Собор святого петра сообщение. Архитектор собора Св

Чем знаменит собор Святого Петра - как добраться и что смотреть. Советы: как одеться и что нельзя брать с собой. Базилика Св. Петра на карте Рима.

Древней святыней всего христианского мира является собор Святого Петра, находящийся в центре Ватикана. История строительства связана с именами известных итальянских архитекторов и художников. Кроме того, место, выбранное для возведения церкви, является археологическим памятником.

Базилика Св. Петра - история

Первую христианскую базилику на месте нынешнего собора построили в начале 4 в., исполняя приказ римского императора-христианина Константина. До этого тут располагались сады цирка другого правителя Рима Нерона. Считается, что от его строения остался только обелиск. Сейчас он высится на площади перед собором. В базилике был возведен алтарь, который разместили прямо над могилой святого Петра. По иронии судьбы, его за веру казнил Нерон, а святой был похоронен в его садах. Христианская церковь простояла более 11 веков, когда Папа Николай Пятый решил ее перестроить и реконструировать.

Его деятельность продолжил Юлий Второй, который заменил старинную базилику большим собором. Это было сделано для безопасности верующих, а также для укрепления могущества папской власти.

Строительство и задумки мастеров

Новый собор Святого Петра проектировал архитектор Д. Браманте, благодаря которому построили центрическое здание крестообразной формы (равные стороны).

А где же купол?.. Не все знают, что фасад собора не обладает идеальными пропорциями 🙂

После него работу продолжил Р. Санти, сделавший ставку на традиционный латинский крест. В соответствии с разработкой Рафаэля, центр собора был несколько смещен и перенесен. К затее Браманте вернулся другой мастер Б. Перуцци, стремящийся к центризма. Далее над собором работал А. да Сангалло, предпочитавший форму базилики. Завершение работ приписывают Микеланджело, который был сторонником того, чтобы купол в храме был по центру. На этом основывалась и вся остальная конструкция и интерьер собора. Вход был создан в виде портика с колонами. Он располагался на востоке, а не на западе. Микеланджело создал массивные несущие конструкции и начал строительство барабана для главного купола собора Святого Петра.

Закончить строительство выпало другим зодчим - Д. делла Порта, Виньола, К. Мадерна. В соборе появилось только 2 небольших купола из планируемых четырех, а центр стал трехнефной базиликой. Был построен и еще один фасад, который полностью закрыл . Его теперь можно увидеть со стороны площади.

Интересные факты о соборе Св. Петра

  • Обелиск, установленный на площади Св. Петра, - высокая каменная стела XIII века до н. э. - был привезен из Египта в самом начале нашей эры. Лоренцо Бернини сделал эту стелу центром овальной площади;
  • На гербе Ватикана изображены тиара и ключи. Это ключи от Царства Небесного, которые, как утверждает христианское предание, Симон (св. Петр) получил от Иисуса;
  • Римских пап хоронят в подземелье собора Святого Петра. 8 апреля 2005 года здесь был погребен Иоанн Павел II;
  • В Константиновой базилике, на месте которой построен собор Св. Петра, было 120 алтарей. Свет внутрь храма проникал через 72 окна. В базилике короновались 23 императора Священной Римской империи.

Как проходит экскурсия в собор Святого Петра

Эта базилика - целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.

Площадь собора - место для верующих

Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры - длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.

Площадь Святого Петра - лучшая панорама базилики открывается отсюда!

Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?

Площадь - одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.

Совет: если вы оказались в районе собора утром, и очередь на глаз не доходит до конца колоннады одной из сторон, то вам повезло - смело занимайте ее! Так вы сэкономите кучу времени, которое в Риме очень дорого.

Вход в храм - запрещенные предметы и одежда

На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие - например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.

Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.

Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.

Интерьер собора Св. Петра - что смотреть

Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело , что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло - подальше от вандалов и сумасшедших - это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.

Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини - знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.

Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.

Базилика Святого Петра на карте Рима

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Папский Престол (Ватикан).

