Старец аристоклий афонский. Преподобный Аристоклий Афонский (1838–1918) Старец Аристоклий Афонской

Как добраться:
Метро «Таганская», улица Гончарная, д.6 «Афонское подворье»


Преподобный Аристоклий,
старец Афонский и Московский чудотворец

Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей. Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

Только из сообщений «Душеполезного Собеседника» духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.

В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

После отъезда старца 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.

По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы».

Земная жизнь старца закончилась 26 августа / 8 сентября 1918, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви - ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году - иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: «Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда». Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): «По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеимоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

А вы уедете в другие страны, и открыто.

Я просто оторопела:

Да ведь нет никакой возможности!

А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: «Прощай, чадушко, прощай...» Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. «Нет, не надейся, - сказал батюшка, - потому что дух не тот». Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: «А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России». Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: «Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом...» Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, - говорил батюшка, - а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией».

Из воспоминаний монахини Евфимии:

У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: «Поедем к старцу, он поможет».

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: «Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души...» Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда - всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!»

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (1838 — 1918)

Местночтимый святой Московской епархии. Прославление 06.09.2004

«…Сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость».

Преподобный Аристоклий Афонский


Пророчества старца Аристоклия Афонского о России и мире из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) — Конец будет через Китай, а Россия будет спасена — Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского

«Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше . Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость». Из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) от 19.03.1917 (Журнал «Православная Русь», 1969 № 1 (1991 №13 стр. 10)).

«Говорила я, что еще и война-то не закончилась. - «А еще и другая будет, - сказал батюшка. - И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда, что немецкое оружие бряцает на границе России… Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, т. к. еще не время будет спасения. Это будет потом, потом….» Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918 («Православная Русь», 1969. № 1. (1991 №13 стр. 10)).

Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, — говорил батюшка, — а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией ». Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918.

Престарелая игуменья Варвара (Цветкова) в разговоре с нами паломниками в Гефсимании 1973 году вспоминала еще предсказания Старца о том, что «возрождение в России начнется после большого взрыва около реки ». После событий в связи с Чернобыльской катастрофой я вспомнил это предсказание Старца Аристоклия.
Епископ Александр (Милеант) (Светлана Девятова, «Православные старцы ХХ века»).*

Конец будет через Китай, а Россия будет спасена

«Сейчас мы пережваем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше .

А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди . Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России (во время революции — ред.), и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех». Пророчество Схииеромонаха Аристоклия Афонского было сделано в. 1917-18 гг.

Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского (1838 — 1918)

