот некоторые из важных инноваций, которые уже принесло в образование введение нового курса. Всё это нуждается в самом бережном сохранении и развитии. Плановый ход апробации, не вызывающий конфликтов и неразрешимых противоречий, — важное свидетельство правильности существующей стратегии церковно-государственного взаимодействия, которое приводит к серьезным положительным результатам. В их числе назвал бы заинтересованность представителей традиционных для России религий в совместной работе в центре и на местах, общие мероприятия с органами управления образованием и региональными центрами повышения квалификации учителей в регионах.
Статистические данные опросов, посвященных отношению родителей к преподаванию религиозных культур, подтверждают то, о чем Церковь говорила всегда: большинство наших сограждан заинтересовано в восстановлении духовно-нравственного компонента общего образования, в том числе традиционного религиозного. По данным опроса, проведенного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, только 1% опрошенных родителей согласились, что такое образование может быть ограничено рамками экспериментального курса — одним годом или 35 часами обучения, а примерно четверть высказались за преподавание по всем годам обучения. Большинство родителей указали, что главную цель введения новой предметной области они видят в изучении культуры, традиций, на которые ориентируется семья ребенка. Таким образом, для родительского сообщества главный смысл введения этих предметов состоит в образовании и воспитании детей в школе в соответствии с культурными особенностями и потребностями семьи.
Преподавание ОПК после завершения апробации курса ОРКСЭ будет проходить с учетом включения в Федеральный государственный стандарт общего образования новой предметной области — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой есть предмет ОПК. Однако возможности преподавания ОПК, согласно принятым и подготовленным в настоящее время документам стандарта (одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно полугодие в пятом классе), не отражают реальных потребностей родителей в изучении их детьми основ религиозной культуры.
Такой редуцированный курс может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса, и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Развитие возможностей изучения ОПК в соответствии с образовательным запросом граждан целесообразно проводить путем поэтапного расширения преподавания на все регионы и по всем годам обучения.
В качестве промежуточного этапа возможно преподавание ОПК по одному учебному году на каждой ступени общего образования, а далее — по всем годам обучения. Мы надеемся на внесение соответствующих изменений в базисный учебный план, как это и было предусмотрено на заседаниях совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам.
Актуальной, пока всё еще не решенной проблемой остается обеспечение полноценного участия Церкви в подготовке учителей и пособий. Министерство образования и науки России в своих рекомендациях подчеркивает: «…важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса». Эти рекомендации выработаны с учетом позиций участников межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ и обязательны для исполнения всеми образовательными структурами, ответственными за апробацию. В регионах, где учителя — преподаватели ОПК готовились без учета этих официальных рекомендаций министерства, эффект проведения апробации заметно минимизирован.
От нас сегодня зависит успех реализации важнейшей образовательной инициативы Святейшего Патриарха и лидеров традиционных российских религий. Убежден, что это — в интересах всех жителей нашей страны, в интересах самого государства, призванного обеспечить максимально благоприятные условия для гармоничного развития личности граждан.

