Святцы женские имена октябрь. Как выбрать православное имя девочке

Имя человека обладает магической силой, оно всегда было окутано завесой тайны и мистики. Имя ребенка порой определяет всю его будущую жизнь и очень сильно влияет на нее. Наши мудрые предки знали о кармической силе и могуществе, которое несет имя. Своих детей славяне старались защитить от напастей с помощью церковного имени.

Существовал специальный православный календарь, где новорожденным выбирались . Имя при (церковное имя) хранилось в тайне, его не произносили лишний раз во избежание сглаза ребенка. Это, по мнению наших предков, давало дополнительную защиту человеку от нечистой силы.

Имена девочек по церковному календарю это богатство необыкновенно мелодичных и никогда не теряющих свою актуальность имен, отличающихся удивительной красотой звучания. Люди, которые носят имена святых или великомучеников, являющихся покровителями их дня рождения, на всю жизнь получают мощную защиту Ангела-хранителя. Так считалось в древние времена, но эта традиция соблюдается и в наши современные дни.

Как правильно выбирать церковное имя девочки по святцам

В церковном христианском годе каждый день отмечается и празднуется память нескольких святцев. Существуют определенные правила чтобы выбирать .

  • Первый день рождения . По дате рождения выбирается одно из нескольких женских имен святцев, которое и будет носить ребенок. Эти церковные имена детей имеют могущественную силу и защищают их обладателей от жизненных невзгод.
  • Восьмой день от рождения . Число восемь – это символ вечности, святое число в христианстве. В глубокой древности по церковному уставу малышей крестили именно на восьмой день рождения. Православные женские имена, данные по святому на восьмой день рождения, приносят их обладательницам светлую дорогу в жизни.
  • Сороковой день от рождения . Именно в этот день кроху приносят по христианскому обычаю в храм для совершения .

Если в эти дни нет рождения святых или их имена кажутся родителям неблагозвучными, для девочек допускается сдвиг на несколько дней от намеченной даты. В наши дни традиция давать мужские и женские церковные имена тщательно соблюдается. В честь святого, во имя которого наречен человек, празднуют именины (день Ангела). Когда малыш подрастет, он обязательно должен узнать жизнь святого, в честь которого носит свое имя.

Ритуал присвоения имени или Крещение – это святой обряд, церковное таинство. Человек, получая имя своего святого, приобретает помощь Светлых сил, которые с момента Крещения берут его под свою опеку и заботу. Именины в старые времена праздновались даже с большим шиком, чем день рождение. В дату своих именин принято ходить в церковь, ставить свечку своему покровителю.

Вы можете самостоятельно выбрать женское имя по святцам для своего малыша . Вам поможет в этом . Только учитывайте, что в церковном календаре все даты идут по старому стилю. Чтобы привести их в соответствие с нашим привычным календарем, следует прибавить число 13 к дате рождения.

Узнать про значение других имён

Женское имя Самира произошло от слова «самар», что переводится с арабского языка как «ночной разговор». Также имеет значение «собеседница» или «женщин...

Еще до рождения малыша родители начинают подумывать над тем, как назвать ребенка. Имя дается человеку один раз на всю жизнь, поэтому важно подойти к его выбору осознанно. Выбранное вами имя для девочки или мальчика во многом определит характер и даже судьбу сына или дочери. На нашем сайте вы узнаете, как назвать ребенка по знаку зодиака, как разные имена сочетаются с русскими фамилиями и отчествами, какими преимуществами и недостатками обладает то или иное имя для девочки или мальчика, найдете интересные детальные описания самых разных мужских и женских имен.

Как назвать ребенка по дате рождения

Даже носители одного и того же имени могут иметь совершенно разные характеры и судьбы, поскольку на них в значительной степени влияет также день, месяц и год рождения ребенка. Летние Александры существенно отличаются от зимних, а рожденные в год Кабана Анастасии совершенно не такие, как их тески-Овцы.

Ведь любые родители непременно хотели бы, чтобы их дети были счастливы, гармоничны, удачливы и успешны. Вот почему многие из нас заблаговременно начинают раздумывать над тем, как лучше назвать своего ребенка.

