Сподвижник Абдуллах ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах). Смотреть что такое "Абдулла ибн Зубайр" в других словарях

Абдаллах ибн аз-Зубайр (?-692) - политический деятель Халифата, сын известного сподвижника пророка Мухаммеда аз-Зубайра ибн аль-Аввама и внук первого «праведного» халифа Абу Бакра. Не признав избрания Йазидахалифом в 680 году, Абдаллах ибн аз-Зубайр начал борьбу с ним, после смерти Йазида (10.11.683) и его приемника Муавийи II (10.02.684) объявил себя халифом. В 684-692 годы Абдаллах ибн аз-Зубайр боролся с Абд аль-Маликом за власть в Халифате. Абд аль-Малик, опираясь на значительную часть сирийских арабов, сумел разгромить Абдаллаха ибн аз-Зубайра, погибшего при обороне Мекки (05.11.692).

С. Ю. Серегичев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 28.

Абдаллах Ибн Аз-Зубейр (624-692) - мусульманский политический деятель Аравии, антихалиф. Выступил в 680 году против омейядского халифа Язида, сына Муавии. После смерти Язида в 683 году Абдаллах Ибн Аз-Зубейр был признан халифом в Ираке, Южной Аравии, Египте и в большей части Сирии. В 687 году войско Абдаллах Ибн Аз-Зубейра одержало победу над восставшими шиитами, возглавлявшимися аль-Мухтаром. После укрепления власти Омейядов войско халифа Абд-аль-Малика под команд. Хаджаджа в 692 году осадило приверженцев Абдаллах Ибн Аз-Зубейра в Мекке. Абдаллах Ибн Аз-Зубейр погиб в сражении.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Али-Заде. А. Хроника мусульманских государств (I-VII вв. хиджры). М., 2004;

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 3. Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998.

Отец аль-Аввам ибн Хувайлид [d] Мать Сафия бинт Абд аль-Мутталиб [d] Супруга Асма бинт Абу Бакр , Умм Кульсум бинт Укба [d] , Атика бинт Заид ибн Амр ибн Нуфаил [d] , Q25453700 ? и Q25453774 ? Дети Урва ибн аз-Зубайр , Абдуллах ибн аз-Зубайр , Mus"ab ibn al-Zubayr [d] , Q20420135 ? , Q25453705 ? , Q16119564 ? , Q25453699 ? , Q12205561 ? и Q20414956 ?

Абу́ Абдулла́х аз-Зуба́йр ибн аль-Авва́м аль-Кураши (араб. الزبير بن العوام ‎; (0594 ) , Мекка , совр. Саудовская Аравия - , Басра , совр. Ирак) - двоюродный брат пророка Мухаммеда (сын тети пророка Сафии) и халифа Али , а также племянник Хадиджи .

Биография

Его полное имя Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай. Родился в 594 году в Мекке. Был одним из ближайших сподвижников и одним из шести советников пророка Мухаммеда. Он так же был одним из тех десяти, которым было обещано при жизни, что они будут в раю (ашара аль-мубашшира ). Совершил хиджру сначала в Эфиопию , а затем в Медину . «Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также свидетельства о нравственном величии двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в 1918 году в типографии «Маариф» в Казани. Islam-today предлагает вниманию читателей главы из этой книги

Если к Зубайру ибн Аль-Авваму (радый Аллаху‘анху) кто-нибудь обращался с просьбой, он старался выполнить ее так тщательно, как-будто бы делал это для себя. Он отличался надежностью. Именно к нему обратились в своих завещаниях принять обязанности опекуна своим детям и наследству Осман ибн ‘Аффан, Абдуррахман ибн Ауф, Габдулла ибн Масгуд. Хазрати Зубайр тщательно исполнял обязанности опекуна и воспитывал детей как своих. Как правило, свое состояние он расходовал в пользу сирот. Рассчитывая на его надежность, многие обращались к нему как хранителю своего добра – аманата. В таких случаях он любил говорить: «Я не приму ваше добро в качестве аманата, а вдруг ему будет нанесен ущерб, и вам будет причинен вред, оставьте ваше добро в качестве долга заберете его в нужное вам время» (Сахих Бухари).

Хазрати Зубайр был очень богат. Этому способствовало его дарование хорошего торговца. Среди сахаба никто не мог соперничать с ним по количеству слуг, по числу домов и площади посевных земель, количеству скота. Он вел торговлю в разных странах, его дома находились в разных городах и селениях. В лучезарной Медине у него было 11 домов, в Басре – 2 дома, по одному дому в Куфе, Каире и Александрии. Кроме того, в Медине у него был земельный надел, стоимость которого составляла один миллион шестьсот тысяч дирхемов (Сахих Бухари).

Хазрати Зубайр стремился приумножить свои богатства ради того, чтобы затем жертвовать их на благотворительные цели. Он не видел ничего зазорного в том, чтобы копить добро с благими намерениями.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) объявил: «Вот с этого места до одного конного перехода земля будет принадлежать Зубайру». После чего Зубайр проскакал на коне, пока тот не остановился и метнул свою плеть дальше вперед. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), увидев это, сказал: «В том месте, где упала плетка, – все это его земля» (передал Абу Дауд).

На вопрос, как ему удалось достичь такого богатства, хазрати Зубайр обычно отвечал: «Я никогда никого не обманывал, никогда не вел торговлю недозволенно, никогда не имел дело с некачественным товаром и никогда не продавал ущербный товар, а зная, что получу небольшую прибыль, стремился больше продавать и таким путем преумножил свое состояние». Хазрати Зубайр совершил множество благодеяний в пользу Ислама и мусульман.

Одинон пожертвовал на благодеяния шестьсот тысяч дирхемов, в другой раз – сто восемьдесят тысяч дирхемов. У него была тысяча рабов, которые ежедневно приносили своему хозяину огромный доход. Из этой суммы хазрати Зубайр не брал себе ни единого дирхема, расходуя все средства на благотворительность (передал Аль Рияз).

Он завещал после смерти передать третью часть из своего состояния в пользу правоверных и благотворительных организаций. После него осталось девять сыновей, столько же дочерей и огромное состояние (Сахих Бухари).