Дошкольное обучение и воспитание; православные общеобразовательные школы
Русская Православная Церковь придерживается убеждения, что единственно эффективным способом познакомить подрастающее поколение с основами православной традиции является непрерывное обучение и воспитание, содержащее в себе все необходимые компоненты, которые обычно подразумевают, когда говорят о религиозном просвещении. Поэтому мы полагаем исключительно важным, чтобы знакомство с православным миром, его ценностями происходило у наших юных сограждан как можно в более раннем возрасте, еще задолго до общеобразовательной школы. Основы личностного роста, самой нравственности закладываются в раннем детстве, и потому так существенно, чтобы статус дошкольного православного образования в общей схеме православной педагогики заметно возрос, отражая действительную значимость работы с дошкольниками для будущего Церкви и Отечества.
К настоящему времени одним из основных результатов деятельности сотрудников отдела в сфере дошкольного образования можно считать возникновение открытого для взаимодействия сообщества православных педагогов. Показателем подобной открытости стал проведенный в Белгороде в октябре минувшего года семинар «Пути реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования», который объединил наиболее активных педагогов, руководителей детских учреждений, представителей епархий. Установлен хороший рабочий контакт с руководителями и педагогами дошкольных учреждений, в том числе и не относящихся прямо к системе православных детских садов. Близится к завершению работа по созданию электронного портала под условным наименованием «Добродеяние.рф», который будет способствовать аккумулированию имеющихся методических наработок и позволит со значительной экономией сил и времени обмениваться опытом, информацией и обсуждать возникающие проблемы. Эта работа, без сомнения, будет содействовать совершенствованию педагогической практики, в том числе и с использованием создаваемых интерактивных площадок.
Самым болезненным для нас вопросом дошкольного православного образования является ничтожно малое количество православных детских садов. Во всех епархиях Русской Православной Церкви их не более пятидесяти. Если даже прибавить к этому числу отдельные группы в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, где так или иначе реализуется православное воспитание, существующие возможности не позволяют охватить и сотой доли тех детей, родители которых хотели бы, чтобы их дети воспитывались именно в православном детском саду. В известной мере развитие системы православного дошкольного образования и воспитания сдерживается весьма жесткими нормами законодательства, а также общим острым дефицитом детских садов в России, однако, полагаю, потенциал роста всё же есть. Он связан как с помощью в открытии новых садов со стороны той части делового сообщества, которая разделяет идеи непрерывного духовно-нравственного воспитания, так и с поддержкой существующих государственных и муниципальных детских садов, которые хотели бы включить в учебно-воспитательный процесс изучение православной культуры.
Развитие православного дошкольного образования в среднесрочной перспективе включает в себя решение нескольких задач. Это в первую очередь актуализация Концепции православного дошкольного образования в соответствии с изменяющимися требованиями федерального законодательства и с учетом положительного опыта наших коллег в регионах. Далее предстоит подготовить и внедрить особый церковный стандарт дошкольного образования, параллельно занимаясь стандартизацией методического процесса в православных дошкольных учреждениях.
В этом году все негосударственные православные дошкольные учреждения будут проходить конфессиональную аттестацию, основанную на оценке специалистами отдела нормативно-правовых аспектов работы этих учреждений, а также уровня их учебно-методической деятельности.
Ситуация с православными средними школами лучше, чем с детскими садами, — сегодня их посещают около тридцати тысяч учащихся, и есть уверенность, что в обозримом будущем откроются новые школы, лицеи, гимназии.
Как я уже говорил выше, 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх утвердил Положение о выдаче конфессионального представления православным образовательным организациям Русской Православной Церкви.
Во исполнение благословения Святейшего Патриарха с 1 марта 2010 года Синодальный отдел проводит аттестацию средних православных учебных заведений, находящихся на территории Российской Федерации. Уже до 1 марта нынешнего года мы планируем выдать конфессиональное представление нового образца всем православным образовательным организациям, успешно прошедшим аттестацию.
В настоящее время в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви поступили документы из 41 епархии, где насчитывается 163 образовательные организации, в том числе: 151 общеобразовательное учреждение, шесть учреждений дополнительного образования, шесть центров духовно-нравственного образования и воспитания.
142 образовательные организации учреждены епархиями и приходами Русской Православной Церкви, 13 — православными общественными организациями: фондами, братствами, семь — административными государственными органами, 15 — физическими лицами. Среди православных образовательных организаций, которые в основном являются негосударственными, имеется семь муниципальных, что очень ценно, и этот опыт мы будем всячески поддерживать и развивать. Дело в том, что в процессе возникновения и функционирования школ муниципального типа, в то же время являющихся православными, складывается годная к распространению и повсеместному использованию модель церковно-государственного взаимодействия в области образования, решающая основную массу типовых трудностей, в том числе и в очень чувствительной сфере финансирования.
С положительным результатом прошли конфессиональную аттестацию 40 процентов подавших документы средних образовательных учреждений. Остальным школам высылаем рекомендации и замечания, указываем сроки исполнения. Мы настроены на то, чтобы все были должным образом аттестованы.
Итоги конфессиональной аттестации подтверждают в целом хороший образовательный уровень наших школ по успеваемости и результатам ЕГЭ.