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

*http://www.f7x.ru/source/456

**http://priroda.inc.ru/blog/prorok/afonskii.html

Преп. Аристоклий Афонский

Святой родился в 1846 году на Урале, в благочестивой крестьянской семье Амвросиевых. Родители, Михаил и Матрона, нарекли чадо Алексеем. Вскоре Алексей потерял отца.
В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Моля свт. Николая Мирликийского об исцелении сына, мать его, Матрона, дала обет уйти в монастырь, как только Алексей повзрослеет, и в этой жизни с ним больше не видеться. По молитвам матери, в день празднования Церковью памяти Святителя, 6 / 19 декабря, Господь исцелил отрока.
Обет был исполнен: когда Святому минуло семнадцать лет, Матрона приняла постриг в России, а сам Алексей отправился на Афон.
При пострижении послушнику Алексею нарекли имя Аристоклий – в честь Кипрского сщмч. пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен на его московское подворье. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни в честь св. вмч. Пантелеимона.
Стараниями Старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских святогорских монахов. Благодаря его просветительской деятельности, русские монастыри на греческом острове, испытывавшие недостаток в числе братии, стали быстро пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую, новыми подвижниками и столпами веры Христианской, среди которых был и будущий великий старец Силуан.
В 1894 году из-за ложного доноса Старцу пришлось вернуться в родную обитель на Святую Гору Афон, где его избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени Преподобный уже принял схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники.
Пятнадцать лет, пока Батюшка пребывал на Святой Горе, его духовные чада посылали письма в Синод и на Афон, умоляя вернуть им любимого пастыря. Наконец, собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.
В 70-ти летнем возрасте Старец вернулся в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике. В последние годы своего пребывания на Афоне он сблизился с послушником Ипатием (Ставровым). По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать Старцу в Москве. Отец Исаия стал не только келейником Старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья. Здания подворья на момент возвращения отца Аристоклия нуждались в ремонте, но средств не было, поскольку после его отъезда в 1894 году на Афон приход уменьшился и казна опустела.
С возвращением Старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 годы на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, Батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
В Москве и далеко за ее пределами хорошо знали о даре отца Аристоклия изгонять бесов, исцелять недужных, предвидеть будущее и даже воскрешать из мертвых силою своей молитвы к Богу. Об этом оставлено немало свидетельств. Вот лишь некоторые из них.
Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказал после кончины Преподобного старцу Даниилу из Донского монастыря.
Однажды к отцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвого ребенка. Она поведала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах Святого. Мать везла ему свою больную доченьку в надежде, что Батюшка ее исцелит. Но в дороге девочка скончалась, и теперь женщина умоляла Старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства отца Аристоклия пред Господом и с верою ожидала чуда. И чудо свершилось: по молитвам Святого девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившее дитя и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог Вам здоровья, Батюшка, дай Бог Вам здоровья!»
Из воспоминаний матушки Варвары (Цветковой): «По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеимоновой часовне на Никольской <улице> совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье безконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет.
Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: „Прощай, чадушко, прощай...“
Как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию. „Нет, не надейся, – сказал Батюшка, – потому что дух не тот“. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: „А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России“. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: „Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. <...> Это будет потом, потом...“ Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: „Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией“».
Земная жизнь Cтарца закончилась 24 августа / 6 сентября 1918 года.
Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан. Поэтому духовные чада Старца в 1922 году приняли решение о перезахоронении его мощей. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых Старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. Этот голубиный крест сопровождал Преподобного до самой могилы.
Сейчас мощи святого Аристоклия пребывают в храме св. вмч. Никиты на Афонском подворье в Москве.

Несмотря на тяжелую болезнь ног старец духовно окормлял множество людей, принимая иногда в день более тысячи человек. Преподобный Аристоклий был наделен от Бога дарами прозорливости (он предвидел революцию 1917 года и Великую Отечественную войну), исцеления и изгнания бесов. В тяжелое революционное время по его молитвам люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие обратились к Богу.

Старец Аристоклий (в миру - Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в 1846 г. в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

Здесь важно сделать уточнение, что в напечатанных ранее различными изданиями редакциях жития преп. Аристоклия была допущена существенная ошибка, относящаяся к обстоятельствам ухода его из мира и опирающаяся на необоснованное предположение о его супружестве и вдовстве, которые якобы предшествовали поступлению преподобного в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.

В результате тщательного изучения архивных данных Пантелеимоновой обители, касающихся иеросхимонаха Аристоклия, а также воспоминаний его духовных чад, был сделан вывод, что нет никакого основания отвергать как вымышленные сведения о начале духовного пути старца, изложенные в воспоминаниях схимонахини Миропии со слов самого святого.

Сведения о добровольном разлучении с матерью и уходе в монастырь в ранней юности нисколько не противоречат данным Монахологиона Свято-Пантелеимонова монастыря о поступлении Алексея Амвросиева в сию обитель в возрасте 33-х лет. При ознакомлении с текстом непосредственно самих воспоминаний становится очевидно, что в них отнюдь не говорится об уходе сразу на Афон, но в одну из российских обителей и скорее всего в той же Оренбургской губернии, из которой преп. Аристоклий был родом. Это даже дополняет данные Монахологиона, где указано, что преподобный всего через год по поступлении в Свято-Пантелеимонов монастырь был пострижен сразу в мантию. Каждая обитель Святой Горы касательно пострига имеет свои традиции и особенности. Устав Русской Киновии предпологает прохождение всех трех степеней монашества: рясофора (иночества), малой (мантии) и великой схимы. Причем для вновь пришедших в братство полагается искус сроком не менее трех лет. По рассуждению Игумена допускается пострижение и прежде указанного срока, но не более, чем в рясофор.

Преждевременное пострижение в мантию, тем более в схиму, без должного искуса и приобретения духовной опытности Уставом строго воспрещается. Скорее всего, о. Аристоклий, проживший в некоей русской обители около 10 лет, прибыл в Свято-Пантелеимонов монастырь уже в чине рясофора и сразу же зарекомендовал себя искусным иноком. Этим можно объяснить его скорое пострижение в монашество (мантию).

