Статуя свободы в санта кроче. Главный ориентир Флоренции

Почти в каждом крупном туристическом городе есть свой архитектурный символ: Эйфелева башня в Париже, Биг Бен в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колизей в Риме, Базилика Санта-Кроче во Флоренции… Базилика Санта-Кроче (иными словами – базилика Святого Креста) – одно из самых красивых и известных зданий Флоренции. Это первая и наиболее масштабная в мире францисканская церковь, кроме того, она известна фресками легендарного итальянского живописца Джотто и усыпальницами знаковых фигур итальянского искусства и науки: здесь захоронены Леонардо Бруни, Галилео Галилией, Николо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, а также находится несколько памятных досок и кенотафов.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Фасад

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Внутреннее убранство

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Северный неф

Что расположено в Северной части храма:

  • саркофаги Карло Марсуппини (гуманист), Ветторио Фоссомброни (политик и экономист), Ветторио и Лоренцо Гиберти (скульпторы), Галилио Галилея;
  • фреска «Вознесение Марии» итальянского живописца Аньоло Гадди;
  • несколько картин: «Ужин в Эммаусе», «Воскресение Христа», «Оплакивание Христа», «Вознесение Христа», «Снятие с креста» и некоторые другие.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Гробницы великих людей Италии

Всего в базилике Санта-Кроче более трех сотен захоронений. Все упокоенные здесь люди – известные флорентийские и итальянские политики, общественные деятели, философы, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, писатели, поэты и ученые.

Самые известные из них:

  • Микеланджело Буонаротти, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса; родился в 1475 году неподалеку от Флоренции, в солнечной Тоскане, и прожил почти 90 лет, оставив после себя грандиозное художественное наследие
  • Николо Макиавелли, философ, мыслитель, писатель, дипломат; родился и умер во Флоренции; с юных лет был увлечен трудами таких величайших умов, как Тит Ливий, Флавий, Цицерон, Плутарх, Аристотель, в 1532 году опубликовал и собственный знаменитый политико-правовой трактат «Государь»
  • Галилео Галилей, математик, физик, астроном; он был первым ученым, который стал наблюдать движение небесных тел с помощью телескопа, а также стал основателем классической механики; в последние годы жизни у него был серьезный конфликт с католической церковью, что, впрочем, не помешало францисканцам похоронить его в стенах католического храма

Особняком стоит имя Данте Алигьери – знаменитого уроженца Флоренции и автора «Божественной комедии». В свое время писатель был с позором изгнан из родного города и долго скитался: Верона, Болонья, Париж, Венеция, Равенна. В Равенне он, в конце концов, обосновался, прожил последние годы своей жизни и скончался от малярии.

Только после смерти писателя Флоренция поняла, какого гения потеряла. Флорентийские власти пытались потребовать у Равенны выдачи праха Алигьери, но Равенна отказалась. Спор за то, кто имеет больше прав на останки поэта, идет до сих пор, а в базилике Санта-Кроче стоит пустой саркофаг, приготовленный для Алигьери, если его прах вдруг однажды все же вернется на родину.

Время работы и цены на билеты

Режим работы базилики Санта-Кроче:

  • пн-сб 9.30.-17.30
  • вс 14.00.-17.30
  • 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 декабря 14.00.-17.30

Цены на билеты:

  • взрослый билет – 8 евро
  • детский билет (11-17 лет) – 6 евро
  • дети до 11 лет – бесплатно

Кроме того, в базилике можно взять напрокат аудиогид (аудиоэкскурсия предоставляется на нескольких языках). Это обойдется любознательному туристу еще в 1,5 евро.

Где находится и как добраться

Piazza Santa Croce, 16 – как добраться по этому адресу, расскажет вам любой флорентиец: для иностранных гостей базилика Санта-Кроче – одно из главных мест туристического и религиозного паломничества. Сюда ходит общественный транспорт (например, автобусные маршруты C1, C2, C3, 23) и с удовольствием ездят таксисты, кроме того, добраться до базилики можно и пешком: всего 20 минут от железнодорожного вокзала Флоренции. Пропустить достопримечательность практически невозможно: мало того, что она находится в историческом и культурном центре города на огромной одноименной площади, так еще и привлекает внимание своими внушительными размерами.