Собор Святого Петра - как добраться

Если отели в районе площади Святого Петра вам не приглянулись, то добраться до базилики можно будет на общественном транспорте. Ближайшая к собору станция метро - Ottaviano . Ее даже специально отметили - Ottaviano-San Pietro . От нее почти по прямой, а именно одноименной Via Ottaviano, вы выйдете к главной площади.

Есть еще одна станция метро недалеко от собора - это Cipro . Улица Via Fra Albenzio, ведущая от нее, практически упирается в суровую ватиканскую стену с тыльной стороны - это граница государства. Станция больше подойдет тем, кто ищет вход в музеи Ватикана, а не в собор Святого Петра. Если вы также сначала планируете полюбоваться на Сикстинскую капеллу, то запоминайте название - Cipro-Musei Vaticani .

Недалеко от «соборной» площади останавливается экспресс-автобус №40. Им можно воспользоваться, если вы хотите доехать в собор Святого Петра из Старого города. Этим же автобусом можно воспользоваться, чтобы добраться в - мавзолей Адриана. Это еще одна значимая .

Как узнать, что выйдя из метро, вы следуете в правильном направлении? Очень просто: вас тут же атакуют многочисленные промоутеры, предлагающие экскурсии в собор Святого Петра и Ватикан - лицензированные, с русскоязычным гидом и т. д. В Риме к этому придется привыкать и не раздражаться напрасно.

Отели в районе собора и площади Св. Петра

Есть отличная идея забронировать отель в Риме в районе собора Святого Петра. Так у вас будет шанс все успеть и даже побывать в Ватикане не единожды. Ведь охватить все за раз - посетить базилику, подняться на купол, побывать в музеях - очень трудно. К тому же это престижный район, а из большинства номеров открываются виды на главную христианскую святыню:




Andy Hay / flickr.com David Merrett / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Площадь Святого Петра — вид из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com) Scott Cresswell / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com Jeroen van Luin / flickr.com Jiuguang Wang / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Maria Eklind / flickr.com Статуи над колоннадой на площади Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Статуи на крыше собора Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com) Maria Eklind / flickr.com Akuppa John Wigham / flickr.com Sébastien Bertrand / flickr.com David Merrett / flickr.com Francisco Diez / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Randi Hausken / flickr.com Randy OHC / flickr.com Michael Day / flickr.com Son of Groucho / flickr.com Brad Bridgewater / flickr.com David Jones / flickr.com Andy Hay / flickr.com Stizod / flickr.com David Merrett / flickr.com David Merrett / flickr.com Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com) Балхадин Бернини (Hec Tate / flickr.com) Пьета Микеланджело в соборе Святого Петра. (faungg’s photos / flickr.com) Stefan Karpiniec / flickr.com Son of Groucho / flickr.com

Достаточно значительное время Собор Святого Петра превышал по размерам все храмы мира. Теперь он находится на четвертом месте после Собора Святого Павла в Великобритании, Кельнского собора в Германии и Нотр дам де лапе в Ямусукро.

Он венчает захоронение главного апостола Христа - Святого Петра, которое по последним археологическим данным является настоящим. Над воздвижением собора работали известные мастера, среди которых были: Браманте, после него Рафаэль, Микеланджело и Бернини.

Собор Святого Петра является одной из четырех патриарших базилик и, кроме того, церемониальным центром Ватикана.

Размеры этого всемирно известного сооружения в Ватикане поражают. Высота его равна 189 метрам. Протяженность — 211 метров. Сам собор Святого Петра способен вместить внутри себя 60 тысяч человек на очень большой площади в 22 тысячи квадратных метров.

Собор Святого Петра находится на территории старейшего цирка возведенного еще Калигулой и Нероном. В этом сооружении, вместо которого теперь здесь площадь и католический храм, на всеобщем обозрении казнили последователей Христа.

Обелиск в центре площади перед собором Святого Петра (Diana Robinson / flickr.com)

В 67 году нашей эры здесь произведена, описанная в Библии, казнь Петра - одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он просил, чтобы его казнили не так, как Христа, а распяли на кресте головой вниз к земле.

