Скопцы религия. Кто такой скопец: описание понятия, история секты

Каждый человек хотя бы несколько раз в жизни измерял артериальное давление, и может легко ответить на вопрос – какое давление считается нормальным. Обычно принято считать, что нормы давления составляют классические 12080 мм.рт.ст., что не совсем верно. Дело в том, что артериальное давление зависит от возраста, пола, телосложения и особенностей обмена веществ. Поэтому, важнее знать как определить рабочее давление, то есть такое давление, при котором человек чувствует себя вполне комфортно.

Какое нормальное давление должно быть?

Чтобы понять, откуда берутся понятия нормы давления, нужно разобраться с тем, как это самое давление внутри сосудов формируется. Артериальным давлением называют силу давления, оказываемую потоком крови на стенки сосудов. При этом выделяют систолическое (верхнее) и диастолическое (нижнее) давление. Верхние цифры возникают в момент систолы, максимального сокращения сердца и выталкивания им порции крови в аорту и по ней в другие сосуды. Нижнее давление – это давление крови на сосуды в момент наибольшего расслабления сердца и заполнения его камер перед очередным сокращением. Разница в цифрах между нижним и верхним давлением называется пульсовым давлением – эта цифра важна не меньше, чем сами значения верхнего и нижнего давления. Даже если цифры давления укладываются в значения норм, при этом пульсовое давление совсем невелико – человек может чувствовать себя крайне плохо.

В детстве давление самое низкое, с возрастом возрастает упругость сосудов и сила сердца – давление повышается. Это необходимо для адекватного обеспечения организма кровью. По мере возраста стенки артерий теряют свою эластичность и гибкость, что также приводит к повышению артериального давления, но уже из-за невозможности адекватной регуляции тонуса сосудов.

Какое давление считается нормальным при нагрузках

Величина артериального давления колеблется в течение дня и зависит от физической активности. В состоянии полного покоя и сна артериальное давление будет самым низким, при активности и физических нагрузках – самым высоким. Это вполне нормально, таким образом, сердце обеспечивает организму возрастающие потребности в питании и кислороде. Но какое давление считается нормальным при нагрузках? У нормального здорового человека при физическом труде, эмоциональном волнении или напряженной умственной работе давление может повышаться примерно на 10-20% или среднем – на 15-25 мм.рт.ст. Этого будет вполне достаточно для адекватного кровоснабжения. У тренированных людей и спортсменов при нагрузках давление может не повышаться совсем – их организм умеет экономно расходовать энергию, он адаптирован к нагрузкам. Кроме того, обычно у спортсменов нормы давления ниже, чем у обычных людей.

Если давление при физической нагрузке повышается очень сильно и длительно не приходит в норму – это повод для беспокойства и проведения обследования сердца и сосудов, это могут быть первые предвестники гипертонии.

Как определить рабочее давление

Для того, чтобы определить свои индивидуальные нормы давления, необходимо правильно уметь измерять артериальное давление. Лучше всего измерять давление утром, до подъема с постели и завтрака – это будет самым точным, базовым давлением. Если же давление измеряется в течение дня, необходимо присесть. Немного посидеть спокойно и отдохнуть. Перед измерением примерно за два часа нельзя пить кофе и курить, принимать алкоголь.

Манжету классического тонометра закрепляют на плече руки, которая кладется предплечьем на стол на уровне сердца. Можно измерять давление автоматическими тонометрами с плечевой или запястной манжетой, тогда ее нужно закреплять по инструкции. Производится измерение давления и сравнивается с возрастными границами нормы.

Какое давление считается нормальным для разных возрастов:

  • · Мужчины от 18 до 50-55 лет – норма 120-130 на 80-85мм.рт.ст
  • · Женщины от 18 до 55 лет – норма 110-120 на 80-85мм.рт.ст.
  • · Верхней границей нормы давления является до 13085 мм.рт.ст.
  • · Повышенным давлением считается 14090 мм.рт.ст и выше

Однако, для артериального давления существуют и свои исключения. Так, существует целая группа людей, имеющих давление ниже установленных норм. При этом вполне хорошо себя чувствующих и вполне здоровых. Таких людей обычно называют гипотониками, их давление может колебаться в пределах 100-110на 60-70 мм.рт.ст. Чтобы исключить патологию, важно измерять свое рабочее давление на протяжении нескольких дней при вполне нормальном самочувствии – средняя цифра всех измерений и будет вашим привычным базовым давлением.

Отклонения от нормы давления

При измерении давления могут выявляться отклонения как в сторону повышения давления (гипертония), так и в сторону его понижения (гипотония). Гипотонией называют снижение давления ниже 1000 мм.рт.ст. Такое давление приводит к нарушению микроциркуляции и развитию гипоксии тканей, на фоне пониженного давления могут возникать нарушения самочувствия.

Гипертония – повышение давления выше 13585 мм.рт.ст – при этом гипертония может разделяться на степени тяжести по уровню повышения давления – от умеренной до крайне тяжелой с гипертоническими кризами.

Обычно показателями нормального артериального давления (АД) у взрослого человека считаются значения, не выше 130/80 мм рт.ст. Однако, бывают случаи, когда оно может быть выше или ниже нормы и при этом человек не испытывает дискомфорта. Этот индивидуальный показатель называется рабочим АД.