Али ибн Абу Талиба . По пути когда ему сообщили,что пророк Мухаммад (да будет доволен им Аллах и приветствует)при жизни предостерег о войне между Хазрати Али и Хазрати Зубайром, он отказался от продолжения похода. Хазрати Зубайр скончался на 36 год после переселения в Медину в возратсе 65 лет. Дженаза намаз совершил хазрати Али. Аз-Зубайр ибн аль-Аввам погиб от рук Амра ибн Джармуза в местности Вади ас-Сиба недалеко от Басры . Ибн Кясир рассказывает в "аль-Бидая уа ан-Нихая (7/431): "Он первый кто обнажил меч на пути Аллаха и участвовал во всех сражениях посланника Аллаха, присутствовал на битве при Ярмуке, и дважды от начала до конца прорвал лагеря и ряды римлян, и когда он был убит, его меч был принесён повелителю правоверных Али ибн абу Толибу, и тогда он сказал: "Поистине этот меч постоянно снимал печаль с лица посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует"

] // Исламский энциклопедический словарь. - М. : Ансар , 2007. - 400 с. - (Золотой фонд исламской мысли). - ISBN 5-98443-025-8 .

  • al-Zubayr b. al-ʿAwwām / I. Hasson // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
  • КНИГА СОКРОВИЩ И ДАРОВ

    КИТАБ АЗ-ЗАХА ИР ВА-Т-ТУХАФ

    ИБН АЗ-ЗУБАЙР О ФАТИМИДАХ

    Данная публикация представляет собой переводы 53 отрывков из сочинения под названием "Китаб аз-заха ир ва-т-тухаф" ("Книга сокровищ и даров"), изданного в 1959 г. в Кувейте Мухаммадом Хамидаллахом в серии "Арабское наследство" по единственной рукописи, найденной в Турции 1 .

    Написано сочинение не позднее 1071 г. Судя по разбросанным в нем намекам и сообщениям использовавших его позднейших авторов, оно принадлежит кадию Рашиду ибн аз-Зубайру, который служил у бувайхида Абу Кали-джара (ум. в 1048 г.), а после завоевания государства Бувайхидов сельджуками (1055 г.) переехал в Египет, сделавшись чиновником фатимидского ведомства внешних сношений.

    В книге собраны рассказы о дарах, которыми обменивались посольства различных правителей, о празднествах и пиршествах, о диковинах, сокровищах, наследствах, военной добыче и выдачах. Часть их относится " ко времени правления Фатимидов в Египте, касаясь по преимуществу событий, происходивших в середине длительного правления халифа Мустансира (1036-1094), ознаменованной голодовкой и мятежами тюркских отрядов, разграблением халифских дворцов. Эти рассказы основаны в большинстве своем на собственных наблюдениях автора и устных сообщениях очевидцев; возможно и использование автором доступных ему официальных документов.

    Неизвестные до сего времени или встречающиеся в более поздних источниках (главным образом, в "Хитат" Макризи) в другой редакции, эти рассказы представляют определенный интерес для исследователя фатимид-ской эпохи.

    В переводах сохранена нумерация отрывков, данная издателем арабского текста.

    ТЕКСТ

    77. И передал полководец Абу-л-Хусайн Джаухар ал-Му"иззу ли-дини-ллаху после завоевания им Египта в 359 (969) году дары, в том числе 99 породистых лошадей и 21 плащ и попоны из парчи, тканной золотом. И золотые пояса, украшенные жемчугом, и 120 верблюдиц с парчой, /украшенной изображениями/ птиц, и сосуды, отделанные серебром. И 500 бедуинских верблюдов, и 56 призовых лошадей, и 48 верховых животных, из них одна самка мула и 47 коней, а на них парчовые расписные попоны и седла с различными украшениями из золота и серебра, покрытого золотом, и некоторые их уздечки из золота, а некоторые из серебра, и два больших ствола в виде самых длинных мачт, какие только бывают.

    78. И подарила благородная госпожа Ситт ал-Мулк, сестра ал-Хакима би-амри-ллаха, своему брату во вторник 9 ша бана 387 (17 августа 997) года подарки, в том числе 30 коней с золотым убором, один убор инкрустированный и один убор из хрусталя. И 20 самок мула с седлами и уздечками, и 50 слуг, из них 10 славян, и сто дорогих одежд, и тадж 2 , украшенный жемчугом, и такую же ермолку, и много ларцов со всевозможными благовониями, /изделие/ из серебра в виде сада с различными деревьями.

    79. И подарил ал-Му"изз ибн Бадис ибн ал-Мансур ибн Булуккин ибн Зири ибн Манад, правитель Магриба, аз-Захиру ли-и"зази-дини-ллаху в 420 (1029) году великолепные подарки, в том числе 20 рабынь, и не было видано прекраснее их талий, лиц, цвета кожи и тел, а среди них одна рабыня превосходила всех красотою и совершенством, и при них ларчики из серебра. И три прекрасных дорогих коня, в том числе гнедой с золотым седлом, изготовленным в Магрибе, и вес его золота - кинтар 4 , а седло рыжего – из жемчуга, а седло вороного - из белого серебра, весом в сто кинтаров, и 50 щитов для процессий, покрытых парчой. И 12 белых юношей-славян, прекрасных лицом и станом, и 20 слуг - прекрасных черных юношей, и 1500 разноцветных магрибинских одежд из шелка, и 400 плащей из тонкого ат-талакан 4 . И бесчисленное множество копий из бука, и сундуки, и ларцы, наполненные мечами, и прочее, подобное этому, и сицилийских одежд и одежд из Суса несколько тысяч, и сицилийские чалмы... и в числе даров - тысяча кинтаров воска.

    И принял аз-Захир посла его /ал-Му"изза ибн Бадиса/ в зале своего дворца, /сидя/ на большом золотом троне. И было прочитано письмо его (ал-Му"изза ибн Бадиса), и переданы ему (аз-Захиру) подарки его в воскресенье 8 шаввала упомянутого года (20 октября 1029), и был этот день прекрасным.