Катехизация и воскресные школы
В этом зале сегодня Вы, Ваше Святейшество, произнесли слова, которые, я уверен, с огромным воодушевлением будут восприняты всеми, кто служит Господу, занимаясь научением народа Божия основам христианской веры: «Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира». Действительно, видение катехизации как смыслового центра «научения в вере» позволяет совершенно особым образом распределить имеющиеся ресурсы и сосредоточить усилия там, где Церковь вправе ожидать от своих тружеников наиболее серьезных результатов, имеющих долгосрочный характер.
Катехизаторская работа в нынешних условиях должна перестать быть просто делом отдельных ярких проповедников и энтузиастов-одиночек, ей должен быть придан масштаб, достойный величия крупнейшей в мире Православной Церкви. Это возможно только при условии подготовки необходимых методических и научно-практических материалов, в том числе и соответствующих стандартов, которые позволят поставить дело катехизации на системную основу.
Хочу отметить, что методическое обеспечение процесса подготовки катехизаторов Синодальный отдел намерен вести в тесном сотрудничестве с Российским православным университетом. Такая работа не просто планируется, но и уже ведется. С начала текущего учебного года на базе РПУ развивает свою деятельность наш совместный проект — Богословско-катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея Тверского. Специалисты университета также принимали деятельное участие в разработке проектов базовых стандартов в сфере катехизации, о которых я уже сегодня говорил. Определенный указом Святейшего Патриарха в начале этого года новый статус РПУ как университета Русской Православной Церкви подразумевает, что исследование практических аспектов церковного служения станет важным элементом образовательной деятельности этого вуза. Уверен, что методическое сопровождение подготовки катехизаторов в епархиях Русской Православной Церкви, равно как и подготовка катехизаторов на базе самого вуза, должны стать для университета одним из направлений специализации.
Свидетельством того, что катехизация как системный непрерывный образовательный процесс востребована обществом, является факт государственного лицензирования в ряде епархий воскресных школ, которые получили в результате статус центров дополнительного образования, где реализуются единовременно десятки программ. Потенциал взаимодействия Церкви, общества и государства по этому направлению весьма значителен, а возможные издержки близки к нулю: лицензирование воскресных школ позволяет преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Имеющийся опыт должен быть максимально изучен, обобщен и задействован на общецерковном уровне для того, чтобы включение воскресных школ в единую систему национальной педагогики как можно скорее перешло из экспериментальной фазы в повседневную жизнь.
Изменение законодательной базы, разработка новых стандартов, создание системы непрерывного православного образования, представление нашей культурной традиции в светской школе — все эти вопросы для Русской Православной Церкви, конечно, не являются новыми, но их активное обсуждение и поэтапная реализация свидетельствуют о позитивном отношении профессионального педагогического сообщества, органов управления образованием, общества в целом к непосредственному участию Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Систематизируя накопленный опыт, создавая новые методики обучения и воспитания, мы сегодня формируем качественно иную духовную реальность дня завтрашнего, в котором должно быть спокойно и безопасно нашим детям.
В дискуссиях и обсуждениях, подчас острых, вырабатываются единый подход и понимание того, с чем и ради чего мы идем в школу, что несем детям. Какими бы различными ни были наши представления о будущем, мы хотим, чтобы благополучие России созидалось в мире и согласии, на основе многовековых традиций. Этому должна учить школа, независимо от ее конфессиональной или национальной принадлежности, в этом заключается наша общая задача, в этом один из главных смыслов эпохи.
Надеюсь, что нынешний форум даст новый импульс развитию церковно-государственного диалога в образовании, будет способствовать межконфессиональному сотрудничеству. Желаю всем участникам Рождественских чтений в процессе дискуссий и обсуждений выработать правильное понимание главного направления нашего сотрудничества в развитии отечественного образования — воспитание высоконравственного гражданина России.

Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви любезно согласился ответить на вопросы читателей портала “ “. Мы благодарим отца Лаврентия и публикуем результаты .

Могут ли применяться у дошкольников игровые методы преподавания основ христианства?

Обязательно должны применяться. Все обучение и воспитание детей дошкольного возраста базируется на Через нее они воспринимают мир, усваивают важные для жизни знания и навыки и при обучении необходимо это учитывать. Преподавание основ христианства с применением игровых методов успешно реализуется в православных детских садах и начальных классах православных школ. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации успешно использует данный опыт в развитии направления дошкольного образования и воспитания.