Предположение о супружестве и вдовстве Алексея Алексеевича Амвросиева можно назвать не иначе как нелепым недоразумением, в опровержение которого можно предложить следующие факты. Во-первых, в монастырском Монахологионе, на который ссылаются некоторые издания, на самом деле не имеется никаких данных о семейном положении о. Аристоклия, поскольку в этом документе сведения подобного рода не помещались. Во-вторых, иеросхимонах Аристоклий трижды был выдвигаем Духовныи Собором Старцев Свято-Пантелеимоновой обители в качестве кандидата в Наместники Игумена. Однако Устав Свято-Пантелеимонова монастыря требует, чтобы кандидаты, выдвигаемые Собором на жеребьевку, были девственны и непорочны во всем своем житии. Поэтому факт троекратного участия иеросхимонаха Аристоклия в священном жребии никоем образом не согласуется с его якобы супружеством.

В воспоминаниях о начале духовного пути старца, записанных со слов самого святого, схимонахиня Миропия писала:

– Батюшка, скажите, как вы пришли ко Господу и давно ли?
– Еще, когда в школу ходил. Бывало, приду из школы, возьму хлебца и в горы. И там наслаждался я молитвой к Богу. О, эти детские молитвы! До сих пор я не могу забыть их. Потом разлучились мы с моею родительницею. Она пошла в Успенский женский монастырь, а я – в мужской. Мы никогда с нею больше не виделись, ибо дали обещание пред Богом друг другу: не видеться и служить только Богу.

В другом месте м. Миропия передавала такие слова старца: "Мы с матушкой, как ушли в монастырь, так и не виделись".

Следует заметить, что, если отвергать свидетельство схимонахини Миропии о раннем оставлении мира преп. Аристоклием, тогда следовало бы подвергнуть сомнению и все ее воспоминания о старце и отказаться от них, как от источника и пособия для составления жития, лишив последнее тем самым многих замечательных фактов, дошедших до нас благодаря именно этим записям. Однако, как видно из сделанного выше анализа, нет никаких онований сомневаться в истинности свидетельств схимонахини Миропии, записанных со слов самого старца Аристоклия.

Благодаря этим воспоминаниям раскрывается подвижнический путь будущего старца на его самых ранних стадиях.

Пройдя этапы духовного становления и послушания в одном из российских монастырей, в 1879 году он отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева). И уже через год, 11 марта 1880, он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года - во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году по благословению старцев Свято-Пантелеимонова монастыря отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке - ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости.

Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей.

По благословению, данному ранее свт.Филаретом (Дроздовым), иеросхим. Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. О. Аристоклий способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке православной литературы, совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом монастырях, храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. монастыря Московского уезда. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 1890-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г.

Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.

Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Святую Гору Афон.

Здесь 20 декабря 1895 г. на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре он был избран одним из казначеев. 15 апреля следующего года был отправлен в Москву в составе депутации от монастыря для поздравления имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В феврале 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. выдвигался Собором Старцев кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но жребий трижды миновал его. По воле Божией Матери ему был уготован иной жребий.

Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор старцев Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил о. Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться обратно в Россию и с 29 ноября 1909 года он пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике. В последние годы своего пребывания в обители старец сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать ему в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.

С 1909 по 1918 стараниями о. Аристоклия на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: он начал строительство нового комплекса подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, который был ранее приобретен для Пантелеимонова монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и др. хозяйственные постройки.

Как было сказано, на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Храм был освящен уже после смерти старца - 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святой Патриарх Тихон (Белавин) Исповедник, особо почитавший старца.

Неся послушание посту настоятеля Афонского подворья в Москве, о. Аристоклий имел постоянную переписку со старцами Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне. Эти письма и по сей день хранятся в архиве монастыря. Поразительно, как скрупулезно и тщательно отчитывался он о происходящем на подворье. Он даже придумал специальный бланк, который был разделен на семь частей соответственно каждому дню недели, и вписывал в них все происшедшие в этот день события. В конце недели бланк отсылался на Афон. Таким образом, все его отчеты составляют более двух тысяч страниц.

Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления, до последних дней земной жизни служил делу спасения страждущих, немощных и обремененных разными тяготами житейских невзгод православных людей. Это был опытный старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Его евангельская жертвенная любовь притягивала души самых закостенелых грешников. От него исходила благодать, умиротворяющая дух всякого потерявшего было смысл жизни человека. В день он принимал порой не одну сотню людей. И после первой же встречи и беседы с духоносным старцем богомольцы уже не теряли связи с ним.