При этом на протяжении дня его показатели могут меняться в ту или иную сторону! Происходит это по разным причинам, среди которых можно выделить: стресс, перенапряжение и усталость, физические нагрузки.

Если во время занятий спортом или после них, давление немного поднимается выше нормы, то этот процесс не считают отклонением. Через какое-то время обычно оно снова нормализуется. Но бывают случаи когда самочувствие человека ухудшается.

Причины

Во время физических упражнений в организме происходят изменения, которые сказываются работе внутренних органов:

  1. повышается адреналин в крови;
  2. учащается дыхание;
  3. обмен веществ ускоряется;
  4. кровь начинает двигаться быстрее.

Все эти изменения требуют от организма дополнительных сил и затрат.

Если человек не тренированный, то после упражнений его давление может изменяться в большую сторону. Если это происходит без особого дискомфорта и ухудшения самочувствия, то волноваться не стоит. У профессиональных спортсменов АД может и вовсе не изменяться после занятий спортом.

Если показатели изменяются в большую сторону, нужно обязательно измерить – на сколько единиц они повысились. Также важно наблюдать за тем, когда оно стабилизируется и сколько этот процесс займет времени.

Гипертония

Если выяснится, что кровяное давление держится в повышенном состоянии несколько часов, то это может свидетельствовать о наличии гипертонии.

Гипертоническая болезнь характеризуется периодическими и длительными скачками АД. Нарушается работа в центральной нервной и эндокринной системах, сосуды сужаются, а кровь начинается медленнее циркулировать. В этом случае сердцу приходится работать с удвоенной силой, чтобы кровь двигалась по сосудам быстрее.

Гипотония

Гипотония или пониженное артериальное давление также периодически беспокоит спортсменов. Она может быть хронической и наблюдаться у тренированных атлетов.

Если у человека после нагрузки падает АД, то это может быть следствием значительного физического переутомления.

В этом случае их необходимо уменьшить или сделать менее напряженными. При любых отклонениях обязательно нужно следить за своим самочувствием. Если начинается головокружение и сильная слабость, то необходимо начинать принимать меры.

Если этих симптомов нет, то волноваться не нужно! Небольшое отклонение от нормы не является опасным явлением. Скорее, это естественная реакция организма на нагрузки.

Норма давления и пульса

У взрослого человека показатели АД могут зависеть от образа жизни, возраста и других индивидуальных особенностей организма.

  • 120/80 мм рт.ст. – это самое идеальное давление;
  • 135/85 – эти цифры также означают, что оно оптимально и серьезных отклонений нет;
  • 140/90 или больше, то считается высоким.

Чтобы результаты были точными, давление нужно замерять в состоянии покоя! Важно, чтобы организм отдыхал не менее 5 минут до начала диагностики.

Норма пульса в спокойном состоянии может варьироваться от 60 до 80 ударов в минуту.

Какое давление должно после нагрузок? После занятий спортом оно измеряется примерно через 15-20 минут. Может подниматься на 20-25 единиц и обычно в скором времени показатели приходят в норму.

Таблица: среднее значение пульса до и после занятия спортом

После тренировки пульс так же не сразу приходит в норму! Он может повышаться до 80-112 ударов при умеренных нагрузках на организм.

Полезные и запрещенные виды спорта

Если человек страдает от артериальной гипертензии, то занятия спортом должны быть под контролем! Это не значит, что от них нужно отказываться полностью, но за интенсивностью нагрузок важно следить. Физическая активность в умеренных количествах даже в домашних условиях пойдет только на пользу.

Полезно при таком заболевании заниматься аэробикой. Если упражнения будут регулярными, то со временем давление начнет стабилизироваться.

Так, можно отдавать предпочтения следующим видам нагрузок при гипертонии:

  1. Ходьбе – это хороший вариант как для тех, кто только начинает заниматься спортом, так и для гипертоников;
  2. Йоге. Разрешается выполнять дыхательную гимнастику, а также делать растяжку;
  3. Спокойным танцам;
  4. Плавным приседаниям;
  5. Плаванию. Это очень хороший вид нагрузки, так как систематическое занятие уменьшает АД как минимум на 5-10 единиц.

Также полезно проводить утреннюю зарядку длительностью не более получаса! Упражнения должны быть спокойными и умеренными: повороты, наклоны, ходьба, поочередное сгибание конечностей.

Эти же упражнения разрешены гипотоникам! Главное правило – избегать значительных перенапряжений и поднимания тяжестей. Можно проконсультироваться с врачом по поводу бега. Обычно специалисты разрешают преодолевать небольшие дистанции в медленном темпе.

Под запретом гантели и другие виды упражнений, которые требуют поднятия тяжестей.

Длительный бег запрещен. Постоянно нужно следить за дыханием – это главное правило всех спортсменов.

Если при нагрузке повышается давление, то следует сообщить об этом тренеру, который должен внести коррективы.

Правила при нагрузках

Есть еще некоторые правила, которые необходимо соблюдать во время физических упражнений, чтобы организм не пострадал:

  • Во время тренировки держать рядом бутылку с водой и пить по мере необходимости;
  • Следить за температурой в помещении! Она не должны быть слишком низкой или наоборот высокой. Особенно опасно заниматься в жару;
  • Плавание должно быть в комфортной для тела температуре.