    80. И послал ему (ал-Му"иззу ибн Бадису) аз-Захир ли-и зал-диниллах прекрасный подарок из несчетного количества редкостных диковин Индии, Хорасана и Китая - все виды благовоний, жемчуга и прочего, и изделия из Тинниса, Дамиетты, Туны и их окрестностей - одежды и принадлежности /к ним/, и драгоценности, и флаги, и катапульты, и знамена, и стяги из касаба с серебром 5 , отделанного золотом /в виде/ всевозможных фигур, каждая - редкость и диковина по своему достоинству, и нет им подобных.

    И передал ему красивую жирафу - дивное создание по ее великолепию и украшениям, и некоторое число хорасанских верблюдов, несущих носилки различных видов. И шатры, и носилки, сделанные из слоновой кости, эбенового дерева и сандала, оправленного в золото и серебро, покрытые прекрасными попонами из красного с золотом хосровани 6 , и из бархата с золотом, и из ад-дабики 7 с золотом и прочих видов и цветов. .

    А в них - красавицы рабыни, с прекрасными песнями и полными достоинства танцами, и достаточное число прекрасных слуг, привлекательных лицом, станом и одеждами. И множество бедуинских коней, дорогих по цене и выдающихся по качествам, на многих из них седла из золота, серебра, драгоценных камней, амбры и камфары прекрасной выработки, которым нет подобных. И мечи, и шлемы, и позолоченные щиты, и мечи, украшенные драгоценными камнями, и не существует других подобных им, кроме этих.

    82. И подарил Кустантин, правитель Рума 8 , ал-Мустансиру би-ллаху в 437 (1045-46) году - а везиром тогда был Абу Наср Садака ибн Йусуф ал-Фаллахи, а управителем государства - Абу Сад Ибрахим ибн Сахл ат-Тустари, иудей 9 , когда сообщил ему (ал-Мустансиру) о возобновлении мирного договора на 10 лет, а последний из них 447 (1055-56) год 10 - дар, который не делал ранее ни один из правителей. Рума при подобном заключении мира кому-либо из предшествовавших мусульманских халифов - с прошлого времени и до нашего, по широте своей души и большой щедрости.

    И равнялась стоимость его 30 кинтарам золота, в каждом кинтаре -7200 румийских динаров, или 10 тысяч арабских динаров, что составляло 216 тысяч румийских динаров, или 300 тысяч арабских динаров.

    А дар состоял из 150 голов прекрасных мулов и отборных коней, каждый из которых покрыт парчовой попоной. И 50 мулов везли пятьдесят пар сундуков, покрытых, пятьюдесятью /покрывалами/ из шелковой тафты, а впереди всего этого находилось двести человек из тех, кто был в плену из мусульман. А в сундуках находилось сто штук различных золотых сосудов, отделанных эмалью, и тысяча одежд из парчи различных /видов/ и прекрасной тафты, и красные румийские пояса со значками из золота, и замечательные высокие чалмы, вышитые золотом, а покрывал и парчовых платков, в которые были эавернуты одежды, - триста штук.

    85. Подарил Михаил, правитель Рума, также ал-Мустансиру би-ллаху в везирство ал-Хасана ибн Абд ар-Рахмана ал-Йазури в 444 (1052-53) году 11 с послом, прибывшим морем в Теннис, великолепные дары, которые я сам видел в Тиннисе.

    В числе их - тюркские гулямы одного возраста, тюркские рабы, белые куропатки, белые павлины, белые журавли, белые букират 12 белые вороны, белые скворцы, большие медведи для забавы и собаки борзые и гончие и тому подобное кроме этого, доступное для обозрения, помимо невиданных сундуков и скамей. И в числе прибывших с ним даров - 1700 дивных колокольчиков, запечатанных свинцом, которым государь обрадовался и использовал их в своей сокровищнице, и говорили, что стоимость каждого из них в стране Рум - семь динаров.

    132. И рассказал мне один из сподвижников эмира войск Сайф ал-ис-лама Бадра ал-Мустансири, заслуживающий доверия, что в 462 (1069-70) году сахар в Акке и по всей Сирии стал дорогим, и его спрашивали, но не находили. И продавали сирийский кинтар его за 50 динаров. А в хранилище его (Бадра) находилось триста тысяч сирийских кинтаров /сахара/. И подошли месяцы поста, и попросили у него разрешения продать его /сахар целиком/ или частично. Но он запретил это и сказал: "Мы /сами/ нуждаемся в нем в эти месяцы, то есть раджаб, ша бан и рамадан". И употреблен был/сахар/на его кухнях, и я сам слышал, что он стоил 15 тысяч динаров.

    157. Затем производил ал-Му"изз ли-дини-ллах обрезание эмиров -своих сыновей: Абдаллаха, Низара и Акила. И не были забыты ни знатный /человек/ из упомянутых нами, ни малый, с хрупким телом, ни многие из рабов. И это потому, что, когда он задумал совершить их обрезание, то написал своим наместникам и правителям от Барки и ее провинций до отдаленной Сиджилмасы и ее пределов и в /области/, расположенные между ними и окружающие их, до острова Сицилия - тем, кто правил ими из оседлых и бедуинов, на суше и на море, об обрезании тех, кто не был обрезан из детей их подданных - свободных и рабов, белых и черных, низких и знатных, /принадлежащих/ к их народу или находящихся под покровительством, которые окружали государство его на /расстоянии/ одного месяца /пути/. И пригрозил он им опалой, и отдал приказ о всех выдачах и одеждах, и о необходимой провизии, питье, платьях, ароматах и прочем, сообразно их достоинству и положению.

    И было в числе выдач только на один остров Сицилию отправлено кроме жалованных одежд и Платья 50 мешков с динарами, а в каждом мешке 10 тысяч динаров.

    К подобное этому /было направлено/ каждому наместнику из наместников государства для распределения жителям его провинции.

    А в присутствии ал-Му"изза в один день из дней этого месяца было совершено обрезание примерно 12 тысяч юношей. И было это в 351 (962) году

    173. И когда прибыл посол Басила, правителя Рума 13 , в Египет, пожелал ал-Хаким би-амри-ллах украсить зал дворца диковинным убором и увешать его удивительными украшениями. И приказал поискать в хранилище утвари, и обнаружили /там/ 21 мешок, о которых госпожа Рашида сказала, что они были в числе других мешков привезены с караваном утвари в Египет из Кайруана, когда в него прибыл ее отец, ал-Му"изз ли- дини-ллах, в 362 (9,73) году.