За жертвенную любовь к ближним, за святость жизни Господь даровал преподобному Аристоклию великую силу чудотворения. Вот лишь некоторые свидетельства очевидцев обладания им этим даром.

Однажды духовная дочь старца Аристоклия тяжело заболела, у нее были парализованы ноги. Тогда старец пришел к ней, чтобы ее навестить и утешить. Пробыв у нее некоторое время и собираясь уже уходить, он благословил ее и сказал: «Ну что же, чадушко мое любимое, мне пора уже уходить, ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Духовная дочь старца смутилась и говорит ему: «Батюшка, я же не могу встать, а вы говорите: подойди и помаши». Старец улыбнулся и ответил: «Ничего-ничего, помаши».

Только старец вышел за дверь, как эта раба Божия почувствовала в ногах своих силу и встала. Она, еще сама себе не веря, подошла к окну, а в это время из дверей дома на улицу вышел батюшка и, повернувшись, помахал ей рукой, а она - ему. Все родные болящей были потрясены этим явным чудом Божиим, случившимся по молитве старца.

А вот свидетельство об исцелении слепорожденного мальчика. По совету местных врачей одна молодая женщина со слепорожденным сыном приехала в Москву. Больной сын был показан лучшим врачам, и назначен был день операции, но мать не могла окончательно на нее решиться. Проходя случайно мимо часовни великомученика Пантелеимона, она увидела множество народа. Узнав от людей о старце, о его прозорливости и даре чудотворения, она решила прийти к батюшке с сыном и все ему рассказать.

Увидев ее, батюшка стал пристально смотреть на вошедшую женщину, продолжая делать помазание маслом. Народ подходил к нему по очереди. Когда она подошла, батюшка крестообразно помазал мальчику оба глаза, а матери чело и, взглянув на нее, спросил: «У тебя муж-то кто?» - и, не получив от нее ответа, сказал: «Сам сатана!»

Женщина рассказала ему все о своей жизни. Выслушав все молча, батюшка благословил ее и сказал: «Мой совет тебе такой: операцию не делать, а все дни, которые ты здесь, в Москве, пробудешь, приходи сюда, в часовню, ежедневно с мальчиком на молебен, а на будущий год опять приезжай с сыном ко мне. А потом ты ко мне приедешь с мужем». Она не могла в это поверить.

Однако на следующий год она опять приехала к батюшке одна с сыном, как он ей и сказал. Женщина рассказывала, что как сказал отец Аристоклий, так все буквально исполнилось. Прожила она в Москве несколько месяцев и ежедневно приходила в часовню на молебен, а батюшка каждый раз делал крестообразно помазание глаз мальчику. Перед ее отъездом домой батюшка помазал глаза мальчику и, благословив его, сказал: «Господь знает, кому что нужно».

И вот эта женщина приехала к нему с мужем и мальчиком, не слепым, но уже с открытыми голубыми глазами. А когда ее мужа подводили к батюшке несколько мужчин, он подпрыгивал так высоко и с криком падал на пол, так что было страшно на него смотреть. Если бы не молитва батюшки, то он, наверное, не остался бы в живых. Последний раз подпрыгнув, он упал и лежал как мертвый. Долго не приходил он в чувство, но потом вскочил, бросился к батюшке в ноги и зарыдал.

Женщина рассказывала о чудном прозрении сына так. «Рано утром я, как всегда, читала акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница», а затем стала читать акафист великомученику Пантелеимону и вдруг слышу: «Мама, мама, подойди ко мне скорее!» Бегу к сыну, и что же! Мальчик-то мой сидит на кроватке, а глазки-то открыты, и смотрит на меня и говорит: «Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!» И вот мы все вместе приехали к вам».

О даре прозорливости преподобного мы также узнаем из великого множества сообщений, которые были тщательно записаны.

Преподобный Аристоклий блаженно скончался 24 августа (6 сентября) 1918 года в своей келье на Полянке. Последний раз обратив свой молитвенный взор на горячо чтимую им икону «Скоропослушницы», он трижды истово перекрестился большим крестом и тихо предал свою душу в руце Божии.

Тело праведника было погребено под сенью его детища - храма во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», в подвальном помещении.

Отпевали старца Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений (Жадановский), епископ Трифон (Туркестанов) и архиепископ Можайский Иоасаф (Каллистов), настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.