Повышать нагрузки можно только после консультации с врачом. Специалист сможет определить оптимальные варианты упражнений для организма, учитывая особенности болезни.

Автор статьи Иванова Светлана Анатольевна, врач-терапевт

Вконтакте

Среди многообразия религиозных течений, в основу которых положена искаженная форма христианского учения, особое место принадлежит секте скопцов - людей, намеренно калечащих собственную плоть в надежде побороть таким образом ее естественные, а по их представлениям - греховные позывы. Несмотря на крайне резкое осуждение этого явления со стороны Русской Православной Церкви, в определенные исторические периоды оно имело широкое распространение. Остановимся же подробнее на том, кто такие скопцы и в чем состоит особенность их мировоззрения.

Самозваный мессия

Основателем и идеологом российского скопчества считается беглый крепостной крестьянин Орловской губернии Кондратий Иванович Селиванов (1740-1832). Религиозные искания он начинал в секте хлыстов, члены которой проповедовали свой путь во Царствие Божие - отличающийся от того, которым вела свою паству официальная Церковь. За это они подвергались гонениям со стороны властей и нередко оказывались за решеткой. Оставил же их Кондратий Иванович не из-за страха перед наказанием, а лишь потому, что разочаровался в их религиозных убеждениях.

Поселившись в селе Сосновка Тамбовской губернии, он создал собственную секту («корабль» − по выражению ее членов), объявив себя при этом ни много ни мало Сыном Божьим, посланным в мир, чтобы помочь людям избавиться от грехов, наиболее пагубным из которых он считал прелюбодеяние. Вот на него-то новоявленный мессия и ополчился со всем безрассудством религиозного фанатизма. А как надежнее всего избавить людей от греха? Да попросту оскоплять их, лишая всякой возможности впасть в искушение.

Среди жителей Тамбовской губернии, ранее не имевших понятия о том, кто такие скопцы, у него нашлось немало последователей. Это тем более примечательно, что свои «хирургические операции» Селиванов производил даже не ножом, а раскаленным на огне топором, чем причинял новообращенным членам секты неимоверные страдания. Называлось это варварство «огненным крещением». В 1775 году он был арестован и последующие 20 лет провел на каторге.

Сосланная в Сибирь община

Как упоминалось выше, скопчество преследовалось по закону, и судебные процессы, на которых рассматривались дела сектантов, были отнюдь не редкостью. Например, в 1772 году судили целую общину скопцов, состоявшую из 250 человек. Все они были сосланы в Сибирь, но, несмотря на суровость приговора, продолжали там проповедовать «огненное крещение» как единственный путь к усмирению плоти и стяжанию Царствия Божия. В народе же к ним относились крайне неоднозначно. Иной раз про скопцов рассказывали всяческие небылицы, обвиняя их чуть ли не в колдовстве, а порой наделяли безмерной святостью.

Замкнутый круг трудолюбивых людей

Со временем скопческие общины, или, как они их повсеместно называли, «корабли» (термин заимствован у хлыстов), составили отдельное самостоятельное общество, представляющее собой весьма стройную организацию, обладающую при этом значительными капиталами. Их материальная независимость объяснялась тем, что в число сектантов со временем вошло много купцов, промышленников, а также иных предпринимателей.

Все они старались всячески поддерживать своих братьев по вере и тем самым способствовали повышению общего благосостояния членов секты. Если еще учесть, что в общинах строжайше соблюдался сухой закон и в наивысшую добродетель возводилось трудолюбие, то не удивительно, что их члены не знали нужды. Это придало особое значение слову «скопец», под которым часто подразумевалась не только добровольная кастрация, но и принадлежность к замкнутому кругу обеспеченных людей.

«Белые голуби»

Главой каждой общины, состоявшей из компактно проживавших скопцов, был ее духовный лидер, именовавшийся «кормчим», который, несмотря на задекларированное равенство всех «братьев» и «сестер», обладал целым рядом властных полномочий. В помощь ему избиралась женщина, называвшаяся «богородицей». Этот обычай также был заимствован у хлыстов. Себя же члены секты называли «белыми голубями», а сам акт оскопления - «убелением». Попутно отметим, что хлысты также величали себя «голубями», но только серыми.

Оскопление детей

Поскольку рождаемость в общинах, по вполне понятной причине, была сведена к нулю, остро стоял вопрос о вовлечении в их ряды новых членов. От этого зависело сохранение секты, и неудивительно, что среди скопцов был широко развит прозелитизм - деятельность, направленная на обращение в их веру возможно большего числа людей. При этом для вовлечения в секту новичков любые, даже весьма сомнительные пути считались приемлемыми. Исследователи отмечают пять наиболее распространенных способов пополнения общин.

Прежде всего это оскопление (убеление) малолетних детей из числа родственников. Ребенок не мог оценить последствий того, к чему его склоняли, и лишь с возрастом понимал всю невосполнимость нанесенного ему увечья. В большинстве же случаев от них не требовалось даже формального согласия.

Деньги как способ обращения в свою веру

Широко применялось экономическое закабаление намеченного прозелита (новообращенного). Как упоминалось выше, среди скопцов было немало обеспеченных людей. Среди прочих видов деятельности некоторые из них занимались и ростовщичеством. Опутав человека сетью долгов, из которых тот не мог выбраться, ему говорили, что оскопление − это единственный путь решения проблемы. Пожертвовав своим мужским естеством, «новоубеленный голубь» становился членом общины, и все долги ему прощались.