Распятие Петра происходило недалеко от обелиска, расположенного на площади перед стоящей теперь церковью. Здесь же он и был похоронен. В дальнейшем верующие начали посещать это место для поклонения Святому Петру.

Первое сооружение – базилику построили в честь известного апостола здесь в 326 году благодаря правившему тогда Константину. Алтарь базилики и сейчас находится прямо над захоронением апостола.

Второй собор построен в 800 году, для коронации Карла, как императора Запада. Спустя несколько веков Николай V приказал в 1452 году произвести перестройку и расширение постаревшей и обветшалой базилики.

Строительство величайшего в мире храма

Кардинальные изменения произошли при Юлие II в начале XVI века. Он доверил постройку церкви огромных размеров Донато Браманте - первому из архитекторов храма. Изначально церковь по замыслу Браманте планировалось построить в форме греческого креста.

Купол изнутри Собора Святого Петра (Francisco Diez / flickr.com)

Собор Святого Петра Браманте поручили построить таких размеров, чтобы он превосходил все существующие на тот момент языческие и другие храмы. И это удалось реализовать – новый собор Петра возвышался над остальными храмами Европы и всего мира. Он выигрывал по величине у других подобных сооружений в мире до 1990 года. Но Браманте не закончил собор в Риме, архитектор работал над ним 8 лет, а затем умер.

Последующее строительство было под руководством знаменитого итальянского художника и великого мастера – Рафаэля Санти. Он отошел от первоначально задуманного проекта Браманте и планировал построить храм в виде латинского креста, такая форма была традиционной. Перруци строивший храм после него, опять возвратился к изначальному замыслу Браманте в 1532 году. Также свой вклад в архитектуру собора внес Сангалло – ученик Браманте.

Работа Микеланджело и других известных мастеров над храмом

Еще один известный мастер, который работал над возведением храма в Риме – Микеланджело Буаноротти. Руководил строительством он 18 лет. Трудился над внешним и внутренним куполами итальянской церкви.

Купол Собора Святого Петра в Ватикане (Maria Eklind / flickr.com)

Его целью было создать купол такой же, как и у Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И Микеланджело ее достиг, хотя если посмотреть на внешний вид собора в Риме, кажется, что купол немного отличается от купола флорентийского храма. Колонны у римского храма более мощные и массивные, а прямо под куполом установили алтарь.

Закончить свою работу, ему не удалось, Микеланджело успел сделать основание для купола. Когда он умер два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело.

В 1590 году они закончили купол собора Святого Петра. Который получился достаточно вытянутый, высота его составляет около 136 метров. Идея с латинским крестом осуществилась в начале XVII века. Павел V приказал пристроить к храму еще одну часть, чтобы восточная половина креста стала длиннее. Также возвели строгий фасад храма, хотя при нем ощущение высоты купола немного потерялось.

Еще один мастер – Джованни Бернини работал над созданием площади перед собором во второй половине XVII века. Обелиск, который стоит на площади, был привезен римским императором Калигулой из Египта еще в I веке н.э. Поставили его в 1586 году.

Балхадин Бернини (Stizod / flickr.com)

Бернини работал также над внутренним интерьером собора, сделав его очень гармоничным при столь внушительных размерах храма. Благодаря этому архитектору собор Святого Петра содержит внутри себя множество элементов, символизирующих христианскую веру: статуи, алтари и надгробия.

Самая выдающаяся его работа – балхадин с витыми изящными колоннами. Он имеет высоту около 29 метров, под сенью его находится знаменитая могила Святого Петра и престол правителя и папы Ватикана. Больше других мастеров над храмом трудился Бернини – целых 50 лет.

Оформление фасада и строительством продольных капелл занимался Карло Модерно. Строительство трех огромных нефов состоялось в начале XVII века. В это же время собор стал таким, каким его можно увидеть сегодня.

Внешний вид

Внешний вид этого величественного сооружения в Ватикане грандиозен и сам храм впечатляет своим величием. Около одного из входов, ведущих в собор Святого Петра, посетителей встречают две скульптуры – Петра и Павла. В руках Петра виднеются ключи от Царства на Небесах.