Кроме того, на площади перед базиликой Санта-Кроче нередко проводятся различные мероприятия, мимо которых тоже невозможно пройти: театральные и музыкальные фестивали, концерты, матчи знаменитого средневекового флорентийского футбола, больше похожие на зрелищное костюмированное шоу, чем на спортивную игру.

Посетить базилику Санта-Кроче во Флоренции стоит каждому туристу, потому что она – безусловная квинтессенция многовекового исторического и культурного пласта Италии, да и просто невероятно красивое, богатое, величественное, умиротворяющее место.

Базилика Санта-Кроче (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Базилика Санта-Кроче в первую очередь знаменита «Пантеоном Флоренции» - могилами известных жителей города, на которые Флоренция оказалась необыкновенно щедра. Здесь покоятся Галилей, Маккиавелли, Микеланджело, Россини, мог бы покоиться Данте. Кроме этого, в интерьере - замечательные фрески Джотто и ясные многоцветные витражи.

Этот храм можно без преувеличения назвать одним из самых красивых, больших и древних францисканских церквей, причем все эти эпитеты применимы по сей день. Построенная в конце 13 века, за долгую и бурную историю республики Флоренции базилика умудрилась сохранить и изумительные фрески Джотто и Джамболоньи, и причудливые архитектурные задумки Брунеллески, и работу над алтарем Донателло.

Пожалуй, именно за красоту храма Санта-Кроче выбирали в качестве места упокоения вип-персоны прошлого.

Главное, что привлекает внимание в базилике Санта-Кроче сегодня - это 16 капелл, каждая из которых - шедевр. Особенно выделяется капелла Пацци, которая была построена все тем же гениальным и изрядно наследившим во Флоренции Брунеллески (ищите капеллу во внутреннем дворике монастыря). Пожалуй, именно за красоту храма Санта-Кроче выбирали в качестве места упокоения вип-персоны прошлого.

В свою очередь храм одобрял или не одобрял для захоронения новопреставившегося. Есть в столь маниакальном выборе престижных покойников и одна забавная подробность.

А именно, базилика Святого Креста (как переводится с ит. «Санта-Кроче») уже несколько веков борется с Равенной за право обладать прахом гениального Данте. Здесь даже стоит его пустой саркофаг с выбитым именем поэта, однако могила пуста. А дело все в том, что в свое время жители и правители Флоренции изгнали Данте из города за нелояльное отношение к властям, неугодные высказывания и в целом причастность к оппозиции. Писатель, не долго думая, поселился в Равенне, где написал свою «Божественную комедию» и умер. После чего до флорентийцев дошло, какого гения они потеряли. Тело поэта потребовали вернуть, но Равенна отказалась, дескать живого не хотели, а мертвого не получите. С тех пор в базилике стоит пустой саркофаг, а Данте, надеемся, не переворачивается в гробу от столь вольного обращения со своим прахом.

К слову, сегодня базилика скорее напоминает музей, нежели религиозное сооружение - приходят сюда главным образом поглазеть на изысканную работу великих скульпторов и художников тех времен. Площадь перед собором ему вторит: на ней устраиваются городские фестивали, проводят концерты, здесь же, кстати, играют в знаменитый флорентийский футбол в старинных костюмах и по очень жестким правилам.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16.

Время работы: с понедельника по субботу - с 9:30 до 17:30; воскресенье и Святые праздники - с 14:00 до 17:00.