Пополняли «голубятню» и соблазняли деньгами тех, для кого не было иной возможности выбиться из нищеты. Видя перед собой хоть и постные, но всегда сытые лица общинников, пасынки судьбы принимали их условия. Отметим попутно, что со временем выражение «огненное крещение» стало чисто символическим, и раскаленное железо заменили остро отточенным ножом «из снисхождения к человеческой слабости». Так говорили сами сектанты, но думается, что этим они стремились по возможности не запугивать новичков.

Кроме вышеперечисленных путей вербовки новых адептов, широко применялся выкуп у помещиков крепостных крестьян. Им предлагалась воля в обмен на согласие пройти кастрацию и стать членом общины. Поскольку, покидая барина, крестьянин лишался прежних средств к существованию, ему, кроме блаженства на небесах, гарантировали стабильный заработок на земле. Приняв условия, он впоследствии трудился на кого-то из своих новых братьев по вере.

Рассуждение сектантов о том, кто такие скопцы в Библии

И, наконец, весьма эффективно использовалась пропаганда чистоты веры, при которой прозелиты весьма умело ссылались на Священное Писание, из которого подбирали необходимые цитаты, продуманно вырывая их из общего контекста. В качестве основного аргумента они использовали строки из 19-й главы Евангелия от Матфея, в которых приводятся слова Иисуса Христа о людях, по собственному желанию ставших скопцами ради Царствия Небесного. Давая им крайне предвзятое толкование, сектанты утверждали, что, согласно Библии, скопец является исполнителем воли Божьей.

Кроме того, идеологи скопчества часто цитировали слова Спасителя, приведенные в 5-й главе Евангелия от Матфея, которые почти дословно передает в 9-й главе своего сочинения святой евангелист Марк. Это тот известный отрывок, в котором Иисус, обращаясь к Своим ученикам, говорит, что если какой-либо член соблазняет человека, то его следует отсечь, но не поддаваться искушению. Это глубоко философское высказывание Сына Божьего трактовалось в узком смысле и выдавалось как поощрение членовредительства.

Четыре печати совершенства

Завершая разговор о том, кто такие скопцы, остановимся несколько подробнее на особенностях операции, которой они калечили себя в надежде получить небесное блаженство. Известно, что вначале производилось лишь удаление яичек - «удесных близнят», по выражению самих сектантов. Раскаленное железо при этом использовалось для дезинфекции. Позже стали применять различные режущие инструменты, а прижигали лишь для остановки опасного для жизни кровотечения.

Однако такая операция, носившая название «первой печати», лишь притупляла половое влечение, но не исключала возможность сексуального акта. Ввиду этого при оскоплении стали ампутировать и пенис. Называлось это «принятием второй печати». Для большей верности отрезались соски (третья печать), а верхом совершенства считался тот сектант, у которого еще был вырезан на боку треугольник (четвертая печать), о символическом или практическом значении которого у историков нет единого мнения.

Искалеченные «голубки»

Наиболее вопиющим проявлением религиозного мракобесия является оскопление женщин, входивших в общину «белых голубей». У них тоже существовали свои степени («печати») совершенства. Так, начальным этапом восхождения считалось удаление половых губ, затем клитора и, наконец, груди. Любопытно отметить, что при этом «голубка» сохраняла способность к деторождению.

Известно даже несколько случаев, описанных в книге известного советского этнографа и исследователя скопчества Н. Н. Волкова (1904-1953), когда женщины, прошедшие все стадии «убеления», порывали с сектантством и, выйдя замуж, производили на свет здоровое потомство. Благодаря его трудам во всей полноте получил освещение вопрос о том, кто такие скопцы и какое место им отведено в истории российского сектантства.

Скопцы - секта, отделившаяся от хлыстов. Проповедовали «спасение души» в борьбе с плотью путем кастрации мужчин и женщин.

Не меньшую известность, чем хлысты, получила секта, отколовшаяся от них, - скопцы. Эту секту с полным основанием можно назвать изуверской. Дело в том, что скопцы решили довести до логического конца хлыстовскую теорию аскетизма. Христоверы (другое название хлыстов) не смогли избежать всех жизненных соблазнов. Особенно соблазнов сексуальных. Скопцы решили эту проблему кардинально - хирургическим путем.

Первое известие о секте скопцов относится к 1772 г. В этом году Екатерина II повелела расследовать дело об изуверской секте в Орловской губернии. Само же течение зародилось чуть раньше - в 60-х годах XVIII века. Основателем учения принято считать крестьянина из Орловской губернии Кондратия Селиванова. Поначалу пророк попытался лишь дополнить вероучение своих духовных наставников - хлыстов. Все зло, по его мнению, происходит из-за «лепости» (здесь подразумевается, в первую очередь, сексуальность). А в Евангелии от Матфея есть слова, которые Селиванов и истолковал буквально: «Есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного». Так появилась идея о необходимости кастрации для эффективной борьбы с грешной плотью и спасения души.

Кондратий Селиванов заменил так называемое второе крещение («крещение Святым Духом»), происходившее во время радений (своеобразных активных молитв), «огненным крещением» - оскоплением с помощью раскаленных железных прутьев. Первые оскопления были проведены в доме фабриканта Лучинина, где «огненное крещение» приняли фабричные крестьяне и приказчик Ретивов. После этого Лучинин создает первый скопческий корабль при своей же полотняной фабрике.