    И действительно, писцы хранилищ утвари обнаружили на одном из них надпись: "Триста тридцать первое из изделий рабов: парча, украшенная золотом". И устлал он ею весь зал, и были увешаны все его стены занавесями, и стали весь пол его и стены как бы в золотых холмах. И в середине зала было подвешено золото, а это - золотой лист, украшенный драгоценными камнями всех видов, освещавший все, находившееся вокруг него. Когда падало на него солнце, изумленные глаза уставали и не могли выдержать этого /блеска/.

    336. А что касается Абу-л-Хусайна Джаухара ал-Магриби, когда его господин направил его для завоевания Египта в 358 (968-69) году, то выдал ему при этом 1500 мешков денег.

    337. И когда двинулся ал- Азиз би-ллах в Билбайс, направляясь в 385 (995) году в поход, то в числе взятого им с собою имущества было пять тысяч верблюдов, на каждом верблюде два больших сундука, наполненных деньгами, и 1800 буйволов и буйволиц, на каждом два сундука, и в каждом сундуке то же, что в двух сундуках, несомых верблюдами.

    338. И обнаружены были у устаза Абу-л-Футуха Барджавана ал- Азизи, когда убил его ал-Хаким в 390 (1000) году, сто платков из разноцветного шарба 14 , и все они надеты на сотню шапочек, и тысяча дабикских шаровар с тысячью шелковых шнурков, и соответствующих тонких и длинных одежд, ювелирных изделий и посуды золотой и серебряной несметное число. И 150 прекрасных коней, и 300 грузовых мулов, и тяжелых украшенных седел 150, и множество книг разрисованных и прочих, и книг песен.

    339. И обнаружено было у главнокомандующего ал-Хусайна ибн Джаухара после того, как убил его ал-Хаким в 399 (1108-09) году, наряду с прочим семь тысяч шелковых мубаттана 15 и девять глиняных черных китайских блюд, наполненных зернами фансурской камфары 16 ; вес каждого зерна - три мискаля 17 .

    354. И оставила госпожа Ситт Миср, дочь ал-Хакима би-амри-ллаха, когда умерла в начале джумада П 455 (июня 1063) года несметное богатство. И приносили ее икта в год 50 тысяч динаров дохода, и-было у нее восемь тысяч рабынь. И была она щедрой, благородной, с великодушным характером и поступками. И в числе оставшегося после нее было 30 с лишним китайских кувшинов, наполненных толченым мускусом. И обнаружены были у нее драгоценные камни, в том числе кусок яхонта весом в 10 миска лей.

    355. И обнаружили у госпожи Рашиды, дочери ал-Му"изза ли-дини-лла-ха, когда она умерла в 442 (1050-51) году, как. упоминал об этом рассказчик, /имущество/ стоимостью в миллион семьсот тысяч динаров. И в числе обнаруженного в хранилище одежд было 30 тысяч шелковых одежд из отрезов и 12 тысяч различных одежд из цельных /материй/, и сто бутылей, наполненных фансурской камфарой.

    356. А следовавшие за ней дети ал-Му"изза ожидали ее смерти. Но досталось это /богатство/ лишь эмиру верующих ал-Мустансиру би-ллаху.

    357. И умерла сестра ее Абда, дочь ал-Му"изза, в этом же году. Родились обе сестры в Раккаде, за Кайруаном, а умерли они в Каире в 442 (1050-51) году, и между их /кончинами/ было три дня. И каждая прожила почти 90 лет, и они - тетки ал-Хакима би-амри-ллаха. И обнаружено было у Абды, дочери ал-Му"изза, также несметное имущество. И рассказывал мне один из хранителей дворца в Каире, что, по его истинному наблюдению, на печати в хранилищах госпожи Абды, которыми было запечатано то, что находилось в ее комнатах и сундуках, ушло воска 40 египетских ратлей 18 и что на ярлыки для находившихся там вещей пошло 30 стоп бумаги.

    И рассказывал мне обладающий знанием, что обнаружил он у Абды, старшей дочери ал-Му"изза ли-дини-ллаха, рожденной в Гизе, в Египте, по прибытии /в него/ ее отца ал-Му"изза в 362 (973) году 19 , множество вещей с ярлыками из 30 стоп бумаги, находящихся в ларцах и других местах.... 20 . И обнаружено было там 1300 сосудов из серебра, отделанных эмалью, каждый весом в 10 тысяч дирхамов, и 400 мечей, украшенных золотом, и 30 тысяч круглых сицилийских шатров, и несметное число драгоценностей, и изумруд весом в один ирдабб 21 . И находясь в таком возрасте, не ела она ничего, кроме похлебки. А сестра ее Рашида кормилась прядением и ничего не тратила на свою еду из денег султана. И обнаружили у нее (Абды) таз и кувшин из хрусталя. И когда увидел их глава везирата Абу Мухаммад ал-Йазури, то вырвались у него /слова/ восхищения ими и их величиной, и попросил он о них султана, и тот подарил ему их.

    372. А что касается выдач из хранилищ дворца эмира верующих ал-Мустансира. би-ллаха в /4/61 и /4/64 (1068-69 и 1071-72) годах, когда государством его овладели мятежники, то разорители захватили находившееся в казне его и его ведении. И усилились их требования об увеличении полагавшихся им выдач, и поделили их предводители между собою места сбора пошлин и налогов; и они прекратили выдавать полагающееся ему (ал-Мустансиру) пропитание, и, по-видимому, не поступало к нему и денег. И воистину не было подобных раздач у династий, упомянутых ранее, от появления ислама до нашего времени, - такой ценности, великолепия, необычайности, обилия, красоты, привлекательности, высокого достоинства и блеска -по качеству и дорогой цене; при этом выдавалось малое из. многого и незначительное из великолепного.