Вид на площадь из верхней части купола базилики Святого Петра (Seba Sofariu / flickr.com)

Площадь около церкви в Риме имеет очертания похожие на скважину замка, как раз для ключа, что очень символично. Эллипс как часть обширной площади, в середине которой расположен обелиск, имеет самый большой диаметр – 240 метров.

Площадь обрамляет великолепная колоннада – творение Бернини. Ее венчают 140 скульптур всевозможных персонажей из библии и святых.

У собора в Ватикане есть пять дверей. Пятая названа Святой, и ее открывают в определенное время. Дверь эта заделана бетонным раствором и перед Рождеством католиков один раз в 25 лет бетон разбивают и в нее можно войти.

Купол Собора Святого Петра (Andy Hay / flickr.com)

Купол собора продуман известным художником и в то же время архитектором Микеланджело, он был крупнейшим в Европе на момент своей постройки. Теперь же он третий в мире по величине.

Купол стоит на колоннах, между которыми есть лоджии. По бокам от большого купола стоят еще два маленьких. Первоначально задумывалось, что их будет четыре.

Фасад также поражает своими размерами: высота – 45 метров и ширина – 115. Венчают его статуи Христа и его учеников, а также Иоанна Крестителя. Высота каждой скульптуры – 5 метров, всего их тринадцать. Кроме того на фасаде имеются часы в окружении ангелов, автором которых является Джузеппе Вальдье.

За фасадом находится портик – одна из лучших работ Карло Модерно. Своды его украшает золоченая лепка. Также по краям здесь стоят статуи императоров на конях – Карла Великого и Константина.

Вид изнутри Собора Святого Петра

Внутри храм Ватикана обладает богатым убранством. Его внутреннее пространство сделано в форме латинского креста. Огромное количество лепнины в популярном в те времена стиле барокко, изобилуют мозаики и различные скульптуры.

Интерьер собора Святого Петра (Michael Day / flickr.com)

Зайдя в храм, сразу же справа можно увидеть пьету Микеланджело, сотворенную им в 25-летнем возрасте. Она располагается за толстым стеклом в первой часовне. И называется «Оплакивание Христа». Богоматерь держит на руках своего распятого сына.

Это единственная работа, которая имеет подпись своего создателя. Высота свода поражает – она достигает 46 метров.

Еще одно знаменитое произведение искусства, которое находится здесь «Сикстинская капелла», это огромная фреска Микеланджело, чтобы пройтись по ней взглядом потребуется очень много времени. Она изображает сюжеты из Библии.

Знаменитый купол Микеланджело изнутри украшен изображениями и символами 4-х апостолов: Марка и льва, Матвея и ангела, Луки и вола, Иоанна и орла. На стенах написана позолоченная фраза на латинском языке. Под куполом сооружения можно увидеть главный алтарь, под которым похоронен Святой Петр.

Интерьер собора Святого Петра (Randy OHC / flickr.com)

Выше стоит балхадин Бернини с колонами, имеющими витую форму. Всего колонны 4, а высота всего сооружения 29 метров. Венчают его скульптуры ангелов. Алтарь собора Святого Петра отличается от других тем, что он обращен в западном направлении, а не как алтари остальных храмов в восточном.

Также здесь был сделан склеп, по довольно мрачной лестнице можно спуститься в него и увидеть останки святых. Главная достопримечательность – статуя Святого Петра, вырезанная из мрамора. Многие посетители храма считают важным обязательно прикоснуться к этой скульптуре, которая тоже считается святой.

В многочисленных капеллах собора Ватикана стоят статуи, надгробия и гробницы святых и правителей Рима. Здесь хранят важные для Ватикана реликвии, среди которых есть и знаменитое копье, с помощью которого убили Христа.