Такие же «корабли» в Москве при фабриках создают купцы Колесников, Жигарев, Тимофеев. В Санкт-Петербурге - Ненастьевы, Артамонов, Васильев. Общины скопцов появляются в Костроме, Саратове, Туле и др.

Последователи Селиванова подверглись преследованиям внутри хлыстовской секты. «Это не победа, - говорили христоверы о практике кастрации, - когда враг убит до сражения». С другой стороны, начались и гонения со стороны светских и православных властей.

Если главной идеей хлыстов было постоянное перевоплощение Христа в пророках секты, то для скопцов существовало только два Христа - евангельский и сам Селиванов. Не обошлось и без политики. Как Емельян Пугачев и масса других авантюристов, Селиванов объявил себя царем Петром III (тем самым, которого убили сторонники Екатерины II в 1762 г.) и обещал своим сторонникам установить «в Питере земное царство».

В связи с упомянутым расследованием, предпринятым Екатериной Великой, Селиванов был сослан в Сибирь, в город Иркутск. В 1795 г. он появился в Москве как Петр III, вновь был арестован и отправлен в Санкт-Петербург. Там, по скопческому преданию, он беседовал с «сыном» - императором Павлом.

Павел не проникся идеей кастрации и следующие несколько лет Селиванов провел в тюрьме. Освободили его с приходом к власти Александра I (вероятно, благодаря денежной помощи от одного из богатых скопцов Санкт-Петербурга). Опять же, согласно легенде, которую любили рассказывать скопцы, Селиванов регулярно тайно встречался с императором и даже предсказал тому поражение в битве при Аустерлице (в 1805 г.).

Интересовались скопческими обычаями и другие представители высшего общества. Как писали тогда: «Знатные господа отложили и попрали ногами всю мудрость людскую с ее приличиями».

Одним из первых опытов литературного анализа скопчества принято считать «Известие, на чем скопчество утверждается» камергера Еленского. В 1804 г. эта записка была отправлена царю. В ней автор предлагал ввести сектантов в государственные учреждения для правильного религиозного наставления чиновников, а Селиванова сделать представителем Святого Духа при императоре. Сам Еленский в этом проекте должен был наставлять с 12 пророками главнокомандующего армией.

В 1817 г. Кондратий переезжает в специально выстроенный для него купцом Солодовниковым особняк. По некоторым свидетельствам в нем во время радений собиралось до трехсот сектантов одновременно.

В 1820 г. Селиванов был сослан властями в Спасо-Ефимьевский монастырь в Суздале, где был полностью изолирован от окружающих. Умер пророк в 1832 г. в чрезвычайно преклонном возрасте (возможно, лже-Христу тогда было более ста лет). Скопцы считают, что Селиванов не умер, а на время вознесся. Поэтому следует ожидать его возвращения и установления скопческой власти.

Некоторые исследователи полагают, что скопческая секта в России - единственное массовое движение кастратов, которое знает история. До этого речь шла лишь о небольших группировках религиозных фанатиков.

Скопцы называют себя «отмеченными огненной печатью», «убеленными». Вероучение их отличается от учения хлыстов, прежде всего обоснованием скопчества и отношением к самому Селиванову.

Отец-искупитель, второй Христос, Кондратий Селиванов, по теории скопцов, воплотился от Святого Духа и родился от Непорочной Девы (императрицы Елизаветы Петровны) по благовествованию Иоанна Богослова. Он же есть «белый царь» Петр III Федорович.

Скопцы верят, что кастрация придает людям ангелоподобный вид. В результате они якобы становятся в ряды небесного воинства. Когда численность воинства достигнет 144 тысяч человек, настанет Страшный суд, а скопцы воцарятся на земле. При этом физические увечья, которые ввели в свою традицию скопцы, далеко не ограничивались только оскоплением гениталий. (Женщины-скопчихи, например, шли даже на ампутацию груди, чтобы как можно ближе подойти к бесполому состоянию.) Постепенно произошел переход к более «мягким видам оскопления», т. е. не огнем, а серпами или топорами.

В целом, скопцы еще строже придерживаются аскетических правил, заведенных у хлыстов. Под влиянием Селиванова многие хлысты перестали пить, курить, играть в игры (в том числе в шашки и шахматы).

Общины скопцов, так же как и у хлыстов, назывались «кораблями», во главе их стояли «кормщики». Их власть по отношению к подчиненным была безгранична. Богослужения скопцов, как и у христоверов, происходили в форме радений, которые сектанты называли «духовной баней».

Начинались они с дружеского чаепития или беседы. Приходящий кланялся, крестился обеими руками. Мужчины одевались для радений в длинные белые рубашки, женщины были в обычных платьях, но с белым платком на голове.

Беседы начиналась хоровым пением молитв, затем следовали общие и частные пророчества и «основная часть» - танцы, тряски и прыжки.

Вот некоторые распространенные виды радений: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (т. е. по солнцу, слева направо) прыжком; 3) «крестиком»: 4–8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и под скороговорчатые «распевцы» начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят, как паруса.