    И сообщили мне некоторые люди, что богатые купцы вывезли часть этого в другие края и страны, и оно стало украшением правителей и их сокровищ и предметом их гордости, за исключением того, что погибло в огне или утонуло в море.

    373. И когда базары и рынки Египта наполнились вещами, распроданными людям из султанского дворца, пошла выручка за них в 460 (1067-68) году на выдачи тюркам и прочим. Затем усилился страх и /участились/ грабежи на улицах днем, похищения и убийства - ночью.

    А торговцы опасались разграбления того, что было куплено ими из парчи хосровани, ал-куркуби 22 , дабикской парчи и прочих изделий, тканных сзолотом - покрывал, занавесей, отрезов, одежд, утвари, а кроме того - зонтов, катапульт, знамен, попон для шатров и носилок, серебряного касаба и изделий, украшенных эмалью, изумрудом, бирюзой и жемчугом, и всех тканей и драгоценностей, где были золото и серебро. И все это сгорело в огне, и расплавилось их золото. И не осталось ремесленников, способных сделать подобное тому, что сгорело, и не сохранилось орудий для этого, и все ушло в прошлое.

    374. И когда выдал султан Са"д ад-Даула по прозванию "Салам алайка" предметы и оружие из хранилища знамен и прочее в шестой день сафара 461 (5 декабря 1068) года, то тот унес все это ночью. И в том числе получил Са"д ад-Даула 1900 ламтийских щитов 23 , которым не было равных в военном снаряжении, и серебряный и золотой касаб, и знамена. И в это время упал у одного из слуг кусок свечи, а на пути его были мешки со льном и множество вещей, и все это сгорело. И поэтому началась большая суматоха и /распространился/ страх в расположенных поблизости дворце, домах простонародья и на базарах.

    375. И рассказал мне обладающий знанием о содержимом хранилища знамен, что он не знает общей огромной цены того, что там было из оружия, утвари и сокровищ и что выдачи из него в каждый год составляли от 70 до 80 тысяч динаров со времени прихода главнокомандующего Джаухара и сооружения дворца, то есть от 358 (969) года до настоящего времени - более ста лет, и что все это хранилище долго оставалось неизменным, а потом сгорело без остатка.

    И рассказал, что в эту ночь сгорели десятки тысяч бутылок нефти, а что касается щитов, мечей, копий и стрел, то их невозможно было сосчитать никоим образом вместе с находившимися там серебряным касабом, золотыми одеждами и прочим, и бархатными знаменами, и седлами знаменосцев, с уздечками, разноцветными верхними широкими платьями и всеми значками, стягами и флагами.

    381. И обнаружено было во дворце более ста мешков с прекрасными изделиями, подносами для фруктов и тому подобным, и на большей их частиимя ар-Рашида и других /халифов/. И обнаружено было в нем шелковых занавесей, тканных золотом, различного цвета и длины несколько сотен, около тысячи, и на них изображения государств и их правителей. На изображении каждого написано его имя и число дней его /правления/, и объяснение его положения.

    И обнаружено было там несколько больших сундуков, наполненных позолоченными и посеребренными ножами с различными фигурами из всех драгоценных камней, и некоторые из них украшены прекрасным украшением. И об-наружено было много сундуков, наполненных разными чернильницами - квадратными, круглыми, большими и малыми, сделанными из золота, серебра, сандала, алоэ, эбенового дерева, аз-зинджи, ал-вакваки 24 , слоновой кости, ели, винограда и других видов деревьев, украшенными драгоценными камнями, золотом, серебром и прочими видами дивных украшений, прекрасной тонкой работы со всеми принадлежностями и всем содержимым, в том числе стоимостью в тысячу динаров и более и менее этого, не считая находящихся на них драгоценностей.

    382. И обнаружены были сундуки, наполненные заостренными перьями из разных видов тростника из обихода Абу Али Мухаммеда ибн Али ибн Муклы и Ибн Бавваба 25 и других.

    383. И обнаружено было несколько печатей с их подписями, сделанными золотом по лазуриту /при помощи/ палочки.

    384. И обнаружено было также несколько больших китайских кувшинов, наполненных фансурской камфарой, и большое число обломков амбры, древесной и минеральной, и обломков тибетского мускуса, и ствол зеленого дерева 26 , и куски его.

    385. И обнаружены были хранилища, наполненные всеми видами китайской, фарфоровой посуды, употребляемой людьми. И в шести из них большие и малые китайские лохани, стоящие на трех ножках в виде чудовищ, львов и домашних животных. Цена каждой "штуки из них - тысяча динаров; изготовлены они для стирки одежд.

    386. И обнаружены были глиняные сосуды, наполненные различными видами цветной позолоченной посуды, ширина каждого - 10 пядей и менее того. И в каждый ставились сосуды шириною менее его, до /ширины/ менее чем дирхам. И прочие виды посуды и деревянных блюд такой же ширины, и менее, и более этого; наполнена была внутренность их тем, что меньше их по ширине, до тех, чья ширина меньше динара. И тысячи деревянных столов на ножках, больших и малых.

    387. И обнаружены были глиняные сосуды, наполненные золотом и серебром, обожженные до черноты, большие и малые, самой лучшей работы.

    389. И обнаружено было в сокровищницах несметное количество серебра, из него примерно на миллион дирхамов или около того предметов, отлитых из серебра и в большей или меньшей степени отделанных золотом, при одной штуке в пять тысяч дирхамов или около того, прекрасной гравировки и искусства, тех видов, при которых пять дирхамов равнялись динару. И воистину все было продано по 20 дирхамов за динар, не считая подобного этому и вдвое большего, что было взято 27 .

    390. И обнаружены были шахматы и нарды, изготовленные изо всех видов драгоценных камней, золота, серебра, слоновой кости и эбенового дерева, с досками из шелка хосровани и из ад-дабики с золотом и прочего, сделанными в виде полей для шахмат и нардов. А дольки нардов покрыты полосками изо всех видов драгоценных камней, золота, серебра, слоновой кости и прочего. И непревзойдены они по множеству их и ценности.