Стоимость посещения - 8 EUR, дети от 11 до 17 лет - 6 EUR, дети до 11 лет - бесплатно. Аренда наушников - 1,50 EUR.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Базилика Санта-Кроче (Церковь Святого Креста) – место, которое обладает огромной исторической ценностью и хранит произведения великих итальянских мастеров. Она является крупнейшей францисканской базиликой во всей Италии и красивейшим образцом готической архитектуры. Именно в её стенах находится знаменитый «Пантеон Флоренции» - место погребения известнейших флорентинцев.

История строительства

Начало работ по строительству Базилики Санта-Кроче во Флоренции пришлось на 1294 г., когда знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к созданию проекта. К сожалению, документально его авторство не подтверждено. Историки руководствуются сходством Храма Св. Креста с другими произведениями маэстро.

Средства на Базилику были выделены из бюджета Флоренции. Ранее на этом месте уже была небольшая церковь, которую разобрали, чтобы освободить место для более масштабного строительства. До конца жизни Арнольфо принимал активное участие в работах. К 1302 году были частично оформлены хор, трансепт и капеллы.
Окончательное завершение строительства приходится на 1385 год, но освятил Базилику Папа Евгений IV лишь в 1443 г.

















За многовековую историю Базилика претерпела немало изменений. Её периодически дополняли разными сооружениями, использовали в качестве художественной мастерской, лаборатории и пантеона флорентийской знати. Ряд наводнений значительно ухудшил состояние храма. Некоторые элементы повредились или были полностью разрушены. Последнее и самое сильное наводнение случилось в 1966 г. Тогда, в результате проседания пола, удалось обнаружить фундамент древней церкви.

Работы над центральным фасадом велись достаточно долго. Уже завершенный храм часто изображали на картинах, при этом его стены были почти пустыми, выполненными из простого кирпича. В период с 1853 по 1863 годы Николо Маттас занимался созданием более живописного декора Базилики с использованием мраморных плит. В своей работе он ориентировался на облик Сиенского собора и храма в Орвиенто. К середине XIX века Гаэтано Баккани занялся возведением 80-метровой колокольни. Старые врата центрального входа в Базилику заменили на бронзовые уже в 1903 г.

Архитектурные особенности

Базилика Санта-Кроче имеет 3 нефа, которые разделяются мощными граненными колоннами и коринфскими пилястрами. Последние венчают заостренные арки. План здания напоминает египетский крест шириной 73 м и длиной 115 м. Фундамент поднят над землей на высоту восьми ступеней. Слева от входа установлена высокая скульптура Данте Алигьери на постаменте, что подчеркивает его важную роль в итальянской культуре.

По всему фасаду расположено множество выступов и углублений с декоративной лепниной. Удивляет многих христиан и звезда Давида, которая возвышается над центральным порталом. Внутреннее пространство Базилики разделено между шестнадцатью капеллами. Каждая из них строилась на средства знатной семьи Флоренции.

Интерьер Базилики

По всему периметру Базилики находится множество окон, украшенных витражами. Они пропускают свет к центральному нефу и окрашивают его разнообразными оттенками. Большинство витражей выполнены А. Гадди на границе XIV и XV веков. Главный алтарь посвящен Богородице и украшен множеством её изображений. Облик Пресвятой Девы виден на скульптурах, фресках и мозаике в различных уголках помещения.

Большинство стен покрыты красочными фресками Джотто. Многие из них считались утерянными в период эпидемии чумы, тогда стены белили из гигиенических побуждений. Потомки просто забыли о существовании картин. Спустя несколько веков, во время реставрации, фрески стали настоящей находкой для искусствоведов.

Пантеон

Большой интерес представляют погребальные памятники, установленные над надгробиями известных жителей Флоренции. Здесь можно найти гробницу Россини, Галилея, Фосколо, Микеланджело, Маркони, Макиавелли и других. В различных частях храма покоятся более 300 известных личностей.

Надгробия выполняли из мрамора и богато отделывали драгоценными металлами. Чаще всего гробницы имеют форму ложа с изваянием умершего. Сверху на декоративных колоннах возвышается арочный свод.