Как уже было сказано, первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали большевистской национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года большевиками был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан... Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания советских властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.

Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: "Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда". Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.

Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): "По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:

А вы уедете в другие страны, и открыто.
Я просто оторопела:
- Да ведь нет никакой возможности!
- А вам будет.

Говорил он об этом в 1918 году, незадолго до своей смерти, а случилось все по его слову в 1922 году: брат неожиданно и необъяснимо вышел из тюрьмы с предписанием высылки за границу, через несколько дней отца отпустили без всякой видимой причины, и нас отправили в Германию. Воистину это было для нас чудом. Дорогого батюшки с нами уже не было. Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: "Прощай, чадушко, прощай..." Помню, как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию, которая тогда образовалась. "Нет, не надейся, – сказал батюшка, – потому что дух не тот". Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: "А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России". Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: "Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, так как еще не время будет спасения. Это будет потом, потом..." Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: "Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией".

Еще старец говорил: «Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении... Конец бед России будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится Чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не очень долго».

Старец не принял богоборческой революции 1917 г. и считал новую советскую власть «антихристовой». В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.

Из воспоминаний монахини Евфимии:

У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: "Поедем к старцу, он поможет".

Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.

А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: "Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души..." Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда – всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки...

Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби – где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: "Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!"

После кончины святого старца Аристоклия чудеса не прекращаются до сих пор. Все эти годы православные верующие свято чтили память святого старца, а его могилка была местом паломничества. Поэтому в 2001 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.

Летом 2004 года на Даниловском кладбище милостью Божией были обретены его мощи, а вскоре состоялось дело прославления.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия,Орехово-Зуевского Алексия, епископа Дмитровского Александра, старец Аристоклий Афонский был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы.

Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.

«Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»:

«В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих.

С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ.

Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

После блаженной кончины иеросхимонаха Аристоклия, последовавшей в 1918 году, в трудные годы революции, войн и гонений, на его могилу на Даниловском кладбище в большом количестве стекались люди, надеясь на молитвенную помощь угодника Божия в решении различных вопросов и житейских обстоятельств.

И в наше время многие верующие приходили на почитаемую могилу. Нельзя не растрогаться при виде этой веры, надежды, любви и сокрушения. На могиле старца, как и при его жизни, совершались различные чудеса и исцеления.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых.

Настоящим определяем:

1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии иеросхимонаха Аристоклия, старца Московского.
2. Честные останки преподобного Аристоклия, старца Московского, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.
3. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершать в день его представления - 24 августа ст.ст./6 сентября н.ст.
4. Службу новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобного.
5. Писать новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, икону для поклонения, согласно Определению VII Вселенского Собора.
6. Напечатать Житие преподобного Аристоклия, старца Московского, для назидания в благочестии чад церковных.
7. Настоящее Определение Наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской епархии».

Подготовил Сергей Шмель

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Гены и семь смертных грехов Зорин Константин Вячеславович

Приложение II Целебная помощь по молитвам преподобного Аристоклия Афонского

Приложение II

Целебная помощь по молитвам преподобного Аристоклия Афонского

Преподобный Аристоклий Афонский

Отец Аристоклий (в миру - Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году. Овдовев, он в 1876 году уехал на Афон и поступил в Русский Свято–Пантелеимонов монастырь. В марте 1880 года послушника Алексия постригли в монахи с именем Аристоклий. 12 декабря 1884 года его рукоположили в сан иеромонаха, а спустя два года он принял схиму.

В 1887 году иеросхимонах Аристоклий вернулся в Москву и занимался строительством Афонского подворья. Это здание на Большой Полянке сохранилось до сих пор. Заботами подвижника в нем устроили домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Рядом находилась келья батюшки. Там он ежедневно принимал сотни посетителей и духовных чад.

В 1891–1894 годах преподобный Аристоклий служил настоятелем Афонской Свято–Пантелеимоновой часовни. Потом он снова нес послушание на Горе Афон. А с 1909 по 1918 год, вплоть до самой кончины, жил в Москве и по–прежнему являлся настоятелем Афонской часовни.

Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на ниве духовного окормления православного люда. До последних дней земной жизни он всегда старался помочь убогим, немощным и обездоленным. Опытный старец стяжал дары прозорливости, исцеления и чудотворения. Его жертвенная евангельская любовь притягивала души самых закоренелых грешников. От него исходила удивительная благодать. Светом Христовой истины она озаряла сердца тех, кто потерял смысл жизни. После первой же встречи и беседы со старцем богомольцы не теряли с ним связи.