Эта пляска, которой скопцы предаются до одурения, естественно, должна истощать силы, т. е., по представлениям скопцов, ослаблять «злую лепость». Зачастую оскопление происходило во время таких радений. Интересно, что в свое время скопческие собрания были своеобразным культурным развлечением. Любопытствующие ходили на богослужения скопцов «посмотреть».

Несколько отличается от хлыстовского отношение скопцов к иконам. Если первые полностью отрицают необходимость и святость религиозных картин (как пренебрежительно говаривали хлысты об иконах: «Они спереди покрашены, а сзади деревянные»), то у вторых есть иконы с изображением Христа, Селиванова, Солодовникова, Акулины Ивановны (именно под этим именем почитают скопцы Елизавету Петровну). Хранят «убеленные» и реликвии - вещи и части тела Селиванова (волосы, ногти), почитают «святые места» (например дом Солодовникова в Санкт-Петербурге).

Социальный состав скопческой секты серьезно отличался от состава секты хлыстов. Причем в более радикальной секте собралось общество побогаче - купцы, зажиточные крестьяне, промышленники. Это отразилось и на идеологии. Так, скопцы всегда почтительно относились к царской власти. Более того, богатые скопцы даже делали пожертвования в пользу православной церкви, от учения которой отошли очень далеко. Известно, что митрополит Филарет относился к последователям Селиванова лучше, чем к любым другим сектантам.

Отношение же российских властей к секте было сложным. Как уже было сказано, в 1772 г. было проведено первое дело по поводу скопцов, в ходе которого были арестованы и сосланы в Сибирь руководители секты. В 1807 г. Священный Синод признал секту наиболее опасной и вредной сектой России, а в 1835 г. уже и Сенат определил скопцов как врагов человечества, разрушителей морали, преступников, нарушающих божественные и гражданские законы.

Однако в первой половине XIX века секта неуклонно росла. Скопцы гораздо активнее, чем хлысты, работали над привлечением в свои ряды «новиков» (новичков). При этом к собственно оскоплению человека подводили очень осторожно, давали «влиться в коллектив», ощутить атмосферу радений, бомбардировали выдержками из религиозных текстов. Операцию производил, как правило, приглашенный издалека сектант. Оскопленный не должен был знать его имени и не должен был встречаться со своим палачом впоследствии.

Рост секты был вызван и чисто экономическими причинами. Оказалось, что держать на предприятии общину скопцов очень выгодно. Оскопленные рабочие были менее агрессивны, нетребовательны, держались товарищей по уродству. Всю заботу о членах общины брало на себя ее руководство (как правило, владелец предприятии), оно же осуществляло полный контроль над жизнью рядовых сектантов. Купцы и мануфактурщики, ставшие скопческими наставниками, за несколько лет получали огромные барыши. По всей видимости, сам Селиванов в преклонном возрасте управлял из своего столичного особняка настоящей промышленной корпорацией.

К 1826 г. количество скопцов в России достигло 10–15 тысяч человек. По настоянию Православной церкви и жандармерии Николай I повелел производить массовые аресты и высылки скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачислили в солдаты и отправили воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию.

Однако и в Западной Сибири вербовка последователей скопчества продолжалась. В 1848 г. власти изменили место ссылок на Якутию и Забайкалье. Действительно, в Якутии скопцам не удалось привлечь достаточно новых последователей. Есть сведения, что якутским чиновникам удалось заключить с руководителями секты своеобразное соглашение. Скопцов не отправляли на поселение в самые глухие места тундры, а те, в свою очередь, отказывались от усиления своего религиозного влияния. Сектанты были поселены на наиболее плодородных землях. Попытки проведения радений безжалостно пресекались полицией, и скопцы переключились на ведение хозяйства. В этом деле они достигли больших успехов. Скопцы выращивали тыквы, рожь и пшеницу, разводили птицу, усиленно торговали. Предприимчивость и дисциплина позволила скопцам занять ведущие позиции на якутском рынке сельскохозяйственной продукции. Известно, например, что в 1888 г. им удалось скупить на подъездах к Якутску весь хлеб у окрестных крестьян, после чего втридорога перепродать его в городе. Экономические успехи были, по всей видимости, связаны и с образом жизни скопцов. Они славились своим скромным поведением - развлечения, вино и драки скопцов не интересовали.

Во второй половине XIX века рост секты прекращается. Намечается отход от традиционных правил и принципов. Оскопление все чаще становится «духовным». Многие скопцы были вынуждены покинуть Россию и поселиться в Румынии. Согласно документам Министерства внутренних дел, в 60-70-х годах секта уже не представляла какой-либо серьезной опасности для государственного строя. Однако в тех же документах отмечается значительный капитал, накопленный руководителями скопческих общин.

Последняя вспышка изуверского сектантства относится к началу 70-х годов XIX столетия. В это время в Молдавии и Крыму появляются новые скопческие общины. Во главе обновленного движения становится совет из 40 членов - «святое избрание». Новым искупителем стал портной Кузьма Лысин. Проповедники, разосланные по всей России, утверждали, что вскоре Лысин прибудет в Петербург, царь узнает его, посадит по правую руку от себя и освободит всех скопцов. Вместо этого в 1876 г. Лысин предстал перед судом и был приговорен к каторжным работам.