Информация для туристов

Полюбоваться прекрасным оформлением Базилики Санта-Кроче во Флоренции можно с 9:30 до 17:30 с понедельника по субботу. По воскресеньям двери открыты с 13:00 до 17:30. Стоимость билета составляет 6 евро. Подростки до 18 лет оплачивают 4 евро, а дети до 11 лет проходят бесплатно.

На площади перед Базиликой часто проводятся развлекательные мероприятия, здесь же любит собираться молодежь. Ступени служат популярным местом встречи.

Всю актуальную информацию на английском и итальянском языках можно прочитать на сайте www.santacroceopera.it .

Добираться до площади удобно на автобусе №3. Выходить нужно на остановке Magliabechi. Также можно приехать сюда на такси или арендованном автомобиле. Адрес Базилики: Piazza Santa Croce 16.

Базилика Санта Кроче (Церковь Святого Распятия) была построена в конце 13-го столетия во флорентийском готическом стиле. Церковь известна, как Пантеон Флоренции, так как здесь расположены гробницы многих выдающихся итальянцев. Базилика Санта Кроче строилась наряду с Дуомо и Санта-Мария Новелла, как три основные церкви города Флоренции. Все три схожих мраморных фасада спроектированы в типичном флорентийском стиле.

Строительство церкви началось в 1295 году на площадке рядом с рекой Арно, где францисканцы построили небольшой ораторий. Согласно Вазари, базилика была спроектирована Арнольфо ди Камбио, флорентийским скульптором и архитектором, который также работал над собором Дуомо и старым дворцом. Базилика Санта Кроче была освящена в 1443 году Папой Юджином IV.


В 1512 году колокольная башня базилики была разрушена молнией, и восстановлена лишь в 1847 году по новому нео-готическому проекту Гаэтано Баккани. Мраморный фасад был добавлен еще позже, между 1853 и 1863 годами. Средства на строительство были предоставлены богатым британским меценатом Фрэнсисом Джозефом Слоане.


Санта Кроче отличается широким нефом, поддерживаемым направленными арками. Сразу при входе внимание посетителя концентрируется на Часовне Высокого Алтаря в конце нефа. Она украшена фресками Аньло Гадди, изображающими историю Истинного Креста Господня. Свет гармонично протекает в помещение сквозь мозаичные окна, над которыми также трудился Аньоло Гадди. Это одна из самых выдающихся архитектурных достопримечательностей Италии .


С правой стороны расположились Часовни Барди и Перуццо, украшенные фресками Джотто. Фрески на стенах Часовни Барди изображают сцены из жизни Святого Франциска, а часовня Перуцци украшена жизнеповествованиями святого Иоанна Баптиста и Иоанна Апостола. Фрески были перерисованы в 18м столетии, но тщательно восстановлены в соответствии с оригиналом в 1959.


В северном трансепте находится еще одна часовня Барди, где хранится деревянное распятие Донателло. Его друг Брунеллески решил продемонстрировать свои умения и превзойти Брунеллески, создав свою версию распятия, которая теперь хранится в Санта Мария ди Новелла. Тем не менее, созданная в 1425 году работа Донателло выглядит более реалистично и ярко.


Распятие Чимабуэ считается еще более известным. Он создал большую картину, поместив ее на деревянное распятие размерами в 4.48 на 3.9 метров. Его работа считается одним из самых реалистичных вариантов распятия. К сожалению, оно было практически полностью затоплено во время наводнения реки Арно в 1966 году. Распятие Чимабуэ было сильно повреждено и несмотря на реставрацию, все еще находится в критическом состоянии.


Базилика Санта Кроче включает также три монастыря, главный из которых был спроектирован Арнольфо ди Камбио. В южной части находится второй монастырь меньших размеров, созданный Брунеллески. Его считают одним из красивейших монастырей Флоренции. Третий, самый маленький монастырь был построен в тринадцатом веке, формируя сердце оригинального францисканского сооружения.