Интересные факты о Соборе Святого Петра

  • При создании собора умерли три архитектора – Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
  • На полу храма можно увидеть метки, которые обозначали границы всех предыдущих базилик, построенных здесь. Таким образом, можно проследить, как храм увеличивал свою площадь в течение многих веков.
  • В соборе Святого Петра есть дверь, которая названа Святой. Каждую четверть века ее открывают. От этой традиции и возникло слово юбилей, от названия козлиного рога «vobel», в который трубят раз в 25 лет.
  • В храме есть пол, полностью состоящий из надгробий. Эта часть храма пользуется особой популярностью среди посетителей.

Собор Святого Петра – непросто величайший храм Ватикана, но еще и произведение искусства, в которое внесли свой вклад известные художники и архитекторы.

Описание Собора святого Петра - нетривиальная задача. Главный католический храм мира до недавнего времени был крупнейшим христианским религиозным сооружением. Собор святого Петра находится во владениях государства Ватикан в центре Рима.

История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них - апостол Пётр. Он был распят необычно - вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра ? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор - Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов - Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно - в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь - единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине - апостолы Пётр и Павел, а в низу - сцены их мученической смерти. Сверху двери - мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете - знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты - смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр - 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой - соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь - свыше 22 тыс. м 2 . Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д"Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия - знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий - мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами - с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого - сияющий в солнечных лучах голубь - символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев - около 3 м.

Кафедра св. Петра - символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского - «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Как попасть в Собор святого Петра

Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:

  • на метро линии A до станции Ottaviano;
  • на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.

Время работы Собора святого Петра - с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 - в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку - нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR - за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.

Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.

Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.

При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин - волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.

Собор Св. Петра в Риме — самая известная римско-католическая церковь и одно из самых святых мест в христианском мире. В статье описаны

  • особенности архитектуры здания и коротко об истории создания;
  • самые известные работы великих мастеров, украшающие интерьер;
  • христианские реликвии, хранящиеся под сенью храма.

А так же Вы узнаете

  • какую печальную роль сыграло строительство здания в судьбе католицизма;
  • кто из великих зодчих принимал участие в работе и не дожил до завершения строительства;
  • и чем на самом деле является собор.

Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?

Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро) , а не собором. Базилика - это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).

Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского . Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.

Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.

Что было раньше на месте базилики?

Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.

Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.

Кто начал строительство и зачем?

Папа, который впервые озвучил идею замены старой Константиновской базилики, был Николас V (1447-55). Он поручил Леону Баттиста Альберти (1404-72) и Бернардо Росселлино (1409-64) подготовить план для новой структуры религиозного центра.

Папа Сикст IV (1471-84) построил новые церкви (в том числе Сикстинскую капеллу), расширил улицы и помог превратить Рим в город эпохи Возрождения. Но базилику, где в день 800 Рождества императором Священной Римской империи был коронован Карл Великий, не тронул.

Только когда его племянник Папа Юлий II стал понтификом в 1503 году, все началось. Юлий решил снести старую базилику и заменить ее новой, где приготовить гробницу и для себя. Длительная последовательность Пап, архитекторов, дизайнеров и масонов-каменщиков в конце концов довела проект до завершения в 1626 году. Прошло 123 года!

Кто из великих «руку приложил»?

Активными понтификами были:

  • Лев X (1513-1521),
  • Климент VII (1523-1534),
  • Павел III (1534-1549),
  • Сикст V (1585-1590),
  • Григорий XIV (1590-1),
  • Климент VIII (1592-1605),
  • Павел V (1605-1621) и
  • Урбан VIII (1623-1644).
Фасад Мадерно. Автор: Jean-Pol GRANDMONT — собственная работа , CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Среди самых известных архитекторов (Capomaestro ), участвующих в его возведении, были

  • Донато Браманте (1444-1514),
  • Рафаэль (1483-1520),
  • Джулиано да Сангалло,
  • Бальдессаре Перуцци,
  • Антонио да Сангалло Младший,
  • Микеланджело (1475-1564),
  • Джакомо делла Порта,
  • Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
  • Джованни Бернини (1598-1680).

Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане

Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса :

  • переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
  • в конечном счете, к .

Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.

Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?

Построенный из травертинового камня, здание имеет

  • высоту 138 м,
  • 223 метра в длину и
  • 152 метра в ширину,
  • с внутренней длиной примерно 211 метров.
  • Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.

Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.

Интерьер: самые известные шедевры

Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:

  • Преподобной Девы,
  • Клементины,
  • Мадонны Колонны,
  • Григорианская,
  • несколько других алтарей.

Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.

Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.

Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.

Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).

Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные

  • мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
  • а также мозаикой и драгоценными металлами.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.


План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра . Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира . Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева - «Врата смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр - 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.


В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?

Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с

  • изобразительным искусством архитектуры,
  • скульптурой (рельефами и статуями),
  • живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).

Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.

Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано

  • декоративное искусство (витражи в готических соборах),
  • искусство гобеленов,
  • огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
  • мозаичное искусство и
  • богатство иконописи.

Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.

Базилика — двуликий Янус

Главный храм католицизма имеет два лица:

  • одно — символ могущества и величия церкви;
  • другое — раскол, потеря авторитета и силы.

Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. а. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в комментарии, пожалуйста.

Какие христианские реликвии хранятся в соборе?

В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).

В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:

  • Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
  • Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
  • Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
  • Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).

Чьи могилы находятся в соборе Святого Петра в Риме?

Около 100 гробниц находятся в базилике Святого Петра, в том числе в Ватиканском гроте под базиликой. В них покоятся 91 Папа (в их числе Иоанн Павел II), император Священной Римской империи Отто II, святой Игнатий Антиохийский. В подземном склепе, прямо под куполом и главным алтарем, находится гробница самого Святого Петра.

Короткое видео по теме.

Как добраться до собора Св. Петра в Риме

Доехать до места можно

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям) или San Pietro (ближе к площади);
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: №№ 23, 32, 81, 590, 982, 11, остановка Risorgimento,
  • экспресс-маршруты от вокзала Термини (Termini) №№64, 40, 116, остановка Terminal Gianicolo.

Собор Св. Петра в Риме можно посетить бесплатно, как любую церковь. Он открывается в 7 часов утра.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами - религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).

Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами и Барокко: (Giovanni Lorenzo Bernini), (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.

В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.

Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.

Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу - восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.

Просторное здание с высокими сводами должно было воплотить небесную легкость храма, однако смерть Браманте в 1514 году отодвинула воплощение проекта на неопределенное время.

Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.

В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.

Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки , вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.

При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.

Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел , в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.

Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы , что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.

К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма . Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.

За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви , скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).

Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.

Греческий крест , в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский , за счет удлинения продольной части.

Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.

Описание

Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола - 132 м, общая площадь храма - 23 тысячи м 2 .

Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.

Фасад

Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину - 118 м и высоту - 48 м.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра . Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).

За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.

Интерьер

Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников .

Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.

Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.

Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии , потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел . Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.

Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.

Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини - обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).

И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».

Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.

Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.

Правый неф

Пьета

В правом нефе храма расположена скульптурная группа « » (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).

Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!

Памятник понтифику Льву XII

По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.

В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).

Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Уникальный памятник - усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме .

Часовня Святого Причастия

Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам (Francesco Borromini). Внутри часовни - работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.

Левый неф

Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)

Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия . Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.

В руке скелета находятся песочные часы - метафора окончания земной жизни понтифика.

Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.

Часовня Крещения

В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) - гробница понтифика Иннокентия VIII.

Центр

Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело . В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.


Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом - Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь . Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.

Купол

  • на метро: линия А, остановка Ottaviano (ближе к музеям)
  • на трамвае: №19, остановка San Pietro в 200-х метрах от собора;
  • автобусом: № 23, 32, 81, 590, 982, N11, остановка Risorgimento, №64 и 40 экспресс-маршруты от (Termini) к собору Святого Петра, №116, остановка Terminal Gianicolo;
  • региональным поездом: станция Roma San Pietro (ближе к площади), поезд ходит с вокзала Roma Trastevere, билет 1 евро.
Loading...Loading...