О влиянии даты рождения на судьбу человека задумывались с древних времен. Сегодня наука, занимающая числами и их значением в нашей жизни, достигла широкого распространения и популярности. Нумерологи предлагают назвать ребенка по дате его рождения, определив самое удачливое для нее имя.

Кроме того, существует астрологический календарь, изучающий сочетание разных имен со знаками зодиака. Учитывайте также, в какое время года и в какой год родился ребенок. К примеру, характер весеннего ребенка нужно подкрепить твердым, решительным именем, а осеннему больше подойдет нежное, романтическое.

Как назвать ребенка по церковному календарю

Еще одним простым и очень удобным способом называть ребенка в зависимости от даты рождения является выбор имени согласно церковным святцам. Для каждого дня в году церковный календарь предлагает несколько имен, носители которых празднуют свой день ангела именно в этот день. Считается, что святые, чей день припадает на эту же дату, будут оберегать человека, названного в его честь, а это немаловажно.

Если же вам не нравится имя, предлагаемое на конкретную дату, то можно выбрать одно из тех, чьи именины припадают на любой из ближайших после этого дней, но только не предшествующих ему. И пусть вашего малыша оберегают небесные силы!

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Обсуждение

А церковный календарь - это исключительно природное и естественное явление? Или его всё-таки придумывали и писали люди? Так почему надо ориентироваться по чьим-то (пусть и древним) придумкам?

У меня сын Василий.Точно такого среди его друзей в школе не будет,кругом одни Ильи да Никитки

Комментировать статью "Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю"

Как назвать ребенка? Роды с мужем: пол ребенка и имя для девочки - после родов. Выбор имени по святцам и нумерология. Ключ к определению энергетики имени. Выбираем имя ребенку. Мы не делали УЗИ на пол, и имя не выбирали принципиально, надеясь на святцы.

Обсуждение

В период 40 дней от момента рождения, то есть с даты рождения +40
Удачного выбора!

Вот тут у каждого батюшки свое мнение. Я слышала несколько разных версий. От уважаемых своей паствой священнослужителей. 1) Называть четко по имени святого, кого чествуют в этот день. И никаких НО. 2) Называть можно именем из списка святых, которых чествуют в течение 40 дней после рождения. 3) Называть можно любым мирским именем, а крестить именем святого, которого чествуют непосредственно в день рождения.
Ваш вариант - четвертый.
Лично я для себя остановилась на втором варианте. Но, если честно, подогнала его уже постфактум, т.к. с именами детей определилась до их рождения и вряд ли бы стала менять, случись что-то внеплановое (например, рождение в 7 месяцев). Старший сын, названный мной Антоном в первый же день, как я узнала о беременности (вот сразу ждала сына Антона), по стечению обстоятельств родился в день Антония Печерского. Младший сын, бывший Захаром с 30й недели беременности (тогда узнали, что будет сын), родился за месяц до дня памяти Захарии Постника. Дочка, ставшая окончательно и бесповоротно Есенией с 21й недели беременности (как только сказали пол), родилась за 10 дней до дня памяти Преподобной Есии.
Такая близость именин убеждает меня, что имена моим детям выбраны правильно и с благословения свыше:)

Раздел: Как назвать ребенка (имя соня при крещении). Софья или София? Просветите меня, вот это одно и тоже имя или у него разное значение? К содержанию. Имена, которые подходят детям по святцам. Имена для сына и дочки – созвучные, без споров и разногласий.

Раздел: Как назвать ребенка (кое имя у меня по святсам). Мы вот тоже ждем второго ребенка. И кстати, вот посмотрела эти святцы, имя, которое выбрали первому ребенку, а именно Константин, совпадает с его датой рождения, а именно 11 августа!!!

Как назвать ребенка. у меня оба оказались по святцам, первого узнала только через 10 лет, второго придумали имя Имена, которые подходят детям по святцам. Январские имена для мальчиков. Григорий, Илья, Тимофей, Даниил, Иван, Игнат, Афанасий, Кирилл, Никита, Антон...