Уважаемый отец Лаврентий! Моя дочь (ей сейчас 15 лет) учится в московской православной школе. Школа отличная, преподавание ведется на высоком уровне, но возникла проблема – дочь практически перестала ходить в церковь (а раньше очень любила быть на службах), скептически относится к необходимости молиться дома, да и вообще чувствуется Я понимаю, что в этом возрасте многие подростки отходят от церкви, но отдавая дочь в православную школу я надеялась что этот отход (даже если он будет) не будет очень резкий, все таки вокруг нее верующие одноклассники и педагоги. Иногда я думаю, может быть лучше бы дочь училась в обычной светской школе. Подскажите, пожалуйста, может быть я что-то делаю неправильно и какие действия мне предпринять?

Тут могут присутствовать различные факторы и отвечать, не зная конкретных обстоятельств, непросто. Возможно девочка, как и многие подростки, не может противостоять соблазнам окружающего мира, агрессивно навязывающему современный стиль жизни, определяемый лозунгом «возьми от жизни все», может быть, имеет место так называемый «перегруз православием», когда из-за чрезмерного изначального включения в православную жизнь, без глубокого внутреннего ее принятия, осмысления и сопряжения с реальной жизнью, происходит отторжение. Бывает, что негативное влияние оказывает окружение цинично настроенных одноклассников. Может быть и промыслительное охлаждение. Наша вера – вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор.

Думаю, что Вам необходимо постараться наладить контакт с дочкой. Узнать и понять ее мысли, ощущения, желания. Не заставляйте ее ходить в храм, не пугайте ее Божиим постарайтесь сделать так, чтобы она доверилась Вам как самому близкому человеку и рассказала о существующих проблемах в ее жизни. Возможно, имеет смысл обратиться к православному психологу.

Почему некоторые дети, получившие православное воспитание, повзрослев, уходят из Церкви?

На мой взгляд, на это нет однозначного ответа. Молодости свойственно обостренное чувство правдивости и максимализм. Часто случается, подростки, видя что религиозные убеждения родителей не совпадают с их повседневной жизнью, отказываются оставаться в Церкви, считая эту жизнь фальшивой. Это накладывает повышенную ответственность больше на родителей, чем на детей. Зачастую причиной ухода из Церкви молодежи является недостаточная востребованность. Молодость энергична, и ей свойственно желание действовать, творить, быть полезной. А на это часто приходские батюшки, по недостатку времени, не обращают должного внимания и не вовлекают молодежь в активное служение Церкви.

К счастью, в настоящее время ситуация меняется к лучшему. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит особый акцент на работе с молодежью для духовенства. И наш Синодальный Отдел не остается в стороне от этого. Мы всячески поддерживаем инициативы руководителей и педагогов православных образовательных учреждений, вовлекающих воспитанников в социальную деятельность (посещение приютов, больниц, домов престарелых, помощь ветеранам войны и труда, инвалидам и просто нуждающимся в поддержке людям), миссионерскую работу, организующим отряды православных скаутов и т. д.

Способны ли Синодальные структуры обеспечить контроль за функционированием церковных приютов и есть ли смысл в их существовании?

Синодальные структуры, безусловно, обеспечивают надлежащий контроль за функционированием церковных приютов.

Догадываюсь, что Ваш вопрос связан с сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре. Печально, что данная ситуация используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Эти приюты осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, в воспитательном процессе в полной мере учитываются возрастные особенности воспитанников, дети не изолируются от жизни общества и готовятся к вступлению в него. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании.

Отвечая на вторую часть вопроса скажу, что смысл в существовании церковных приютов, несомненно есть, ведь это одна из существенных форм проявления заботы Церкви о детях, лишенных родительского попечения. Таких ребят в нашем обществе много, с этим не поспоришь. Поэтому необходима развитая система церковных приютов, которые смогли бы воспитать детей в духе христианских правил и норм.

Другое дело, что для этого необходимы большие средства и вовлечение в эту деятельность инициативных групп мирян.