    391. И обнаружено было в хранилищах седел пять тысяч седел, которые положил туда Абу Са"д Ибрахим ибн Сахл ат-Тустари. И обратился он (ал-Мустансир) к хранителю их и приказал продать их со всеми драгоценностями и инкрустацией. Каждое седло из них стоило от семи тысяч динаров до тысячи или немного меньше, а большая часть их - высокой стоимости. И поистине он расплавил все их /украшения/ и разделил это между тюрками. И поистине взял он из хранилища госпожи матери его четыре тысячи седел, как подобных этим, так и других.

    392. И обнаружено было большое количество предметов из золота и серебра - золотой посуды, украшенной эмалью и прочим, с прекрасной гравировкой и отделкой; вся она наполнена великолепными драгоценностями всех видов, цветов и дивных качеств. И четыре тысячи серебряных нарциссов, отделанных золотом, и тысяча подобных же фиалок, не считая прочей необходимой утвари.

    393. И обнаружены были в хранилищах редкости и 36 тысяч слитков серебра и чистый хрусталь различных видов.

    394. И обнаружено было изделий из амбры 22 тысячи штук, каждая фигура весом в 12 маннов 28 или менее этого, а большая часть их превосходит это.

    395. И обнаружено было бессчетное количество изделий ив камфары, и в том числе 800 изображений арбузов из камфары, и прочее.

    396. И обнаружены были в хранилище утвари 4 тысячи тюков золотого хосровани, и каждом тюке все необходимое для собраний - ковры, лампы и прочие принадлежности; некоторые из них не тронуты с тех пор, как сотканы.

    397. А что касается подаренного ал-Мустансиром, то воистину он подарил в 461 (1068-69) году Фахр ал- Арабу и Тадж ал-Мулуку 29 шапки, усаженные драгоценными камнями, и были они редкими по своей величине и ценности. И говорили, что их цена - тысяча динаров, а вес находящихся на них драгоценных камней - 17 ратлей.

    398. И обнаружен был кусок балахша 30 весом в 23 мискаля и зерна жемчуга весом каждое в 3 мискаля, числом около сотни.

    399. И обнаружены были в хранилищах благовоний пять стволов индийского дерева, каждый длиною от 9 до 10 локтей, и фансурская камфара, каждое зерно ее весом в 5 мискалей или менее этого, и не было видано ей подобной, и куски амбры, каждый весом в три тысячи мискалей или около того.

    400. И обнаружено было несколько изделий из прекрасной яшмы, в том числе чаша шириною в три пяди с половиной, а глубина ее - пядь.

    401. И обнаружены были платки из пуха с тела феникса, а это птица, из пуха с тела которой ткут платки, которые не сгорают в огне. Длина их - девять пядей, и были они в числе проданного из хранилищ дворца. Купили их по дешевой цене какие-то странствующие купцы, и требовали их еше, но предложить более было нечего.

    402. 402. И отошли к Насиру ад-Даула 31 хрустальный бокал, и на нем изображение растения, вмешает он 17 ратлей напитка, и маленький кувшин из вдетого хрусталя в 29 ратлей, и довольно большая ваза и несколько чаш из шмы

    403. И обнаружен был золотой павлин, украшенный драгоценными камнями, глаза его - из красного яхонта, а перья - из стекла, отделанного золотом с эмалью цветов перьев павлина.

    И петух из золота, подобный ему, и у него гребень столь большой, какие только бывают у петухов, украшенный всеми видами жемчуга и драгоценных камней, а глаза его - из красного яхонта. И подобная им газель, похожая на газель своей окраской и обликом, также усыпанная дорогим жемчугом и драгоценными камнями. И мне сказали, что живот ее в отличие от прочего тела белый, цвета живота газелей, украшенный прекрасным жемчугом.

    404. И обнаружено было блюдо в виде конуса из куска хрусталя с крышкой из него же, а в нем хрустальное блюдо, которое вынимается оттуда и ставится туда; ширина его - также в четыре пяди, с крышкой великолепной работы из позолоченного индийского тростника. Но Фахр ал- Араб с презрением отказался его взять.

    405. И обнаружена была амбра в виде арбуза, в золотой сетке, унизанной драгоценностями, и чистый вес ее - 70 маннов, и кусок амбры, называемый ал-хасруф; чистый вес его, не считая золота, 80 маннов.

    406. И рассказывал Фахр ал- Араб, что тюрки потребовали жалованье, а оно было задержано. И они набросились на гробницу его (ал-Мустансира) предков и взяли то, что в ней находилось из ламп, курильниц и кадил, и украшения с михрабов, к кроме этого 50 тысяч динаров.

    407.Тадж ал-Мулуку достались большой широкий стол из яшмы, на ножках, и большое яйцо из балахша весом в 27 мискалей, к которому прикреплены жемчуг и камни рубина, и стол из оникса с несколькими конусовидными ножками из него же, бесподобный по своей величине и цене.

    408. И досталось предводителю войск из этого /ценностей/ на миллион динаров. В том числе - золотая пальма, украшенная драгоценными камнями и дивным жемчугом, и ваза из золота, со всей завязью и финиками, и всеми видами недозрелых и свежих фиников, формой и цветом по образу их и подобию, и образцы их из различных видов драгоценных камней, которым нет цены.

    409. И отошел к нему наряду с кубками и медным кувшином сосуд из полированного хрусталя с ручкой из него же, вмещающий 10 египетских ратлей воды, а крышка его вся отделана зернами жемчуга - низ ее зернами весом в мискаль, а верх ее /зернами/ весом в два мискаля, не считая яхонта.

    410. И обнаружен был трон государя, а в нем 110 тысяч мискалей чистого золота, и воистину он усажен 1560 драгоценными камнями всех цветов.

    411. И обнаружена была рубиновая шкатулка для душистого масла весом в 37 о половиной дирхамов. И говорили, что эту шкатулку украл ал Йазури из имущества госпожи ал- Умды, рабыни дочери ал-My изза.

    412. И были обнаружены куски сапфира, каждый весом в 70 дирхамов, а изумруда - весом в 80 дирхамов каждый кусок.