Обсуждение

спасибо всем)

Это сейчас родители могут дать любое имя ребенку, а в старину, принято было давать имена по церковному календарю. Сначала малыш рождался, а уже потом ему давалось имя. Как правило, имя, выбирали по именам святых, наиболее близко расположенных в православном календаре к дате рождения, а еще правильнее к дате крещения. Я родилась в декабре, именины - в январе) Двум малышам тоже присматривали имена, ближайшие к дате рождения. НО имя земное и имя церковное могут быть разными. Подруга назвала дочку Амелией, а крестила её Анной. =)

имя и крещение. Как назвать ребенка. Можно самим выбрать крестильное имя. Обычно выбирают по святцам на день рождения, на день крещения, или по любимой святой\мученицы.

Раздел: Как назвать ребенка (егор сергеевич или максим сергеевич как назвать). У самой муж Сергей. Я бы назвала своего сына Артем и плевать Влияние имени ребенка на его характер и судьбу. Имя по святцам. В десятку популярных мужских имен вошли Максим, Артем, Михаил...

Наши предки совсем не испытывали такой проблемы, как выбор имени своему ребенку. После Крещения Руси все православные начали проводить обряд крещения детей и давали им имена святых, которые были признаны церковью. В то время и были составлены «святцы» или же православная книга имен всех святых и мучеников с датой почитания памяти их и с кратким описанием значения этого имени. Другое название этой книги – «Месяцеслов» , потому что там же расписан каждый день года месяц за месяцем. После рождения малыша родители приходили к священнику, и он давал им на выбор несколько имен святых, в день почитания которых ребенок родился. Если же на рождение выпадал «пустой» день, когда никакого святого не праздновали, или же имя родителям не нравилось, церковник давал на выбор имена других святых, почитаемых в последующие 3 дня. Проводить крестины малыша должны были на восьмые сутки после рождения. Именно за это время родители должны были определиться с выбором. Православные «Святцы» формировались многие столетия подряд. И по сей день в месяцеслов добавляются новые имена.

В современном мире вновь возрождаются православные традиции, и многие родители уже осознанно подбирают имя по церковному календарю для своих будущих малышей. Однако есть некоторые особенности, с которыми не плохо было бы ознакомиться заранее, чтобы все сделать правильно. Так, например, некоторые часто путают «именины» с днем рождения. День рождения – это день, когда человек «телесно» появился на свет, то есть родился. Именины же – это день памяти того святого, в честь которого назвали человека при Крещении. И, если в течение года именины этого святого празднуются несколько раз, то человеку нужно отмечать те, которые являются самыми близкими к его дате рождения. Именины, как и день рождения, празднуются только один раз в году.

Итак, давайте разберемся, как правильно выбрать имя по православным «Святцам» .

1. Самое первое, что должны сделать родители будущего малыша, это обзавестись «месяцесловом» на текущий год .

2. После рождения малыша родителям следует определиться с именем . Лучше всего выбирать имя того святого, который почитается в день рождения ребенка. Если же таких святых больше, то Вам повезло, ведь из нескольких имен легче выбрать то, которое нравится. Также перед окончательным решением следует прочитать биографию жизни святого. Существует такое поверие, что если малыша называют именем святого, который прожил долгу и хорошую жизнь, то и ребенок будет успешен и счастлив в жизни. Если же назвать малыша именем мученика, то и его жизнь будет полна лишений, трудностей и испытаний.

3. При выборе также могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что есть некоторые дни месяцеслова, в которые святых вообще не вспоминают, например, Рождество или праздник Преображение. Или же в день рождения девочки чтят святых только мужского рода (или наоборот). Тогда допускается, что можно выбрать имя святого, которого почитают в следующие 8 или даже 40 дней после рождения . Также это исключение хорошо еще и тем, что не каждому родителю может понравиться имя святого/святой хотя бы по эстетическим характеристикам, ведь многие имена в православном календаре звучат довольно странно (Евпраксия, Пафнутий и т.д.).