Отец Лаврентий! Хотел бы задать Вам вопрос по ситуации сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре? Прочитал Вашу статью на сайте “ ” и у меня создалось впечатление некоторой недосказанности. Во всех СМИ проходит информация о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась какая-то серьезная деструктивная секта, прикрывающаяся православием. Почему-то в Вашей статье об этом ни слова. Уточните, пожалуйста.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря действительно вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что его мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Но говорить о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась деструктивная секта, прикрывающаяся Православием, у нас нет оснований.

Чему лучше отдать преимущество, православной школе или отдать ребенка в общеобразовательную и просто водить в воскресную школу?

Все зависит от конкретной случая, личности самого ребенка, намерений родителей, их видения его будущего, ситуации в семье, в конце концов, от качества образовательного процесса в близлежащих православных и общеобразовательных школах. Думаю, что допустим и тот, и другой вариант. Следует, однако, отметить, что при прочих равных условиях общая атмосфера и отношение к детям в православной школе лучше чем в светской.

Подскажите, есть ли в Москве православные гимназии или школы по типу интерната, чтобы ребенок мог там учиться пять дней в неделю (и проживать там же). И еще. Если такие школы есть, как организуется в них обучение и проживание? Ирина

Уважаемая Ирина! В Москве есть подобного рода учреждения, например, интернат для девочек при Покровском женском монастыре, где находятся мощи , а в Подольском районе успешно функционирует православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», прием в которую осуществляется на конкурсной основе. У школы высокий образовательный ценз, добрые традиции, богатый опыт православного образования и воспитания.

Подскажите, с какого возраста может учиться ребенок в православной гимназии? Александр.

Уважаемый Александр! В православные гимназии, как и в светские общеобразовательные школы, принимают детей с 1 по 11 класс. Некоторые гимназии имеют дошкольное отделение, в котором дети готовятся к школе и получают первичные знания о Православии.

О. Лаврентий! Не секрет, что в православную гимназию принимают детей только из глубоко верующих семей.

Можно ли человеку верующему, но невоцерковленному отдать ребенка в православную школу?

Бывает ли такое, что родители устраивают своих детей в гимназию «на перевоспитание»?

Как поступить в московскую православную гимназию? Ирина

Уважаемая Ирина! Условия приема в православные гимназии прописаны в Уставах таких образовательных учреждений. Требования разные: есть гимназии, которые принимают детей только из верующих семей, а есть и такие, которые принимают всех детей, создавая условия для их воцерковления. Осуществляется этот процесс постепенно и деликатно. Родители, отдавая своих чад в православные образовательные учреждения, должны знакомиться с Уставом, укладом школы и делать свой выбор сознательно. Многие родители обосновывают свое желание стремлением обеспечить им физическую и духовную безопасность. Некоторые родители отдают детей в православные образовательные учреждения с целью «перевоспитания», но я не считаю это целесообразным. Для поступления необходимо обратиться в близлежащую православную школу и уточнить условия приема. Однако, следует иметь в виду, что в настоящее время Москвы не могут принять на обучение всех желающих. Это связано, в основном, с отсутствием помещений, ведь православные школы, в большинстве своем, располагаются в зданиях бывших детских садов, с небольшими классами и рекреациями.

Уважаемый о. Лаврентий! Я сама верующий, крещенный человек. Моему сыну уже 5 лет и я, естественно, думаю о том, в какой школе он будет учиться. В качестве одного из вариантов (и варианта преимущественного) я рассматриваю поступление в православную школу или гимназию. Однако меня смущают мнения, что в подобных школах молитвы, богослужения, изучение духовных предметов является преимущественным и идет в ущерб изучению общешкольных предметов. Для меня важно, чтобы мой ребенок был верующим и рос в религиозной среде, но не менее важно для меня качественное образование сына. Спасибо. Нателла

Уважаемая Нателла! Ваши опасения о низком уровне преподавания, как вы сказали, общешкольных предметов неоправданы. Любая школа ставит перед собой задачу воспитать не только православного христианина и дать ему базовые знания о православном вероучении и духовной жизни, но и подготовить ребенка к поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения, которые могут быть не связаны с Церковью. Все выпускники православных школ, как и выпускники светских школ, на равных основаниях сдают и по его результатам продолжают дальнейшее обучение. Для того, чтобы у Вас не было опасения по поводу качества образования Вашего сына, при его поступлении в православную школу, поинтересуйтесь ее историей, составом педагогического коллектива и узнайте в какие ВУЗы поступают выпускники.