Приведем свидетельство современников. По совету местных врачей одна молодая женщина приехала в Москву со своим слепорожденным сыном. Больного показали лучшим специалистам. Они сделали снимки и назначили день операции. Но чрезвычайно взволнованная мать никак не решалась окончательно довериться врачам.

И вот, по Промыслу Божию, проходя мимо часовни, женщина увидела множество народа. Узнав от людей о благодатном старце, она была глубоко потрясена. И вдруг какая–то особая вера и надежда загорелась в ее скорбящем сердце. На следующий же день она пришла к батюшке вместе с сыном.

Народ подходил к старцу по очереди, но он почему–то все время пристально смотрел на вошедшую женщину с ребенком на руках. Когда подошла ее очередь, священник помазал елеем мальчику оба глаза, а матери - чело. Потом спросил: «У тебя муж–то кто?» И тотчас, не дожидаясь ответа, произнес: «Сам сатана!»

Женщина стояла, не шелохнувшись. Затем она со слезами рассказала старцу о своем бесноватом супруге, о слепорожденном сыне и о том, что привезла его в Москву для операции. Муж согласен на операцию, а она - колеблется.

Выслушав несчастную мать, батюшка благословил ее и предрек: «Мой совет тебе такой: операцию не делать, а все дни, которые ты здесь, в Москве, пробудешь, приходи сюда в часовню с мальчиком на молебен. А на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом ты ко мне приедешь с мужем».

Услышав это, женщина возразила: «Батюшка, я и подумать не смею, чтобы муж со мной приехал к вам!» «Да–да, - повторил прозорливец, - а потом с мужем и сыном ко мне приедешь». И еще раз благословив ее и мальчика, отпустил их. Женщина последовала этому совету.

На следующий год, по предсказанию старца, она пришла к нему вместе с сыном. И внешне, и внутренне женщина очень изменилась. Слова отца Аристоклия исполнились буквально. Как и прежде, накануне церковных праздников муж приходил в бешенство и избивал жену так, что тело от побоев синело. «А мне, - говорила она, - совсем не было больно». В Москву муж ее не отпускал. Она приехала тайно. Что с ней будет по возвращении, женщина даже не представляла.

Проведя в городе много недель, она ежедневно стояла в часовне на молебне, и батюшка крестообразно помазывал глаза мальчика святым маслом. При последнем помазании он благословил ребенка так: «Господь знает, кому что нужно».

И по молитвам старца свершилось чудо. Женщина приехала и с мужем, и с прозревшим сыном! Отца ребенка вели к преподобному несколько мужчин. Несмотря на их усилия, он дергался, высоко подпрыгивал, кричал и падал на пол. Наконец, он упал и лежал, как мертвый, а затем начал сильно кашлять, испуская пену и мокроту. Батюшка обильно окропил страждущего святой водой, помазал освященным елеем и благословил. Мужчина долго не приходил в чувство. Когда он опомнился, то вскочил, с воплем бросился чудотворцу в ноги и зарыдал.

А женщина с радостью поведала о чудесном прозрении сына: «Рано утром я, как всегда, читала акафист Божией Матери “Скоропослушнице” и акафист великомученику и целителю Пантелеймону. Вдруг слышу: “Мама, мама, подойди ко мне скорее!” Думаю, что случилось, почему он меня так рано зовет? Бегу к сыну, и что же - мальчик сидит на кроватке, а глазки–то открыты. Он смотрит на меня и говорит: “Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!” Я зарыдала. Прибежал отец. Это произошло в воскресенье. И вот мы приехали к вам».

Когда в больнице ребенку сделали повторный снимок его уже открытых небесно–голубых глаз, изумлению врачей не было предела. На снимке проявились кресты от помазания глаз елеем! Какое удивительное знамение Божие: сверхъестественное по природе и тем не менее зафиксированное специалистами. Оно ясно свидетельствует о богоугодной жизни преподобного. Его молитвами Господь исцеляет даже тяжелые врожденные недуги, вызванные отягощенной наследственностью или неблагоприятными факторами внутриутробного развития.