Как уже упоминалось выше, Санта Кроче содержит гробницы многих знаменитых итальянцев. Многочисленные надгробные плиты покрывают стены церкви. Эту базилику считают местом рождения Ренессанса, где расположен первый ренессансный монумент - гробница политика Леонардо Бруни, созданная в 1444 году Бернардо Росселино. Она стала образцом для многих будущих гробниц, включая могилу Карло Марсуппини напротив северной стены.


Самый знаменитый памятник Санта Кроче - это первая гробница вдоль южной стены, принадлежащая Микеланджело Буонаротти. Она была спроектирована Джорджио Вазари и содержит бюст Микеланджело, украшена множеством статуй и фигур. Статуи были созданы Джиовани Баттиста и Валерио Чиоли. Микеланджело умер в 1564 году в Риме, где построили гробницу Двенадцати Апостолов в его честь. Тем не менее, художник хотел быть похороненным в его родной Флоренции. С разрешения дюка Флоренции, Леонардо Буонаротти выкрал тело Микеланджело и привез его во Флоренцию.


Напротив могилы Микеланджело находится гробница Галилео Галилея, который умер в 1642 году. Но из-за церковной анафемы его запрещено было хоронить по христианским канонам вплоть до 1737 года, когда тело Галилея наконец захоронили в Санта Кроче. Его надгробный памятник был спроектирован Джиованни Баттиста Фоггини, который также разработал бюст Галилея.


Среди других похороненных в Санта Кроче знаменитостей композитор Джоаккино Россини. Один из лучших итальянских композиторов прославился своей оперой "Севильский Цирюльник". Россини умер в 1868 году в Париже и был похоронен на парижском кладбище Пьер-Лашез. Спустя 9 лет его тело было эксгумировано и доставлено в базилику Санта Кроче во Флоренции.


Итальянский поэт Данте Алигьери похоронен в своей родной Равенне, но в его честь в Санта Кроче установлен кенотаф, расположенный напротив южной стены рядом с могилой Микеланджело. Кенотаф был создан в 1829 году Стефано Рикки и изображает Данте над своей пустой могилой, наряду со статуями аллегорических героев из его произведений.


Базилика Санта Кроче во Флоренции знаменита множеством других могил, включая гробницу писателя Уго Фосколо, историка и дипломата Николо Макиавелли, Витторио Альфиери, а так же Жозефа Наполеона и его дочери Шарлотты.

Церковь Санта Кроче знаменита не только потому, что признана самой крупной францисканской церковью в мире. Особым вниманием и популярностью у туристов она пользуется благодаря невероятной красоте интерьеров, созданных знаменитыми художниками прошлого. А также как погребальный памятник времен ренессанса. Именно здесь под мраморными плитами покоятся в саркофагах величайшие представители рода человеческого.

Церковь Святого Креста

Именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост - по форме это сооружение напоминает крест. Своим появлением эта католическая святыня обязана самому Франциску Ассизскому. По преданию, церковь воздвигнута на месте скромной часовни, собственноручно построенной почитаемым святым. Зная о его мировоззрении, можно легко догадаться, что адепты создали строение, в сотни раз превосходящее прототип по красоте и богатству.

Святой Франциск тем и знаменит, что возвел бедность, аскетизм в светлый, даже радостный идеал. Осознанно отказавшись от материальных благ, он поменял обеспеченность и комфорт на путь миссионера, несущего людям идеи покаяния, мира и братства. Следуя примеру Христа, видел свое предназначение в сострадании и служении людям.

В 1228 году, через 2 года после смерти, Франциск Ассизский был канонизирован. В 1294 году на месте скромной часовни, на небольшой площади началось строительство великолепного храма. Его «отцом» считают знаменитого архитектора Арнольфо ди Камбио. На тот период он был capomaestro – руководителем строительства самых крупных объектов во Флоренции, в частности, Кафедрального собора.