Скажите, пожалуйста, не помешает ли моему ребенку обучение в православной школе при поступлении в светский ВУЗ. Не будет ли отношение к нему в приемной комиссии предвзятым.

О подобных проблемах нам не известно. Дело в том, что светские общеобразовательные школы и негосударственные общеобразовательные учреждения имеют аттестат государственного образца, поэтому дискриминации, по определению, быть не может. Приемная комиссия прежде всего оценивает знания, а не учебное учреждение которое он закончил. Поэтому, если даже у членов приемной комиссии есть предубеждения, абитуриент легко может их развеять своим уровнем знаний.

Есть ли конкурс при поступлению в православную школу?

Обучение в данных заведениях является платным или бесплатным?

Есть ли льготы при приеме в православные школы для детей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя или один родитель инвалид?

Есть ли льготы при приеме в данные школы для детей священнослужителей?

Конкурс при поступлению в православные школы есть, так как желающих учиться в них достаточно много, а учреждений недостаточно.

Обучение в православных школах платное, так как государство берет на себя лишь частичное общеобразовательного компонента, а все остальные расходы несет образовательное учреждение. Это аренда, материально-техническое оснащение, бесплатное питание (есть не во всех школах), экскурсии и многое другое. Но, конечно, в любой православной школе существует индивидуальный подход при приеме детей на обучение, учитываются статус семьи, состояние здоровья родителей и ребенка, а также ряд других моментов, которые предоставляют определенные льготы.

Здравствуйте, отец Лаврентий! Мой сын учится в первом классе простой школы, мы бы очень хотели отдать его в православную, но, к сожалению, в нашем районе таких нет (мы живем на Ярославском шоссе, СВАО г.Москвы). Большинство православных школ находятся либо на юге столицы, либо в центре, а наш район почему-то обделен. Подскажите, пожалуйста, планируется ли открытие православных гимназий в СВАО г. Москвы?

Безусловно, увеличение количества православных школ является приоритетным направлением для Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Однако, в связи наличием трудностей с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. В Северо-Восточном административном округе осуществляют деятельность: православная школа «Знак» и «Общеобразовательная православная школа в усадьбе Свиблово им. прп. Сергия Радонежского». В 2011 году открытие еще одной не запланировано. Но, конечно, для появления новых православных учебных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Отец Лаврентий, недавно мы узнали историю написания для светских школ.

А что воскресные школы и гимназии? Есть ли для них новые учебники и программы преподавания? Спасибо. Николай

Уважаемый Николай! Комиссией, во главе с протодиаконом Андреем Кураевым действительно был написан учебник для федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы православной культуры». По нему сейчас осуществляется преподавание в светских школах 19 регионов России в рамках данного эксперимента, для 4-5 классов.

Что же касается православных дошкольных образовательных учреждений, средних школ, гимназий и лицеев, то православный образовательно-воспитательный компонент, складывающийся из ряда предметов религиозной направленности, успешно преподается с использованием ряда методических наработок. Существуют учебники и специальные программы. Для ознакомления с ними можно обратиться в православное образовательное учреждение, также они доступны в православных книжных магазинах и церковных лавках.

К сожалению, в отличие от общеобразовательных учреждений, программы воскресных школ, в большинстве регионов, не стандартизированы и не унифицированы. Поэтому они используют различные пособия, но в этом отсутствует системность. В этом направлении Сектором катехизации и воскресных школ нашего Синодального Отдела ведется активная работа и, думаю, что в 2011 г. будут утвержден Стандарт православного образования в воскресных школах.

Отец Лаврентий!

Я православная мама 5-летнего сына. Я слышала о “классах домашнего воспитания” в обычных школах. В этих классах преподают православные педагоги. Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких классах.