4. При Крещении дается имя только один раз и на всю жизнь . Меняться оно может только в том случае, если человек меняет свою веру исповедания или же проходит пострижение в монахи.

Отмечать свои именины нужно походом в церковь на богослужение. Если же такой возможности по каким-либо причинам нет, то можно заняться в это день чтением биографии своего православного святого, которая называется Житием.

Приведем несколько возможных вариантов имен из православного календаря по месяцам:

Январь.

Женские имена: Иулиания, Анастасия, Феодотия, Клавдия, Малахия, Варнава, Анания, Татиана, Илия, Нина.
Мужские имена: Феофан, Павел, Петр, Иоанн, Сергий, Михаил, Афанасий, Максим, Антоний, Виктор.

Февраль.

Женские имена: Инна, Римма, Ксения, Мария, Филицата, Евфрасия, Милица, Евдоксия, Ольга, Зоя, Вера.
Мужские имена: Феодор, Олимпий, Николай, Тимофей, Василий, Владимир, Роман, Кирилл, Алексий, Пафнутий.

Март.

Женские имена: Мстислава, Марина, Кира, Матрона, Антонина, Дария, Марфа, Пиама, Ираида.
Мужские имена: Тарасий, Герасим, Даниил, Вячеслав, Давид, Григорий, Константин, Агапий, Александр.

Апрель.

Женские имена: Лидия, Захария, Иона, Кифа, Мина, Акилина, Сусанна, Василисса, Зосима, Саломия, Галина, Ника.
Мужские имена: Аркадий, Руфин, Виктор, Трофим, Василий, Акакий, Симеон, Адриан, Савва, Иаков, Кондрат.

Женские имена: Александра, Елисавета, Глафира, Анастасия, Анна, Зоя, Клавдия, Муза, Христина.
Мужские имена: Георгий, Василий, Борис, Глеб, Виталий, Никита, Петр, Сергий, Стефан, Филимон, Никита.

Июнь.

Женские имена: Елена, Феодосия, Иулиания, Архелая, Сосанна, Калерия, Фекла, Акилина, Антонина, Пелагия.
Мужские имена: Антонин, Андрей, Мстислав, Елисей, Мефодий, Тимофей, Феодот, Рафаил, Вениамин.

Июль.

Женские имена: Зина, Ангелина, Агриппина, Татиана, Ольга, Елисавета, Лукия, Иулия, Алевтина.
Мужские имена: Стефан, Феодор, Леонид, Аркадий, Матфий, Давид, Иаков, Варфоломей, Симон, Димитрий.

Август.

Женские имена: Олимпиада, Ираида, Мавра, Анфиса, Серафима, Елима, Соломония, Маргарита, Анфира, Елена.
Мужские имена: Платон, Лаврентий, Роман, Афанасий, Прохор, Тимон, Алексий, Максимилиан, Антонин.

Сентябрь.

Женские имена: Мина, Анфиса, Евлалия, Минодора, Татиана, Еванфия, Захария, Пульхерия, Фифея.
Мужские имена: Максим, Серапион, Глеб, Митродор, Евгений, Герман, Димитриан, Харитон, Давид.

Октябрь.

Женские имена: Мария, Иона, Ираида, Досифея, Евфросиния, Пелагия, Виринея (Вероника), Харитина, Надежда.
Мужские имена: Иннокентий, Флорентий, Никита, Каллист, Константин, Еввентий, Евлампий.

Ноябрь.

Женские имена: Елена, Анастасия, Серафима, Александра, Клавдия, Афанасия, Матрона, Елисавета.
Мужские имена: Нестор, Нектарий, Порфирий, Варлаам, Тихон, Гавриил, Антонин, Родион, Никон, Максимиан.

Декабрь.

Женские имена: Апфия, Агавва, Екатерина, Магдалина, Татиана, Кифа, Анфиса, Анна, Фекла, Вера.
Мужские имена: Ярополк, Севастиан, Илия, Даниил, Ярослав, Парамон, Авив, Нектарий, Рафаил, Варлаам, Климент.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Loading...Loading...