Проект Санта Кроче предвосхитил архитектурные достижения эпохи Ренессанса. Его строгие, и в то же время пластичные, выразительные формы в буквальном смысле радуют глаз. Гармоничность – вот что завораживает уже при первом взгляде на это прекрасное сооружение. Хотя главный фасад церкви полностью декорирован лишь в XIX веке. Тогда же была сооружена и колокольня высотой 80 метров.

Постоянным переменам подвергалось внутренне убранство. Были и очень печальные изменения. Например, в 16 веке великолепные фрески на стенах были просто забелены: дело в том, что тогда во Флоренции свирепствовала чума, и церковные помещения использовали, как больничные. Каково же было изумление, радость реставраторов, обнаруживших под слоями извести знаменитые фрески Джотто!

В финансировании проекта строительства приняли участие самые знаменитые состоятельные семейные кланы Флоренции: след в истории, заслуживающий уважения.

Внутреннее убранство

Церковь Санта Кроче является эталоном готического стиля. Внутренне устройство – 3 роскошных нефа, разделенных мощными колоннами. В свою очередь, колоннада украшена соединяющими арками. И все это декорировано великолепными архитектурными элементами. Такими как архивольты – эффектное оформление арочных дуг; лизены – плоские выступы на стенах; пилястры – изящные полуколонны.

Длина основного нефа 115 метров. Стрельчатые арки свободно пропускают свет сквозь витражные окна, что усиливает ощущение простора и величия. Высокий алтарь венчает знаменитое распятие Чимабуэ. После безжалостного наводнения 1966 года оно считается символом возрождения пострадавшей Флоренции. Также алтарь украшен уникальным полиптихом Мадонна со Святыми. В ризнице храма потрясают воображение фрески «Вознесение», «Воскресение», «Распятие», «Восхождение на Голгофу».

Во Флоренции чтят святого Франциска. Его изображения, скульптурные жизнеописания можно найти во многих базиликах города. Но именно в Санта Кроче находится самый красивый барельеф, на котором изображены сцены из жизни великого святого.

В оформлении 16 часовен церкви Святого Креста оставили свой исторический след знаменитые флорентийские семейства Барончелли, Перуцци, Альберти и другие. Декорирование фресками, скульптурами стало возможным благодаря их благородному участию.

Богатый купец Андреа Пацци тоже остался в памяти потомков. Благодаря ему на территории собора появилась уникальная Капелла Пацци. В 1423 году внутренняя площадь базилики пострадала от пожара. Впоследствии на этой территории была сооружена непревзойденная по стилевому и пространственному решению Капелла Пацци. Традиционные арки, колонны, пилястры использованы в декоре капеллы настолько виртуозно, что создают ощущение абсолютной естественности.

Исключительность собора состоит и в том, что он является своеобразной усыпальницей для многих великих людей. Здесь под мраморными плитами находится прах Микеланджело, а рядом – памятник, состоящий из аллегорических фигур Архитектуры, Живописи, Скульптуры.

Скорбные фигуры украшают памятник у саркофага Галилео Галилея. Не уступают в печальной монументальности скульптурные группы у мест захоронения Николо Макиавелли, Джоаккино Россини. Невольный трепет охватывает каждого, находящегося рядом с этими величественными саркофагами.

Главный ориентир Флоренции

Площадь Санта Кроче расположена прямо в «сердце» Флоренции. Как все дороги Италии ведут в Рим, все дороги Флоренции – на знаменитую площадь. Испокон веков здесь проходит оживленная жизнь города. В прежние времена – ярмарки, турниры. Сейчас – костюмированные спектакли, которыми так гордятся жители. На площади Санта Кроче в соответствии с веяниями времени туристы могут посетить множество ресторанов, кафе, ночных клубов, дискотек. Необычный колорит придает площади брусчатка и старинные здания, расположенные по периметру. Но самое необыкновенное зрелище, открывающееся тем, кто пришел на площадь – потрясающей красоты базилика Санта Кроче с ее Капеллой Пацци и богатейшим внутренним убранством.

Loading...Loading...