С уважением,

Юлия

Уважаемая Юлия! Понятия «классы домашнего воспитания» не существует. В ряде общеобразовательных светских школ организовано надомное обучение (по медицинским показаниям), также существуют школы надомного обучения. В Православной образовательной среде таких форм обучения нет.

Добрый день, отец Лаврентий! Интересует вот какой вопрос! Насколько качественная материально-техническая база в православных школах? Не хуже ли она чем в обычных, светских, государственных школах? За какие средства она обеспечивается. Спаси Господи!Арина

Уважаемая Арина! В целом материально-техническая база православных школ соответствует государственным критериям, предусмотренным для ведения полноценной образовательной деятельности. Однако в ряде школ есть необходимость в увеличении площади помещений. В частности это те средние образовательные учреждения которые располагаются в здании бывших детских садов. Православная школа финансируется частично из муниципальных средств, которые оплачивают преподавание светского компонента в образовании, а остальные расходы, связанные с обеспечением православного образовательного компонента и дополнительного образования школа вынуждена привлекать средства родителей, и благотворителей.

Отец Лаврентий! Подскажите, собирается ли Патриархия увеличивать количество православных школ. Мои родственники собирались отдать учиться своего ребенка в такую школу, обращались в несколько, но везде еще в конце лета мест не было. Николай

Русская Православная Церковь заинтересована в увеличение количества православных образовательных учреждений. Однако, в связи наличием трудностей связанных с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, конечно, для появления новых православных образовательных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Уважаемый отец Лаврентий! Подскажите, обязан ли ребенок исповедоваться у духовника гимназии или может исповедоваться у священника в своем приходском храме. Спасибо. Елена

Уважаемая Елена! Ребенок, обучающийся в православной гимназии, может как у духовника данного образовательного учреждения, так и у любого другого батюшки, в любом храме. Главное, чтобы священник понимал ребенка и мог ему помочь.

Отец Лаврентий, скажите если я помогаю страждущим, могу ли где-то еще поучиться? Хочется ведь со знанием помогать. А я всего лишь педагог и юрист. Хочется приобрести больше знаний. Спасибо вам за ответ.

Ваш вопрос нуждается в уточнении некоторыми сведениями. Если Вас интересуют знания Православного богословия и основ аскетики, то Вам необходимо поступить в Православный ВУЗ или записаться на катехизаторские курсы. Обратите внимание и на самообразование по православному богословию. В интернете есть ряд образовательных порталов, где Вы можете найти интересующие Вас материалы, например predanie.ru .

Добрый день, отец Лаврентий! Я православная христианка, работаю в обычной средней школе – учителем математики. Наслышана о скором введении в школах (в качестве предмета учебной сетки и факультатива) основ православной культуры. Впрочем, такие предложения были и раньше, просто, сейчас, вероятно, есть поддержка высшего руководства страны. Когда в нашей школе в первый раз была поднята тема введения ОПК и приглашения на ставку педагога, директор сказала, что никакого нового педагога приглашать не будет, а распределит эту ставку между уже имеющимися учителями, в частности, между учителем географии и физики. Обе эти женщины к православию имеют, мягко говоря, далекое отношение, одна увлекается системой рейки и агни – йогой.

Однако, когда я их спросила – согласятся ли они преподавать незнакомый им предмет, обе ответили – а что там сложного, не все ли равно что преподавать, доплата к ставке 50%, почитаем вникнем и детям объясним, тем более, что предмет – новый. С моей точки зрения, преподавать подобный материал может только верующий, воцерковленный, православный человек, а указанные мной вещи могут не только послужить нравственному воспитанию детей, а наоборот – навредить. Боюсь, что подобная ситуация не только в нашей школе. Хотелось бы, о. Лаврентий, узнать Ваше мнение по данной проблеме. Спаси Господи! Елена

Уважаемая Елена! Мы разделяем Вашу озабоченность. Действительно для преподавания основ православной культуры необходимо владеть не просто базовыми знаниями о православии, но и понимать его духовные ценности, нести . Согласитесь, что даже такой предмет как ИЗО может стать каторгой для детей если его ведет педагог для которого эта дисциплина далека от его внутренних приоритетов. Нечто подобное может произойти и с преподаванием ОПК. Мы по возможности принимаем участие в процессе подготовки педагогов по данным дисциплинам. В 2012 году планируется введение этого курса во всех школах России. Педагоги будут направляться на специальные семинары для приобретения навыков преподавания данного предмета. Надеюсь, в будущем ситуация с преподаванием ОПК улучшится. Рано или поздно ситуация с подготовкой преподавателей стабилизируется и войдет в конструктивное русло.