Святой Аристоклий блаженно скончался 24 августа/6 сентября 1918 года в своей келье на Полянке. Обратив молитвенный взор на любимый образ «Скоропослушницы», он трижды истово перекрестился и мирно отдал свою душу в руки Божии. Тело праведника погребли у храма «Скоропослушницы». Однако в 1923 году, чтобы уберечь могилу от поругания, гроб перенесли на Даниловское кладбище.

Чудотворения по молитвам старца продолжаются и ныне. Он помогает многим людям, в том числе автору этих строк и его близким. К почившему старцу верующие обращаются, как к живому человеку.

Известен такой случай из жизни москвички по имени Татьяна. В августе 1999 года у ее дочери произошли преждевременные роды. Срок беременности составлял пять с половиной месяцев. Недоношенная, с сильными отеками девочка весила всего 900 грамм. Четыре месяца врачи боролись за ее жизнь, а бабушка горячо молилась старцу Аристоклию. Татьяна неоднократно посещала его могилу на Даниловском кладбище и заказывала панихиды. Домой она уходила умиротворенная, уповая на заступничество праведника.

Спустя четыре месяца младенца выписали из больницы с улучшением состояния. Но через две недели опять госпитализировали с диагнозом двустороннего воспаления легких. И без того ослабленный организм не мог сопротивляться болезни. Ребенок около месяца пролежал в коме, и врачи не оставляли никаких шансов на благополучный исход.

Однако вера и надежда не покинули Татьяну. Она взывала к угоднику Божию, и ее мольба была услышана. Малышка (в крещении Тамара), вопреки всем человеческим прогнозам, полностью выздоровела. Сейчас девочке более пяти лет, и, слава Богу, она не отстает в развитии от сверстников.

В 2004 году состоялось обретение нетленных мощей святого. А 24 августа/6 сентября в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Алексий II зачитал «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия Афонского, старца Московского». В этот день Церковь и совершает память праведника. С 13 ноября 2004 года его святые мощи пребывают на Афонском подворье города Москвы.

Будем же сердечно обращаться к великому угоднику Божию, памятуя дивное апостольское изречение: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16).

В 2007 году, через два года после выхода в свет первого тиража данной книги, одна православная женщина (назовем ее Светлана) рассказала автору этих строк поразительную историю. Расставшись с гражданским мужем, Светлана познакомилась с женатым мужчиной. Их первенец Ваня родился вне брака. Максим фактически жил на две семьи, не в силах решиться на окончательный выбор. Оба были далеки от Церкви и думали, что такое положение вполне допустимо. Однако в отношениях нарастали нервозность, напряжение…

Светлана пошла за советом к прозорливой инокине Анне из Московского Зачатьевского монастыря. Старица предупредила: «Ну, как ты не поймешь: он ведь женат. Если разобьешь его семью, может родиться больной ребенок». А про Ванечку матушка сказала, что заболеет «свинкой».

Вернувшись домой, Светлана рыдала и молилась: «Господи, не наказывай ребенка за мои грехи! Если можно, позволь мне самой “расплатиться” за них». И буквально через месяц мать слегла с тяжелой формой «свинки». А потом пошли осложнения, и левое ухо перестало слышать.

Все же в 2000 году Светлана и Максим повенчались. По усердным молитвам многих православных людей болезнь обошла стороной их второго сына. Но, увы, супруг не сохранил чистоту венчанного брака. Вот после этого и сбылось предсказание старицы Анны.

Третий сын Светланы и Максима родился с синдромом Дауна и врожденным пороком сердца. Кардиохирурги настаивали на срочной операции. Мать очень переживала, много молилась, неустанно ухаживала за новорожденным. Однажды в храме она приобрела первое издание книги «Гены и семь смертных грехов», рассчитывая найти ответы на свои вопросы. Книга подтвердила опасения: дети могут страдать за грехи родителей, но подарила и надежду.

Особенно Светлану тронуло житие преподобного Аристоклия Афонского, который исцелил слепорожденного мальчика. «Если святой уврачевал врожденную слепоту, - решила мать, - то он поможет и моему сыну». Надеясь на это, мать поехала к его мощам на Афонское подворье. Она дала обет сорок дней и сорок ночей читать молитву угоднику Божию, акафист Божией Матери Скоропослушнице, перед образом которой любил молиться преподобный, и молитву целителю Пантелеймону. Кроме того, в разных монастырях Светлана заказала сорокоусты и чтение неусыпаемой псалтири о здравии.