    413. А хранилищ книг числом сорок. В одном хранилище из них 18 тысяч книг по древним наукам, и в числе книг находится в нем 2400 копий Корана в ларчиках, отличного письма; большой красоты, украшенных золотом, серебром и прочим. Это кроме того, что находится в Каире в хранилищах Дар ал- Илм.

    414. И рассказывали мне Хатир ал-Мулк и его доверенный человек, обладающий должностями, Мухаммад, сын главы везирата ал-Йазури, что в числе того, что было изъято из одного хранилища дворца, находилось столь большое яйцо, какими только бывают яйца страусов, украшенное золотом, и что ал-Мустенсир би-ллах взял его и сказал присутствующим: "Это – яйцо страуса, и нет ему цены". А тюрки, присутствовавшие там, пренебрегли им и взяли самое ценное из сокровищ, и удалились, и не беспокоились о том, что они взяли.

    И один из слуг сказал ему (ал-Мустансиру): "О эмир верующих! Не обращай внимания на то, что они взяли из драгоценностей, а полагайся на яйцо страуса, которое ты взял". И сказал (ал-.Мустансир): "Что в яйце страуса! Ведь оно - яйцо живое. Один из царей подарил его моему деду ал-Ка и-му би-амри-ллаху, и тот держал его в своей сокровищнице. А затем постепенно ее содержимое перешло к нам, и вот записка, написанная рукою ал-Ка и-ма би-амри-ллаха с перечислением подаренного, и в ней указан год, когда это подарено".

    Личная информация Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

    Абдулла́х ибн аз-Зуба́йр аль-Кураши (араб. عبد الله بن الزبير ‎; ок. май 624 , Медина - ок. ноябрь 692 , Мекка) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда , политический деятель Аравии VII века, претендент на пост халифа . Сын аз-Зубайра ибн аль-Аввама и Асмы бинт Абу Бакр , дочери первого праведного халифа Абу Бакра . Абдулла ибн аз-Зубайр был племянником Аишы , третьей жены пророка Мухаммеда.

    Биография

    Абдуллах ибн аз-Зубайр происходил из племени бану Асад . Он родился через год и 8 месяцев после хиджры . Абдулла ибн аз-Зубайр стал первым младенцем среди мухаджиров, родившимся в Медине .

    В 12 лет находился в расположении мусульманских войск в битве при Ярмуке. Участвовал в завоевании Египта и в битвах против берберов в Северной Африке .

    Абдуллах ибн аз-Зубайр активно участвовал в политике во время правления Муавии I , но после вознесения на престол Язида I он вместе с Хусейном ибн Али отказался присягнуть ему на верность. Он посоветовал Хусейну сделать Мекку центром борьбы против Язида . После смерти Хусейна открыто выступил против халифа, после чего жители Мекки и Медины, а затем всего Хиджаза присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллаха в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 684 года сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида. Армия халифа отступила в направлении Сирии, и власть в этом регионе перешла к Ибн аз-Зубайру. Его правление признал Йемен, Басра, Куфа, Хорасан и другие провинции Халифата. Омейяды контролировали лишь Сирию и часть Египта .

    Напишите отзыв о статье "Абдуллах ибн аз-Зубайр"

    Примечания

    Ссылки

    • Али-заде, А. А. Абдулла ибн Зубайр: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
    • Абдаллах ибн аз-Зубейр // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . - М . : Советская энциклопедия , 1961. - Т. 1: Аалтонен - Аяны. - 1024 стб.
    • / Gibb, H.A.R. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
    • . Британника . Проверено 22 ноября 2015.

    Отрывок, характеризующий Абдуллах ибн аз-Зубайр

    – Так ты рада, и я хорошо сделал?
    – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
    – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
    Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
    На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
    – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
    – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
    Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
    – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
    Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
    – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
    Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
    – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
    Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
    – Ах, Наташа! – сказала она.
    – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
    Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
    – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
    – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.

    Абдуллах ибн Зубайр (радыАллаху анху) был внуком первого халифа Ислама, Абу Бакра (радыАллаху анху). Он был сподвижником и сыном сподвижника. Его матерью была Асма (радыАллаху анха), дочь Абу Бакра (радыАллаху анху). Его тетушкой была Аиша (радыАллаху анха), мать верующих, любимая жена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Его бабушкой со стороны отца была Сафия бинт АбдульМуталиб, тетя Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Его дедом со стороны отца был Аль-Аввам ибн Хувайлид, брат Хадиджи (радыАллаху анха).

    Абдуллах ибн Зубайр (радыАллаху анху) родился в год хиджры, переселения в Медину. Он был первым мальчиком, который родился после переселения. Когда мусульмане переселились в Медину, тамошние иудеи стали распространять слухи, что они применили против них такое колдовство (сихр ), что у них не будут рождаться дети мужского пола.

    Первое время после того, как мусульмане прибыли в Медину, у них рождались только девочки, а мальчики рождались мертвыми (либо умирали после рождения). Люди начали думать, что иудеи действительно навели на мусульман какое-то колдовство, что мусульманской общине придет конец, поскольку у них не будет мужчин. В это время Асма (радыАллаху анха) как раз была на последних месяцах беременности. В Медине у нее начались роды, и родился здоровый мальчик. Мусульмане были очень счастливы - они принесли мальчика его деду, Абу Бакру (радыАллаху анху), который взял его на руки. Мусульмане шли за ним, прославляя Аллаха и произнося такбир.

    Абу Бакр (радыАллаху анху) принес ребенка к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который разжевал финик и вложил его в рот ребенка. Представьте себе, какое это счастье - родиться среди сподвижников Милости для миров (саллаллаху алейхи ва саллям). Первая еда, которую дали этому ребенку, был финик, который разжевал для него сам Любимец Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он же дал мальчику имя.

    Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал ребенка Абдуллах - раб Аллаха. Люди часто говорили, что мальчик был похож на Абу Бакра (радыАллаху анху). Первое слово, которое произнес Абдулла ибн Зубайр (радыАллаху анху), было «ас-сейф» - меч. Это не было удивительным, поскольку он вырос в доме воина. Так что в этом доме всегда было оружие, и мальчик с детства видел вооруженных людей и сам играл мечом.