Добрый день! у меня к Вам, отец Лаврентий, вот какой вопрос. Я – мама, воспитывающая ребенка-инвалида (опорно-двигательный аппарат). Есть ли возможность ему обучаться в православной школе, потому что мне хотелось бы чтобы мой ребенок обучался в православной среде, где к нему было бы меньше негатива, где дети и учителя терпимее, в силу своего вероисповедования. Да и вообще, готовы ли православные школы принимать на обучение детей-инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, детей с умственной отсталостью. Заранее спасибо, отец Лаврентий, за ответ. Я думаю, что это интересует многих православных людей, воспитывающих детей – инвалидов.

Практически во всех православных школах повышенная образовательная нагрузка, в связи с интеграцией православного и общего образовательных компонентов, но в настоящее время эти школы не имеют коррекционных классов, специалистов – дефектологов. Православные школы принимают на обучение но с сохранным интеллектом и не имеющих глубокой патологии.

Здравствуйте, Батюшка!

На данный момент в России одним из острых социальных вопросов является отсутствие детских садов. До этого года. на сколько я знаю, организовать детский сад было большой проблемой.

Почему бы нашей, родной Русской Православной Церкви не взять инициативу на себя? Давайте вместе создавать детские сады! Мы прихожане и деньгами помогать будем, и строить, по силам, сможем. А работать там смогут прихожане, благо среди них много действительно добрых пожилых и не очень, женщин. Да и детишкам бы какая польза, с ранних лет им бы рассказывали о Христе.

Что Вы думаете по этому поводу? Спасибо!

Уважаемый Александр! Действительно одна из острых социальных проблем – недостаточное количество детских садов, в том числе и православных. Слава Богу, наметилась положительная тенденция – увеличение подобных учреждений в регионах. Открытие православных детских садов в епархиях находится в ведении Правящего Архиерея, с которым необходимо согласовать не только вопросы по обеспечению материально-технической и методической базы, но и вопросы духовного окормления со стороны православного духовенства. Мы располагаем замечательным опытом создания и функционирования данных учреждений в Смоленской, Белгородской, Московской и иных епархиях. Опытом этих регионов Вам необходимо воспользоваться при создании православного детского сада.

Добрый вечер, Батюшка! Хотел у Вас попросить побольше рассказать о дошкольном образовании. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются с детишками в детских садах? В какой форме можно рассказывать детям от 3 до 6 лет о Боге? Есть ли у нас в Церкви люди,имеющие надлежащий опыт, которые могли бы проводить открытые уроки, делиться своим опытом?

Отец Лаврентий! В связи с конфессиональной аттестацией образовательных учреждений хотелось бы узнать:

1. Имеется ли Положение о проведении конфессиональной аттестации учреждений образования, где прописаны требования к школам?

2. Имеется ли типовой устав православного образовательного учреждения, утвержденный Священноначалием и согласованный с Министерством образования РФ?

Спасибо!

Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего православного образования, было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 ноября 2010 года.

В настоящее время окончательную стадию доработки проходят Стандарт по православному среднему образованию, который будет утвержден Священным Синодом в следующем году.

Единого типового Устава православного образовательного учреждения нет, так как Церковь не ограничивается пределами РФ и должна учитывать законодательство об образовании иных государств и мы имеем различные направления православного среднего образования. Однако исходя из опыта регионов мы можем констатировать, что существует несколько основных типов Уставов православных образовательных учреждений, утвержденных местными структурами управления образования, которые распространяются на тот или иной регион.

Искренне благодарю всех принявших участие в интервью!

Благодарю администрацию интернет-портала « » за предоставленную возможность интересного и содержательного общения на тему православного образования..

Надеюсь на успешное продолжение диалога с посетителями портала «Православие и мир», интересующимися вопросами Православного образования.

Loading...Loading...