По прошествии положенных дней Светлане была явлена милость Божия: ей удалось поговорить о своей беде с очень опытным духовником. Батюшка предрек, что сейчас операция на сердце не будет успешной. Он обещал усердно молиться о младенце в течение года. Отцу и матери малыша он посоветовал регулярно причащать его, горячо просить о нем, откладывать срок операции, а самим жить более духовно (каяться, участвовать в церковных Таинствах, подавать записки на молебны и т. д.).

Спустя год по благословению этого священника Светлана согласилась на операцию. Вопреки печальным прогнозам, все обошлось. Мать убеждена, что произошло настоящее чудо: ребенок выжил и теперь избавлен от порока сердца. Светлана не сомневается, что это милость Божия благодаря молитвам тех, кого она просила.

Воистину, «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29)!

Молитва преподобному Аристоклию Афонскому, чудотворцу Московскому

О святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, Святыя Горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честного память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и, во след Христа грядуще, добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою прийдет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред Престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Процвел еси, яко финикс, на Святей Горе Афонстей и, яко кедр, на земли русской умножился еси, Духа Святаго стяжав чистотою богоугбднаго жития, и мир Христов воцарися в душй твоей, преподобие отче Аристоклие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Новою звездою на небе церковнем возсиял еси, прошед путь многотруднаго монашескаго жития, подвигами добродетелей венцы нетленныя обрел еси и поприще послушания во граде Москве мужественне скончал еси. Темже и Христос Бог даром чудес обогатитя, преподобие отче Аристоклие, Афонская похвало и земли российския украшение, поминай нас, чтущих святую память твою.

Величание

Ублажаем тя, преподобие отче наш Аристоклие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО Боже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.* * *Кто просит у меня молитв, за тех слезно прошу Господа:"Господи, дай им Духа Твоего Святаго, да познают Тебя Духом Святым.Господи Милостивый, научи всех нас Духом

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО О Пресвятая Владычице Богородице. Ты видишь печаль мою: я оскорбил Господа, и Он оставил меня. Но молю благость Твою: спаси меня, раба

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО Прости мне, Господи, ибо я немощен зело, и даруй мне мир Твой, который Ты даешь рабам

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО ОБ ОСКОРБЛЯЮЩИХ НАС Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за

Из книги Молитвы о благополучии семьи автора Лагутина Татьяна Владимировна

МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО Господи, дай мне Тебя единого любить.Ты создал меня, Ты просветил меня святым крещением, Ты прощаешь грехи мне и даешь причащаться Пречистого Тела Твоего и Крови; дай же мне силу всегда пребывать в Тебе.Господи, дай нам Адамово

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Из книги Чудодейственная сила материнской молитвы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Житие преподобного отца нашего Петра Афонского Преподобный Петр был родом грек, званием воин и чином воевода. Он воспринял иночество по следующему случаю.Однажды Петр вместе с другими воинами был отправлен в Сирию на войну . Греческое войско потерпело поражение от

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия , достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт . В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь ), а обитель Кименская и гора

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Молитвы преподобного Силуана Афонского о мире в семье Прости мне, Господи, ибо я немощен зело, и даруй мне мир Твой, который Ты даешь рабам

Из книги автора

Молитвы о помощи и спасении преподобного Силуана Афонского Молитва перваяГосподи, дай мне Тебя единого любить. Ты создал меня, Ты просветил меня святым крещением, Ты прощаешь грехи мне и даешь причащаться Пречистого Тела Твоего и Крови; дай же мне силу всегда пребывать в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Благодатная помощь по молитвам блаженной Ксении Петербургской Чудесное исцеление тяжко больной Ксении по молитвам святой Ксении Блаженной В городе Новороссийске в 1911 году была тяжко больная женщина по имени Ксения: у нее образовался рак груди. Несмотря на помощь

Из книги автора

Рождение сына по молитвам преподобного Елена из города Самары очень переживала, что у них с мужем не было детей. В июле 1999 года она с подругой отправилась в Дивеево помолиться преп. Серафиму о рождении ребенка, подобно тому, как в начале века, в 1903 году, во время пребывания

Из книги автора

Благодатная помощь по молитвам Ксении Петербургской Чудесное исцеление тяжко больной Ксении по молитвам святой Ксении Блаженной. В городе Новороссийске в 1911 г. была тяжко больная женщина по имени Ксения: у нее образовался рак груди. Несмотря на помощь различных

Loading...Loading...