    Вследствие всех этих причин Абдуллах ибн Зубайр (радыАллаху анху) вырос в великого воина. Говорили, что в трех вещах ему не было равных - в его мужестве, его красноречии и его поклонении Аллаху. Если вы откроете книги по фикху в разделе, где говорится о сосредоточенности в намазе, вы обязательно встретите упоминание об Абдуллахе ибн Зубейре (радыАллаху анху), который был совершенно неподвижным во время намаза. Говорили, что, когда он молился, птицы прилетали и садились на его плечи.

    В одном сообщении говорится, что однажды Абдуллах ибн Зубайр (радыАллаху анху) совершал земной поклон в намазе. Рассказчик говорит, что за это время он сам успел прочитать суры Аль-Бакара, Аль-Имран, Ан-Ниса и Аль-Маида (самые длинные суры Корана), но он так и не поднял голову (такими долгими были его земные поклоны в намазе!).

    В начале 70-х гг. хиджры Мекка была окружена армией Хаджжаджа (большого тирана и узурпатора). Он осаждал Мекку примерно полтора года. Сторонники Абдуллаха принесли ему присягу (чтобы он выступил против тирана), так что он пришел к своей матери за советом. Асма (радыАллаху анха) была в то время очень стара - ей было около 100 лет, и она совершенно ослепла.

    Когда он вошел к ней в комнату, он поприветствовал ее, и она ответила ему. Затем она спросила:

    Где сейчас находятся люди Аль-Хаджжаджа?

    О, моя мать, наверное, только после смерти я смогу обрести мир и спокойствие, - ответил Абдуллах. И продолжил:

    Почти все мои соратники покинули меня. Меня оставили даже члены моей семьи. Со мной осталась лишь горстка людей. Люди говорят, что я могу идти, куда хочу. (имея в виду, что его противники готовы отпустить его из города).

    Он попросил совета у матери, что ему делать, воевать или уйти из города. Мать сказала ему:

    О, мой сын. Ты лучше знаешь свои обстоятельства, чем я. Но я скажу тебе: если ты уверен, что ты на правильном пути, то для тебя будет лучше умереть так, как погибли другие сподвижники.

    Сколько у нас осталось времени, чтобы пробыть на этой земле? Погибнуть ради Аллаха лучше всего.

    Это так, но я боюсь, что люди Шама (сторонники Хаджжаджа) не только убьют меня, но изуродуют и обезобразят мое тело после смерти.

    Мать ответила ему:

    О, сын, овца не страдает от того, что с нее снимают шкуру после ее смерти (то есть, овца ничего не чувствует после своей смерти).

    Твердо стой на своем и ищи помощи Аллаха.

    Абдуллах встал и поцеловал свою мать в лоб, сказав:

    О, моя мать, я клянусь Аллахом, что я думаю так же (как и ты). У меня нет желания оставаться в этом мире, поскольку я устремляюсь к будущей жизни. Всю мою жизнь я стоял за истину. Я лишь хотел спросить твоего совета, так что твоя решимость укрепила мою решимость.

    Мать притянула его к себе и обняла. Когда она обнимала его, она почувствовала, что на нем надета железная броня. Она спросила:

    Что это такое? Человек, который стремится к мученической смерти, не будет носить такого. Если ты хочешь погибнуть за истину, ты не наденешь этого.

    Он объяснил матери, что надел это для безопасности, чтобы она не беспокоилась за него. Она попросила его снять броню.

    Тебе следует потуже затянуть свою одежду, и этого будет достаточно.

    Он оставил мать, сказав:

    Если бы я знал день своей смерти, я бы был совсем спокоен.

    Мать поддержала его:

    Проявляй терпение ради Аллаха, ведь твоим отцом был аз-Зубайр, твоим дедом был Абу Бакр, а твоей бабушкой была Сафия, дочь Абдуль-Муталлиба.

    Абдуллах вышел на битву. Рассказчик передает, что в тот день Абдуллах (радыАллаху анху) сражался как тысяча воинов. Хотя ему тогда было уже 73 года, он сражался от полудня до заката. Хотя его друзья яростно защищали его, но вскоре они все погибли, и он остался один против целой армии врагов. Бой продолжался. Враги стали бросать в него камнями, пока огромный камень не попал ему в голову, так что он упал. Но он не прекратил сражения. Тогда враги подрубили ему ноги и убили его.

    Передается, что Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи вошел в Мекку и отправился к Асме (радыАллаху анха), чтобы сломить ее, рассказав ей о гибели сына: «Вот таким образом погиб этот враг Аллаха».

    Асма ответила ему: «Ты мог испортить ему эту жизнь (убив его), но он испортил твою будущую жизнь» (имея в виду, что за убийство такого человека его постигнет наказание).

    Таковыми были сподвижники, которые не боялись смерти.

    Хаджжадж приказал повесить тело Абдуллаха на воротах Мекки, чтобы люди проходили мимо него. Ибн Умар (радыАллаху анху) проходил мимо, слыша, как армия Хаджжаджа кричала такбир (от радости, что победила такого врага). Ибн Умар, слыша это, произнес:

    «Вы произносите такбир в честь его гибели. Я клянусь Аллахом, я слышал, как мусульмане делали такбир в честь его рождения. Клянусь Аллахом, тот, кто делает такбир, радуясь чьему-то рождению, лучше, чем тот, кто делает такбир, радуясь чьей-то смерти».

    Люди просили Хаджжаджа опустить его тело на землю и похоронить его, но он отказал - ему хотелось дождаться прихода его матери. Передается, что от его изуродованного тела исходил прекрасный аромат. Человек Хаджжаджа привязал к его поясу мертвую кошку, но этот аромат был столько силен, что заглушил зловоние мертвого тела.

    Когда Асма (радыАллаху анха) подошла к телу сына, она сказала:

    Не пора ли дозволить этому воину Аллаха оседлать свою лошадь?

    Услышав это, Хаджжадж почувствовал себя очень жалким, он понял, что не смог одолеть этого великого воина. Так что он приказал опустить тело Абдуллаха ибн Зубайра (радыАллаху анху) на землю и похоронить его.

    Таков был человек, который жил и умер ради довольства Аллаха, Субхана ва Тааля.

    Loading...Loading...