Советская власть боролась со скопчеством еще более последовательно, чем царское правительство. В начале 1929 г. были раскрыты общины в Ленинграде, Москве, Саратове, на Дону. Столичные общины базировались на фабриках. В частности, скопцам было предъявлено в принципе справедливое обвинение в монархических настроениях. Действительно, скопцы долго хранили царские портреты, флаги с надписями «Боже, царя храни» и т. д.

Сектанты несколько оживили свою деятельность после войны, вербуя, в первую очередь, женщин, потерявших мужей. Скопцы постепенно отказывались от изуверских обрядов, заменяя их отказом от супружеской жизни, от любых эротических помыслов. Возникает секта т. н. «девственников», которые называют себя скопцами «сами от себя», духовными скопцами. Действует эта секта конспиративно и главным образом на территории Украины (как и немногочисленная группировка традиционных скопцов).

Есть данные, что религиозные группы, подвергающие своих членов кастрации, действуют и в Америке. Якобы в США в 1996 г. насчитывалось 75 тысяч (!) человек, подвергшихся этой операции по религиозным соображениям. Впрочем, вовсе необязательно, что эти группы связаны с русскими скопцами.

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

Скопцы Раскаленный докрасна металлический прут со свирепой решимостью прижат к корню детородного органа. Жгучая преступная боль пронизывает и разламывает тело, болевой шок нейтрализует сознание адепта, кровь фонтаном хлещет по бедрам…Так поручик Селиванов

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто такие скопцы? иеромонах Иов (Гумеров)Господь в поучениях часто использует реалии древней и современной Ему жизни. На Востоке в царских дворцах при гаремах несли стражу люди, специально оскопленные для этих целей. В русском тексте Библии они названы евнухами (см.: Есф. 2:

Из книги Сектантство автора Корниенко А.

Скопцы Секта, проповедовавшая «спасение души» через борьбу с плотью путем кастрации мужчин и женщин. В XVII–XVIII веках активизировались сектантское движение в Росии. Началось всё с раскола 1666 года и борьбы староверов против реформ патриарха Никона. Старообрядцы создали

Из книги 50 знаменитых сект автора Карнацевич Владислав Леонидович

Скопцы Скопцы - секта, отделившаяся от хлыстов. Проповедовали «спасение души» в борьбе с плотью путем кастрации мужчин и женщин.Не меньшую известность, чем хлысты, получила секта, отколовшаяся от них, - скопцы. Эту секту с полным основанием можно назвать изуверской.

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

Листая старые страницы, я снова наткнулась на рассказ о сектантстве и сектах. Предлагаю вам для ознакомления перепечатку исследования 19 века о том, как изощренно верили в бога (пишу специально с маленькой буквы, потому что там верили явно не в Христа). А после перепечатки озвучиваю свой вопрос, вынесенный в заглавие, и поясняю, почему я засомневалась в том, что скопчество ушло в прошлое.

P.S. Картинки не из статьи - мои, а сам текст передан с исключительно орфографическим редактированием и более никаким.

В истории русской культуры одним из крупных событий является образование различных религиозных сект; в средние века русской образованности - только возникновением сект и ересей можем мы измерить и определить известное умственное движение посреди почти двухвекового застоя. Однако вопрос о происхождении некоторых сект, несмотря на усилия многочисленных исследователей, остается нерешенным, хотя нельзя сказать, чтобы исследования были поверхностными и опирались на скудный материал. Что касается например христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество материалов, коими располагали, например, г. Добротворский, г. Реутский, показывает, насколько ценны эти исследования уже в силу своей строго документальной обоснованности. Но если мы попробуем поискать, где и когда в точности зародились эти религиозные секты, то натолкнемся на ряд противоположных друг другу мнений.
Первое мнение, которое было высказано Добротворским, Мельниковым, Рудаковым, к которому присоединяется и Реутский, относит возникновение хлыстовщины к сравнительно недавнему прошлому - к XVII веку, и объясняет появление ее влиянием западно-европейских мистических сект, преимущественно квакеров.
Второе мнение принадлежит Н.Барсову и разделяется Рождественским, оно заключается в утверждении, что секты хлыстовщина и скопчесво суть самобытные явления русской жизни.
Щапов выводит хлыстовщину из языческих воззрений древности, сохранившихся под внешним видом христианства.

Как бы то ни было - вопрос о происхождении хлыстовщины потребует пересмотра с появлением новых материалов. Полагаем, что едва ли справедливо пренебрегать указаниями на сходство хлыстовщины с богомильством, но нельзя всецело возводить ее в такую седую древность, когда некоторые документальные данные, как кажется, могут пролить свет на этот темный вопрос и склонить нас в пользу первого взгляда, имеющего за собою, если не ошибаемся, большинство мнений исследователей.
Вспомним некоторые подробности о возникновении хлыстовщины. Хотя по указанию г.Барсова легенда хлыстов возводит образование секты ко времени Дмитрия Донского, однако более достоверными являются данные уже XVII века. По ним в 1645 году во Владимирской губернии Муромского уезда, в Стародубской волости, на гору Городину сошел с неба на огненной колеснице, окруженный ангелами, "Бог Саваоф" Данила Филипыч - основатель секты.

"Сын" его - "Христос" родился по преданию от 100-летней старухи в 1616 году; в 1649 году он получил "божество" от Данилы Филипыча и стал его помощником. Несколько раз он подвергался задержанию со стороны властей и пытке, но благополучно избавлялся.

Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
"Во время моления Люди Божии сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.

Таково свидетельство, сообщенное Haxthausen, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественский и отрицает свальный грех у скопцов, указывая на их воззрения на чистоту, в противоположность хлыстам.
Мы напомнили об этом с той целью, чтобы при дальнейшем читатель имел в виду три главные пункта хлыстовско-скопческого радения: пророчества в пляске, свальный грех и обоготворение плодов его.

Окончательное мнение Добротворского, указавшего на возможный путь переноса учения - сношения юго-западной Руси с Европой, таково: ..."если фактически нельзя указать определенного места и времени, где и когда заимствованы главные основы ереси людей божиих от западных мистиков, то по крайней мере больше чем с вероятностью... можно утверждать, что ересь людей божиих проникла в Россию через юго-западные страны от западных мистиков, что их учение с развитием западного мистицизма дополнилось и у нас, не изменяя своего основного характера и принимая только местные черты по соображениям пророков людей божиих."
Мнение Добротворского теперь должно получить еще большую ценность: факты, какие мы имеем, и известия о протестантской и вообще иноземной пропаганде в Москве пополняются новым материалом, извлеченном нами из рукописи начала XVII века, находящейся в архиве Св.Синода в г. СПБ. Рукопись эта № 326 в 4-ку написана мелким красивым полууставом и содержит в себе "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Зерцало богословия, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах и ряд мелких статей, между которыми на л. 326 об. читаем статью о еретиках - без особого заглавия.
В виду представляемого ею интереса приводим ее целиком, не сохраняя во всей точности, вследствие типографских затруднений, ее палеографических особенностей, не имеющих в данном случае для нас особенного значения.

Во граде Медиоламе безумнии людие печитающе Моисеовы книги перваго закона и нашедше слово еже бе раститеся, плодитеся и наполните землю, и един безумник замыслил, а к его мысли многия же человецы мужи и жены и дети их пристали, и начаша сходитися и молитися бесосоставною молитвою в ночи, и поп их облечется в скверную свою одежду и повелит свещи вжечь, и моляся погасить свечи и завопить: роститеся, плодитеся и наполните землю, так вам Бог приказал.
Мужи ж и отроки, возбесневши и рассвирепевше, и поимеше кто ж по прилучаю жену или девицу, блуд творяху безстудно. И с того падения зачнется детище у жены или у девицы, и они поведают попу своему, поп же пишет число дни (л.327), и имена их, и егда родится отроча, и принесут его на тож место, где сходится на скверную молитву свою и на смешение, и там попы их, огнь складше, сожгут детище тот, и пепел его згребут, и носят вместо мощей. И как новой поп в их вере станет, и дают ему того пепела пити в вине, и прочих безумников приобщают к своей скверности тем же пепелом, благочестивии ж, видевше злую их скверну, развратиша веру их, и сонмища их сожегоша, и их в заточение разослаша"

Весьма вероятным представляется нам, что эта или подобные ей статьи. являвшиеся уже в начале XVII века, предупредили ту пропаганду сектантских мистических идей, о которых говорят исследователи. Правда, в статье мы не находим полного совпадения с тем, что читали в свидетельствах новейших очевидцев хлыстовских радений. Но в произведении противника и обличителя все-таки сохранились основные черты секты, к которым надо еще причислить кощунственное причащение, совершаемое по образцу христиан, католиков и православных. У нас хлыстовщина могла принять иную, местную окраску, но общего сходства с тем, что знаем мы и знали наши предки о Миланских еретиках, отрицать нельзя.

В.Перетц, "Этнографическое обозрение". 1898 год. № 2.



дополнительно
Официальная версия гласит, что годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.
Однако не все так просто... Этнографы говорят, что лет десять назад в одной из наших бывших республик была случайно выявлена какая-то странная секта, ритуалы которой поразительно напоминают обряды скопцов.
В самом деле, было бы наивно предполагать, что четырехсоттысячная армия скопцов растворится в воздухе, не оставив последователей и растеряв свои миллиарды. Более того, очевидно, что современный уровень медицины позволяет вполне безболезненно делать из обыкновенных людей сексуальных гигантов, награждая их все той же "малой печатью".
Есть ли скопцы среди нас?
Безусловно, есть! И в Москве, и в Питере, и в Суздале, и в других городах и деревнях России.
Между прочим, Кирилл Набутов в одной из своих осенних программ на РТВ обмолвился. что существовала-де в прошлом некая загадочная скопческая община.
Случилось так, что несколько дней спустя я встретилась с одним из видных ученых-религиоведов, который помогал Набутову собирать материалы о скопчестве. Он был чрезвычайно удивлен, почему г-н Набутов, кропотливо разрабатывающий скандальную тему в течение полугода, не дал в эфир весь отснятый материал, а смонтировал лишь полутораминутный сюжет. На полке остались уникальные кадры - оргии современных скопцов , интервью с богатой скопчихой, которое дает представление о масштабах скопчества здесь и сейчас.
Любой первокурсник журфака понимает: такой материал - настоящая сенсация, за которую можно получить огромные деньги. Набутов положил сенсацию на полку, отделавшись тридцатью секундами общих фраз.
Так секта скопчества - это наше прошлое или настоящее?
Loading...Loading...